Научная статья на тему 'ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА'

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

323
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» / WORLDSKILLS INTERNATIONAL / WORLDSKILLS RUSSIA / ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронович И. Е.

Рассматривается демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение» у обучающихся ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Приведены результаты исследования готовности студентов образовательных программ «Управление документами в организации» и «Управление документами в условиях цифровой экономики» без определенной подготовки сдать демонстрационный экзамен по данной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронович И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION EXAM AS A PART OF EVALUATING KNOWLEDGE, SKILLS AND ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

The article considers demonstration exam as a part of evaluating students' knowledge, abilities and skills of the competence “Documentation Support of Management and Archival Science” in the Russian State Vocational and Pedagogical University. The research results of the readiness of students, that study “Document Management in the Organization” or “Document Management in the Digital Economy”, to take a demonstration exam for the competence without specific training are presented

Текст научной работы на тему «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА»

УДК 378.146

DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-44-53

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА

Аннотация. Рассматривается демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение» у обучающихся ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Приведены результаты исследования готовности студентов образовательных программ «Управление документами в организации» и «Управление документами в условиях цифровой экономики» без определенной подготовки сдать демонстрационный экзамен по данной компетенции.

Ключевые слова: конкурсное движение «Молодые профессионалы», WorldSkills International, WorldSkills Russia, демонстрационный экзамен, профессиональная образовательная организация, высшее образование.

DEMONSTRATION EXAM AS A PART OF EVALUATING KNOWLEDGE, SKILLS AND ABILITIES OF UNIVERSITY STUDENTS

I. E. Safronovich

Head of Educational Projects, Senior Lecturer

Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article considers demonstration exam as a part of evaluating students' knowledge, abilities and skills of the competence "Documentation Support of Management and Archival Science" in the Russian State Vocational and Pedagogical University. The research results of the readiness of students, that study "Document Management in the Organization" or "Document Management in the Digital Economy", to take a demonstration exam for the competence without specific training are presented.

Keywords: "Young Professionals" competition, WorldSkills International, WorldSkills Russia, demonstration exam, vocational educational organization, higher education.

руководитель образовательных проектов, старший преподаватель

[email protected]

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия

Ирина Евгеньевна Сафронович

44

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является «повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом» [11].

Данное движение в Российской Федерации известно каждому обучающемуся и преподавателю образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) под названием WorldSkills Russia (конкурсное движение «Молодые профессионалы»), и оно только начинает охватывать высшее образование в России. В рамках этого движения проводятся раз в два года чемпионаты по стандартам WorldSkills - конкурсы профессионального мастерства по определенной компетенции [3]. Все компетенции объединены в 6 тематических блоков: строительная сфера, ИТ, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн. Эти блоки отражают передовые сферы мировой экономики, соответствуют самым востребованным профессиям в мире.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ) по государственному заданию готовит высококвалифицированных преподавателей для образовательных организаций среднего профессионального образования, выпускник РГППУ обладает необходимыми компетенциями по профессии, а также имеет широкую психолого-педагогическую подготовку. Педагог системы СПО должен понимать, что представляет собой движение WorldSkills International, и знать, как готовить студентов к участию в нем [2].

Одним из широко применяемых элементов проверки знаний, умений и навыков обучающихся в рамках данного движения является демонстрационный экзамен.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. Президент Российской Федерации дал распоряжение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 г. как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в со-

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

45

ответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями ...» [7]. Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы» [5], в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)"» [6], проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации в организациях среднего профессионального образования [9]. Эта процедура позволяет обучающемуся в условиях, приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные профессиональные компетенции независимым экспертам.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia должен соответствовать следующим нормативно-правовым документам и распоряжениям [1]:

• Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

• пункт 2 «б» Перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с членами национальной сборной России по профессиональному мастерству 9 декабря 2016 г. от 26 декабря 2016 г. Пр-2582;

• пункты 1 «а», 1 «б», 3 Перечня поручений по итогам рабочей поездки Президента Российской Федерации в Свердловскую область 6 марта 2018 г. от 6 апреля 2018 г. Пр-580;

• Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р;

46

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

• План мероприятий по реализации федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утвержденный протоколом проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 7 декабря 2018 г. № 3;

• Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

• Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденный протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9;

• Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;

• Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 1 апреля 2019 г. № Р-42.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia проводится с целью «определения у экзаменуемых уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов в соответствии со стандартами WorldSkills Russia» [12, с. 44].

