Научная статья на тему 'ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХОВ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ'

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХОВ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ЭТНОПОЛИТИКА / DIASPORA / MIGRATION PROCESSES / TOLERANCE / ETHNOS / ETHNIC GROUP / ETHNO-CULTURAL PROCESSES / ETHNIC POLICIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдулина А. Т.

Представлены результаты изучения некоторых аспектов демографических и социальных отношений в среде казахов Узбекистана, подвергшихся в постсоветский период ассимиляции. Сокращение количественных показателей казахской этнической группы было вызвано миграционным оттоком в Казахстан, где проводится политика репатриации этнических казахов и их социокультурной адаптации. Несмотря на декларирование и реализацию в независимом Узбекистане политики широкой толерантности по отношению к этническим и конфессиональным группам, при президентстве И. Каримова наблюдались процессы размывания этничности, что привело к сокращению количества учебных заведений с казахским языком обучения, представленности казахов во властных структурах и др. При новом президенте Ш. Мирзиёеве наметились некоторые положительные тенденции в состоянии казахской диаспоры в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOGRAPHIC AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF THE SITUATION OF THE KAZAKHS IN MODERN UZBEKISTAN

The article presents the results of studying some aspects of demographic and social relations among the Kazakhs of Uzbekistan, who were subjected to assimilation in the post-Soviet period. The decrease in the quantitative indicators of the Kazakh ethnic group was caused by the migration outflow to Kazakhstan, where the policy of repatriation of ethnic Kazakhs and their socio-cultural adaptation is being pursued. Despite the declaration and implementation of a policy of broad tolerance towards ethnic and confessional groups in Independent Uzbekistan, under the presidency of I. Karimov, ethnicity was eroded, which led to reduction in the number of educational institutions with the Kazakh language of instruction, the representation of Kazakhs in power structures, etc. Under the new president Sh. Mirziyoev, some positive trends in the state of the Kazakh diaspora in Uzbekistan were outlined.

Текст научной работы на тему «ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХОВ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 157-166. УДК 316.347

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(4).157-166

А. Т. Абдулина

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛОЖЕНИЯ КАЗАХОВ В СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ*

Представлены результаты изучения некоторых аспектов демографических и социальных отношений в среде казахов Узбекистана, подвергшихся в постсоветский период ассимиляции. Сокращение количественных показателей казахской этнической группы было вызвано миграционным оттоком в Казахстан, где проводится политика репатриации этнических казахов и их социокультурной адаптации. Несмотря на декларирование и реализацию в независимом Узбекистане политики широкой толерантности по отношению к этническим и конфессиональным группам, при президентстве И. Каримова наблюдались процессы размывания этничности, что привело к сокращению количества учебных заведений с казахским языком обучения, представленности казахов во властных структурах и др. При новом президенте Ш. Мирзиёеве наметились некоторые положительные тенденции в состоянии казахской диаспоры в Узбекистане.

Ключевые слова: диаспора; миграционные процессы; толерантность; этнос; этническая группа; этнокультурные процессы; этнополитика.

A. T. Abdulina

DEMOGRAPHIC AND SOCIO-CULTURAL ASPECTS OF THE SITUATION OF THE KAZAKHS IN MODERN UZBEKISTAN

The article presents the results of studying some aspects of demographic and social relations among the Kazakhs of Uzbekistan, who were subjected to assimilation in the post-Soviet period. The decrease in the quantitative indicators of the Kazakh ethnic group was caused by the migration outflow to Kazakhstan, where the policy of repatriation of ethnic Kazakhs and their socio-cultural adaptation is being pursued. Despite the declaration and implementation of a policy of broad tolerance towards ethnic and confessional groups in Independent Uzbekistan, under the presidency of I. Karimov, ethnicity was eroded, which led to reduction in the number of educational institutions with the Kazakh language of instruction, the representation of Kazakhs in power structures, etc. Under the new president Sh. Mirziyoev, some positive trends in the state of the Kazakh diaspora in Uzbekistan were outlined.

Keywords: diaspora; migration processes; tolerance; ethnos; ethnic group; ethno-cultural processes; ethnic policies.

Постановка проблемы

На момент распада Советского Союза наиболее крупная казахская диаспора находилась в соседнем с Казахстаном Узбекистане по причине сложных переплетений исторических судеб двух братских народов. По последней Всесоюзной переписи населения СССР 1989 г., т. е. за два года до рас-

пада страны, в Узбекистане насчитывалось 808 987 казахов. При всей незначительности их удельной доли - 4,1 % [1, с. 169-170], -они занимали четвёртое место по численности среди этносов республики по данным официальной статистики. В результате репатриации на историческую родину количество казахов в составе населения уменьши-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и образования Республики Казахстан в рамках проекта проведения научных исследований «Святые места казахов Узбекистана (гробницы Жалантос батыра, биев Толе и Айтеке и др.), генезис, история изучения, современное состояние», проект № АР05131886.

лось практически вдвое, сильно изменились социально-культурные условия казахской диаспоры в Узбекистане (социальная занятость и мобильность, доступность образования на казахском языке, социокультурная инфраструктура в населённых пунктах и пр.), анализ некоторых аспектов которых предпринят в данной статье.

