Научная статья на тему 'Открытые партийные праймериз как один из путей к формированию народной представительной власти'

Открытые партийные праймериз как один из путей к формированию народной представительной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
330
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЙМЕРИЗ / ИЗБИРАТЕЛЬ / ПАРТИЯ / КАНДИДАТЫ / ОТКРЫТОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ / ВЫБОРЫ / СЧЕТНЫЕ КОМИССИИ / ОППОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ворванин Денис Валерьевич

В статье автор ставит проблему влияния выбора потенциальными избирателями на формирование персонального состава кандидатов в представительные (законодательные) органы власти от Всероссийской политической партии «Единая Россия» через проведение открытых праймериз. Открытое предварительное голосование (праймериз) рассматривается как один из главных вариантов разрешения данной задачи стоящей перед партией. Раскрывается демократический потенциал открытых праймериз, анализируется практика его применения, даются некоторые рекомендации по совершенствованию процедур его проведения. Праймериз (англ. primaries, от primary первоначальный, первичный) первоначальные, внутрипартийные выборы, позволяющие избирателям участвовать в отборе кандидатов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ворванин Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open party primaries as a way to the formation of the people''s representative government

The author raises the problem of the influence of the choice of potential voters on the formation of the personal composition of the candidates to the representative (legislative) bodies of power from the All-Russian political party "United Russia" by holding open primaries. Open pre-voting (primaries) is regarded as one of the main options for solving this problem standing before the party. Reveals the democratic potential of open primaries, analyzed its application, provides some recommendations for the improvement of its procedures. Primaries (English primaries, primary from the initial, primary.) Initial, intra-party elections to allow voters to participate in the selection of candidates [1].

Текст научной работы на тему «Открытые партийные праймериз как один из путей к формированию народной представительной власти»

3.4. ОТКРЫТЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ПРАЙМЕРИЗ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ НАРОДНОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Ворванин Денис Валерьевич. Должность: главный специалист. Место работы: Администрация города Нягани, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. Подразделение: контрольно-ревизионное управление. Email: denis27_@mail.ru

Аннотация: В статье автор ставит проблему влияния выбора потенциальными избирателями на формирование персонального состава кандидатов в представительные (законодательные) органы власти от Всероссийской политической партии «Единая Россия» через проведение открытых праймериз. Открытое предварительное голосование (прайме-риз) рассматривается как один из главных вариантов разрешения данной задачи стоящей перед партией. Раскрывается демократический потенциал открытых праймериз, анализируется практика его применения, даются некоторые рекомендации по совершенствованию процедур его проведения.

Праймериз (англ. primaries, от primary первоначальный, первичный) - первоначальные, внутрипартийные выборы, позволяющие избирателям участвовать в отборе кандидатов [1].

Ключевые слова: праймериз, избиратель, партия, кандидаты, открытое предварительное голосование, выборы, счетные комиссии, оппозиция.

OPEN PARTY PRIMARIES AS A WAY TO THE FORMA TION OF THE PEOPLE'S REPRESENTATIVE GOVERNMENT

Vorvanin Denis Valerievich. Position: chief specialist. Place of employment: Administration of Nyagan, Khanty-Mansiysk Autonomous region - Yugra. Department: Audit Office. Email: denis27_@mail.ru

Annotation: The author raises the problem of the influence of the choice of potential voters on the formation of the personal composition of the candidates to the representative (legislative) bodies of power from the All-Russian political party "United Russia" by holding open primaries. Open pre-voting (primaries) is regarded as one of the main options for solving this problem standing before the party. Reveals the democratic potential of open primaries, analyzed its application, provides some recommendations for the improvement of its procedures.

Primaries (English primaries, primary from the initial, primary.) - Initial, intra-party elections to allow voters to participate in the selection of candidates [1]. Keywords: primary, the voter, party, candidates, open a preliminary vote, elections, counting commission, the opposition.

Наиболее демократичным способом проведения праймериз являются открытые и общие способы голосования. В данных типах праймериз заложено обеспечение участия всех избирателей (в том числе рядовых избирателей) в определении будущих кандидатов на предстоящие выборы от партии. Закрытые праймериз в первую очередь нацелены на обеспечение участия рядовых партийцев в формировании партийных списков и выявлении кандидатур для выдвижения на выборах на единоличные должности [2].

