Ссылка для цитирования этой статьи:
Бедрина Е.Б., Чернова К.В. Профессиональные стандарты как основа развития и совершенствования знаний в области демографии // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 3. С. 5. URL: http://progress-human.com/images/2021/Tom7_3/Bedrina.pdf, свободный. DOI 10.34709/IM.173.5
УДК 314.07
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ДЕМОГРАФИИ
j
Г
Бедрина Елена Борисовна
Кандидат экономических наук, доцент,
старший научный сотрудник
Института экономики Уральского отделения РАН
[email protected] 29, ул. Московская, г. Екатеринбург, Россия, 620014 +7 (343)371-67-72
Чернова Кристина Владимировна
Стажер-исследователь
Института экономики Уральского отделения РАН
[email protected] 29, ул. Московская, г. Екатеринбург, Россия, 620014 +7 (343)371-67-72
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена формированием и принятием профессиональных стандартов в РФ на фоне роста внимания к демографическим процессам, требующих их учета в процессе принятия различных управленческих решений и сокращения в образовательных программах учебных учреждений курсов по демографии и смежных дисциплин. В основе исследования лежит анализ принятых и утвержденных профессиональных стандартов с точки зрения наличия в них требований в области знаний демографии при выполнении работником его профессиональных функций. Проведено смысловое наполнение «знаний», «умений» и «трудовых функций», прописанных в профессиональных стандартах с точки зрения увеличения «демографической составляющей». Авторами выявлено к настоящему времени шесть кодов профессиональных стандартов, содержащих данные требования: здравоохранение; социальное обслуживание; связь,
информационные и коммуникационные технологии; финансы и экономика; архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн; легкая и текстильная промышленность. Проведено сравнение указанных требований с содержанием образовательных программ высших учебных заведений, вошедших в рейтинг 100 лучших вузов РФ. Авторы обращают внимание на важность знаний в области демографии у лиц, занимающихся вопросами управления, связанными с народонаселением.
Ключевые слова: демография; демографические знания; профессиональные стандарты; трудовые функции; образовательные стандарты.
1ЕЬ коды: Л0; Л8; M12.
Введение
Построение социального государства невозможно без глубокой проработки вопросов демографического развития. Можно с уверенностью утверждать, что демографические знания, во-первых, важны; во-вторых, что они должны объединять специалистов различных направлений. Так, размышляя о посреднической функции демографии, знаменитый ученый Д. Коулман однажды заявил: «Демография - это швейцарский франк социальных наук, а демографы - ее коммерческие банкиры» [1, р. 28]. Знания в области демографии необходимы при принятии различных управленческих решении: планировании строительства инфраструктурных объектов, развитии городского пространства, формировании социальной политики, регулировании деятельности медицинских, образовательных и торговых предприятий и т. п. Не случайно демография часто рассматривается как междисциплинарная наука [2, с. 122; 3, с. 117; 4, с. 169]. Подтверждением этому также могут служить ответы респондентов социологического исследования, проведенного, например, редакцией Демоскоп-Weekly в 2008 году, в котором важность демографических знаний была признана для 47 специальностей, причем для 28 из них - большинством участников опроса1.
В настоящее время происходит актуализация знаний в области демографии в связи с демографическими проблемами, с которыми сталкивается Россия [5], Европа [6] и другие страны [7]: депопуляция, старение населения, рост демографической нагрузки, миграция. Несмотря на высокую востребованность демографических знаний и рост интереса к демографическим проблемам, как в России, так и во всем мире, продолжается тенденция сокращения в учебных планах демографических дисциплин, а само демографическое образование в России становится элитарным и узкопрофильным [8]. В этих условиях
1 Электронная версия бюллетеня «Население и общество» // Демоскоп-Weekly, 2008, № 317-318, 21 янв.-3 фев. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0317/vote35r.php
исследователи часто обращают внимание на нехватку демографических знаний у чиновников, управленцев [9, с. 200; 10, с. 961] и журналистов, освещающих демографические вопросы [11]. Решением данной проблемы могут стать профессиональные стандарты, содержащие требования к наличию знаний в области демографии для выполнения трудовых функций.
С целью оценки роли профессиональных стандартов в сохранении и развитии демографических знаний в РФ, в нашем исследовании проанализированы профессиональные стандарты (ПС), разработанные и утвержденные на начало мая 2021 года. Согласно реестру, состоящему из 1500 профессиональных стандартов, мы смогли выделить всего шесть кодов ПС, которые содержат необходимые знания, умения и трудовые функции, касаемые демографических процессов. При этом основным критерием выделения таких профессиональных стандартов явилось упоминание о необходимости наличия знаний в области демографии при выполнении трудовых функций. Полученные данные сравниваются с требованиями образовательных стандартов высших учебных заведений, вошедших в 100 лучших университетов России по версии компании ООО «РАЭКС-Аналитика».
