Т.К. Rostovskaya* O.A. Zolotareva
On the way to the revival of demographic education in modern Russia
Institute for Demographic Research, Federal Center for Theoretical and Applied Sociology,
Russian Academy of Sciences bld. 1, 6 Fotieva Str., Moscow, 119333, Russia [email protected]*
Received on January 12, 2022; accepted on March 10, 2022; published on March 30, 2022
Abstract. Introduction. At present, representatives of science and practice in the field of demography, including the management and researchers of the Institute for Demographic Research of the Federal Research Center for Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (IDR FCTAS RAS), teachers of demographic disciplines of higher educational institutions, employees of the Federal State Statistics Service, etc., note the paramount importance of the revival of demographic education. Unfortunately, today, there is no clear and unambiguous understanding of the location of the Russian demographic formation in the system of social coordinates. The purpose of the article is an attempt to comprehend the real situation that has developed in the field of demographic education in modern Russia, as well as to identify priority measures aimed at its preservation and revival, which is of great theoretical and practical interest. Materials and Methods. Generalization of facts, general scientific methods of cognition, analysis and synthesis allowed the authors to present a model of a new demographic formation in Russia (in the light of the implementation of the Decree of the President of the Russian Federation V.V. Putin No. 633 dated 08.11.2021 "On Approval of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Strategic Planning in the Russian Federation"). Results. The initiatives being implemented today by the IDR FRC RAS determine the vectors that make it possible to revive demographic education in Russian higher education. The first successful and very important step in this direction is the developed professional standard "Demograph".
Keywords: demography; professional standard "Demographer"; demographic education; demographic literacy.
Information for citation: T.K. Rostovskaya, O.A. Zolotareva (2022), "On the way to the revival of demographic education in modern Russia", Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 8 (1), 3-14, DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-1.
Введение (Introduction). Сегодня в повестке дня Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН) и заинтересованного сообщества стоит вопрос о сохранении и восстановлении демографического образования в России. Необхо-
димо признать неоспоримую значимость демографических компетенций для преодоления самых острых угроз в современной России - демографических.
На протяжении практически всей новейшей истории России, прежде всего, в профессиональной среде, акцентируется внимание на недооцененность демографического
знания в решении насущных демографических проблем. Можно выделить ряд позиций по данному вопросу ведущих ученых:
- Вишневский А.Г.: «Демографов у нас немного - знание научных основ демографии, к сожалению, крайне недооценено.. .недостаточно «демографизированы» такие дисциплины, как экономика, социология, политология. Демографическое знание считается второстепенным, и в программах подготовки по этим специальностям ему уделяется недостаточное внимание. В итоге выпускаются экономисты, политологи, дипломаты, которые слабо ориентируются в проблемах демографии»1;
- Новоселова С.В., Денисенко М.Б.: «Любые меры воздействия на развитие населения могут принести эффект лишь тогда, когда они основываются на знании объективных закономерностей. Учитывая сложность происходящих в стране демографических тенденций, их тесную взаимосвязь с такими важными сферами социальной политики, как занятость, образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение пожилых и нетрудоспособных, необходимо повысить компетентность государственных служащих в вопросах использования демографических данных» (Новоселова, Денисенко, 2012: 5);
- Ростовская Т.К., Золотарева О.А.: «Сегодня отчетливо видны серьезные просчеты в управлении в области демографии <... > назрела острая необходимость в подготовке кадрового потенциала в области демографического развития на национальном уровне» (Ростовская, Золотарева, 2021: 84);
- Ткаченко А.А.: «Недостаточность же демографических знаний видна везде: в неграмотных с точки зрения демографической науки статьях журналистов в средствах массовой информации, в просчетах в выступлениях, а самое неприятное - выводах
1 Проблемы демографии требуют научного подхода. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0415/gazeta036.php. (дата обращения: 04.02.2022).
2 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Россий-
ской Федерации на период до 2024 года». URL:
самих представителей власти. Министры берут на себя смелость прогнозировать рост суммарного коэффициента рождаемости на много лет вперед с точностью до тысячного знака после запятой, делать выводы о смене демографических трендов на основе квартальной статистики и т.д.» (Ткаченко, 2017: 200).
Можно привести еще не одну цитату как о недооцененности демографических компетенций, так и значимости развития демографического образования классиков демографической мысли и современных исследователей, что определяется спецификой предметной области, сложностью, много-структурностью объекта исследования и междисциплинарностью демографической науки.