Во многом социокультурные аспекты жизнедеятельности не автохтонных народов в странах зависят от их численности, компактности проживания, а также этнической политики данного государства, истории межэтнических отношений. Именно поэтому необходимо провести небольшой экскурс демографической динамики казахов в независимом Узбекистане. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос, каково социокультурное самочувствие казахской диаспоры в Узбекистане в настоящее время; с какими проблемами в области образования, трудоустройства, карьерного роста, институтов функционирования культуры им приходится сталкиваться; насколько удаётся Республиканскому казахскому культурному центру выражать интересы казахов и ставить их перед правительством республики?

Методы

Данное исследование носит этносоцио-логический характер, поэтому нашёл применение количественный метод, связанный с анализом опубликованных данных государственной статистики Узбекистана. Основная трудность для исследователей демографии населения Узбекистана связана с тем, что за весь период независимости не осуществлялись общенациональные переписи населения, проведение первой такой переписи намечено только на 2022 г. Однако Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике ежегодно проводил комплексные статистические обследования, публикуя статистические обозрения.

Частичное применение имел метод экспертных оценок путём анализа интервью разных лет руководителей Республиканского казахского культурного центра, представителей казахской диаспоры в Узбекистане, опубликованных в казахстанских СМИ, а также бесед с доктором исторических наук А. У. Токтабаем, руководителем указанного грантового научного проекта, осуществляю-

щего исследования на базе Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова. В 2018-2019 гг. он совершил несколько экспедиций в г. Ташкент, районы Ташкентской, Навоийской, Бухарской областей с компактным проживанием казахов. В ходе полевой работы он провёл множество бесед с местными жителями-казахами, интересуясь, наряду с вопросами о культовых сооружениях и святых местах, сохранностью древних преданий и легенд, состоянием людей в социальном и культурном плане. Метод включённого наблюдения также активно использовался казахским учёным, имеющим солидный багаж полевых изысканий, что позволило ему поделиться своими наблюдениями за социальной повседневностью местных казахов с автором данной статьи. Данные методы сбора источников позволили компенсировать ограниченность круга источников, поскольку в настоящее время казахстанские учёные не имеют доступа к фондам государственных архивов Республики Узбекистан.

Кроме того, при написании данной работы автор опирался как на общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, системный и пр., так и специальные исторические: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический.

Демографические и миграционные процессы у казахов Узбекистана

Обретение Казахстаном государственной независимости открыло для казахов новые возможности по консолидации этноса на основе собственной государственности в пределах определённой территории в центре Евразии. Распад Советского Союза стал точкой отсчёта для межгосударственной миграции, как трудовой, так и по причине возвращения на историческую родину: отдельные представители народов, разделённых по разным «национальным квартирам», в связи с появлением независимых государств хотели связать собственное будущее и будущее своих потомков со своим национальным государством. Согласно исследованиям нынешнего советника-посланника посольства Республики Казахстан в Российской Федерации, кандидата политических наук Е. В. Ту-кумова, уроженца г. Термез в Узбекистане, численность казахов по данным Госкомитета Узбекистана по статистике в стране в 1997 г.

составляла 943 613 чел. (4 %). Мы видим, что в количественном отношении произошёл рост с 1989 г. на 134 626 чел., но при этом их удельная доля в составе всего населения республики незначительно упала по причине миграционного оттока. Между тем, по мнению Е. В. Тукумова, неофициальная численность казахов оценивается Казахским культурным центром порядка 1,5 млн чел., этот показатель также считается обоснованным казахстанскими демографами, в частности М. Татимовым [2]. Мы разделяем точку зрения автора на причины таких кардинальных расхождений между официальной статистикой и неофициальными данными намеренным занижением цифр узбекскими статистами и последствиями ассимиляционных процессов в среде казахов. Кроме того, здесь также влияет фактор аккультурации в связи с проводимой в Узбекистане при бывшем президенте И. А. Каримове этноцентристской политикой, когда молодёжь, во многом отлучённая от родного языка в сфере образования, не имеющая широких возможностей для развития этнической культуры, сознательно меняла этническую идентификацию с казахов на узбеков, тем самым получая дополнительные бонусы для социальной мобильности, продвижения в сфере государственной службы и администрирования.

Материалы статистики за 2005 г., приведённые в исследовании К. И. Кобландина и Г. М. Мендикуловой, показывают, что казахи, будучи прежде преимущественно кочевым этносом, расселились в степных и пустынных регионах Узбекистана - Каракалпак-стане (22,9 %), в 1925-1930 гг. входившем в состав Казахской АССР, слабозаселённых северных и центральных районах Бухарской области (1,4 %), где расположена пустыня Кызылкум, северных районах Сырдарьин-ской области (0,2 %), а также в областях, имеющих общие границы с Казахстаном, -Навоийской (8,05 %) и Жизакской (5,2 %), Ташкентской (14 %). Значительная часть казахов проживает в крупнейшем мегаполисе Центральной Азии, столице - Ташкенте (2,2 %, 4-е место по удельному весу после узбеков, русских и татар) [1, с. 169-172].

