НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
УДК 332.14
ББК 65.050.22-18
П 53
DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-76-83
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ: ИМПЕРАТИВЫ, ФУНКЦИИ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ
(Рецензирована)
Наталия Владимировна ПОЛУЯНОВА
Национальный исследовательский технологический университет, г. Москва, Россия
e-mail: poluianova. nv@misis. ru
Аннотация. В статье с позиций эволюционного подхода представлены и в контексте специфики процессов разработки региональной социально-экономической политики интерпретированы элементы парадигмального знания, раскрывающего содержательные особенности деонтологической парадигмы в регулировании и балансировке параметров развития социально-экономической сферы субъектов. Проведено сравнение императивов и отличительных особенностей различных парадигм, использовавшихся на разных этапах общественного развития при разработке положений региональной социально-экономической политики проведения территориальных преобразований. Рассмотрены институциональные и объективно-трансформационные детерминанты, обуславливающие переход на клаузулы деонтологического характера при разработке элементов региональной социально-экономической политики. Осуществлена систематизация концептуальных элементов, формирующих предметно-содержательное и объектно-специфицирующее поле рассматриваемой парадигмы. В русле функционального подхода приведены модифицированные функции региональной социально-экономической политики, возникновение которых предопределено социальным дифферентом в общих установках регулятивного воздействия на территориальные социально-экономические системы. Сформулированы необходимые условия для перехода на императивы деонтологической парадигмы в системе формирования и реализации региональной социально-экономической политики. Полученные теоретические результаты вносят заметный вклад в теорию и методологию функционирования региональной экономики и управления мезо-уровневыми социально-экономическими системами, формируют концептуальную основу для разработки и реализации человеко-ориентированной политики регионального развития.
Ключевые слова: экономика, регион, территориальное социально-экономическое развитие, региональная политика, деонтологическая парадигма, принципы региональной политики, функции региональной политики, механизмы реализации региональной политики, экономика федеративных отношений.
Для цитирования: Полуянова Н. В. Деонтологическая парадигма в формировании и реализации региональной социально-экономической политики: императивы, функции, инструментарий // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2024. Вып. 2 (340). С. 76-83. DOI: 10.53598/2410-3683-2024-2-340-76-83.
ORIGINAL RESEARCH PAPER
DEONTOLOGICAL PARADIGM IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY: IMPERATIVES, FUNCTIONS AND TOOLS
Natalia V. POLUJANOVA
National University of Science and Technology «MISIS», Moscow, Russia
e-mail: poluianova. nv@misis. ru
Abstract. The article presents elements of paradigmatic knowledge that reveal the substantive features of the deontological paradigm in regulating and balancing the development parameters
of the socio-economic sphere of subjects in the context of the specifics of the development processes of regional socio-economic policy. The comparison of imperatives and distinctive features of various paradigms used at different stages of social development in the elaboration of regional socio-economic policy regulations for carrying out territorial transformations is made. The institutional and objective-transformational determinants conditioning the transition to clauses of the deontological nature when developing the elements of regional socio-economic policy are considered. A systematization of the conceptual elements that form the subject-content and object-specifying field of the paradigm under consideration has been carried out. In line with the functional approach, modified functions of regional socio-economic policy are presented, the emergence of which is predetermined by social differences in the general settings of regulatory impact on territorial socio-economic systems. The necessary conditions for the transition to the imperatives of the deontological paradigm in the system of formation and implementation of regional socio-economic policy are formulated. The theoretical results obtained make a significant contribution to the theory and methodology of the regional economy functioning and the management of meso-level socio-economic systems, and form the conceptual basis for the development and realization of people-oriented policy of regional development.
Keywords: economy, region, territorial socio-economic development, regional policy, deontological paradigm, principles of regional policy, functions of regional policy, mechanisms for regional policy implementation, economics of federal relations.
