Научная статья на тему 'День авиации и последующие дни: боевые действия 5-й воздушной армии в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции (20-29 августа 1944 г.)'

День авиации и последующие дни: боевые действия 5-й воздушной армии в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции (20-29 августа 1944 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Румыния / 5-я воздушная армия / Ясско-Кишиневская наступательная операция / Great Patriotic War / Romania / 5th Air Army / Iasi-Kishinev offensive operation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Сергеевна Гришина

В статье проведена историческая реконструкция последовательности боевых действий авиации 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта в Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции. Результатом операции стал разгром группы армий «Южная Украина», освобождение значительной части территории Румынии и переход последней на сторону Объединенных Наций. Немалую роль в этом сыграли боевые действия летчиков, воевавших под командованием генерал-полковника авиации С.К. Горюнова. Начало советского наступления совпало с празднованием Дня авиации (Дня Воздушного Флота), и этот день советские летчики отметили ударной боевой работой по наземным войскам и авиации противника. Еще через два дня 5-я воздушная армия добилась абсолютного господства в воздухе, вынудив врага резко сократить количество вылетов и заставив его избегать воздушных боев. Всего за время операции армейские летчики осуществили в шесть раз больше вылетов, чем противник, и уничтожили втрое больше немецких и румынских самолетов, чем потеряли сами. Пилоты бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, техники и шоферы батальонов аэродромного обслуживания, вольнонаемные работники вели себя мужественно и самоотверженно, а их ратный труд был по достоинству оценен Родиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aviation Day and subsequent ones: combat operations of the 5th Air Army during the Iasi-Kishinev offensive operation (August 2029, 1944)

The article provides a historical reconstruction of the sequence of combat operations of the aviation of the 5th Air Army of the 2nd Ukrainian Front in the Iasi-Kishinev strategic offensive operation. The result of the operation was the defeat of Army Group Southern Ukraine, the liberation of a significant part of the territory of Romania and its transition to the side of the United Nations. A significant role in this was played by the combat actions of the pilots of General S.K. Goryunova. The beginning of the Soviet offensive coincided with the celebration of Aviation Day (Air Fleet Day), and Soviet pilots celebrated this day with shock combat work against enemy ground forces and aircraft. Two more days later, the 5th Air Force achieved absolute air supremacy, forcing the enemy to sharply reduce the number of combat missions and forcing them to avoid air combat. In total, during the operation, army pilots carried out six times more combat missions than the enemy, and destroyed three times more German and Romanian aircraft than they lost themselves. Pilots of bombers, attack aircraft and fighters, technicians and drivers of airfield service battalions, and civilian workers behaved courageously and selflessly, and their military work was appreciated by the Motherland.

Текст научной работы на тему «День авиации и последующие дни: боевые действия 5-й воздушной армии в ходе Ясско-Кишиневской наступательной операции (20-29 августа 1944 г.)»

УДК 94(47).084.8

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-6-141 -146

Дата поступления (Submitted) 10.06.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 15.06.2024

День авиации и последующие дни: боевые действия 5-й воздушной армии в ходе Ясско-Кишиневской наступательной

операции (20-29 августа 1944 г.)

АННА СЕРГЕЕВНА ГРИШИНА

Кандидат исторических наук, соискатель кафедры истории России Воронежского государственного педагогического университета.

394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86.

e-mail: vspihist@rambler.ru

Аннотация. В статье проведена историческая реконструкция последовательности боевых действий авиации 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта в Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции. Результатом операции стал разгром группы армий «Южная Украина», освобождение значительной части территории Румынии и переход последней на сторону Объединенных Наций. Немалую роль в этом сыграли боевые действия летчиков, воевавших под командованием генерал-полковника авиации С.К. Горюнова. Начало советского наступления совпало с празднованием Дня авиации (Дня Воздушного Флота), и этот день советские летчики отметили ударной боевой работой по наземным войскам и авиации противника. Еще через два дня 5-я воздушная армия добилась абсолютного господства в воздухе, вынудив врага резко сократить количество вылетов и заставив его избегать воздушных боев. Всего за время операции армейские летчики осуществили в шесть раз больше вылетов, чем противник, и уничтожили втрое больше немецких и румынских самолетов, чем потеряли сами. Пилоты бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, техники и шоферы батальонов аэродромного обслуживания, вольнонаемные работники вели себя мужественно и самоотверженно, а их ратный труд был по достоинству оценен Родиной.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Румыния, 5-я воздушная армия, Ясско-Кишинев-ская наступательная операция

Aviation Day and subsequent ones: combat operations of the 5th Air Army during the Iasi-Kishinev offensive operation (August 2029, 1944)

ANNA SERGEEVNA GRISHINA

Ph.D. in Historical Sciences, Applicant of the Department of History of Russia, Voronezh State Pedagogical University.

