Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФ / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Шабунова Александра Анатольевна, Давлетшина Лейсан Анваровна

Негативные тренды основных демографических процессов, усугубленные последствиями пандемии коронавируса, требуют не только активной демографической политики, но и вдумчивых, хорошо обоснованных управленческих решений. Это повышает требования к квалификации работников в сфере науки, образования и управленческих кадров в части понимания ими сложных и многофакторных демографических процессов. Следовательно, увеличивается и потребность в подготовке и переподготовке соответствуюших специалистов-демографов. Цель данной работы состоит в проведении оценки состояния демографического образования в России и возможностей его развития. В статье представлен обзор зарубежной и национальной учебной и научной практики в области демографического образования. Вьшвлено, что направление «Демография» входит в укрупненную группу «3. Социальные науки, бизнес и право», поэтому большинство учебных заведений реализуют образовательные программы в рамках направления «Социология», чаще это программы магистратуры. Научные учреждения как ориентируются на союз с учебными заведениями, комплексно выстраивая образовательно-научную траекторию (например, США), так и действуют автономно, отвечая на потребности государства и обшества (Франция, Германия). Изучена и отечественная практика реализации образовательного процесса по программе «Демография». Вьшвлено, что только три вуза ведут образовательную деятельность по данной программе. Однако научный и образовательный потенциал для подготовки специалистов-демографов с учетом «непрофильных» вузов и академических исследовательских организаций имеется и в столице, и в регионах. Тем не менее наличие лабораторий, специализирующихся на демографических исследованиях, доказывает востребованность демографических знаний в различных регионах России. Анализ педагогического состава кафедр подтвердил их высокий образовательный и научный потенциал. Ознакомление с деятельностью научных учреждений и подразделений при вузах свидетельствует о том, что в России ведется активная научная и исследовательская работа по направлению «Демография». Проведенный анализ показал, что в современной России вопросы стандартизации данного направления трудовой деятельности и образования проработаны пока не в полной мере. Обоснована система последовательных этапов разработки образовательного стандарта по направлению «Демография» и утверждения профессионального стандарта «Демограф».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Шабунова Александра Анатольевна, Давлетшина Лейсан Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC EDUCATION IN MODERN RUSSIA: MISMATCH BETWEEN THE NEEDS AND OPPORTUNITIES

Negative trends in major demographic processes, aggravated by the impact of the COVID-19 pandemic, require not only an active demographic policy, but also thoughtful and well-grounded management decisions. This raises the requirements for the qualifications of employees in the field of science, education and management personnel in terms of their understanding of complex and multifactor demographic processes. Consequently, the need for training and retraining of demographer is also increasing. The purpose of the work is to assess the current state of demographic education in Russia and the possibilities of its development. The article presents an overview of foreign and national educational and scientific practice in the field of demographic education. We find that the “Demography” field is included in the enlarged group “3. Social sciences, business and law”; therefore, most educational institutions implement educational programs in the “Sociology” field; more often these are master’s degree programs. Scientific institutions focus on collaborating with educational institutions and pursue an educational and scientific trajectory (for example, the USA); they can also work autonomously by responding to the needs of the state and society (France, Germany). We also review Russian practice of implementing the educational process under the program “Demography”. We find out that only three universities conduct educational activities under this program. However, the scientific and educational potential for training demographers, taking into account “non-core” universities and academic research organizations, is available in the capital and in the regions. Nevertheless, the presence of laboratories specializing in demographic research proves the relevance of demographic knowledge in various regions of Russia. The analysis of departments’ teaching staff confirms their high educational and scientific potential. An overview of the work of scientific institutions and departments at universities indicates that vigorous scientific and research activity in the “Demography” field is being conducted in Russia. The analysis shows that in modern Russia, the issues of standardization of this area of work and education have not yet been fully worked out. We substantiate a system of successive stages for development of an educational standard in the “Demography” field and approval of the “Demographer” professional standard.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4 УДК 314, ББК 60.7

© Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А.

Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей

Тамара Керимовна РОСТОВСКАЯ

Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН Москва, Российская Федерация е-таП: rostovskaya.tamara@mail.ru ORCID: 0000-0002-1629-7780; ResearcherID: F-5579-2018

Александра Анатольевна ШАБУНОВА

Вологодский научный центр Российской академии наук Вологда, Российская Федерация е-mail: aas@vscc.ac.ru

ORCID: 0000-0002-3467-0921; ResearcherID: Е-5968-2012

Лейсан Анваровна ДАВЛЕТШИНА

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова Москва, Российская Федерация е-mail: davletshina.la@rea.ru

ORCID: 0000-0002-1497-1751; ResearcherID: ААБ-Ш4-2021

Для цитирования: Ростовская Т.К., Шабунова А.А., Давлетшина Л.А. (2022). Демографическое образование в современной России: противоречия потребностей и возможностей // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т 15. № 2. С. 55-72. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4

For citation: Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Davletshina L.A. (2022). Demographic education in modern Russia: Mismatch between the needs and opportunities. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 15(2), 55-72. DOI: 10.15838/esc.2022.2.80.4

Аннотация. Негативные тренды основных демографических процессов, усугубленные последствиями пандемии коронавируса, требуют не только активной демографической политики, но и вдумчивых, хорошо обоснованных управленческих решений. Это повышает требования к квалификации работников в сфере науки, образования и управленческих кадров в части понимания ими сложных и многофакторных демографических процессов. Следовательно, увеличивается и потребность в подготовке и переподготовке соответствующих специалистов-демографов. Цель данной работы состоит в проведении оценки состояния демографического образования в России и возможностей его развития. В статье представлен обзор зарубежной и национальной учебной и научной практики в области демографического образования. Выявлено, что направление «Демография» входит в укрупненную группу «3. Социальные науки, бизнес и право», поэтому большинство учебных заведений реализуют образовательные программы в рамках направления «Социология», чаще это программы магистратуры. Научные учреждения как ориентируются на союз с учебными заведениями, комплексно выстраивая образовательно-научную траекторию (например, США), так и действуют автономно, отвечая на потребности государства и общества (Франция, Германия). Изучена и отечественная практика реализации образовательного процесса по программе «Демография». Выявлено, что только три вуза ведут образовательную деятельность по данной программе. Однако научный и образовательный потенциал для подготовки специалистов-демографов с учетом «непрофильных» вузов и академических исследовательских организаций имеется и в столице, и в регионах. Тем не менее наличие лабораторий, специализирующихся на демографических исследованиях, доказывает востребованность демографических знаний в различных регионах России. Анализ педагогического состава кафедр подтвердил их высокий образовательный и научный потенциал. Ознакомление с деятельностью научных учреждений и подразделений при вузах свидетельствует о том, что в России ведется активная научная и исследовательская работа по направлению «Демография». Проведенный анализ показал, что в современной России вопросы стандартизации данного направления трудовой деятельности и образования проработаны пока не в полной мере. Обоснована система последовательных этапов разработки образовательного стандарта по направлению «Демография» и утверждения профессионального стандарта «Демограф».

Ключевые слова: демограф, рынок труда, образование, системный подход, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, многоуровневая система образования, отечественный опыт, зарубежный опыт.

Благодарность

Статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ. Проект № 20-18-00256 «Демографическое поведение населения в контексте национальной безопасности России».

Введение

Существование любого государства невозможно представить себе без населения, проживающего на его территории. Сложившаяся геополитическая и социально-экономическая ситуация, географические особенности и экологические параметры, войны и революции, а также культурологические, религиозные условия и обстоятельства предопределяют демографическую ситуацию.

Знание закономерностей изменения численности и структуры населения, понимание параметров формирования демографической

конъюнктуры являются неотъемлемыми условиями для стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности.

