Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы региональной социально-экономической политики'

Теоретико-методологические основы региональной социально-экономической политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
745
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЯ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL POLICY / GOVERNMENT / QUALITY OF LIFE / STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подосинников Евгений Юрьевич, Мутылина Кристина Олеговна

В статье рассматривается региональная социально-экономическая политика России, как один из современных инструментов, способствующих экономическому росту в условиях санкций. Приводится анализ новых императивов и основных препятствий в осуществлении рациональной социально-экономической политики. Обосновывается необходимость выстраивания национальной экономики как экономики регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC POLICY

In the article deals with the regional socio-economic policy of Russia, as one of the modern tools that contribute to economic growth in terms of sanctions. The analysis of new imperatives and the major obstacles in the implementation of a rational socio-economic policy. The necessity of building a national economy as an economy of regions

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы региональной социально-экономической политики»

УДК 330.1

Подосинников Е.Ю., кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления Курского государственного университета, старший казначей Управления Федерального казначейства по Курской области

e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

Мутылина Кристина Олеговна, студент 3 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: o.mutilin2010@yandex.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация: в статье рассматривается региональная социально-экономическая политика России, как один из современных инструментов, способствующих экономическому росту в условиях санкций. Приводится анализ новых императивов и основных препятствий в осуществлении рациональной социально-экономической политики. Обосновывается необходимость выстраивания национальной экономики как экономики регионов.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, региональная политика, органы власти, качество жизни населения, стратегия.

Podosinnikov Evgeny Yuryevich, candidate of political sciences, associate professor of management and public and municipal administration of Kursk state university, senior treasurer of Federal Treasury Department for Kursk region e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru

Mutilina Kristina Olegovna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail : o. mutilin2 010 @yandex.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC POLICY

Annotation: in the article deals with the regional socio-economic policy of Russia, as one of the modern tools that contribute to economic growth in terms of sanctions. The analysis of new imperatives and the major obstacles in the implementation of a rational socio-economic policy. The necessity of building a national economy as an economy of regions.

Keywords: socio-economic development, regional policy, government, quality of life, strategy.

В конце XX века в сфере государственного управления проявилась тенденция к изменению структуры региональной социально-экономической политики. Если раньше в экономике страны имел место механизм по достижению оптимального состояния региональных социально-экономических образований, основой которого являлась система межрегионального распределения экономических и финансовых национальных ресурсов, то в 1990-е гг. создаются условия для действенного использования социально-экономических преимуществ отдельных регионов Российской Федерации, что обеспечило эффективное использование общественных ресурсов в целом.

В литературе чаще всего фигурируют два понимания региона («регион» и «район»), при этом часто данные категории в научной литературе используются как синонимы. Одни авторы (Безденежных Т.И., Вертинская Т.С., Войтюк М.М., Зелинская М.В. и др.) под понятием «регион» имеют в виду часть народнохозяйственного комплекса страны, которая выделяется как географическими условиями, так и природно-ресурсной

специализированностью. Такие районы являются сравнительно закрытыми как в производственном, техническом, так и в экономическом отношении.

Другие авторы (Абазова Ф.М., Гузаиров В.Ш., Когденко В.Г. , Поляк Г.Б. и др.) под «регионом» понимают элемент государственного устройства, т.е. административного деления страны (край, область, город) (рис. 1).

Рисунок 1 - Основные подходы к определению категории «регион»

Российская Федерация по размерам территории находится на первом месте среди стран мира и является самой большой страной мира, имеющей в своей структуре: 85 субъектов, 3 города федерального значения, 23 422 муниципальных образования (из них: 526 городских округов, 1709 городских поселений, 267 внутригородских муниципальных образований, 1835 муниципальных районов, 19085 сельских поселений) [1].

Региональная политика представляет собой деятельность органов власти всех трех уровней (федеральном, региональном и муниципальном) по созданию таких условий, которые повысят уровень и качество жизни населения, при условии целенаправленного социально-экономического развития территорий субъектов федерации в единой системе государства.

Региональная социально-экономическая политика - политика органов власти направленная на:

- долгосрочную стратегию развития регионов с учетом приоритетов, определяющих наиболее эффективное развитие;

- снижение сегментации субъектов РФ (регионов);

- использование механизмов распределения ресурсов, при строгом учёте о потенциала регионов (экономического, социального) [2].

В арсенале управленческих органов имеются административные, экономические и смешанные регуляторы. Административные инструменты включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические средства регулирования основаны на бюджетной, денежно-кредитной политике и поведении региона как собственника.

Смешанные регуляторы включают административное регулирование -меры демонополизации, и экономические средства - социально-экономическое программирование, формирование рыночной инфраструктуры, инвестиционно привлекательного климата и др. [3].