Недоучет значимости демографических знаний и навыков приводит к неграмотным, а порой заведомо невыполнимым целям и задачам в документах стратегического планирования на любом уровне. Ярким примером может являться цель, утвержденная в мае 2018 г. Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», связанная с обеспечением устойчивого естественного роста численности населения страны2. В настоящее время приведенный майский Указ актуализирован и в новой редакции скорректированы национальные цели, в частности в области демографического развития: на период до 2030 г. Правительству Российской Федерации вменено обеспечить устойчивый рост численности населения3. Результативность достижения национальных целей обеспечивается, прежде всего, реализуемыми национальными проектами, а также рядом других мер и механизмов, среди которых в региональном аспекте интерес представляет подписанный 4 февраля 2021 года Указ Президента
http://static .kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf (дата обращения 05.02.2022)
3 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 05.02.2022)
РФ № 68 «Об оценке эффективности деятельности должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации»4, из которого следует, что в каждом регионе нашей страны должно быть достигнуто увеличение численности населения (никаких признаков региональных различий в системе индикаторов, представленной в данном документе не обнаружено). Возможно ли подобное в условиях существенно различной демографической конъюнктуры, сложившейся в регионах, и социально-экономической обстановки? Однозначный ответ -«нет». Представленный поверхностных срез ошибок явно свидетельствует о низком уровне демографической грамотности, представляющей важный и неотъемлемый элемент информационно-аналитического обеспечения государственного управления.
В совокупности как перечисленные выше мнения ведущих ученых (и понимание, что существуют и другие аналогичные научные публикации и интервью, материалы конференций, круглых столов, научно-методических семинаров, посвящённых вопросам развития демографической мысли, науки, образования), так и приведенные просчеты в государственном управлении в области демографического развития (и осознание, что более глубокий анализ документов выявит не только не выполнения плановых значений тех или иных демографических индикаторов, но и неграмотность/некорректность их ис-
пользования5, и даже отсутствие четких целей концепции демографической политики6, например), определяют значимость сохранения и возрождения демографического образования в нашей стране. Государственное управление на всех уровнях объективно нуждается в систематической «подпитке» высококвалифицированными кадрами, владеющими специфическими демографическими компетенциями, современным демографическим инструментарием.
Вышесказанное определяет цель проводимого исследования: осмысление реальной обстановки, сложившейся в области демографического образования в современной России, а также определение первоочередных мер, направленных на его сохранение и возрождение, что представляет большой теоретический и практический интерес.
Материалы и методы исследования (Methodology and methods). Фактологический анализ позволил представить исторический очерк развития демографического образования в России. Реализованный контент-анализ и синтез утвержденных/действующих регламентов и документов выявил вакуум в области подготовки специалистов-демографов: отсутствие на сегодняшний день в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016 направления подготовки «Демография», что не соответствует международным стандартам, а также отсутствие утвержденных профессионального и образовательного стандартов в области демографии.
4 Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 г. N° 68 «Об оценке эффективности деятельности должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/64970 (дата обращения 05.02.2022)
5 Вишневский А.Г.: «...ошибки начинаются с некорректного использования демографических показателей. К при-
меру, есть показатели ожидаемой продолжительности жизни и общего коэффициента смертности, они взаимосвязаны: если закладывается определенный показатель продолжительности жизни, то коэффициент смертности получается из расчета автоматически. У нас же даже в правительственных документах они задаются независимо друг от
друга, и каждый исключает другой.» URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0415/gazeta036.php. (дата обращения: 04.02.2022).
6 Рыбаковский Л.Л., приводя критический анализ Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, отмечает факт смешения демографических и социальных понятий: «в разделе "Цели, принципы, задачи ..." пишется, что "целями демографической политики ".. .являются.. .повышение качества жизни и увеличение продолжительности жизни.". Здесь же приводятся пороговые значения для 2015 и 2025 гг. <...> в демографическую политику включено то, что относится к социальной политике, в частности повышение качества жизни населения» (Рыбаковский, 2015).
В настоящей статье существенным научным вкладом определяется обозначенный авторами вектор восстановления и дальнейшего развития демографического образования в России. Анализ существующей потребности в высококвалифицированных кадрах, обладающих демографическими компетенциями, позволил обосновать актуальность и востребованность разработки ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография», что бесспорно является значимым практическим и научным результатом исследования. Выявлены как необходимость, так и возможности увеличения в учебных планах числа читаемых демографических дисциплин, что повысит уровень демографической грамотности выпускников различных направлений подготовки: экономика, социология, государственное и муниципальное управление, реги-оноведение и не только. Указанное может быть реализовано при утверждении Минтрудом России профессионального стандарта «Демограф», разработанного по инициативе ИДИ ФНИСЦ РАН в 2021 г.
История вопроса. Развитие демографической науки и образование уходит своими корнями глубоко в историю. И как отмечает выдающийся ученый, историк, демограф Д.К. Шелестов в ответе на вопрос к какому времени относится возникновение демографической науки? - «Неискушенный читатель, обратившийся к современной литературе, встретит различные датировки, хронологический диапазон которых колеблется в пределах более чем трехсотлетней амплитуды - от XVII в. до наших дней» (Шелестов, 1983: 13).