394043, Russian Federation, Voronezh, ul. Leninа, 86.

e-mail: vspihist@rambler.ru

Abstract. The article provides a historical reconstruction of the sequence of combat operations of the aviation of the 5th Air Army of the 2nd Ukrainian Front in the Iasi-Kishinev strategic offensive operation. The result of the operation was the defeat of Army Group Southern Ukraine, the liberation of a significant part of the territory of Romania and its transition to the side of the United Nations. A significant role in this was played by the combat actions of the pilots of General S.K. Goryunova. The beginning of the Soviet offensive coincided with the celebration of Aviation Day (Air Fleet Day), and Soviet pilots celebrated this day with shock combat work against enemy ground forces and aircraft. Two more days later, the 5th Air Force achieved absolute air supremacy, forcing the enemy to sharply reduce the number of combat missions and forcing them to avoid air combat. In total, during the operation, army pilots carried out six times more combat missions than the enemy, and destroyed three times more German and Romanian aircraft than they lost themselves. Pilots of bombers, attack aircraft and fighters, technicians and drivers of airfield service battalions, and civilian workers behaved courageously and selflessly, and their military work was appreciated by the Motherland.

Keywords: Great Patriotic War, Romania, 5th Air Army, Iasi-Kishinev offensive operation

Идея Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции заключалась в окружении и разгроме немецко-румынской группы армий «Южная Украина» (командующий - генерал-полковник Г. Фриснер) с тем, чтобы побудить Румынию к выходу из гитлеровской коалиции, лишить Германию источника нефти и создать условия для освобождения Венгрии и других европейских стран от фашизма. В операции задействовались войска 2-го (командующий - генерал армии Р.Я. Малиновский) и 3-го (командующий - генерал армии Ф.И. Толбухин) Украинских фронтов. Первый должен был прорвать глубоко эшелонированную оборону противника в районе северо-восточнее г. Яссы силами 27-й и 52-й армий, после чего в прорыв вводились 5-й гв. тк и 5-й мк 6-й танковой армии. В 7.40 20 августа 1944 г. после полуторачасовой артподготовки 27-я и 52-я армии перешли в наступление и при поддержке авиации 5-й воздушной армии (командующий - генерал-полковник авиации С.К. Горюнов) прорвали сильно укрепленную оборону противника, расширив к исходу дня фронт прорыва до 30 км и до 16 км в глубину. В результате первого дня наступления войска 2-го УФ нанесли тяжелое поражение пяти вражеским дивизиям, захватили до 3 тыс. пленных; на поле боя противник оставил свыше 10 тыс. трупов солдат и офицеров. В течение последующих дней советские войска разгромили всю группу армий противника, включая румынские соединения, большая часть которых была окружена и сложила оружие. Окончательное поражение румынских войск привело к падению фашистского режима И. Антонеску, выходу страны из войны против СССР и объявлению Румынией 25 августа1944 г. войны гитлеровской Германии, что стало главным стратегическим и политическим результатом Ясско-Кишиневской наступательной операции [1, с. 258-260; 2, с. 589-590; 3, с. 111-112; 4, с. 20-24; 5, с. 285-290].

В первый день Ясско-Кишиневской операции личный состав частей 312-й ночной легкобомбардировочной авиадивизии полковника В.П. Чанпалова до 16.00 занимался подготовкой материальной части к боевой работе и изучением района боевых действий. Легкие ночные бомбардировщики не могли действовать днем; их задачей было в ночь на 21 августа бомбардировать колонны противника, начавшего отходить от Ясс на юг. Но для «ночников» нашлось занятие и днем - в частях «были проведены физкультурные соревнования в честь дня Сталинской авиации». Дело в том, что в годы Великой Отечественной войны День Воздушного Флота (он же День авиации, или, как тогда обычно писали, «сталинской авиации» [6, с. 1]) отмечался не 18 августа, как до и после войны, а в третье воскресенье августа, которое в 1944 году пришлось на 20-е число - день начала Ясско-Кишинеской наступательной операции. О том, как происхо-

