Научная статья на тему 'Демократическая ценность праймериз. Перспективы институализации в России'

Демократическая ценность праймериз. Перспективы институализации в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
763
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / PRIMARIES / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / A PRELIMINARY ELECTION / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / AN ELECTION PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цыганова Екатерина Харисовна

В статье рассматривается проблема демократичности избирательного процесса в РФ, применение праймериз, как способ демократизации избирательного процесса. Автор изучает недостатки и достоинства процедуры предварительного голосования, практику применения и оценивает перспективы его институализации в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цыганова Екатерина Харисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демократическая ценность праймериз. Перспективы институализации в России»

Предложенный план адаптации позволит оценить профессиональные и управленческие компетенции сотрудника и его потенциал за первые месяцы работы. За каждым вновь прибывшим будет закреплено ответственное лицо, а также возможность спланировать карьеру нового специалиста в период от 1 до 2 лет.

Таким образом, ускорив процесс вхождения в должность, сотрудник сможет достичь нужной эффективности в минимальные сроки и уменьшить количество возможных ошибок, связанных с освоением обязанностей. Кроме того, сокращение уровня текучести кадров позволит снизить количество сотрудников, не прошедших испытательный срок и покинувших орган в течение первого года.

Молодые специалисты смогут получить необходимую информацию, требуемую для работы, установить обратную связь с заместителем начальника отдела, а также быстро освоить профессиональные и должностные обязанности. Уровень их неопределенности снизится, а удовлетворенность работой повысится.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/252.htm.

2. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / Маслова В. М. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 492 с.

3. Управление персоналом: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. А. И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2008. 488 с.

4. Альберт М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури. М: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. 672 с.

5. Федорова А. С. Совершенствование кадровой политики в органах государственной власти Российской Федерации // Наука, образование и культура, 2016. № 5 (8).

Democratic value of primaries. Prospects of institutionalization in Russia

Tsyganova E.

Демократическая ценность праймериз. Перспективы институализации

в России Цыганова Е. Х.

Цыганова Екатерина Харисовна / Tsyganova Ekaterina — студент, юридический факультет, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Аннотация: в статье рассматривается проблема демократичности избирательного процесса в РФ, применение праймериз, как способ демократизации избирательного процесса. Автор изучает недостатки и достоинства процедуры предварительного голосования, практику применения и оценивает перспективы его институализации в России.

Abstract: in the article author deals with the problem of the democratic character of the election process in RF, taking primaries as a method to democratize election process. Author studies the advantages and disadvantages of the preliminary election, experiences of its taking and evaluates possibility to institutionalize it in Russia.

Ключевые слова: праймериз, предварительное голосование, избирательный процесс. Keywords: primaries, a preliminary election, an election process.

В основе конституционной модели демократии лежит принцип народовластия, согласно которому носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [1].

Организация и проведение выборов в соответствии с законном и традициями составляют сущность избирательного процесса. Избирательный процесс включает в себя ряд стадий, выделенных в соответствии с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления.

Этап выдвижения (выбора) кандидатов является ключевым моментом в избирательном процессе и в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход.

Преобладание пропорциональных выборов в современной избирательной системе в России выводит политические партии на лидирующие позиции в избирательном процессе при выдвижении кандидатов на выборные должности различного уровня. Роль граждан, как участников избирательного процесса, в результате произошедших изменений, сводится фактически лишь к участию в процедуре голосования за список той или иной партии.

При такой концентрации партийного влияния снижается роль граждан в формировании выборных органов и, как следствие, под сомнение ставится один из основных принципов представительной демократии - отражение.

Одним из способов большей демократизации избирательного процесса и повышения роли рядовых избирателей можно назвать процедуру праймериз.

Праймериз — предварительные выборы, предстадия выдвижения политическими партиями кандидатов на выборную должность, она характеризуется широким привлечением рядовых избирателей к процессу отбора этих кандидатов.

Впервые предварительные выборы были проведены в 1842 году, когда Демократическая партия США провела выдвижение кандидатов в графстве Крофорт (штат Пенсильвания). В США праймериз является одной из стадий избирательного процесса - этапом процесса выдвижения, следующим сразу после регистрации [1, с. 38].

