Научная статья на тему 'ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее общее образование / старшеклассники / экономические знания / умения и навыки / готовность к предпринимательской деятельности / деловая игра / general secondary education / high school students / economic knowledge / skills and abilities / readiness for entrepreneurial activity / business game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгений Владимирович Кошелев

В статье анализируется возможность проектирования актуальных и практико-ориентированных деловых игр как педагогического средства формирования готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности. Описываются компоненты предпринимательских компетенций, выделяются их элементы, доступные к формированию в процессе обучения подростков в школе. Обосновывается требование к учителям, реализующим подобные деловые игры: наличие собственного опыта предпринимательской деятельности. Приводятся образцы практико-ориентированных деловых игр, связанных с современной социально-экономической ситуацией, которые показали себя наиболее эффективными в работе со старшеклассниками в процессе формирования их готовности к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгений Владимирович Кошелев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAMES AS A PEDAGOGICAL INSTRUMENTS OF FORMING THE READINESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The article analyzes the possibility of designing actual and practice-oriented business games as a pedagogical instruments of forming the readiness of high school students for entrepreneurial activity. The components of entrepreneurial competencies are described, and their elements that are available for formation in the process of teaching teenagers at school are highlighted. The author substantiates the requirement for teachers who implement such business games: the presence of their own experience of entrepreneurial activity. Samples of practice-oriented business games related to the current socio-economic situation are conducted, which have proved to be the most effective in working with high school students in the process of forming their readiness for entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 373.61 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-179-182

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Евгений Владимирович КОШЕЛЕВ,

заместитель директора по содержанию образования, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1210»

Е-mail: kroln@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируется возможность проектирования актуальных и практико-ориентирован-ных деловых игр как педагогического средства формирования готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности. Описываются компоненты предпринимательских компетенций, выделяются их элементы, доступные к формированию в процессе обучения подростков в школе. Обосновывается требование к учителям, реализующим подобные деловые игры: наличие собственного опыта предпринимательской деятельности. Приводятся образцы практико-ориентированных деловых игр, связанных с современной социально-экономической ситуацией, которые показали себя наиболее эффективными в работе со старшеклассниками в процессе формирования их готовности к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: среднее общее образование; старшеклассники; экономические знания; умения и навыки; готовность к предпринимательской деятельности; деловая игра.

BUSINESS GAMES AS A PEDAGOGICAL INSTRUMENTS OF FORMING THE READINESS OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Evgeny Vladimirovich KOSHELEV,

Deputy Director for Education Content, State Budgetary Educational Institution of the City of Moscow "School No. 1210"

E-mail: kroln@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the possibility of designing actual and practice-oriented business games as a pedagogical instruments of forming the readiness of high school students for entrepreneurial activity. The components of entrepreneurial competencies are described, and their elements that are available for formation in the process of teaching teenagers at school are highlighted. The author substantiates the requirement for teachers who implement such business games: the presence of their own experience of entrepreneurial activity. Samples of practice-oriented business games related to the current socio-economic situation are conducted, which have proved to be the most effective in working with high school students in the process of forming their readiness for entrepreneurial activity.

Keywords: general secondary education; high school students; economic knowledge; skills and abilities; readiness for entrepreneurial activity; business game.

Формирование готовности к предпринимательской деятельности — актуальный тренд современного отечественного среднего общего образования, связанный с насущными задачами социально-экономического раз-

вития страны. Отечественное профессиональное образование обеспечивает все отрасли экономической деятельности специализированными кадрами, но предпринимательская деятельность, также, как и самозанятость, характеризуется

наличием общего базового уровня знаний, умений и навыков, менее сложного, чем специализированная экономическая деятельность, но необходимого для реализации простейших хозяйственных инициатив, что особенно важно в условиях диверсификации экономики, определяющей появление значительного числа хозяйственных ниш с высокодоходными, но не требующими специальных знаний, видами деятельности. Современные прибыльные стартапы зачастую оказываются доступными для лиц, не обладающих даже средним профессиональным образованием, и тем не менее обеспечивающими длительный стабильный заработок для их создателей — в качестве примеров можно привести многочисленные кофейни «на вынос», ремесленные мастерские по производству художественного мыла или подарочной упаковки и т.д. [5]. Фактически создать свой малый бизнес в современных условиях может любой человек, даже не имеющий профессионального образования, но обладающий минимумом предпринимательских компетенций, достаточных для реализации собственного коммерческого проекта. И современная средняя школа призвана обеспечить этот компетентностный минимум.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования готовность к предпринимательской деятельности должна быть связана с предметными результатами освоения курса «Экономика» . Необходимо отметить, что данный курс содержит в себе значительный комплекс сложных практико-ориентированных знаний: в соответствии с ФГОС к предметным результатам освоения даже базового уровня данного курса относятся «...сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; .умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика); способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений» [11].

