Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демонстрационный экзамен / педагогическая практика / учитель изобразительного искусства / оценка компетенций / профессиональные задачи / работодатели / demonstration exam / pedagogical practice / teacher of fine arts / assessment of competencies / professional tasks / employers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раздобарина Лидия Александровна, Зубрилин Константин Михайлович, Мезенцева Юлия Ивановна

В статье рассматривается демонстрационный экзамен как новая форма промежуточной аттестации производственной педагогической практики при подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Анализируется актуальность внедрения данного формата аттестации в высшее педагогическое образование в контексте требований образовательных и профессиональных стандартов. Описывается структура и содержание демонстрационного экзамена по практике, включающего выполнение комплекса практико-ориентированных заданий в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Представлены основные виды аттестационных испытаний: разработка конспектов уроков, проведение фрагментов уроков, анализ и оценка детских работ, решение педагогических ситуаций. Раскрываются преимущества проведения демонстрационного экзамена по сравнению с традиционными формами аттестации педагогической практики. Среди них объективность оценки профессиональных компетенций, вовлечение работодателей в процедуру экзамена, повышение практико-ориентированности обучения. Рассматривается, как переход к проведению демонстрационных экзаменов в педагогических вузах будет способствовать улучшению образовательных программ, внедрению современных образовательных технологий и укреплению взаимодействия с работодателями. Освещаются особенности организации и проведения демонстрационного экзамена, требования к экспертному жюри, критерии оценивания выполнения заданий студентами. Анализируются результаты апробации данного формата аттестации в педагогическом вузе. В общем, демонстрационный экзамен является эффективным инструментом ориентированной на практику подготовки учителей изобразительного искусства, способствующим укреплению связи между образовательным процессом и реальными требованиями профессиональной деятельности. Дальнейшее усовершенствование этого вида промежуточной аттестации будет способствовать повышению качества подготовки педагогических специалистов для системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раздобарина Лидия Александровна, Зубрилин Константин Михайлович, Мезенцева Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the demonstration exam as a new form of intermediate certification of industrial pedagogical practice in the preparation of future teachers of fine arts. The relevance of the introduction of this certification format into higher pedagogical education in the context of the requirements of educational and professional standards is analyzed. The structure and content of a demonstration practice exam is described, which includes the performance of a set of practice-oriented tasks in conditions as close as possible to real professional activity. The main types of certification tests are presented: the development of lesson summaries, conducting lesson fragments, analyzing and evaluating children's work, solving pedagogical situations. The advantages of conducting a demonstration exam in comparison with traditional forms of certification of pedagogical practice are revealed. Among them are the objectivity of the assessment of professional competencies, the involvement of employers in the exam procedure, and the improvement of practice-oriented training. It is considered how the transition to conducting demonstration exams in pedagogical universities will contribute to improving educational programs, introducing modern educational technologies and strengthening interaction with employers. The features of the organization and conduct of the demonstration exam, the requirements for the expert jury, the criteria for evaluating the performance of tasks by students are highlighted. The results of the approbation of this certification format at a pedagogical university are analyzed. In general, the demonstration exam is an effective tool for practiceoriented training of teachers of fine arts, helping to strengthen the link between the educational process and the real requirements of professional activity. Further improvement of this type of intermediate certification will contribute to improving the quality of training of pedagogical specialists for the education system.

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Педагогика

УДК 378.4

кандидат педагогических наук, доцент Раздобарина Лидия Александровна

Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Зубрилин Константин Михайлович Московский педагогический государственный университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Мезенцева Юлия Ивановна

Государственный университет просвещения (г. Москва)

