Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ-ДЕМОГРАФ / МОДЕЛЬ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБОБЩЕННЫЕ ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Золотарева Ольга Анатольевна

Необходимость научно-обоснованного демографического развития страны определяется остротой стоящих перед обществом демографических вызовов, а его успешность во многом связана с формированием кадрового потенциала, профессионально занятого в сфере исследования и управления этой сферой. Принятие и утверждение Минтрудом России разработанного в 2021 г. ИДИ ФНИСЦ РАН профессионального стандарта «Демограф» является основополагающим этапом на пути формирования кадрового потенциала в области изучения демографического развития, позволяет оптимизировать подготовку специалистов-демографов как в рамках уже реализующихся направлений образования, так и в рамках возможного самостоятельного направления подготовки. Профессиональный стандарт «Демограф» призван удовлетворить существенно возросший спрос на высококвалифицированные кадры, способные представлять полную и всестороннюю информацию о развитии демографических процессов и структур, владеющие уникальными демографическими навыками и технологиями, позволяющими осуществлять релевантную аналитику преград и барьеров, возникающих на пути решения сложных, многофакторных задач, обосновывать принятие эффективных управленческих решений в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Золотарева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION OF A CONCEPTUAL MODEL OF HUMAN RESOURCES IN THE FIELDOF DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT

In the light of the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin No. 633 dated 11/08/2021 “On approval of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning in the Russian Federation”, the relevance of the proposed article is beyond doubt. The need for personnel and science-based strategic planning of the country’s demographic development is determined by the importance of achieving national security, the severity of demographic threats. The adoption / approval by the Ministry of Labor of Russia of the exclusive professional standard “Demograph” developed in 2021 by the IDI FNISTs RAS will be a fundamental step for the formation of a new model of human resources in the field of demographic development, will expand the possibilities for training demographers both within the framework of today’s educational areas and in the future, within the framework of the independent area of higher education training “Demograph”, in the development of educational standards for undergraduate and graduate levels. The professional standard “Demograph” is designed to meet the significantly increased demand for highly qualified personnel capable of providing complete and comprehensive information on the development of demographic processes and structures, possessing unique demographic skills and technologies that allow for relevant analytics of barriers and barriers that arise on the way to solving complex, multifactorial tasks., to make e ective management decisions in the field of achieving demographic well-being.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ»

DOI: 10.19181^1^.2022.8

ИнЙН

EDN HQJCXI [■]!

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Ростовская Тамара Керимовна

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

Золотарева Ольга Анатольевна

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

Аннотация. Необходимость научно-обоснованного демографического развития страны определяется остротой стоящих перед обществом демографических вызовов, а его успешность во многом связана с формированием кадрового потенциала, профессионально занятого в сфере исследования и управления этой сферой. Принятие и утверждение Минтрудом России разработанного в 2021 г. ИДИ ФНИСЦ РАН профессионального стандарта «Демограф» является основополагающим этапом на пути формирования кадрового потенциала в области изучения демографического развития, позволяет оптимизировать подготовку специалистов-демографов как в рамках уже реализующихся направлений образования, так и в рамках возможного самостоятельного направления подготовки. Профессиональный стандарт «Демограф» призван удовлетворить существенно возросший спрос на высококвалифицированные кадры, способные представлять полную и всестороннюю информацию о развитии демографических процессов и структур, владеющие уникальными демографическими навыками и технологиями, позволяющими осуществлять релевантную аналитику преград и барьеров, возникающих на пути решения сложных,

многофакторных задач, обосновывать принятие эффективных управленческих решений в этой сфере.

Ключевые слова: специалист-демограф; модель кадрового потенциала; профессиональный стандарт; обобщенные трудовые функции; образовательный стандарт; демографическая грамотность; качество управления; демо-графическая безопасность; цифровые компетенции

Введение

Тенденции последних тридцати лет развития российского общества выдвинули на передовые позиции вопросы обеспечения демографической безопасности государства, которые взаимозависимы и взаимообусловлены с каждым структурным элементом национальной безопасности (экономической, военной и оборонно-промышленной, государственной, культурно-исторической, научно-технологической; информационной; экологической и др.). Именно обеспечение стабильного демографического развития, базирующегося на сохранении человеческой популяции, представляет собой своеобразную платформу для всех без исключения других национальных интересов.

Меж тем проблема демографического развития российского общества сохраняла острую актуальность на протяжении длительного исторического периода. Еще М. В. Ломоносов писал, что самым главным делом является сохранение и размножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства^Ломоносов, 2011]. Значимость демографического фактора для достижения национальной безопасности страны осознана на уровне государственного управления. Важность вопросов демографического развития, государственных решений в области предотвращения / минимизации демографических угроз как на уровне регионов, так и на федеральном уровне воплотилась в решении о создании Института

1 Ломоносов М. В. О сохранении и размножении российского народа. [Электронный ресурс] — URL: http://www.demoscope.ru/weekly /2011/0491/history01.php (дата обращения 26.04.2022)

демографической политики, принятом на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе 15 апреля 2022 г.1

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной от 2 июля 2021 г. Указом Президента РФ2, приоритетным национальным интересом страны (первым из перечисленных) является сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. Обеспечение стабильного демографического развития страны — центральная идея не только Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, но и целого ряда стратегических документов. В Указе Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» среди наиболее значимых с точки зрения научно-технологического развития Российской Федерации больших вызовов указан «демографический переход, обусловленный увеличением продолжительности жизни людей, изменением их образа жизни, и связанное с этим старение населения, что в совокупности приводит к новым социальным и медицинским проблемам»3. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., Национальный проекта «Демография» и ряд других государственных инициатив подчеркивают сложность и комплексность решаемых в данной сфере задач.