дил этот праздник в 312-й нлбад 5-й ВА, сообщал экипаж летчика мл. лейтенанта Корнеева и штурмана мл. лейтенанта Емельянова: «20 августа - День Сталинской авиации. У нас в части празднично, играет баян, производятся физкультурные соревнования. "Забег на 100 метров", -объявляет судья. В этот момент над нами проносится очередная девятка Ил-2. С завистью смотрим на первых участников прорыва укрепленной полосы противника. Вспоминаем, как почти четыре месяца мы вели ночную разведку, следя за группировками противника, сколько раз наш По-2, крадучись, проходил укрепленную полосу обороны, и вот Илы днем, когда все видно, первыми громят то, что угрожало нам. В 17.00 нам объявили, что сегодня в ночь наш полк будет бомбардировать отходящие колонны противника. Ропот радости пробегает по строю... С нетерпением мы ожидали ночи. Не хотелось отстать от "Иловцев", которым мы так завидовали днем.». Ждать экипажу маленького биплана оставалось недолго: в 21.15 ночные бомбардировщики 312-й нлбад поднялись в воздух и отправились на выполнение боевой задачи. 47 самолетов По-2 в ту ночь провели 139 самолетовылетов, израсходовали боеприпасов: 153 ФАБ-50, 80 АО-25, 12 САБ-15, 109 САБ-3, 6 ФОТАБ-35, 900 АО-2,5, 192 ампулы «КС», 1510 ШКАС. В результате было создано 33 очага пожара, проведено 18 взрывов, уничтожено и повреждено 45 автомашин с живой силой и грузом [7, л. 32об.].

Еще с большим размахом и эффектом действовали штурмовики и истребители. Самолеты 10-й гв. штурмовой авиадивизии 20 августа содействовали частям 52-й армии в прорыве обороны противника, нанося удары по огневым позициям артиллерии и минометов в районе Бо-гонос, Езерений, а во второй половине того же дня приступили к взаимодействию с 6-й танковой армией, нанося удары по вражеским колоннам, отходившим от Ясс на юг и юго-запад. В течение дня частями авиадивизии была проведена напряженная боевая работа. Было произведено 468 самолетовылетов - наибольшее количество с момента формирования соединения, из них 308 - на Ил-2 по танкам, артиллерии, минометам, автомашинам противника, 154 самолетовылетов истребителей на сопровождение штурмовиков и 6 - на разведку. Летало 152 самолета, таким образом, напряжение за день составило 4 самолетовылета на каждый исправный самолет. Было израсходовано боеприпасов: 262 ФАБ-100, 264 ФАБ-50, 712 АО-25, 381 АО-15, 1430 А0-10, 413 АО-2,5, 403 РС-132, 487 РС-82, 4835 БС, 36 010 ВЯ, 700 ШВАК, 59 910 ШКАС. Штурмовики уничтожили и повредили 4 танка и СУ, 68 автомашин с войсками и грузами, 32 повозки, подавили огонь 14 батарей полевой артиллерии, 7 зенитных орудий, 6 минометов, 14 пулеметов, уничтожили до 400 солдат и офицеров противника. В воздушных боях было сбито 5 вражеских са-

молетов Фв-190. 6 Як-1б 168-го гв. иап во главе с командиром полка гв. майором Ф.Ф. Мусатовым в районе Аронянул встретили 2 Фв-190. Ведущий группы незаметно сблизился с вражеским ведущим и атаковал его снизу с дистанции 100 м; тот сорвался в штопор, затем сумел выйти из него, и тогда ведомый командира полка майор Калинин с дистанции 30 м атаковал противника в хвост. Фв-190 загорелся и врезался в землю на южной окраине Кырлигур, тогда как майор Мусатов, преследуя второй Фв-190, дважды атаковал его, в результате чего тот пошел к земле и упал в районе севернее Ясс. В районе Проселенчий пара Як-1б встретила пару Фв-190, которые делали заход на отставший от группы штурмовик Ил-2; ведущий лейтенант Тришечкин с дистанции 30 м одной длинной очередью сбил ведущего противника. В районе Ясс пара истребителей прикрытия ст. лейтенанта Орлинского и мл. лейтенанта Гуськова обнаружили четверку Фв-190, набиравших высоту. Ведущий лейтенант Орлин-ский сбил вражеского ведомого, чей самолет рухнул на территории г. Яссы, одновременно ведомый мл. лейтенант Гуськов сбил второго Фв-190, который так же упал в городскую застройку. В тот же день в районе Кукутени 12 Ил-2 165-го гв. шап (ведущий группы - майор Добкевич) были атакованы 12 Фв-190, открывшими огонь с дистанции 500 м; атака вражеских истребителей была отбита организованным огнем воздушных стрелков, но штурмовик гв. ст. лейтенанта По-носова и стрелка сержанта Веселова был сбит и упал в районе Урикани. Таким образом, в четырех воздушных боях противник потерял 5 истребителей, а свои потери составили один штурмовик; преимущество было на стороне советских летчиков [8, л. 5 об. - 7].

