Научная статья на тему 'Принципы реализации державных экономических интересов в системе малых городских поселений России'

Принципы реализации державных экономических интересов в системе малых городских поселений России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ДЕРЖАВА / ДЕРЖАВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC INTERESTS / POWER / SOVEREIGN ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Аркадий Артемьевич, Козлова Галина Васильевна

В статье рассмотрены условия и характер зарождения и направления эволюции державных экономических (в том числе региональных) интересов. Раскрыто действие факторов, определяющих динамику экономических интересов. Дан анализ территориальных различий экономических интересов. Выявлено соотношение и принципы согласования совокупности экономических интересов как элемента региональной экономической стратегии. Экономические интересы, как категория политической экономии, порождаются и субординируются парадигмальными особенностями социально-экономического развития региональных образований любого таксономического уровня, в том числе и малых городов. Какая-либо трансформация парадигм в системе экономических отношений, формирующихся в системе малых городов России, объективно ведет к изменению и экономических интересов. Следовательно, вполне справедливо утверждение об историческом характере данных экономических интересов, как и экономических отношений их порождающих. Заметим, что любые экономические интересы, будучи проявлением исторически определенных экономических отношений, объективны и материальны. Исследование интересов региональных образований предполагает учет их динамики, другими словами использование диалектического подхода, поскольку в рамках механистических парадигм, рассматривающих соотношение конкретных экономических интересов в статике, указанные проблемы трудноразрешимы. Экономические интересы дифференцируются во времени и пространстве, имеют определенную специфику зарождения и развития, поэтому характерные черты их генезиса и эволюции в рамках реализации державной экономической политики имеют территориальную специфику. Следовательно, экономические интересы малых городов в настоящее время державные императивы. Державный императив характеризует и обусловливает рассмотрение циклично-генетических черт эволюции региональных экономических интересов и их трансформации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF REALIZATION OF SOVEREIGN ECONOMIC INTERESTS IN SYSTEM OF SMALL TOWN SETTLEMENTS OF RUSSIA

In article authors considered conditions and nature of origin and the direction of evolution sovereign economic (including regional) interests; opened action of the factors defining dynamics of economic interests; gave the analysis of territorial distinctions of economic interests; revealed the ratio and principles of coordination of set of economic interests as element of regional economic strategy. Paradigm features of social and economic development of regional formations of any taxonomical level, including small towns, generates and subordinates economic interests as category of political economy. Any transformation of paradigms in system of the economic relations, which forming in system of the small towns of Russia objectively conducts to change and economic interests. Therefore, the statement about historical nature of these economic interests, as well as economic relations those generating is quite fair. Authors noticed that any economic interests, being manifestation of historically certain economic relations, are objective and material. Research of interests of regional educations assumes the accounting of their dynamics, in other words use of dialectic approach as within the mechanistic paradigms considering a ratio of concrete economic interests in a statics, the specified problems are stubborn. Economic interests differentiate in time and space, have certain specifics of origin and development therefore characteristic features of their genesis and evolution within realization of sovereign economic policy have territorial specifics. Therefore, economic interests of small towns are now sovereign imperatives. The sovereign imperative characterizes and causes consideration of cyclic and genetic lines of evolution of regional economic interests and their transformation

Текст научной работы на тему «Принципы реализации державных экономических интересов в системе малых городских поселений России»

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕРЖАВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ РОССИИ

