Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ И МЕТАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ДЕНЕГ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ И МЕТАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ДЕНЕГ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / MONEY / ТЕОРИЯ ДЕНЕГ / THEORY OF MONEY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОФИЦИАЛЬНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА / OFFICIAL CURRENCY / ЗОЛОТО / GOLD / ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ / PRECIOUS METALS / ЗАКОННОЕ ПЛАТЕЖНОЕ СРЕДСТВО / LEGAL TENDER / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / ДЕНЕЖНЫЙ СУРРОГАТ / ВАЛЮТА / CURRENCY / QUASI-MONEY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крылов Олег Михайлович

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе денежного обращения. Указанные нормы современного законодательства Российской Федерации представляет собой результат реализации основных положений номиналистической и металлистической теорий денег. Методологической основой служит диалектический метод научного познания социальных, экономических и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоверность и обоснованность результатов достигается за счет комплексного применения системноструктурного, сравнительно-правового, формально-юридического и логико-теоретических методов, а также метода описания понятий, анализа, синтеза, обобщения и иных методов. В результате проведенного исследования автором исследованы существующие формы реализации основных положений номиналистической и металлистической теории денег в современном законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the main provisions of the nominalist theory of money and metall in the Russian Federation laws regulating the circulation of money

The subject of the study are the legal rules governing public relations in the process of circulation of money. The standards of the modern Russian legislation is the result of the implementation of key provisions and metall nominalist theory of money. The methodological basis is the dialectical method of scientific knowledge of social, economic and legal phenomena in their interrelationship and interdependence. The reliability and validity of the results achieved through the combined use of systemic-structural, comparative legal, formal legal and logical-theoretical methods and concepts to describe the method, analysis, synthesis, generalization and other methods. The study authors investigated the existing forms of implementation guidelines and metall nominalist theory of money in the modern Russian legislation.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ И МЕТАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ДЕНЕГ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НОМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ И МЕТАЛЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЙ ДЕНЕГ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

КРЫЛОВ Олег Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного права Института права Башкирского государственного университета. E-mail: ok2004@list.ru

Краткая аннотация: Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе денежного обращения. Указанные нормы современного законодательства Российской Федерации представляет собой результат реализации основных положений номиналистической и металлистической теорий денег. Методологической основой служит диалектический метод научного познания социальных, экономических и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоверность и обоснованность результатов достигается за счет комплексного применения системно-структурного, сравнительно-правового, формально-юридического и логико-теоретических методов, а также метода описания понятий, анализа, синтеза, обобщения и иных методов. В результате проведенного исследования автором исследованы существующие формы реализации основных положений номиналистической и ме-таллистической теории денег в современном законодательстве Российской Федерации.

Abstract: The subject of the study are the legal rules governing public relations in the process of circulation of money. The standards of the modern Russian legislation is the result of the implementation of key provisions and metall nominalist theory of money. The methodological basis is the dialectical method of scientific knowledge of social, economic and legal phenomena in their interrelationship and interdependence. The reliability and validity of the results achieved through the combined use of systemic-structural, comparative legal, formal legal and logical-theoretical methods and concepts to describe the method, analysis, synthesis, generalization and other methods. The study authors investigated the existing forms of implementation guidelines and metall nominalist theory of money in the modern Russian legislation.

Ключевые слова: Деньги, теория денег, государство, официальная денежная единица, золото, драгоценные металлы, законное платежное средство, финансовая политика, денежный суррогат, валюта.

Keywords: Money, The Theory of money, the state, Official currency, gold, precious metals, legal tender, financial policy, quasi-money, currency.

Экономические теории денег основываются на различных мировоззренческих основах и затрагивают разнообразные аспекты денег и денежного обращения. Их можно классифицировать по разным основаниям. Одним из них является сущность (природа) денег. В рамках этого основания выделяются номиналистическая и металлистическая теория денег.

Ключевым постулатом номиналистической теории является представление денег в качестве знаков, лишенных внутренней стоимости, что определяет их покупательную способность номиналом.