Американские ученые отмечают, что в системе предварительного голосования одновременно заложены три группы конституционных ценностей: во-первых, права избирателей на эффективное и осмысленное голосование на выборах; во-вторых, интересы политических партий в сохранении своей автономии и идеологической чистоты; в-третьих (применительно к особенностям территориальной организации публичной власти в США), совместное участие Федерации и ее субъектов в обеспечении легитимности и конкурентности процесса выдвижения кандидатов и конечном «получении» кандидата, способного к публичному управлению [3, р. 905].

В США существует большое количество видов праймериз, основными из которых являются следующие: 1) закрытые праймериз, когда участвуют в голосовании на выборах «кандидата в кандидаты» только те избиратели, которые заявили о своей принадлежности соответствующей партии; 2) открытые, когда участвуют все избиратели штата вне зависимости от их партийной принадлежности, однако избиратель обычно может принять участие в праймериз только одной политической партии; 3) общие праймериз, когда избиратели участвуют в голосовании, проводимом обеими партиями [4, с. 143].

Максимально демократичным способом проведения предварительного голосования по нашему мнению являются открытые и общие праймериз.

В России еще не накоплено такой практической основы проведения праймериз как в США, но, тем не менее, они активно внедряется в политическую систему. У процедуры праймериз в России есть свои сторонники и противники.

Применение предварительного голосования не находит одобрения у большинства оппозиционных политических партий. Так, по мнению лидера партии ЛДПР В. Жириновского, «праймериз проводят от обжорства, чтобы унять свой аппетит». «У нас праймериз, - подчеркнул он, это работа партии каждый день, которую мы проводим» [5].

«Праймериз ничего до конца не решают - там решают деньги и большой капитал. А мы снизу предлагаем каждого кандидата», - заявил лидер партии КПРФ Г. Зюганов [6]. Некоторые российские исследователи понимают предназначение праймериз как сугубо узкополитическое, внутрипартийное, а не общесоциальное: «...смысл праймериз состоит в том, чтобы кандидаты от одной партии не отбирали друг у друга голоса в основных выборах... когда необходимо формирование сверхбольшинства» [7, с. 9 - 10].

По мнению НИРСИ, система праймериз, наряду с некоторыми недостатками, основные из которых - дороговизна и длительность их проведения, обладает несомненными достоинствами, которые делают проведение праймериз в России не просто возможным, но даже и необходимым. В частности, с помощью праймериз можно было бы повысить политическую активность граждан (политическая пассивность граждан - один из основных аргументов российских оппонентов праймериз) [8].

Максимально широкое привлечение рядовых избирателей к процедуре отбора кандидатов (при условии, что высказанное избирателями на предварительных выборах мнение будет учтено, а не проигнорировано) способствовало бы повышению самооценки граждан, осознанию ими, что они реально могут повлиять на персональный состав выборных органов и должностей, а не исполнять роль статистов.

По мнению аналитиков, общие преимущества, или достоинства, первичных выборов состоят в том, что праймериз позволяет:

• закрепить лояльность элит;

• стабилизировать партийную систему;

• сформировать лояльность избирателей, членов и активистов партии, расширяют электоральную базу партии;

• расширить границы избирательной кампании;

• ввести внутрипартийную конкуренцию [8].

В России праймериз впервые массово провела партия «Единая Россия» перед выборами в Государственную Думу РФ пятого созыва, в 2007 году, повторив этот опыт в последующие электоральные компании и внедрив обязательную процедуру предварительного голосования на выборах всех уровней [9].

В период электоральных компаний 2015 и 2016 гг. (региональные выборы в представительные органы различных уровней и выборы в Государственную Думу РФ седьмого созыва соответственно) процедуру предварительных выборов помимо партии «Единая Россия» использовала также политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС). Однако, по мнению экспертов, первичные выборы ПАРНАС перед региональными выборами в 2015 можно считать неудачным опытом, т.к. «сопровождались скандалами, ставящими под сомнение их репрезентативность» [10].

Мнения о первичных выборах, проведенных «Единой Россией» в период электоральных компаний 2011 и последующие годы, весьма разнообразные: от негативных, считающих, что праймериз проводились формально [11] и имели характер имитации открытой и честной процедуры [12], до положительных, считающих, что «праймериз - это единственная возможность внутрипартийной конкуренции, возможность включить социальные лифты внутри партии, дать шанс новым людям и способствовать обновлению списков, изменению курса партии в сторону народности» [12].