КОЗЛОВ АРКАДИЙ АРТЕМЬЕВИЧ

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: ekonomge@mail.ru

КОЗЛОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: kozlova@tsu.tmb.ru

В статье рассмотрены условия и характер зарождения и направления эволюции державных экономических (в том числе региональных) интересов. Раскрыто действие факторов, определяющих динамику экономических интересов. Дан анализ территориальных различий экономических интересов. Выявлено соотношение и принципы согласования совокупности экономических интересов как элемента региональной экономической стратегии. Экономические интересы, как категория политической экономии, порождаются и субординируются парадигмальными особенностями социально-экономического развития региональных образований любого таксономического уровня, в том числе и малых городов. Какая-либо трансформация парадигм в системе экономических отношений, формирующихся в системе малых городов России, объективно ведет к изменению и экономических интересов. Следовательно, вполне справедливо утверждение об историческом характере данных экономических интересов, как и экономических отношений их порождающих. Заметим, что любые экономические интересы, будучи проявлением исторически определенных экономических отношений, объективны и материальны. Исследование интересов региональных образований предполагает учет их динамики, другими словами - использование диалектического подхода, поскольку в рамках механистических парадигм, рассматривающих соотношение конкретных экономических интересов в статике, указанные проблемы трудноразрешимы. Экономические интересы дифференцируются во времени и пространстве, имеют определенную специфику зарождения и развития, поэтому характерные черты их генезиса и эволюции в рамках реализации державной экономической политики имеют территориальную специфику. Следовательно, экономические интересы малых городов в настоящее время державные императивы. Державный императив характеризует и обусловливает рассмотрение циклично-генетических черт эволюции региональных экономических интересов и их трансформации

Ключевые слова экономические интересы, держава, державная экономическая политика.

Территориальная дифференциация социально-экономических характеристик российских регионов, обусловленная комплексом географических, экономических, политических факторов, является серьезной проблемой. Особенно болезненными являются различия в уровне жизни населения отдельных субъектов РФ. В рамках экономической теории возможна выработка подходов к решению данных проблем. Один из путей лежит в сфере согласования и реализации экономических интересов систем региональных образований. В условиях становления державных императивов развития современного российского государства целенаправленные трансформации и гармонизация экономических интересов всех территорий служит инструментарием поступательной соци-

ально-экономической динамики, в том числе и малых городов, как наиболее проблемных региональных объектов.

Цель статьи заключается в выявлении структуры, динамики и функциональной направленности экономических интересов малых городов России в условиях державных императивов развития страны [1]. Поставленная цель обусловила задачи, решаемые в рамках данной статьи: раскрыть современные признаки державного развития российского государства; выявить тенденции трансформаций системы державных интересов малых городов России; обосновать подходы к созданию механизмов реализации и согласования экономических интересов малых городов и других российских региональных объектов.

В современной экономической науке утвердилось представление о державной парадигме развития Российского государства, предполагающей преобладание в социально-экономической динамике таких трендов, как: гибкость и полная деидеологи-зация экономической системы, ситуационное доминирование различных форм собственности на средства производства, динамичное развитие без какого-либо ущемления интересов других стран и т. д. Державность реализуется как общегосударственная парадигма, которая может быть позиционирована как совокупность державного развития всех внутригосударственных региональных образований. При этом любое развитие есть реализация систем экономических интересов [1].

Экономические интересы, как категория политической экономии, порождаются и субординируются парадигмальными особенностями социально-экономического развития региональных образований любого таксономического уровня, в том числе и малых городов. Какая-либо трансформация парадигм в системе экономических отношений, формирующихся в системе малых городов России, объективно ведет к изменению и экономических интересов. Следовательно, вполне справедливо утверждение об историческом характере данных экономических интересов, как и экономических отношений их порождающих [2]. Заметим, что любые экономические интересы, будучи проявлением исторически определенных экономических отношений, объективны и материальны. Исследование интересов региональных образований предполагает учет их динамики, другими словами - использование диалектического подхода, поскольку в рамках механистических парадигм, рассматривающих соотношение конкретных экономических интересов в статике, указанные проблемы трудноразрешимы. Экономические интересы дифференцируются во времени и пространстве, имеют определенную специфику зарождения и развития, поэтому характерные черты их генезиса и эволюции в рамках реализации державной экономической политики имеют территориальную специфику. Следовательно, экономические интересы малых городов в настоящее время державные императивы [2].