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматривается демонстрационный экзамен как новая форма промежуточной аттестации производственной педагогической практики при подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Анализируется актуальность внедрения данного формата аттестации в высшее педагогическое образование в контексте требований образовательных и профессиональных стандартов. Описывается структура и содержание демонстрационного экзамена по практике, включающего выполнение комплекса практико-ориентированных заданий в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Представлены основные виды аттестационных испытаний: разработка конспектов уроков, проведение фрагментов уроков, анализ и оценка детских работ, решение педагогических ситуаций. Раскрываются преимущества проведения демонстрационного экзамена по сравнению с традиционными формами аттестации педагогической практики. Среди них - объективность оценки профессиональных компетенций, вовлечение работодателей в процедуру экзамена, повышение практико-ориентированности обучения. Рассматривается, как переход к проведению демонстрационных экзаменов в педагогических вузах будет способствовать улучшению образовательных программ, внедрению современных образовательных технологий и укреплению взаимодействия с работодателями. Освещаются особенности организации и проведения демонстрационного экзамена, требования к экспертному жюри, критерии оценивания выполнения заданий студентами. Анализируются результаты апробации данного формата аттестации в педагогическом вузе. В общем, демонстрационный экзамен является эффективным инструментом ориентированной на практику подготовки учителей изобразительного искусства, способствующим укреплению связи между образовательным процессом и реальными требованиями профессиональной деятельности. Дальнейшее усовершенствование этого вида промежуточной аттестации будет способствовать повышению качества подготовки педагогических специалистов для системы образования.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, педагогическая практика, учитель изобразительного искусства, оценка компетенций, профессиональные задачи, работодатели.

Annotation. The article considers the demonstration exam as a new form of intermediate certification of industrial pedagogical practice in the preparation of future teachers of fine arts. The relevance of the introduction of this certification format into higher pedagogical education in the context of the requirements of educational and professional standards is analyzed. The structure and content of a demonstration practice exam is described, which includes the performance of a set of practice-oriented tasks in conditions as close as possible to real professional activity. The main types of certification tests are presented: the development of lesson summaries, conducting lesson fragments, analyzing and evaluating children's work, solving pedagogical situations. The advantages of conducting a demonstration exam in comparison with traditional forms of certification of pedagogical practice are revealed. Among them are the objectivity of the assessment of professional competencies, the involvement of employers in the exam procedure, and the improvement of practice-oriented training. It is considered how the transition to conducting demonstration exams in pedagogical universities will contribute to improving educational programs, introducing modern educational technologies and strengthening interaction with employers. The features of the organization and conduct of the demonstration exam, the requirements for the expert jury, the criteria for evaluating the performance of tasks by students are highlighted. The results of the approbation of this certification format at a pedagogical university are analyzed. In general, the demonstration exam is an effective tool for practice-oriented training of teachers of fine arts, helping to strengthen the link between the educational process and the real requirements of professional activity. Further improvement of this type of intermediate certification will contribute to improving the quality of training of pedagogical specialists for the education system.

Key words: demonstration exam, pedagogical practice, teacher of fine arts, assessment of competencies, professional tasks, employers.

Введение. Система образования России в настоящее время проходит процесс модернизации, целью которого является повышение качества образования и подготовки специалистов. Одной из инициатив в рамках этого процесса стало внедрение демонстрационного экзамена, который ранее успешно применялся в системе среднего профессионального образования, в высшие учебные заведения страны.

Введение демонстрационного экзамена в систему высшего педагогического образования России действительно стал важным шагом в процессе модернизации и повышения качества подготовки специалистов.

Изложение основного материала статьи. Процесс внедрения и проведения демонстрационного экзамена в системе высшего образования является относительно новым явлением, однако уже привлек внимание ряда ученых и исследователей в области педагогики и образовательных технологий. Вот некоторые из них: Е.Ю. Есенина - доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена. Она изучала теоретико-методологические основы демонстрационного экзамена и его роль в подготовке педагогических кадров; Д.Ф. Ильясов - кандидат педагогических наук, доцент Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, исследовал организационно-педагогические условия проведения демонстрационного экзамена. В.В. Кондратьев - доктор педагогических наук, профессор МПГУ, анализировал демонстрационный экзамен как инструмент оценки профессиональных компетенций выпускников педвузов. Л.В. Плахова -доктор педагогических наук, профессор ВГСПУ рассматривала демонстрационный экзамен как новую модель оценки качества подготовки педагогических кадров. Также различные аспекты демонстрационного экзамена исследовались учеными ФИРО РАНХиГС, АНО "Национальное агентство развития квалификаций" и других организаций.