Дополнительную актуальность исследованию придает реализуемый Правительством РФ «План мероприятий по реализации пилотного проекта по ускоренной разработке профессиональных стандартов по перспективным профессиям будущего и актуализации Федеральных государственных образовательных стандартов, а также соответствующих образовательных программ»2.
1. Профессиональный стандарт как инструмент в создании государственных образовательных стандартов
Впервые понятие «профессиональный стандарт» было введено в Трудовой кодекс РФ в 2012 году3. Согласно Федеральному закону 02.05.2015 № 122-ФЗ, «Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности»4.
2 Постановление Правительства РФ от 15.10.2020 N 1689 "О реализации пилотного проекта по ускоренной разработке профессиональных стандартов по перспективным профессиям будущего и актуализации Федеральных государственных образовательных стандартов, а также соответствующих образовательных программ / Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_365312/6a88d3b4e1a307a6f9a10888fc7a8b23f32a54d3/#dst100036
3 Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" от 03.12.2012 N 236-Ф3 (последняя редакция) / Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138556/.
4 Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021), ч.1 Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта / Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e185e25735310e657309a01b515a25107fac8784/
Введение профессиональных стандартов получило широкое обсуждение в научном сообществе, вылившееся в дискуссию. Так, О.В.Горшкова и Л.Ю.Фалько считают, что профессиональный стандарт представляет собой управленческий инструмент, который создаёт эффективные и устойчивые связи в трудовой сфере, гарантирующий рациональный подход в управлении работниками и в итоге содействующий решению стратегических задач [12]. По мнению М.О.Садек и Н.В.Минаевой, важность профессионального стандарта заключается в том, что работодатели могут применять их как основу при формировании требований к квалификации сотрудников, трудовых функций при организации дополнительного профессионального образования, также при приеме новых сотрудников на работу [13, с. 217]. Е.А.Корчагин и Ю.А.Дьячков обращают внимание на то, что профессиональные стандарты не могут рассматриваться как истина в последней инстанции, так как они должны обновляться время от времени в связи с динамичным развитием рыночной экономики [14]. В целом научное сообщество сошлось на идеи важности профессиональных стандартов в деле формирования необходимых компетенций работников.
В настоящее время Министерством труда РФ ведется активная работа по созданию и утверждению профессиональных стандартов, призванных согласовывать интересы работодателей и образовательных учреждений с целью подготовки специалистов с компетенциями, востребованных на рынке труда. Данное направление соответствует мировому тренду на создание и внедрение национальных квалификационных структур и стандартов, национальных систем квалификаций.
Важность профессиональных стандартов возросла в 2016 году, когда их применение для работодателей стало носить обязательный характер при условии, что к квалификации их работников Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования. Таким образом, профессиональные стандарты стали рассматриваться в качестве обязательной базы в создании государственных образовательных стандартов, в определении целей и наполнения образовательных программ, а также в разработке учебно-методических материалов. В связи с чем, М.А.Троянская отмечает, что профессиональные стандарты могут рассматриваться в качестве одного из способов формирования эффективного и устойчивого взаимодействия сфер образования и труда для обеспечения рационального использования человеческих ресурсов [15, с. 274].
Как отмечают специалисты Межотраслевого экспертно-методического центра системы оценки и сертификации квалификаций Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина, «Профессиональные стандарты очень удобны в использовании и создают основу для обоснованного отбора содержания образовательных
программ» [16, с. 42]. Включение в профессиональные стандарты требований в области демографических знаний одновременно влечет за собой появление государственного образовательного стандарта с соответствующим наполнением. В тоже время отсутствие требований в области трудовых функций, знаний и умений в области демографии дает «индульгенцию» образовательному учреждению не обременять себя поиском находящихся в дефиците преподавателей-демографов и тратой средств на развитие демографического знания. Более того, наметившийся в последние десятилетия «деятельностный», а по сути, утилитарный подход к образованию, способствует этому. Как отмечает Ю.В.Коновалова, для работодателя важны не столько «знания» выпускника образовательного учреждения, сколь «способность к деятельности» [17, с. 9]. Однако, в этих условиях выход за стандартные рамки и осознанное принятие решений становится проблематичным.
