486
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 347.73(045) В.А. Васильев
ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПОНЯТИЙНЫЕ КОЛЛИЗИИ В ПРАВЕ
Ведущей задачей научных исследований в сфере правовых наук в настоящее время выступает изучение вопросов реализации правовой экономической политики и её разнообразных направлений, упорядочивающих и охраняющих комплекс социально-экономических конституционных прав и свобод человека и гражданина. Коллизии в праве России являются одной из главных проблем, препятствующих единообразной и эффективной реализации норм отечественного права: соблюдению, использованию, исполнению и применению. Наличие этой проблемы также причиняет такие негативные последствия, как стимулирование искажения и деформации правовой культуры граждан России, а также укрепления укоренившегося в российском обществе правового нигилизма. В процессе предыдущих исследований автором были обнаружены коллизии между нормами российского законодательства, определяющими понятие денег, а также смежные и взаимосвязанные понятия вплоть до их смешения. В статье была предпринята попытка анализа и разграничения таких понятий, как «деньги», «безналичные денежные средства», «электронные денежные средства», «валюта», «рубль», «денежная единица» и т. п.; был проведён анализ работ других авторов (специальной и учебной литературы), юристов и экономистов. Целью автора настоящего исследования является поиск и выявление коллизий в регулировании вышеупомянутых, а также смежных правовых понятий. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи, а именно: анализ нормативных правовых актов России, поиск и выявление правовых противоречий. По результатам исследования автор пришёл к выводам о том, что законодательство России содержит понятийные противоречия, были исследованы основные нормативно-правовые акты в области регулирования денежно-кредитной политики, а также экономического оборота денег.
Ключевые слова: деньги, валюта, денежная единица, рубль, белорусский рубль, правовые коллизии, противоречия в праве, денежная политика, ценность.
DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-486-492
Аналитика является системным научно-практическим направлением современной юриспруденции, которая находит своё применение в междисциплинарных практиках исследований отрицательных и положительных оценок эффективности реализации права в контекстах функционирования правопорядка для установления общественного благополучия и справедливого социального порядка [21].
Ведущей задачей научных исследований в сфере правовых наук в настоящее время выступает изучение вопросов реализации правовой экономической политики и её разнообразных направлений, упорядочивающих и охраняющих комплекс социально-экономических конституционных прав и свобод человека и гражданина. Особое внимание правоведения сосредоточено на установлении необходимого размера пособий, социальных выплат, пенсии, минимального размера оплаты труда (МРОТ) и т. д.; учёте и контроле за эффективным, адресным, а также справедливым распределением, в первую очередь, денежных средств в процессе реализации стратегий по повышению качества жизни и благополучия граждан России; установлении индикаторов и критериев стратификации социально-экономической структуры населения; экспертной деятельности законодательства; оценке эффективности законодательства в области соблюдения и защиты социально-экономических прав и свобод граждан [22; 23].
Право - один из социальных регуляторов (комплекс правил поведения), призванный упорядочить правоотношения между субъектами. Норма права является общеобязательным, формально определённым, признаваемым и гарантируемым государством правилом поведения. Нормы права выражаются в форме норм закона, подзаконных актов. Они возникают в процессе правотворчества, частью которого является процесс законотворчества, в результате которых российское правовое поле дополняется и изменяется. Развитие (изменение) национального правового поля - явление постоянное. Законодательные органы государства (федерального и регионального уровней) разрабатывают и принимают законопроекты, призванные урегулировать (упорядочить) постоянно развивающиеся общественные отношения. В этом процессе неизбежно возникновение юридических коллизий, т. е. противоречий между нормативно-правовыми актами (далее - НПА), отдельными нормами права, регулирующими идентичный и(или) схожий круг общественных отношений (правоотношений).
