Научная статья на тему 'ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА'

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»

о

3

ю О

диционных культур и семейных ценностей, спорта и здорового образа жизни, молодежного предпринимательства, развития образования.

Следует отметить, что изначально конференции под общим названием «Глобальные социальные процессы» были задуманы как очередной университетский и городской социологический семинар. Однако довольно быстро эти научные мероприятия приобрели значительную популярность среди молодых ученых не только Санкт-Петербурга, но и других городов и ВУЗов России. Кроме того, почти сразу к их проведению присоединились молодые ученых из Республики Беларусь, Республики Казахстан, Китайской Народной Республики. Что превратило данные конференции в международные мероприятия. Тематика этих конференций весьма обширна и в целом отражает весь спектр научных интересов молодых ученых-социологов России и других стран-участниц данных мероприятий. Анализируя содержание докладов и опубликованных материалов конференций, можно получить представления о тематике и проблематике научных исследований молодых социологов и основных направлениях развития их научных интересов во второй половине 2010-х - начале 2020-х гг. Эти исследования включают весьма широкий спектр научных тем: от теории и методологии современной социологии до историко-социологических исследований глобальных и локальных социальных процессов.

В частности, обращая внимание на необходимость дальнейших исследований трудов классиков социологии, молодые ученые подчеркивают, что такие классики социологии, как Маркс, Вебер, Дюркгейм, Зомбарт, Зиммель и их научные труды не теряют актуальности, и получают новые трактовки в современных условиях необходимости осмысления сложных глобальных социальных процессов. Безусловно, обращают внимание молодые социологи и на акутальные вопро-

сы общественного развития, например, глобальная пандемия COVID-19 и необходимость исследования её влияние на общество и экономику стала импульсом к существенному повышению интереса молодых ученых к исследованиям в сфере общественного здравоохранения. А существенный рост 1Т-сектора и интернет-индустрии как реакция общества на изменения в образе жизни сотен миллионов людей, привели также и к росту интереса к всесторонним исследованиям влияния цифровизации на социальное развитие. Обращают внимание молодые социологи и на новые виды бизнеса, которыми характеризуется развитие экономик разных стран, в том числе, России и Китая. Например, на стремительную цифровиза-цию музейного дела и на появление новых форм предпринимательства в этой сфере. Не меньший интерес у молодых ученых вызывают и вопросы исследования развития социального управления, разных его аспектов в разных странах. Например, молодые ученые-социологи считают важным предметом исследований особенности процесса циф-ровизации государственных услуг как важной части модернизации системы государственного менеджмента в разных странах. Не забывают молодые ученые-социологи и о необходимости изучения социокультурных трансформаций в различных обществах и в глобальном масштабе. К примеру, важной темой современных исследований молодых социологов становится анализ процесса становления экологической культуры.

В заключение становящейся уже традиционной декабрьской конференции молодые ученые-социологи из СПбГУ, разных вузов России и других стран выразили надежду, что данный форум продолжит свою работу как важная международная площадка для обмена мнениями и результатами современных социологических исследований в будущем. По итогам конференции планируется публикация сборника статей с индексацией в базе РИНЦ.

М.Н. Дробышева

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

© Дробышева Марина Николаевна - кандидат искусствоведения, доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

В Санкт-Петербурге 27 января 2024 года отмечался юбилей - 80-летие со Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В театрах, музеях, выставочных залах состоялись торжественные

мероприятия, посвященные этому событию. На Новой сцене Мариинского-2 можно было посетить два балета на музыку Дмитрия Шостаковича «Ленинградская симфония» и «Барышня и хулиган». Премьера первого

балета в постановке балетмейстера Игоря Бельского прошла 1961 года в Мариинском театре (Кировский театр). В 2001 году спектакль был реконструирован. Премьера балета «Барышня и хулиган» была представлена зрителям 28 декабря 1962 года на сцене Михайловского театра (МАЛЕГОТа). Балет на основе киносценария Владимира Маяковского создали либреттист Александр Белинский и балетмейстер Константин Боярский. В Мариинке спектакль был поставлен впервые в 2001 году.

Ко Дню снятия блокады Симфоническим оркестром Мариинского театра, солистами оперы была представлена литературно-музыкальная композиция (чтец Олег Сенченко, дирижёр Олег Иванов). В программе были арии из опер Джузеппе Верди «Травиата», Жоржа Бизе «Кармен», Михаила Глинки «Жизнь за царя» и Петра Чайковского «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Пиковая дама».

В годы войны часть труппы Мариинско-го театра осталась в осажденном Ленинграде. В 1942 году артистами оперы и балета, концертмейстерами, оркестрантами был организован Городской театр, который назывался Блокадным. Спектакли были как музыкальными, так и драматическими, и шли в помещениях других ленинградских театров. С архивными документами, фотографиями, афишами можно познакомиться на сайте Мариинского, где размещена виртуальная выставка «Театр в годы войны».

В репертуаре Александринского театра есть моноспектакль заслуженного артиста России Семена Сытника «Блокадный дневник Александринки» (режиссер Игорь Волков), который создавался на основе сохранившихся записей документов из архива театра, воспоминаний Николая Черкасова и Веры Мичуриной-Самойловой. В годы блокады Александринский театр для многих стал домом, в нем проживало более 200 человек.