Наиболее распространенной является точка зрения, основанная на публикации в Лондоне книги Джона Граунта «Естественные и политические наблюдения, сделанные над бюллетенями смертности», признающая 1662 год датой рождения демографии как науки, В конце 30-х годов XX века демограф М.В. Птуха в своем докладе, представленном на III Международном конгрессе по народо-
населению, состоявшемуся в Париже, представил соответствующие обоснования и назвал Дж. Граунда основателем демографии (Шелестов, 1983: 13-14). Этой позиции также придерживаются большинство ученых, например, в концепции единовременного возникновения демографической науки, разработанной в начале 60-х годов XX века Б.Ц. Урланисом, указано: «в январе 1962 г. был выдающийся юбилей: 300-летие существования демографической науки» (Урла-нис, 1963). Б.Ц. Урланис зарождение демографической науки также увязывает с выходом книги Дж. Граунда. В книге А.Я. Боярского также развитие демографической науки увязано с именем Дж. Гранта (Курс демографии, 1974).
Есть и другие, имеющие права на существования, суждения о датах возникновения демографии. По мнению Д.И. Валентея демография как наука начала свое развитие с середины XIX века (Система знаний о народонаселении, 1976). А.Г. Вишневский выдвигает идею о том, что «демография как особая наука возникла только в нашем столетии» (Вишневский, 1976) (имеется в виду в XX столетии). На наш взгляд, подобные подходы бесспорно развивают демографическую мысль, однако они в большей степени акцентируют внимание не на зарождении демографических знаний, а на неких вехах их развития и становления.
Эпохой рассвета демографического учения, знания в России можно справедливо считать время СССР. Золотой фонд отечественной демографической науки составляют написанные в советские годы труды А.Я. Боярского, Д.И. Валентея, А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова, А.Я. Квашы, С.А. Новосельского, В.И. Переведенцева, Л.Л. Рыба-ковского, В.С. Стешенко, С.Г. Струмилина, Я.С. Улицкого и ряда других талантливых ученых и исследователей.
В это время развивается демографическое образование. В 1942 г. в Московском экономико-статистический институте
(МЭСИ)7 формируется многоотраслевая кафедра Статистики, объединяющая: общую теорию статистики (доц. С.Б. Ошерова), демографию (проф. А.Я. Боярский), экономическую статистику (проф. В.С. Новиков), статистику сельского хозяйства (ст. преп. В.Н. Максимова). Учебный процесс возглавил назначенный и.о. директора проф. А.Я. Боярский (май-ноябрь 1942 г.). Во время Войны институт не прекращал свою работу, в нем обучалось около 200 человек, разделенных по курсам и трем потокам: промышленной статистике, сельскохозяйственной статистике и демографии. Осенью 1945 г. кафедра статистики и демографии в МЭСИ становиться самостоятельной, заведование кафедрой находится в руках проф. А.Я. Боярского (Божко, 2012: 3-8).
В 1967 году создается кафедра народонаселения в МГУ имени М.В. Ломоносова, основателем и заведующим которой по 1991 г. являлся заслуженный деятель науки РСФСР, проф. Д.И. Валентей. Он внедрил демографию в систему экономического образования в МГУ и создал научную школу по комплексному и междисциплинарному изучению проблем народонаселения8.
До начала 1990-х годов как минимум два университета МГУ имени М.В. Ломоносова и МЭСИ осуществляли подготовку демографов. МЭСИ прекратил свое существование в 2015 г. в результате объединения с Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова. В МГУ имени М.В. Ломоносова в наши дни, несмотря на существование трех кафедр (народонаселения; социологии семьи и демографии; демографии) элементы образования в области демографии
«растворяются» в непрофильных направлениях: в социологии, экономике, менеджменте.
Мы не оспариваем значимость междисциплинарного подхода, более того, считаем необходимым преподавание демографических дисциплин на разных направлениях, однако этого недостаточно для взращивания высококвалифицированных демографов, обладающих уникальными демографическими компетенциями, владеющих специфическим демографическим инструментарием, позволяющим, прежде всего, осуществлять качественную информационно-аналитическую деятельность в аспекте государственного управления демографическим развитием страны.
Озабоченность состоянием демографической науки и практики высказана ныне действующим директором Института демографии НИУ ВШЭ М.Б. Денисенко9 в интервью десятилетней давности, которое не теряет своей актуальности, а только представляется более острой на фоне имеющихся потерь среди оставшихся гигантов демографической мысли (15 января 2021 г. ушел из жизни А.Г. Вишневский): «Учитывая возрастной состав ученых, может получиться так, что лет через 5-10 демографов придется сравнивать не с египтологами, а с исчезающими видами из Красной книги.. ,»10.
Справедливости ради, отметим, что сегодня в Институте демографии НИУ ВШЭ осуществляется подготовка профессиональных демографов. Демографическое образование получают на магистерских программах по демографии в рамках двух треков/направлений: «Социология» или «Эко-номика»11. Однако, помимо Института демографии НИУ ВШЭ сложно привести хоть
7 В 1932 г. по распоряжению правительства на базе статистического отделения Планового института был создан самостоятельный Московский институт народно-хозяйственного учета (МИНХУ), в марте 1941 г. по приказу № 174 по Государственной Плановой Комиссии при СНХ СССР он стал именоваться Московским экономико-статистическим институтом (МЭСИ)
8 История кафедры народонаселения Экономического фа-
культета МГУ имени М.В. Ломоносова. URL:
https://demography.econ.msu.ru/about/history/ (дата обраще-
ния: 06.02.2022).