В процессе предыдущих исследований были обнаружены коллизии между нормами российского законодательства, определяющими понятие денег, а также смежные и взаимосвязанные понятия вплоть
до их смешения; была предпринята попытка анализа и разграничения таких понятий, как «деньги», «безналичные денежные средства», «электронные денежные средства», «валюта», «рубль», «денежная единица» и т. п.; был проведён анализ работ других авторов (специальной и учебной литературы), юристов и экономистов [19; 20]. Обнаруженные проблемы делают реальными риски возникновения негативных последствий, выражающихся в отсутствии единого законодательного регулирования таких правовых понятий, как «деньги», «безналичные денежные средства», «электронные денежные средства», «валюта», «рубль», «денежная единица» и т. п., что провоцирует отсутствие единого правового толкования этих понятий в первую очередь юристами-правоприменителями, которое выражается в искажённом/деформированном применении норм права.
Как мы ранее выяснили, ни в законодательстве, ни в доктрине нет единого определения понятий деньги и валюта, а также, зачастую, происходит их понятийное смешение. Так, Гражданский кодекс РФ (часть первая) (далее - ГК РФ) [3] закрепляет в ст. 140, что «рубль» выступает в качестве законного платёжного средства, которое обязательно к приёму по нарицательной стоимости на всём экономическом пространстве отечественного государства, а абз. 2 ст. 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 [10] (далее - ФЗ о БР или ФЗ о ЦБ РФ) гласит о том, что «Банкноты (банковские билеты)» и «монета» Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) устанавливаются в качестве единственного законного средства наличного платежа России. Усматривается правовая коллизионность между двумя нормативными правовыми актами: или в Российской Федерации двумя законодательными актами вводятся два разных платёжных средства, а именно «рубль» и «билеты» и «монеты» ЦБ РФ; или «рубль» и «билеты» и «монеты» ЦБ РФ выступают тождественными понятиями и объектами правового регулирования; либо положение одного из законов противоречит другому.
В предыдущем исследовании мы выяснили, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ или Основной закон) [1] и ФЗ о ЦБ РФ «рубль» является денежной единицей - единицей измерения ценности объекта оценки экономической ценности, что именно «рубль» определяет нарицательную стоимость любых объектов гражданского оборота (экономического оборота) в том числе и единственного законного средства платежа, а именно обязательств ЦБ РФ, материально выраженных в формах билетов и монет Банка России. С целью поиска дополнительных аргументов стоит обратиться к иным нормативно-правовым актам России.
Исходя из тезиса о том, что и платёжное средство по ГК РФ и платёжное средство по ФЗ о ЦБ РФ обладают нарицательной стоимостью, т. е. это некий объект, который имеет ценностную оценку, выражающуюся количественно и качественно, т. е. во сколько единиц оценён данный объект и какова ценностная нагрузка на каждую единицу данного объекта, и, если говорить о «наличном» обороте средств платежа, то в случае с ФЗ о БР мы находим подтверждение на билетах и монетах БР, а вот если принять за истину законодательное положение ГК РФ (Ч.1), то ни в законодательстве, ни в материальном мире мы не сможем найти объект, именуемый «рубль», и не имеем информации о единице измерения ценности «рубля» в качественном и количественном показателе. Позицию данной гипотезы подтверждают следующие положения ФЗ о ЦБ РФ, в котором закрепляется упоминание, что подделка законных средств платежа, т. е. билетов и монет БР, преследуется по закону.
Так, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) в № 63-ФЗ от 13.06.1996 [2] в ст. 186 содержит состав преступления, связанный с изготовлением, хранением, перевозкой или сбытом поддельных денег/ценных бумаг; изготовлением в целях сбыта поддельных банковских билетов ЦБ РФ, металлической монеты ЦБ РФ, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в денежной единице России либо иностранной денежной единице или ценных бумаг в иностранной денежной единице, а также хранением, перевозкой в целях сбыта и сбытом заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ металлической монеты ЦЮ РФ, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в денежной единице России либо иностранной денежной единице или ценных бумаг в иностранной денежной единице и т. д. Из содержания указанного состава преступления усматривается прямая охрана уголовным законом именно монопольного права ЦБ РФ на эмиссию законного средства платежа, коими выступают билеты (банкноты) и монеты ЦБ РФ, и что 2 НПА федерального уровня в качестве законного средства платежа (при наличном платеже) признаются именно банкноты и монеты ЦБ РФ. Также следует отметить, что УК РФ не ставит перед собой задачу охраны такого объекта общественных отношений, как «рубль». Однако, уголовный закон использует данный объект (понятие) в целях: 1) определения (измерения) размера (ценностного объёма) нанесённого преступлением ущерба (например, в ст. 141.1: «... составляют не менее одного миллиона рублей...»).