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» (далее - ВПП «Единая Россия») из всех представленных партий в нашем государстве первой взяла на вооружение процедуру предварительного голосования - праймериз. В 2007 году в партии впервые проведены праймериз, однако из-за малого времени, отпущенного на подготовку, и отсутствия необходимых нормативных документов, данные праймериз являлись скорее попыткой тестирования новых механизмов внутрипартийной конкуренции, чем реальными механизмами по выдвижению кандидатов от партии власти.

Первые полноценные предварительные партийные выборы ВПП «Единая Россия» были проведены в 2011 году, во время подготовки к выборам в Государственную Думу Российской Федерации VI созыва. При этом организатором праймериз наряду с партией являлся созданный за два месяца до этого Общероссийский народный фронт. Голосование было презентовано не только как отбор кандидатов на конкурентной основе, но и как стартовая площадка в политическую деятельность для беспартийных представителей крупных общественных общероссийских организаций. По замыслу организаторов внутрипартийных выборов, это должно было расширить базу поддержки ВПП «Единая Россия» в предстоящей избирательной кампании.

Тем не менее, цели, поставленные при проведении процедуры предварительных выборов - праймериз в 2011 году не были достигнуты. Праймериз имели характер имитации открытой и честной процедуры, но на деле это была лишь имитация демократических путей проведения внутрипартийных «закрытых» выборов, где принимали участие только члены ВПП «Единая Россия». В результате процедуры предварительных внутрипартийных выборов не выдвинули новых политических деятелей, но самое главное - праймериз никак не помог в дальнейшем участий в реальных выборах на всех уровнях представительной власти, так как по сути это было лишь внутрипартийное голосование, которое осталось незамеченным народом нашей большой страны. В результате 2011 году показатель присутствия депутатов от ВПП «Единая Россия» в Государственной Думе Российской Федерации незначительно ухудшился по сравнению с результатами выборов 2007 года.

Победа в праймериз совершенно не гарантировала участнику попадание в итоговый бюллетень для голосования в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2011 года. Соответствующая норма не была закреплена ни в Уставе ВПП «Единая Россия», ни в положении о праймериз.

Если член или сторонник партии успешно проходил процедуры праймериз, то он получал только лишь рекомендацию для включения его в список кандидатов на предстоящие выборы, окончательное же решение по списку кандидатов принималось руководящими структурами ВПП «Единая Россия».

Вышедшие в ходе партийного голосования кандидаты в депутаты легко могли переходить из одного избирательного округа в другой - на проходные места, и хотя никто там прежде их не знал, это не представляло сложности для руководителей партии откорректировать представляемые в избирательные комиссии партийные списки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 8.1. Устава всероссийской политической партии «Единая Россия»: «Проведение предварительного внутрипартийного голосования является обязательным при проведении

процедур, связанных с определением кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты или на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления»^].

ВПП «Единая Россия» - первая политическая партия в стране, которая провела процедуру открытых прай-мериз на всей территории Российской Федерации и любой гражданин, обладающий на момент предстоящих выборов активным избирательным правом мог прийти и проголосовать за участников предварительного голосования.

В 2016 году выборы в Государственную Думу Российской Федерации совпали с выборами многих глав субъектов Российской Федерации, муниципальных, региональных представительных органов власти, и в связи с этим открытый праймериз ВПП «Единая Россия» служит важнейшим инструментом отбора «достойных» кандидатов на выборы, где выдвигаться могут как партийные, так и беспартийные граждане нашего общества. Такое совпадение происходит в половине регионов Российской Федерации.

Главная задача проведения открытых праймериз -доказать, что ВПП «Единая Россия» действительно хочет поднять значимость и рейтинг своих кандидатов на предстоящих выборах с помощью непосредственного учета мнения рядовых избирателей. Избиратель сам решает, кто пойдет на предстоящие выборы от партии, и достоин доверия народа, а кто нет.

Формат открытых праймериз больше всего подходит для развития реальной внутрипартийной конкуренции и может усилить роль как региональных, так и партийных отделений на местах в виду того, что:

институт открытых праймериз оправдан в условиях развитой публичной политики, при сравнительно высоком интересе граждан к политическим партиям;

в условиях открытых праймериз наиболее ресурсные кандидаты будут усиливать свою поддержку за счет выборщиков, не являющихся членами партии, но желающих поддержать достойных кандидатов от ВПП «Единая Россия».