9 Михаил Денисенко назначен директором Института демографии НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/demo/news/442376741.html (дата обращения 07.02.2022)
10 Профессия: демограф. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/33438808 (дата обращения 07.02.2022)
11 Магистерская программа «Демография». НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/ma/demography/ (дата обращения 07.02.2022)
в
еще какой-то пример из образовательных организаций, в которых осуществлялась бы подготовка специалистов-демографов.
Говоря в целом о преподавании демографических дисциплин вузах страны, стоит отметить, что в них в рамках тех или иных направлений читаются единичные дисциплины по демографии (Чернова, Бедрина, 2020).
Рассмотрение сложившейся обстановки в сфере демографического образования не дает на сегодня права говорить, что подготовка специалистов в области демографии носит систематический, осмысленный и целенаправленный характер. В этой связи мы считаем, что на современном этапе уместно говорить о сохранении и возрождении демографического образования в России.
Анализируя развитие демографического образования в глобальном масштабе даже первичный поверхностный анализ деятельности мирового вузовского сообщества свидетельствует о том, что преподаванию демографических знаний уделяется довольно пристальное внимание. Мировой опыт показывает, что в ряде стран (Великобритании, США, Франции и др.), есть профильные демографические магистерские и бакалаврские программы, например: Калифорнийский университет в Беркли предлагает и программу бакалавриата по демографии, и дает возможность получить степень магистра искусств в области демографии, а также реализует самостоятельную докторскую программу в области демографии и совместную докторскую программу в области демографии и социологии12; в Оксфордском университете реализуется программу «MPhil in Sociology and Demography»13; Университет Гронингена предлагает возможность обучения на двойной магистерской программе
«DDM Demography and Social Inequality», заканчивая которую выпускники получают две степени магистра: магистр наук в области социологии и социальных исследований, выданный Кельнским университетом, и магистр наук в области демографических исследований, выданный Университетом Гро-нингена в Нидерландах14 и т.д.
В мире растет интерес к демографическим исследованиям, появляются заслуживающие внимания труды международных ученых, в фокусе которых актуальные дискурсы о демографическом старении, демографическом переходе, демографическом дивидендах и ряде других насущных и острых тем демографического характера (Albizu-Campos Espiñeira, Juan Carlos, 2Q19; Camarinha-Matos, Afsarmanesh, 2012; Dyson, 2010; Francesco C. Billari, 2022; Ron Lesthaeghe, 2014; Valente Rosa MJ, 2020).
Приведенные аргументы требуют определения первоочередных мер, направленных на сохранение и возрождение демографического образования в России, что представляет большой теоретический и практический интерес.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Перспективы возрождения демографического образования в современной России. б октября 2Q2Q года Приказом Министерства науки и высшего образования РФ создан Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИДИ ФНИСЦ РАН)15. Директором института назначен ученый-демограф Рязан-цев Сергей Васильевич, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук. Сегодня по отношению к столь молодому Институту, казалось бы, довольно сложно говорить в терминах история развития, достижения и
12 Калифорнийский университет, Беркли. Кафедра демографии. URL: https://www.site.demog.berkeley.edu/ (дата обращения 08.02.2022)
13 University of Oxford. MPhil in Sociology and Demography. URL: https://www.ox.ac.uk/admissions/gradu-
ate/courses/mphil-sociology-demography (дата обращения
08.02.2022)
14 University of Groningen. Double Degree master. DDM Demography and Social Inequality. URL: https://www.rug.nl/mas-ters/ddm-demography-and-social-inequality/ (дата обращения 08.02.2022)
15 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН. URL: https://idrras.ru/presentation/ (дата обращения 08.02.2022)
т.п. Однако, его работники настолько с энтузиазмом и желанием реализации как задач, стоящих перед ними, так и своего потенциала как высококвалифицированных специалистов взялись за дело, что спустя чуть больше года существования Института уже есть чем гордиться. Настоящая статья не предполагает приведения перечня множества публикаций сотрудников ИДИ ФНИСЦ РАН, конференций, организованных и проведенных Институтом и т.п.
Задача статьи сосредоточиться на вкладе ИДИ ФНИЦ РАН в развитие демографического образования в России.
В этом аспекте существенный вклад, который ИДИ ФНИСЦ РАН успел внести в историю демографической науки и практики, определенно представлен разработанным в 2021 г. профессиональным стандартом «Демограф». Процесс работы над его созданием характеризовался несколькими этапами: от формирования рабочей группы и обоснования актуальности разработки профессионального стандарта «Демограф» до рассмотрения его проекта на Совете по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения (далее - СПК СТС) и вынесения положительного решения о внесении документов в Минтруд России.
19 октября 2021 г., спустя почти 9 месяцев с начала работы над профессиональным стандартом «Демограф» от СПК СТС было получено решение: «Рекомендовать ответственной организации-разработчику Институту демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН (ИДИ ФНИЦ РАН) подготовить комплект документов для
внесения проекта профессионального стандарта «Демограф» в Минтруд России».