К середине 2000-х гг. общая численность казахов в Узбекистане уменьшилась в связи с ростом репатриации в Казахстан, составив

899 195 чел., т. е. за 1997-2006 гг. убыль казахов составила 44 418 чел., а удельная доля казахов в составе населения снизилась с 4,0 до 3,4 %. По сведениям Н. Б. Сейсен, в период с 1991 г. по 1 июля 2010 г. из Узбекистана в Казахстан переехало 124 605 семей, или 484 749 казахов (60,1 %) [3, с. 265-266]. В 2010 г. численность казахской диаспоры в Узбекистане исчислялась в 831 200 чел. [4] при общей численности 27 736 000 (3 %), а в 2017 г. - 803 400 при общей численности 32 120 500 (2,5 %)2. Как мы видим, идёт процесс неуклонного снижения численности казахской диаспоры в Узбекистане на фоне быстрых темпов повышения общего количества населения. Если по последней Всесоюзной переписи населения СССР 1989 г. в Узбекистане насчитывалось 19 810 077 чел., то уже через 10 лет их стало 24 231 000 (1999), в 2009 г. - 27 475 500, а в 2018 г. в Узбекистане проживало 32 9 00 1 003. Прирост населения составлял в 1999 г. 4 420 923 чел., в 2009 г. - 3 244 500, в 2018 г. - 5 424 600 чел., среднегодовые темпы прироста населения сохранялись на уровне порядка 1,5 % в год. Если вернуться к численности казахской диаспоры, то надо отметить, что Казахстан имеет высокую степень притягательности для представителей узбекских казахов, поскольку опережает Узбекистан по макроэкономическим показателям, а также проводит политику социокультурной адаптации репатриантов в контексте Государственной программы «Н^рлы кеш».

Социальная занятость и мобильность узбекских казахов

И в прошлом, и в настоящее время большая часть представителей казахской диаспоры проживает в сельской местности (около 60 %). В местах своего проживания казахи в условиях степного и полупустынного ландшафта занимаются скотоводством, преимущественно разводя каракулевых овец, продолжая традиции кочевого скотоводства конца XIX -начала XX в., отмеченные в исследовании Б. Х. Кармышевой [5, с. 47]. На орошаемых землях наряду с узбеками возделывают хлопок и рис. В городах казахи представлены в сферах образования, здравоохранения, услуг, т. е. преимущественно в непроизводственном секторе в силу традиционных установок на гуманитарное образование.

Казахи, выдвинувшиеся на руководящие посты в советской партийно-бюрократической системе и администрировании экономикой, нашли своё место во властных структурах независимого Узбекистана. Так, Тас-болат Лепесович Бабажанов, занимавший должность генерального директора государственного предприятия «Узнефтегаз», неоднократно избирался сначала депутатом Верховного Совета (1990-1994), затем Сената Олий мажлиса Республики Узбекистан (1994-2005), далее Ташкентского областного Совета [1, с. 217]. В 2006-2010 гг. советником экс-президента И. А. Каримова по вопросам координации деятельности правоохранительных и надзорных органов являлся Турсунхан Айдарович Худайбергенов, который ныне действующим президентом Узбекистана Ш. М. Мирзиёевым назначен на пост министра по чрезвычайным ситуациям.

Специальный корреспондент Искандер Аманжол ещё в 2002 г. отмечал, что представлены казахи и в силовых структурах: «Заместителем председателя СНБ является генерал Касымов, начальником УВД по На-манганской области - генерал Сувонов. Кроме него в МВД республики ещё три генерала - казахи по национальности»4. По мнению И. Аманжола, указанные лица относятся к «старой гвардии, почти предпенсионного возраста», кадрового резерва управленцев высшего звена из числа более молодых поколений узбекских казахов практически не создано.

Заметно снизилось представительство казахов в органах государственной власти и управления даже в местах компактного проживания казахской диаспоры (Каракалпак-стане, Ташкентской, Навоийской областях). По мнению Е. В. Тукумова, это явление обусловлено целенаправленной политикой руководства страны по формированию полностью лояльной местной администрации, с высоким чувством патриотизма и почитающей заветы великого Тимура [2]. Вытеснение казахов из рядов местной администрации, без сомнения, является признаком отсутствия равенства по этническому признаку, снижает возможности социальных лифтов для казахов, создавая у них чувства социального недовольства и ущемленности, что может привести к межэтническим конфликтам на бытовой почве. Так, в начале 2012 г. в г. Чирчике вблизи

Ташкента возник межэтнический конфликт между казахами и узбеками, поводом к которому послужило распространение в социальных сетях Интернета и мобильной связи песни оскорбительного для казахов содержания. Оперативные действия узбекских властей привели к купированию конфликта на его начальной стадии5. Очевидно, что столкновения, преимущественно на бытовой и социально-экономической почве (к примеру, в связи с выстраиванием препонов на пути развития бизнеса казахов), имеют место в Узбекистане на фоне низкого социально-экономического уровня жизни большей части населения, проблемы дефицита воды и пр., но они не привели и не приводят к возникновению масштабной укоренённой ненависти между двумя тюркскими этносами. Однако после прихода к власти Ш. М. Мир-зиёева ситуация с кадрами изменилась в лучшую сторону. Заместитель председателя Казахского культурного центра Садыр-баева отметила: «... в районе Канимех 70 % населения - казахи и 30 % - представители других национальностей. Но аким-таджик возглавлял район десять лет. Только после избрания нового президента в казахские районы назначили казахских акимов»6.