В целях стратегического управления ведется мониторинг и планирование демографического развития в соответствии

1 В ЦФО создается Институт демографической политики. [Электронный ресурс] — URL: http://www.cfo.gov.ru/demografia/51266/ (дата обращения 28.04.2022)

2 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/ (дата обращения 27.04.2022)

3 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения 27.04.2022)

с утвержденными в вышеуказанных документах параметрами и индикаторами1. Результативность реализуемой демографической политики можно признать неудовлетворительной, что обосновывается недостижением плановых значений при сравнении с фактическими данными.

Планом мероприятий2 по реализации Концепции демографической политики на период с 2016 по 2020 гг. было предусмотрено достижение следующих целевых индикаторов демографического развития Российской Федерации на 2020 год:

• увеличение численности населения до 147,5 млн человек (по данным Росстата3 факт до пандемии — на 1 января 2020 г. — 146,7 млн человек при сокращении с соответствующего периода 2019 г.; на 1 января 2021 г. — 146,2 млн человек; на 1 января 2022 г. — 145,5 млн человек);

• увеличение ожидаемой продолжительности жизни (оба пола) до 74 лет (факт: 73,34 лет — в 2019 г.; 71,54 года — в 2020 г.; 70,06 лет — в 2021 г. — при условии отсутствия избыточной смертности из-за COVID-19 с определенной вероятностью достижение показателя было бы возможным, но имеющаяся ситуация не способствовала выполнению плана);

• увеличение суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,87 (факт: 1,504 — в 2019 г.; 1,505 — в 2020 г. — независимо от пандемии показатель не выполнен).

Несмотря на все происходящие изменения (территориальные расширения границ государства — включение в состав

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». [Электронный ресурс] — URL: http://government.ru/docs/ all/104147/ (дата обращения: 27.04.2022)

2 Распоряжение Правительства РФ № 669-р от 14 апреля 2016 г. [Электронный ресурс] — URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/176 (дата обращения: 27.04.2022)

3 Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 27.04.2022)

Российской Федерации Республики Крым и г. Севастополя; COVID-19), целевые индикаторы Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.1 не пересматривались. Цель демографической политики — достичь рост численности населения к 2025 г. до 145 млн человек, и задача по увеличению суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза в сравнении с 2006 г. остались неизменными. Прогнозы Росстата не дают однозначного варианта по достижению цели к 2025 г.: низкий прогноз говорит о невыполнении плана (предполагаемая численность населения страны составит 144032,2 тыс. человек); только средний и высокий варианты прогноза показывают возможность выполнения плана (соответственно по вариантам прогноза предполагаемая численность населения страны составит либо 145858,3 тыс. человек, либо 147582,4 тыс. человек). Уповать на прогноз по среднему и высокому уровню в сегодняшних реалиях не приходится.

Намного абсурднее выглядела ситуация с принятой в мае 2018 г. демографической Национальной целью развития Российской Федерации: Правительству Российской Федерации было вменено «обеспечение достижения на период до 2024 г. устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации»2.

Возникает резонный вопрос: почему в большинстве своем поставленные цели и задачи в области демографического развития не выполняются? Кроме причин, обусловленных объективными экономическими и социокультурными изменениями в жизнедеятельности людей, выделяется комплекс причин, связанных с низкой квалификацией управленческих кадров, разрывом между наукой и практикой, отсутствием демографической грамотности у чиновников, слабым информационно-аналитическим

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс] — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/26299 (дата обращения: 27.04.2022)

2 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] — URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 27.04.2022)

и научным обеспечением государственного управления в области демографического развития страны [Ростовская, Золотарева, 2022: 131]. Одним из факторов преодоления проблем управления могла бы стать подготовка высококвалифицированных специалистов-демографов, реализуемая на основе новой концептуальной модели формирования кадрового потенциала в области демографического развития.