2. Профессиональные стандарты: содержащие требований к знаниям в области демографии
Анализ реестра профессиональных стандартов показал, что требования к знаниям и умениям в области демографии содержатся 6 из 34 укрупненных групп профессиональных стандартов: 02 - Здравоохранение, 03 - Социальное обслуживание, 06 - Связь, информационные и коммуникационные технологии, 08 - Финансы и экономика, 10 -Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн и 21 - Легкая и текстильная промышленность. Заметим, что профессионального стандарта для специалиста в области демографии до последнего времени не существовало и только в начале 2021 г. по инициативе Института демографических исследований ФНИСЦ РАН началась работа над созданием профессионального стандарта «Демограф»5.
В то же время анализ образовательных программ высших учебных заведений, вошедших в рейтинг 100 лучших вузов Российской Федерации, составленный исследовательской компанией «РАЭКС-Аналитика» в 2019 году, показал наличие 26 направлений ступени бакалавриата, 19 - магистратуры и 4 - аспирантуры, в образовательных программах которых включены дисциплины демографического содержания [8, с. 133-134].
Здравоохранение. Группа «Здравоохранение» включает в себя 4 профессиональных стандарта: специалист в области медико-профилактического дела, врач-кибернетик, специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья и врач-гериатр,
5 Профессиональные стандарты / Минтруд России. [Электронный ресурс]. URL:
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/reestr-uvedomleniy-o-razrabotke-peresmotre-
professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=106295
в которых содержатся компетенции в области демографии, необходимые для выполнения деятельности по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека; организации и проведении статистического учета в медицинских учреждениях и оказанию первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам пожилого и старческого возраста (табл. 1).
Табл. 1: Требования в области демографии в группе ПС «Здравоохранение»6
Вид профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Знания Умения
1. Специалист в области медико-профилактического дела
Медико- профилактическая деятельность Деятельность по обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека Проведение социально-гигиенического мониторинга и оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека Принципы построения государственного учета по показателям состояния здоровья населения, демографическим показателям Оценивать факторы среды обитания, в том числе интегральные показатели, и влияние на здоровье населения
2. Врач-кибернетик
Врачебная практика, информационно -технологическая и научно- исследовательская деятельность в области медицинской кибернетики Ведение статистического учета в медицинской организации Разработка новых медицинских и биологических моделей и методов и внедрение их в клиническую практику и управление здравоохранением Строение, основные закономерности развития и жизнедеятельности, функциональные системы организма человека Использовать необходимые статистические методы и прикладную математику для обработки медико-социальных, медико-демографических, клинических и экспериментальных данных, решения задач вычислительной диагностики и прогнозирования состоянии
3. Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья
Управление организацией здравоохранения Организацио нно -методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации Организация статистического учета в медицинской организации Теория и методы статистики Анализировать медико-экономическую, социально-демографическую ситуацию, влияющую на деятельность медицинской организации
6 Составлено авторами по: Профессиональный стандарт. 02.002 - Специалист в области медико-профилактического дела. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/02.002-spetcialist-v-oblasti-mediko-profilakticheskogo-dela.html; Профессиональный стандарт. 02.020 - Врач-кибернетик [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/02.020-vrach-kibernetik.html; Профессиональный стандарт. 02.022 - Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://classinform. ru/profstandarty/02.022-spetcialist-v-oblasti-organizatcii-zdravookhraneniia-i-obshchestvennogo-zdorovia.html; Профессиональный стандарт. 02.049 - Врач-гериатр [Электронный ресурс]. URL: https://classinform. ru/profstandarty/02.049-vrach-geriatr.html.
Продолжение табл.1
4. Врач-гериатр
Врачебная практика в области гериатрии Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам пожилого и старческого возраста по профилю "гериатрия" Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса Демографические, социально-гигиенические, медико- социологические, социально-психологические проблемы старения и долголетия Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов пожилого и старческого возраста (лиц, осуществляющих уход)
В соответствии с квалификационными требованиями данных профессиональных стандартов, работники, выполняющие вышеприведенные соответствующие трудовые функции, должны иметь уровень квалификации специалитета по направлениям подготовки (специальности) «Медико-профилактическое дело», «Медицинская кибернетика», «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и пр. В случае профессионального стандарта «Врач-гериатр» для некоторых должностей требуется подготовка в ординатуре.