Массовый переход к демонстрационному экзамену в педагогических вузах будет способствовать совершенствованию образовательных программ, внедрению современных технологий обучения, укреплению связей с работодателями. Это приведет к повышению качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда.

Методы исследования: Анализ документов - изучение федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ педагогической практики, методических материалов по ее организации; наблюдение -присутствие и фиксация хода демонстрационного экзамена, поведения студентов, экспертов, выполнения заданий; опрос -

анкетирование студентов, преподавателей, экспертов для выявления их мнений, оценок относительно формата демоэкзамена; глубинные интервью - беседы с организаторами практики, методистами о сильных и слабых сторонах демонстрационного экзамена; контент-анализ - изучение содержания демонстрационных материалов, экзаменационных работ студентов; педагогический эксперимент - сравнение результатов традиционной и новой форм аттестации в экспериментальных группах; методы математической статистики для обработки и сравнительного анализа результатов экзаменов, метод экспертных оценок - привлечение квалифицированных специалистов (учителей, методистов) для оценки содержания и критериев демоэкзамена [1, 3, 6].

Осенью 2023 году на Художественно-графическом факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета мы провели эксперимент проведения демонстрационного экзамена в систему подготовку учителей изобразительного искусства и преподавателей детских художественных школ.

Интеграцию демонстрационного экзамена в учебный процесс мы сделали в рамках образовательной программы 44.03.05 Педагогическое образование (двух профильный бакалавриат) Изобразительное искусство и Дополнительное образование, очная форма обучения 5 лет, в рамках Производственной педагогической практики на 4 курсе в 7 семестре, после прохождения практики на производстве перед итоговой отчетной конференцией о практике.

Демонстрационный экзамен стал интересным и новым форматом промежуточной аттестации производственной педагогической практики при подготовке будущих учителей изобразительного искусства. Он позволил комплексно оценить у студентов-практикантов профессиональные компетенции в условиях, приближенных к реальной педагогической деятельности [2].

Структура демонстрационного экзамена по производственной практике для будущих учителей ИЗО включает следующие этапы:

1. Презентация учебно-методического комплекса по дисциплине "Изобразительное искусство" является важным этапом демонстрационного экзамена для будущих учителей ИЗО. Она позволяет комплексно оценить готовность студента к методическому обеспечению образовательного процесса.

В структуру учебно-методического комплекса входить следующие разделы:

1. Рабочая программа учебной дисциплины с описанием целей, задач, структуры, тематическим планированием, перечнем компетенций и образовательных результатов.

2. Календарно-тематическое планирование с распределением учебного материала по темам и занятиям.

3. Учебно-методические материалы (презентации, рабочие листы, иллюстративный материал и др.) для проведения теоретических и практических занятий.

4. Методические разработки уроков различных типов (вводный, изучение новой темы, закрепление, обобщение и т.д.) с планами, конспектами, указанием методов, средств и технологий обучения.

5. Фонд оценочных средств (материалы для текущего и промежуточного контроля) в виде тестов, контрольных работ, творческих проектов и т.п.

6. Рекомендации и инструкции по выполнению самостоятельных творческих заданий, проектов.

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Представление УМК позволяет оценить методическую грамотность студента, умение планировать и обеспечивать учебный процесс, используя современные методики и технологии преподавания ИЗО.

Дополнительно студент может продемонстрировать электронные образовательные ресурсы, авторские наглядные пособия, дидактические материалы.

2. Проведение фрагмента учебного занятия по изобразительному искусству является одним из ключевых этапов демонстрационного экзамена для будущих учителей ИЗО. Он позволяет оценить практические навыки студента в области методики преподавания предмета.