Разработка профессионального стандарта «Демограф»: от методологического обоснования до утверждения

Понимание демографических процессов представляется индикатором качества управления всех уровней, включая стратегию и тактику управленческих решений в самых разных областях жизни общества. Однако в современной России, несмотря на значимые достижения в области демографии в эпоху СССР (результаты демографических исследований представлены в научных трудах А. Я. Боярского, Д. И. Валентея, А. Г. Вишневского, А. Г. Волкова, А. Я. Квашы, С. А. Новосельского, В. И. Переведенцева, Л. Л. Рыбаковского, В. С. Стешен-ко, С. Г. Струмилина, Я. С. Улицкого и ряда других ведущих ученых), определенно утрачена ценность демографического знания. В своем интервью «РИА Новости» еще в 2010 г. известный демограф А. Г. Вишневский акцентировал внимание на том, что «Демографов у нас немного — знание научных основ демографии, к сожалению, крайне недооценено... недостаточно "демографизированы" такие дисциплины, как экономика, социология, политология. Демографическое знание считается второстепенным, и в программах подготовки по этим специальностям ему уделяется недостаточное внимание. В итоге выпускаются экономисты, политологи, дипломаты, которые слабо ориентируются в проблемах демографии.»1

1 Проблемы демографии требуют научного подхода. — URL: http:// www.demoscope.ru/weekly/2010/0415/gazeta036.php. (дата обращения: 28.04.2022)

Профессор, д.э.н. А. А. Ткаченко также указывает на низкий уровень демографической грамотности у представителей властных структур: «Недостаточность же демографических знаний видна везде: в неграмотных с точки зрения демографической науки статьях журналистов в средствах массовой информации, в просчетах в выступлениях, а самое неприятное — выводах самих представителей власти.» [Ткаченко, 2017: 200].

Осознавая значимость разработки профессионального стандарта «Демограф», прежде всего для государственного планирования и управления, в январе 2021 г. в инициативном порядке ИДИ ФНИСЦ РАН совместно с Научным советом «Демографические и миграционные проблемы России» была сформирована рабочая группа по разработке профессионального стандарта «Демограф»1. 19 октября 2021 г., спустя почти 9 месяцев с начала работы над профессиональным стандартом «Демограф», от СПК СТС было получено решение: «Рекомендовать ответственной организации-разработчику Институту демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ИДИ ФНИЦ РАН) подготовить комплект документов для внесения проекта профессионального стандарта "Демограф" в Минтруд России» [Ростовская, Золотарева, 2022: 9].

На данном этапе прошло общественное обсуждение текста проекта нормативного правового акта «Об утверждении профессионального стандарта "Демограф"»2 и независимая антикоррупционная экспертиза3.

1 Приказ ИДИ ФНИСЦ РАН от 27 января 2021 г. № 5- о.д «Об утверждении состава рабочей группы по разработке профессионального стандарта "Демограф"». Председатель рабочей группы — РязанцевС. В., чл-корр. РАН; зам. председателя — РостовскаяТ. К., д. с. н., профессор; ответственный секретарь — ЗолотареваО. А., к.э. н., доцент.

2 Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Демограф"» (подготовлен Минтрудом России 24.11.2021). [Электронный ресурс] — URL: https://base.garant.ru/56902576/? (дата обращения: 28.04.2022)

3 Об утверждении профессионального стандарта «Демограф». [Электронный ресурс] — URL: https://regulation.gov.ru/projects (дата обращения: 28.04.2022)

Утверждение/принятие профессионального стандарта «Демограф» определяет условия и возможности развития демографического образования, является базовым этапом формирования современной системы подготовки высококвалифицированных специалистов-демографов, обладающих знаниями и умениями (компетенциями) как специфического, так и междисциплинарного характера, что определяет возможности работы специалистов-демографов в различных областях науки и практики, в частности в государственном управлении.

Следует отметить, что принятие/утверждение разработанного проекта профессионального стандарта «Демограф» отвечает п. 8-е; п. 9-ж Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина № 633 от 08.11.2021 г. «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации»: 8-е) «организация научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования»; 9-ж) «установление требований к участникам стратегического планирования и их ответственности при реализации полномочий в сфере стратегического планирования»1.

В разработанном профессиональном стандарте «Демограф» в полном объёме представлены и систематизированы единые требования к трудовой деятельности, а также сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций. В результате разработки и в дальнейшем принятии/утверждении профессионального стандарта «Демограф» раскроются возможности осуществления подготовки специалистов-демографов как в рамках реализующихся сегодня направлениях образования (государственное управление, социальное обеспечение, медицина, экономика, регионалистика и ряда других), так и в рамках самостоятельного направления подготовки высшего образования «Демограф», с учетом

1 Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 633 от 08.11.2021 г. «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». [Электронный ресурс] — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 28.04.2022)

возможности разработки образовательных стандартов для уровней образования бакалавриат и магистратура.

Утверждение профессионального стандарта «Демограф» Минтрудом России даст все основания для решения вопроса об актуализации Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-20161 в аспекте выделения в нем направления подготовки «Демография» (справочно: в ОКСО на сегодняшний день направление подготовки «Демография» отсутствует). Это не только послужит основанием восстановления вузовской подготовки специалистов-демографов, но и позволит приблизить российское образование к мировым стандартам подготовки специалистов в области демографии, создав возможность многопрофильной подготовки демографов, а также повысит уровень гармонизации ОКСО с международными классификаторами. В Классификаторе областей науки и техники ОЭСР2 и Международной системе классификации по образованию (ISCED)3 «Демография» выделена в качестве самостоятельного направления подготовки в разделах (соответственно): 5.4. Социология и 3.1. Социальные и бихевиористские науки. Приведенные международные классификаторы, а также Международная стандартная классификация занятий 2008 (КС0-08)4, в которой «Демограф» как пример занятий присутствует, являются руководящими