Державный императив характеризует и обусловливает рассмотрение циклично-генетических черт эволюции региональных экономических интересов и их трансформации. Это значит, что необходимо, прежде всего, рассмотреть условия и характер зарождения и направления эволюции державных интересов; выявить временные эволюционные циклы в их развитии, которые зависят от существующей общественно-экономической формации, харак-

тера политических и экономических процессов в определенные исторические эпохи.

Зарождение державных интересов малых российских городов происходит в определенных условиях - психологических, социально-политических, экономических, территориальных (географических), но в любом случае этот процесс естественен и объективен. Интерес - направленная, векторная категория. Он нацелен на обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности его носителя. Говорить о появлении интересов невозможно без определения первичности понятий: «экономический интерес», «потребности», «стимулы», «мотивы» [2]. Так можно говорить о стимулах и мотивах действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов существующих в рамках процессов становления и развития державной экономической политики малого города. Часто интересы малого города состоят в стремлении достигнуть социально-экономических стандартов, реализованных в крупных городах, мегалополисах.

Под потребностями, как известно, подразумевается объективная необходимость общественных субъектов в средствах и условиях существования. Существует мнение о тождественности экономических интересов и экономических потребностей. Однако, эти два понятия, обладающие различным содержанием, не могут быть идентичными. Потребности по характеру и времени возникновения являются первичными по отношению к интересам, так как они выступают материальной основой движущих сил в экономике. Совокупность потребностей, возникающих в малом городе, имеет некоторые специфические черты, которые, следует отметить, не носят принципиального характера. Среди них - больший удельный вес общественных потребностей, которые в определенных исторических ситуациях могут преобладать над потребностями личностными.

Экономический интерес в рамках державного развития малого города может следовать за потребностями, но и часто может существовать обособленно, быть качественно другим. В рамках державного экономического интереса любых региональных образований, как и совокупности индивидуумов, проживающих в них, может существовать стремление к чему-либо несбыточному. В имперских государствах с рыночной экономикой побудительным мотивом к действию часто служит безудержное стремление к накоплению богатств, желание стать самым богатым человеком (в стране, в мире). С долей условности, такое стремление может быть понято как экономический интерес личности, субъективный интерес [1]. Все потребности людей могут быть удовлетворены, так как вряд ли можно

а. а. когьоу, о. V. когьоУА

говорить о потребности иметь, скажем миллиард долларов. Но стремление к этому может быть, как уже было сказано, побудительным мотивом к действию, а, следовательно, экономическим интересом. В России подобные устремления в большей степени характерны для столичных мегалополисов. Оставаясь в малом городе, реализовать подобный интерес практически невозможно.

Державные экономические интересы являются развивающейся совокупностью свойств социального субъекта или территориального объекта, каждый из которых в разной степени проявляется на различных фазах существования этих данностей. Выделяемые пять стадий развития экономического интереса малого города как регионального образования (зарождение, становление, проявление, реализация, институционализация) коррелируются с интересами других образований, вплоть до государства [3]. Таким образом, целесообразным становится рассмотрение эволюции державных региональных интересов в рамках определенных циклов их развития. Прежде всего, это специфика экономических интересов в условиях господства определенной общественно-экономической формации, парадигмы общественно-экономического развития. Каждой общественно-экономической системе соответствует своя система экономических отношений и присущая ей совокупность экономических интересов. Сложившиеся державные социально-экономические условия и «рамки», для которых, в целом, характерно значительное внимание к каждому человеку при отсутствии жестких идеологических установок, выполняют, по сути дела, роль факторов, обусловливающих специфику системы экономических интересов всех социально-экономических ячеек. Трансформация факторов должна приводить к изменению системы имеющихся интересов, возникновению новых.

В условиях рыночных отношений интересы в обществе с максимально возможной адекватностью должны отражать объективные потребности этого общества и составляющих его социальных групп, слоев и индивидов. В условиях державного развития интересы малых городов должны реализовы-ваться в действиях адекватных существующим це-леустановкам государства. Они не должны противоречить задачам упрочения и стабильности экономической системы крупных городов и сельских населенных пунктов, субъектов федерации и страны, интересы которых недолжны быть ущемлены. К сожалению, далеко не всегда достигается соответствие между подобными интересами. Задача гармонизации всех этих экономических интересов лежит в основе державной экономической политики [4].