Но есть и отрицательный момент проведения открытого, внутрипартийного голосования, так как:

открытая модель праймериз дает преимущества оппозиции и позволяет им вмешиваться в процесс отбора кандидатов от ВПП «Единая Россия» (общей проблемой проведения праймериз в 2016 году были провокации со стороны оппозиции: представители оппозиционных партий пользовались кабинками для голосования неоправданно долго, тем самым создавались очереди и страдали пожилые и больные люди; на счетных участках оппозиционеры партии выкрикивали лозунги, дискредитируя деятельность членов счетных комиссий и провоцируя пришедших на счетный участок граждан к ответным действиям, портили бюллетени при осуществлении процедуры голосования и т.п.).

Все кандидаты, желающие попасть в партийный список на выборах в местные органы представительной власти, представительной власти субъекта Российской Федерации, в Государственную Думу Российской Федерации VII созыва, должны были пройти процедуру первичных открытых внутрипартийных выборов и отвечать определенным требованиям. К примеру, участником открытого предварительного голосования в Государственную Думу Российской Федерации VII созыва мог стать гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям: достигшим 21 -летнего воз-

раста (статья 97 Конституции Российской Федерации)^], не имеющий судимости (в том числе погашенной), не имеющий финансовых счетов за рубежом (пункт 1.3) и предоставивший в соответствии с Положением о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от ВПП «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 2016 года, перечень следующих документов:

заявление о включении в состав участников предварительного голосования (пункт 2.7.); копию паспорта гражданина (пункт 2.8.1.); копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании (пункт 2.8.2.);

справку с основного места работы или службы (пункт 2.8.3.);

если участник предварительного голосования является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - справку об исполнении полномочий депутата на непостоянной основе с указанием наименования соответствующего представительного органа (пункт 2.8.4.);.

если участник предварительного голосования указал в заявлении свою принадлежность к общественному объединению, не являющемуся политической партией, и свой статус в нем - документ, подтверждающий указанные сведения (пункт 2.8.5);

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (пункт 2.8.6);

копию документа, подтверждающего перемену фамилии (имени, отчества) участника (в случае несовпадения фамилии, имени или отчества в иных документах, представленных участником для выдвижения (пункт 2.8.7.); биографические данные (пункт 2.8.8.); фотографию в электронном виде (пункт 2.8.9.) [5]. В каждом регионе счетные участки предварительного голосования открывались в назначенное регламентом время - 08.00 часов и закрылись в 20.00 часов по местному времени. Процедура голосования напоминала процедуру, проходившую во время выборов, но с определенными тонкостями: избиратель приходил на участок, у него проверяли информацию о месте его жительства, в обязательном порядке письменно давалось согласие на обработку своих персональных данных, ставилась роспись в получении бюллетеней и только после этих действий избиратель мог проголосовать за любое количество участников предварительного голосования представленных в избирательных бюллетенях, так как голосование проходило по рейтинговому принципу.

Нормативно-правовую базу по открытому предварительному голосованию ВПП «Единая Россия» составили следующие внутрипартийные акты: Устав ВПП «Единая Россия», Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 2016 года, Положение о порядке проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, утвержденное решением Президиума Генерального совета ВПП «Единая Россия» 16

июня 2011 года, Положение о порядке проведения предварительного внутрипартийного голосования по определению кандидатур для последующего выдвижения кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, утвержденное решением Президиума Генерального совета ВПП «Единая Россия» 8 июня 2012 года, Положения о порядке проведения предварительного голосования по определению кандидатур для последующего их выдвижения кандидатами в депутаты представительного органа муниципальных образований, и принимаемые на их основе Регламенты по организации и проведению предварительного голосования соответствующего уровня, Рабочие блокноты членов участковых счетных комиссий по проведению предварительного голосования соответствующего уровня, для непосредственного применения их членами счетных комиссий в своей работе.

Большинство местных участковых счетных комиссий на открытом праймеризе уже имели опыт участия участковых избирательных комиссиях разного уровня, и приоритет отдавался именно им, а часть членов комиссий, не имевших опыта на момент проведения праймериз, проходили соответствующее обучение, организованное силами партии.

Без нарушений на участковых счетных участках также не обошлось. Всего в вышестоящие - региональные счетные комиссии поступило около четырехсот жалоб. В основном, жалобы были связаны с нарушением правил проведения агитации кандидатами, жалобы на членов участковых счётных комиссий при осуществлении ими своих полномочий. Установлены единичные факты провокационного характера: например, на одном из участковых счетных участков имел место факт «вброса» уже заполненных бюллетеней. На участках были замечены представители оппозиционных партий, пытавшиеся сорвать мероприятия организованные ВПП «Едина Россия» по предварительному голосованию, но благодаря правильным и решительным действиям членов счетных комиссий удалось предотвратить негативное влияние на избирательный процесс со стороны оппозиции.