Это следует сказать и о действиях 5-й воздушной армии в целом. Боевой состав ее на 20.8.1944 г. был следующим: 2-й шак - 222 Ил-2, 99 Ла-5; 3-й гв. иак - 211 Ла-5 и Як; 218-я бад - 82 А-20ж; 10-я гв. шад - 107 Ил-2, 44 Як; 312-я нлбад - 71 По-2; 511-й орап - 19 Пе-2; 207-й окрап - 12 Ил-2, 9 Як-9. На выполнение поставленных на первый день наступления боевых задач 737 самолетов произвели 1562 самолетовылета (для сравнения: в течение дня было зафиксировано только 240 самолетопролетов противника), в том числе: 90 А-20ж - 136 с/в, 11 Пе-2 - 11 с/в, 326 Ил-2 - 763 с/в, 132 Як - 326 с/в, 172 Ла-5 - 320 с/в, 6 По-2 - 6 с/в. 134 самолетовылета было совершено на бомбардирование, 170 - штурмовку, 214 - прикрытие войск, 45 - разведку, 8 - ночную разведку с бомбометанием, 9 - корректирование артогня, 406 - сопровождение, 6 - на охоту. В ходе выполнения поставленных задач было израсходовано боеприпасов: ФАБ-250 -4, ФАБ-100 - 2130, ФАБ-50 - 1007, АО-25 - 1812, ЗАБ-100ТШ - 60, АО-15 - 445, А0-10 - 1614, АО-2,5 - 7369, ЗАБ-13 - 181, САБ-15 - 2, САБ-3 - 23, ПТАБ - 85 006, АО-1,5 - 2000, РС-82 - 1299, РС-132

- 584, ОКБ-16 - 1645, ВЯ - 88193, ШВАК - 11 215, БС - 5599, ШКАС - 164 050, Браунинг 12,7 - 980. В результате боевых действий летчиками 5-й ВА было уничтожено и повреждено: 8 танков и СУ, 243 автомашины, 95 повозок, 4 ж.д. вагона, подавлен огонь 17 полевых, 8 минометных, 7 зенитных батарей, 14 пулеметных точек, взорвано 3 склада боеприпасов, вызвано 2 взрыва и 3 пожара, разрушено 205 зданий, рассеяно и частично уничтожено 1050 солдат и офицеров противника. Был произведен 21 воздушный бой с участием со стороны частей 5-й ВА 160 самолетов и со стороны противника 255 самолетов, в результате было сбито 45 вражеских самолетов, из них 28 Фв-190, 7 Ю-87, 3 Ме-109, 4 Ю-88, 2 «Савойя», 1 До-215, 1 Хш-129, 1 «Арадо». Свои потери составили: сбито истребителями противника - 1 По-2; сбито огнем зенитной артиллерии 2 А-20ж, 9 Ил-2, 1 Ла-5, 2 Як-9; не вернулись с задания - 1 Пе-2, 2 Ла-5, 1 Ил-2, 1 Як-3; был подбит и произвел вынужденную посадку на своей территории 1 А-20-Ж. Всего, таким образом, противнику удалось уничтожить и вывести из строя 20 самолетов. Вражеские потери в самолетах были в 2,5 раза выше; летчики 5-й ВА выполнили поставленные боевые задачи, нанесли потери истребителям и бомбардировщикам противника, не допустили прицельного бомбометания по боевым порядкам наступающих наземных войск, чем внесли серьезный вклад в успех первого дня наступательной операции [9, л. 37-40; 10, л. 44, 47-48].

На следующий день борьба за небо Румынии продолжилась. 21 августа на выполнение боевых задач летало 637 самолетов, которые произвели 1039 самолетовылетов с налетом 1284 часа. Авиацией 5-й ВА было уничтожено и повреждено 2 танка, 3 орудия, 253 автомашины,

2 автоцистерны, 128 повозок, 1 паровоз, 26 ж.д. вагонов, подавлены 2 полевых и 3 зенитных батареи, взорван 1 склад боеприпасов, разрушено 27 зданий и железнодорожное полотно в 4 местах, вызвано 48 пожаров и 18 взрывов, разрушен 1 мост, рассеяно и уничтожено 585 солдат и офицеров противника. Истребители не допустили к прицельному бомбометанию 3 группы самолетов противника в составе 12 Фв-189, 30 Ю-87 и 9 Хш-129. Было проведено 17 воздушных боев с участием с советской стороны 62 Ла-5 и 43 Як, со стороны врага - 30 Ю-87, 26 Ме-109, 24 Фв-189, 9 Хш-129, 32 Фв-190, 1 Фи-156. В воздушных боях было сбито 31 самолет противника - 14 Фв-190, 4 Ме-109, 1 Ме-110, 3 Фв-189, 7 Ю-87, 1 Хш-129, 1 Фи-156. Свои потери составили: от истребительной авиации - 1 Ла-5, от зенитной артиллерии -

3 А-20ж и 3 Ил-2, не вернулись с задания 1 Ла-5, 1 Як-9, 1 По-2, 1 Пе-2.