В России вопросам народосбережения на уровне федерального законодательства уделяется значительное внимание. Одним из основных документов в этой сфере в истории новой России можно назвать Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в котором определены основные приоритеты и направ-

ления демографической политики страны на среднесрочную перспективу1. В нем обозначены очень амбициозные цели-ориентиры, в том числе «повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753» и «увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет». С учетом параметров демографической ситуации, которая сложилась в России к началу XXI века, обеспечить выполнение перечисленных целевых ориентиров в полном объеме и удержать результат было невозможно.

Подписанный Президентом России 21 июля 2020 г. Указ о национальных целях развития России до 2030 года содержит национальную цель «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Его целевые показатели очень амбициозны, например: «... повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года; увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов»2. Одной из главных целей в данном документе обозначено «обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации», включая параметры как естественного, так и миграционного движения.

Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» содержит раздел «Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала». В документе говорится о государственной политике в сфере сбережения народа России через «устойчивый естественный рост численности и повышение качества жизни населения». Среди задач, позволяющих достигнуть цель, представлены следующие: «повышение рождаемости, формирование мотивации к многодетности; увеличение ожидаемой продолжительности

1 О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17.05.2012 № 606. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070019 (дата обращения 24.12.2021).

2 Указ о национальных целях развития России до 2030 года от 21.07.2020. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728 (дата обращения 24.12.2021).

жизни, снижение смертности и уровня инва-лидизации населения, профилактика профессиональных заболеваний»3.

В двух стратегических документах, посвященных развитию и сохранению России, принятых с разницей в год, пристальное внимание уделяется вопросам народосбережения. В то же время наблюдается некое несоответствие: в национальных целях развития речь идет об устойчивом росте численности населения, а в Стратегии национальной безопасности — об устойчивом естественном росте численности населения. Представляется, что в ближайшее время более вероятно достижение первой цели, вторая же цель, предполагающая повышение рождаемости и снижение смертности, требует больших усилий и времени для реализации.

Показатели демографического развития как индикаторы результативности деятельности органов власти также включены во многие документы: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, подготовленный Минэкономразвития России в 2018 г.5, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подготовленный Минэкономразвития России в 2021 г.6, Приказ Минтруда от 31 марта 2021 года № 191н «Об утверждении методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в

3 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 24.12.2021).

4 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/420204138#7DE0K6 (дата обращения 24.12.2021).

5 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. URL: https://cheladmin.ru/sites/default/files/n/page/25381/upload/ dolgosrochnyyprognozrf.pdf (дата обращения 24.12.2021).

6 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/402874898/ (дата обращения 24.12.2021).

профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу»7.

Отдельного внимания заслуживают национальные проекты, отвечающие за народосбере-жение. С 2007 года они являются ключевыми инструментами демографической политики, определяя ее цели, ресурсы и методы.

Краткий обзор стратегических документов национального уровня позволяет сделать три важных вывода: во-первых, на национальном уровне сохранение народонаселения осознается как важнейший фактор национальной безопасности; во-вторых, в России уделяется должное внимание формированию законодательных основ в сфере демографической политики, но целевые установки стратегических документов не всегда согласованы. В-третьих, формируя демографическую политику, принимая стратегические документы развития страны, крайне важно учитывать особенности и закономерности демографического развития, знать и понимать потребности территорий для достижения демографического оптимума, формирования благоприятной демографической ситуации (увеличение рождаемости, снижение смертности, привлечение рабочей силы и т. д.). Эти знания дают возможность выстраивать адекватную, жизнеспособную стратегию, включать в нее жизнеспособные, актуальные параметры и получать результаты, в том числе направленные на народосбережение.

Однако возникает закономерный вопрос: где в нашей стране готовят специалистов, способных выстраивать грамотную демографическую стратегию, проводить анализ текущих демографических параметров, понимать сущность потребностей региональных рынков труда в рабочей силе и степень дифференциации территорий по течению демографических процессов, знающих, как строить прогнозные модели и умеющих их интерпретировать? Достаточно ли таких специалистов?

Именно проблеме подготовки специалистов-демографов в условиях сложной демогра-

7 Об утверждении методики определения потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу: Приказ Минтруда от 31.03.2021 № 191н. URL: https:// docs.cntd.ru/document/603934331#6500IL (дата обращения 24.12.2021).

фической ситуации посвящена наша статья. Основная цель работы заключается в оценке состояния демографического образования в России и возможностей его развития. Для достижения цели будет проведен анализ образовательной и научной деятельности в мире и России по направлению «Демография», оценен кадровый потенциал, обозначены этапы разработки и внедрения образовательного стандарта по направлению «Демография», инициированного ожидаемым утверждением профессионального стандарта «Демограф».

Обзор литературы

Проблема подготовки кадров в сфере демографического развития в образовательных организациях высшего образования в научной литературе освещена крайне скупо. Значительное число работ посвящено вопросам, касающимся развития системы образования в условиях активно глобализирующегося мирового сообщества и наступающей информационной эпохи. Исследователи обращают внимание на необходимость учитывать при выстраивании образовательного процесса изменения содержания социализации и форм коммуникации; на важность повышения коммуникативной компетентности при формировании человеческого потенциала. При этом оцениваются перспективы и представляются футурологиче-ские прогнозы развития системы образования в условиях информационно-технологической эпохи (Егорычев, Ростовская, 2021; Ярных и др., 2021). Доказывается, что в современных условиях инновационной экономики возникает потребность в новой системе непрерывного образования, которая не столько распространяет, тиражирует знания, сколько открывает доступ к ним самым различным социальным группам. В результате образование становится инструментом социальных трансформаций (Голенко-ва, Голиусова, 2016).

В зарубежных исследованиях внимание уделяется новым тенденциям в развитии системы образования, демографической конъюнктуры общества и их взаимосвязи. Исследователи обосновывают, почему образование следует рассматривать как ценность во всех социальных и индивидуальных взаимодействиях, особенно в ситуации экономических изменений, глобализации и демографического перехода (КарУс, ВиЫюпс, 2017; Marszowski et а1., 2020),

и подчеркивают, что комплексный системный подход к решению проблем устойчивости возможен с помощью инструментов сетевой науки (Tran et al., 2018; Weber et al., 2021). Отдельно рассматриваются подходы в управлении учебными заведениями и организации учебного процесса в сфере высшего образования. Особую актуальность подобные исследования обретают в непростой период пандемии коронави-русной инфекции (Fletcher et al., 2021; Ashour, 2021; Beal Krause, 2021).

Много внимания в научных работах уделяется системному подходу к выстраиванию образовательного процесса в высших учебных заведениях в связи с потребностями общества и переходом к компетентностно-ориентирован-ному подходу (Голенкова и др., 2018). Исследователи подчеркивают, что в современном мире решающую роль в развитии общества приобретают не только и не столько знания, сколько люди, которые ими обладают, умеют применять их на практике к решению конкретных задач, количество и качество квалифицированных специалистов (Константиновский, Попова, 2016). Важно, чтобы образовательные программы учитывали проблемы глобального и регионального масштаба, требования рынка труда, специфику и возможности учебного заведения, индивидуальные особенности будущего специалиста (Romanova et al., 2016). Современные исследования показывают, что потребители образовательных услуг чутко реагируют на глобальные тренды модернизации производств, спрос на рабочую силу возрастает для профессий с низким риском автоматизации, которые требуют высококвалифицированных работников, что очередной раз доказывает высокую востребованность качественного образования (Ramos et al., 2021). Именно это определяет необходимость объективных процедур независимой оценки квалификаций, отвечающих потребностям всех заинтересованных сторон (Kicherova et al., 2021).

