Научная статья на тему '«Деньги» как концепт в современном медиатексте'

«Деньги» как концепт в современном медиатексте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
472
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ "ДЕНЬГИ" / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МИРА / МИКРОМОТИВЫ / НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО / УТИЛИТАРНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / CONCEPT "MONEY" / THE NATIONAL MODEL OF THE WORLD / MICRO MOTIVES / NON-MONEYMAKING / UTILITARIAN MORALITY / SPIRITUAL REFLECTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерофеева И. В.

Дается анализ концептуализированной сферы «деньги» с учетом национальной модели мира. Указаны особенности репрезентации микромотивов концепта в медиатексте. Представлен процесс трансформации семантического поля концепта «деньги», обусловленный культивированием потребительских моделей жизни в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A conceptual analysis of the concept "money" with the provision for the national model of the world is given. With the representation of micro motives of the concept are regarded in media text. There is shown the representation of the process of transformation of the semantic field of the concept "money", given by consume model of life in Mass Media.

Текст научной работы на тему ««Деньги» как концепт в современном медиатексте»

продуцентов и носителей. Некоторые концепты этномаркированы, поскольку средой их рождения и функционирования является сама национальная культура. Оязыковленный ею концепт аккумулирует в себе множество понятийных, образно-ассоциативных и ценностных признаков. Эти признаки могут как частично пересекаться, так и не совпадать в сознании представителей разных социумов. Как показывает языковой материал, русский концепт «тоска» относится к ярко выраженным этномаркирован-ным концептам.

Литература

1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Рус. словари, 1997. 416 с.

2. Воркачев С.Г. Идея патриотизма в русской лингвокультуре: монография / С.Г. Воркачев. Волгоград: Парадигма, 2008. 200 с.

3. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Общие вопросы / Г.Д. Гачев. М.: Сов. писатель, 1988. 445 с.

4. Карасик В.И. Концепт как категория лингвокультурологии / В.И. Карасик // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Филологические науки. 2002. № 1 (01). С. 14 - 23.

5. Красавский Н.А. Семантическая структура номинантов эмоций в немецком и русском языках / Н.А. Красавский // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 162 - 172.

6. Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма /

B.П. Нерознак // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: межвуз. сб. науч. тр. Омск: ОмГПУ, 1998.

C. 80 - 85.

7. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. М.: Рефл-бук, 1998. 463 с.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1995. 944 с.

9. Пименова М.В. Концепт сердце: Образ. Понятие. Символ: монография / М.В. Пименова. Кемерово: КемГУ, 2007. 500 с.

10. Постовалова В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы (к проблеме оснований и границ современной фразеологии) / В.И. Постовалова // Фразеология в контексте культуры: сб. науч. тр. М.: Яз. рус. культуры, 1999. С. 25 - 33.

11. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б.А. Серебренников. М.: Наука, 1988. 212 с.

12. Словарь современного русского литературного языка. М.; Л.: АН СССР, 1964. Т. 16. С. 706.

The concept “Anguish ” in the Russian lingvoculture

The article describes the concept “anguish ” in the Russian lingvoculture, the research is based on the dictionary entries. The associative, figurative, evaluative characteristics of this concept are revealed. Its ethnocultural specific in Russian lingvoculture was determined.

Key words: concept, lingvoculture, dictionary entry, structure, image, value, association.

И.В. ЕРОФЕЕВА (Чита)

«ДЕНЬГИ» КАК КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ

Дается анализ концептуализированной сферы «деньги» с учетом национальной модели мира. Указаны особенности репрезентации микромотивов концепта в медиатексте. Представлен процесс трансформации семантического поля концепта «деньги», обусловленный культивированием потребительских моделей жизни в СМИ.

Ключевые слова: концепт «деньги», национальная модель мира, микромотивы, нестяжательство, утилитарная нравственность, духовная рефлексия.