По нашему мнению сам факт проведения праймериз в нашей стране, говорит о высокой степени развития внутрипартийной демократии, которая является составной частью демократии как общественного строя вообще.

Анализ проведения предварительного голосования партией «Единая Россия» в период с 2007 по 2016 гг. позволяет сделать вывод о своеобразной «эволюции» данной процедуры в России и начале процесса ее институализации в избирательной системе. В ходе проведения электоральных компаний в указанный период времени, предварительные выборы «Единой России» совершенствовались и на сегодняшний момент выглядят следующим образом: выборы проводятся в полностью открытом виде -избираться и голосовать может любой гражданин РФ в единый день голосования; участники голосования должны обязательно принимать участие в дебатах и встречах с гражданами; в день голосования на избирательных участках присутствуют наблюдатели - представители кандидатов и СМИ. Таким образом, предварительные выборы позволяют сделать процедуру выдвижения кандидатов открытой и прозрачной.

С учетом приведенных доводов о демократической ценности праймериз и имеющейся практики их применения в России полагаем необходимым институционализировать праймериз в рамках российского избирательного законодательства с соблюдением следующих условий.

1. Проведение предварительного голосования должно быть обязательным для всех политических партий. Партиям должно предоставляться право выбора вида применяемых праймериз, субъектного состава, сроков и иных особенностей предварительного голосования, но при фиксировании в законодательстве обозначенных выше общих демократических начал, требующих неукоснительного соблюдения партиями.

2. Приоритетным типом предварительного голосования являются открытые праймериз.

3. Рядовые члены партии должны быть наделены правом выдвижения кандидатур для участия в праймериз.

4. Как институт избирательного права, направленный на решение публично-правовых задач, предварительное голосование нуждается в организационном обеспечении со стороны государства, а именно - избирательных комиссий, на которые целесообразно возложить контрольно-ревизионные функции в отношении проверки достоверности результатов проведенных партиями праймериз и отражения этих результатов в партийных списках и выдвигаемых партиями кандидатах на единоличные выборные должности, а также функцию материально-технического вспомоществования (при необходимости), например путем предоставления помещения для проведения предварительного голосования.

7. Итоги праймериз являются обязательными для политической партии.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом

поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от

30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Том 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун. М.: Норма, 2001. 656 с.

3. Flanders Chad. What do we want in Presidential Primary? An Election Law Perspective // University of Michigan Journal of Law Reform, Summer 2011, Vol. 44. Issue 4. P. 901 - 945.

4. Лафитский В. И., Кузнецова Т. О., Орлов А. Г., Ракитский И. А. Современные избирательные системы. Вып. 3: Испания, США, Финляндия, Япония. М.: РЦОИТ: Типография «Новости», 2009. 448 с.

5. Жириновский сравнил праймериз с ЕГЭ. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/2724699 (дата обращения: 15.03.2016).

6. Руководство КПРФ раскритиковало практику проведения праймериз. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/politika/2719679. (дата обращения: 15.03.2016).

7. Аксенов Ю. М. Предварительное партийное голосование: конституционно-правовые проблемы. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012. 146 с.

8. Материалы, подготовленные НИРСИ к заседанию ЦСКП «Кадровый резерв. Подходы и методы». [Электронный ресурс]. URL: www.http://pda.cscp.ru. (дата обращения: 20.02.2016).

9. Устав партии «Единая Россия». Официальный сайт партии «Единая Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://er.ru/party/rules. (дата обращения: 20.02.2016).

10. Первичные выборы - попытка обновления или повод для пиара. [Электронный ресурс]. URL: http://politanalitika.ru/russia/pervichnyevyborypopytkaobnovleniyailipovoddlyapiara/ (дата обращения: 10.03.2016).

11. Беллер Е. С. Российские праймериз: их особенности и влиянии.е на избирательный процесс. Практика проведения праймериз ВПП «Единая Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view. (дата обращения: 10.03.2016).

12. Праймериз «Единой России» - технологии в ущерб конкуренции. [Электронный ресурс]. URL: http://cpkr.ru/ru/comments/praymeriz-edinoy-rossii-tehnologii-v-ushcherb-konkurencii. (дата обращения: 27.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.