Первые номиналистические концепции встречаются в работах Платона и Аристотеля, развивающих идеалистическое направление философии, которые основывались на определении металлических монет в качестве знаков стоимости [1, с. 225].

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в эпоху Средневековья, когда широко распространилась тенденция получения монетного дохода в результате умышленной порчи монет, что привело к тому, что в обращение поступало все большее количество неполноценных монет. В России чеканка низкопробной моне-

ты практиковалась в разные времена [2, с. 6-11].

В восемнадцатом веке номиналистические идеи развили Дж. Беркли и Дж. Стюарт, которые рассматривали деньги в качестве условной счетной единицы, используемой для выражения меновых пропорций как идеальный масштаб цен. По их мнению, деньги - просто «счетные знаки», поэтому выступают лишь как «простые названия отношений» (Дж. Беркли) или «показатели пропорций» (Дж. Стюарт) [3, с. 84].

В рассматриваемых случаях деньги предстают в качестве абстрактной стоимости без материального содержания.

В начале двадцатого века номинализм проявился в виде государственной теории денег, выдвинутой немецким экономистом Г. Ф. Кнаппом. Основные положения его теории сводились к следующему: деньги являются продуктом государственной власти, хар-тальными платежными средствами и выполняют основную функцию - функцию средства платежа [4, с. 45]. Такие выводы следовали из выбранного подхода, а именно: явления экономической жизни описывались как правовые отношения, которые Г. Ф. Кнапп распро-

странял и на теорию денег. Поэтому деньги в рассматриваемом случае являются «хартальным платежным средством», их покупательная способность определяется законодательными актами государства.

Государственную теорию Г. Ф. Кнаппа поддерживал Дж. М. Кейнс, отмечая, что все цивилизованные деньги являются хартальными по своей природе [5, с. 84].

В двадцатом веке номиналистическая теория становится господствующей. Она исходит из того, что деньги представляют собой просто счетную единицу, служащую для счета и измеряющую ценность товара, а для учета цен не важно, из чего сделаны знаки. В указанном качестве деньги - это свидетельство на получение полезного блага, а не полезная вещь или благо. Например, П. Самуэльсон утверждал, что бумажные деньги олицетворяют сущность денег, в то время как деньги - это искусственная социальная условность [6, с. 68-69].

Теория неразменных денег развивалась и в работах ученых, представляющих российскую научную экономическую школу. Ее представители - Н. Я. Данилевский, А. А. Красильников, Н.А. Шарапов, А. П. Шитов и другие доказывали возможность существования устойчивой системы неразменных на благородный металл денежных знаков [7, с. 213].

Доминирование номиналистической теории денег проявляется в отражении ее идей в нормах законодательства Российской Федерации.

Прежде всего, отметим норму, закрепленную в части 1 статье 27 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а именно: официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерацией является рубль. Исходя из содержания этой нормы видно, что категории «официальная денежная единица» и «валюта» рассматриваются законодателем в качестве синонимов. Валюта Российской Федерации есть денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и банковских вкладах (ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле»). Следовательно, официальная денежная единица в Российской Федерации - рубль имеет форму денежных

знаков в виде банкнот и монеты Банка России, а также форму средств на банковских счетах и банковских вкладов, представляющие собой субъективные права требования либо юридические обязанности на банкноты и монету Банка России.

Аналогичное понимание можно найти в решение Конституционного Суда Российской Федерации, отметившего, что запрет на введение и эмиссию других денег не исключает возможность для граждан по своему выбору обменивать введенный в качестве государственной денежной единицы Российской Федерации рубль на национальные валюты других государств (Определение Конституционного Суда РФ от 12 июля 2001 года № 179-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кравцовой Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и пунктом 1 статьи 239.3 Гражданского процессуального кодекса РСФСР»).

Отметим также название статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: «Деньги (валюта)», которая посвящена рублю как законному платежному средству. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее денежное обращение, реализуя положение номиналистической теории денег, отождествляет денежную единицу с деньгами.