В различных странах сформированы или находятся на этапе формирования подходы к содержанию учебных программ и организации учебного процесса в высшем образовании исходя из приоритетов и целей: инвестиционная политика государства (Wang et al., 2021), прямые иностранные инвестиции (Alshubiri, 2021), системный подход (Serrano-Aguilera et al., 2021),

с учетом ЦУР (Serrano-Aguilera et al., 2021), ин-клюзивность (Zabeli, Ka^aniku, 2021; Buitrago et al., 2021), компетентностный подход (Brauer, 2021).

В то же время проблема недостаточной системной подготовки специалистов в области демографического развития, как мы уже упоминали, на страницах научной печати освещается крайне слабо. Однако недостаток профессионалов в области фундаментальных и прикладных демографических исследований, а также управленцев, разбирающихся в законах и закономерностях демографических процессов, осознается научным сообществом.

Обращаясь к этой проблеме, Михаил Денисенко, будучи еще заместителем директора Института демографии ГУ ВШЭ, в своем интервью отметил: «...демографических центров в такой стране, как Россия, должно быть не два, а как минимум пять-шесть .где работали бы около 200 профессионалов в области демографии. А сейчас — в несколько раз меньше необходимого. Учитывая возрастной состав ученых, может получиться так, что лет через 5—10 демографов придется сравнивать ... с исчезающими видами из Красной книги.»8.

О востребованности демографического образования говорят и результаты интерактивного опроса «Кому нужна и кому не нужна демография?», опубликованные в № 317-318 Демоскопа Weekly. Опрос проводился представителями студенческого пула издания в интерактивном режиме. Авторы отмечают, что многие участники исследования говорят о желании и важности более глубоко изучать предмет «Демография» и сетуют на его отсутствие в списках предметов, преподаваемых в вузах9.

В то же время значительная часть выпускников школ, абитуриентов испытывают затруднения в понимании практического применения демографического образования, и не только в России. Например, на сайте Карлова Университета в Чехии для привлечения студентов написано: «.Демография затрагивает события, которые касаются каждого человека». Будущим студентам важно знать, что демографы могут

8 Денисенко М. Профессия: демограф. URL: https:// ecsocman.hse.ru/

9 URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0323/ student01.php: //Кому нужна демография?

успешно решать маркетинговые задачи (например, сегментирование и прогноз развития рынка) или в сфере страхования, или в пенсионных фондах, а также в аналитических и кадровых службах на крупных предприятиях. Знания о тенденциях развития населения в стране, регионах, крупных и малых городах востребованы в политике, бизнесе, работе научных и общественных организаций.

Обобщая изложенные в научных трудах мысли и гипотезы, учитывая представленные в стратегических документах целевые индикаторы и показатели, подчеркнем следующее. Во-первых, современный рынок труда характеризуется быстрым устареванием знаний, потребностью в их расширении и актуализации. Во-вторых, представляется важным создание единой системы непрерывного образования кадров для различных отраслей, опирающейся на системный подход. В-третьих, в стране назрела потребность в подготовке квалифицированных специалистов, способных адекватно и обоснованно оценивать текущие демографические параметры, умеющих выстраивать актуальную демографическую политику, формировать методы и подходы к ее реализации.

Материалы и методы

В основу методологии представленного исследования положен системный подход (Мике-шина, 2005), при котором образовательная система рассматривается в качестве совокупности взаимосвязанных подсистем. Системный подход, как наиболее конструктивный, позволяет всесторонне рассмотреть процесс становления демографического образования в России с позиций упорядоченности и последовательности этапов его развития (Ильясов и др., 2017).

Для понимания современного состояния демографического образования мы использовали ретроспективный анализ, а также сбор и обобщение информации об учебных программах и дисциплинах, представленной на сайтах российских и зарубежных вузов.

Разработка и последующее утверждение профессионального стандарта «Демограф» стало начальным этапом удовлетворения существующего спроса в специалистах-демографах. Опираясь на каноны системного подхода, в статье представлены порядок и содержание последующих этапов, необходимых для фор-

мирования образовательного стандарта по направлению «Демография».

В первую очередь следует выявить и сформулировать проблемную ситуацию, провести ее анализ. Потребность в грамотных специалистах-демографах обоснована во вводной части данной статьи — наличие несоответствий в государственной демографической политике и стратегических документах страны, постановка невыполнимых задач, отсутствие / невключение первостепенных индикаторов демографического развития территорий. Анализ текущей ситуации в части высшего образования в России и за рубежом будет проведен ниже (в разделе «Результаты»).

На следующем этапе нужно определить круг заинтересованных участников. Их привлечение поможет в решении сформулированной проблемы, а также учтёт интересы каждой из представленных сторон.

На третьем этапе формулируются и определяются цели и интересы всех участников проекта. Подобный подход позволит в проблемо-содержащей системе спроектировать лучшую модель (Карамзина, Сильнова, 2021).

Четвертый этап включает в себя формирование критериев оценки и содержательной части разрабатываемого образовательного стандарта по направлению «Демография».

На пятом этапе происходит процесс согласования и утверждения в соответствующих органах разрабатываемого образовательного стандарта по направлению «Демография».

Заключительный, шестой, этап включает реализацию и внедрение принятого решения, а именно начало набора обучающихся на образовательные программы по направлению «Демография».

Принятие профессионального стандарта «Демограф», обоснованное потребностью в специалистах данной отрасли, ставит перед образовательным и научным сообществом вопрос о возможности открытия и реализации основных образовательных программ по направлению «Демография». Для ответа на него необходимо провести системный анализ в двух аспектах:

— во-первых, изучить мировой опыт реализации образовательных и научно-исследовательских программ по направлению «Демо-

графия»; для этого был проведен анализ деятельности 60 образовательных организаций зарубежных стран, реализующих подготовку специалистов и исследования в сфере демографии, подробно проанализированы 14 доступных к ознакомлению образовательных программ;

— во-вторых, оценить реализацию образовательных программ по направлению «Демография» в России и спектр читаемых на кафедрах отечественных вузов демографических дисциплин, а также кадровый потенциал профессорско-преподавательского состава.

Первое позволит определить степень актуальности данного направления подготовки специалистов в мире, в том числе с учетом потребности демографической политики зарубежных стран (Сюпова, 2018), второе — степень готовности образовательной системы России к подготовке демографов.

Результаты исследования

Мировой опыт в реализации образовательных и научно-исследовательских программ по направлению «Демография». В Международной стандартной классификации образования, разработанной и принятой Институтом статистики ЮНЕСКО (2011 г.), направление «Демография» входит в укрупненную группу «3. Социальные науки, бизнес и право», подгруппу «31. Социальные и бихевиористские науки» наравне с экономикой, политологией, социологией, психологией и т. д.10

Стоит напомнить, что формирование демографии как науки произошло в XVII веке в Великобритании. С тех пор демография как отрасль научной, образовательной и практической деятельности претерпела существенные изменения и трансформации. Расцвет ее приходится на стык Х1Х—ХХ веков, когда в результате научно-технического прорыва, с одной стороны, повысился уровень жизни населения, что привело к снижению смертности и увеличению рождаемости, с другой стороны, большое количество войн и революций искусственно сокращало популяцию на различных территориях. Несмотря на некую схожесть в течении

10 Международная стандартная классификация образования МСКО 2011. URL: http://uis.unesco.org/sites/ default/files/documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения 24.12.2021).

демографических процессов в этот временной отрезок, каждой стране были присущи свои особенности, что также способствовало росту внимания к демографическому анализу. Среди ведущих зарубежных демографических институтов на сегодняшний день можно отметить следующие.