Сравнение указанных требований с собранными нами данными по 13 медицинскими университетами, вошедших в 100 лучших университетов России, показало отсутствие демографических дисциплин у студентов данных уровней обучения. Хотя в 4-х из 13 университетах на направлениях бакалавриата «Социальная работа» и «Менеджмент. Управление в здравоохранении» имели место такие демографические дисциплины, как «Демография», «Социальная работа с мигрантами и беженцами», «Социальная демография и этнография». Однако, в немедицинских вузах в магистратуре по направлению «Общественное здравоохранение» имели место дисциплины, связанные с демографией.
Социальное обслуживание. Группа «Социальное обслуживание» включает в себя 5 профессиональных стандартов, в которых прописана необходимость получения знаний в области демографии: руководитель организации социального обслуживания, руководитель учреждения медико-социальной экспертизы, специалист по медико-социальной экспертизе, специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения, специалист по работе с семьей (табл. 2).
В соответствии с квалификационными требованиями данных профессиональных стандартов, руководитель организации социального обслуживания должен окончить бакалавриат в области управления или бакалавриат, магистратуру или специалитет в области социальной работы; руководитель учреждения медико-социальной экспертизы и специалист по медико-социальной экспертизе должны получить высшее медицинское образование, а также закончить ординатуру.
Табл. 2: Требования в области демографии в группе ПС «Социальное обслуживание»7
Вид Обобщенные
профессиональной трудовые Трудовые функции Знания Умения
деятельности функции
1. Руководитель организации социального обслуживания
Управление организацией социального Управление Основы анализа Анализировать
обслуживания ресурсами статистических и социально-экономи-
организации социального демографических данных ческую, социально-демографическую
обслуживания ситуацию для выявления приоритетов, стратегических и тактических целей развития организации
2. Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы
Управление бюро Управление Совершенствование Теория управле- Анализировать
медико-социальной Главным бюро медико-социальной ния и организации социально-
экспертизы медико-социаль- экспертизы в труда, включая экономическую,
ной экспертизы субъекте Российской основы проектного социально-
по субъекту Федерации и программно- демографическую
Российской целевого ситуацию
Федерации управления
3. Специалист по медико-социальной экспертизе
Проведение Оказание услуг Анализ социально- Актуальные Проводить анализ
медико-социальной по проведению демографического проблемы социально-
экспертизы медико- состава инвалидов на социально- экономических,
социальной обслуживаемой экономического демографических
экспертизы в территории и причин развития страны, явлений и процессов
бюро медико- инвалидности состояния условий
социальной труда,
экспертизы общественного здоровья
4. Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения
Предоставление Содействие Содействие Особенности Использовать
государственных услуг в области гражданам в поиске самозанятости безработных граждан рынка труда и потребность в социально-экономические и
занятости подходящей кадрах демографические
населения работы, общероссийского и показатели для
работодателям в регионального прогнозирования
подборе необходимых рынка труда рынка труда
работников и
осуществление
социальных
выплат и
финансовой
поддержки
7 Составлено авторами по: Профессиональный стандарт. 03.003 - Руководитель организации социального обслуживания. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/03.003-rukovoditel-organizatcii-sotcialnogo-obsluzhivaniia.html; Профессиональный стандарт. 03.004 - Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы». [Электронный ресурс]. URL: https: //classinform.ru/profstandarty/03.004-rukovoditel-uchrezhdeniia-mediko-sotcialnoi-ekspertizy.html; Профессиональный стандарт. 03.005 - Специалист по медико-социальной экспертизе». [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/03.005-spetcialist-po-mediko-sotcialnoi-ekspertize.html; Профессиональный стандарт. 03.015 - Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения». [Электронный ресурс]. URL: ttps://classinform.ru/profstandarty/03.015-spetcialist-po-okazaniiu-gosudarstvennykh-uslug-v-oblasti-zaniatosti-naseleniia.html; Профессиональный стандарт. 03.009 - Специалист по работе с семьей. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/03.009-spetcialist-po-rabote-s-semei.html.
Продолжение табл. 2
5. Специалист по работе с семьей
Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации с целью оказания им помощи Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, передача сведений в распределенный банк данных Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением
Исследование образовательных программ рассматриваемых вузов в целом подтвердило наличие демографических дисциплин, таких как «Демография», «Социально-демографическая политика», «Социальная демография и этнография» в бакалавриате на направлениях подготовки «Социальная работа», «Социология и демография семьи», «Современные демографические процессы и их социологическая экспертиза»; в магистратуре на направлениях подготовки «Социология»; «Социология семьи и брака, мотивация демографического поведения»; в аспирантуре на направлении подготовки «Социологические науки» и профилю «Экономическая социология и демография».