1 «ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст). [Электронный ресурс] — URL: https://classinform. ru/okso-2016.html? (дата обращения: 28.04.2022)

2 Классификатор областей науки и техники ОЭСР. // Organisation for Economic Cooperation and Development. [Электронный ресурс] — URL: http://www.oecd.org/sti/inno/38235147.pdf (дата обращения: 28.04.2022)

3 Международная система классификации по образованию (ISCED). // UNESCO Institute of Statistics. [Электронный ресурс] — URL: http://uis. unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 28.04.2022)

4 Международная стандартная классификация занятий 2008 — International Standard Classification of Occupations 2008 (ISC0-08). [Электронный ресурс] — URL: https://www.ilo.org/moscow/information-resources/publications/WCMS_306603/lang — ru/index.htm (дата обращения: 28.04.2022)

международными методологическими основаниями для разработки профессионального стандарта «Демограф», отвечающего мировым стандартам подготовки кадров.

Обобщая вышесказанное, еще раз отметим: утверждение Минтрудом России разработанного профессионального стандарта «Демограф» станет не только драйвером развития отечественного образования и науки в области демографии, но и создаст возможность многопрофильной подготовки демографов и тем самым будет способствовать расширению научно-методологического потенциала и, самое главное, результативности стратегического планирования и управления. Указанное отвечает основному направлению государственной политики в сфере стратегического планирования: 9-д) «совершенствование нормативно-правовой базы стратегического планирования, научно-методологическое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности»1.

Базис концептуальной модели кадрового потенциала в области демографического развития

В настоящее время развитие профессиональной сферы в России определяется разработкой стандартов профессиональной деятельности [Сизикова, Аникеева, 2016: 10б]. В профессиональных стандартах специалистов закладываются компетенции, определяющие максимально возможный спектр профессиональных технологий, владение которыми должно позволить им качественно выполнять текущие задачи и осуществлять свою профессиональную деятельность. Стандартизация профессиональной деятельности нацелена на повышение качества продукта деятельности, ответственности за результаты, а также

1 Указ Президента Российской Федерации В. В. Путина № 633 от 08.11.2021 г. «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». [Электронный ресурс] — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47244 (дата обращения: 28.04.2022)

возможность контролировать её эффективность и результативность как со стороны работодателя, так и со стороны потребителя (населения) [Романов, Ярская-Смирнова, 2015]. В этом контексте, применительно к стандартизации профессиональной деятельности специалистов-демографов, следует особое внимание обратить на то, что утверждение профессионального стандарта «Демограф» должно способствовать росту качества разрабатываемых стратегических документов, направленных на достижения демографической безопасности России, результативности разрабатываемых мер в области демографической политики, ответственности за принятие решений.

Базисом новой модели кадрового потенциала в области демографического развития выступает профессиональный стандарт «Демограф», в котором достигнута требуемая степень «распредмечивания» профессионального поля и определены уровни разделения труда, что последовательно отражается в наименовании вида профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функциях, трудовых функциях, трудовых действиях, необходимых умениях и знаниях [Волошина И. А., Новиков, 2020: 78].

В профессиональном стандарте «Демограф» вид профессиональной деятельности специалиста-демографа определен следующим образом: «Мониторинг, прогнозирование и разработка механизмов демографического развития» — отнесен к области профессиональной деятельности «Социальное обслуживание» — код 03 (с учетом международных классификаторов).

В рамках вида профессиональной деятельности «Мониторинг, прогнозирование и разработка механизмов демографического развития» в профессиональном стандарте «Демограф» правильно выстроена последовательность обобщенных трудовых функции (ОТФ):

• мониторинг демографических процессов в обществе;

• прогнозирование демографических процессов в обществе;

• демографическая экспертиза и консультирование.

Вся структура профессиональной деятельности, предложенная в профессиональном стандарте «Демограф», включающая

в себя, помимо ОТФ, также трудовые функции (см. табл. 1) и трудовые действия в качестве крайне важного звена, являющегося низшим уровнем ее декомпозиции, позволяет говорить о целостном взгляде на деятельность специалистов-демографов.

Объективным основанием для выделения трудовых функций в профессиональном стандарте «Демограф» выступают вид работы.

Таблица 1. Функциональная карта вида профессиональной деятельности профессионального стандарта «Демограф»

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

ч о * наименование уровень квалификации Наименование Код

А Мониторинг демографических процессов в обществе 6 Формирование демографических баз данных на основе современных цифровых технологий А/01.6

Определение демографической конъюнктуры на различных уровнях А/02.6

Прогнозирование демографических процессов в обществе Моделирование демографических процессов в обществе В/01.7

В 7 Разработка сценариев развития демографических процессов в обществе В/02.7

Демографическая экспертиза и консультирование Проведение демографической экспертизы проектов и работ С/01.7

С 7 Информационно-аналитическое обеспечение реализации программ и проектов демографического развития общества С/02.7

Первая из обобщенных трудовых функций: «мониторинг демографических процессов в обществе» — соответствует деятельности демографа и определяет 6-й уровень квалификации (образовательные программы высшего образования — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в области демографии).