22 августа на выполнение поставленных частям задач летало 657 самолетов, сделавших 1127 боевых самолетовылетов, в результате чего на земле было уничтожено и повреждено

4 танка, 8 полевых и 6 зенитных орудий, 382 автомашины, 100 повозок, 5 тягачей, 2 автотранспортера, подавлено 8 зенитных батарей, подожжено 100 ж.д. вагонов, уничтожено 3 склада боеприпасов, разрушено 97 зданий, вызвано 67 пожаров и 26 взрывов, рассеяно и частично уничтожено 645 солдат и офицеров противника. В воздухе произошло 19 боев, в которых было сбито 40 вражеских самолетов, в том числе 6 Ме-109, 17 Фв-190, 3 Ю-88, 7 Ю-87, 3 «Савойя», 2 Хш-123, 1 Хш-126, 1 Фи-156. Свои потери: 1 Ил-2 был сбит огнем зенитной артиллерии, 5 Ил-2, 4 Ла-5, 2 Як-9 не вернулись с боевого задания. На следующий день 392 самолета совершили 600 с/в, уничтожили и повредили 3 танка, 1 орудие, 154 автомашины, 35 повозок, произвели 17 пожаров и 5 взрывов, рассеяли и частично уничтожили 240 солдат и офицеров противника. В 2 воздушных боях были сбиты 1 Хш-129 и 1 «Ара-до»; свои потери - сбиты 2 Ил-2, подбит и совершил посадку на своей территории 1 Ил-2 [10, л. 51-52, 55-56, 60].

Заметное сокращение количества самолетовылетов и воздушных боев объяснялось тем, что к этому моменту 5-я ВА завоевала абсолютное господство в воздухе. Уже 21.8.1944 г. в журнале боевых действий группы армий «Южная Украина» появились записи: «Неслыханно сильным является вражеский воздушный флот. Он делает все, что он хочет. <...> В районе армейской группы Думитреску - неограниченное господство вражеских самолетов, из-за чего наши части несут большие потери...» [11, с. 132; 12, с. 180]. И насчет господства советской авиации, и насчет больших потерь командование противника было совершенно право, о чем свидетельствуют следующие цифры. В течение 20-22 августа 1944 г. авиация 5-й воздушной армии произвела 3903 самолетовылета (у противника за тот же период был отмечен 691 самолетопролет), в том числе на штурмовку войск и техники противника - 1525, бомбардирование - 493, прикрытие наземных войск - 645, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 1031, воздушную разведку - 182, свободную охоту и поиск - 18, корректировку артогня - 9. За это время было израсходовано боеприпасов: ФАБ-250 - 32, ФАБ-100 - 3836, АО-25 - 4323, ФАБ-50 - 2289, АО-15 -1263, ФОТАБ-35 - 16, САБ-15 - 44, САБ-3 - 224, РС-82 - 3875, РС-132 - 584, ампул «КС» - 2916, ОКБ-16 - 2791, ПТАБ - 98 726, ЗАБ-1э - 181, АО-2,5 - 54 557, ЗАБ-100ТШ - 96, АО-10 - 2997, АО-1,5 - 6070, ЗАБ-50 - 15, ЗАБ-2,5 - 240, УБС - 11 099, ШВАК -23 393, ШКАС - 309 870, ВЯ - 178 548, Браунинг 12,7 мм - 11 100. (Кроме того, за первые четыре дня операции было сброшено 360 000 листовок). Авиационными бомбами, реактивными снарядами, зажигательными ампулами, снарядами и патронами было уничтожено и повреждено 14 танков и СУ, 876 автомашин с грузами, 130 ж.д. вагонов, 7 складов с боеприпасами, 1 паровоз,

40 батарей ЗА, МЗА, ПА, 7 самолетов на земле, 439 зданий и строений, 2280 солдат и офицеров, 70 лошадей, 323 повозки с грузами, 14 пулеметных точек, 2 автоцистерны, 2 моста, 5 тягачей, 2 автотранспортера, создано 116 очагов пожара и 46 взрывов большой силы. В 57 воздушных боях было сбито 114 самолетов противника, в том числе 59 Фв-190, 17 Ю-87, 13 Ме-109, 7 Ю-88, 3 Фв-189, 2 Хш-129, 5 «Савойя», 1 Ме-110, 1 До-215, 1 «Арадо», 2 Фи-156, 2 Хш-123 [13, л. 442-451].