В конце 1990-х гг., согласно исследованиям Е. В. Тукумова, опиравшегося в своих заключениях на данные посольства Республики Казахстан в Узбекистане, среди молодёжи и женщин казахского происхождения наблюдался высокий уровень безработицы, а среди людей со средним образованием - на уровне 50-60 %. Особенно удручающее положение наблюдалось в Каракалпакстане, в частности в Южном Приаралье, которое относится к зоне экологического бедствия, где безработными были до 70 % трудоспособного населения, а среднемесячная заработная плата составляла в эквиваленте 25 долларов США (по рыночному курсу) [2].

Однако необходимо отметить, что низкие социальные показатели у казахов не были результатом этноцентристской политики, а стали отражением общего состояния социальной сферы Узбекистана в переходный период от командно-административной к рыночной экономике. Даже после 20 лет независимости Узбекистан не может справиться с проблемой бедности. Так, по сведениям Гло-

бального индекса продовольственной безопасности за 2014 г. британского издания The Economist, в соответствии с международной квалификацией 76,7 % населения Узбекистана пребывают за чертой бедности (на 2 доллара США или меньше в день на человека) . Эти цифры затронули преимущественно сельских жителей, которые проживают в населённых пунктах, в 1990-е гг. отключённых от водопровода, природного газа, электричества, лишены медицинского и бытового обслуживания, пенсионного обеспечения, культурного досуга.

Республиканский казахский национально-культурный центр и его деятельность

В области культуры главным институтом, представляющим перед государственной властью Узбекистана интересы, запросы и насущные потребности местных казахов, стал открытый на первом курултае казахов в 1992 г. Казахский национально-культурный центр, преемник Казахского информационного культурного центра, действовавшего при Академии наук Узбекской ССР с 1989 г. У его истоков стояли Артыкбай Укубаев, профессор Сейдуалы Тлеукулов и доктор экономических наук Нурали Откелбаев, которые инициировали создание в Ташкентском институте химии информационного центра. Центр, зарегистрированный Министерством юстиции Республики Узбекистан 31 октября 1995 г., в 2017 г. отметил 25-летие своего существования на узбекской земле8. Председателем Казахского национального культурного центра в настоящее время является Серикбай Усенов, в предыдущие годы были Турамат Калыбеков, Марат Укибаев, при председательстве которого наблюдались гонения, вплоть до уголовного преследования, против руководства центра, оказавшегося на грани закрытия в 2008 г. В настоящее время центр непосредственно подчиняется Комитету по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете министров Республики Узбекистан. Необходимо отметить, что после транзита власти в Узбекистане в 2016 г. были приняты важные документы в сфере этнополитики: Указ Президента Республики Узбекистан от 19 мая 2017 г. № УП-5046 «О мерах по дальнейшему со-

вершенствованию межнациональных отношений и дружественных связей с зарубежными странами» и Постановление Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2017 г. № 1111-2993 «Об организации деятельности Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан»10.

В состав центра входят Казахский национальный культурный центр Каракалпак-стана во главе с Ж. Дарменовым, отделения в Ташкенте, а также в Ташкентской, Бухарской, Навоийской, Джизакской, Сырдарьин-ской, Хорезмской областях11. Казахский национально-культурный центр сотрудничает с такими общественно-политическими и этнокультурными организациями, как Всемирная ассоциация казахов, Общество дружбы «Узбекистан - Казахстан», возглавляемое с казахстанской стороны Народным писателем Казахстана Олжасом Сулейменовым, с узбекской стороны - заместителем премьер-министра Гуломжоном Иномовичем Ибрагимовым, этнокультурными центрами узбеков в Казахстане, что служит укреплению отношений дружбы и сотрудничества между двумя соседними государствами.

Центр и его филиалы осуществляют разнообразные функции - культурно-просветительскую, образовательную, социальную, воспитательную и др. - по соответствующим направлениям деятельности. Для удовлетворения культурных запросов казахской диаспоры функционировали фольклорный ансамбль бабушек «Акмарал», молодёжные танцевальные ансамбли «Акжарал» и «Фонус» [6, с. 122]. В 2014 г., по сведениям Г. Жумасеитовой, научного сотрудника Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова, в республике действовали танцевальные ансамбли «Офа-рин», «Фариза» и «Жiбек» [4].

В Каракалпакстане в 1991 г. при Казахском культурном центре в г. Нукусе был открыт казахский народный театр «Бес кала», который по сообщениям наших исследователей [4] имеет большие проблемы с финансированием, что негативно отражается на его материально-техническом и кадровом обеспечении. Между тем театр доносит до масс достижения казахского драматического искусства через постановки как музыкальных,

так и драматических спектаклей («Абай» М. О. Ауэзова, «Тенизден тамшы» Б. Берди-ниязова, «Мецке» Ж. Асанова и др.) [4]. В 2018 г. в Мирзачульском районе Джизак-ской области был вновь открыт музыкально-драматический театр в отреставрированном здании. При театре для детей созданы кружки народной музыки, танца, а также рисунка и живописи12.