Франция. Институт национальных демографических исследований (INED)11. Общественная исследовательская организация, специализирующаяся на изучении населения, выступает партнером научных кругов и исследований на национальном и международном уровне. Основан в 1945 году, в 1986 году стал государственным научно-техническим учреждением (EPST). Основные задачи института: исследовать население Франции и зарубежных стран, широко распространять полученные знания и оказывать поддержку обучению в области демографических исследований и посредством исследований.

Германия. Институт демографических исследований Макса Планка (MPIDR)12. Изучает структуру и динамику численности населения. Основан в 1948 году. Сотрудники института исследуют вопросы, имеющие политическое значение, такие как демографические изменения, старение, рождаемость и перераспределение рабочей силы (включая возрастные особенности), а также проводят цифровую обработку исторических демографических данных и осуществляют поиск новых источников данных, в том числе для оценки миграционных потоков.

США. Ассоциация центров народонаселения (APC)13. Основана в 1991 году. Представляет собой независимую группу университетов и исследовательских групп, миссия которой — способствовать совместным демографическим исследованиям и обмену данными; проводить фундаментальные демографические исследования для лиц, принимающих решения в сфере государственной политики; предоставлять возможности для получения образования и обучения в области демографических исследований;

11 URL: https://www.ined.fr/fr/ (дата обращения 26.12.2021).

12 URL: https://www.demogr.mpg.de/en (дата обращения 26.12.2021).

13 URL: https://www.popcenters.org/ (дата обращения 26.12.2021).

способствовать расширению возможностей финансирования исследований в области народонаселения и поддерживать принципы объективной и тщательной оценки заявок на гранты и научной достоверности результатов. В состав APC в 2021 году входили 27 научных центров и лабораторий ведущих вузов США из 10 штатов.

В процессе изучения информации о деятельности мирового образовательного сообщества были проанализированы более 60 вузов. Информационно-аналитическая база ограничена полнотой данных, представленных на сайтах высших учебных заведений. Наиболее полная информация была получена по 14 образовательным программам, большая часть — это программы магистратуры14 (почти 2/3 от общего числа), меньшая — бакалавриат15.

Анализ деятельности образовательных учреждений дает понимание, что подготовка специалистов-демографов в мире наиболее распространена на уровне «магистратура», чаще всего в рамках направления «Социология». Такое распределение предопределено тем, что согласно МСКО «демограф» относится к укрупненной группе «3. Социальные науки, бизнес и право».

Таким образом, подготовка специалистов в области демографии и народонаселения в мире ведется в различных учебных заведениях (с точки зрения территорий, рейтинга и т. д.); в страновом разрезе демографическая политика затрагивает основные демографические процессы — рождаемость и смертность, учитывает возрастающую роль миграции, направлена на регулирование численности и структуры населения, но также учитывает специфику страны, ее социально-экономические и культурологические особенности, различный путь в достижении демографического оптимума. В целях поддержки учебных заведений (США) или автономно от них (Франция, Германия) действуют академические исследовательские институты, изучающие текущие демографические параметры конкретной страны и стран мира в целом, ведущие научную и научно-популяризационную деятельность и иные исследования.

Изучение и оценка хода реализации образовательных программ по направлению «Демография» в России показывают, что, хотя в стране имеется потребность в специалистах в области демографии, обучение ведется всего в трех вузах и только по программам магистратуры.

14 Оксфорд, программа «Магистр социологии и демографии». URL: https://www.ox.ac.uk/admissions/graduate/ courses/mphil-sociology-demography (дата обращения 26.12.2021); Лондонская школа гигиены и тропической медицины, программа «Магистр демографии и здоровья». URL: https://www.lshtm.ac.uk/study/courses/masters-degrees/ demography-health (дата обращения 26.12.2021); Гронингенский университет, программа «Магистр демографических исследований». URL: https://www.rug.nl/masters/population-studies/ (дата обращения 26.12.2021); Гронин-генский университет, программа «Социальная демография DDM». URL: https://www.rug.nl/masters/ddm-social-demography (дата обращения 26.12.2021); Гронингенский университет, программа «Демография DDM и социальное неравенство». URL: https://www.rug.nl/masters/ddm-demography-and-social-inequality/ (дата обращения 26.12.2021); Тилбургский университет, программа «Социология и демографические исследования» (двойная степень). URL: https://www.tilburguniversity.edu/education/masters-programmes/sociology-and-population-studies (дата обращения 26.12.2021); Гамильтон, Тауранга, программа «Развитие человека» (Магистр образования, Магистр социальных наук). URL: https://www.waikato.ac.nz/study/subjects/human-development (дата обращения 26.12.2021); Гамильтон, Тауранга, программа «Демографические исследования» (Магистр образования, Магистр социальных наук). URL: https://www.waikato.ac.nz/study/subjects/population-studies (дата обращения 26.12.2021); Гамильтон, Тауранга, программа «Демографические исследования и демография» (Магистр социальных наук, Магистр философии, Доктор философии). URL: https://www.waikato.ac.nz/study/subjects/demography (дата обращения 26.12.2021); Техасский университет в Сан-Антонио, программа «Прикладная демография» (доктор философии). URL: https://graduateschool. utsa.edu/programs/applied-demography-ph.d/ (дата обращения 26.12.2021).

15 Гамильтон, Тауранга, программа «Развитие человека» (Бакалавр искусств; Бакалавр социальных наук). URL: https://www.waikato.ac.nz/study/subjects/human-development (дата обращения 26.12.2021); Гамильтон, Тауранга, программа «Демографические исследования» (Бакалавр искусств; Бакалавр социальных наук). URL: https://www.waikato. ac.nz/study/subjects/population-studies (дата обращения 26.12.2021); Государственный университет Портленда, программа «Прикладная социальная демография». URL: https://www.pdx.edu/academics/programs/graduate/applied-social-demography (дата обращения 26.12.2021).

Анализируя текущую ситуацию, не стоит забывать о развитии демографии как науки в отечественной истории. Одним из первых на проблемы сохранения и приумножения народа обратил внимание М.В. Ломоносов16. Расцвет демографии пришелся на времена СССР и связан с такими именами, как В.А. Борисов, Д.И. Валентей, А.Я. Кваша, О.А. Квиткин, С.А. Новосельский, В.В. Паевский, С.Г. Стру-милин, Б.Ц. Урланис и другие ученые, внесшие существенный вклад в развитие и становление отечественной демографической мысли.

Ранее демографическое образование реали-зовывалось как минимум в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Московском экономико-статистическом институте.

С 2009 года обучать специалистов-демографов начали в Высшей школе экономики с реализации магистерской программы «Демография» по направлению «Социология», чуть позже открыв второй трек для направления «Экономика»17. В ВШЭ с 2015 года открыта англоязычная магистратура «Население и развитие» по направлению «Государственное и муниципальное управление»18. Обе магистерские программы относятся к Институту демографии имени А.Г. Вишневского и реализуются на кафедре демографии.

С 2018 года в Высшей школе современных социальных наук Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на кафедре демографии открыта и успешно реализуется магистерская программа «Социальная демография» на отделении «Социология»19. С 2019 года открыта магистерская программа

16 Ломоносов М.В. О сохранении русского народа / сост. и отв. ред. О.А. Платонов; Институт русской цивилизации. 2011. URL: https://rusinst.su/docs/books/ M.YLomonosov-O_sohranenii_russkogo_naroda.pdf

17 ВШЭ, магистерская программа «Демография» по направлению «Социология». URL: https://www.hse.ru/ ma/demography/ (дата обращения 26.12.2021).