Деньги - идея чистой предметности, они имеют отношение к прагматической стороне жизни и, казалось бы, напрямую, как экономическая единица, не связаны с нашим здоровьем, душевной гармонией и человеческим счастьем. Однако деньги в мировой культуре - не просто материальный эквивалент, они создают концепт, аккумулирующий представления об истинных и преходящих ценностях бытия. Так, отношение к деньгам в России (именуемым в ту или иную эпоху полушка, деньга, копейка, грош, алтын, гривна, гривенник, червонец, рубль) выявляет основные доминанты национальной модели мира и

© Ерофеева И.В., 2009

позволяет раскрыть духовный мир российского человека.

На Руси материальное благополучие никогда не ассоциировалось со счастливой жизнью. Зато преобладала идея святости, примата духовного над материальным. «Нестяжательное отношение к деньгам - одна из самых отчетливых границ русской культуры», - замечает Ю. Степанов [4: 580]. Как известно, народная мудрость находит отражение в пословицах и поговорках. Концептуализированная сфера «денег» может быть проиллюстрирована богатым фольклорным материалом.

1. В России, ориентированной на общинно-семейную собственность, ценится простота отношений, доверие к друг другу в противовес стремлению к роскоши и обогащению. Деньги как атрибут комфорта нельзя обожествлять, ведь основная ценность жизни - человеческая душа, у нас принято говорить: Не в деньгах счастье; Не с деньгами жить, а с добрыми людьми; Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Денежный успех и золотые запасы, конечно, не грешны сами по себе, считал росс, но очень опасны как состояние человека (особенно его души). Бедность же, наоборот, многому может научить, многие истины открыть. Отсюда феномен отрицания социального неравенства в России, осуждение достатка элитных слоев общества: будь то партийно-государственная номенклатура или «новые русские». Достаток и без-бедность, воплощенные в рубле, есть лишь необходимая «пустота» суетного бытия, поэтому часто мы не видим и не ощущаем ценности денежной купюры: Натура - дура, судьба - индейка, а жизнь - копейка; Деньги что вода; Уговор дороже денег.

3. Собственное счастье человек должен видеть не в том, чтобы обладать многим, а в том, чтобы быть многим. Материальное богатство не способно напитать и восполнить человеческий дух, наличие денег не определяет духовное содержание: Кафтан золотой, а душка -полушка; Его копейка нищему руку прожжет.

4. Достаток обязывает, предъявляет условия ответственного существования, и человек должен уметь выбирать, тратить и властвовать: У богатого да скупого

рубль плачет, а у бережливого да убогого полушка скачет; Копейка рубль бережет; Ближняя копеечка дороже дальнего рубля; Трудовая копейка до веку живет; Не будет ума - не будет рубля; Денежка счет любит; За свой грош везде хорош; И моя денежка не щербата.

Вложение денег - проблема этическая. Достойный человек рассматривает деньги с точки зрения добра, которое он может совершить (см. подроб. [6: 560 - 580]). Для России деньги - это даже не столько средство жизни, сколько говорящий символ, рассказывающий об обладателе. «Душа России - не буржуазная душа, - писал Н. Бердяев, - не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно» [1: 34].

Совсем иная традиция и система ценностей (имеющая свои истоки в протестантской философии) сложилась в Западной Европе, и особенно в Америке. На это обращает внимание М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма». У пуритан приумножение славы Господней ассоциируется и с приумножением богатства. Но проведенные в 1990 г. в России социологические исследования дали поразительные результаты: среди ценностных позиций россиян обнаружились, казалось бы, не свойственные нам «потребительский конформизм» и «властолюбивый эгоизм» [4: 24]. Эта же философия достаточно ярко проявила себя и в информационном пространстве.

Ментальные смыслы - имманентные составляющие творческого процесса в журналистике, процесса, нацеленного на воспроизводство реальности. Поэтому указанные нами микромотивы концепта ‘Деньги’, традиционные идеи ложного и истинного богатства находят свое воплощение и в медиатекстах. Так, газета «Аргументы и факты» позволяет себе пренебрежительную формулировку в народном стиле «Миллиардеров развелось, как грязи» (2008. № 17) и публикует откровения режиссера С. Соловьева под заголовком «Россия - между совестью и кАССой»: «Эпоха чистого искусства кончилась. Началась коммерция... Поставить под угрозу будущее России может только ее внутреннее состояние, которое, увы, сегодня крайне плачевно» (2008. 5 нояб.).