Сложившаяся ситуация не является чем-то характерным только для Российской Федерации. Например, Г. Н. Андреева, анализируя конституции зарубежных стран, отмечает, что понятие денег в современных конституциях обозначается различными терминами (деньги, монета, банкноты, валюта, наличность, названия национальных денежных единиц и т.д.) [8, с. 5-8]. Обозначение денег столь различными наименованиями вполне естественно, поскольку обязательным элементом всех изложенных понятий является денежная единица.

Например, обязательным элементом денежного знака в России (банкноты и монета Банка России) является денежная единица - рубль. Денежные знаки без денежной единицы просто не существуют. Следовательно, в Российской Федерации денежная единица является обязательным элементом и таких понятий, как валюта, деньги, законное платежное средство и т.д.

И, наоборот, в случае с безналичными денежными средствами денежные знаки отсутствуют, реализация права требования на денежные знаки может быть осуществлена и без денежных знаков, а клю-

чевой характеристикой является размер безналичных денежных средств, измеряемый в денежных единицах, которые определяют не только их размер, но и меру их платежной силы.

Данное обстоятельство, как представляется, решает существующую полемику в юридической науке о том, что обладает платежной силой - денежные знаки или денежная единица, в пользу денежной единицы [9-12].

Денежная единица не только обладает платежной силой, но и является счетной единицей, предназначенной для измерения стоимости товаров, работ, услуг. Поэтому, не случайно, что именно на уровне Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) в статье 75 закреплена норма, о том, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, устанавливающая счетную единицу - рубль, и, одновременно, определяющая ее в качестве денег.

Реализация номиналистической теории денег проявляется и в конституционной функции Банка России, определяемой через связь с денежной единицей: защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (п. 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года)).

В российской юридической науке вопрос о статусе Банка России остается одним из самых дискуссионных вопросов. Автор придерживается мнения, что Центральный банк Российской Федерации (далее Банк России) является публично-правовым субъектом, не являющимся органом государственной власти, но обладающим государственно-властными полномочиями и наделенным исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения [13, с. 35-41].

Данные полномочия по своей природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, о чем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно делал соответствующие выводы (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Постановление Кон-

ституционного Суда РФ от 03 июля 2001 года № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и п.1 и 2 ст. 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами ряда граждан»; Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2003 года № 45-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности статей 12 и 30 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

По своему содержанию защита рубля представляет собой комплекс мер по регулированию денежного обращения: организация обращения наличных денег и изъятия их из обращения на территории России, обеспечение обязательности приема банкнот и монеты Банка России и т.д. Обеспечение устойчивости рубля предполагает проведение валютной политики через участие Банка России в определении курса рубля к иностранным валютам, регулирование ставки банковского процента (рефинансирования) и иные меры [14].

Таким образом, деньги являются продуктом государственной власти, но не имеют иной покупательной способности, кроме той, которая установлена нормативными правовыми актами. Указанное обстоятельство влечет необходимость государственной поддержки их защиты и обеспечения устойчивости путем наделения властными полномочиями, реализация которых предполагает применение мер государственного принуждения, какого-либо субъекта от имени государства (в Российской Федерации - это Банк России).

Одним из постулатов номиналистической теории денег является положение о том, что деньги предстают в качестве абстрактной стоимости без материального содержания. В законодательстве Российской Федерации это положение реализуется в качестве нормы, устанавливающей отсутствие официального соотношения между денежной единицей - рублем и золотом или другими драгоценными металлами. Так, официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается (ст. 28 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Прежде денежные единицы различных стран были привязаны к стоимости драгоценных металлов, обеспечивались золотом, и банкноты могли обмениваться на металлический эквивалент в золоте или ином

драгоценном металле, которым обеспечивалась валюта. На Ямайской конференции 1976 г. члены Международного валютного фонда договорились об отмене золотого содержания денежных единиц. В Советском Союзе золотой паритет просуществовал до 1990 г.