18 ВШЭ, магистерская программа «Население и развитие» по направлению «Государственное и муниципальное управление». URL: https://www.hse.ru/ma/pd/ (дата обращения 26.12.2021).

19 Московский государственный университет им.

М.В. Ломоносова, магистерская программа «Социальная демография». URL: https://www.demography-msu.ru/ (дата

обращения 26.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Управление демографическими процессами» на отделении «Менеджмент»20.

Кафедра демографической и миграционной политики МГИМО, относящаяся к факультету управления и политики, реализует магистерскую программу «Управление человеческими ресурсами», ориентированную на подготовку специалистов в области управления человеческими ресурсами с акцентом на методы демографических и миграционных исследований, а также анализа лучших международных практик в области человеческого развития21.

Таким образом, в 2021 году обучение специалистов по направлению «Демография» реали-зовывалось только в трех вузах, входящих в топ различных отечественных и зарубежных рейтингов и имеющих определенные свободы и возможности выбора траектории работы и развития.

Для оценки возможности открытия и реализации образовательных программ по направлению «Демография» рассмотрены кафедры, на которых читаются дисциплины данной направленности, в ряде ведущих отечественных вузов (табл. 1).

Наиболее многочисленной является кафедра демографии Института демографии имени А.Г. Вишневского ВШЭ — 40% от общего числа ППС. Обращает на себя внимание тот факт, что на кафедре ВШЭ отсутствуют доктора наук, большая часть — это кандидаты наук (экономических, социологических, географических и проч.) и четыре сотрудника без ученой степени (двое из которых имеют стаж более 10 лет, двое — менее 5 лет).

Следующие по численности сотрудников (с равным числом ППС) — кафедра народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедра демографической и миграционной политики факультета управления и политики МГИМО — по 9 сотрудников. Уровни остепененности их сотрудников близки, но имеется небольшое различие — на кафедре народонаселения больше на одного доктора наук, а на кафедре демографической и

20 Там же.

21 МГИМО, магистерская программа «Управление человеческими ресурсами». URL: https://sgp.mgimo.ru/ master/hr (дата обращения 26.12.2021).

Таблица 1. Кадровый потенциал кафедр демографии и народонаселения в российских вузах

Вуз, кафедра Профессорско-преподавательский состав (ППС), чел. Доктора наук Кандидаты наук Без ученой степени

Чел. % от всего состава Чел. % от всего состава Чел. % от всего состава

ВШЭ, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, кафедра демографии1' 20 0 0,0 16 80,0 4 20,0

МГУ имени М.В. Ломоносова, экономический факультет, кафедра народонаселения2' 9 3 33,3 5 55,6 1 11,1

МГИМО, Факультет управления и политики, кафедра демографической и миграционной политики3' 9 2 22,2 6 66,7 1 11,1

МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа современных социальных наук, кафедра демографии4' 8 3 37,5 4 50,0 1 12,5

МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет, кафедра социологии семьи и демографии5' 4 2 50,0 2 50,0 0 0,0

ВСЕГО 50 10 20,0 33 66,0 7 14,0

1) ВШЭ, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, кафедра демографии. URL: https://www.hse.ru/demo/kdemo/ (дата обращения 26.12.2021). 2) МГУ имени М.В. Ломоносова, экономический факультет, кафедра народонаселения. URL: https://demography.econ.msu.ru/ (дата обращения 26.12.2021). 3) МГИМО, факультет управления и политики, кафедра демографической и миграционной политики. URL: https://mgimo.ru/study/ faculty/sgp/kdmp/ (дата обращения 26.12.2021). 4) МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа современных социальных наук, кафедра демографии. URL: https://www. demography-msu.ru/ (дата обращения 26.12.2021). 5) МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет, кафедра социологии семьи и демографии. URL: https://www.sodo. msu.ru/index.php/ (дата обращения 26.12.2021).

миграционной политики — на одного кандидата наук. На каждой кафедре есть по одному не-остепенённому сотруднику.

Далее следует кафедра демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. Из восьми сотрудников трое — доктора наук, четверо — кандидаты и один — без ученой степени (заместитель заведующего по учебным вопросам).

Самой компактной является кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Из четырех сотрудников — два доктора наук и два кандидата наук.

Помимо данных о численности сотрудников с ученой степенью и уровне остепененности персонала демографических кафедр вызывает интерес возрастной состав работников, их научно-педагогический стаж.

Информация о научно-педагогическом стаже профессорско-преподавательского состава не представлена на сайтах кафедры народона-

селения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и кафедры демографической и миграционной политики факультета управления и политики МГИМО, поэтому они из дальнейшего анализа исключены.

Научно-педагогический стаж профессорско-преподавательского состава кафедр разбит на четыре группы исходя из следующих критериев:

• стаж 1—5 лет — молодые специалисты, ассистенты или преподаватели кафедр, обучающиеся или недавно закончившие обучение в аспирантуре и допущенные к преподавательской деятельности; это потенциал, будущее кафедр при должном обучении, работе с ними и наставничестве;

• стаж 5—10 лет — молодые кандидаты наук или молодые преподаватели, готовящиеся к защите; специалисты, изучившие широкий круг научного и практического материала, набирающие опыт как педагогической, так и научной деятельности;

• стаж 10—20 лет — движущая сила кафедр, как правило, защищенные кандидаты или «молодые» доктора наук; имеют существенный опыт педагогической и научно-исследовательской деятельности;

• стаж 20 и более лет — «аксакалы» кафедр, имеющие большой профессиональный и жизненный опыт, формирующие научные школы и направления, наставники молодого поколения.

Информация сформирована по открытым данным, представленным на сайтах кафедр (табл. 2).

Исходя из критериев научно-педагогического стажа, представленного в таблице 2, и уровня остепененности, кафедрой-наставником можно назвать кафедру социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Две трети сотрудников кафедры имеют стаж более 20 лет, один преподаватель — 10—20 лет. Аналогичная

ситуация на кафедре демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова — 75%, или 6 из 8 сотрудников имеют стаж более 20 лет и по одному сотруднику 5—10 лет и 10—20 лет.

Кафедра демографии Института демографии имени А.Г. Вишневского ВШЭ интересна тем, что на ней, при отсутствии докторов наук, прослеживается преемственность поколений — в каждом из выделенных интервалов по стажу работы есть не менее двух-трех преподавателей.

Анализ дисциплин, читаемых на кафедрах, дает понимание текущих направлений работы, а также, в совокупности с информацией о ППС кафедр демографии, возможность оценить потенциал кафедр с позиции открытия новых образовательных программ по направлению подготовки «Демография». Данные о читаемых дисциплинах по уровням подготовки представлены в таблице 3.

Таблица 2. Научно-педагогический стаж профессорско-преподавательского состава российских вузов

Вуз, кафедра ППС, чел. Научно-педагогический стаж, лет

1-5 5-10 10-20 20 и более

ВШЭ, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, кафедра демографии 20 3 2 7 8

МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа современных социальных наук, кафедра демографии 8 0 1 1 6

МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет, кафедра социологии семьи и демографии 4 0 0 1 3

ВСЕГО 32 3 3 9 17

Таблица 3. Дисциплины, читаемые по уровням подготовки на кафедрах демографии и народонаселения в российских вузах

Вуз, кафедра Число дисциплин, ед. Уровень «бакалавриат» Уровень «магистратура»

Ед. % от количества всех дисциплин Ед. % от количества всех дисциплин

ВШЭ, Институт демографии имени А.Г. Вишневского, кафедра демографии 29 11 37,9 18 62,1

МГУ имени М.В. Ломоносова, экономический факультет, кафедра народонаселения 15 4 26,7 11 73,3

МГИМО, факультет управления и политики, кафедра демографической и миграционной политики 35 19 54,3 16 45,7

МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа современных социальных наук, кафедра демографии 33 6 18,2 27 81,8

МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет, кафедра социологии семьи и демографии 17 10 58,8 7 41,2

ВСЕГО 129 50 38,8 79 61,2

Наибольшее число читаемых дисциплин зафиксировано на кафедре демографической и миграционной политики факультета управления и политики МГИМО (35), из них большая часть читается на уровне подготовки «бакалавриат» (19 дисциплин, или 54,3%). Следующая по числу читаемых дисциплин демографической направленности — кафедра демографии Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова, где большая часть дисциплин реализуется на уровне подготовки «магистратура» (27, 81,8%). Кафедра демографии Института демографии имени А.Г. Вишневского ВШЭ реализует 29 дисциплин, большая часть которых читается магистрам (18, 62,1%). Подобное распределение в трех вузах вполне закономерно и, в первую очередь, отражает реализуемые на кафедре образовательные программы, по которым она является выпускающей.

Кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета и кафедра народонаселения экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудники которых обеспечивают потребности собственного факультета, а также читают межфакультетские дисциплины, представлены широким числом дисциплин (17 и 15 соответственно).

На каждой из рассмотренных кафедр помимо образовательной деятельности ведется активная научная и популяризационная работа или имеются отраслевые лаборатории и центры. Среди наиболее значимых направлений можно выделить проведение научно-практических конференций, научно-исследовательские проекты, поддержанные различными фондами (РФФИ, РНФ, Министерство науки и высшего образования России и проч.), чтение открытых лекций, участие в фестивалях науки, развитие и поддержку международного сотрудничества, совместную деятельность с академическим сообществом и работодателями.

Помимо численной характеристики кафедр необходимо понимать, кто ими заведует, какие научные школы и направления развиваются на каждой кафедре, т. к. именно эти параметры формируют будущее любого научного направления.

При экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в 1960-е годы и открыта в на-

стоящее время успешно функционирует научно-исследовательская лаборатория экономики народонаселения и демографии22, которая включает в себя три сектора (сектор воспроизводства населения и демографической политики; сектор региональной демографии, расселения и миграции; сектор историко-демографических и библиографических исследований). В лаборатории насчитываются 16 сотрудников, являющихся как штатными работниками, так и внутренними совместителями.

Институт демографии имени А.Г. Вишневского ВШЭ — научное и образовательное учреждение. Его цели: проведение фундаментальных научных исследований, совершенствование их методологии, подготовка научных кадров. В составе Института демографии имени А.Г. Вишневского ВШЭ кроме кафедры демографии функционируют следующие подразделения: научно-учебная лаборатория социально-демографической политики; редакция средства массовой информации — электронного журнала «Демографическое обозрение»; Центр демографических исследований23. В 2017 году создана международная лаборатория исследований населения и здоровья, которая занимается разработкой новых и совершенствованием существующих методов изучения здоровья населения, проведением на их основе научных исследований в области здоровья и смертности населения24.

Кафедра демографической и миграционной политики, возглавляемая ведущим демографом, членом-корреспондентом РАН С.В. Рязанцевым, вносит огромный вклад в укрепление позитивного имиджа МГИМО в средствах массовой информации через выступления ее сотрудников по проблемам демографической и миграционной политики. Помимо учебного процесса и научной деятельности кафедра занимается практическими вопросами совер-

22 МГУ имени М.В. Ломоносова, Научно-исследовательская лаборатория экономики народонаселения и демографии. URL: https://www.econ.msu.ru/departments/ cps/ (дата обращения 26.12.2021).

23 ВШЭ, Институт демографии имени А.Г. Вишневского. URL: https://www.hse.ru/demography/ (дата обращения 26.12.2021).

24 ВШЭ, Международная лаборатория исследований населения и здоровья. URL: https://demogr.hse.ru/ (дата обращения 26.12.2021).

шенствования демографической и миграционной политики России путем широкой импле-ментации результатов научных исследований в деятельность российских агентств и международных организаций. Ученые кафедры активно оказывают консультационные услуги российским государственным структурам и международным организациям.

На базе Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС открыта лаборатория исследований демографии и миграции25. Тематика ее исследований включает в себя анализ современных тенденций воспроизводства населения России, эффектов социальной и демографической политики и выработку рекомендаций по их совершенствованию.

На базе УрФУ в 2014 году открыта научная лаборатория «Международный центр демографических исследований»26, основной целью деятельности которой является развитие в университете новых перспективных направлений с привлечением иностранных ученых, а также организация и проведение историко-демогра-фических исследований.

В Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова действует лаборатория экономики народонаселения и демографии27. Основными направлениями исследований лаборатории являются изучение процессов воспроизводства населения, демографического потенциала, семьи и домохозяйства, миграции населения, экономико-демографических факторов сбалансированности регионального рынка труда, разработка региональных демографических прогнозов.

В дополнение к проведенному обзору необходимо отметить, что в ряде российских вузов также читаются отдельные демографические дисциплины, проводится научная работа со студентами, осуществляются исследования, ППС кафедр выступает с докладами и публи-

25 РАНХиГС, Лаборатория исследований демографии и миграции. URL: https://www.ranepa.ru/social/ob-mstitute/laboratoriya-issledovanij-demografii-i-migratsii/ (дата обращения 26.12.2021).

26 УрФУ, научная лаборатория «Международный центр демографических исследований». URL: https:// idun.urfu.ru/ru/sotrudniki/ (дата обращения 26.12.2021).

27 СВФУ им. М.К. Аммосова, лаборатория экономи-

ки народонаселения и демографии. URL: https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/instituty/niires/ demography/ (дата обращения 26.12.2021).

кует статьи по актуальным проблемам народос-бережения. Среди наиболее активных регионов выделяются Республика Башкортостан, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Ставропольская области, Республика Татарстан и др. В ряде регионов имеются академические организации, ведущие образовательную деятельность дополнительно с научно-исследовательской. Так, Вологодский научный центр РАН в рамках программ подготовки магистров и бакалавров по направлению «Экономика» реализует курс «Экономическая демография» силами сотрудников отдела исследований уровня и образа жизни населения. «Демографический ликбез» включен и в курсы повышения квалификации для преподавателей и представителей органов власти.

Говоря о проводимой на национальном уровне работе по направлению «Демография», стоит отметить Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, занимающий особое место28. Он создан на базе Центра социальной демографии Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН приказом № 55 от 1 июня 2020 г. Возглавляет Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН ведущий ученый, демограф, член-корреспондент РАН С.В. Рязанцев, который имеет свою научную школу в области демографического и миграционного развития. Основные направления работы ИДИ ФНИСЦ РАН: развитие и систематизация теоретических и практических положений отечественной демографической школы, повышение качества научных исследований и обоснованности результатов ее деятельности; внедрение результатов демографических исследований в практическую деятельность федеральных и региональных органов власти РФ; популяризация результатов демографических исследований в средствах массовой информации и повышение общественной значимости демографической науки в России; развитие и совершенствование системы демографического образования в РФ, организация курсов повышения квалификации и научно-практических семинаров, посвященных ключевым

28 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН. URL: https://idrras.ru (дата обращения 26.12.2021).

проблемам демографического развития страны. Среди образовательных и научных организаций России и зарубежных стран-партнеров института 9 отечественных учебных заведений и 10 зарубежных образовательных и научных организаций29.

Проведя обзор учебных заведений России, реализующих образовательные программы по профилю «Демография» (по различным направлениям обучения), можно сделать вывод о том, что научный и образовательный потенциал для подготовки специалистов-демографов имеется не только в столичных вузах, но и в регионах. Однако нельзя не отметить существенное «проседание» в субъектах РФ — отсутствие специализированных кафедр. Тем не менее наличие лабораторий, специализирующихся на демографических исследованиях, доказывает востребованность соответствующих знаний в различных регионах России.