For citation: Polujanova N. V. Deontological paradigm in the formation and implementation of the regional socio-economic policy: imperatives, functions and tools // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2024. No. 2 (340). P. 76-83 (in Russian). DOI: 10.53598/2410-36832024-2-340-76-83.
Введение. Императивы региональной социально-экономической политики (РСЭП) находятся в постоянном процессе содержательного изменения, что связано с трансформацией самих целевых установок государства как ключевого макрорегулятора по отношению к территориальным субъектам. Управление региональной повесткой, экономическим и социальными процессами в проекции к чрезвычайному разбросу субфедеральных проблем и ситуаций относится к комплексным и системно-стратегическим задачам государства, имеющего федеративный тип административно-территориального устройства (АТО) [1]. Именно поэтому научное обеспечение процессов регионального стратегического целеполагания, осуществляемого в рамках формирования и реализации субфедеральной социально-экономической политики, должно своевременно корректироваться и дополняться в рамках адаптационных возможностей макрорегуляторных институтов к изменениям во внешней и внутренней факторной среде.
Региональная социально-экономическая политика, осуществляемая на федеральном уровне по отношению к субъектам федерации, формируется под влиянием нескольких научных парадигм. В различные периоды общественного развития превалировала та или иная парадигмальная основа регулирования региональных трендов и межрегиональных пропорций: во многом это было обусловлено характером решаемых задач. Принято выделять выравнивающую, поляризационную, гармонизирующую, воспроизводственную, селективную парадигмы, элементы научного обеспечения на базе которых использовались в построении региональных стратегий и программ долгосрочного социально-экономического развития [2, 3]. Вместе с тем, постановка во главу угла приоритетов государственной политики человека с его жизненными и социальными потребностями, требует модернизации и развития элементов парадигмального базиса с позиций фокусировки на положения деонтологической парадигмы формирования императивов РСЭП. Данное обстоятельство, а также эволюционная логика в трансформации подходов, методов, моделей, механизмов и инструментария региональной социально-экономической политики, предопределили направления научного поиска автора.
Результаты и обсуждение.
1. Сравнение императивов и отличительных особенностей различных парадигм региональной социально-экономической политики.
Процессы регионального развития и координации сбалансированного функционирования региональных социально-экономических систем проходили различные этапы своего концептуального осмысления. В системе научного обеспечения региональной социально-экономической политики принято выделять несколько парадигм, под влиянием которых формировались концептуальные платформы процессов регионального целеполагания [3]. Каждая из них имеет свои преобразовательные преимущества и недостатки, а наибольший эффект зачастую получается в случае комбинирования содержательных положений тех или иных парадигмаль-ных основ. В табл. 1 приведены эти преимущества и недостатки в проекции к процессам формирования и реализации РСЭП.
Современный период общественного развития характеризуется рядом негативно-деструктивных явлений и процессов в экономике и социальной сфере большинства региональных субъектов. Они, в свою очередь, во-многом обуславливают эволюционно-детерминированный переход на клаузулы (положения) де-онтологической парадигмы при разработке элементов региональной социально-экономической политики. К подобного рода негативным явлениям и процессам мы отнесем:
— снижение ресурсно-демографической обеспеченности региональной экономики вследствие оттока перспективных элементов человеческого капитала в национальные центры и локальные центры второго порядка;
— перманентное ухудшение качества регионального человеческого и креативного капитала, связанное с вымыванием носителей креативных и социальных навыков в наиболее развитые зоны экономической и социальной активности, их замещение за счет населения периферии и полупериферии;
— негативные процессы автаркизации отдельных сообществ, их маргинализации и депривации положительных общественно-одобряемых практик в них;
— «размытие» индивидуальных морально-этических установок и лимитирование социальных обязательств, инверсии в системе традиционных ценностей, которые упрощают и в негативном ключе стигматизируют использование нравственного инструментария выбора социально-экономических приоритетов для человека;
— длительный пореформенный период рыночной институционализации экономики сместил акценте социальной направленности на коллективно-корпоративные решения и интересы, что, с одной стороны, стимулирует конкуренцию, с другой — минимизирует активность процессов креативной трансформации экономических и социальных мезоуровневых систем.