488 В.А. Васильев
2023. Т. 33, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Говоря о понятиях «деньги» / «денежные средства», то тут уже у УК РФ прослеживается проблема их смыслового смешения. Так, УК РФ не содержит в себе формулировок, включающих слово «деньги», а «денежные средства» употребляются в контекстах статей как, в соответствии с положениями ФЗ о БР, «безналичные денежные средства», так и, в противоречие ФЗ о БР, «наличные денежные средства», хотя в ФЗ о ЦБ РФ в абзаце 1 статьи 29 закреплено, что выпуск в обращение наличных денег, организацию их обращения и вывода из него в России осуществляет ЦБ РФ; в статье 34, что для достижения цели организации обращения наличных денег в России на ЦБ РФ возложены функции: ... установление правил инкассации, перевозки и хранения наличных денег для банковских и небанковских (кредитных) организаций. В то время как «денежное средство» в упомянутом законе употребляется исключительно в смысловом контексте, подразумевающем «безналичные денежные средства»/«электронные денежные сред-ства»/«электронные средства платежа», например, в п. 17.10 ст. 18 ФЗ о ЦБ РФ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30.12.2001 [4], как и УК РФ, использует «рубль» и «денежные средства» аналогично УК РФ: ст. 3.2 ч. 3 п. 1: «административного штрафа, выраженного в рублях, указанного в пункте 1 части 2 статьи 4.7 настоящего Кодекса»; ст. 4.5 ч. 1: «Административный штраф является денежным взысканием, назначаемым в пределах, которые установливаются законодательством об административных правонарушениях, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России». Стоит также отметить, что и «Административный штраф», и «штраф» (уголовно-правовой) в качестве объекта взыскания усматривают именно «деньги», а не «рубль», «валюту» или «денежную единицу».
Ещё один федеральный закон, который осуществляет регулирование общественных отношений в денежной политике - Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10.12.2003 [8] (далее - ФЗ о валютном контроле). Данный НПА содержит в статье 1 основные понятия, которые используются в ФЗ о валютном регулировании: «1) валюта Российской Федерации: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и банковских вкладах; 2) иностранная валюта: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчётных единицах; ... 5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;».
Анализ перечисленных определений ФЗ о валютном регулировании показал, что указанный НПА содержит пробел в определении российской/иностранной денежных единиц в форме электронных денежных средств того или иного государства либо группы государств; данный НПА, как и ГК РФ (Ч.1), в указанных определениях производит смешение понятий «деньги», «денежная единица»/«ва-люта» России/иностранная, что является недопустимым, поскольку вводит в заблуждение правоприменителей, граждан России, иностранных граждан и т. п. Приводя в соответствие Конституции РФ, ФЗ о ЦБ РФ, УК РФ, то данные определения должны излагаться следующим образом: «1) деньги Российской Федерации ...; 2) иностранные деньги/деньги иностранных государств.; 3) денежные ценности.;». Следуя данной логике, то и сам закон должен носить иное название, поскольку фактически в рамках данного закона осуществляется не «валютное регулирование и валютный контроль», а «денежное регулирование и денежный контроль», так как объектами этого самого контроля являются объекты, признанные в том или ином государстве в качестве официального и законного средства платежа, коими являются денежные знаки различных форм, а сами «денежные единицы» в этих процессах не участвуют. Исходя из этого, данный закон логичнее было бы поименовать «Федеральный закон «О денежном регулировании и денежном контроле».