Россия как член Международного валютного фонда также не использует золотое обеспечение рубля, и банкноты, монеты Банка России не подлежат обмену на золото или иной драгоценный металл. В то же время Банком России устанавливаются учетные цены на аффинированные драгоценные металлы (золото, серебро, платину и палладий), применяемых для целей бухгалтерского учета в кредитных организациях (указание Банка России от 28 мая 2003 г. № 1283-У «О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы»).

Отдельными авторами на основе рассматриваемой нормы права об отсутствии официального соотношения между денежной единицей и другими драгоценными металлами формулируется принцип необязательности обеспечения как один из принципов организации наличного денежного обращения [15].

С 1992 г. золото перестало быть основой денежного содержания Российской Федерации, но сохранилось как стратегический материал в золотовалютных запасах, на который можно купить валюту и получить в иностранных банках кредит под залог золота [16, с. 3-6].

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее денежное обращение, реализуя положение номиналистической теории денег о деньгах, как абстрактной стоимости, исключает возможность рассмотрения денежной единицы (денег) иначе, чем в качестве абстрактной стоимости, не устанавливая официальное соотношение между денежной единицей и золотом или другими драгоценными металлами.

Наконец, еще одним ключевым постулатом номиналистической теории положение о том, что основной функцией денег является функция средства платежа. Данное положение находит свое проявление в норме законодательства Российской Федерации, закрепляющей за денежной единицей - рублем статуса законного платежного средства. Так, рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ). В то же время, банкноты

(банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Следует отметить, что гражданское законодательство Российской Федерации, устанавливая рубль в качестве законного средства платежа, не ограничивают его только банкнотами или монетами Банка России, т.е. наличной формой выражения рубля. Из смысла Конституции Российской Федерации следует, что законным средством платежа является рубль вне зависимости от формы его выражения [17].

Законность рубля как платежного средства обеспечивается принципом номинализма, согласно которому цена в рублях по общему правилу пересмотру не подлежит независимо от того, изменилась ли реальная покупательная способность рубля или его курс по отношению к иностранным валютам [18, 7079]. Это принцип реализуется в нормах об обязательности к приему рубля по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации (например, в ст. 30 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Законность рубля как платежного средства обеспечивается также иными нормами законодательства Российской Федерации, закрепляющими в качестве общего правила осуществление платежей в различных правоотношениях в валюте Российской Федерации. Например, выплата возмещения по вкладам производится в валюте Российской Федерации (п. 13 ст. 12 Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»). Или обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации (п.5 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ).

Следовательно, действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее денежное обращение, реализуя положение номиналистической теории денег о том, что основной функцией денег является функция средства платежа, закрепляет за денежной единицей - рублем статус законного платежного средства и обеспечивает этот статус нормами, устанавливающими правила осуществления платежей в рублях в качестве общего правила.

Таким образом, основные положения номиналистической теории денег в законодательстве Российской Федерации реализуются в виде правовых норм, устанавливающих тождество официальной денежной единицы Российской Федерации с валютой Российской Федерации и деньгами Российской Федерации без официального соотношения с золотом и другими драгоценными металлами, а также закрепляющих за денежной единицей Российской Федерации статус законного платежного средства Российской Федерации и устанавливающих конституционную обязанность от имени Российской Федерации у Банка России по защите и обеспечению устойчивости денежной единицы.

Металлистическая теория денег представляет собой обобщающее название всей совокупности взглядов, высказанных в разное время исследователями, отождествляющими деньги с драгоценными металлами (золотом и серебром) и рассматривающими их как богатство общества. Именно золото и серебро, а не совокупность материальных благ считались источниками общественного богатства. Одним из первых представителей этой теории является французский ученый четырнадцатого века Н. Орезм - автор первого систематизированного труда о деньгах.

В качестве учения металлистическая теория сформировалась в рамках экономического учения меркантилистов в шестнадцатых-семнадцатых веках. Ее представителями являлись У. Стаффорд, Т. Мен, А. Монкретьен, Ж. Кольбер, И. Юсти, Ф. Галиани и другие. Меркантилисты признавали товарную сущность денег, усматривая их ценность в естественных свойствах золота и серебра, и поэтому выступали против порчи монет. Поскольку ключевой функцией денег считалась функция накопления (образования сокровищ), предполагалось, что следует проводить политику, препятствующую оттоку золота и серебра за границу и стимулирующую их приток [19, с. 81].