2. Систематизация концептуальных элементов, формирующих предметно-содержательное и объектно-специфицирующее поле деонтологической парадигмы.
Содержательные аспекты деонтологической парадигмы раскрываются в ходе интерпретации консолидированного единства самостоятельных социально-экономических процессов в пространственно-временном континууме региона, инициируемых в целях достижения установок человеческой жизнедеятельности, построенных на морально-гравственных принципах этики (рис. 1).
Отличительные особенности различных парадигм формирования и реализации региональной социально-экономической политики*
Таблица 1
ю
Название парадигмы Сущностные аспекты Преимущества Недостатки
Выравнивающая Предполагает «дотягивание» отстающих, проблемных и депрессивных регионов до уровня общестрановых параметров развития, решает проблему асимметрии Поддержка отстающих субъектов, решение проблемы выравнивания социально-экономических дифферентов, избегание региональных кризисов Отсутствие системной стимуляции регионов-лидеров и регионов-локомотивов роста, значительное перераспределение результатов их деятельности на отстающие
Поляризационная Несет императив адресной поддержки и акселерации регионов-полюсов роста для последующей диффузии результатов их деятельности на сопряженные субъекты Поддержка «точек роста», рациональное использование ограниченных ресурсов на стимулирование ведущих регионов и территорий-локомотивов Ухудшение положения отстающих, риски неконтролируемого обвала основных социально-экономических индикаторов
Гармонизирующая Имеет целью поддержание гомеостаза (стабильного постоянства) без усиленного стимулирования какой-либо группы субъектов Равновеликое распределение ресурсов и стимулирующего воздействия на все субъекты, отказ т выделения «любимчиков» Отсутствие адресного подхода, консервация проблем, инерционный режим решения проблем отстающих, недостаточная поддержка лидеров
Воспроизводственная Ориентирована на приращение элементов ресурсной обеспеченности региональных социально-экономических систем Реализуется в рамках императивов концепции устойчивого развития, результаты реализации нацелены на будущие поколения Может игнорировать общественные приоритеты социального плана, сконцентрировавшись на воспроизводстве материальных факторов
Селективная Несет в себе идею адресно-индивидуального подхода к решению региональных проблем и ситуаций, исходит из идей федерализма Учитывает региональные различия, строит поддержку регионов на избирательно-дифференцированной основе Чрезмерное внимание к фактору межрегиональной дифференциации может вести к игнорированию ростоформирующих факторов и тенденций
(Л (Л
к>
X П)
> £
^
о а;
* -О
Ш п>
* £ О
ш
£ я>
3 "е
< Я)
о -а
55 ^ ы ?
О
^ I ю ш
к *
0-
N <
"а
* составлено на основе [3-7]
Эти цели объединяют и охватывают следующие блоки:
— воспроизводство материальных и нематериальных элементов ресурсной базы региона для будущих поколений;
— повышение жизненной (витальной) привлекательности региона для различных категорий населения;
— прирост инновационно-инвестиционной привлекательности региона для креативного капитала, ведущий к улучшению параметров бизнес-среды и социохозяй-ственных аспектов развития территорий;
— развитие социально-трудовой сферы и локальных рынков труда как мест приложения усилий со стороны индивидов;
— гармонизация социальных и экономических направлений развития социо-хо-зяйственного континуума;
— активизация мероприятий этно-демографической политики и сохранения плотности населения как ключевых экономических агентов в границах территории;
— институциональное профилирование задач, направлений и принципов деятельности системообразующих институтов региональной экономики на достижение целей жизнедеятельности человека;
— балансировка экологического и эко-технополисного развития территорий с новым качеством планировочных процессов: гармонией деловых, индустриальных, витальных и рекреационных зон в городском и внегородском пространстве.