Важной задачей центра является курирование деятельности историко-этнографи-ческих, мемориальных музеев, отражающих историю, культуру, быт казахов в Узбекистане в прошлом и настоящем. В Кенимех-ском районе Навоийской области в с. Бали-манов стараниями активистов был организован мемориальный музей знатного чабана, дважды Героя Социалистического труда Ж. Балиманова, закрытый в настоящее время по настоянию местной узбекской администрации под предлогом укрупнения музеев (экспонаты музея были переданы в областной музей). В с. Тамды Тамдынского района этой же области также был закрыт историко-этнографический музей. В Бостандыкском районе Ташкентской области в связи с отсутствием помещения этнографический музей «Ша^шам», в котором представлены старинные орудия труда, домашняя утварь и предметы обихода, национальная одежда и украшения, содержится в доме местного жителя, инициировавшего его создание. По существу, подобная политика в весьма чувствительной зоне межкультурных и межэтнических контактов может негативно отразиться на состоянии межэтнических отношений в Узбекистане.

В рамках культурно-просветительской работы ежегодно проводятся международные состязания акынов «Айтыс», национальные праздники «Алтыбакан», «Тусаукесер» и др. Центр способствует популяризации казахской национальной культуры путём проведения юбилейных мероприятий видных представителей казахского народа - Толе би, Ай-теке би, Казыбек би, Абая, Жамбыла, М. О. Ауэзова, С. М. Муканова, Г. М. Мус-репова, М. Макатаева. К примеру, в 2014 г. с размахом проводились юбилейные мероприятия в честь 350-летия Толе би в комплексе «Толе би - Шайхантахур», где похоронен знаменитый казахский бий, принимавший

участие в составлении юридического свода законов «Жет жаргы» («Семь установлений») и соединивший узами памяти два братских народа. Надо отметить, стало хорошей традицией каждый год в конце мая устраивать праздничные мероприятия в честь Толе би совместно усилиями центра и его потомков, одним из которых в восьмом поколении является Таирбек Муслимов13. В 2015 г. к 170-летию великого Абая Республиканский центр подготовил документальный фильм «Абай - светоч казахского и узбекского народов» про великого мыслителя и поэта, выпущенный при финансовой поддержке посольства Казахстана в Узбекистане и на средства состоятельных казахов страны14.

В своей созидательной деятельности Республиканский центр тесно взаимодействует с посольством Казахстана в Узбекистане. В частности, их совместными усилиями были открыты мемориальные комплексы выдающихся биев казахского народа - Толе би в г. Ташкенте и Айтеке би в г. Нурата в На-воийской области.

О вкладе казахских этнологов в исследование казахской диаспоры в Узбекистане

Большой вклад в дело сохранения историко-культурного наследия казахов в Узбекистане вносят казахские этнографы. Как мы упоминали выше, в результате экспедиций в Ташкент, районы Ташкентской, Навоий-ской, Бухарской областей, населённые казахами, были впервые всесторонне изучены 46 объектов, фотодокументально зафиксированы и учтены, определены святые для местных казахов места, составлен список исторических мест в окрестностях Ташкента, касающихся Толе би. Благодаря научным изысканиям А. У. Токтабая15, осуществившего беседы с местными жителями и записавшего легенды и поверья, было установлено место рождения в ауле Жудырык (Жздырьщ) героя казахско-джунгарских войн, соратника хана Абылая - Бердыкожи батыра, которому был установлен памятник по решению местной администрации. Кроме того, удалось установить место созыва в 1680 г. по указанию Тау-ке хана заседания Совета биев в местности Куль-тобе возле современного г. Ангрен. Однако в ходе экспедиции не удалось обнаружить захоронения сына Абылай хана -

Адиль султана, вероломно убитого в 1815 г. по приказу кокандского хана во время пребывания в окрестностях Ташкента, поэтому в дальнейшем планируем новую экспедицию с целью дополнительных поисковых работ.

Состояние образования на казахском языке в Республике Узбекистан

В области образовательной деятельности национально-культурные центры казахской диаспоры проводят мониторинг состояния обеспеченности казахов школами и учеников - учебниками. В отношении школ наблюдается тенденция неуклонного снижения их численности ввиду нарастающего процесса репатриации казахов на историческую родину и бесперспективности образования на казахском языке в Узбекистане. Для убедительности приведём некоторые статистические данные: если в 2002/03 учебном году была 581 школа со смешанными языками обучения (узбекско- / русско-казахские), то уже буквально через три года их количество уменьшилось до 521 [1, с. 197]. По утверждениям заместителя председателя Республиканского казахского культурного центра Хамзы Халмуратова, в 2015 г. количество смешанных школ с казахским языком обучения сократилось уже до 44016, а чисто казахских школ - порядка 200.

Свою небольшую лепту в популяризацию казахского языка вносит и Республиканский казахский культурный центр в Ташкенте, где открыта воскресная школа по изучению казахского языка и литературы, истории и этногенеза казахов для всех желающих на бесплатной основе.