Артисты Театра-фестиваля «Балтийский дом» участвовали в концертной программе «Улица Жизни». С 26 по 28 января 2024 года на Манежной площади был воссоздан интерактивный музей под открытым небом - так петербуржцы и гости могли почувствовать атмосферу прошлого 40-х годов, послушать рассказ о блокаде Ленинграда, увидеть фасады домов с заклеенными газетами окнами, а также оказаться в Эрмитаже среди висящих рам без картин. При входе на Манежную площадь посетителей встречали экскурсоводы приглашавшие пройти по ней. Вечер завершился концертом, и гости покидали интерактивный музей под голос Ольги Берггольц -звучали известные строки из ее поэзии.

28 января в Эрмитажном театре артистами Театра-фестиваля «Балтийский дом» заслуженной артисткой России Валентиной Виноградовой, Викторией Жилиной, Дмитрием Ладыгиным, Егором Лесниковым, Марией Рубиной, Германом Черновым, Игорем Рощупкиным (рояль) и другими, был показан спектакль «Живые картины блокады» режиссера Игоря Коняева, который неоднократно обращался к этой теме. «Блокадный Эрмитаж - это сплошная территория любви, поэтому столько замечательных людей, которые спасали друг друга, сохраняли сокровища и не думали о подвиге, подвигом была их жизнь», - так размышлял режиссер, работая над созданием постановки. Елена Со-ломаха, заместитель заведующего Научным архивом Эрмитажа, была научным консультантом спектакля. Для того чтобы артистам ощутить атмосферу Эрмитажа и представить те грозные дни она провела экскурсию по залам и показала подвалы, которые служили в годы блокады бомбоубежищем. Сценографию и костюмы выполнила художница Дарья Здитовецкая. В основу сценария режиссера Коняева легла книга «Эрмитаж. Хроника военных лет 1941-1945», благодаря ей удалось воссоздать хронику жизни музея тех лет. Что особенно ценно было в этом спектакле, это то, что помимо воспоминаний, дневников и писем звучал голос самих очевидцев. Хотелось бы упомянуть сотрудников Эрмитажа Глафиру Балашову, Анну Белову, Ревекку Рубинштейн и Бориса Пиотровского, чьи воспоминания вошли в сценарий спектакля. В феврале этот спектакль был показан на Малой сцене «Балтийского дома».

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка «Город-герой Ленинград», которую можно посетить с 27 января по 12 мая 2024 года. Проект организован Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Центральным выставочным залом «Манеж», Национальным драматическим театром России (Александринский театр), Государственным музейно-выставочном центром РОСИЗО под руководством генерального директора Ольги Галактионовой. По замыслу Анны Яловой, директора Манежа, чтобы воссоздать «эмоциональную связь с тем временем» посетителей погружают в атмосферу жизни блокадного Ленинграда. Этому способствуют инсталляции «Небо», «Кинотеатр», «Холод», «Медный всадник», «Зал библиотеки», «Художественная мастерская», «Новогодняя елка в детском саду», «Большой зал Ленинградской филармонии» и другие, а также экспонаты, связанные с блокадным бытом. В экспозицию вошли более 600 предметов, каждый из них связан с какой-либо историей.

Каждая ленинградская, петербургская семья ощутила трагизм блокадных дней. У каждой семьи есть своя история: мой дед Михаил Петрович Смирнов, участник Первой мировой войны, военный, погиб от голода в Ленинграде 23 февраля 1942 года. Ужасы войны и блокады надо знать подрастающему поколению, но мне думается что на выставке исторической и художественной нужно более скрупулёзно отбирать экспонаты и не включать в экспозицию такие предметы, как двухкопеечная монета, рассказывающая о страшном выборе матери в блокадном городе, которая принимает решение, бросая монету, кого из двух детей она будет продолжать кормить, отдавая свой хлеб, чтобы он выжил. Об этом трагичном факте имеет смысл прочитать в специальных исторических документальных исследованиях ученых. В блокадном Ленинграде работали библиотеки, театры, проходили концерты. Пианист А.Д. Каменский дал во время блокады около 500 концертов.

На выставке представлены более 200 графических и живописных работ тех лет. Художники Татьяна Глебова, Ярослав Николаев, Владимир Серов, Елена Мартилла, Яков Рубинчик изображали историю Ленинграда через жизни обычных людей, не сломленных ни войной, ни испытаниями блокадных дней. Аудиоспектакль актеров Александринского театра сопровождает посетителей во всех разделах экспозиции (22 отдельные зоны). По мнению режиссера Антона Оконешникова: «Этот важный полифонический проект возник как процесс взаимодействия театральных и музейных практик. Мы выходим на новый уровень работы со зрителем, воздействуя на его восприятие. Благодаря визуальным и зву-

ковым эффектам, а также физическим ощущениям, посетители не просто знакомятся с материалом и следят за сюжетной линией, но и проживают новый эмоциональный опыт».