Нужно отметить, что интерес граждан к предварительным выборам, которые прошли 22.05.2016 года, оказался очень большим. Руководство партии отметило высокую явку избирателей, что говорит о неподдельном интересе граждан обладающих активным избирательным правом к происходящим в нашей стране политическим событиям - проведению праймериз.

Среди победивших на предварительных выборах оказалось много новых лиц, которые до этого политикой не занимались, но хотели бы проявить свою активную гражданскую позицию, через участие в открытом предварительном голосовании.

По итогом проведенных открытых праймериз были сформированы списки кандидатов, которые примут участие в выборах от ВПП «Единая Россия» в единый день голосования 18.09.2016 года во все уровни представительной (законодательной) власти.

Применение открытых праймериз в Российской Федерации позволило решить проблему отчуждения избирателей от процесса определения персонального состава кандидатов от ВПП «Единая Россия», а также дать населению возможность в полной мере участвовать в политической жизни общества.

В ходе проведенных партийных мероприятий, необходимо:

учитывать полученный в ходе праймериз как положительный, так и отрицательный опыт;

в обязательном порядке вести учет мнения граждан принимавших активное участие в предварительном голосовании;

подвергнуть четкой проработке нормативно-правовой базы партии по предварительному голосованию, с целью профилактики повторения ранее допущенных ошибок.

Открытые предварительные выборы ВПП «Единая Россия» 2016 года, показали, что их своевременная организация и проведение, является реальным инструментом внутрипартийной конкуренции между кандидатами от ВПП «Единая Россия», что также служит положительным примером для иных оппозиционных партий, стремящихся к получению наибольшего числа своих представителей в органах власти, демократическим путём.

Список литературы:

1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов, М.: Норма - ИНФРА-М, 2006.

2. Волков В.Э. Предварительное голосование (праймериз) как технология предвыборной агитации // Основы экономики, управления и права. 2014. №4.

3. Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия» утвержденный на I Съезде Партии 01.01.2001. URL: https://er.ru/party/rules/.

4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).

5. Положение о порядке проведения предварительного голосования по кандидатурам для последующего выдвижения от Партии «Единая Россия» кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва от 2016. URL: http://pg.er.ru/images/docs/file/polozhenie-o-predvaritelnom-golosovanii.pdf.

Рецензия

на статью Дениса Валерьевича Ворванина «Открытые партийные праймериз как один из путей к формированию народной представительной власти»

В статье Д.В. Ворванин поднимает проблему влияния открытых партийных праймериз на выбор избирателей и на формирование персонального состава кандидатов в представительные органы власти от «Единой России».

Автором раскрывается демократический потенциал праймериз. Он убежден, что наиболее демократичной формой проведения праймериз являются открытые и общие способы голосования, при которых все избиратели участвуют в отборе будущих кандидатов на предстоящие выборы от партии.

Д.В. Ворванин утверждает, что применение праймериз в 2007 и в 2011 году на выборах были лишь имитацией. Главным недостатком их проведения автор статьи считает то, что они не выдвинули новых политических деятелей и никак не помогли в проведении реальных выборов на всех уровнях представительной власти. Победа в праймериз не гарантировала попадание в итоговый бюллетень для голосования в Государственную Думу.

По мнению автора статьи, открытые праймериз больше всего подходят для развития реальной внутрипартийной конкуренции. При этом Д.В. Ворванин от-

мечает и отрицательный момент в проведении открытого внутрипартийного голосования: оно дает, по мнению автора статьи, преимущества оппозиции и возможность вмешиваться в ход отбора кандидатов.

Дается характеристика нормативно-правовой базы по открытому предварительному голосованию. По итогам проведения открытых праймериз в 2016 году были составлены списки кандидатов, которые примут участие в выборах от «Единой России» в единый день голосования 18. 09. 2016 года.

На основе анализа практики применения праймериз партией «Единая Россия» даются конкретные рекомендации по совершенствованию процедур проведения открытого предварительного голосования. Прай-мериз позволяют учитывать мнение рядового избирателя при отборе кандидатов.

Статья написана доступным научным языком, все положения и выводы обоснованы; может представлять интерес для широкого круга читателей, а также специалистов в области управления, политологов.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Рецензент: к.с.н., генеральный директор научно-информационного издательского центра ООО «Ростра» Шахов Денис Андреевич

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.