Впоследствии идея денежного баланса трансформировалась в идею торгового баланса, которая предполагала, что ключевой функцией денег является функция средства обращения, при которой деньги используются в качестве средства международной торговли. Вместо административных методов на первый план выдвигаются экономические методы накопления: развитие мануфактурного производства, внутренней торговли, закупка сырья за границей и другие [20, с. 208].

В XIX в. металлистическая теория проявляет-

ся в металлизме. Ее представители К. Книс, В. Лексис, А Лансбург, признавая возможность обращения бумажных денежных знаков, оговаривали в качестве обязательного условия их размен на металл [21, с. 83].

Развитие металлизма приходится на вторую половину девятнадцатого века в связи с введением в большинстве стран системы золотого стандарта. В России золотой монометаллизм был введен в 1897 г. в результате реформ С. Ю. Витте. На золотомонетном стандарте была основана образованная в 1867 г. первая мировая валютная система. Наиболее известные представители металлизма этого периода - У. Джевонс, Дж. Миль, К. Маркс, А. Вагнер, А. Маршалл. В России -это А.Я. Антонович, В.П. Безобразов, Н.Х. Бунге, И.Я. Горлов, П.П. Мигулин, Л.В. Федорович и др.

Основные постулаты их учений можно выразить следующими выводами: золото необходимо для соизмерения товаров, поскольку только золото является мерой стоимости; стоимость денег и уровень цен связаны пропорциональной зависимостью; неразмен-ность банкнот создает условие для излишней денежной эмиссии; необходим запас денежного металла, превышающий потребность в деньгах как средстве обращения [22, с. 210].

Определенный ренессанс металлизма и создание концепций неометаллизма произошли в середине 50-х годов двадцатого века (А. Тулемон, Ж. Рю-эфф, М. Дебре, Р. Харрод и другие). Основная идея заключалась в возврате к золотому стандарту при одновременном функционировании денег в форме бумажных денежных знаков вместе со свободным разменом банкнот на золото.

Экономические кризисы не позволяют полностью утратить актуальность этой теории. Между тем, идеи возврата к металлизму не столь популярны, поскольку присутствуют опасения, что значительная часть полноценных денег была бы тезаврирована. И, самое главное, что это поставило бы денежную систему государства в зависимость от производства золота и ослабило возможность вмешательства государства в сферу денежного обращения [23, с. 228].

Поскольку одним из ключевых постулатов ме-таллистической теории является отождествление денег с драгоценными металлами, ее реализация в нормах законодательства Российской Федерации проявляется в организации обращения на территории Российской Федерации памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов, являющиеся законным средством наличного платежа на территории Россий-

ской Федерации.

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России (ст. 46 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Монеты передаются организациям по отпускным ценам Банка России, которые включают в себя стоимость содержащихся в монетах драгоценных металлов и премию к стоимости драгоценных металлов, размер которой в процентном выражении утверждается для каждого вида монет первым заместителем Председателя Банка России, курирующим вопрос организации наличного денежного обращения (п.3 Указания Банка России от 21 июня 2013 г. № 3020-У «О порядке передачи Банком России памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов российским кредитным организациям и организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России»).

Памятные монеты изготавливаются в соответствии с сувенирно-подарочным и коллекционным назначением, поэтому они имеют самое высокое качество чеканки (proof) и, как правило, сложный дизайн реверса, небольшие ограниченные тиражи выпуска. Такие монеты выпускаются к юбилеям и памятным датам, знаменательным событиям истории и современности, крупным спортивным мероприятиям и т.п. Инвестиционные монеты в соответствии со своим названием предназначены для целей инвестирования в драгоценные металлы. Они выпускаются безотносительно к памятной (юбилейной) тематике. Как правило, они чеканятся, обычным качеством (uncirculated), имеют большие или даже неограниченные тиражи, что позволяет максимально приблизить конечную цену такой монеты к стоимости содержащегося в ней драгоценного металла [24, с. 10].

