Научная статья на тему 'Демонстрационный экзамен как инновационный элемент государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования'

Демонстрационный экзамен как инновационный элемент государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
488
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИЙ / WORLDSKILLS RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеховская Ирина Викторовна

В статье анализируется внедрение и проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia как инновационного элемента государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеховская Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демонстрационный экзамен как инновационный элемент государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования»

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чеховская И.В.

Чеховская Ирина Викторовна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Алтайский филиал Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Барнаул

Аннотация: в статье анализируется внедрение и проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia как инновационного элемента государственной итоговой аттестации в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, независимая оценка квалификаций, WorldSkills Russia.

Вопрос независимой оценки качества подготовки специалистов среднего профессионального образования (далее СПО) в настоящее время рассматривается как основная составляющая всей системы оценки качества образования. Эта задача входит практически во все стратегические и организационные документы сферы образования.

Новая модель проведения государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена разработана на основе глубокого анализа российской и зарубежного практики оценки качества реализации образовательных программ. Моделирование проведения государственной итоговой аттестации (далее ГИА) в форме демонстрационного экзамена вызвано необходимостью поиска более эффективных механизмов оценки качества подготовки специалистов СПО. Данная необходимость возникла вследствие отсутствия: единых подходов в данной области; обоснованной модели по оценке качества подготовки специалиста СПО; единой системы средств и процедур оценки; независимых критериев оценивания (утвержденных показателей количественно - качественной оценки); эффективных методов и процедур оценки, оценочного инструментария.

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы [1]. Цель государственной итоговой аттестации - определение соответствия результатов освоения студентами соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта СПО. Демонстрационный экзамен как раз и является инструментом реализации объективных, открытых процедур ГИА.

Требования к процедурам оценки освоения образовательных программ среднего профессионального образования, установленные новыми ФГОС, обусловили преобразование модели проведения государственной итоговой аттестации. Актуализированные федеральные образовательные стандарты по программам СПО, например, по специальностям 38.02.07 Банковское дело, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), предусматривают проведение демонстрационного экзамена как обязательного элемента ГИА [2].

Проведение аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена предполагает вариативность видов аттестации, в том числе: с учетом стандартов Ворлдскиллс (WorldSkills Russia); в соответствии с требованиями профессиональных стандартов; с учетом требований корпоративных стандартов работодателей [3].

На экзамене в настоящем времени моделируется реальная производственная ситуация, при которой задача выпускника - на практике продемонстрировать свои умения и навыки, приобретенные в процессе освоения образовательной программы. Например, на экзамене по специальности «Банковское дело» выпускникам необходимо грамотно, учитывая все правила общения с клиентом, осуществить продажу банковского продукта, провести кросспродажи. Экспертами будет проведена оценка по следующим критериям: верно подобран необходимый клиенту банковский продукт (услуга), оформлена продажа банковского продукта (услуги), проведены необходимые расчеты, осуществлена коммуникация с клиентом, оформлены банковские документы, владение средствами оргтехники. А на экзамене по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (компетенция Бухгалтерский учет) - за ограниченное время выпускники должны используя специализированное программное обеспечение, выполнить кейс, по которому необходимо разработать учетную политику организации для целей бухгалтерского учета с учетом особенностей деятельности, приложения к ней: формы первичных документов, график документооборота, а также сформировать номенклатуру дел для первичных учетных документов; сформировать и произвести проверку первичных документов по учету внеоборотных активов, денежных средств, материалов, готовой продукции (или товаров), по расчетам по оплате труда; произвести учет активов, капитала, обязательств, доходов и расходов организации; определить финансовый результат деятельности.

Исходные данные являются секретной частью задания и предъявляются участникам непосредственно перед началом брифинга по модулю. Оценку выпускникам дают независимые эксперты, в качестве которых выступают представители предприятий-работодателей, преподаватели иных учебных заведений, тук как член экспертной группы не должен представлять одну с экзаменуемыми образовательную организацию. Предусмотрена онлайн-трансляция экзамена на сайте WorldSkills Russia [4]. Представители WorldSkills Russia подчеркивают ориентированность на практику и независимость оценивания.

В 2019 году демонстрационный экзамен как процедура государственной итоговой аттестации по программам СПО в соответствии с требованиями ФГОС проводилась на площадках 18 профессиональных образовательных организаций Алтайского края по 15 компетенциям. В июне 2020 года демонстрационный экзамен в рамках ГИА будут сдавать более 900 выпускников средних профессиональных образовательных организаций Алтайского края по 18 компетенциям.

Введение демонстрационного экзамена в ГИА по программам СПО инициировало скачок активности в сфере профессионального образования. Итоговая аттестация становится зрелищными событием, что увеличивает её ценность для работодателя и повышает мотивацию обучающихся к освоению программ СПО. Кроме того, образовательные организации получили стимул оснастить лаборатории современным оборудованием, что будет способствовать повышению качества подготовки кадров для российской экономики. Демонстрационный экзамен как форма аттестации позволяет снизить риски некомпетентности и существенно стимулирует образовательные организации на поиск новых образовательных технологий и методик обучения.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 29 декабря 2012г. № 273-Ф3 // Рос. газета, 2012. 31 декабря. С. 303

2. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 67 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело" // СПС Гарант. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: https://base.garant.ru/71887428/ (дата обращения: 05.06.2020).

3. Распоряжение Минпросвещения России от 01.04.2019 N Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена" // Банк документов / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/c765ab5faa40a1783380c7f39a893a01/ (дата обращения: 05.06.2020).

4. Приказ Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» от 31 января 2019 года № 31.01.20191 «Об утверждении и введении в действие Методики организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» // Союз "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://worldskills.rU/assets/docs//5528/31.01.2019-1-new.pdf/ (дата обращения: 05.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.