Налоговый кодекс РФ (Ч. 1) [6] и Налоговый кодекс РФ (Ч. 2) [7] рассматривают «денежные средства» / «деньги» исключительно как объект экономического оборота, а также как объект налогообложения, данное не вступает в противоречие с положениями Основного закона России, ФЗ о ЦБ РФ, УК РФ. «Рубль» эти НПА также рассматривают в полном соответствии с вышеуказанными законодательными актами, используя его только в качестве измерения объёмов налогооблагаемой базы и(или) измерения суммы налога. Однако, понятие «валюта» российская/иностранная указанные кодексы, в
отдельных положениях, рассматривают уже как синоним понятий «деньги» и «денежные средства», что также приводит к смысловому смешению и искажению их понимания. Так, ст. 39, ч. 3, п. 1: «осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики)»; в соответствии со ст. 149, ч. 3, п. 3, абз. 7: «купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты)». Согласно положениям Конституции РФ, ФЗ о БР, УК РФ обращаются именно «наличные деньги», «безналичные денежные средства», а в соответствии с положениями Федерального закона «О национальной платёжной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011 [9], и «электронные денежные средства», в то время как «валюта» и «денежная единица» являются синонимами, а «рубль» является одной из «валют» / «денежных единиц» государств, т. е. единицей измерения ценности того или иного объекта оценки. Соответственно, нельзя «купить рубли» или «купить доллары» и т. п., можно «купить билеты/монеты Банка России», купить «банкноты и монеты Федеральной резервной системы (США)», которые в свою очередь обладают нарицательной стоимостью в соответствующих государственных денежных единицах (рубль, доллар, евро и т. п.).
Бюджетный кодекс РФ № 145-ФЗ от 31.07.1998 [5] использует понятие «рубль» исключительно как единицу измерения, а «наличные деньги» и «денежные средства» - как объект обращения.
Анализ документов ЦБ РФ (Информационное письмо «О рекомендациях Банка России кредитным организациям по осуществлению кассового обслуживания клиентов в условиях распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) № ИН-04-29/26 от 23.03.2020 [15]; Указание Банка России «О порядке ведения кассовых операций с наличкой иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» № 5396-У от 30.01.2020 [13]) показал, что НПА Банка России также используют вышеупомянутые понятия неоднозначно: в одном случае понятия дифференцированы: «... приём документов, денежных знаков ...»; а в другом происходит их смешение: «... приём наличной иностранной валюты ...».
Среди нормативно-правовых актов, а также правоприменительной практики обнаружена ещё одна, часто встречающаяся, малозаметная, коллизия - «наименование отечественной денежной единицы», например, при публичных закупках, которые осуществляются в рамках действия Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 [11] (далее - 44-ФЗ), или закупках в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ от 18.07.2011 [12] (далее - 223-ФЗ), ином законодательстве. Информацию о данных процедурах можно найти в открытом доступе в единой информационной системе (далее - ЕИС), где, например, в документации о закупке процедуры с реестровым номером «32211388646» встречается такая формулировка наименования денежной единицы России: «... рублю Российской Федерации ...»; «... в российских рублях.»; в карточке закупки с реестровым номером «0138100003722000038» в ЕИС в качестве валюты закупки указан «Российский рубль». Данную ошибку трудно заметить, так как «рубль» является наименованием государственной денежной единицы России, а также есть иные иностранные валюты, наименования которых также содержат слово «рубль»: «белорусский рубль», «приднестровский рубль»; возможно, что формулировка «Российский рубль» и «рубль Российской Федерации» возникли для большей конкретизации, во избежание путаницы, о какой именно денежной единице ведётся речь. Однако с позиции Основного закона РФ денежная единица носит наименование именно «рубль», данное наименование дополнительно закреплено в ФЗ о БР, т. е. с юридической точки зрения вышестоящих НПА России наименование денежной единицы России состоит из одного слова. Однако, в РФ принят и действует подзаконный акт - «ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000. Общероссийский классификатор валют» утв. Постановлением Госстандарта России № 405-ст от 25.12.2000 [14], который содержит 2 вида валют, содержащих слово «рубль»: 1) «Российский рубль», краткое наименование страны/территории - Россия, цифровой код - «643», буквенный код - «RUB»; 2) «Белорусский рубль», краткое наименование страны/территории - Беларусь, цифровой код - «933», буквенный код - «BYN». Согласно этому документу, наименование денежной единицы России уже состоит из двух слов, хотя Основной закон или ФЗ о БР не давали вариативности в наименовании валюты или не оставляли данную вариативность открытой. Данный акт прямо противоречит положениям Конституции РФ и ФЗ о ЦБ РФ, так как на территории России официальной денежной единицей является «рубль», денежные знаки не содержат информации о нарицательной стоимости в «Российский рублях», на любой купюре или монете можно найти информацию о нарицательной стоимости в «рублях». Также наблюдается отсутствие необходимости именовать
