Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Н. Е., Митченко В. А.

В статье рассматривается развитие человеческого капитала в инновационной экономике, базирующееся на системной парадигме человеческого капитала как исследовательского концепта и учитывающая такие его характеристики, как способность генерировать новые знания, трансфессиональные знания, образование, интеллект, здоровье, агентность, активная самостоятельность, что полностью соответствует выявленному содержанию деятельности человека в инновационной экономике. Изложенная система взглядов на развитие человеческого капитала в инновационной экономике базируется на представлениях о сущности, содержании, закономерностях, факторах и условиях развития человеческого капитала как процесса его формирования, накопления и использования. Определены императивы государственной политики развития человеческого капитала в инновационной экономике, обусловленные национальными интересами и целями, инерционностью внешних условий, особенностями состояния и развития инновационной среды, которые базируются на использовании стратификационного и проактивного подходов, определивших направления решения задач, механизм и инструменты государственного регулирования развития человеческого капитала в интересах инновационного развития. Определены первоочередные задачи, которые стоят перед государством и региональными органами управления в сфере подготовки профессиональных кадров для инновационных секторов экономики России через сеть институтов в общественном и частном секторах, чья деятельность способствует разработке, распространению и использованию новых технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE PARADIGM OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE KNOWLEDGE ECONOMY

The article considers the development of human capital in the innovative economy based on the systemic paradigm of human capital as a research concept and taking into account its characteristics such as the ability to generate new knowledge, transfessional knowledge, education, intelligence, health, agency, active independence, which fully corresponds to the identified content of human activity in the innovative economy. The stated system of views on the development of human capital in an innovative economy is based on the concepts of the essence, content, patterns, factors and conditions of the development of human capital as a process of its formation, accumulation and use. The imperatives of the state policy of human capital development in the innovative economy are determined due to national interests and goals, inertia of external conditions, peculiarities of the state and development of the innovation environment, which are based on the use of stratification and proactive approaches that have determined the directions of solving problems, the mechanism and instruments of state regulation of human capital development in the interests of innovative development. The priority tasks facing the state and regional government bodies in the field of training professional personnel for innovative sectors of the Russian economy through a network of institutions in the public and private sectors, whose activities contribute to the development, dissemination and use of new technologies, have been identified

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЙ»

Научная статья УДК 332.133.6 ББК 65.049 И 21

DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-4-290-76-82

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКЕ

ЗНАНИЙ

(Рецензирована)

Наталья Евгеньевна Иванова1 Владислав Алексеевич Митченко2

1,2Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, Россия [email protected] [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается развитие человеческого капитала в инновационной экономике, базирующееся на системной парадигме человеческого капитала как исследовательского концепта и учитывающая такие его характеристики, как способность генерировать новые знания, трансфессиональные знания, образование, интеллект, здоровье, агентность, активная самостоятельность, что полностью соответствует выявленному содержанию деятельности человека в инновационной экономике. Изложенная система взглядов на развитие человеческого капитала в инновационной экономике базируется на представлениях о сущности, содержании, закономерностях, факторах и условиях развития человеческого капитала как процесса его формирования, накопления и использования. Определены императивы государственной политики развития человеческого капитала в инновационной экономике, обусловленные национальными интересами и целями, инерционностью внешних условий, особенностями состояния и развития инновационной среды, которые базируются на использовании стратификационного и проактивного подходов, определивших направления решения задач, механизм и инструменты государственного регулирования развития человеческого капитала в интересах инновационного развития. Определены первоочередные задачи, которые стоят перед государством и региональными органами управления в сфере подготовки профессиональных кадров для инновационных секторов экономики России через сеть институтов в общественном и частном секторах, чья деятельность способствует разработке, распространению и использованию новых технологий.

Ключевые слова: инновационная экономика, инновации, экономика знаний, человеческий капитал, государственная политика, трудовые ресурсы.