Проведение демонстрационного экзамена позволяет решить ряд следующих задач [4, с. 42]:

1) нацелить каждого педагога и обучающегося на конечный практический результат;

2) повысить качество учебного процесса;

3) систематизировать знания, умения и практический опыт;

4) оценить практические навыки и умения выпускника.

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

47

Г. С. Токенова вслед за Р. Н. Уразовым отмечает, что в образовательных организациях демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia проводится с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы в следующих формах [8, с. 20; 9]:

• в качестве процедуры государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968, и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО);

• в качестве процедуры промежуточной аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией самостоятельно, в том числе по результатам освоения как одного, так и нескольких профессиональных модулей, если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего или должности служащего (квалификационный экзамен).

В рамках настоящей статьи рассмотрим демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков обучающихся РГППУ по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение». По данной компетенции в университете проходят подготовку студенты следующих образовательных программ:

• направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), образовательная программа «Управление документами в организации». После актуализации ФГОС 3++ данная образовательная программа была переименована - «Управление документами в условиях цифровой экономики»;

• направление подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение, образовательная программа «Правовое и документационное обеспечение управления персоналом». Данная образовательная программа представлена только на заочной форме обучения.

48

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

Профессия специалиста по работе с документами и архивами (в том числе и электронными) вошла в список топ-50 востребованных профессий 2020 г., утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 744.

Демонстрационный экзамен по компетенции «Документацион-ное обеспечение управления и архивоведение» включает три больших блока заданий:

1. Оформить организационно-правовой документ в соответствии с требованиями ГОСТа со всеми необходимыми реквизитами, исправить допущенные в тексте ошибки (проверить соответствие данных положениям нормативных документов).

2. Выполнить документирование кадровых операций на основании представленных трудовых договоров, заявлений: прием на постоянную работу, изменение анкетных данных, предоставление очередного отпуска вне графика, увольнение по собственному желанию.

3. Оформить обложки дел, листы-заверители, пронумеровать листы дел, создать внутренние описи документов при необходимости, определить сроки хранения (постоянно / временно). Для выполнения задания обучающемуся предложены 5 дел (частично сформированных и в россыпи), а также Номенклатура дел организации.

На выполнение заданий отведено 6 ч.

Все задания нашли отражение в учебных планах дисциплин названных выше образовательных программ: первое задание - дисциплина «Документоведение», изучаемая на 1-м курсе в 1-2-м семестрах, второе задание - дисциплина «Кадровое делопроизводство», читаемая на 4-м курсе в 7-8-м семестрах, третье задание - дисциплина «Архивоведение», представленная на 3-м курсе в 5-6-м семестрах, а также подготовка на всех видах практик и в рамках дисциплины «Практикум по профессии». Следовательно, у студентов сформированы соответствующие компетенции.

В марте-апреле 2020-21 уч. г. сотрудниками кафедры документо-ведения, истории и правового обеспечения ФГАОУ ВО РГППУ было проведено исследование на предмет выполнения обучающимися образовательных программ «Управление документами в организации» групп 3-го и 4-го курсов и «Управление документами в условиях цифровой экономики» группы 2-го курса очной формы обучения заданий демонстрационного экзамена. В исследовании приняли участие обучающиеся

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

49

3 групп в количестве 57 человек. Студенты выполняли задания без подготовки и в соответствии с освоенными уже дисциплинами: группа 2-го курса проходила только 1-е задание; группа 3-го курса - 1-е и 2-е задания; выпускники (группа 4-го курса) - все три задания.

Результаты исследования представлены на рис. 1, 2, 3.

Рис. 1. Выполнение задания обучающимися 2-го курса: [■ТП - «отлично»; И - «хорошо»; П - «удовлетворительно»

36 %

Рис. 2. Выполнение задания обучающимися 3-го курса: ГЛ~Л - «отлично»; ЕЭ - «хорошо»; П - «удовлетворительно»; Н - не справились с заданием

47%

Рис. 3. Выполнение задания обучающимися 4-го курса: РЯ - «хорошо»; П - «удовлетворительно»; § - не справились с заданием

50

ИНСАИТ. 2021. № 2 (5)

На диаграмме 1 видно, что с заданием справились все обучающиеся группы. 10 человек получили оценку «хорошо», основные ошибки: не исправлены ссылки на нормативные акты в тексте, неправильно указана должность подписывающего документ. 6 человек справились с заданием на оценку «удовлетворительно», основные ошибки: не исправлены описки, специально допущенные в тексте, не поставлен или неправильно оформлен реквизит «Гриф утверждения», нет подписи на правильно оформленном бланке конкретного вида документа, текст отформатирован. 4 человека отлично выполнили задание и учли все названные выше неточности.