Структура первой обобщенной трудовой функции демографа определены двумя трудовыми функциями:

• формирование демографических баз данных на основе современных цифровых технологий;

• определение демографической конъюнктуры на различных уровнях.

Отметим, что первая из приведенных функций сформулирована с учетом рекомендаций ВНИИ труда по учету цифровых технологий при разработке профессиональных стандартов (указанное не означает, что цифровые компетенции применяются только в рамках данной функции). Формирование демографических баз данных на основе современных цифровых технологий предполагает, например, выполнение работ по созданию датасетов 1мониторинга для оценки результативности стратегических и программных документов, направленных на регулирование демографического развития России и ее регионов.

Вторая обобщенная трудовая функция: «прогнозирование демографических процессов в обществе» — отличается от первой уровнем квалификации — объект профессиональной деятельности «Демограф» должен иметь 7-й уровень квалификации (образовательные программы высшего образования — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в области демографии).

В состав трудовых функций второй обобщенной трудовой функции демографа входят:

• моделирование демографических процессов в обществе;

• разработка сценариев развития демографических процессов в обществе.

К специалисту-демографу для допуска к выполнению данных функций предъявляются требования к опыту практической работы: не менее одного года практической работы в области анализа данных.

Третья обобщенная трудовая функция — «демографическая экспертиза и консультирование» — отличается по широте полномочий и ответственности от второй ОТФ тем, что при том же 7-м уровне квалификации объект профессиональной деятельности «Демограф» должен иметь более серьезный опыт работы: не менее одного года работы, связанной с аналитическим обеспечением разработки стратегий и программ государственных и коммерческих организаций.

Третья обобщенная функция включает:

• проведение демографической экспертизы проектов и работ;

• информационно-аналитическое обеспечение реализации программ и проектов демографического развития общества.

В совокупности три обобщенные трудовые функции соответствуют сформулированной цели вида профессиональной деятельности «Демограф»: «Повышение качества разработки социальной и демографической политики государства, региона, отрасли, организации». Знания о численности и структуре населения, тенденциях демографических процессов и миграционных потоках являются важным элементом обоснования экономической и маркетинговой стратегии предприятий и фирм, развития социально ответственного бизнеса, развития рыночной, социальной, транспортной инфраструктуры. Разработанный профессиональный стандарт «Демограф» определяет возможности реализации обозначенных национальных стратегий страны в области демографического развития.

Самим специалистам в области демографии профессиональный стандарт дает алгоритм профессиональной деятельности, который позволяет в многообразии индивидуальных особенностей конкретной ситуации найти правильное решение, профессиональный инвариант и реализовать важнейшие профессионально обоснованные действия.

В состав каждой из трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые демографом в процессе работы (ознакомиться детально с перечнем трудовых действий, заложенных в рамках каждой трудовой функции можно на сайте разработчика профессионального стандарта «Демограф» — ИДИ ФНИСЦ РАН, ссылка: https://idrras.ru/ professional-standart-demographer/).

Каждая из трудовых функций профессионального стандарта «Демограф» являет собой относительно автономный / завершенный элемент и приводит к получению конкретного результата: база данных, модель, экспертное заключение, аналитическая информация и другое.

Необходимые знания и умения сформулированы с учетом обеспечения / определения использования цифровых технологий (см. табл. 2) при выполнении конкретной трудовой функции, что адекватно отвечает научно-технологическому развитию1 и требованию качественного информационно-аналитического обеспечения (информационные технологии и искусственный интеллект, большие данные — Big Data и интеллектуальный анализ данных — Data mining, нано- и биотехнологии, аддитивные технологии, робототехника, роботизированные гибкие производственные системы, генная инженерия, клеточные технологии и молекулярная биология).

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (среди национальных приоритетов — научно-технологическое развитие); Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 203 «Указ о национальных целях развития России до 2030 года» (среди целей — цифровая трансформация); Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"»; Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»

Таблица 2. Цифровые технологии в профессиональном стандарте «Демограф»

Обобщенная трудовая функция (код и наименование) Необходимые умения, обеспечивающие/определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции Необходимые знания, обеспечивающие/ определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Мониторинг демографических процессов в обществе Использовать цифровые технологии работы с информацией, базами данных; определять специфику демографического развития российских регионов; оценивать состояние, риски, ресурсы, потенциал демографического развития; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии Методы и технологии в оценке состояния и динамики демографических процессов в обществе; современные технологии и программы ведения баз данных; методы обработки демографических данных, необходимых для решения профессиональных задач; возможности современных технических средств и цифровых технологий для решения практических задач Big Data; Data mining; Machine Learning; SPSS;

2 Прогнозирование демографических процессов в обществе Разрабатывать модели социально-демографических структур; разрабатывать прогнозы демографических процессов; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и цифровые технологии Инструментарий демографического, статистического и эконометрического анализа, моделирования и прогнозирования; возможности современных технических средств и цифровых технологий для решения практических задач; Big Data; Data mining; Machine Learning; SPSS; Моделирование и прогнозирование в R; цифровые симуляции с использованием PYTHON при построении моделей и прогнозов.