Концептуальные элементы понятия «деньги», имеющие место в пространстве СМИ, понятны и близки картине мира российской аудитории: «Алексей Баталов: Работать только за деньги не умею» (Эффект. 2008. 19 нояб.); «Великий секрет - деньги приходят только к тем, кто мечтает о них правильно!» (Комс. правда. 2008. № 33); «Зло не в деньгах, а в их владельце» (Там же. 2006. 13 нояб.); «Деньги счет любят» (Независимая газ. 2008. 8 июля); «Миллиардер в шлепках - 35-летний миллиардер Сергей Брин, основатель компании «Google» и создатель одноименной поисковой системы в Интернете, считает, что преуспеть можно, только не думая о деньгах» (АИФ. 2008. № 22).

Современные российские журналисты также работают в рамках традиционного тезиса «честных денег не бывает», осуждая коррумпированных политиков и нескромных олигархов. Но к данным ментальным формулам эклектично прирастает принцип постиндустриально -го общества: я есть то, что я потребляю и имею. В информационном пространстве XXI в. человек существует в мире производства, покупок и продаж одежды, зубной пасты, автомобилей. Среди многочисленных потребностей человека СМИ активно эксплуатируют потребность в частной собственности и материальном благополучии, утверждая необходимость утилитарной нравственности.

Качество в сфере рыночных средств информации заменено ценой, философия ценностей - философией блага или пользы. Почти снята проблема выбора. Образовавшаяся пустота заполняется проблемой подсчета, абстрактно-числовыми категориями. Информационное пространство как аналитических, информационных, так и развлекательных передач переполнено цифровым материалом и статистическими данными: кто сколько выиграл, проиграл, заработал, потерял, обменял и т. д. У цифровой коммуникации есть своя магия. Журналисты, оперирующие цифрами, кажутся максимально беспристрастными. Цифры, обладая архетипическим основанием, легко проникают в сферу бессознательного. Не зря Пифагор, объявивший число мистической и религиозной категорией, ставил этическую проблему эксплуатации полученных знаний со сторо-

ны власть имущих. Пифагорейская школа была школой закрытого типа.

СМИ в русле постмодернистского «нового дидактизма» пропагандируют «монетаристскую ментальность», рацио-нально-экономический стиль мышления, обожествляющий идею числа и денег. Хаос постмодерна, несмотря на культ плюрализма, выстраивает свое действо вокруг «реальности денег» [2: 212]. Медиатопикой «рубля» развлекают аудиторию: «Размеры пальцев влияют на умение зарабатывать деньги» (Известия. 2009. 13 янв.); «Орангутанги разбираются в деньгах» (Там же. 2008. 29 дек.); «Участникам ледового шоу платят бешеные деньги» (АИФ. 2008. 10 дек.); «Лолита: Считаю эстраду баловством. О мужчинах на коленях, женском возрасте и деньгах» (Там же. 2008. 12 нояб.).

Тематика денег в медиатексте логично вплетена в перечень основных проблем общества: «Что будет, когда у страны закончатся деньги» (АИФ. 2009. 28 янв.); «Спасите наши деньги» (Независимая газ. 2008. 9 сент.); «Химки» спаслись: клуб нашел деньги и нового тренера» (АИФ. 2008. 12 дек.); «За курсом рубля следят даже дети» (Там же. 2009. 12 февр.) и т. д.