Причины несоответствий в возможности реализации экономических интересов различных региональных образований России лежат в плоскости несовершенства законодательной базы, возможностей и условий реализации существующих законов, а также социальных и экономических особенностей современного российского капитализма. Существование возможности (часто вполне легальной) противопоставить интересы малого города и крупного мегалополиса имеют ту же природу, как и соотношение корыстных интересов отдельного человека, интересам общества в целом.

Таким образом, становление современных, «цивилизованных» державных рыночных отношений происходит в результате постепенных преобразований, носящих эволюционный характер. При этом различные общественно-экономические формации, включая их переходные формы, можно определять как эволюционные циклы в общем процессе развития региона, порождающие соответствующие им циклы в развитии экономических интересов.

Конкретная социальная, политическая, экономическая ситуация в рамках страны, региона, малого города создает условия для возникновения специфических экономических интересов, сменяющих друг друга. Так, в условиях социально-экономической стабильности (например, эпоха «застоя») население заинтересовано накапливать денежные средства, вкладывая их в сберегательные банки (сберкассы); в период «взрывов» инфляции проявляется заинтересованность вкладывать средства в приобретении товаров долгосрочного пользования, в том числе недвижимости [5]. Экономическая конъюнктура подталкивает население хранить деньги в отечественной или какой-либо иностранной валюте. Реализация подобных экономических интересов в малых городах носит в большей степени архаичный характер. Валютные счета в банках по большей части признак большого города. Особенности среды, следовательно, трансформируют и экономические интересы, и формы их достижения. Но наряду с этим можно утверждать, что специфика взаимодействия системы экономических интересов с внешней средой состоит в преобразовании среды с целью расширения возможностей реализации интересов [6]. В соответствие с этим и происходит развитие самих социально-экономических систем, трансформация и смена общественно-экономических формаций.

Наибольшую остроту проблема дифференциации представлений о системе интересов (в том числе региональных) приобретает в периоды глубоких общественных сдвигов, когда часто неприменим

обычный механизм согласования интересов, а необходимо политическое действие, означающее принятие решения в пользу одной из противоборствующих сторон. Державные экономические интересы малых региональных образований представляют собой достаточно противоречивую систему [1]. Всегда можно выделить базовый, ключевой экономический интерес как общества в целом, так и любых его ячеек, в том числе и территориальных, который изменяется, эволюционирует в значительной степени формально. Мы имеем в виду стремление к удовлетворению социально-экономических устремлений населения регионального образования, которое может удовлетворяться путем получения различными способами денежных средств (например, прибыли), либо путем непосредственного получения самих материальных благ. Стремление к благополучию города, какие бы формы оно не принимало - величина практически постоянная и, по своей сути, не изменяется во времени. Только уйдя от базового экономического интереса в сферу интересов, как побудительных мотивов конкретных действий для получения того или иного экономического результата (в том числе материального блага), мы начинаем наблюдать их изменчивость во времени путем эволюционных процессов или революционных скачков, их общественную и пространственную дифференциацию. По отношению к базовому интересу, всю совокупность экономических интересов можно назвать надстроечными. Однако, система державных экономических интересов базируется не только на стремлении отдельных людей и общественных групп к материальным благам (богатству), но и совокупности общественных установок, нацеленных на достижение блага всех социально-экономи-ческих ячеек - от государства до индивида и использовании для этого всех методов и способов. Последнее предполагает отказ от любых форм экономического «фанатизма», использование, в зависимости от обстоятельств, и планово-тоталитарных, и различных рыночных форм хозяйствования [7].