Связь, информационные и коммуникационные технологии. Группа «Связь, информационные и коммуникационные технологии» включает в себя два профессиональных стандарта, в которых прописана необходимость получения знаний в области демографических процессов: специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов и специалист по интернет-маркетингу (табл. 3).
В соответствии с квалификационными требованиями данных профессиональных стандартов, специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов и специалист по интернет-маркетингу должны иметь квалификацию, соответствующую уровню образования в бакалавриате. Как показало исследование, в перечне направлений подготовки, в которых изучают демографические дисциплины отсутствует направление «Информационные технологии», однако необходимые знания в области демографии, необходимые для выполнения трудовых функций данных профессиональных стандартов студенты приобретают в бакалавриате направления подготовки «Социология. Экономическая социология и маркетинг». Возможно, решение данной проблемы может быть связано с продолжение обучения в магистратуре по направлению «Информационные технологии», получением второго образования или повышением квалификации, в том числе, и на рабочем месте.
Табл. 3: Требования в области демографии в группе ПС «Связь, информационные и коммуникационные технологии»8
Вид профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Знания Умения
1. Специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов
Разработка структуры и дизайна графических пользовательских интерфейсов Проектирование взаимодействия пользователя с системой Создание визуального дизайна элементов графического пользовательско го интерфейса Метрики аналитики (описательные характеристики: географические, демографические, психографические) без привязки к личным данным Использование инструментальных сред для сегментации пользователей
2. Cпециалист по интернет-маркетингу
Разработка и реализация стратегии продвижения веб-сайтов, интерактивных приложений, информационных ресурсов, товаров и услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Проведение подготовительных работ для поискового продвижения в информационно-Телекоммуникаци -онной сети "Интернет" Проведение работ по повышению популярности вебсайта в информационно-телекоммуникац ионной сети "Интернет" Актуальная на момент исследования аналитическая информация по демографии Использовать методы, программы и сервисы анализа поведения посетителей вебсайта
Финансы и экономика. В четвертую группу «Финансы и экономика» входит только один профессиональный стандарт, в котором присутствует необходимость получения знаний в области демографии, - это статистик (табл. 4).
Табл. 4: Требования в области демографии в группе ПС «Финансы и экономика»9
Вид профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Знания Умения
Статистик
Статистическая деятельность Обработка статистических данных Анкетирование респондентов в соответствии с утвержденными программой, правилами и методиками Принципы и техника осуществления социологических опросов Осуществлять опросы домашних хозяйств с целью сбора демографических данных, данных о доходах и расходах в ходе проведения государственных статистических обследований
Требования данного профессионального стандарта не являются неожиданностью, так как демографические показатели обязательно изучаются в курсе статистики. Анализ
8 Составлено авторами по: Профессиональный стандарт. 06.025 - Специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов». [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/06.025-spetcialist-po-dizainu-graficheskipolzovatelskikh-interfeisov.html; Профессиональный стандарт. 06.043 -Специалист по интернет-маркетингу [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/06.043-spetcialist-po-internet-marketingu.html.
9 Составлено авторами по: Профессиональный стандарт. 08.022 - Статистик. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/08.022-statistik.html.
образовательных программ бакалавриата подтвердил, что студенты направлений подготовки «Экономика. Бизнес-аналитика и прогнозирование», «Статистика. Бизнес-статистика и прогнозирование», «Экономика и управление. Экономика и статистика», «Экономика. Бизнес-статистика и аналитика» изучают такие дисциплины, как «Демография и статистика населения», «Демографическая статистика», «Проблемы социально-демографической статистики», «Социально-экономическая статистика и демография» и «Прогнозирование социально-демографических структур».
Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн. Пятая группа «Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн» состоит из трёх профессиональных стандартов, в которых присутствует необходимость получения знаний в области демографии: градостроитель, архитектор, ландшафтный архитектор (табл. 5).