На диаграмме 2 показаны результаты прохождения 1-го и 2-го заданий: 6 человек справились на «удовлетворительно», 8 человек - «хорошо», 7 человек - «отлично», один человек не выполнил задание.

На диаграмме 3 представлены результаты выполнения трех заданий: 2 человека не справились с демонстрационным экзаменом (все три задания не доведены до конца, задание с кадровыми документами не сделано). 7 человек получили оценку «удовлетворительно»: задание с кадровыми документами выполнено неполностью, формирование дела сделано неправильно. 6 человек справились с заданием на оценку «хорошо»: есть неточности в оформлении кадровых документов, на заявлениях не проставлены входящие номера, они не зарегистрированы в журнале, лист-заверитель помещен во все дела. Тех, кто выполнил все задания по максимуму, в данной группе нет.

На рис. 4 представлены результаты проведенного демонстрационного экзамена: самым сложным оказалось 2-е задание (документацион-ное оформление кадровых отношений), а самым простым - 1-е задание (оформление организационно-правового документа). %

80,00

Задание 1 Задание 2 Задание 3

Рис. 4. Выполнение заданий демонстрационного экзамена обучающимися 2-4-х курсов

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

51

Таким образом, обучающиеся образовательных программ «Управление документами в организации» и «Управление документами в условиях цифровой экономики» могут и готовы выполнять задания демонстрационного экзамена, т. е. полностью обладают необходимыми компетенциями, определенными в профстандартах «Специалист по документационному и организационному обеспечению управления организацией», «Корпоративный секретарь», «Специалист по формированию электронного архива» и др. Но для улучшения результатов в части повышения баллов за выполненные задания необходимо увеличить практическую подготовку в рамках тех дисциплин, которые по учебному плану данных образовательных программ необходимы для подготовки к демонстрационному экзамену.

Подготовка современных конкурентоспособных специалистов в области документационного обеспечения управления требует «внедрения и использования новых технологий оценки уровня готовности обучающихся к выполнению будущей профессиональной деятельности» [4, с. 47]. Одной из таких технологий является демонстрационный экзамен, основой которого являются конкурсные задания чемпионатов WorldSkills по компетенции «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Список литературы

1. Башанова, К. А. Внедрение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в учебный процесс СПО / К. А. Башанова, Т. А. Громова, Е. В. Селюн. Текст: непосредственный // Решетневские чтения. 2017. № 21. С. 663-664.

2. Залуцкая, Г. Ф. Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий профессиональной подготовки будущих специалистов / Г. Ф. Залуцкая. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1222-1226.

3. Майкова, П. Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в рамках промежуточной аттестации / П. Е. Майкова. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4. С. 33-44.

4. Некрасова, В. Н. Значимость проведения демонстрационного экзамена при подготовке специалистов среднего звена в области элек-

52

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

троэнергетики / В. Н. Некрасова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 40-47.

5. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.03.2015 г. № 349-р. Текст: непосредственный // Собрание законодательства. 2015. № 1256. Ст. 1.

6. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») от 25.10.2016 г. № 9. URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216431/. Текст: электронный.

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4.12.2014 г. URL: https://consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_171774/. Текст: электронный.

8. Токенова, Г. С. Демонстрационный экзамен как инновационная форма контроля успеваемости студентов / Г. С. Токенова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 16-23.

9. Уразов, Р. Н. Демонстрационный экзамен / Р. Н. Уразов. URL: https://worldskills.ru. Текст: электронный.

10. Уразов, Р. Н. О WorldSkills Russia / Р. Н. Уразов. URL: https:// worldskills.ru. Текст: электронный.

11. WorldSkills Russia. Цель и миссия. URL: https://worldskills.ru/ o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html. Текст: электронный.

12. Naumkina, V. A. The qualification standards WorldSkilles: confident access to the labor market / V. A. Naumkina. Text: print // Professional education and society. 2018. № 3. P. 44-48.

Для цитирования: Сафронович, И. Е. Демонстрационный экзамен как элемент проверки знаний, умений и навыков обучающихся вуза / И. Е. Сафронович. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 2 (5). С. 44-53. DOI: 10.17853/ 2686-8970-2021-2-44-53.

ИНСАЙТ. 2021. № 2 (5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.