УДК 811 + 002.703
Ерофеева Ирина Викторовна
Irina Erofeeva
ДВУПОЛЯРНОСТЬ ПРОСТРАНСТВА КОНЦЕПТОСФЕРЫ «ТРУД» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАТЕКСТЕ
SPACE BIPOLARITY OF «LABOR» SPHERE OF CONCEPTS IN MODERN MEDIA TEXT
Содержится анализ специфики воспроизведения концепта «труд» в медиатексте. Выявлены основные фреймы концептуализированной сферы. Репрезентация названного концепта в СМИ основывается на ключевых идеях национальной философии и представляет собой ряд антонимичных утверждений
The article contains the specification analysis of the "labor" concept in a media text. The principal frames of conceptualized sphere are revealed. Representation of the above-mentioned concept in mass media is based on the ideas of the national philosophy and is a series of antonymic statements
Ключевые слова: концепт «труд», медиатекст, сис- Key words: concept «labor», media text, system of national
тема национальных ценностей, дихотомия воспроиз- values, dichotomy of reproduction
ведения
В жизни любой нации существуют некие семантические твердыни, которые определяют философию ее культурного ядра. Исследователи ментальности обращают внимание на два подобных понятия - «труд» и «время». Труд - категория многомерная, объединяющая как положительный, так и отрицательный модус толкования. Христианство склонно утверждать, что труд заповедован человеку Богом («если кто не хочет трудиться, тот не должен и есть»). В Священном Писании кропотливый, благой труд символизируют трудолюбивые муравей и пчела. Труд оздоравли-вает тело и очищает душу. Также он есть общепризнанная целесообразная деятельность человека, необходимая как для удовлетворения собственных нужд, так и для благосостояния окружающих.
Одновременно исходная форма концеп-
та актуализирует сему «страдание». Слово «труд» имеет общеславянское происхождение и является производным от той же основы, что латинское «Нибо» - «принуждаю, заставляю». В древнерусском языке лексема «трудъ» образовывала корневую цепочку «работа - страда - нужда» и подразумевала «страдание, горе», первоначально «трудом» называли «принудительную работу». Несмотря на добродетельную сущность труда, в истории народа он остается целенаправленной деятельностью человека, требующей особого умственного или физического напряжения.
Неоднозначное общее содержание концепта провоцирует возникновение двуполярного семантического пространства, представленного микромотивами: «труд есть добродетель» и «труд есть наказание». Одновременно данные утверждения являются дихотомичными
когнитивными моделями российской картины мира, успешная репрезентация которых наблюдается в следующих паремиологических комплексах: «Человек рожден для труда», «Бог труды любит», «Терпение и труд все перетрут», а также: «Работа - не волк, в лес не убежит», «От работы и лошади дохнут», «Работа дураков любит», «От трудов праведных не наживешь палат каменных».
Преобладающее в нашей культуре православное видение мира утверждает, что у духовно жаждущей личности существует один путь - трудиться и трудом создавать новое и благое. Труд является жизненным испытанием, с помощью которого человек может оправдать свое земное бытие, он одинаково необходим ищущей душе и окружающему ей миру. Труд «позволяет не только брать, - писал И. Ильин, - но и давать» [1; С. 319].
Этот взаимообогащающий процесс труда в России - национальная необходимость. Человек, живущий в бескрайней стране, одинаково богатой природной красотой и ее непредсказуемостью, по своей сути трудоголик. Не случайно в жизни русских работа занимает 62 %, в судьбе европейца - 46 % [2; С. 83]. Современная журналистика, непроизвольно (имманентно) и искусственно (настоятельно) транслируя указанные идеи национальной Модели Мира, облагораживает очерковые образы жизненной динамикой и трудолюбием: «И в юбилей о работе - о враче Андрее Малых» (АиФ. 11 февраля, 2009); «Додин отмечает юбилей ударным трудом - Режиссер признается, что лучший способ отметить: хорошо поработать» (АиФ. 14 мая, 2009). В материале на страницах газеты «Аргументы и Факты», рассказывающем о профессиональной судьбе врача Татьяны Миловановой, концепт «труд» обретает символический релевант «главная удача в жизни». Смысловое развертывание символики осуществляется на протяжении всего текста ресурсами следующих ключевых (ядерных для данного контекста) лексем: сила, терпимость, самостоятельность, преданность профессии, удовольствие от работы (Работа -
моя главная удача в жизни! АиФ. 18 июня, 2008).
Идеология труда на Руси носит устойчивый характер нестяжательства, преобладания духовно-нравственных мотивов над материальными интересами. Подобная душевная центростремительность российского труда породила поговорку «Терпение и труд все перетрут». В.А. Тонких и Ю.Л. Ярецкий, авторы книги «Российская цивилизация: общество и личность», подчеркивают, что моральные формы понуждения к труду качественно значимы для российской ментальности [2; С. 4].