О тяжелых днях блокады рассказывают пять героев: школьник Никита (Ярослав Гре-бальный), заведующая детским садом Анна Александровна (Нина Усатова), молодой ученый Григорий (Тихон Жизневский), скрипач Борис (Сергей Мардарь) и студентка Академии Художеств Лена (Евгения Фадеева). Это собирательные образы, созданные на основе дневников, документов и воспоминаний драматургом Анастасией Букреевой. «Команда Манежа подготовила очень эмоциональный проект, который отличается глубокой выверенной концепцией и яркой сценографией. Уверен, посетители этой выставки получат самые сильные впечатления», - отмечает Федор Болдин, председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

27 января в Доме Книги состоялась встреча-презентация «Азбука блокадного Ленинграда» Евгения Лукина, который познакомил со своим произведением школьников и их родителей. Евгений Лукин поэт, переводчик, прозаик и историк известен прежде всего своими стихотворными переводами древнерусских эпических песен «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», книгами «Легенды старинных городов России», «Историческая азбука Санкт-Петербурга». С 1996 года он является н членом Союза писателей России. Новая книга издательства «Литпроект» «Азбука блокадного Ленинграда» знакомит юных читателей с подвигом жителей осажденного города во время Великой Отечественной войны. «Что важно для детей рассказать.

о

3

ю О

Автор книги «Азбука блокадного Ленинграда» Евгений Лукин, художник-иллюстратор Анна Кожина (слева) и Марина Дробышева

В первую очередь рассказать о героизме ленинградцев ... Поэтому всегда для того, чтобы воспитать человека в человеке нужно выбирать, конечно же вот этот взлет человеческого духа и поэтому героями моей книги стали именно вот такие люди как, например, старый пекарь Кютюнен Даниил Иванович, который умер от истощения у печей с горячим хлебом», - размышляет Евгений Валентинович. Писатель в своей книге говорит и о судьбах детей блокады, на долю которых выпали недетские страдания. Это конечно Таня Савичева и маленькая Алиса, будущая актриса и звезда театра и кино Алиса Фрейндлих. Книга построена необычно и оригинально - по алфавиту от А до Я. Название каждого сюжета, соответствует определенной букве, например, А - «Ангел», «Аэростаты», Б - «Библиотека», «Ботанический сад», В - «Вода», Г - «Голод», Д - «Дорога жизни» и т.д. Сюжет описывается одновременно и в

прозе (в форме эссе) и в стихах автора, что усиливает впечатление от прочитанного.

Особую ноту в повествование вносят яркие акварельные иллюстрации петербургской художницы Анны Кожиной. Тема блокады занимает важное место в ее творчестве. Иллюстратор оформляла книгу воспоминаний о блокаде своей матери Лины Ко-роткевич «Нам жизнь дана...». Публикация «Азбуки» стала возможной благодаря поддержке известного петербургского мецената Вячеслава Заренкова, доктора экономических наук, профессора, предпринимателя, заслуженного строителя России, написавшего предисловие к книге. 23 марта «Азбука...» была представлена и в Манеже на выставке «Город-герой Ленинград» при участии Натальи Берзиной, главного редактора издательства «Литпроект», Анны Кожиной, художника-иллюстратора и Евгения Лукина, автора книги.

А.В. Петров

ИТОГИ ПЕРВОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ НАУЧНУЮ РАБОТУ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ РОССИИ И КИТАЯ

© Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-китайский центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии СПбГУ, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

В феврале 2024 г. были подведены итоги первого международного конкурса на лучшую научную работу по сравнительному об-ществознанию России и Китая. Данный конкурс был организован Санкт-Петербургской ассоциацией международного сотрудничества при организационно-консультационном участии общественной научной организации «Российско-китайский центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)», а также ООО «Центр научно-информационных технологий "Астери-он"«. Организаторы конкурса ставили перед собой основную задачу - привлечь внимание специалистов в разных областях социальных наук и гуманитарного знания и всех интересующихся российско-китайскими отношениями к сравнительным исследованиям социальной истории и современного развития России и Китая. В конкурсе приняли участие молодые ученые, а также научные коллективы из российских и китайских вузов, научных центров, предприятий и организаций. Основой особенностью работ, присланных на конкурс в течение 2023 г., стал большой интерес к

истории России и Китая, а также к изучению роли семьи, как традиционного социального института. Участники конкурса также прислали статьи и эссе, посвященные вопросам развития российско-китайских связей в сфере культуры и туризма. Этой теме было повя-щено несколько работ. Значительный блок работ, присланных на конкурс, был повящен всестороннему анализу российско-китайских экономических контактов. В частности, ряд работ были посвящены развитию торговых отношений, вопросам трансформации фондового рынка, соотрудничеству в сфере энергетики, а также изменениям социально-трудовых отношений. Важным направлением сравнительных исследований являются и 1Т-технологии. Несколько работ были непосредственно посвящены технологиям по созданию искусственного интеллекта, а также особенностям цифровизации разных сфер социальной и экономической жизни России и Китая. Уделили внимание участники конкурса и социально-философскому осмыслению особенностей развития сотрудничества наших стран на современном этапе обществен- ^ ных изменений и в современных условиях о глобальных трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.