3 Демографическая экспертиза и консультирование Применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей аналитики в области демографии; использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и цифровые технологии Возможности современных технических средств и цифровых технологий для решения коммуникативных задач; информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей экспертизы Big Data, Data mining, Machine Learning

Цифровые технологии, цифровые компетенции в профессиональном стандарте «Демограф» нашли свое отражение именно в формулировках необходимых знаний и умений, что, по мнению специалистов НИИ Труда, является верным1 [Зайцева, Спиридонов, 2019]. Более того, это отвечает современным требованиям рынка труда, предъявляемым к работникам любой сферы деятельности: владеть цифровыми компетенциями и арсеналом цифровых технологий.

Применение цифровых инструментов показывает свою эффективность в работе с базами демографических данных при определении возможностей гармонизации переменных с целью обеспечения их сопоставимости, при этом на стадии процесса обработки данных используются методы интеллектуального анализа данных (Data Mining), и в том числе методы машинного обучения (Machine Learning) (например, для массивов больших данных, неструктурированных или слабоструктурированных, а также составленных из данных разнотипных информационных источников). Широкое применение цифровых технологий определяется возможностями алгоритмов и систем программных методов и моделей, позволяющих осуществлять моделирование основных характеристик демографического развития в аспекте своевременной (предупреждающей) индикации изменения уровня демографических угроз. Цифровые инструменты также активно используются при разработке имитационных моделей демографического развития России и ее регионов в условиях технологической трансформации экономики и социальных изменений; при типологизации регионов страны по уровню демографического развития в условиях необходимости выявления как демографически депрессивных регионов, с высоким уровнем демографических рисков, так и регионов, обладающих высоким потенциалом демографического развития; при получении спектра прогнозов и сценариев демографического развития страны и ее территорий.

1 Спиридонов О. В. Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах. [Электронный ресурс] — URL: https://profstandart. rosmintrud.ru/upload/medialibrary/ff9/12.11.2020.pdf

Научная значимость и актуальность разработанного профессионального стандарта «Демограф», нацеленного на развитие отечественной демографической науки и образования, определяется тем, что он задает компетенции, которым требуется обучать будущих высококвалифицированных специалистов-демографов. Профессиональный стандарт «Демограф» как инструмент, призванный служить критерием для оценки квалификации специалистов-демографов в любой сфере деятельности, оценки уровня овладения ими специфическими демографическими компетенциями и современным инструментарием, содержит в себе перечень обобщенных трудовых функций и дефидентов (отдельных деталей: трудовых функций, трудовых действий, умений, знаний), определяется, то есть задает компетенции, которым требуется обучать будущих высококвалифицированных специалистов. Понимание того, какие знания востребованы дает основание развивать методологию, искать новые решения и разрабатывать новые подходы.

Системный подход кформированию концептуальной модели кадрового потенциала в области демографического развития: от профессионального стандарта к образовательному

Российским законодательством об образовании установлено, что разработка ФГОС всех уровней профессионального образования (и соответственно ОПОП) осуществляется на основе профессиональных стандартов (при их наличии) в части профессиональных компетенций1. Министерством образования и науки Российской Федерации планируется утверждение усовершенствованных Федеральных государственных образовательных стандартов поколения III ++ (ФГОС ВО III ++), главной особенностью которых является приведение

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] — и^: https://base.garant.ru/77308190/?

профессиональных компетенций в соответствие с профессиональными стандартами [Кельчевская, Ширинкина, 2028: 16].

ИДИ ФНИСЦ РАН в 2022 г. среди задач ставит: инициировать разработку ФГОС ВО III ++ по направлению «Демография» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура» в рамках укрупненной группы специальностей (УГС) 39.00.00 «Социология и социальная работа» [Ростовская, Золотарева, 2022: 10], что соответствует разработанному профессиональному стандарту «Демограф» (как было сказано выше вид профессиональной деятельности отнесен к коду 03 — области профессиональной деятельности «Социальное обслуживание»).

Актуальность и востребованность разработки ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» обосновывается его важностью как базы для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих специфическими демографическими компетенциями. Данный подход предопределяет возможности подготовки демографов в таких областях как социальное обеспечение, медицина, социология, экономика, регионалистика, государственное управление и т.д.

Современная модель высококвалифицированных специалистов-демографов предполагает глубокое изучение студентами таких дисциплин, как: Основы демографии; Демография и народосбережение; Демография и человеческий капитал; Демографическая статистика; Демография регионов; Пространственная демография; Социально-демографическая конъюнктура и рынок труда; Экономическая демография; Математическая статистика в демографии; Методы демографического анализа и прогноза; Количественные методы оценки демографических процессов и структур; Государственное регулирование миграционных и демографических процессов; Национальная и демографическая безопасность; Демографическая политика и мониторинг демографической безопасности; Методология и методика исследования семейно-демографических проблем; Методы и инструменты оценки семейного благополучия и репродуктивного поведения и многие другие.

Разработка ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» будет основана на системном подходе (как наиболее

конструктивный и позволяющий всесторонне рассмотреть процесс и впоследствии принять наиболее эффективное решение), реализация которого включает следующие параметры: системность, упорядоченность, последовательность [Ильясов, Герасимова, Макарова и др., 2017].