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РФ Региональная политика

Территориально-функциональный блок (уровни политики)

Федеральная

Межрегиональная

Региональная

Межмуниципальн

ая

Муниципальная

Секторно-функциональный блок (формы проявления)

Социальная

Демографическая

Национально-

этническая

Экономическая

Экологическая

Инновационная

Инвестиционная

Финансовая

Функционально-реализационный блок (механизм реализации)

Концепции

Прогнозирование

Маркетинг

Планирование

Программировани

е

Экспертиза Мониторинг

Фундаментально -типологический блок

Стимулирующая

Компенсирующая

Адаптирующая

Противодействую

щая

Рисунок 2 - Блоки региональной политики: территориально-функциональный, секторно-функциональный, функционально-реализационный, функционально-

типологический

Региональная политика взаимосвязана и взаимообусловлена с региональной стратегией России (рис. 2). Типология региональной политики строится в зависимости от следующих критериев:

1) уровни политики - федеральная, межрегиональная, региональная, межмуниципальная, муниципальная;

2) формы проявления - социальная, демографическая, национально-этническая, экономическая, экологическая, инновационная, инвестиционная, финансовая;

3) механизм реализации - концепция, прогнозирование, маркетинг, планирование, программирование, экспертиза, мониторинг;

4) функциональности - стимулирующая, компенсирующая, адаптирующая, противодействующая [5].

По формам управления:

- государственная;

- негосударственная.

По средствам:

-финансовая - помощь, льготы, штрафы; -административная -

разрешения и запреты; -инфраструктурная -

сооружения, дороги и т. д.

По общественным

подсистемам:

- экономическая;

- социальная; -демографическая; -экистическая; -экологическая; -научно-техническая.

По уровням:

-локальная;

-национальная;

-межнациональная.

7"

Региональная политика

I

ч

По адресату:

- региональные власти; -субъекты РФ; -фирмы;

-организации и т. д.

По целям:

- политика выравнивания уровней развития регионов; -максимальное использование местных ресурсов.

Другие:

-эксплицитная; - имплицитная.

По механизму:

-автоматическая по формулам; -проблемная-спецпрограммы; -целевая -регионы.

конкретные

Рисунок 3 - Направления региональной политики на современном этапе

развития экономики

Пренебрежение РСЭП усугубляет взаимоотношения центра с регионами и приведет к недооценке реального социально-экономического положения в регионах, своевременного вскрытия проблем, что в свою очередь снизит возможности страны в направлении ускорения модернизации ее экономики [9].

Основные цели региональной экономической политики государственных органов должны учитывать цели социально-экономического развития регионов, а также тесно связаны с ними.

Поэтому прежде чем определить цели политики, необходимо определить цели развития экономики региона, имеющих объективный характер и обусловленных нынешним состоянием и перспективами развития региона.

Целью региональной политики в экономической сфере является рациональное использование разных видов ограниченных производственных ресурсов в целях повышения уровня и качества жизни на пути использования эффекта территориальной агломерации и кооперации, объективных преимуществ межрайонного разделения труда.

Цели региональной политики в социальной сфере состоят в обеспечении достойного уровня жизни в каждом регионе, создании примерно равных жизненных шансов для всех граждан, реализации права свободного выбора места проживания и трудовой деятельности, ослаблении внутренней социальной напряженности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях переходного периода государственное регулирование региональной экономики преследует несколько иные целевые установки:

1) в качестве высшей цели выступает обеспечение условий повышения уровня жизни населения регионов путем достижения устойчивого экономического роста;

2) построение совместно с регионами собственного российского варианта общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа и среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики;

3) проведение целенаправленной структурной, инвестиционной и научно-технической политики, стимулирование деловой активности реального сектора экономики, решение социальных проблем экономического реформирования;

4) обеспечение экономической безопасности региона [8].

Рисунок 4 - Структура РСЭП

В видовой состав социально-экономической политики региона целесообразно включить следующие элементы: социальную политику и экономическую политику (рис. 4) [6, с. 25].

Как показано на рисунке, в структуре экономической политики можно выделить такие составляющие, как:

- структурная политика;

- финансовая политика;

- денежно-кредитная политика;

- налоговая политика;

- инвестиционная политика;

- политика поддержки малого и среднего предпринимательства.

В структуре социальной политики можно выделить следующие ключевые составляющие:

- политика содействия занятости населения;

- политика социальной защиты населения;

- жилищная политика;

- образовательная политика;

- экологическая политика;

- молодежная политика;

- политика в области здравоохранения;

- политика в области культуры.

В наиболее общем виде экономическая политика определяется как проводимая государством или субъектом управления другого уровня (регионом, муниципалитетом и т.д.) генеральная линия поведения, направленная на придание желаемой траектории протекания экономических процессов и воплощаемая в совокупности предпринимаемых мер, посредством которых достигаются намеченные цели и решаются поставленные задачи [6].

Что касается данного понятия в рамках регионального аспекта, то экономическая политика региона - это важнейшая составляющая деятельности региональных представительных и исполнительных органов власти по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем функционирования и экономического развития субъекта Российской Федерации.