Потеряв более 120 самолетов, противник был вынужден ограничить свою активность. Вражеские бомбардировщики при встрече с советскими истребителями стали сбрасывать бомбы на свои же наземные войска, разворачиваться и уходить на запад, истребители противника в подобных ситуациях тоже начали уклоняться от схваток и уходили с поля боя [10, л. 52, 55, 60; 14, с. 339]. Вскоре ситуация изменилась еще более: стремительное продвижение войск 2-го УФ заставило вражеское командование отводить свою авиацию с передовых аэродромов на тыловые аэроузлы, а с 24 августа, когда после переворота в Бухаресте начались бои между румынскими и немецкими войсками, - перебазировать авиационные части на аэродромы Венгрии [12, с. 184; 15, с. 102]. Части 5-й ВА, в свою очередь, переходили на новые узлы базирования. (Перед началом наступления районы базирования авиации были приближены к линии боевого соприкосновения: среднее удаление аэродромов от переднего края составляло 100-200 км для бомбардировщиков, 30-40 км для штурмовиков и 20-35 км для истребителей [11, с. 121]. Но теперь линия фронта далеко отодвинулась на юго-запад, поэтому авиаторам нужно было догонять наземные войска). Соответственно, активность боевых действий обеих сторон снизилась, и в первую очередь это касалось авиации противника. Так, за 26 августа было отмечено всего 22 вражеских самолетопролета; немцы только вели разведку, не прикрывая свои войска истребителями, равно как и их бомбардировщики над полем боя не появлялись. 28 августа было зафиксировано 18 самолетопролетов противника: одиночные самолеты вели разведку, при появлении советских истребителей поспешно уходили. На следующий день было отмечено 12 самолетопролетов противника, 30 августа - 3 самолетопролета. Авиация 5-й ВА действовала более активно: 26 августа - 116 самолетовылетов, 28 августа - 78 самолетовылетов, 30 августа - 149 самолетовылетов. Воздушных боев почти не было, но противник продолжал нести потери на земле от бомбардировочных и штурмовых ударов.

Итоги боевой деятельности 5-й воздушной армии за все время Ясско-Кишиневской операции выражаются следующими цифрами. Было произведено 6322 самолетовылета, тогда как у противника было зафиксировано 1038 самоле-

топролетов: в этом отношении 5-я ВА имела шестикратное превосходство. По боевым задачам самолетовылета распределялись так: на штурмовку войск и техники противника - 2264, бомбардирование - 600, прикрытие наземных войск

- 1255, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков - 1495, воздушную разведку - 663, свободную охоту и поиск - 24, перехват - 6, корректировку артогня - 9, перспективное фотографирование - 6. Израсходовано боеприпасов: ФАБ-250 - 48, ФАБ-100 - 4400, АО-25 - 6561, ФАБ-50 - 3065, АО-15 - 1422, ФОТАБ-35 - 25, САБ-15 -58, САБ-3 - 316, РС-82 - 4857, РС-132 - 620, ампул «КС» - 3344, ОКБ-16 - 12 736, ПТАБ - 102 291, ЗАБ-1э - 181, АО-2,5 - 58 202, ЗАБ-100ТШ - 130, А0-10

- 4176, АО-1,5 - 6070, ЗАБ-50 - 15, ЗАБ-2,5 - 240, АО-8 - 144, АГ-2 - 6, УБТ - 850, УБС - 15 244, ШВАК

- 31 593, ШКАС - 420 755, ВЯ - 231 827, Браунинг 12,7 мм - 11 100. В результате было уничтожено и повреждено: 20 танков и СУ, 1525 автомашин с грузами, 130 ж.д. вагонов, 8 складов с боеприпасами, 1 паровоз, 50 батарей ЗА, МЗА, ПА, 15 самолетов на земле, 440 зданий и строений, 5165 солдат и офицеров, 620 лошадей, 60 всадников с лошадьми, 987 повозок с грузами, 14 пулеметных точек, 7 автоцистерн, 5 мостов и переправ, 5 тягачей, 2 автотранспортера, 7 бензоцистерн, создано 168 очагов пожара и 54 взрыва большой силы. В ходе 66 воздушных боев было сбито 130 самолетов противника при своих потерях (в воздушных боях) 6 самолетов; уничтожено на земле

- 15 и 2 самолета соответственно, сбито огнем зенитной артиллерии - 17 и 42 самолета соответственно, не вернулось с боевого задания - 3 самолета 5-й ВА. Таким образом, всего противник потерял 162 самолета, потери 5-й воздушной армии составили 53 самолета; счет, таким образом, был 3 : 1 в пользу летчиков генерала Горю-нова [10, л. 67-78; 16, л. 211-212].