Авторами статьи и членами рабочей группы по разработке проекта ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» Л. А. Дав-летшиной и А. А. Шабуновой в настоящее время определен порядок и содержание этапов системного подхода процесса разработки образовательного стандарта по направлению «Демография» с позиции удовлетворения существующего спроса в специалистах-демографах и в свете утверждения профессионального стандарта «Демограф» [Ростовская, Шабунова, Давлетшина, 2022].

В первую очередь необходимо выявить и сформулировать проблемную ситуацию, провести ее анализ. Потребность в грамотных специалистах-демографах обоснована во вводной части данной статьи — наличие несоответствий в государственной демографической политике и стратегических документах страны, постановка невыполнимых задач, отсутствие/невключение первостепенных индикаторов демографического развития территорий. Анализ текущей ситуации в части высшего образования в России и за рубежом будет проведен ниже (в разделе «Результаты»).

Следующим этапом следует определить круг заинтересованных участников. Их привлечение поможет в решении сформулированной проблемы, а также учтёт интересы каждой из представленных сторон.

На третьем этапе формулируются и определяются цели и интересы всех участников проекта. Подобный подход позволит в проблемосодержащей системе спроектировать лучшую модель. [Карамзина, Сильнова, 2021].

Четвертый этап включает в себя формирование критериев оценки и содержательной части разрабатываемого образовательного стандарта по направлению «Демография».

На пятом этапе происходит процесс согласования и утверждения в соответствующих органах разрабатываемого образовательного стандарта по направлению «Демография».

И заключительный шестой этап включает в себя реализацию и внедрение принятого решения, а именно начало набора обучающихся на образовательные программы по направлению «Демография».

ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» предполагает в определенной степени рамочный подход к формированию модели образования по направлению «Демография» на уровнях бакалавриата и магистратуры, основанный на выработке единых методологических принципов к подготовке высококвалифицированных специалистов-демографов с учетом требований профессиональной деятельности (трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний).

Обобщая вышеуказанное, еще раз акцентируем внимание на том, что без принятия профессионального стандарта не представляется реальным разработка ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки «Демограф», что связано с требованием соответствия образовательных стандартов профессиональным1. При этом отметим, что утверждение профессионального стандарта «Демограф» уже сейчас даст возможность развивать программы бакалавриата и магистратуры по другим направлениям: включать в основные профессиональные образовательные программы высшего образования (ОПОП ВО) профессиональные демографические компетенции (основываясь на профессиональном стандарте «Демограф») и добавлять в учебные планы то количество демографических дисциплин, которое бы позволило в нужной степени овладеть демографическим мышлением, инструментарием для решения практических задач.

Заключение

В настоящие время принятые документы стратегического характера зачастую носят декларативный характер из-за отсутствия достаточного институционального и ресурсного

1 Методические разработки. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс] — URL: http://fgosvo.ru/support/43/5Z8

обеспечения инициатив и положений, выдвинутых в указанных документах. Следствие — фиксируется низкая результативность по выполнению государственных инициатив (стратегий, концепций, проектов и т.д.). Серьезные просчеты в управлении демографическим развитием на любом уровне связаны с низкой демографической грамотностью, в частности с недооценкой демографических знаний и технологий как мощного информационно- аналитического инструмента, позволяющего представлять достаточно достоверные и точные оценки ретроспективной и перспективной динамики индикаторов демографического развития, факторов, формирующих их состояние. Можно привести основную причину сложившейся ситуации (хотя, безусловно, не единственную) — кадровая проблема, упирающаяся в отсутствие действующего профессионального стандарта «Демограф». Одним из основных результатов деятельности ИДИ ФНИСЦ РАН в 2021 г. явился разработанный проект профессионального стандарта «Демограф», который сегодня находится на утверждении в Минтруде России.

Разработанный проект профессионального стандарта «Демограф» является базисом новой, уникальной, научно-обоснованной, концептуальной модели кадрового потенциала в области демографического развития. При вводе его в действие предполагается решить вопрос подготовки и переподготовки кадров в условиях необходимости достижения демографической безопасности; существенно расширить потенциал научно-методологического, экспертно-аналитического обеспечения разработки и реализации приоритетных национальных проектов и программ в области демографического развития.

Сегодня сформированное демографическое мышление должно быть у специалистов наукоемких профессий в государственном секторе (федеральных, региональных, местных государственных органах власти, в частности Минтруде России и его департаментах, Росстате и его территориальных органах), в международных организациях, аналитических центрах, ВЦИОМ и других социологических центрах, Пенсионном фонде, Фонде Социального страхования, научных и образовательных организациях, а также профессий, связанных с деятельностью в области консалтинга и маркетинга.

Утверждение и внедрение в практику профессионального стандарта «Демограф» даст возможность в ОПОП ВО включать профессиональные демографические компетенции и в учебных планах увеличить число читаемых демографических дисциплин (или их внести), что повысит уровень демографической грамотности выпускников различных направлений подготовки: экономика, социология, государственное и муниципальное управление, регионоведение и не только.