Учебниками на казахском языке в настоящее время школы обеспечены полностью по линии Министерства образования Узбекистана, которое по идеологическим причинам выступает против использования в казахских школах учебников из Казахстана. Ощущается проблема дефицита учителей-предметников по физике, географии и химии17, поскольку в Узбекистане в вузах готовятся преимущественно специалисты по казахскому языку и литературе на кафедрах казахской филологии Гулистанского государственного университета, Нукусского педагогического института имени Ажинияза, кафедре казахского языка и литературы Навоийского государственного педагогического института.

Теперь возвратимся к проблеме бесперспективности обучения на казахском языке. Дело состоит в том, что до 2018 г. в Узбекистане существовала 9-летняя система среднего образования, предусматривающая последующее обучение выпускников школ в колледжах и лицеях. Однако в системе среднего специального профессионального образования казахский язык обучения не практиковался, обучение велось только на узбекском и русском языках, за исключением двух колледжей в Навоийской области . Это создавало определённые трудности для казахской молодёжи, которая после трёх лет обучения на узбекском языке, переведённом ещё в 1996 г. на латиницу, практически утрачивала способности к обучению на казахском языке. Реформирование системы среднего образования в Узбекистане с введением бесплатного 11-летнего среднего образования сняло остроту этой проблемы - теперь уже после окончания 11 класса казахской школы выпускник мог поступить в казахстанский вуз . В 2014-2015 гг. для казахской молодёжи из Узбекистана в вузах Казахстана было выделено три тысячи мест на подготовительных отделениях, где они подтягивают уровень казахского языка20. Многие выпускники казахстанских вузов предпочитают поменять гражданство на казахстанское, поскольку их дипломы признаются в Узбекистане только после нострификации, проходить которую достаточно сложно.

Между тем Казахстан является для многих из них исторической родиной, где более высокий уровень жизни и ниже уровень безработицы. Вместе с тем в последние годы по нескольким причинам наметилась тенденция снижения количества репатриантов старших возрастных групп из Узбекистана. Во-первых, власти Узбекистана стали чинить административные препятствия для выезжающих на ПМЖ в Казахстан казахов; во-вторых, в самом Казахстане значительно сократились программы адаптации репатриантов, которым перестали выдавать жилье; в-третьих, многие приезжающие не могут быстро адаптироваться в несколько иной социокультурной среде, хотя и мигрируют преимущественно в Южный Казахстан и Жетысу; в-четвёртых, мигранты в Казахстане, устраиваются преимущественно на трудоёмкую

и низкооплачиваемую работу, малопривлекательную для граждан страны. Именно поэтому многие узбекские казахи в последние годы предпочитают работать в Казахстане, оформляют здесь пенсию после получения гражданства, которая намного выше, чем в Узбекистане, но затем возвращаются на свои обжитые места в Узбекистан, где продукты питания и коммунальные услуги намного дешевле21. В Казахстане казахи-оралманы из Узбекистана быстро адаптировались в социокультурном плане, наладили отношения с местным населением, имея за плечами общее советское прошлое. Однако степень толерантности во взаимоотношениях репатриантов и местных казахов зависит от времени миграционных волн: чем раньше прибыли репатрианты, тем выше уровень доброжелательности к ним.

Издания и СМИ на казахском языке

Важным направлением деятельности Республиканского казахского культурного центра стала издательская деятельность. К 2010 г. было издано около 50 книг писателей, акынов, журналистов, связанных с историей и культурой Казахстана [7]. Кроме того, по инициативе центра при Союзе писателей Узбекистана создаётся Совет по казахской литературе. В Узбекистане выходит только одна газета на казахском языке «Нурлы жол» (с 1991 г. под названием «Достыщ туы» [2]) тиражом всего в 2 тыс. экземпляров, тогда как в 2000 г. тираж издания газеты составлял 10 тыс. экземпляров. Газета находится под контролем официальной цензуры узбекских властей, но на её страницах появляются интересные материалы по злободневным проблемам жизни диаспоры, поэтому существенное сокращение тиража газеты негативно отражается на информационном обеспечении казахов в Узбекистане.

В период президентства И. Каримова в Узбекистане прекратилось распространение через подписку и розничную торговлю казахстанских газет и журналов. При содействии Республиканского национально-культурного центра на телевидении Узбекистана несколько лет назад стала выходить казахская телепередача «Замандас» (нынешнее название «Дидар»). Однако телетрансляция передач на казахском языке для жителей отдалённых регионов с компактным проживани-

ем казахской диаспоры по системе «Жарык» была полностью прекращена ещё в конце 1990-х гг. Отчасти в настоящее время информационный голод представителей казахской диаспоры преодолевается через просмотр казахского спутникового цифрового телевизионного канала «ОТАи ТУ», принадлежащего Государственной корпорации АО «Казтелерадио».

Ввиду строгого государственного контроля над СМИ при первом президенте Узбекистана и отсутствия финансовых средств казахстанским СМИ было затруднительно открывать свои корреспондентские точки в Узбекистане, и по сей день не удалось преодолеть инерцию в этом вопросе. В 2019 г. в списке корреспондентских пунктов, официально аккредитованных в МИД Республики Узбекистан, значатся только агентство «Хабар» и Республиканский деловой еженедельник «Курсив». Кроме того, аккредитацию получил один корреспондент информационного агентства «Казинформ»22.