490_В.А. Васильев_
2023. Т. 33, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
российскую валюту иначе, кроме как «рубль», т. к. в мире нет государства, которое приняло государственную денежную единицу с идентичным названием. «Приднестровье» - непризнанное государство, его валюта не вошла в отечественный классификатор, а «Белорусский рубль» на законодательном уровне в Республике Беларусь поименован исключительно как «Белорусский рубль», т. е. официальное и единственное законное наименование состоит из двух слов, что было сделано для индивидуализации. Так, НПА Республики Беларусь содержат следующее: Закон «О Национальном банке Республики Беларусь» № 464-Х11 от 14.12.1990 ст. 16-3: «Национальной денежной единицей в Республике Беларусь является белорусский рубль ...» [17]; Банковский кодекс Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000: ст. 101 «Официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль. Один белорусский рубль равен 100 белорусским копейкам.» [18]. Таким образом, Денежные единицы России «рубль» и Республики Беларусь «белорусский рубль» являются двумя различными валютами, обладающими уникальным и точным наименованием. Однако, помимо российского классификатора валют, иные НПА, в том числе законодательные, содержат в себе формулировки: «российский рубль». Проблема данной коллизии была поднята также и в юридической практике - в жалобе от 22.07.2021 (реестровый № карточки жалобы: 202100120047001510) [24] на документацию об открытом конкурсе в электронной форме (реестровый № 0315100000321000077) [25], однако правоприменитель не уделил должного внимания доводам заявителя в части наименования валюты закупочной процедуры и принял Решение от 02.08.2021 [16], в котором признал их необоснованными.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что законодатель и правоприменители не уделяют должного внимания вышеперечисленным коллизиям и пробелам в законодательстве России в части регулирования таких понятий, как «деньги», «денежная единица», «валюта», «денежные знаки». Это привело к возникновению их одновременной понятийной дифференциации и смешения, что привело к искажению их толкования, регулирования, использования, применения и изучения. Данное явление национального уровня также может негативно сказываться и на эффективности осуществления денежной политики России. Эти проблемы необходимо устранить с целью устранения искажения правового сознания граждан России для более точного и эффективного их регулирования, использования и изучения. Детальный анализ данных правовых явлений российской государственной действительности, а также предыдущие исследования стимулируют потребность в проверке состоятельности базы знаний о деньгах, денежной единице, валюте и др. смежных понятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменением, одобренным в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Информационной правовой портал «Гарант» (дата обращения: 24.12.2022).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (в ред. от 21.11.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 08.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 25.02.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 24.12.2022).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 19.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 21.11.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 24.12.2022).
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 19.12.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «Консультант-Плюс» (дата обращения: 24.12.2022).
8. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
9. Федерального закона «О национальной платёжной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (в ред. от 14.07.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
10. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 Ш6-ФЗ (в ред. от 30.12.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 29.05.2022) [Электронный ресурс] // Информационной правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
11. Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
12. Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
13. Указание Банка России «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» от 30.01.2020 № 5396-У [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
14. «ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000. Общероссийский классификатор валют» (утв. Постановлением Госстандарта России от 25.12.2000 N 405-ст) (в ред. от 31.08.2022) [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
15. Информационное письмо Банка России «О рекомендациях Банка России кредитным организациям по осуществлению кассового обслуживания клиентов в условиях распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) от 23.03.2020 № ИН-04-29/26 [Электронный ресурс] // Информационный правовой портал «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).
16. Решение Комиссии Пермского УФАС по жалобе ООО Дорожная компания «Норд» (вх.№ 012531 от 26.07.2021г.) от 02.08.2021 [Электронный ресурс] // Единая информационная система (ЕИС). Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html?id=2130958. (дата обращения: 24.12.2022).