Указанной темой нас пугают: «Из-за 100 рублей. - В Пскове раскрыто убийство двадцатилетнего таксиста» (АИФ. 2009. 16 янв.). Она же позволяет давать советы и формулировать рекомендации заинтересованной публике: «Заставьте деньги работать» (Там же. 2008. 26 нояб.); «Куда вкладывать деньги» (Там же. 2008. 12 нояб.); «8 способов вложить деньги в недвижимость. Какой самый выгодный» (Там же. 2008. 31 окт.); «Дружба дружбой, а деньги врозь» (Независимая газ. 2008. 23 мая) и т. д.

Сегодня работники массмедиа видят в создаваемых текстах товар. Руководители средств информации выводят плоды своего профессионального творчества за рамки культуры. Так мэтр российской журналистики В. Познер подчеркивает, что «телевидение есть, прежде всего, не часть культуры, не часть режима, а бизнес» (цит. по: [5: 86]). В удобном пространстве монетаристской ментальности вера становится, по замечанию И.П. Ильина, «модальностью утверждения» [2: 189]. Вера или убеждение журналиста

есть просто идея, в которую вложена психическая энергия. Наиболее распространенные в информационном пространстве тип сенсатора («тип Иуды») и рыночный тип журналиста, работающие по принципу: «я такой, какой я вам нужен», легко меняют спектр идей. Содержание веры напрямую зависит от утилитарных интересов.

Особенности монетаристского сознания достаточно подробно представлены в работе современного исследователя В. Кор-тунова «Философия денег» [3: 18 - 183]. Монетаристская ментальность, или рацио-нально-экономический стиль мышления ориентирует человека на сугубо экономические ценности. Деньги сублимируют из экономического эквивалента в духовный. Причина нелепых трансформаций - нравственный вакуум, который может быть компенсирован «возможностью признания через экономическую исключительность». Деньги перформируются в признак социальной ценности. Важным становится не потенциальная реализация личности, а факт обладания средствами. Отношение «быть» заменяется отношением «иметь».

Культ денег ведет к тому, что ценность элементов предметно-эмпирического бытия определяется только их меновой стоимостью. Так, массовый человек уверен, что купить можно все: удовольствие, талант, радость жизни, наслаждение, и уже не сомневается, что «поиск стратегических инвесторов спасет Россию». Культ денег - слабая провокация нищеты и нищенского сознания. С помощью денег нельзя преодолеть проблемы, которые они же и создают. Деньги - условие благополучия, но не причина и не источник, как часто уверяет нас медиатекст, особенно в период экономического кризиса 2008 - 2009 гг. «Путь к преодолению нищеты - через познание идеи денег», - формулирует В. Кор-тунов [3: 16].

Деньги сводят к минимуму духовные характеристики бытия, и тогда человек вступает на путь, обратный духовной эволюции. Психолог Э. Фромм подчеркивал, что рыночная - стяжательская - ориентация крайне неплодотворна. «Мы не только сами стали вещами, мы и других воспринимаем точно так же» - писал немецко-американский исследователь [7: 664]. Человечество, куль-

тивирующее тотальную куплю-продажу, может выродиться в товар. Монетаристская ментальность плодит «рыночный» (Э. Фромм) тип «хама» (Д.С. Мережковский), тип Фауста (В.А. Красильщиков) - паразитирующего эгоцентрика, который слепо уверовал, что он есть высшая и единственная цель мира и все вокруг существует только как средство удовлетворения его потребностей. Сегодня мы все чаще сталкиваемся, по определению В. Кортунова, с «цивилизованным хамом», оправдывающим свои поступки и систему ценностей созданной им философией [3: 94].

Любовь к власти и любовь к деньгам - две страсти, имеющие мощное влияние на людские дела. Последний грех явно не свойствен российскому сознанию. Монетаризм чужд нашему менталитету. А утилитаризму, стремящемуся к обладанию различными материальными благами, в России всегда противостоял традиционализм, акцентирующий духовную рефлексию.

Товарно-денежные отношения, определяющие концептуализированную область медиатекста, явным образом подчеркивают проблему хаоса в рамках национальной идентификации, а также в пределах парадигмы «цели и средства». Очевидно, что высшие цели общества -не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не золотым запасом государства, а духовной культурой.