Значимым направлением деятельности Республиканского казахского культурного центра и его отделений на местах является социальная работа, оказание при необходимости помощи малообеспеченным семьям, сиротам в детских домах, талантливой молодёжи, одиноким пожилым людям и пр. В Узбекистане имеется отделение фонда «Отан-дастар» («Соотечественники»), учреждённого по инициативе первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на У Всемирном курултае казахов в 2017 г. В 2019 г. после взрывов на складе боеприпасов в Арыси сотрудники Центра решили восстановить при содействии отделения фонда один из разрушенных домов города .

Выводы

Таким образом, анализ некоторых аспектов социального и культурного положения казахской диаспоры в Узбекистане после обретения государственной независимости позволил сделать следующие выводы. Демографическая динамика казахов в Узбекистане показала незначительное увеличение их общей численности при одновременном снижении их удельной доли в составе всего населения республики в результате репатриации в Казахстан. После транзита власти в Узбекистане ситуация в сфере социально-

бытового обеспечения казахской диаспоры несколько улучшилась, но процесс сокращения представленности казахов во властных структурах всех уровней продолжился. Проводимая сверху этнополитика толерантности и межэтнического согласия привела к отсутствию крупных межэтнических столкновений, но расцвета культуры этносов не наблюдалось, было отмечено сокращение издания СМИ на национальных языках.

Республиканский казахский культурный центр осуществляет деятельность по сохранению сакральных и историко-культурных мест казахов Узбекистана, возведению культовых и мемориально-памятных сооружений, социальной поддержке нуждающихся земляков. В круг его деятельности входит организация казахских праздников, состязаний акынов, мониторинг казахских школ и их обеспеченности учебниками и пр. Однако казахский культурный центр нуждается в укреплении кадрового состава, расширении финансовой поддержки узбекистанских и казахстанских властей, чтобы его работа вышла за формальные рамки, ограниченные устройством празднично-юбилейных мероприятий. Хотя, возможно, активизация центра не будет приветствоваться политическим руководством соседней республики, заинтересованным в контролируемых национально-культурных структурах, рассматриваемых, в первую очередь, как инструменты государственной этнополитики по укреплению национального согласия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В Узбекистане пройдёт первая со времён СССР перепись населения. - URL: https: // eadaily.com/ru/news/2019/02/06/v-uzbekistane-proydet-pervaya-so-vremen-sssr-perepis-naseleniya (дата обращения: 10.05.2020).

2 Демографическая ситуация в Республике Узбекистан / Гос. ком. Респ. Узбекистан по статистике. - 20.07.2017. - URL: https://stat.uz/ru/433-analiticheskie-materialy-ru/2055-demografiche-skaya-situatsiya-v-respublike-uzbekistan (дата обращения: 10.05.2020).

3 Демографическая ситуация. 2018 / Гос. ком. Респ. Узбекистан по статистике. - URL: https:// stat.uz/uploads/docs/Demografiya-yan-iyun-18-RU.pdf ( дата обращения : 10.05.2020).

4 Аманжол И. Моя заграничная родина. Как живётся казахам в Узбекистане // Караван. -01.11.2002. - URL: https://centrasia.org/newsA.php ?st=1036133040 (дата обращения: 12.05.2020).

5 Как живут в Узбекистане этнические казахи? - 18.09.2013. - URL: https://www.nur.kz /282060-kak-zhivut-v-uzbekistane-etnicheskie-kazahi.html (дата обращения: 12.05.2020).

6 Мустафина А. «Казалось, что Узбекистан отстал от Казахстана на 50 лет» - казашка из соседней страны. - 14.02.2019. - URL: https:// 365info.kz/2019/02/kazalos-chto-uzbekistan-otstal-ot-kazahstana-na-50-let-kazashka-iz-sosednej-strany (дата обращения: 13.05.2020).

7 В Узбекистане 77 % населения живёт за чертой бедности // The Economist. - URL: http://www.aloqada.com/News/2014/08/04/v_ uzbekistane_77_naseleniya_zhivet_za_chertoy_ bednosti_-_The_Economist (дата обращения: 13.05.2020).

8 Джангиров М. Казахский национальный культурный центр в Узбекистане отметил своё 25-летие. - 24.04.2017. - URL: https:// www.inform.kz/ru/kazahskiy-nacional-nyy-kul-turnyy-centr-v-uzbekistane-otmetil-svoe-25-letie_a3028295 (дата обращения: 11.05.2020).

9 Алехова А., Неволин И. Трудная дружба народов. Ташкент нашёл повод для закрытия Казахского культурного центра в Узбекистане // Литер. -URL: https ://online.zakon.kz/Document/?doc_id = 30175814#pos=3;-237 (дата обращения: 11.05.2020).

10 Национальная политика - основа мира и стабильности в стране. - 29.08.2018. - URL: http://www.kultura.uz/view_2_r_12059.html (дата обращения: 11.05.2020).

11 Казахский национальный культурный центр Узбекистана. Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан. - URL: http://interkomitet.uz/o-komitete/nacionalnye-kulturnye-centry/kazahskij-nacionalnyj-kulturnyj-centr-uzbekistana/ (дата обращения: 12.05.2020).