Следовательно, памятные и инвестиционные монеты, являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, в связи с использованием для их изготовления драгоценных металлов могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования и (или) инвестирования по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.

Таким образом, в Российской Федерации об-

ращаются деньги, чья внутренняя стоимость обеспечивается стоимостью драгоценного металла, из которого они изготовлены.

Субъективные права и юридические обязанности на эти деньги передаются Банком России иным субъектам в размере, отличающимся от их номинальной стоимости. Это обстоятельство позволяют утверждать, что при последующей передаче субъективных прав и юридических обязанностей на такие деньги между различными субъектами, их размер будет всегда больше номинальной стоимости, что фактически исключает их использование по экономическим соображениям в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, оставляя такую возможность, как чисто теоретическую.

Влияние металлистической теории денег на законодательство Российской Федерации проявляется и в обеспечении банкнот и монеты Банка России драгоценными металлами.

Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами (ст. 30 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Категория «актив» представляет собой объект бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а его действие распространяется и на Центральный банк Российской Федерации (ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Актив, в сущности, представляет собой непосредственный и прямой результат фактов хозяйственной жизни [25, с. 11-26]. В соответствии с п. 7.2. Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29 декабря 1997 г.), активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Активы и обязательства должны представляться в бухгалтерском балансе, характеризующем финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (п.18, п. 19 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)», утвержденной приказом Минфина от 06 июля 1999 года № 43н).

В соответствии с балансом Банка России, опубликованном на сайте Банка России, его активами по состоянию на 01 января 2016 г. являются: драгоценные металлы, средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов, кредиты и депозиты, ценные бумаги вместе с долговыми обязательствами Правительства Российской Федерации, требования к МВФ и прочие активы. Учет и хранение драгоценных металлов Банком России осуществляется в соответствии с правилами учета и хранения драгоценных металлов подразделениями Банка России, утвержденными Указаниями Банка России от 30 декабря 2014 г. № 3526-У.

Следует отметить, что не все драгоценные металлы, находящиеся на балансе Банка России, относятся к активам, обеспечивающим безусловные обязательства Банка России. Для отдельных драгоценных металлов, находящихся на балансе Банка России, создается специальный правовой режим, исключающий их использование в указанном качестве. Так, аффинированное золото в слитках, составляющее золотой запас России, хранится в Банке России, учитывается на его счетах, однако предназначено для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях (п. 1, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). В юридической литературе отмечалось, что данное обстоятельство требует уточнения правового режима золотовалютных резервов [26, с. 28-37].

Таким образом, банкноты и монета Банка России обеспечивается активами Банка России, в т.ч. и драгоценными металлами.

Реализация постулатов металлистической теории денег в нормах законодательства Российской Федерации, регулирующее денежное обращение, проявляется и в обеспечении финансовой политики государства аффинированным золотом в слитках, а также финансовых потребностей государства драгоценными металлами.

Так, Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных и иных потребностей Российской Федерации (ст. 6 Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В Государственном фонде драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней Российской Федерации находится часть золотого запаса Российской Федерации. Другая часть золотого запаса Российской Федерации хранится в Центральном банке Российской Федерации и учитывается на его счетах. Этот золотой запас Российской Федерации, состоящий из аффинированного золота в слитках, находящегося в федеральной собственности и являющегося частью золотовалютных резервов Российской Федерации, предназначен для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях (п. 1 ст. 8 Федеральный закон от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»). Разумеется, что поступления от реализации золотого запаса или иных драгоценных металлов Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации направляются на финансирование мероприятий после реализации и в случае недостаточности средств из источников, установленных законодательством Российской Федерации. Попутно отметим, что в юридической литературе отмечалось невозможность поступления средств от реализации указанных объектов главному распорядителю расходов без нарушения принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, закрепленного в ст. 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ [27, с. 6-11].

