Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ENTERPRISE / PROJECT ACTIVITY / PROFESSIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалов А.В.

Раскрывается региональный подход к формированию готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности. Предложены проекты формирования готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности и типы таких проектов. Показана взаимосвязь познавательных и профессиональных интересов в формировании готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATE OF PUPIL’S READINESS TO ENTERPRISE ACTIVITY AT THE PRACTICE OF SCHOOL

The article about regional approach to pupil’s readiness for enterprise activity formation. Author off ers projects and it types, analyses connection of cognitive and professional interests at pupil’s readiness for enterprise activity formation

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ»

УДК 37

А.В. БЕСПАЛОВ

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Раскрывается региональный подход к формированию готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности. Предложены проекты формирования готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности и типы таких проектов. Показана взаимосвязь познавательных и профессиональных интересов в формировании готовности старшеклассников к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательство, проектная деятельность, профессиональные интересы.

The article about regional approach to pupil's readiness for enterprise activity formation. Author offers projects and it types, analyses connection of cognitive and professional interests at pupil's readiness for enterprise activity formation.

Key words: enterprise, project activity, professional interests.

В федеральном образовательном стандарте формирование у старшеклассников готовности к предпринимательской деятельности определяется как одна из ключевых компетенций. Предпринимательская компетенция предусматривает ознакомление учащихся с предпринимательской деятельностью, формирование первоначальных знаний и умений. Наиболее значимым в обучении является первоначальный опыт практической деятельности как определяющий фактор в выборе выпускниками общеобразовательных школ сферы профессиональной деятельности, связанной с предпринимательством. Отношение к предпринимательству как к экономическому творчеству ставит задачу анализа личностных свойств людей как субъектов предпринимательской деятельности.

Проведенное исследование нацелено на изучение готовности выпускни-

© Беспалов А.В., 2020

ков школы к предпринимательской деятельности. С этой целью развитие предпринимательских компетенций диагностировалось с учетом задач, связанных с выявлением критериев развития компетенций и профессиональных интересов в предпрофильном обучении.

Во время исследования изучались также вопросы организации проектного обучения педагогами по развитию профессиональных интересов школьников к предпринимательству.

Мы считали необходимым изучение в первую очередь познавательного интереса к предпринимательской деятельности в целом и уровня профессиональных интересов школьников. Это проводилось с целью определения влияния познавательных интересов старшеклассников на их отношение к профессиональному выбору, построению профессионального плана и наличия предпринимательских компетенций [3].

В своем развитии профессиональный интерес проходит путь от интереса познавательного, затем интереса к профессии, вызванного ее привлекательностью, до интереса, обусловленного внутренними мотивами личности. Такой интерес является собственно профессиональным интересом. Являясь ведущим компонентом профессиональной направленности личности, профессиональный интерес выражается в принятии целей и задач деятельности, ее ценностей.

Нами было проведено анкетирование учащихся 10-х классов средних общеобразовательных школ (СОШ) № 1 и № 9 г. Дмитрова Московской области (200 школьников). Так, до акцентирования внимания учащихся на значении предпринимательской деятельности на экономику района, отвечая на вопросы анкеты «Как Вы оцениваете значение предпринимательской деятельности на уровень и комфорт проживания в регионе?», 80% опрошенных школьников отрицательно оценили значение предпринимательской деятельности, 15% опрошенных не представляли, о чем их спрашивают, и только 5% учащихся оценили положительно роль предпринимательского движения в экономике региона. Среди преподавательского состава почти 98% учителей обозначили свое отрицательное отношение к предпринимательскому творчеству и его роли в экономической жизни региона. После прочтения курса по истории предпринимательства в Дмитровском районе и о его роли в формировании бюджета города Дмитрова и района значение предпринимательского движения положительно оценили 80% учащихся и 70% педагогов.

Такое отношение школьников к предпринимательской деятельности и предпринимательским компетенциям через изучение предприниматель-

ских традиций и их роли в экономической жизни региона дало нам право полагать, что в школе недостаточно эффективно была организована работа по подготовке учащихся к выбору дальнейшей профессиональной деятельности. Субъективная подача материала об истории предпринимательства и его значении для экономики и уровня жизни населения привела к недооценке учащимися значения предпринимательства и, как следствие, к недопониманию необходимости освоения предпринимательских компетенций.

В решении задачи по выявлению педагогической составляющей формирования предпринимательской компетенции мы опирались на развитие интереса к предпринимательству. Развитие интереса к предпринимательству исследовалось под углом зрения теории деятельности. Процесс развития интереса старшеклассников к предпринимательству происходит в деятельности, составляющей объективную основу их становления и личностного развития. Таким видом деятельности в исследовании является проектная деятельность [2].

Введение в программу проектного обучения учебного материала по истории регионального предпринимательства с направленностью на формирование предпринимательских компетенций привело к осознанию значимости дальнейшего профессионального выбора и значения предпринимательской деятельности для всех жителей региона. Программа наблюдений включала вопросы, ответы на которые позволили нам увидеть отношение учащихся к тем или иным предметам, способам подачи материала и их активность на уроках «Проектного обучения», стремление к получению новых знаний и умений.

Анализ предпринимательской деятельности позволил нам сформулировать направления проектной деятельности. Возможными направлениями проектной деятельности старшеклассников как средством формирования их предпринимательской компетенции являются: прикладное; игровое; творческое; информационное. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное [1].

В исследовании выделены следующие проекты:

1. Социально ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по социальному проекту могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты, видео-, фото- и аудиоматериалы.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки:

лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, видеофильмы и др.

5. Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.

Включение старшеклассников в проектную деятельность, приобретение ими практического опыта значительно повысило их самооценку готовности к предпринимательской деятельности. Изменилась динамика проявления интереса к предпринимательской деятельности, о чем свидетельствует диаграмма.

100 50 0 Мое отношение к предпринимательству

■ 2017 год

■ ■ 2018 год

Положительное Отрицательное ■ 2У1У год Нейтральное

Динамика изменения интереса к предпринимательской деятельности

Произошли существенные изменения профессиональных намерений старшеклассников: если на первоначальном этапе рассматривающих предпринимательство как сферу будущей профессиональной деятельности не

было, то на заключительном этапе такой выбор в будущем рассматривали более 30% старшеклассников. Значимость опыта в выборе будущей сферы деятельности оценили более 50% школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нигматов В.А., Нигматова Г.И. Подготовка старшеклассников к предпринимательской деятельности // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. 2015. № 6. С. 70- 74.

2. Романова М.Ю. Философские основы подготовки школьников к предпринимательской деятельности //Россия в актуальном времени и пространстве/ под ред. Ю.И. Осипова и др. М.; Волгоград, 2000. С. 629-634.

3. Филиппова Н.А. Формирование основ предпринимательской культуры старшеклассников // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2009. С. 156-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.