Показатели региональных интересов могут изменяться в зависимости от множества условий, в которых они зарождаются и эволюционируют. Так, стандарты жизненного уровня (уровня потребления) в различные эпохи претерпевают существенную трансформацию, то же можно сказать и о других показателях [8]. Этим они отличаются от базового регионального интереса -стремления к региональному богатству всеми доступными средствами, аккумуляции материальных благ в рамках региона в целом.

К базовому интересу не всегда применима такая характеристика как направленность его разви-

тия, то есть прогрессивность или регрессивность. Стремление к обогащению без учета способов его достижения лежит вне этих понятий. По отношению же к составным элементам всей системы региональных экономических интересов вышеназванный подход вполне уместен. Поступательный характер эволюции системы региональных экономических интересов, в том числе и на региональном уровне, не является единственным вариантом ее исторического пути. Эволюция имеет и обратный ход, может замедлиться, дойти до стадии застоя или регресса. Обратное движение происходит, когда система теряет какие-либо важные свойства. В периоды революций нечто подобное происходило в России. Эволюция имеет поступательный характер, когда эмерджентные свойства системы развиваются и совершенствуются. Тенденции поступательного движения преобладают, когда государство проводит политику в интересах развития народного хозяйства, высшей школы, культуры, науки и т. д.

Всемерное распространение в обществе и воплощение в жизнь идей социальной справедливости позволит приводить реальные интересы общества в соответствие с интересами отдельных общественно-экономических субъектов. Правда, здесь заключено главное противоречие, ставящее под вопрос достижения гармонии интересов. Дело в том, что базовый экономический интерес индивидуумов и групп, о котором было сказано выше, чаще направлен на достижение собственного материального благосостояния, котором отсутствует верхняя, количественная планка [9]. Для достижения общего интереса всегда должен быть как-то, каким-то образом органичен экономический интерес личностей, семей, общественных групп (финансовых групп, владельцев компании и т. д.), что становится возможным при проведении державной экономической политики.

Экономические интересы как система стимулов к действию могут трансформироваться или зарождаться в определенных циклах социально-экономического развития регионов. Эти циклы могут иметь различные временные, а также количественные параметры. Циклом можно считать и время существования определенной общественно-эконо-мической формации, и относительно короткий промежуток времени, характеризующийся определенными особенностями государственной и региональной экономической и социальной политики. В современном цикле российского регионального развития наблюдается сочетание местного и центрального влияния на реализацию интересов [7]. Дело центра - помощь другим территориям, в том числе малым городам, осуществление общегосудар-

А. А. когьо^ о. V. KOZLOVA

ственных экономических проектов в рамках субъектов федерации. Достижение местного экономического благополучия все больше становится прерогативой местных властей и хозяйственников, но, конечно, регион все-таки не феодальное поместье, чьи экономические интересы - предмет заботы только его обитателей.

Державный экономический интерес, формирующийся и реализуемый в малом городе, всегда зарождается как совокупность личных интересов. Последние должны трансформироваться в общественные, в интересы различных социальных групп и социально-экономических систем. Совпадение интересов личности и общественных институтов приводит к появлению ряда местных системообразующих интересов (удовлетворение потребности в продовольствии и предметах личного потребления; обеспечение топливом и энергией; строительство и производство средств производства; перемещение в пространстве; защита от нападений и использования силы для перераспределения ресурсов; сохранение здоровья, экологического и генетического фонда; приобретение и накопление знаний, передача информации последующим поколениям и обмен информацией между членами общества и общественными образованиями; управление).

Перечисленные интересы, эволюционируя, порождают целый блок функциональных национально-государственных и региональных интересов, связанных с личностными, но более опосредованно. В сфере этих интересов - формирование, сохранение и развитие эмерджентных свойств и институтов: генерирование условий (в том числе нововведений) для удовлетворения потребностей; совершенствование государственного и административного регионального устройства; протекционистская политика по отношению к региональной экономике; технологическое обновление хозяйственного механизма, создание новых отраслей; развитие системы общественно-экономических институтов (денежная система; рынки; учреждения науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и других) [10].