Формирование новой, современной модели кадрового потенциала в области демографического развития, открывает возможности развития подготовки высококвалифицированных специалистов-демографов, позволяет повысить качество информационно-аналитического обеспечения сферы государственного планирования и управления в условиях необходимости предотвращения демографических угроз и достижения национальной безопасности России в целом.

Список литературы

Волошина И. А. Понятие навыка в составе образовательной и профессионально-трудовой терминологии / И. А. Волошина, П. Н. Новиков // Социально-трудовые исследования. 2020. № 3 (40). С. 68-80. DOI 10.34022/2658-3712-202040-3-68-80. EDN VMXJFL. Зайцева О. М. Цифровые компетенции в профессиональных стандартах машиностроительной отрасли / О. М. Зайцева, О. В. Спиридонов // Социально-трудовые исследования. 2019. № 3 (36). С. 112-120. DOI 10.34022/2658-3712-201936-3-112-120. EDN BEQWQP. Карамзина А. Г. Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования / А. Г. Карамзина, С. В. Сильнова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2021. № 2. С. 94-108. DOI 10.17308/sait.2021.2/3507. EDN EOFFJW. Кельчевская Н. Р. Интеграция образовательных и профессиональных стандартов в условиях реформирования: проблемы и пути

решения / Н. Р. Кельчевская, Е. В. Ширинкина // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 1 (113). С. 16-25. DOI 10.15826/umpa.2018.01.002. EDN XODKLZ.

Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 848 с. ISBN 978-5-902725-88-6.

Основы теории систем и системного анализа: уч. пособие / Б. Г. Ильясов, И. Б. Герасимова, Е. А. Макарова [и др.]. Уфа: РИК УГАТУ, 2017. 292 с. ISBN 978-5-4221-1069-8.

Романов П. В. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова. М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с. ISBN 978-5-00080-024-9. EDN YPEPTH.

Ростовская Т. К. Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей / Т. К. Ростовская, А. А. Шабунова, Л. А. Давлетшина // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 2. С. 55-72. DOI 10.15838/ esc.2022.2.80.4. EDN LUBLQN.

Ростовская Т. К. На пути к возрождению демографического образования в современной России / Т. К. Ростовская, О. А. Золотарева // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8, № 1. С. 3-14. DOI 10.18413/23138971-2022-8-1-0-1. EDN IOQXTI.

Ростовская Т. К. Профессиональный стандарт «демограф» как ключевой механизм управления развитием кадрового потенциала в области народосбережения / Т. К. Ростовская, О. А. Золотарева // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 1 (37). С. 128-142. DOI 10.19181/ snsp.2022.10.1.8865. EDN URGDIW.

Сизикова В. В. Моделирование профессиональных стандартов специалистов социальной сферы как основа преобразования социальной практики / В. В. Сизикова, О. А. Аникеева // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 8 (69). С. 105119. DOI 10.22412/1995-042X-10-8-12. EDN VIVVIC.

Ткаченко А. А. История и современные проблемы преподавания курса «Демография» российская специфика //

Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах. Девятые Валентеевские чтения: материалы Международной научной конференции (Москва, 17-20 октября 2017 года). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова (экономический факультет), 2017. С. 195-204. EDN SDZQOC.

Сведения об авторах

Ростовская Тамара Керимовна

доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, Россия

E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Золотарева Ольга Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник,

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН,

Москва, Россия

E-mail: OAMahova@yandex.ru

GENERATION OF A CONCEPTUAL MODEL OF HUMAN RESOURCES IN THE FIELD OF DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT

Tamara K. Rostovskaya

Doctor of Sociology, Professor,

Deputy Director for Research,

Institute for Demographic Research FCTAS RAS

Moscow, Russia

E-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru

Olga A. Zolotareva

PhD in Economics, Associate Professor, Leading Research Associate, Institute for Demographic Research FCTAS RAS Moscow, Russia

E-mail: OAMahova@yandex.ru

Abstract. In the light of the Implementation of the Decree of the President of the Russian Federation V. V. Putin No. 633 dated 11/08/2021 "On approval of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning in the Russian Federation", the relevance of the proposed article is beyond doubt. The need for personnel and science-based strategic planning of the country's demographic development is determined by the importance of achieving national security, the severity of demographic threats. The adoption / approval by the Ministry of Labor of Russia of the exclusive professional standard "Demograph" developed in 2021 by the IDI FNISTs RAS will be a fundamental step for the formation of a new model of human resources in the field of demographic development, will expand the possibilities for training demographers both within the framework of today's educational areas and in the future, within the framework of the independent area of higher education training "Demograph", in the development of educational standards for undergraduate and graduate levels. The professional standard "Demograph" is designed to meet the signifi cantly increased demand for highly qualifi ed personnel capable of providing complete and comprehensive information on the development of demographic processes and structures, possessing unique demographic skills and technologies that allow for relevant analytics of barriers and barriers that arise on the way to solving complex, multifactorial tasks., to make eff ective management decisions in the fi eld of achieving demographic well-being.

Keywords: demographer; model of personnel potential; professional standard; generalized labor functions; educational standard; demographic literacy; quality of management; demographic security; digital competencies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.