Однако необходимо отметить, что реалии последних лет определили нарастающую тенден-

цию инфантилизации школьников, проводящих все больше времени за экранами своих компьютеров и гаджетов, не интересующихся реальной жизнью и участвующих в многочисленных эскапистских практиках, предоставляемых средствами массовых коммуникаций, социальными сетями и производителями игрового контента. В отличие от школьника неблагополучных второй половины 1980-х или 1990-х годов, вынужденных подрабатывать, искать даже нелегальные способы заработка, учиться всевозможным полезным для выживания навыкам, современные школьники в большинстве своем не нуждаются в «уличной школе жизни» и достаточно пассивно относятся к обучению важнейшему содержанию, способному во многом обеспечить им экономически стабильное существование во взрослые годы. Это определяет необходимость поиска педагогических средств оптимизации обучения школьников экономическим знаниям [9].

Обучение посредством игры за длительное время применения этой группы педагогических средств показало свою эффективность не только применительно к дошкольникам и младшим школьникам, но к значительно более старшим возрастным группам, включая взрослых. Начиная с таких классиков психолого-педагогических исследований, как Ф. Фребель, М. Монтес-сори, Л.Г. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, в педагогике игровые методы обучения активно применялись, давая заметное улучшение результатов обучения при одновременном повышении психологической комфортности занятий [10]. Деловая игра как имитационный метод обучения, позволяющий моделировать изучаемую ситуацию, нашел свое применение не только в институциализирован-ном образовании, но и во внутриорганизацион-ных практиках развития персонала. Моделирование, имитация или симуляция как принципы изучения и обучения стали основанием создания многочисленной учебной техники и инвентаря — тренажеров или симуляторов, позволяющих развивать умения и навыки в условиях, приближенных к настоящим. Однако наиболее распространенной педагогической технологией, позволяющей практико-ориентированным способам моделировать изучаемую ситуацию и вырабатывать умения и навыки, остается деловая игра. Именно она, по мнению ряда современных педагогов-исследователей [1; 2], наиболее продуктивна в области экономики и предпринимательских компетенций.

Рассматривая структуру предпринимательских компетенций как целеполагающего резуль-

тата процесса выработки готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности, можно выделить следующие ее составляющие:

■ знание нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности;

■ знание основных процедур функционирования коммерческих предприятий, их структуры, должностных обязанностей типовых работников коммерческого сектора, особенностей деятельности индивидуальных предпринимателей;

■ умение ориентироваться в рыночной ситуации, проектировать рыночно целесообразные решения, анализировать рынок и стратегии предпринимательской деятельности конкурентов;

■ умение оценивать предпринимательские риски, диверсифицировать имеющиеся ресурсы, привлекать новые ресурсы, целесообразно пользоваться собственной или заемной ресурсной базой, в которую входят не только финансовые и материально-технические составляющие, но также знания и человеческий капитал;

■ владение достаточно высоким уровнем финансовой грамотности, обеспечивающей не только знание общих принципов оперирования финансами, но и умение вести бухгалтерский учет и иные аспекты отчетности коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей (например, подготовку статистической отчетности и отчетности для Пенсионного фонда России);

■ владение высокой коммуникативной культурой, умением организовывать совместную деятельность различных людей и вести договорной процесс.

Как можно убедиться, предпринимательские компетенции достаточно многогранны и сложны и не могут быть в полном объеме выработаны в период обучения старшеклассников в школе. Большинство успешных предпринимателей, на чей опыт опираются современные педагоги, изучающие различные аспекты процесса формирования готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности [8], отмечали, что наиболее эффективным обучением предпринимательской деятельности для них стал метод проб и ошибок, т.е. стихийное практическое обучение в процессе самостоятельных экспериментов в предпринимательстве. Однако именно они также высоко оценивали возможности отработки базовых навыков предпринимательства путем имитационных игр и выработки готовности к

предпринимательской деятельности в как можно более раннем возрасте. Чем раньше подрастающий человек научится целесообразно распоряжаться даже минимальными финансовыми ресурсами, чем больше типовых действий предпринимателя станет ему знакомо не понаслышке, тем меньше ошибок он совершит в реальном мире экономических действий при том, что ошибки в предпринимательстве статистически неизбежны [4]. Соответственно, необходимо определить круг базовых предпринимательских навыков, которые могут быть развиты в старшей школе и применительно к выработке которых эффективным средством может стать деловая игра.