Исконные смыслы концепта «труд» в небольшом объеме, но удачно репрезентируются в отечественной журналистике. Так, корреспондент газеты «Известия» репортаж «Марфо-Мариинская обитель: обыкновенное чудо» идейно центрирует вокруг признания реставраторов, восстанавливающих храм: «При всех сложностях нам было легко, потому что все хотели сделать эту работу качественно, на века» (Известия. 28 октября, 2008). В другом издании «Аргументы и Факты» герой материала Николай Романов уже в заголовке советует: главное морально, душой «настроиться на работу - и все получится» (АиФ. 19 декабря, 2008). В медиатексте «Главный в школе - урок труда» журналист Виктор Филиппов объективирует концепт «труд» с помощью архетипа комплексного характера «строительство новой дороги к школе и храму». В результате концептуализированная схема расширяется за счет дополнительных микромотивов: «труд есть ценность = любовь и способность», «труд есть духовное восхождение = смысл жизни, гордость», «труд есть самоактуализация = Я-строительство = будущее детей», «труд есть путь к новым знаниям» (Известия. 18 сентября,
2007).
В публикации «Беспристрастная работа», повествующей о деятельности судьи, лексическая вербализация концепта соответствует традиционному духовному коду концепто-сферы «труд»: «Эта женщина отличается от многих из нас: ее хобби - это работа. За пре-
данность делу и беспристрастность председателя районного суда Любовь Иванову уважают во всем районе» (Беспристрастная работа. АиФ. 19 декабря, 2008). Сценарий функционирования концепта в медиатексте позиционирует две линии его интерпретации: с одной стороны, «труд» - это «интересная, разносторонняя работа», «уважение окружающих», с другой стороны, он есть «тяжелая работа» и «огромная ответственность».
Есть основание полагать, что в России труд - категория этическая, он воплощает смысл жизни человека и подразумевает духовное самовоспитание, поэтому одновременно труд - то, что трудно, он есть преодоление и тягость бытия. В современном медиатексте мы наблюдаем богатую на разнообразие лексическую вербализацию указанного фрейма: человек труда (с соответствующей положительной характеристикой) - не без труда одолел - труд ударный - труд праведный (правый) - труд огромный - труд самоотверженный
- труд героический - труд усердный (от сердца) - труд почетный (с честью) - работа достойная (с достоинством, стойкостью).
В совокупности лексическая макроструктура метатекста СМИ относительно «труда» насыщена также семой «преодоления»: адский
- тяжелый - немыслимый - непосильный -кропотливый (ср.: «Кто пообещает кровь, труд, пот и слезы» - о выходе из кризиса. Известия. 12 марта, 2009) - напряженный - колоссаль-
Коротко об авторе____________________________
ный - опасный. Не случайно труд в информационном пространстве ассоциируется, например, с болезнью (Чем можно заболеть от работы. АиФ. 4 марта, 2009) и с каторжной работой (Работа в московской милиции - это каторга. АиФ. 27 апреля, 2009).
Нетрудно заметить, что общий положительный план выражения концепта в пространстве медиатекста одновременно содержит отрицательную экспрессивно-оценочную коннотацию. В данном контексте символичным является очерковый материал под названием «В работе спасателя романтики нет». В медиапроизведении в целом позитивный, восторженный семантический и психоэстетический фон, сопровождающий рассказ о работе спасателя, детализируется негативными эпитетами: «каторжная работа», «бешенный ритм», «беспокойная жизнь». Лексическая макроструктура текста представлена активными глаголами, раскрывающими сущность «романти-чески-каторжного» труда: вызволять, бежать, вытаскивать, подгонять, не спать, не разгибаться, спускать, погружать, распиливать, успокаивать, подвозить и т.д. (АиФ. 15 октября,
2008).
Итак, репрезентация концепта «труд» в медиадискурсе традиционно дихотомична, семантическое развертывание константы протекает в полярных пространствах, удивительным образом сосуществующих в рамках российской национальной Модели Мира.
_______________________Briefly about the author
Ерофеева И.В., канд. филос. наук, доцент, Забайкаль- I. Erofeyeva, Ph.D. (Philosophy), Assistant Professor, Trans-
ский государственный гуманитарно-педагогический уни- Baikal State Teachers' Training University of Liberal Arts
верситет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ) (TSTTULA)
irina-jour@yandex.ru
Научные интересы: журналистика - филология. Специ- Areas of expertise: journalism - philology. Specificity of re-
фика отражения российского менталитета в медиатек- flection of the Russian mentality in media text, value sphere
сте, ценностная сфера журналистики of journalism