Летный состав в проведенных боях продемонстрировал умение, мужество и отвагу. Вот лишь несколько примеров по 3-му гв. иак: командир 149-го гв. иап 13-й гв. иад Герой Советского Союза полковник М.И. Зотов вел группу из 8 Як-9 на прикрытие наземных войск. Истребители столкнулись с 15 Фв-190 и 4 Ме-109, атаковали противника, расстроили его боевой порядок и сбили 4 Фв-190 (по одному полковник Зотов и летчики Рязанкин, Горелов и Пиркун). Группа 6 Як-9, ведомая ст. лейтенантом Зарубиным, встретила на поле боя 12 бомбардировщиков «Савойя» под прикрытием 16 Фв-190. Зарубин смело повел свою группу в бой; в результате стремительной атаки были сбиты 5 вражеских самолетов (Зарубин сбил 1 «Савойя» и 1 Фв-190, летчики Яковенко и Щеголютин - по 1 «Савойя», Сисько - 1 Фв-190), остальные обратились в бегство. Штурман 179-го гв. иап 14-й гв. иад гв. капитан Н.Н. Кононенко, ведя группу в составе 8 Ла-5, вступил в бой против 45 самолетов противника; его группа уничтожила 13 из них. Еще одна груп-

па из 8 Ла-5 под командованием Героя Советского Союза гв. капитана И.Г. Склярова в бою против 10 вражеских самолетов сбила 5 из них, не понеся потерь. Так же не было потерь у группы 6 Ла-5 под командованием лейтенанта Блинова, вступившей в бой с 30 вражескими самолетами и уничтожившей 7 из них.

Столь же отважно проявили себя и штурмовики 10-й гв. шад. 20.8.1944 г. ведущий шестерки Ил-2 зам. командира 165-го гв. шап гв. ст. лейтенант Павлов, несмотря на плохие метеоусловия в районе цели, повел свою группу в третий раз на боевое задание, отыскал заданную цель, удачно атаковал ее и привел группу назад без потерь. В тот же день летчик 166-го гв. шап гв. мл. лейтенант Филиппов, производя третий боевой вылет за день, в момент выхода группы из атаки обнаружил автоколонну противника. Приняв решение отстать от группы и самостоятельно атаковать врага, он резко ввел свой самолет в пикирование и до полного израсходования оставшихся боеприпасов в упор расстреливал грузовики и разбегающихся немцев, после чего догнал свою группу и благополучно приземлился.

Самоотверженно вели себя не только пилоты, но и техники, водители и другие бойцы батальонов аэродромного обслуживания. Так, шофер 482-го БАО Ченурев в течение двух дней перевез 12 тыс. литров бензина на расстояние 150 км; водители этого же батальона Шипилов и Зоуков за то же время сделали 4 протяженных рейса и перевезли 24 тонны горючего. Шофер 176-го отдельного автобата Долгополов проехал за 10 дней 2564 км, перевез 29 т груза и сэкономил при этом 43 кг горючего. Красноармеец 434-го БАО Даржанич, управляя компрессором, обеспечил бесперебойную работу двух авиаполков. Даже вольнонаемный состав был охвачен боевым энтузиазмом: так, в 482-м БАО все работники по вольному найму в особенно напряженные боевые дни празднично украшали столовые и общежития, устраивали возвращающимся с боевого задания летчикам теплые товарищеские встречи, чем завоевали благодарность летного состава. А летный состав, командиры частей и соединений и сам командующий 5-й ВА, в свою очередь, получили многочисленные благодарности за свою боевую работу от командармов и командиров наземных армий и соединений 2-го УФ [13, л. 251-254, 262-263, 266-267].

Ратный труд командиров и бойцов 5-й воздушной армии, проявленная ими доблесть в ходе Ясско-Кишиневской операции были высоко оценены Родиной. Двенадцать офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, ряду соединений и частей было присвоено почетное наименование Ясских, 13-я гв. иад удостоилась награждения орденом Кутузова II степени, а 14-я гв. иад - орденом Суворова II степени [12, с. 189190].

Литература и источники

1. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945 г. (в 6 томах). Т. 4. М.: Воениздат, 1962. 739 с.

2. История Румынии. М.: Весь мир, 2005. 680 с.

3. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В 12 т. Т. 5. Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны в Европе. Война с Японией. М.: Кучково поле, 2013. 864 с.

4. Гостони П. Кровавый Дунай. Боевые действия в Юго-Восточной Европе. 1944-1945. М.: Центрполиграф, 2013. 413 с.