На основе собственного опыта работы со старшеклассниками автор настоящей статьи определяет спектр навыков, обеспечивающих важнейшие элементы процесса формирования готовности подростков к предпринимательской деятельности, по отношению к которым деловая игра наиболее эффективна следующим образом:

■ практико-ориентированная отработка знания основных процедур функционирования коммерческих предприятий, ознакомление с их структурой, задачами деятельности типовых работников коммерческого сектора и индивидуальных предпринимателей;

■ тренинг умения ориентироваться в рыночной ситуации, проектировать рыночно целесообразные решения, развития способности к маркетинговой аналитике и выработки стратегий предпринимательской деятельности, а том числе — с учетом деятельности конкурентов;

■ развитие умения оценивать предпринимательские риски;

■ развитие умения пользоваться собственной или заемной ресурсной базой.

Отметим, что последний аспект считает важнейшим для выработки готовности к предпринимательской деятельности такой виднейший американский бизнес-тренер, как Р. Кийосаки, создавший для отработки этого навыка даже исключительно популярный игровой тренинг «Денежный поток», уже не первое десятилетие выпускающийся в виде настольной игры и обучающей компьютерной программы [4].

Важно отметить, что в развитии названных аспектов готовности к предпринимательской деятельности учитель обладает широчайшими возможностями педагогического творчества, проектируя уникальные деловые игры применительно к особенностям конкретных школьников и актуальной социально-экономической ситуации. Однако у педагогического проектирования подоб-

ных деловых игр есть и существенная особенность, способная критически сказаться на эффективности работы со школьниками — наличие собственного опыта предпринимательской деятельности у педагога [6]. В настоящее время не является редкостью совмещение работы по найму с самостоятельными предпринимательскими инициативами, как правило, небольшими и эпизодическими, так как при успешной реализации крупного предпринимательского проекта его субъект, как правило, оставляет работу по найму. Однако в мировой практике существуют и иные ситуации: так, например, Гарвардский университет (США) специально приглашает в качестве преподавателей действующих и успешных предпринимателей, готовых передавать свой опыт следующим поколениям работников коммерческого сектора [3]. Естественно, это значительно повышает стоимость обучения для студентов, но и определяет ценность получаемого образования. По проведенному в 2019 г. автором настоящей статьи исследования среди школьных учителей, преподающих экономические дисциплины (опросом охвачено 140 человек), 42% учителей в недавнем прошлом (от года до пяти лет назад) имели опыт предпринимательской деятельности, 11% эпизодически участвовали в некрупных коммерческих проектах на момент опроса, в том числе — в качестве индивидуальных предпринимателей. Соответственно, данные категории педагогических работников могут мотивированно проектировать экономические деловые игры, имеющие не умозрительный, а реалистический характер.

Автор настоящей статьи может предложить несколько тем апробированных на практике деловых игр, показавших свою эффективность и вызвавших заметный интерес старшеклассников:

■ бизнес-процессы магазина шаговой доступности;

■ должностные обязанности и деятельность менеджера по закупкам в сети кофеен;

■ ищем, где открыть в крупном городе новую аптеку так, чтобы она оказалась в выгодной конкурентной ситуации;

■ переформатирование деятельности низкоприбыльного барбер-шопа;

■ открытие индивидуальным предпринимателем новой точки торговли цветами и т.д.

Как можно заметить, выбираются современные и достаточно знакомые старшеклассникам темы деловых игр при том, что каждая из них весьма непроста и содержит в себе многочисленные неоднозначно решаемые ситуации, в которых найти верный способ действия не всегда

способен даже взрослый человек. Практика применения подобных деловых игр показала, что постепенно старшеклассники начинают все более реалистично оценивать компоненты предпринимательской деятельности [7], критически анализируют на первый взгляд простейшие действия и находят в них неочевидные риски, которые зачастую могут привести к краху коммерческого проекта. Это позволяет говорить об эффективности подобных педагогических средств в процессе развития готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности.

Список литературы

1. Атаманова Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2004.

2. Букатов В.М. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения: книга для учителя. М.: Первое сентября, 2002.

3. Деловые игры по экономическим дисциплинам. Сценарии проведения: учеб.-метод. пособие / [А.В. Сергеева и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Тула: ПромпилотПРО, 2019.

4. Кийосаки Р. Квадрант денежного потока. М.: Попурри, 2011.

5. Лазарев МА. Мифологическая картина мира // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2017. Т. 6. № 2. С. 269—268.

6. Лазарев МА, Ласкин АА. Воспитание интереса молодежи к отечественной культуре в условиях глобализации // Государственная служба и кадры. 2016. № 1. С. 109—113.

7. Ласкин А.А. Особенности и коррекция гиперактивного поведения у подростков старшего возраста // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2020. Т. 9. № 3. С. 194—207.

8. Максимов В.П. Учебно-предпринимательская деятельность школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Брянск, 2002.

9. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII Всерос. студенческ. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Новосибирск, 4—6 декабря 2019 г.) / под ред. Т.А. Василенко. Новосибирск: НГПУ, 2019.

10. Телеева Е.В., Залесова Н.В. Педагогические технологии: учеб. пособие. Шадринск, 2007.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) (с изм. и доп.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.