Табл. 5: Требования в области демографии в группе ПС «Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн»10
Вид Обобщенные Трудовые Знания Умения
профессиональной трудовые функции
деятельности функции
1. Градостроитель
Деятельность по Проведение Сбор и Принципы и основные Выполнять
разработке исследований и систематизация методы демографии и необходимые для
документов сферы изысканий, информации для экономики, методы, разработки
устойчивого необходимых разработки приемы и средства градостроительной
развития для разработки градостроитель- градостроительных, документации
территорий (в том конкретного ной пространственных, градостроительные,
числе городов и вида документации территориальных, пространственные,
иных поселений) градостроитель демографических, территориальные,
ной социологических, демографические,
документации экономических социологические,
исследований, экономические
топографо- исследования,
геодезических, топографо-
инженерно- геодезические,
геологических инженерно-
картографических геологические
изысканий, анализа, картографические
прогноза, изыскания, анализ,
моделирования и прогноз,
экспериментов в моделирование,
области эксперименты
градостроительства
10 Составлено авторами по: Профессиональный стандарт. 10.006 - Градостроитель. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/10.006-gradostroitel.html; Профессиональный стандарт. 10.008 - Архитектор. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/10.008-arhitektor.html; Профессиональный стандарт. 10.010 - Ландшафтный архитектор. [Электронный ресурс]. URL: https ://classinform. ru/profstandarty/10.010 -landshaftnyi-arhitektor.html.
Продолжение табл. 5
2. Архитектор
Осуществление Разработка Графическое и Социально- Осуществлять сбор,
архитектурной отдельных текстовое культурные, обработку и анализ
деятельности архитектурных оформление демографические, данных о социально-
и объемно - проектной психологические, культурных и историко-
планировоч- документации по функциональные архитектурных
ных решений разработанным основы формирования условиях района
архитектурно - отдельным архитектурной среды застройки, включая
го раздела архитектурным и состояние и
проектной объемно- историческое развитие
документации планировочным существующей
объектов решениям архитектурной среды,
капитального градостроительный
строительства регламент, региональные
культурные традиции,
социальное окружение
и демографическую
ситуацию
3. Ландшафтный архитектор
Создание объектов Выполнение Обеспечение Социально- Использовать методы
ландшафтной комплекса разработки культурные, моделирования и
архитектуры работ по разра- концептуального демографические, гармонизации
ботке проектной проекта психологические, ландшафтной среды
документации, ландшафтной функциональные при разработке
строительству организации основы формирования ландшафтно-
и содержанию территории ландшафтной среды архитектурного и
объектов планировочных
ландшафтной решений объектов
архитектуры, их строительства
реконструкции
и реставрации
Исследование показало, что несмотря на наличие в профессиональных стандартах требования присутствия в компетенциях знаний в области демографии, в архитектурно-строительных университетах России, попавших в выборку, демографические дисциплины читались только для студентов смежного направления «Государственное и муниципальное управление».
Легкая и текстильная промышленность. Группа «Легкая и текстильная промышленность» включает в себя только один профессиональный стандарт, в котором прописана необходимость получения знаний в области демографии: специалист в области маркетинга детских товаров (табл. 6).
В данном случае также было выявлено противоречие между профессиональным стандартом и перечнем дисциплин образовательных программ. В нашей выборке высших учебных заведений в образовательные программы, готовящих специалистов по направлению «маркетинг», не были включены дисциплины, связанные с получением знаний в области демографии.
Табл. 6: Требования в области демографии в группе ПС «Легкая и текстильная промышленность»11
Вид профессиональной деятельности Обобщенные трудовые функции Трудовые функции Знания Умения
Специалист в области маркетинга детских товаров
Маркетинг в области детских товаров Проведение маркетинговых исследований и маркетинговог о анализа Оценка рисков и возможностей при различных сценариях развития региональных рынков детских товаров с учетом экономических, демографических, политико-юридических, социально-культурных, технологических, экологических факторов внешней среды Принципы и методы проведения маркетинговых исследований социально чувствительных категорий потребителей (детей), детской среды и маркетингового анализа рынка детских товаров Осуществлять поиск вторичной информации с учетом специфики рынка детских товаров
Заключение
Анализ реестра ПС, выявил крайнюю ограниченность в перечне требований демографических знаний. Причиной этому может быть ситуация, связанная с тем, что профессиональные стандарты в РФ еще находятся в стадии формирования. Однако, как показывает опыт, знания в области демографии в той или иной степени востребованы и необходимы специалистам широкого круга направлений.
Исследование показало, что определенное соответствие между профессиональными стандартами, государственными образовательными стандартами и образовательными программами в области необходимости демографических знаний есть в подготовке специалистов, выполняющих профессиональную деятельность в сфере социальной работы и статистики.