Рис. 1 — Концептуальные элементы, раскрывающие специфику деонтологической парадигмы формирования и реализации РСЭП*
"составлено на основе [8-10]
Использование деонтологической парадигмы должно привести к усилению роли человека в региональной экономике и социальной сфере. Это выражается в расширении способностей к получению увеличенного дохода от использования собственного креативного капитала, сокращению рабочего времени в найме, упрочнении социальных ролей в обществе и усложнении социальных моделей поведения, трансляции социо-гуманистических стандартов и ориентиров, сохранению и трансляции традиционных ценностей в будущие временные периоды и на различные уровни административно-территориального устройства.
3. Модифицированные функции региональной социально-экономической политики, построенной на принципах деонтологического подхода, необходимые условия для перехода на императивы деонтологической парадигмы в системе формирования и реализации РСЭП.
Преобразовательные возможности деонтологической парадигмы основываются на комплексе имманентных функций, которые может запускать в регионах соответствующий подход:
A) трансформирующая функция, основанная на процессах рекомбинирования элементов, организующих системные взаимодействия по вектору «регион — рынок», а также «регион-социум»;
Б) идентифицирующая функция фокусировки жизненных потребностей настоящего и будущего периодов в групповых и индивидуальных интересах населения;
B) организующая функция выстраивания новых межсубъектных отношений сквозь призму интересов и потребностей человека как объекта и цели РСЭП.
Раскрытие и активизация данных комплексных функций возможна только при соблюдении ряда условий, необходимых для перехода на императивы деонтологической парадигмы в системе формирования и реализации РСЭП. В конкретизирующем виде эти условия можно сформулировать в следующей редакции:
— всеобъемлющая системность в формировании общей и частных целей РСЭП;
— наличие основных и альтернативно-дублирующих контуров достижения целевых координат РСЭП;
— приоритет интересов личности над корпоративными интересами в ситуативном аспекте;
— «вписывание» целей РСЭП в целевые установки документов стратегического планирования странового уровня.
— наличие интегральных и частных понятных индикаторов оценки эффективности и результативности мероприятий по реализации императивов РСЭП.
Выводы:
1. Переход на императивы деонтологической парадигмы обусловлен эволюци-онно как пролонгированная ступень таких направлений общей методологии региональной экономики и управления сложными социально-экономическими системами мезоуровневого порядка организации и функционирования как социономика, концепции устойчивого и сбалансированного социо-эколого-экономического развития, человеко-ориентированная парадигма и т.п. Синтез различных элементов указанных концептуальных направлений, моделей и отдельных оформившихся самостоятельных парадигм в качестве общей грани выделяет человека как объект целевого воздействия и одновременно субъект процессов формирования и реализации положений региональной социально-экономической политики. Это обуславливает необходимость поиска, отладки и внедрения новых форм общественного, институционального и корпоративного взаимодействия, которые бы позволяли учитывать долгосрочные и полиаспектные интересы различных формаций при разработке направлений, императивов и принципов формирования и реализации РСЭП.
2. Для полноценного внедренческого использования принципов и постулатов деонтологической парадигмы необходимо включение целей и приоритетов многоаспектного функционирования и долгосрочного гармонизированного развития человека в нескольких ипостасях: в социально-экономической, в социо-культурной, социо-хозяйственной, социо-этноконфессиональной, социо-пространственной, со-цио-отраслевой и т.д. Только повсеместное проникновение (диффузия) принципов и целевых ориентиров деонтологического подхода позволит реализовывать задачи регионального развития с ориентацией на человека и его потребности.
3. Перспективы дальнейшей научной рефлексии в данном направлении заключаются в переходе на более прикладной и инструментально-методический уровни решения задач имплементации деонтологического подхода к формированию и реализации РСЭП. В рамках разработки данного уровня обозначенной проблематики требуется постановка и решение комплекса конкретных задач, связанных с совершенствованием механизмов реализации территориальной части РСЭП, мониторингом и диагностикой локальных проблем и ситуаций, контролем за результативностью субъектов и процессов реализации и т.д.