В ходе демонстрационного экзамена каждому выступающему было предложено за 20 минут провести урок по изобразительному искусству для детей по заранее выбранному билету. Билет содержал следующие информации:

1. Тема урока: выступающие должны были разработать урок, который будет основан на заранее указанной теме, например, "Рисование пейзажей", "Создание абстрактных картин" или "Изучение техники масляной живописи".

2. Возраст детей: указывался возраст учащихся, для которых разрабатывался урок. Это позволяло выступающим учитывать особенности обучения и психологии детей разного возраста.

3. Психологический анализ класса: выступающим предоставлялась информация о характеристиках класса, например, о количестве учащихся, их интересах, уровне знаний и навыков, а также о том, какие методы и подходы к обучению будут наиболее эффективными для данного класса.

Структура фрагмента занятия включает:

1. Организационный момент - приветствие, создание рабочей атмосферы.

2. Мотивационный этап - актуализация знаний, стимулирование интереса к теме.

3. Объяснение нового материала с использованием наглядности, презентации, видео и т.д.

4. Практическая работа обучающихся под руководством студента (выполнение упражнений, этюдов, творческого задания).

5. Рефлексия, подведение итогов с вовлечением обучающихся. На этапе проведения фрагмента занятия студент должен продемонстрировать: владение предметным содержанием в области изобразительного искусства; использование современных педагогических технологий, активных и интерактивных методов обучения; умение организовать групповую и индивидуальную работу обучающихся; применение разнообразных средств обучения (ИКТ, наглядность, материалы и инструменты ИЗО); владение методами мотивации, рефлексии, обратной связи; грамотность речи, педагогическую культуру и такт.

Важно также оценить организаторские способности студента, умение управлять вниманием и дисциплиной, создавать комфортную образовательную среду. При оценивании необходимо учитывать соответствие содержания фрагмента заявленной теме и возрасту обучающихся.

3. Оценка учебных работ, обучающихся выполненных под руководством практиканта, является одним из важных элементов демонстрационного экзамена для будущего учителя изобразительного искусства. Этот этап позволяет оценить способность студента анализировать и объективно оценивать результаты учебной деятельности школьников.

На данном этапе студент должен:

1. Представить серию детских работ по изобразительному искусству, выполненных на его уроках или занятиях.

2. Обосновать критерии оценивания данных работ в соответствии с требованиями образовательной программы, возрастными особенностями учащихся, поставленными учебными задачами.

3. Продемонстрировать процесс оценивания конкретных работ с выставлением баллов или уровней оценки и развернутым комментарием.

4. Выявить и прокомментировать типичные ошибки, затруднения, недочеты в выполненных работах.

5. Предложить методические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса с целью предупреждения выявленных ошибок.

6. Обосновать формирующую и мотивирующую роль оценивания в обучении изобразительному искусству.

При оценке данного этапа экспертная комиссия должна проанализировать:

- Соответствие критериев оценивания работ выбранной теме, технике исполнения, возрасту учащихся.

- Объективность и обоснованность выставленных оценок.

- Методическую грамотность комментариев, рекомендаций студента.

- Понимание роли оценивания в учебном процессе.

Комиссия задавала вопросы и предлагала советы: по содержанию урока, его структуре и планированию, по использованным методам обучения и их эффективности, по коммуникационным навыкам выступающего, его способности объяснять идеи, умению организовать урок и контролировать процесс, по улучшению объяснения теоретических аспектов искусства, связанных с темой урока, по применению различных методов и техник, которые могут способствовать улучшению понимания и навыков учащихся, по улучшению взаимодействия с детьми и их мотивации, по организационным навыкам выступающего, например, его способности к планированию, временному управлению и работе с материалами, по улучшению эффективности проведения урока и использования ресурсов, по оценке результатов урока, способах оценки работ учащихся и их вовлечению в процесс оценки, по улучшению адекватности и объективности оценки [5].

Данный этап демонстрационного экзамена оценивает аналитические способности студента, его профессиональные компетенции в области оценивания результатов художественно-творческой деятельности школьников.