На данном этапе проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта «Об утверждении профессионального стандарта «Демограф»» и независимая антикоррупционная экспертиза16.
Проект профессионального стандарта «Демограф» разработан в соответствии с нормативными документами и учитывающего специфику данного вида трудовой деятельности. Он довольно полно и адекватно отражает суть профессиональной деятельности специалистов-демографов и описывает ее, в частности, в соответствии Международной стандартной классификации занятий 2008 (^^-08)^, классификатором областей науки и техники ОЭСР18, Международной системой классификации по образованию (ISCED)19 В разработанном проекте профессионального стандарта «Демограф» сформулированы требования к выпускникам профессиональных образовательных организаций.
Анализ действующих отечественных и международных классификаторов в области науки и образования выявил следующее несоответствие: в международных классификаторах «Демография» представлена в качестве самостоятельного направления подго-
20
товки20, в отечественных данное направление отсутствует.
Указанное первично определяет преграду на пути подготовки профессиональных специалистов-демографов на уровне бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях страны.
16 Об утверждении профессионального стандарта «Демограф». URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=122735 (дата обращения 10.02.2022)
17 Международная стандартная классификация занятий 2008 - International Standard Classification of Occupations 2008 (ISCO-08). URL: https://www.ilo.org/moscow/information-re-sources/publications/WCMS_306603/lang--ru/index.htm (дата обращения 10.02.2022)
18 Классификатор областей науки и техники ОЭСР. // Organ-
isation for Economic Cooperation and Development. URL:
http://www.oecd.org/sti/inno/38235147.pdf (дата обращения 10.02.2022)
19 Международная система классификации по образованию (ISCED). // UNESCO Institute of Statistics. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/isced-2011 -ru.pdf (дата обращения 10.02.2022)
20 В Классификаторе областей науки и техники ОЭСР и Международной системе классификации по образованию (ISCED) «Демография» выделена в качестве самостоятельного направления подготовки в разделах (соответственно): 5.4. Социология и 3.1. Социальные и бихевиористские науки.
Утверждение профессионального стандарта «Демограф» Минтрудом России даст все основания для решения вопроса об актуализации Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016 в аспекте выделения в нем направления подготовки «Демография». Это не только послужит основанием восстановления вузовской подготовки специалистов-демографов, но и позволит приблизить российское образование к мировым стандартам подготовки специалистов в области демографии, создав возможность многопрофильной подготовки демографов, а также повысит уровень гармонизации ОКСО с международными классификаторами.
ИДИ ФНИСЦ РАН в 2022 г. среди задач ставит: инициировать разработку Федеральных государственных образовательных стандартов поколения 3++ (ФГОС ВО 3++) по направлению «Демография» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура» в рамках укрупненной группы специальностей (УГС) 39.00.00 «Социология и социальная работа».
Отнесение направления «Демография» к УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа» определена следующим: в профессиональном стандарте «Демограф» наименование вида профессиональной деятельности: «Повышение качества разработки социальной и демографической политики государства, региона, отрасли, организации» - отнесено к области профессиональной деятельности «Социальное обслуживание» (код 03). Это соответствует международным классификаторам, с учетом которых разработан профессиональный стандарт.
Актуальность и востребованность разработки ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» обосновывается его важностью как базы для подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих специфическими демографическими компетенциями. Данный подход предопределяет возможности подготовки демографов в таких
21 Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы. URL:
областях как социальное обеспечение, медицина, социология, экономика, регионали-стика, государственное управление и т.д.
Современная модель высококвалифицированных специалистов-демографов предполагает глубокое изучение студентами таких дисциплин, как: Основы демографии; Демография и народосбережение; Демография и человеческий капитал; Демографическая статистика; Демография регионов; Пространственная демография; Социально-демографическая конъюнктура и рынок труда; Экономическая демография; Математическая статистика в демографии; Методы демографического анализа и прогноза; Количественные методы оценки демографических процессов и структур; Государственное регулирование миграционных и демографических процессов; Национальная и демографическая безопасность; Демографическая политика и мониторинг демографической безопасности; Методология и методика исследования семейно-демографических проблем; Методы и инструменты оценки семейного благополучия и репродуктивного поведения и многие другие.
Можно привести яркий пример существующей потребности кадров, которая без восстановления демографического образования в России, не может быть полно удовлетворена.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях оценки профессионального уровня гражданских служащих в ходе кадровых процедур применяются следующие документы, представлен-21
ные на сайте21 в открытом доступе:
- разработанный и поддерживающийся в актуальном состоянии «Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих»;
https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1 (дата обращения 10.02.2022)
- «Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2)».
В указанных документах в редакции 2020 года среди других областей профессиональной служебной деятельности прописано наименование: «П.19. Регулирование в сфере труда и социального развития». Для данной области выделены виды профессиональной служебной деятельности, большинство из которых по требованиям к профессиональным знаниям содержат демографические компетенции. Особо отметим, что в перечне видов профессиональной служебной деятельности представлен следующий «П.19.12. Регулирование в сфере демографического развития».