Благодаря инициативе ИДИ ФНИСЦ РАН, в 2021 году разработан и находится на стадии утверждения профессиональный стандарт (ПС) «Демограф»30, в котором представлен вид профессиональной деятельности по МСКЗ-08: «Разработка мер, направленных на регулирование количественных и качественных параметров демографического развития для принятия управленческих решений» (код 03. Социальное обслуживание) (Ростовская, Золотарева, 2021). Профстандарт выступает вектором, определяющим укрупненную группу специальностей (УГС), в рамках которой будет разработан образовательный стандарт31.

ИДИ ФНИСЦ РАН, исходя из потребностей рынка труда и общества в квалифицированных специалистах в области демографии, на 2022 год поставил перед собой целью разра-

29 Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН. URL: https://idrras.ru/presentation/ (дата обращения 26.12.2021).

30 Об утверждении профессионального стандарта «Демограф»: проект Приказа Минтруда России (по состоянию на 24.11.2021); подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/02/11-21/00122735. URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n =78220#EvcynsSpXzyfQKAJ (дата обращения 26.12.2021).

31 Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений: Постановление от 12 апреля 2019 года № 434. URL: https://docs.cntd.ru/document/554229840 (дата обращения 26.12.2021).

ботку Федеральных государственных образовательных стандартов поколения 3++ (ФГОС ВО 3++) по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура» в рамках УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа». Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:

• формирование рабочей группы, включающей ведущих отечественных ученых-демографов, представителей академического сообщества и образовательных учреждений, потенциальных работодателей, представителей органов исполнительной и законодательной власти;

• составление и утверждение графика работ по разработке ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» в рамках УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура»;

• разработка первичных проектов ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» в рамках УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура»;

• проведение профессионально-общественного обсуждения первичных проектов ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» в рамках УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура»;

• доработка проектов ФГОС ВО 3++ по итогам профессионально-общественного обсуждения;

• направление разработанных проектов стандартов в соответствующие уполномоченные органы для рассмотрения и утверждения.

Основная цель деятельности профстандарта «Демограф» — «решение задач, направленных на анализ и прогноз демографической ситуации на микро- и макроуровне, учёт демографического фактора в социальном и экономическом развитии, разработку социально-демографической политики государства, региона, отрасли, организации, направленной на регулирование количественных и качественных параметров населения (социально-демографических групп, домохозяйств, работников, трудовых коллективов), исследование факторов демографической динамики и решения прикладных демографических задач (для макроэкономического регулирования, страхования, логистики,

маркетинга, размещения услуг и производительных сил, политических исследований)» (Ростовская, Золотарева, 2021). Данная формулировка максимально полно и широко раскрывает виды профессиональной деятельности специалиста-демографа в различных отраслях и видах деятельности как на федеральном, так и региональном или муниципальном уровне.

Содержащиеся в ПС «Демограф» обобщенные трудовые функции нацелены на три уровня подготовки: бакалавриат — магистратура — аспирантура, с возможностью реализации на каждом уровне программ дополнительного профессионального образования. Благодаря такому подходу становится возможным осуществление системы непрерывного образования в области демографии в стране.

Во время работы над ФГОС ВО 3++ по направлению «Демография» в рамках УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура» будут определены области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности выпускника; типы задач профессиональной деятельности, которые выпускники готовы решать; универсальные и общепрофессиональные компетенции, сформированные выпускником в процессе обучения; требования к условиям реализации образовательных программ, включающие в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программ.

Обсуждение и заключение

Изучение и обобщение действующих в России нормативно-правовых документов, в том числе в сфере демографической политики, национальных целей развития, стратегии национальной безопасности демонстрируют, что в стране уделяется должное внимание формированию законодательства по вопросам народонаселения и народосбережения. Настораживает только тот факт, что не всегда ставятся актуальные или выполнимые задачи, используются индикаторы, реально характеризующие ключевые параметры демографического оптимума.

Ответом на решение данной проблемы в 2021 году стали разработка и утверждение профессионального стандарта «Демограф» (Ростовская, Золотарева, 2021), который позволит

сформировать новую модель кадрового потенциала в области демографии, выявить возможности развития подготовки высококвалифицированных специалистов-демографов, а в рамках управленческой деятельности сделает возможным удовлетворение потребности в демографической экспертизе и консалтинге. Проект стандарта для ознакомления размещен в открытом доступе32.

Обзор отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных вопросам образования, развития человеческого и кадрового потенциала, реализации специалистов на рынке труда, дает понимание, что современный, востребованный специалист на рынке труда тот, кто помимо качественного образования имеет обновляемую, многоуровневую и актуальную базу знаний, отвечающую запросам общества, отраслей и видов деятельности. Для специалистов-демографов данные требования также актуальны и применимы.

Для того чтобы оценить потенциал образовательного сообщества России и ситуацию в мире в целом, был проведен анализ деятельности учебных и научных организаций по направлению «Демография». В результате выявлено, что в странах мира, наряду с автономной работой учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, существуют их коллабо-рации.

В России всего три вуза ведут образовательную деятельность по программам, относящимся к демографии (т. к. отдельного образовательного направления на сегодняшний день нет, программы осваиваются в рамках других направлений). В трех вузах работают пять кафедр демографии и народонаселения. Образовательным потенциалом обладают и столичные, и региональные учебные заведения, в которых действуют лаборатории или научные центры, проводящие исследования по актуальным проблемам демографии, а также вузы, чьи преподаватели читают отдельные демографические дисциплины, проводят исследования, публикуют статьи и выступают с докладами.

32 Об утверждении профессионального стандарта «Демограф»: проект Приказа Минтруда России (по состоянию на 24.11.2021); подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/02/11-21/00122735. URL: https://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n =78220#EvcynsSpXzyfQKAJ (дата обращения 24.12.2021).

В целях создания и утверждения образовательных стандартов по направлению «Демография» в рамках УГС 39.00.00 «Социология и социальная работа» по уровням подготовки «бакалавриат» и «магистратура» в инициативном порядке Институтом демографических исследований ФНИСЦ РАН проведен ряд работ. Среди них: разработка план-графика деятельности на 2022 год, создание рабочей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

группы, определение области и сферы профессиональной деятельности выпускника, типов задач профессиональной деятельности, которые выпускники готовы решать. На каждом этапе будет сохранен принцип системного подхода в подготовке специалиста-демографа, основанный на критериях и параметрах, заложенных в профессиональном стандарте «Демограф».

Литература

Голенкова З.Т., Голиусова Ю.В. (2016). Российский прекариат: проблемы накопления человеческого капитала // Вестник Института социологии. № 18. С. 57—69. DOI: https://doi.org/DOI: 10.19181/ vis.2016.18.3.412

Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. (2018). Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. № 22 (2). С. 262—273. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.262.-273

Егорычев А.М., Ростовская Т.К. (2021). Перспективы развития профессионального образования в условиях глобализации мирового сообщества // ЦИТИСЭ. № 1. С. 55—64. DOI: http://doi. org/10.15350/2409-7616.2021.1.05

Ильясов Б.Г., Герасимова И.Б., Макарова Е.А. [и др.] (2017). Основы теории систем и системного анализа / РИК УГАТУ.