Для цитирования: Иванова Н.Е., Митченко В.А. Модернизация парадигмы развития человеческого капитала в экономике знаний // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Экономика». 2021. Вып. 4 (290). С. 7682. DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-4-290-76-82

Original Research Paper

MODERNIZATION OF THE PARADIGM OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT IN THE KNOWLEDGE ECONOMY

Natalya E. Ivanova1 Vladislav A. Mitchenko2

1,2Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск, Россия [email protected] [email protected]

Abstract. The article considers the development of human capital in the innovative economy based on the systemic paradigm of human capital as a research concept and taking into account its characteristics such as the ability to generate new knowledge, transfessional knowledge, education, intelligence, health, agency, active independence, which fully corresponds to the identified content of human activity in the innovative economy. The stated system of views on the development of human capital in an innovative economy is based on the concepts of the essence, content, patterns, factors and conditions of the development of human capital as a process of its formation, accumulation and use. The imperatives of the state policy of human capital development in the innovative economy are determined due to national interests and goals, inertia of external conditions, peculiarities of the state and development of the innovation environment, which are based on the use of stratification and proactive approaches that have determined the directions of solving problems, the mechanism and instruments of state regulation of human capital development in the interests of innovative development. The priority tasks facing the state and regional government bodies in the field of training professional personnel for innovative sectors of the Russian economy through a network of institutions in the public and private sectors, whose activities contribute to the development, dissemination and use of new technologies, have been identified.

Keywords: innovation economy, innovation, knowledge economy, human capital, public policy, human resources.

For citation: Ivanova N.E., Mitchenko V.A. Modernization of the paradigm of human capital development in the knowledge economy // Bulletin of the Adyghe State University, series "Economics". 2021. No. 4 (290). P. 76-82 (in Russian). DOI: 10.53598 / 2410-3683-2021-4-290-76-82

Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики - инновационной экономики, которая нередко трактуется как «экономика знаний и высококачественного человеческого капитала» [4]. В этом контексте субъектом новой экономики является человек как главная движущая сила социально-экономического развития современного общества. Человек, обладающий производительными и предпринимательскими способностями, соответствующими требованиям новой инновационной экономики. Следовательно, смена роли

человеческого капитала, трансформация его из затратного фактора в основной социально-производительный фактор развития привело к необходимости формирования новейшей парадигмы развития, что требует анализа и изучения нового вида человеческого капитала, способного к инновациям. Человеческий капитал является главным источником формирования и развития инновационной экономики. Человеческий капитал - явление комплексное, многогранное, динамичное.

Познание сущности человеческого капитала прошло эволюцию

от совокупности инвестиций в человека, повышающих его способность к труду, до совокупности знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Человеческий капитал в широком смысле - это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Человеческий капитал реализуется и частично формируется (через приобретение практических знаний, навыков, опыта) только в системе трудовых отношений [7]. Общее фундаментальное значение связывает трудовые ресурсы и человеческий капитал. Так как реализация человеческого капитала и частично его накопление происходят в процессе трудовой деятельности, трудовые ресурсы выступают формой его проявления.

Одновременно Л.И. Абалкин рассматривал человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход [1]. До создания теории

человеческого капитала затраты государства, корпораций и общества на образование, профессиональную подготовку и необходимую переподготовку кадров для нужд экономики относили к издержкам. Развитие теории человеческого капитала закрепило их восприятие как инвестиций в экономическое развитие [2]. Следовательно, обобщая вышеизложенное и систематизируя основные характеристики человеческого капитала, обозначенные исследователями на различных этапах теории его развития, установим человеческий капитал как капитализируемая часть человеческого ресурса, совокупность врожденных и сохраненных качеств и способностей человека (в том числе физических), навыков, знаний, компетенций, профессиональных, предпринимательских, духовно-нравственных и культурных характеристик, усовершенствованных и накопленных в системе трудовых отношений и используемых в процессе труда для удовлетворения как личных потребностей, так и потребностей общества.

Как отмечалось ранее, результаты многочисленных исследований в области человеческого капитала доказывают корреляционную зависимость между экономическим ростом, инновациями и качеством человеческого капитала.

Процесс развития инновационной экономики устанавливает требования к специалистам всех сфер деятельности по непрерывному формированию и развитию универсальных индивидуальных способностей, физических, интеллектуальных, творческих, духовных и других личностных характеристик и продуктивных качеств. Это подтверждает наличие более сложной структуры человеческого капитала в инновационной экономике, выделяя три направления, включённые в систему развития человеческого капитала: вложений, накоплений и потребления.

Сфера вложений понимается как базовая составляющая, доставшаяся человеку при рождении, заложенная на генном уровне: физическое и нравственное здоровье, иммунитет к болезням, интеллект, культурные и этнические традиции, воспитание в семье, место рождения (село или город). Если провести аналогию с кривой жизненного цикла человеческого капитала, то данная фаза будет характеризоваться как «зарождение», и ее возрастные рамки составляют от 0 до 16 лет.