В нашей стране кузницей кадров для государственного управления является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Проанализировав профили бакалавриата22 и про-
23
граммы магистратуры23 по направлению «Государственное и муниципальное управление», мы не увидели подготовку управленцев в сфере демографического развития.
На уровне бакалавриата интерес представил анализ программы многопрофильного бакалавриата «Региональное управление и территориальное развитие», реализуемой на Факультете государственного управление экономикой (очная форма обучения)24.
В рамках программы в соответствии с учебный планом, утвержденным решением ученого совета Института государственной службы и управления, Протокол от «02» апреля 2021 г. № 625, среди обязательной, вари-
ативной частей и дисциплин по выбору выявлена лишь одна демографическая: «Государственное регулирование миграционных и демографических процессов» (вариативная часть).
К подготовке специалистов в рамках рассматриваемой образовательной программы для государственной службы, призванных осуществлять управление пространственным/территориальным/региональным развитием страны, возникает соответствующий вопрос: насколько получаемых демографических компетенций в результате ее освоения достаточно для осуществления в дальнейшем профессиональной деятельности/выполнения следующих профессиональных действий, представленных в описании образовательной программы: 26
- составить комплексную характеристику регионов России (параметры демографического состояния и развития региона учитывать необходимо);
- разрабатывать стратегии социально-экономического развития региона, муниципального образования и проводить эффективную региональную политику (демографическая составляющая присутствует, включая прогнозирование демографических показателей);
- разрабатывать концепции региональной политики (демографическая составляющая также присутствует);
- оценивать ресурсы и потенциал региона, муниципального образования для повышения его внутренней и внешней конкурентоспособности (человеческий ресурс -один из наиважнейших, следовательно, демографические знания необходимы);
22 РАНХиГС. ИГСУ. Бакалавриат. URL: https://igsu.ranepa.ru/levels/010/ (дата обращения 10.02.2022)
23 РАНХиГС. ИГСУ. Магистратура. URL: https://igsu.ranepa.ru/levels/020/ (дата обращения 10.02.2022)
24 РАНХиГС. ИГСУ. Бакалавриат. 38.03.04. Государственное и муниципальное управление (ГМУ). Профиль Управление территориальным развитием (многопрофильный бакалавриат). URL: https://igsu.ranepa.ru/program/p145917/ (дата обращения 10.02.2022)
25 Учебный план. Управление территориальным развитием
(многопрофильный бакалавриат). URL:
https://www.ranepa.ru/images/docs/svedeniya_ooo/obrazovani e-2020/Ucheb_plan_38.03.04_14_2020_o .pdf (дата обращения 10.02.2022)
26 Образовательная программа высшего образования. Управление территориальным развитием (многопрофильный бакалавриат). URL: https://www.ranepa.ru/images/docs/svedeniya_ooo/obrazovani e-2020/00P_3 8.03.04_14_2020_o .pdf (дата обращения 10.02.2022)
- проводить экспертизу и мониторинг реализации стратегий, социально-экономического развития; программ, проектов развития регионов, муниципальных образований с целью повышения эффективности регионального управления и региональной политики (важно владеть специфическими знаниями о моделях мониторинга оценки результативности реализуемой демографической политики; пониманием сущности демографических процессов, происходящих в населении, факторов, влияющих на их динамику и не только) и т.д.
Сегодня в основной профессиональной образовательной программе высшего образования (ОПОП ВО) могут быть заложены профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника, из нескольких профессиональных стандартов, выбор которых осуществляет разработчик ОПОП ВО, также определение профессиональных компетенции может осуществляться как на основе соответствующих квалификационных требований, указанных в тех или иных справочниках и классификаторах, так и на основе анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда и иных источников.
Утверждение профессионального стандарта «Демограф» уже сейчас даст возможности развивать программы бакалавриата и магистратуры: включать в них то количество демографических дисциплин, которое бы позволило в нужной степени овладеть демографическим мышлением, инструментарием для решения практических задач.
Заключение (Conclusions). В современном отечественном демографическом образовании имеет место откровенно неудовлетворительная ситуация. Роль демографических знаний зачастую ставится под сомнение и низводится к минимуму. Об этом явно свидетельствует отсутствие в ОКСО направления подготовки «Демография», отсутствие образовательного и профессионального (до 2021 г.) стандартов в области демографии. Это обосновывает в ряде случаев наличие недостаточного числа демографических дисци-
плин в программах бакалавриата и магистратуры по различным направлениям, в то время как сформированное демографическое мышление должно быть у специалистов наукоемких профессий в государственном секторе (федеральных, региональных, местных государственные органы власти, в частности Минтруде России и его департаментах, Рос-стате и его территориальных органах), в международных организациях, аналитических центрах, ВЦИОМ и других социологических центрах, Пенсионном фонде, Фонде Социального страхования, научных и образовательных организаций, а также профессий, связанных с деятельностью в области консалтинга и маркетинга.