Для проведения демонстрационного экзамена была создана комиссия из представителей работодатели.

Оценку работы студентов проводили, руководитель образовательной программы, руководители практики, специалисты с кафедры методики преподавания изобразительного искусства имени H.H. Ростовцева и привлечением независимой экспертной комиссии из числа опытных учителей изобразительного искусства, методистов и представителей работодателей по заранее разработанным критериям. Критериями выступали: знание предметной области, методическая грамотность, педагогическое мастерство, творческие способности, коммуникативные и организаторские навыки [4].

Демонстрационный экзамен является ценным практическим опытом для будущих учителей изобразительного искусства на пути к становлению высококлассными педагогами. Это позволяет им закрепить полученные знания, отработать навыки в реальных условиях и мотивирует на дальнейшее профессиональное развитие.

После проведения урока каждым выступающим предлагалось лично пообщаться с представителями комиссии. В ходе этой встречи комиссия задавала вопросы и давала ценные советы по улучшению проведения урока.

Встреча и обсуждение с комиссией после демонстрационного экзамена является неотъемлемой частью процесса подготовки высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства, готовых к постоянному совершенствованию своих профессиональных навыков.

Выводы. Проведение демонстрационного экзамена в качестве промежуточной аттестации производственной педагогической практики при подготовке учителей изобразительного искусства является важным шагом на пути к повышению практико-ориентированности образовательного процесса. Данная форма аттестации позволяет студентам продемонстрировать свои профессиональные компетенции в условиях, максимально приближенных к реальной педагогической деятельности.

Благодаря активному участию независимых экспертов-работодателей в оценивании, демонстрационный экзамен обеспечивает объективность оценки уровня подготовки будущих учителей изобразительного искусства в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными школами. Кроме того, экзамен позволяет выявить слабые стороны студентов и определить области для дальнейшего профессионального совершенствования.

Несомненным преимуществом данной формы аттестации является возможность для студентов взглянуть на учебный процесс с позиции обучающихся, что способствует лучшему пониманию их потребностей и формированию более эффективных педагогических подходов.

Вместе с тем, при организации и проведении демонстрационного экзамена необходимо учитывать ряд потенциальных рисков, таких как субъективность оценивания, высокая нагрузка на студентов, технические и организационные сложности, финансовые затраты. Для минимизации этих рисков требуется тщательное планирование и подготовка экзамена, разработка четких критериев оценивания, обеспечение необходимых ресурсов и соблюдение мер безопасности.

В целом, демонстрационный экзамен представляет собой эффективный инструмент практикоориентированной подготовки учителей изобразительного искусства, способствующий тесной связи образовательного процесса с реальными требованиями профессиональной деятельности. Дальнейшее совершенствование этой формы промежуточной аттестации будет способствовать повышению качества подготовки педагогических кадров доя системы образования.

Литература:

1. Головина, H.A. Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills как форма государственной итоговой аттестации / H.A. Головина // Образование и проблемы развития общества. - №2 (11). - 2020. - С. 55-59

2. Кондратьев, В.В. Демонстрационный экзамен как форма промежуточной аттестации при подготовке педагогов / В.В. Кондратьев // Образование и наука. - 2020. - № 22(9). - С. 116-138

3. Павлова, O.A. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций / O.A. Павлова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. -№ 5-6 (27-28). - С. 6-8

4. Раздобарина, Л.А Теория и методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в организациях отдыха и оздоровления детей / Л.А. Раздобарина, K.M. Зубрилин // учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Перспектива, 2023. - 111 с.

5. Сырцова, A.A. Формы оценки квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций / A.A. Сырцова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 3(27). - 2017. - С. 56-60

6. Шомин, И.И. Инновационная форма проведения квалификационного экзамена с использованием стандартов WorldSkills / И.И. Шомин // Профессиональное образование и рынок труда. - № 1. - 2018. - С. 61-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.