Сравнительный анализ профессиональных стандартов и образовательных программ 100 ведущих вузов России выявил ряд несоответствий и противоречий. Во-первых, в ряде медицинских и архитектурно-строительных вузах демографические дисциплины не преподаются, несмотря на требования профессиональных стандартов к ряду выпускников данных учреждений. Во-вторых, в перечне образовательных программ по направлениям, связанным с информационными технологиями и маркетингом, исследуемых вузов, отсутствовали демографические дисциплины, несмотря на наличие требований в профессиональных стандартах к ряду выпускаемых специалистов данных направлений. В-
11 Составлено авторами по: Профессиональный стандарт. 21.003 - Специалист в области маркетинга детских товаров». [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/21.003-spetcialist-v-oblasti-marketinga-detskikh-tovarov.html.
третьих, перечень направлений подготовки, предполагающих изучение демографических дисциплин, оказался значительно длиннее, чем перечень профессиональных стандартов с требованием демографических знаний.
В связи с тем, что в настоящее время в РФ ведется активная работа по формированию и утверждению профессиональных стандартов, предлагается обратить внимание на востребованность демографических знаний у специалистов широкого круга направлений, а также проводить регулярный мониторинг по развитию демографических знаний в образовательной среде и в отражении данного процесса в перечне реестра профессиональных стандартов с целью формирования конкурентоспособного на глобальном уровне кадрового потенциала.
Благодарность
Статья подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики Уральского отделения РАН на 2021-2023 гг.
Литература
1. Coleman, D. Demography in an intellectual context: A subject in search of a home / In: Pavlik, Z. (ed.). Position of demography among other disciplines. Prague. 2000. С.: 27-35.
2. Зверева, Н.В. Университетская школа исследований народонаселения Д.И., Валентея // Федерализм-Federalism: Теория. Практика. История. 2015. № 2. С.: 113-124.
3. Крепс, Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. № 1. С.: 115-120.
4. Калабихина, И.Е. Междисциплинарный подход в преподавании демографии в вузах // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2017. № 1. С.: 169-173.
5. Iontsev, V A; Magomedova, A G. Demographic Aspects of Human Capital Development in Russia and Its Regions // Ekonomika Regiona. 2015. № 3. С.: 89-102.
6. Lorant, K. The demographic challenge in Europe. Brussels, April 2005. 33 с.
7. Kumagai F. Demographic Changes in Japan / В книге: Family Issues on Marriage, Divorce, and Older Adults in Japan. Springer, Singapore. 2015. С.: 11-38. https://doi.org/10.1007/978-981-287-185-5_2
8. Чернова, К.В. Развитие демографического образования в высших учебных заведениях России / К.В., Чернова; Е.Б., Бедрина // Народонаселение. 2020. Том 23. № 4. С.: 125-139. DOI: 10.19181/population.2020.23.4.12.
9. Ткаченко, А.А. История и современные проблемы преподавания курса «Демография»: российская специфика // Демографическое образование и изучение народонаселения в университетах. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова. 2017. C.: 195-204.
10. Bagirova, A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of Russian education / A., Bagirova; A., Voroshilova // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. Albena: STEF92 Technology. 2014. C.: 955-962.
11. Юмагузин, В.В.; Винник, М.В. Основные ошибки и неточности в статьях по демографической тематике // Вестник московского университета. Сер 10. Журналистика. 2016.
12. Горшкова, О.В.; Фалько, Л.Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 5 (18). С.: 93-103.
13. Садек, М.О.; Минаевой, Н.В. Особенности применения профессионального стандарта педагогического работника // Human. Culture. Education. 2019. № 4 (34). С.: 212-217. DOI: 1034130/2233-1277-2019-4-212-218.
14. Дьячков, Ю.А.; Корчагин, Е.А. Профессиональный стандарт как основа специальной и практической подготовки студентов // Казанский педагогический журнал. 2008. № 4 С.: 51-59.
15. Троянская, М.А. Использование профессиональных стандартов на муниципальной службе // Вестник академии знаний. 2021. № 42 (1). С.: 273-279. DOI: 10.24412/304-6134-2021-10923.
16. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / Под общ. ред. В.В., Федотовой. Екатеринбург: УрФУ. 2013. 51 с.
17. Коновалова, Ю.В. Роль профессиональных стандартов в разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. С.: 8-12.
PROFESSIONAL STANDARDS AS A BASIS FOR DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF KNOWLEDGE IN
№ 4. 321 с.