В этой связи, на наш взгляд, в настоящее время более правильно ставить в повестку дня вопрос не о дальнейшем развитии, а о сохранении и постепенном восстановлении демографического образования в России, чему, прежде всего, должна способствовать деятельность ИДИ ФНИСЦ РАН, связанная как с уже проведенной работой по подготовке профессионального стандарта «Демограф», так и перспективным направлением - разработкой ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография».
Утверждение и внедрение в практику профессионального стандарта «Демограф» даст возможность в ОПОП ВО включать профессиональные демографические компетенции и в учебных планах увеличить число читаемых демографических дисциплин (или их внести), что повысит уровень демографической грамотности выпускников различных направлений подготовки: экономика, социология, государственное и муниципальное управление, регионоведение и не только.
Таким образом, сегодня ИДИ ФНИСЦ РАН совершен первый, твердый и важный шаг в возрождении демографического образования в России и обозначен вектор дальнейшего его развития. Формируемая модель нового демографического образования отвечает утвержденным целям и задачам Указа Президента РФ В.В. Путина № 633 от 08.11.2021 г. «Об утверждении Основ госу-
дарственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» в контексте организации кадрового обеспечения стратегического планирования.
Список литературы
Божко В.П. История становления МЭСИ (1932-1949 гг.) // Экономика, Статистика и Информатика. 2012. № 5. С. 3-8.
Вишневский А.Г. Демографическая революция. М.: 1976. 240 с.
Курс демографии. Под редакцией проф. А.Я. Боярского. Издание второе, переработанное и дополненное. Москва. 1974. 455 с.
Новоселова С.В., Денисенко М.Б. Основы демографии. Минск. 2012. 134 с.
Ростовская Т.К., Золотарева О.А. Профессиональный стандарт «демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Том. 9. № 2. С. 82-95. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.92.8106.
Рыбаковский Л.Л. Концепция демографической политики России: опыт разработки и пути совершенствования // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 62-70.
Система знаний о народонаселении / Под ред. проф. Д.И. Валентея. М.: 1976. 367 с.
Ткаченко А.А. История и современные проблемы преподавания курса «Демография»: российская специфика // Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах (к 50-летию кафедры народонаселения) (Девятые Валентеевские чтения): сборник статей и тезисов выступлений. М.: 2017. С. 195-203.
Урланис Б.Ц. Трехсотлетие демографии. Ученые записки по статистике. М.: 1963. т. VII. 150 с.
Чернова, К.В., Бедрина Е.Б. Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 4. С. 125-139. DOI:
10.19181/population.2020.23.4.12.
Шелестов Д.К. Демография: История и современность. М.: 1983. 271 с.
Albizu-Campos Espiñeira, Juan Carlos. Cuba. Envejecimiento y bono demográficos. Retos al Desarrollo // Rev Nov Pob. 2019. Vol.15. № 30. P. 46-63.
Camarinha-Matos L.M., Afsarmanesh H. Collaborative networks in active ageing - a roadmap contribution to demographic sustainability // Production Planning & Control. 2012. Vol. 23. P. 279-298. DOI: 10.1080/09537287.2011.627659.
Dyson T. Population Development: The Demographic Transition. London: Zed Books. 2010. 268 c. DOI: http: //
dx.doi.org/10.5040/9781350221819.
Francesco C. Billari Demography: Fast and Slow // Population and Development Review. 2022. P. 1-22. DOI: https://doi.org/10.1111/padr.12464.
Ron Lesthaeghe The second demographic transition: A concise overview of its development // PNAS. 2014. № 111 (51). P. 18112-18115. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1420441111.
Valente Rosa MJ. Envelhecimento Demográfico em Fase de COVID-19. // Medicina Interna. 2020: Publicado Especial - COVID 19. P. 27-30.
DOI: https: //doi .org/10.24950/rspmi/COVID 19/M.J oaoV.Rosa/UNL/S/2020.
References
Bozhko, V.P. (2012), "The history of the formation of MESI (1932-1949)", Economics, Statistics and Informatics, 5, 3-8. (In Russian).
Vishnevsky, A.G. (1976), Demografich-eskaya revolyutsiya [Demographic revolution], Moscow, Russia.
Boyarsky, A.I. (1974), Kurs demografii [Demography course] Moscow, Russia.
Novoselova, S.V. and Denisenko, M.B. (2012), Osnovy demografii [Basics of demography], Minsk, Belarus.
Rostovskaya, T.K. and Zolotareva, O.A. (2021), "Professional standard "demographer" as a factor in the formation of a new model of personnel potential", Sociological science and social practice, 9 (2), 82-95. DOI:
https://doi.org/10.19181/snsp.2021.92.8106. (In Russian).
Rybakovsky L.L. (2015), "The concept of Russia's demographic policy: experience of development and ways of improvement", Sotsiologicheskie issledovaniy, 9, 62-70. (In Russian).
Valenteya, D.I. (1976), Sistema znaniy o narodonaselenii [Population Knowledge System], Moscow, Russia.