17. Закон «О Национальном банке Республики Беларусь» № 464-XII от 14.12.1990 [Электронный ресурс] // Бел-закон.net - законы Республики Беларусь. Режим доступа: https://belzakon.net/Законодательство/Закон_РБ/199/ 2141. (дата обращения: 24.12.2022).
18. Банковский кодекс Республики Беларусь № 441-3 от 25.10.2000 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=hk0000441. (дата обращения: 24.12.2022).
19. Васильев А.В. Деньги как основа правовой экономической политики России: понятие и правовая природа // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11(203). С. 188-191. - DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_188. - EDN FMBHCM.
20. Васильев А.В. «Деньги» как объект междисциплинарных исследований правовой и экономической наук // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. Т. 1, № 3(102). С. 12-19. DOI 10.51965/ 20767919_2022_1_3_12. - EDN EOZBKD.
21. Степаненко Р.Ф. Справедливость и законопорядок: теоретико-методологический аспект // Государство и право. 2020. № 6. С. 79-89. - DOI 10.31857/S013207690009939-4. - EDN EQGPEL.
22. Степаненко Р.Ф. Общеправовая теория маргинальности о проблеме правового регулирования социально-экономических отношений // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 4. С. 43-53. - EDN TBXWCR.
23. Степаненко Р.Ф. Правовое содержание социально-экономической категории «качество жизни»: аналитический дискурс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2021. Т. 25, № 2. С. 376-394. DOI 10.22363/2313-2337-2021-25-2-376-394. - EDN QOZNEE.
24. Жалоба ООО Дорожная компания «Норд» (вх.№ 012531 от 26.07.2021г.) [Электронный ресурс] // Единая информационная система (ЕИС). Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/complaint/card/documents.html ?id=2130958. (дата обращения: 24.12.2022).
25. Открытый конкурс в электронной форме от 06.07.2021 № 0315100000321000077 [Электронный ресурс] // Единая информационная система (ЕИС). Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/ common-info.html?regNumber=0315100000321000077. (дата обращения: 24.12.2022).
Поступила в редакцию 10.05.2023
Васильев Алексей Витальевич, аспирант 3 курса УВО «Университет управления "ТИСБИ"» 420012, Россия, г. Казань, ул. Муштари, 13 E-mail: [email protected]
492_В.А. Васильев_
2023. Т. 33, вып. 3 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
V.A. Vasiliev
MONETARY POLICY OF RUSSIA: CONCEPTUAL CONFLICTS IN LAW
DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-3-486-492
The leading task of scientific research in the field of legal sciences is currently the study of the implementation of legal economic policy and its various directions, streamlining and protecting the complex of socio-economic constitutional rights and freedoms of man and citizen. Collisions in the law of Russia are one of the main problems that impede the uniform and effective implementation of the norms of domestic law: compliance, use, execution and application. The presence of this problem also causes such negative consequences as: stimulating the distortion and deformation of the legal culture of Russian citizens, as well as strengthening the legal nihilism that has taken root in Russian society. In the course of previous research, the author found conflicts between the norms of Russian legislation defining the concept of money, as well as related and interrelated concepts up to their confusion. The article made an attempt to analyze and distinguish between such concepts as "money", "non-cash", "electronic money", "currency", "ruble", "monetary unit", etc.; an analysis was made of the works of other authors (special and educational literature), lawyers and economists. The purpose of the author of this study is to search for and identify conflicts in the regulation of the above, as well as related legal concepts. To achieve this goal, the following tasks were performed, namely, the analysis of Russian regulatory legal acts, the search and identification of legal contradictions. Based on the results of the study, the author came to the conclusion that the legislation of Russia contains conceptual contradictions; the main regulatory legal acts in the field of monetary policy regulation, as well as the economic circulation of money, were investigated.
Keywords: money, currency, monetary unit, ruble, Belarusian ruble, legal conflicts, contradictions in law, monetary policy, value.
Received 10.05.2023
Vasiliev A.V., postgraduate student University of Management "TISBI" Mushtari st., 13, Kazan, Russia, 420012 E-mail: [email protected]