Как видно, золото, по-прежнему, рассматривается в качестве ликвидного средства сохранения накопленного капитала. До сих пор не существует альтернативы желтому металлу как сокровищу. Объем золотого запаса отражает валютно-финансовые позиции государства и служит одним из показателей его платежеспособности. Чем больше золотые резервы страны, тем прочнее ее позиции в мировой экономике и политике [28, с. 28-37].

Сегодня золотой запас России является своеобразным стабилизационным фондом, предназначенный в случае экономических потрясений для решения финансовых проблем.

Наконец, следуя постулату металлистической теории об отождествлении денег с драгоценными металлами, ее реализация в нормах законодательства Российской Федерации проявляется в организации обращения на территории Российской Федерации драгоценных металлов.

Прежде всего, это организация безналичного обращения драгоценных металлов на территории

Российской Федерации.

Так, кредитная организация для учета драгоценных металлов при осуществлении с ними банковских операций открывает металлические счета ответственного хранения либо обезличенные металлические счета (п. 9 Положения «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденные Банком России от 01 ноября 1996 г. № 50). Предмет договора обезличенного металлического счета составляют действия банка по открытию счета, зачислению драгоценных металлов на счет, осуществлению операций по счету согласно распоряжениям клиента, действия по оплате услуг кредитной организации клиентом [29, с. 15-34].

Как видно, правовой режим драгоценных металлов в рассматриваемом случае идентичен правовому режиму денежных средств в договоре банковского счета, при котором безналичные денежные средства представляют собой субъективные права либо юридической обязанности в денежном обязательстве.

Как представляется, действующая правовая конструкция обезличенного металлического счета является основой для использования драгоценных металлов в качестве легальных денежных суррогатов.

Обращение драгоценных металлов может осуществляться в виде государственных облигаций, номинированных в массе драгоценных металлов или обеспеченных драгоценными металлами и выпущенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязательства по этим государственным облигациям должны быть гарантированы эквивалентным совокупным облигационным обязательствам эмитента количеством драгоценных металлов, размещенных на ответственное хранение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 года № 861 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом»).

Так, золотые сертификаты являются именными беспроцентными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение в срок погашения золота в слитках в количестве, эквивалентном 1 килограмму химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат (Приказ Министерства финансов Российской Фе-

дерации от 28 октября 1998 года № 48н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом»). Такие ценные бумаги также представляют собой разновидность денежных суррогатов, выполняющих отдельные функции денег [30, с. 82-90].

Таким образом, основные положения метал-листической теории денег в законодательстве Российской Федерации реализуются в виде правовых норм, устанавливающих организацию обращения на территории Российской Федерации памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов, являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, организацию обращения на территории Российской Федерации драгоценных металлов в качестве легальных денежных суррогатов, обеспечение банкнот и монеты Банка России драгоценными металлами, а также обеспечение финансовой политики государства аффинированным золотом в слитках и финансовых потребностей государства драгоценными металлами.

Подводя итоги, акцентируем внимание на следующих выводах:

1. Законодательство Российской Федерации, регулирующее денежное обращение, представляет собой результат реализации основных положений номиналистической и металлической теории денег, при этом доминирующее положение занимают положения номиналистической теории денег.

2. Основные положения номиналистической теории денег в законодательстве Российской Федерации реализуются в виде правовых норм, устанавливающих тождество официальной денежной единицы Российской Федерации с валютой Российской Федерации и ее деньгами без официального соотношения с золотом и другими драгоценными металлами, а также закрепляющих за денежной единицей Российской Федерации статус законного платежного средства Российской Федерации и устанавливающих конституционную обязанность от имени Российской Федерации у Банка России по защите и обеспечению устойчивости денежной единицы.