THE FIELD OF DEMOGRAPHY
Elena Bedrina
Candidate of Economics, Associate Professor. Senior Researcher in Institute of Economics of the Ural Branch of RAS
Yekaterinburg, Russia
Christina Chernova
trainee-researcher in Institute of Economics of the Ural Branch of RAS
Yekaterinburg, Russia
Abstract. The relevance of the study is due to the professional standards' formation and adoption in the Russian Federation with a simultaneous increase in attention to demographic processes, requiring them to be taken into account in the process of making various management decisions and reducing courses in demography and related disciplines in educational programs. The study is based on the approved professional standards analysis, studying the presence of requirements in the field of demography in the professional functions' performance. The semantic content of the "knowledge", "skills" and "labor functions" prescribed in professional standards has been carried out with the possibility of increasing the "demographic component". The authors have identified six codes of professional standards containing these requirements: health care; social service; communications, information and communication technologies; finance and economics; architecture, engineering, geodesy, topography and design; light and textile industry. The comparison of these requirements with the educational programs content in higher educational institutions, included into the 100 best universities of the Russian Federation rating. The authors draw attention to the knowledge of demography importance for those involved in population-related governance.
Key words: demography; demographic knowledge; professional standards; labor functions; educational standards.
JEL codes: J10; J18; M12.
Acknowledgments
The research was carried out in accordance with the R&D Plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences for 2021-2023.
References
1. Coleman, D. Demography in an intellectual context: A subject in search of a home / In: Pavlík, Z. (ed.). Position of demography among other disciplines. Prague. 2000. P.: 27-35.
2. Zvereva, N.V. University School of Population Research by D.I., Valentey // Federalism-Federalism: Theory. Practice. History. 2015. No. 2. P.: 113-124.
3. Kreps, T.V. An interdisciplinary approach to research and teaching: advantages and application problems // Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019. No. 1. P.: 115-120.
4. Kalabikhina, I.E. Interdisciplinary approach to teaching demography in universities // Bulletin of Moscow University. Series 6: Economics. 2017. No. 1. P.: 169-173.
5. Iontsev, V A; Magomedova, A G. Demographic Aspects of Human Capital Development in Russia and Its Regions // Ekonomika Regiona. 2015. No 3. P.: 89-102.
6. Lorant, K. The demographic challenge in Europe. Brussels, April 2005. 33 p.
7. Kumagai F. Demographic Changes in Japan / In: Family Issues on Marriage, Divorce, and Older Adults in Japan. Springer, Singapore. 2015. P.: 11-38. https://doi.org/10.1007/978-981-287-185-5_2
8. Chernova, K.V. Development of demographic education in higher educational institutions of Russia / K.V., Chernova; E.B., Bedrina. // Population. 2020. Vol. 23. No. 4. P.: 125-139. DOI: 10.19181 / population.2020.23.4.12.
9. Tkachenko, A.A. History and modern problems of teaching the course "Demography": Russian specificity // Demographic education and population studies in universities. Moscow: Lomonosov Moscow State University. 2017. P.: 195-204.
10. Bagirova, A. The formation of demographic competencies of public servants as a new feature of Russian education / A., Bagirova; A., Voroshilova // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. Albena: STEF92 Technology. 2014. P.: 955-962.
11. Yumaguzin, V.V.; Vinnik, M.V. The main mistakes and inaccuracies in articles on demographic topics // Bulletin of the Moscow University. Ser 10. Journalism. 2016. No. 4. P.: 3-21.
12. Gorshkova, O.V.; Falko, L.Yu. Professional standards: development and implementation practice in Russia // Territory of new opportunities. Bulletin of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2012. No. 5 (18). P.: 93-103.
13. Sadek, M.O.; Minaevoy, N.V. Features of the application of the professional standard of a pedagogical worker // Human. Culture. Education. 2019. No. 4 (34). P.: 212-217. DOI: 1034130 / 2233-1277-2019-4-212-218.
14. Dyachkov, Yu. A.; Korchagin, E.A. Professional standard as the basis for special and practical training of students // Kazan Pedagogical Journal. 2008. No. 4. P.: 51-59.
15. Troyanskaya, M.A. Use of professional standards in municipal service // Bulletin of the academy of knowledge. 2021. No. 42 (1). P.: 273-279. DOI: 10.24412 / 304-6134-2021-10923.
16. Professional standards in Russia: current state of the art, application possibilities / Ed. ed. V.V., Fedotova. Yekaterinburg: UrFU. 2013. 51 p.
17. Konovalova, Yu.V. The role of professional standards in the development of modular educational programs based on competencies // Secondary vocational education. 2008. No. 7. P.: 8-12.
Contact
Elena Bedrina
Institute of Economics of the Ural Branch of RAS 29, Moscow str., 620014, Yekaterinburg, Russia [email protected]
Christina Chernova
Institute of Economics of the Ural Branch of RAS 29, Moscow str., 620014, Yekaterinburg, Russia [email protected]