Сфера накоплений характеризуется образованием, накоплением трудового опыта и навыков трудовой деятельности, приобретенными инновационными компетенциями, умениями и социально-коммуникационными навыками. Сфера накоплений будет соответствовать кривой жизненного цикла развития человеческого капитала «становление», и ее возрастные рамки - от 16 до 27 лет.

Сфере потребления характерно интенсивное использование человеческого капитала, приобретенного ранее, на основе мотивации и желания индивидуума вступить в товарно-денежные отношения на рынке труда. В нее входят мотивация и производительность труда, наличие научных разработок, патентов, статей, периодическое повышение квалификации. Этот период наиболее продолжителен по времени, возрастные рамки - от 28 до 65 лет. На стадии «зрелости» происходит «отдача» накопленного капитала.

На систему развития человеческого капитала влияют внешние факторы (экономические, политические, технологические) и внутренние ценности. Что позволяет выделить базовые составляющие человеческого капитала: капитал здоровья - это наследственность (предрасположенность к каким-либо заболеваниям); физическая сила; выносливость; работоспособность; общее состояние здоровья; психическое здоровье; психологическая и социальная

устойчивость. Другими словами, можно сказать, что это потенциал физического, психологического и социального состояния человека, чем крепче здоровье - природное богатство каждого конкретного человека, тем основательнее все остальные составляющие человеческого капитала. Капитал образования - это общие знания; специальные знания; навыки исследовательской работы; навыки самообразования; мотивация к обучению. Трудовой капитал - это общепрофессиональные знания, навыки и умения; профессиональный опыт работы; организационные способности; лидерские качества; творческие способности; предпринимательские способности; способность к разработке и внедрению инноваций; трудовая мотивация. Культурный и поведенческий капитал - это общая культура индивида; воспитание; порядочность, нормы поведения в социуме, преобладающие социальные ценности; потенциал социального взаимодействия. Интеллектуальный капитал - это продукт интеллектуальной деятельности индивида, закрепленный авторским правом, патентом; количество публикаций в российских и зарубежных базах данных; индекс цитируемости и др. [6].

Кроме инвестиций в образование, культурный капитал и капитал здоровья необходимы вложения в создание средовых условий и факторов формирования и развития человеческого капитала.

Спецификой инновационной экономики является особая роль человеческих ресурсов в составе экономических возможностей, определяющих способности социально-экономических систем к эффективному вовлечению в хозяйственный оборот новейших технологий, что требует исследования значимости человеческого капитала в инновационном развитии.

В современной науке и практике государственного управления такой подход получил свое применение,

однако одновременно отмечается практика рассмотрения человеческого капитала как способностей и/ или как готовности. Рассмотрение человеческого капитала как врожденных и приобретенных способностей лежит в основе формирования стратегических целей государственной социальной политики в области образования. На основе понимания человеческого капитала как готовности к плодотворной деятельности и потребности личности в самореализации, системы ценностей и интересов, наличия мотивации к труду, иерархической структуры предпочтений, степени активности определяются стратегические ориентиры государственной социальной политики в сфере социальных и трудовых отношений. Восприятие человеческого капитала как возможностей, условий полноценного, творческого и доставляющего удовлетворение труда, качества жизни, качества трудовой жизни лежит в основе определения стратегических целей реализации государственной социальной политики в направлении улучшения качества жизни населения.

Государство как субъект формирования человеческого капитала преследует цель достижения конкурентоспособности экономики, роста объемов отдачи от инвестиций в человеческий капитал в виде налоговых отчислений, снижения социального неравенства, увеличения отдачи от других активов, роста социальной стабильности, снижения уровня преступности, увеличения продолжительности жизни. При этом оно оказывает прямое влияние на формирование человеческого капитала: через экономическую политику в области оплаты и охраны труда; развитие образования, здравоохранения, сферы культуры и других направлений. Косвенное влияние государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса, поддержке инновационных направлений деятельности, организации

взаимодействия между социальными институтами общества и формировании институциональной структуры.