3. Основные положения металлистиче-ской теории денег в законодательстве Российской Федерации реализуются в виде правовых норм, устанавливающих организацию обращения на территории Российской Федерации памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов, являющиеся законным средством наличного платежа на территории

Российской Федерации, организацию обращения на территории Российской Федерации драгоценных металлов в качестве легальных денежных суррогатов, обеспечение банкнот и монеты Банка России драго-

Библиография:

ценными металлами, а также обеспечение финансовой политики государства аффинированным золотом в слитках и финансовых потребностей государства драгоценными металлами.

1. Деньги. Кредит. Банки: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 848 с.

2. Янкевич С. В. Правовое регулирование доходов от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней // Налоги. 2013. № 13. С. 25-27.

3. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н. О. И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2010.

- 560 с.

4. Кнапп Г. Ф. Очерки государственной теории денег. Одесса, 1913. 59 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н. О. И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2010.

- 560 с.

6. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М: Экономика, 1964. 844 с.

7. Олейникова И. Н. Деньги. Кредит. Банки: учеб. Пособие / И. Н. Олейникова. - М.: Магистр, 2008. - 509 с.

8. Андреева Г. Н. Конституционное регулирование денег и денежной системы // Российская юстиция. 2015. № 12. С. 5 - 8.

9. Шкаринов И.А. Теория денег: проблемы, которые ждут решения // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 116 - 117.

10. Ефимова Л. Г. Банковские сделки: право и практика. М.: Изд-во "НИМП", 2001. С. 214 - 218.

11. Кучеров И. И. Законное платежное средство как категория финансового права // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 38 - 47.

12. Ситник А. А. Деньги и валюта: финансово-правовой аспект // Банковское право. 2013. № 5. С. 34 - 40.

13. Пастушенко Е. Н., Земцов А. С. О правовом статусе Центрального банка Российской Федерации: тенденции законодательного регулирования и судебной практики // Банковское право. 2013. № 6. С. 35 - 41.

14. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (рук. авт. кол. Ю. А. Дмитриев, науч. ред. Ю. И. Скуратов). - М. Статут. 2013. 688 с.

15. Тосунян Г. А., Викулин А. Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». М.: Дело, 2003.

16. Бельский К. С. К вопросу о понятии денежной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2005. № 8. С. 3-6.

17. Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. М.: Аванта+, 2003. 496 с.

18. Иванов А. А. Правовые проблемы действия валютной оговорки в договорах // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 5. С. 70 - 79.

19. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н. О. И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2010.

- 560 с.

20. Олейникова И. Н. Деньги. Кредит. Банки: учеб. Пособие / И. Н. Олейникова. - М.: Магистр, 2008. - 509 с.

21. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки РФ, д.э.н. О. И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2010.

- 560 с.

22. Олейникова И. Н. Деньги. Кредит. Банки: учеб. Пособие / И. Н. Олейникова. - М.: Магистр, 2008. - 509 с.

23. Деньги. Кредит. Банки: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 848 с.

24. Бычков А. Звонкие инвестиции //ЭЖ-Юрист. 2016. № 1.

25. Рабинович А. М. Рекомендации Минфина России аудиторам по проверке годовой отчетности организаций за 2015 год (Профессиональный комментарий) // Аудиторские ведомости. 2016. № 3. С. 11 - 26.

26. Поветкина Н. А. Проблемы правовой квалификации золотовалютных резервов (запасов) Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой устойчивости государства // Законодательство и экономика. 2016. № 2. С. 28 - 37.

27. Янкевич С. В. Монетная регалия в России в XVII - XVIII веках: злоупотребления государства правом // История государства и права. 2014. № 4. С. 6 - 11.

28. Поветкина Н. А. Проблемы правовой квалификации золотовалютных резервов (запасов) Российской Федерации и их роль в обеспечении финансовой устойчивости государства // Законодательство и экономика. 2016. № 2. С. 28 - 37.

29. Гаряева Е. Ю. Правовое регулирование отношений, возникающих при помещении ценностей в банковскую ячейку: монография. М.: Проспект, 2016. 96 с.

30. Крылов О. М. Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации : монография / О. М. Крылов ; под общ. ред. С. В. Запольского. - М. : Контракт, 2014. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.