12 Президент Узбекистана посетил узбекско-казахский национальный культурный центр. -04.02.2019. - URL: https://assembly.kz/news /prezident-uzbekistana-posetil-uzbeksko-kazakhskiy-natsionalnyy-kulturnyy-tsentr/ (дата обращения: 12.05.2020).

13 К 350-летию Толе би прошло торжественное мероприятие в Ташкенте. - 03.06.2013. - URL: http://www.matritca.kz/news/520-k-350-letiyu-tole-bi-proshlo-torzhestvennoe-meropriyatie-v-tashkente.html (дата обращения: 10.05.2020).

14 Лаханулы Н. В Узбекистане закрыли более 100 казахских школ. - 15.09.2015. - URL: https://rus.azattyq.org/aZuzbekistam-kazakhskie-shkoly-interview-khalmuratov/27248688.html (дата обращения: 14.05.2020).

15 Полевые материалы Токтабая А.У. Ташкентская область . 2018.

16 Лаханулы Н. В Узбекистане закрыли более 100 казахских школ.

17 Хуррамов Ш. Какое будущее выбирает казахская молодёжь Узбекистана? - 22.09.2015. -URL: https://365info.kz/2015/09/kakoe-budushhee-zhdet-kazahskuyu-molodezh-uzbekistana (дата обращения: 15.05.2020).

18 Там же.

19 В Узбекистане ввели обязательное 11-летнее школьное образование. - 25.01.2018. - URL: https://uz.sputniknews.ru/society/20180125 /7346683/11-letnee-shkolnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 13.05.2020).

20 Хуррамов Ш. Какое будущее выбирает казахская молодёжь Узбекистана?

21 Как живут в Узбекистане этнические казахи?

22 Список корреспондентских пунктов (бюро) и представительств зарубежных СМИ, аккредитованных при МИД Республики Узбекистан. - URL: https://mfa.uz/ru/press/162/ (дата обращения: 15.05.2020).

23 Руку помощи арысцам протягивают соотечественники из Узбекистана. - 25.06.2019. - URL: https://24.kz/ru/news/social/item/324283-ruku-pomoshchi-zhitelyam-arysi-protyagivayut-sootechestvenniki-iz-uzbekistana (дата обращения: 15.05.2020).

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобландин К. И., Меркулова Г. М. 9збек-стандагы казактардьщ тарихы жэне бYгiнгi дамуы. - Алматы : ДYниежYЗi казактарынык кауымдастыгы, 2009. - 296 с.

2. Тукумов Е. В. Казахи Узбекистана // Центральная Азия и Кавказ : общест.-полит.

журн. - 2000. - № 6. - С. 213-220. - URL: https://www.ca-c.org/journal/rus-06-2000/ 24.tukum.shtml (дата обращения: 10.05.2020).

3. Сейсен Н. Б. Казахские диаспоры: на перекрёстке истории // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 5 (47). -С. 263-266.

4. Жумасеитова Г. Казахи зарубежья: сегодня и завтра // Мысль : респ. общест.-полит. журн. - 13.10.2012. - URL: http:// mysl.kazgazeta.kz/?p=249 (дата обращения: 10.05.2020).

5. Кармышева Б. Х. Типы скотоводства в южных районах Узбекистана и Таджикистана (конец XIX - начало ХХ в.) // Этнографическое обозрение. - 1969. - № 3. - С. 44-50.

6. Иофе В. Г. Национально-культурные центры тюркских народов в независимом Узбекистане и их место в духовной жизни республики // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. - 2016. -№ 16. - С. 122-124.

7. Кожамжарова Ж. Казахская и Узбекская диаспора: роль национально-культурных центров в их исторической судьбе // Вестник КазНПУ. -2010. - URL: https://articlekz.com/article/18448 (дата обращения: 14.05.2020).

Информация о статье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления 17 мая 2020 г.

Дата принятия в печать 10 ноября 2020 г.

Сведения об авторе

Абдулина Аксункар Турсуновна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова (Алматы, Казахстан) Адрес для корреспонденции: 050010, Казахстан, Алматы, ул. Шевченко, 28

E-mail: abd_aksunkar@mail.ru

Article info

Received May 17, 2020

Accepted

November 10, 2020 About the author

Aksunkar T. Abdulina - PhD in Historical Sciences, Leading Researcher of the Department of Ethnology and Anthropology at Ch. Valikhanov Institute of History and Ethnology (Almaty, Kazakhstan)

Postal address: 28, Shevchenko ul., Almaty,

050010, Kazakhstan

E-mail: abd_aksunkar@mail.ru

Для цитирования

Абдулина А. Т. Демографические и социально-культурные аспекты положения казахов в современном Узбекистане // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 4 (28). С. 157-166. й01: 10.24147/2312-1300.2020.7(4).157-166.

For citations

Abdulina A.T. Demographic and Socio-Cultural Aspects of the Situation of the Kazakhs in Modern Uzbekistan. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 4 (28), pp. 157-166. DOI: 10.24147/2312-1300.2020. 7(4).157-166 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.