В 2008 году в качестве основных направлений развития человеческого потенциала в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия 2020) [5] были определены: демографическая политика и политика народосбережения, развитие здравоохранения, образования, рынка труда и др. Стратегия 2020 осталась нереализованной по причине отсутствия конкретных шагов и законопроектов для ее реализации, а также возникшего финансового и экономического кризиса 2008 года. Приоритетность направлений государственной политики в области человеческого капитала, установленная в 2008 году, сохранилась при определении национальных целей развития Российской Федерации на период до 2025 года, на достижение которых в сфере развития человеческого капитала в рамках национального плана развития направят в совокупности 5,7 трлн рублей в виде бюджетов нацпроектов «Здравоохранение», «Образование», «Демография» и «Культура». Десять федеральных проектов, входящих в нацпроект «Образование», направлены на формирование человеческого капитала, среди них: формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды; внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников; модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, прак-тико-ориентированных и гибких образовательных программ; формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных

знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков и др.

Среди первоочередных задач, которые стоят перед государством и региональными органами управления в сфере подготовки профессиональных кадров для инновационных секторов экономики России через сеть институтов в общественном и частном секторах, чья деятельность способствует разработке, распространению и использованию новых технологий, следующие:

- поддержка и создание государственных научно-исследовательских центров;

- совершенствование системы высшего образования в научно-инновационной сфере для повышения уровня подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров;

- совершенствование системы взаимодействия инновационных предприятий с высшими учебными заведениями.

Вместе с тем «национальные цели развития Российской Федерации носят «межпрограммный»

(«межпроектный») характер: достижение ни одной из национальных целей не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы и (или) национального проекта (программы). Кроме того, национальные цели развития тесно взаимосвязаны. Достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других [3].

Государственная политика развития человеческого капитала в инновационной экономике строится на определенных принципах, формируемых в системе регулирования развития человеческого капитала и в условиях, определяемых государственными инициативами в сфере инновационного развития. Определяя специфические объекты регулирования, целевые показатели, обладая ресурсами и развиваясь под воздействием определенных объективных факторов, государственная политика развития человеческого капитала в инновационной экономике реализуется под воздействием вызовов и угроз современности.

Примечания:

1. Абалкин Л. Использование интеллектуального и экономического потенциала для будущего России // Экономист. 1999. № 8. С. 3-9.

2. Дубик Е.А., Митяков С.Н. Инвестиции в человеческий капитал на разных стадиях жизненного цикла // Креативная экономика. 2013. № 9 (81). С. 3-13.

3. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р).

4. Мохначев С.А. Научное наследие И.С. Фотина в методологии управления инновационной экономикой // Часопис економiчних реформ. 2016. № 1 (21). С. 11-15.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

6. Стрельцова А.В., Якимова Л.А. Совершенствование управления развитием сельских территорий // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: мат. междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2021. С. 272-274.

7. Ibragimova L.A., Rodikov A.S. Basic Guide of Modern Russian Education // European Science Review. 2014. No. 7-8. Р. 41-47.

References:

1. Abalkin L. The use of intellectual and economic potential for the future of Russia // The Economist. 1999. No. 8. P. 3-9.

2. Dubik E.A., Mityakov S.N. Investments in human capital at different stages of the life cycle // Creative Economy. 2013. No. 9 (81). P. 3-13.

3. A unified plan to achieve the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2024 and for the planning period up to 2030» (approved by order of the Government of the Russian Federation of 01.10.2021 No. 2765-r).

4. Mokhnachev S.A. Scientific legacy of I.S. Fotin in the Methodology of Innovative Economy Management // Chasopis of Economic Reforms. 2016. No. 1 (21). P. 11-15.

5. Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on September 28, 2018) "On the Concept for the Long-Term SocioEconomic Development of the Russian Federation for the period up to 2020" (together with the "Concept for the Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for until 2020").

6. Streltsova A.V., Yakimova L.A. Improving the management of the development of rural areas // Science and education: experience, problems, development prospects: materials of the international scientific and practical conference. Krasnoyarsk, 2021. P. 272-274.

7. Ibragimova L.A., Rodikov A.S. Basic Guide of Modern Russian Education // European Science Review. 2014. No. 7-8. P. 41-47.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.12.2021; одобрена после рецензирования 12.12.2021; принята к публикации 19.12.2021. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 05.12.2021; approved after reviewing 12.12.2021; accepted for publication 19.12.2021.

© Н.Е. Иванова, В.А. Митченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.