Механизм согласования державных интересов в рамках малого города и региона зависит от динамики и циклично-генетических особенностей их развития. В условиях цивилизованного рынка должен объективно складываться определенный алгоритм последовательного согласования интересов: 1) возникновение совокупности отдельных личных интересов; 2) формирование систем интересов в рамках профессиональных и микротерриториальных групп;

3) утверждение четко выраженных интересов социально-экономических ячеек (в рамках города);

4) формирование общей системы достаточно согла-

сованных региональных экономических интересов малого города, как совокупности интересов всех его социально-экономических ячеек [11].

В современной России, идущей по пути формирования и реализации державной экономической политики, алгоритм реализации экономических интересов малых городов остается тем же, но его реальная реализация осложнена. Специфика экономических и социальных отношений может препятствовать осуществлению подобного согласования интересов, то есть данный алгоритм не осуществляется или осуществляется хаотично. Гипертрофированную, не согласованную с другими общественными группами форму могут приобретать и экономические интересы немногочисленных групп и слоев населения малого города, занимающих высокое положение во властных и экономических структурах любого регионального образования.

Таким образом, оптимизация инструментария достижения поступательной социально-экономической динамики малых городских поселений в определенной степени обусловлена целенаправленными трансформациями и гармонизацией экономических интересов в рамках становления державных императивов регионального развития.

Литература

1. Юрьев В. М., Козлова Г. В. Методологические подходы к исследованию державной экономической политики национального государства // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3 (107).

2. Козлов А. А. Вопросы применения социального подхода при оценке общественно-хозяйственных возможностей региона // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сборник науч. тр. по мат-лам У-й Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 2007. С. 74-76.

3. Княгинин В., Щедровицкий П. На пороге новой регионализации России // Россия между вчера и завтра. Книга первая. Экспертные разработки. М., 2003.

С. 84-107.

4. Чернецова Н. С. Экономическая природа и эволюция системы экономических интересов: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2003.

5. Клименко А. Д. Специфика экономических интересов слоев населения с различным уровнем доходов. // Взаимодействие экономических интересов при переходе к рыночным отношениям: тезисы докладов Междунар. науч. конф. Тамбов, 1996. С. 208-209.

6. Юрьев В. М. О механизме реализации совокупности экономических интересов и целеполагании реформируемой экономики России // Взаимодействие экономических интересов при переходе к рыночным отношениям. Тамбов, 1995. С. 3-11.

7. Козлов А. А., Козлова Г. В. Циклично-генетические закономерности формирования региональных экономических интересов // Экономические науки. 2008. № 3.

8. Юрьев В. М., Радюкова Я. Ю., Чернова В. В. [и др.] Политическая экономика. Экономические интересы и особенности их реализации в различных сферах современной экономики: монография / под науч. ред В. М. Юрьева. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. Т. 3.

9. Козлов А. А. Принципы и методика выделения территориально-производственных систем в процессе создания региональных экономических стратегий // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 3 (107).

10. Абалкин Л. И. О национально-государственных интересах России (внутренний и международный аспекты) // Научные труды международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. 1994. Т. 1.

11. Мамонтов В. Д., Мамонтова Е. В. Направления развития системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях экономической нестабильности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3. С. 142-146.

References

1. Yur'yev V. M., Kozlova G. V. Metodolo-gicheskiye podkhody k issledovaniyu derzhavnoj ekonomicheskoj politiki natsional'nogo gosudarstva // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 3 (107).

2. Kozlov А. А. Voprosy primeneniya sotsial'nogo podkhoda pri otsenke obshchestvenno-khozyajstvennykh vozmozhnostej regiona // Fundamental'nye i prikladnye is-sledovaniya v sisteme obrazovaniya: sbornik nauch. tr. po mat-lam V-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina. 2007. S. 74-76.