H. Бердяев говорил, что «человек призван служить истине» [1: 274]. Самым большим злом является утилитарное отношение к ней. Истина и духовное богатство - не рабы и не слуги человека, они модус бытия. Восприятие же денег как модуса экзистенции лишает человеческое существование духовного смысла и, следовательно, обречено на самоотрицание.

Литература

I. Бердяев Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1990. 346 с.

2. Ильин И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия / И.П. Ильин. М.: Интра-да, 1998. 255 с.

3. Кортунов В.В. Философия денег / В.В. Кортунов. М.: Моск. общ. науч. фонд, 1997. 173 с.

4. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия / Н.И. Лапин // Вопр. философии. 1996. № 5.

5. Разлогов К. Культура в контексте социального кризиса / К. Разлогов // Свободная мысль. 2000. № 5. С. 86.

6. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2004. 992 с.

7. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э. Фромм. Минск: Поппури, 2000. 672 с.

The concept “money” in the modern media text

A conceptual analysis of the concept “money ” with the provision for the national model of the world is given. With the representation of micro motives of the concept are regarded in media text.

There is shown the representation of the process of transformation of the semantic field of the concept “money ”, given by consume model of life in Mass Media.

Key words: concept “money”, the national model of the world, micro motives, non-moneymaking, utilitarian morality, spiritual reflection.

Г.В. БОБРОВСКАЯ (Волгоград)

АЛОГИЗМЫ В ГАЗЕТНЫХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

На материале газетных текстов анализируются вопросы нарушения критерия логичности речи, проблемы лингвистического статуса ряда фигур алогичной речи, их соотношения с другими фигурами речи, эксплицирующими категорию абсурда. Выявляются особенности функционирования алогизмов в газетной публицистике, уточняются когнитивнодискурсивные механизмы включения алогизмов в материалы современной российской прессы.

Ключевые слова: публицистический текст, логичность речи, алогизм, абсурд, катахреза, оксюморон, зевгма.

Исследование предметно-понятийной логичности речи предполагает анализ смысловых связей высказывания с реальностью, изучение текстовых экспликаций структуры мысли, выявление ког-

нитивных и коммуникативно-прагматических механизмов, обеспечивающих когерентность текста, его содержательную связность. Логичность речи как ее непротиворечивость и аргументированность является принципиально важной содержательной характеристикой публицистического текста, особенно в его газетной разновидности, отличающейся чрезвычайно широкой сферой распространения, оперативностью создания и нацеленной на «однократность» восприятия массовым адресатом. Изучение газетных текстов с позиций лингвистического антропоцентризма, деятельностного подхода к анализу языковых и речевых феноменов обусловливает необходимость выявления интенциональных предпосылок нарушения коммуникативного требования логичности речи. В центре исследовательского внимания в этом случае оказываются когнитивно-дискурсивные механизмы возникновения алогизмов - парадоксальных либо ложных утверждений, порождаемых отступлениями от правил логического мышления.

Уже существуют теоретические и практические разработки отдельных проблем семантических аномалий (Н.Д. Арутюнова, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев, Г.Н. Грайс, Е.В. Падучева, А.А. Тертычный, Е.А. Атаева, Н.В. Васильцова, А.О. Васильченко, Г.Г. Курегян, С.А. Лукьянов, В.Я. Пастухова, А.Н. Смолина и др.). Они могут служить достаточно надежным «трамплином» для исследования основных способов отображения логических противоречий в речевой структуре газетных публицистических текстов.

Причиной появления алогичных высказываний становятся сочетания слов, значения которых противоречат друг другу. Ср. нарочитое нарушение закона противоречия в следующих примерах: «На первый-первый рассчитайсь!»; Народ - это большинство без меньшинства. Собственно-логические противоречия не тождественны противоречиям образным, порождаемым парадоксом в образном строе высказывания: Наступила эпоха Большой жратвы, сменившая великий голод. А Большая жратва разрушительна, если у общества замутнен духовно-нравственный

© Бобровская Г.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.