Примечания:
1. Гетманцев К. В. Экономическое пространство: проблемы формирования и развития : монография. Чебоксары : Среда, 2021. 136 с.
2. Казаков М. Ю. Пространственно-экономические системы «центр-периферия»: теоретические основы, диагностика проблем, стратегические направления развития : монография. Ставрополь : АГРУС, 2020. 608 с.
3. Гольченко Ю. В. Управление пространственно-экономическими трансформациями в регионе на муниципальном уровне : монография. Волгоград : Альфа-принт, 2011. 126 с.
4. Ахмедова М. Р. Сущность и содержание региональной социально-экономической политики в современны условиях // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 760-764.
5. Гаджигороев Г. Ш. Селективная региональная политика государства как способ выравнивания уровня социально-экономического развития регионов // Научное обозрение. Сер. : Экономика и право. 2014. № 5. С. 86-91.
6. Докальская В. К. Региональная политика выравнивания социально-экономического развития территории. Орел : ОрелГАУ им. В. Н. Парахина, 2007. 302 с.
7. Леонов С. Н., Сидоренко О. В. Селективная региональная политика как самостоятельный тип региональной политики государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 28. С. 1-6.
8. Бухвальд Е. М., Иванов О. Б. «Перспективная экономическая специализация» как новация политики регионального развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2019. № 6. С. 49-65.
9. Митрофанова И. В., Иванов Н. П., Митрофанова И. А. Модернизация региональной социально-экономической политики в южном макрорегионе России // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 1 (48). С. 115-124.
10. Сухих В. А. Социоэкономика региона: методология исследования, тенденции развития и механизмы регулирования : монография. Пермь : Пермский гос. ун-т, 2008. 263 с.
References:
1. Getmantsev K.V. Economic space: problems of formation and development: monograph. Cheboksary: Sreda, 2021. 136 p.
2. Kazakov M.Yu. Spatial-economic systems of "center/periphery": theoretical foundations, diagnostics of problems, strategic directions of development: monograph. Stavropol: AGRUS, 2020. 608 p.
3. Golchenko Yu.V. Management of spatial and economic transformations in the region at the municipal level: monograph. Volgograd: Alfa-print, 2011. 126 p.
4. Akhmedova M.R. The essence and content of regional socio-economic policy in modern conditions//Young Scientist. 2016. No. 7. P. 760-764.
5. Gadzhigoroev G.Sh. Government selective regional policy as a way to equalize the level of regions socio-economic development 11 Scientific Review. Ser. : Economics and Law. 2014. No. 5. P. 86-91.
6. Dokalskaya V.K. Regional policy for equalizing the socio-economic development of the territory. Orel: OrelGAU named after V.N. Parakhin, 2007. 302 p.
7. Leonov S.N., Sidorenko O.V. Selective regional policy as an independent type of regional policy of the state 11 Public Administration. Electronic Bulletin. 2011. No. 28. P. 1-6.
8. Bukhvald E.M., Ivanov O.B. "Prospective economic specialization" as a regional development policy innovation 11 STAGE: economic theory, analysis, practice. 2019. No. 6. P. 49-65.
9. Mitrofanova I.V., Ivanov N.P., Mitrofanova I.A. Modernization of regional socio-economic policy in the southern macro-region of Russia 11 North and market: formation of economic order. 2016. No. 1(48). P. 115-124.
10. Sukhikh V.A. Socio-economics of the region: research methodology, development trends and regulatory mechanisms: monograph. Perm: Perm State University, 2008. 263 p.
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 01.06.2024; одобрена после рецензирования 10.06.2024;
принята к публикации 17.06.2024.
The authors declare no conflicts of interests.
The paper was submitted 01.06.2024; approved after reviewing 10.06.2024; accepted for publication 17.06.2024.
© H. В. Полуянова, 2024