Карамзина А.Г., Сильнова С.В. (2021). Системный анализ и моделирование процесса разработки программ дополнительного профессионального образования // Вестник ВГУ. Серия: Системный анализ и информационные технологии. № 2. С. 94-98. DOI: https://doi.Org/10.17308/sait.2021.2/3507

Константиновский Д.Л., Попова Е.С. (2016). Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. № 1. С. 5-19. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/2018/11/18/ 1251870868/5_19_Konstantinovsky

Микешина Л.А. (2005). Философия науки. М.: Прогресс-Традиция. 464 с.

Ростовская Т.К., Золотарева О.А. (2021). Профессиональный стандарт «Демограф» как фактор формирования новой модели кадрового потенциала // Социологическая наука и социальная практика. № 2 (9). С. 82-95. DOI: 10.19181/snsp.2021.9.2.8106

Сюпова М.С. (2018). Демографическая политика: опыт зарубежных стран // Ученые заметки ТОГУ: электронное научное издание. № 9 (1). С. 272-278.

Ярных Э.А., Давлетшина Л.А., Агентова Г.В. (2021). Перспективы развития образовательной системы в России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. № 3. С. 44-55. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-3-44-55

Alshubiri F.N. (2021). Analysis of financial sustainability indicators of higher education institutions on foreign direct investment: Empirical evidence in OECD countries. International Journal of Sustainability in Higher Education, 22(1), 77-99. DOI: 10.1108/IJSHE-10-2019-0306

Ashour S. (2021). How COVID-19 is reshaping the role and modes of higher education whilst moving towards a knowledge society: The case of the UAE. Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. DOI: 10.1080/02680513.2021.1930526

Beal Krause A.L. (2021). The aged population and social spending in Latin America: Comparing the demographic functionalist theories and political pressure arguments. Politics and Policy, 49(5), 1061-1091. DOI: 10.1111/ polp.12429

Brauer S. (2021). Towards competence-oriented higher education: A systematic literature review of the different perspectives on successful exit profiles. Education and Training, 63(9), 1376-1390. DOI: 10.1108/ET-07-2020-0216

Buitrago R., Salinas J., Boude O. (2021). Designing and representing learning itineraries: A systematic review ofthe literature. Interaction Design and Architecture(s), 47, 94-122.

Fletcher J., Gillum D., Moritz R., Schwartz A. (2021). Demographic and salary trends of the 2020 biosafety

workforce. Applied Biosafety, 26(3), 164-174. DOI: 10.1089/apb.20.0066 Kicherova M.N., Semenov M.Yu., Zyuban E.V. (2021). Qualification assessment practices: New possibilities and

constraints. Obrazovanie i Nauka, 23(7), 71-98. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-7-71-98 Marszowski R., Drobek L., Hetmanczyk P., Markowska M. (2020). Education in the times of demographic change and globalization. Case study on the example of the Silesian Voivodeship. Sustainability, 12(14). DOI: 10.3390/ su12145688

Rajovic G., Bulatovic J. (2017). Geography education research in Serbia: A teacher's perspective. European Journal

of Contemporary Education, 6(1), 100-125. DOI: 10.13187/ejced.2017.1.100 Ramos M.E., Garza-Rodríguez J., Gibaja -Romero D.E. (2021). Automation of employment in the presence of

industry 4.0: The case of Mexico. Technology in Society, 68(1), 101837. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101837 Romanova G., Maznichenko M., Neskoromnyh N. (2016). Systematic approach to the goalsetting of higher education in the field of tourism and hospitality. European Journal of Contemporary Education, 17(3), 344-356. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.344 Serrano-Aguilera J.J., Tocino A., Fortes S. et al. (2021). Using peer review for student performance enhancement: Experiences in a multidisciplinary higher education setting. Education Sciences, 11(2), 1-21. DOI: 10.3390/ educsci11020071

Tran L.T., Le Thanh Phan H., Marginson S. (2018). The 'advanced programmes' in Vietnam: Internationalising the curriculum or importing the 'best curriculum' of the west? Higher Education Dynamics, 51, 55-75. DOI: 10.1007/978-3-319-78492-2_4. Wang T.-C., Phan B.N., Nguyen T.T.T. (2021). Evaluating operation performance in higher education: The case of

Vietnam public universities. Sustainability (Switzerland), 13(7), 4082. DOI: 10.3390/su13074082 Weber J.M., Lindenmeyer C.P., Lio P., Lapkin A.A. (2021). Teaching sustainability as complex systems approach: a sustainable development goals workshop. International Journal of Sustainability in Higher Education, 22(8), 25-41. DOI: 10.1108/IJSHE-06-2020-0209 Zabeli N., Kaganiku F. (2021). Policy analysis for mapping the discourse of inclusion in higher education system in Kosovo. Journal for Critical Education Policy Studies, 19(2), 452-483.

Сведения об авторах

Тамара Керимовна Ростовская - доктор социологических наук, профессор, заместитель директора, Институт демографических исследований, ФНИСЦ РАН (119333, Российская Федерация, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6; е-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru)

Александра Анатольевна Шабунова - доктор экономических наук, доцент, директор, Вологодский научный центр Российской академии наук (160014, Российская Федерация, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; е-mail: aas@vscc.ac.ru)

Лейсан Анваровна Давлетшина - кандидат экономических наук, доцент кафедры, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., д. 36; е-mail: davletshina.la@rea.ru)

Rostovskaya T.K., Shabunova A.A., Davletshina L.A.

Demographic Education in Modern Russia: Mismatch between the Needs and Opportunities

Abstract. Negative trends in major demographic processes, aggravated by the impact of the COVID-19 pandemic, require not only an active demographic policy, but also thoughtful and well-grounded management decisions. This raises the requirements for the qualifications of employees in the field of science, education and management personnel in terms of their understanding of complex and multifactor demographic processes. Consequently, the need for training and retraining of demographers is also

increasing. The purpose of the work is to assess the current state of demographic education in Russia and the possibilities of its development. The article presents an overview of foreign and national educational and scientific practice in the field of demographic education. We find that the "Demography" field is included in the enlarged group "3. Social sciences, business and law"; therefore, most educational institutions implement educational programs in the "Sociology" field; more often these are master's degree programs. Scientific institutions focus on collaborating with educational institutions and pursue an educational and scientific trajectory (for example, the USA); they can also work autonomously by responding to the needs of the state and society (France, Germany). We also review Russian practice of implementing the educational process under the program "Demography". We find out that only three universities conduct educational activities under this program. However, the scientific and educational potential for training demographers, taking into account "non-core" universities and academic research organizations, is available in the capital and in the regions. Nevertheless, the presence of laboratories specializing in demographic research proves the relevance of demographic knowledge in various regions of Russia. The analysis of departments' teaching staff confirms their high educational and scientific potential. An overview of the work of scientific institutions and departments at universities indicates that vigorous scientific and research activity in the "Demography" field is being conducted in Russia. The analysis shows that in modern Russia, the issues of standardization of this area of work and education have not yet been fully worked out. We substantiate a system of successive stages for development of an educational standard in the "Demography" field and approval of the "Demographer" professional standard.

Key words: demographer, labor market, education, system approach, professional standard, educational standard, multilevel education system, domestic experience, foreign experience.

Information about the Authors

Tamara K. Rostovskaya - Doctor of Sciences (Sociology), Professor, deputy director for science, Institute for Demographic Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (6, building 1, Fotieva Street, Moscow, 119333, Russian Federation); e-mail: rostovskaya.tamara@mail.ru)

Aleksandra A. Shabunova - Doctor of Sciences (Economics), Associate Professor, director, Vologda Research Center, Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: aas@vscc.ac.ru)

Leysan A. Davletshina - Candidate of Sciences (Economics), associate professor of department, Plekhanov Russian University of Economics (36, Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation; e-mail: davletshina.la@rea.ru)

Статья поступила 26.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.