Экономическая политика региона находит свое воплощение в структуре планируемого регионального бюджета, в целевых региональных программах, в региональном законодательстве и т.д.

Региональная экономическая политика - это сердцевина социально-экономической политики региона. Успешная экономическая политика создает необходимые предпосылки для проведения эффективной социальной политики.

Основной целью экономической политики является обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма при разрешении социальных проблем.

Экономическая политика не может проводиться без учета таких основополагающих общественных ценностей, как свобода, справедливость, безопасность и прогресс.

При проведении экономической политики региональные органы власти должны стремиться к обеспечению стабильности уровня цен, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия в условиях постоянного и сбалансированного экономического роста [4].

Под социальной политикой понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. На региональном уровне социальная политика является одним из средств воспроизводства социальных ресурсов и обеспечения стабильности общественной системы. В поле зрения социальной политики находятся все важнейшие процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта, отдыха, социальной защиты и развития личности вообще. Важнейшими задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости, возможности динамичного развития и недопущение социальных конфликтов.

Важно отметить, что перспективная социально-значимая задача в регионе состоит в том, чтобы создать благоприятную обстановку для жизни людей в той мере, в которой это позволяют сделать имеющиеся экономические и природные условия. Также региональная политика в социальной области имеет главной целью существенное повышение качества и уровня жизни населения.

Социальная политика региона определяется потребностью обеспечения жизнедеятельности населения, находящегося в трудных жизненных условиях (дети, люди пожилого возраста, инвалиды и т.д.), развития социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, жилищно-бытового и коммунального хозяйства и т.д.), социального партнерства между работодателями и работниками и социальной ответственностью управляющего механизма региона перед своим населением.

Социальная политика нацелена на развитие человеческого потенциала в регионе, повышение продолжительности жизни, доходов населения и создание других благоприятных условий для жизни граждан.

Несмотря на то, что как экономическую, так и социальную политику в регионе можно анализировать отдельно, грань между ними весьма условна, поскольку с точки зрения развития территории и общества их стратегические цели во многом совпадают, обе политики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальную политику любого региона невозможно рассматривать в отрыве от его экономической политики и наоборот. Вместе данные категории образуют именно то, что определяется как «социально-экономическая политики региона».

Региональная политика федерального правительства осуществляется во имя достижения общих национальных целей развития страны. При этом в период экономического кризиса преобладают экономические цели, в периоды экономического роста - социальные.

В своих работах Рисин И.Е. обосновал структуру РСЭП, состоящую из следующих взаимообусловленных элементов:

- цели и задачи политики;

- состав субъектов;

- основные эффекты политики, ожидаемые ее субъектами;

- принципы взаимодействия государства с другими субъектами политики;

- механизм реализации политики [10].

Таким образом, несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, к сожалению, на сегодняшний день не разработана единая научно обоснованная теоретическая и методологическая база региональной социально-экономической политики, отсутствует продуманный комплексный подход, соответствующий современным условиям, продиктованным динамично меняющимися реалиями действительности, а также отсутствует центральное определение категории РСЭП. На основании анализа научной литературы, сделаем попытку вывести определение категории: «РСЭП - политика органов власти направленная на долгосрочную стратегию развития регионов с учетом приоритетов, определяющих наиболее эффективное развитие; снижение сегментации субъектов РФ (регионов); использование механизмов распределения ресурсов, при строгом учёте потенциала регионов (экономического, социального)».

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета", -1996.- № 109. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10590/

3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ, 2008.- № 47.- ст. 5489. - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82134/

4. Бреусова А.Г. Региональная финансовая политика [Текст]: учебное пособие / Бреусова А.Г. — Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2011. — 200 c.

5. Гербеева Л.Ю. Социальные аспекты антикризисного управления [Текст]: учебное пособие/ Л.Ю. Гербеева и др. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2013. — 129 с.

6. Домбровский М.А. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов [Текст] / М. А. Домбровский // Проблемы современной экономии, 2011. - № 2 (38). - С.45-61.

7. Козлова, О.А. Социально-экономические факторы реализации политики регионального развития [Текст]: учебник / О.А. Козлова, А.Г. Шеломенцев, К.В. Смицких, Е.Г. Шумик - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, Владивосток: ВГУЭС, 2014. - 108 с.

8. Мысляева, И.Н. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебное пособие / Мысляева И.Н., Кононкова Н.П., Алимарина Е.А. — М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 440 с.

9. Поляк, Г.Б. Экономическая история [Текст]: учебник / Поляк Г.Б., Адвадзе В.С., Квасов А.С. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 503 с.

10. Рисин, И.Б. Региональная кластерная политика: содержание и механизм реализации [Текст] / И.Е. Рисин. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2014. - 112 с.

11. Смирнов В.М. Государственная региональная политика в современных условиях и социально-экономическая динамика развития регионов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. — 2011. №6. — С.276-279.

12.Тарасенко С.С. Социально-экономическая политика формирования и развития региональных кластерных систем // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2013. № 2(50). — С.32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.