5. Гришина А.С. Боевые действия войск 2-го Украинского фронта на первом этапе Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции (20-24 августа 1944 г.) // Коалиционная война в Европе и сражение за Воронеж. Уроки истории: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: ИПЦ ВГПУ, 2022. 328 с.

6. День сталинской авиации // Правда. 1946. № 196 (10278).

7. Центральный архив Министерства обороны РФ (далее - ЦАМО). Ф. 20273. Оп. 1. Д. 16.

8. ЦАМО. Ф. 327. Оп. 4999. Д. 230.

9. ЦАМО. Ф. 243. Оп. 2900. Д. 1113.

10. ЦАМО. Ф. 327. Оп. 4999. Д. 221.

11. Минасян М.М. Освобождение народов Юго-Восточной Европы. М.: Воениздат, 1967. 502 с.

12. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. М.: Воениздат, 1990. 255 с.

13. ЦАМО. Ф. 327. Оп. 4999. Д. 163.

14. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.: Воениздат, 1968. 451 с.

15. Фриснер Г. Проигранные сражения. М.: Воениздат, 1966. 237 с.

16. ЦАМО. Ф. 22741. Оп. 22534с. Д. 2.

References

1. Istoriya Velikoi Otechestvennoi voiny Sovetskogo Soyuza. 1941-1945 g. (v 6 tomakh). T. 4 [History of the Great Patriotic War of the Soviet Union. 1941-1945 (in 6 volumes). Volume 4]. Moscow, Voenizdat Publ., 1962. 739 р.

2. Istorija Rumynii [History of Romania]. Moskow, Ves' mir Publ., 2005. 680 р.

3. Velikaya Otechestvennaya voyna 1941-1945 godov. V 12 t. T. 5. Pobednyy final. Zavershayushchie operatsii Velikoy Otechestvennoy voyny v Evrope. Voyna s Yaponiey [The Great Patriotic War of 1941-1945. In 12 vols. Vol. 5. The victorious final. The final operations of the Great Patriotic War in Europe. War with Japan]. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2013. 864 р.

4. Gostoni P. Krovavyj Dunaj. Boevye dejstvija v Jugo-Vostochnoj Evrope. 1944-1945 [Bloody Danube. Fighting in Southeast Europe. 1944-1945]. Moscow, Centrpoligraf Publ., 2013. 413 р.

5. Grishina A.S. Boevye dejstvija vojsk 2-go Ukrainskogo fronta na pervom jetape Jassko-Kishinevskoj strategicheskoj nastupatel'noj operacii (20-24 avgusta 1944 g.) [Combat actions of troops of the 2nd Ukrainian Front at the first stage of the lasi-Kishinev strategic offensive operation (August 20-24, 1944)]. Koalicionnaja vojna v Evrope i srazhenie za Voronezh. Uroki istorii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Coalition war in Europe and the battle for Voronezh. History lessons: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Voronezh, IPC VGPU Publ., 2022. 328 р.

6. Den'stalinsko][ aviacii [Stalin's Aviation Day]. Pravda [Pravda]. 1946. No. 196 (10278).

7. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (TsAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence], f. 20273, op. 1, d. 16.

8. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (TsAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence], f. 327, op. 4999, d. 230.

9. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (TsAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence], f. 243, op. 2900, d. 1113.

10. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (TsAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence], f. 327, op. 4999, d. 221.

11. Minasjan M.M. Osvobozhdenie narodov Jugo-Vostochnoj Evropy [Liberation of the peoples of South-East Europe]. Moscow, Voenizdat Publ., 1967. 502 р.

12. Davtjan S.M. Pjataja vozdushnaja. Voenno-istoricheskij ocherkboevogo puti 5-j vozdushnoj armii vgody Velikoj Otechestvennoj vojny [Fifth Air. Military-historical sketch of the combat path of the 5th Air Army during the Great Patriotic War]. Moscow, Voenizdat Publ., 1990. 255 р.

13. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (TsAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence], f. 327, op. 4999, d. 163.

14. Sovetskie Voenno-vozdushnye sily v Velikoj Otechestvennoj vojne 1941-1945 gg. [Soviet Air Force in the Great Patriotic War 19411945]. Moscow, Voenizdat Publ., 1968. 451 р.

15. Friessner J. Proigrannye srazhenija [Betrayed Battles]. Moscow, Voenizdat Publ., 1966. 240 р.

16. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii (TsAMO) [Central Archive of the Russian Ministry of Defence], f. 22741, 22534с, d. 2.

© «Клио», 2024 © Гришина А.С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.