3. Knyaginin V., Shchedrovitskij P. Na poroge novoj regionalizatsii Rossii // Rossiya mezhdu vchera i zavtra. Kni-ga pervaya. Ekspertnye razrabotki. M., 2003. S. 84-107.

4. Chernetsova N. S. Ekonomicheskaya priroda i evolyutsiya sistemy ekonomicheskikh interesov: avtoref. dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2003.

5. Klimenko A. D. Spetsifika ekonomicheskikh interesov sloyev naseleniya s razlichnym urovnem dokhod-ov. // Vzaimodejstviye ekonomicheskikh interesov pri perekhode k rynochnym otnosheniyam: tezisy dokladov Mezhdunar. nauch. konf. Tambov, 1996. S. 208-209.

6. Yur'yev V. M. O mekhanizme realizatsii so-vokupnosti ekonomicheskikh interesov i tselepolaganii re-formiruemoj ekonomiki Rossii // Vzaimodejstviye ekonomicheskikh interesov pri perekhode k rynochnym otnosheniyam. Tambov, 1995. S. 3-11.

7. Kozlov A. A., Kozlova G. V. Tsiklichno-geneticheskiye zakonomernosti formirovaniya region-nal'nykh ekonomicheskikh interesov // Ekonomicheskiye nauki. 2008. № 3.

8. Yur'yev V. M. [i dr.] Politicheskaya ekonomika. Ekonomicheskiye interesy i osobennosti ikh realizatsii v razlichnykh sferakh sovremennoj ekonomiki: monografiya / pod nauch. red V. M. Yur'yeva. Tambov: Izdatel'skij dom TGU im. G.R. Derzhavina, 2009. T. 3.

9. Kozlov A. A. Printsipy i metodika vydeleniya ter-ritorial'no-proizvodstvennykh sistem v protsesse sozdaniya regional'nykh ekonomicheskikh strategij // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 3 (107).

10. Abalkin L. I. O natsional'no-gosudarstvennykh in-teresakh Rossii (vnutrennij i mezhdunarodnyj aspekty) // Nauchnye trudy mezhdunarodnogo soyuza ekonomistov i Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 1994. T. 1.

11. Mamontov V. D., Mamontova E. V. Napravleniya razvitiya sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya predprin-imatel'skoj deyatel'nosti v usloviyakh ekonomicheskoj nestabil'nosti // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2010. № 3. S. 142-146.

A. A. KOZLOV, G. V. KOZLOVA

* * *

PRINCIPLES OF REALIZATION OF SOVEREIGN ECONOMIC INTERESTS IN SYSTEM OF SMALL TOWN SETTLEMENTS OF RUSSIA

KOZLOV ARKADY ARTEMYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ekonomge@mail.ru

KOZLOVA GALINA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: kozlova@tsu.tmb.ru

In article authors considered conditions and nature of origin and the direction of evolution sovereign economic (including regional) interests; opened action of the factors defining dynamics of economic interests; gave the analysis of territorial distinctions of economic interests; revealed the ratio and principles of coordination of set of economic interests as element of regional economic strategy. Paradigm features of social and economic development of regional formations of any taxonomical level, including small towns, generates and subordinates economic interests as category of political economy. Any transformation of paradigms in system of the economic relations, which forming in system of the small towns of Russia objectively conducts to change and economic interests. Therefore, the statement about historical nature of these economic interests, as well as economic relations those generating is quite fair. Authors noticed that any economic interests, being manifestation of historically certain economic relations, are objective and material. Research of interests of regional educations assumes the accounting of their dynamics, in other words - use of dialectic approach as within the mechanistic paradigms considering a ratio of concrete economic interests in a statics, the specified problems are stubborn. Economic interests differentiate in time and space, have certain specifics of origin and development therefore characteristic features of their genesis and evolution within realization of sovereign economic policy have territorial specifics. Therefore, economic interests of small towns are now sovereign imperatives. The sovereign imperative characterizes and causes consideration of cyclic and genetic lines of evolution of regional economic interests and their transformation

Key words: economic interests, power, sovereign economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.