Tkachenko, A.A. (2017), "History and modern problems of teaching the course "Demography": Russian specifics", Demographic education and the study of population at universities, 195-203. (In Russian).
Urlanis, B.Ts. (1963), Trekhsotletiye demografii. Uchenyye zapiski po statistike [Tercentenary of Demography. Scientific notes on statistics], Moscow, Russia.
Chemova, K.V. and Bedrina E.B. (2020), "Development of demographic education in higher educational institutions of Russia", Population, 23 (4), 125-139. DOI: 10.19181/popula-tion.2020.23A1. (In Russian).
Shelestov, D.K. (1983), Demografiya: Is-toriya i sovremennost' [Demography: History and Modernity], Moscow, Russia.
Albizu-Campos Espiñeira and Juan Carlos (2019), "Envejecimiento y bono demográficos. Retos al Desarrollo", Rev Nov Pob. 15 (30). 46-63. (Cuba)
Camarinha-Matos, L.M. and Afsarmanesh, H. (2012), "Collaborative networks in active ageing - a roadmap contribution to demographic sustainability" Production Planning & Control, 23, 279-298. DOI: 10.1080/09537287.2011.627659.
Dyson, T. (2010), Population and Development: The Demographic Transition. London: Zed Books. DOI: http: //
dx.doi.org/10.5040/9781350221819.
Francesco, C. (2022), "Billari Demography: Fast and Slow" Population and Development Review, 1-22. DOI: https://doi.org/10.1111/padr.12464.
Ron Lesthaeghe (2014), "The second demographic transition: A concise overview of its development", PNAS, 111(51), 18112-18115. DOI: https://doi.org/10.1073/pnas.1420441111.
Valente Rosa MJ. (2020), "Envelhecimento Demográfico em Fase de COVID-19", Medicina Interna: Publicagao Especial - COVID 19, 27-30. DOI:
https: //doi .org/ 10.24950/rspmi/CÜVID 19/M.JoaoV. Rosa/UNL/S/2020.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации. Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.
Данные авторов:
Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. Золотарева Ольга Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН.
About the authors:
Tamara K. Rostovskaya, Doctor of Sociology, Professor, Deputy Director for Research, Institute for Demographic Research (IDR FCTAS RAS). Olga A. Zolotareva, PhD in Economics, Associate Professor, Leading Research Associate, Institute for Demographic Research (IDR FCTAS RAS).
УДК 371.21 DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-2
Тимофеев A.H.* Тюленева О.Н. ©
Особенности развития сельской малокомплектной школы: проблемы и перспективы
Воронежский государственный педагогический университет ул. Ленина, 86, г. Воронеж, 394043, Россия [email protected]*
Статья поступила 09 декабря 2021; принята 10 марта 2022; опубликована 30 марта 2022
Аннотация. Введение. В связи с изменившимися приоритетами экономического и социального развития в 90-х годах 20 столетия произошла перестройка и системное преобразование школ в отечественном образовании. Стали появляться школы инновационного типа - лицеи, гимназии, колледжи, кадетские корпуса, школы с углубленным изучением отдельных предметов и т.д. Городские школы, открывая профильные классы, могли проводить конкурсный отбор учащихся, а малокомплектные сельские школы были лишены такой возможности, после передачи финансирования с федерального уровня на местные бюджеты многие сельские школы лишились возможности обеспечения высокого уровня подготовки своих выпускников. Целью исследования явилось выявление проблем и особенностей развития сельских малокомплектных школ в историко-педагогическом контексте и определение перспектив их развития с учетом современных реалий. Материалы и методы. В ходе проводимых исследований использовался историко-педагогический, литературный анализ, опрос учителей-предметников с целью выяснения методических особенностей построения уроков в малокомплектных школах. В опросе приняли участие 108 учителей. Помимо этого, проводилось посещение уроков учителей и работа со школьной нормативно-правовой документацией, включающей учебные планы, рабочие программы и планы воспитательной работы. Результаты. На начало 21 века каждую третью сельскую школу можно отнести к малочисленной: начальная - менее 10 человек, основная - менее 40, средняя - менее 100. Ко второму десятилетию 21 века уже каждая вторая сельская школа считалась малокомплектной. Обновление содержания деятельности малых школ осуществлялось в контексте поиска оптимальных для малочисленной школы вариантов учебных планов, определяющих содержание образования, совершенствование традиционных и разработку новых моделей образовательных учреждений на селе. Заключение. Несмотря на усилия школьных учителей, методистов-новаторов, администрации сельских школ и других заинтересованных лиц практически не наблюдался процесс развития «малокомплекток» на селе. Принятие программ реструктуризации учебных заведений на селе проводилось без учета перспектив развития села, динамики экономических реалий, социально-демографических прогнозов. В результате в настоящее время образование в сельской местности переживает глубокий кризис.
Ключевые слова: сельская школа; малокомплектная школа; оптимизация сельских школ; учебный процесс; интегрированный урок; многопредметность; подушевое финансирование.