Транспорт на альтернативных топливах. — 2009. — № 1. — С. 66-70.
3. Карунин, А. Л. Экспериментальный многоцелевой гибридный автомобиль / А. Л. Карунин // Автомобильная промышленность. — 2006. — № 7. — С. 6-10.
4. Теоретические основы проектирования автомобилей нового поколения, работающих на химических топливных элементах : отчет о НИР МГТУ «МАМИ» / А. Л. Карунин,
B. И. Ерохов — М., 2007. — 69 с.
5. Шабалин, Д. В. Метод повышения приемистости комбинированного дизеля с использованием инерционных накопителей энергии / Д. В. Шабалин, Е. С. Терещенко, С. В. Рос-лов // Омский научный вестник. — 2014. — № 2 (130). —
C. 136 — 139.
ХОМУТОВ Андрей Александрович, преподаватель кафедры эксплуатации.
Адрес для переписки: [email protected] ШАБАЛИН Денис Викторович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.
Адрес для переписки: [email protected] ПЕТУНИН Павел Владимирович, преподаватель кафедры эксплуатации.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2014 г. © А. А. Хомутов, Д. В. Шабалин, П. В. Петунин
УДК 316.354:351/354 т. В. РЫБАЛОВА
О. В. ТРЕТЬЯКОВА Е. Ю. СОЗОНОВА
Тюменский государственный университет
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье дана оценка современного состояния делового туризма в Тюменской области. Актуальность темы обусловлена интенсивно увеличивающимся туристическим потоком в регион с деловыми целями. Деловой туризм расценивается как фактор развития территории. Дана характеристика современной инфраструктуры делового туризма. Обозначены основные проблемы развития делового туризма в регионе и предложены некоторые пути их решения.
Ключевые слова: деловой туризм, транспортная инфраструктура, туристская дистинация.
В августе 2014 года Тюменская область отметила свое 70-летие. 14 августа 1944 года дата образования Тюменской области с центром в городе Тюмени, в состав области тогда вошли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. С открытием месторождений нефти и газа в 60-х годах прошлого века область становится главной нефтегазовой, энергетической базой страны. Для освоения крупных природных богатств края из разных регионов приезжают сотни тысяч человек. Население области увеличилось в десятки раз. Сегодня область является крупнейшей кладовой природных запасов нефти и газа как в стране, так и в мире. Все это становится объективными предпосылками того, что Тюменская область является одной из перспективных дистинаций для делового туризма. Согласно определению Е. В. Мошняга, под туристской дистинацией понимается «управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристско-рекреационным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки» [1].
Становление рыночной экономики в России активизирует процесс формирования качественно нового уровня деловых отношений и социального партнерства в сфере профессионального, малого, сред-
него и крупного бизнеса. Регулирование социального и экономического взаимодействия в системе рыночных отношений осуществляется посредством технологий деловой культуры, которые в большей мере реализуются в сфере делового туризма, занимающего приоритетные позиции на мировом и российском рынке туристских услуг.
Актуальность представленной темы обусловлена интенсивно увеличивающимся туристическим потоком в Тюменскую область с деловыми целями. Деловой туризм (Business Travel) — наиболее быстро развивающееся направление современного туризма. В современном понимании деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Типичный турист, путешествующий со служебными целями, — это мужчина среднего возраста, с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник [2]. Деловой туризм оказывает содействие экономическому росту региона, созданию рабочих мест, увеличению валового регионального продукта.
В соответствии с государственной программой Тюменской области «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма» на 2014 — 2016 годы, утвержденной распоряжением Прави-
Приоритеты развития по видам туризма на территории Тюменской области [3]
Таблица 1
Степень приоритетности Виды туризма
Виды туризма, относимые к наиболее приоритетным Деловой туризм Санаторно-курортный Оздоровительный туризм Историко-культурный туризм Охотничье-рыболовный
Виды туризма, перспективные для развития Экологический туризм Паломнический туризм Спортивный туризм Активный индивидуальный туризм Экстремальный туризм
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
80,2
147,2
-131,9
4,9 2,2
118,7
3 1,3
3,6 1,7
189,1
5,3
1,4
5,3
1,3
2008 2009 2010 2011
2012
граждане России
граждане стран дальнего зарубежья
¡граждане стран СНГ
Рис. 1. Распределение численности по принадлежности к гражданству и деловым целям поездок (по данным статистического сборника [5])
тельства Тюменской области от 01 октября 2013 года №1903-рп, одним из приоритетных направлений туристической деятельности, наравне с оздоровительным, историко-культурным и охотничье-рыбо-ловным, является деловой туризм [3]. Основные приоритеты развития по видам туризма на территории Тюменской области представлены в табл. 1.
Деловой туризм, как приоритетный вид туризма, имеет существенный вес в социально-экономическом развитии области, так как обеспечивает наибольший приток туристов в регион. Это подтверждает губернатор Тюменской области В. В. Якушев. В своем послании областной думе «О положении дел в Тюменской области» (2013 г.) он говорит: «...за 6 лет промышленность региона выросла вдвое, инвестиции в основной капитал — на треть. Только во втором полугодии 2013-го и в первом полугодии 2014 года мы открываем 15 (пятнадцать) — новых промышленных производств, из которых 3 проекта имеют федеральный масштаб, а 5 заводов созданы компаниями с иностранным капиталом». По мнению губернатора Тюменской области, «это настоящая вторая волна индустриализации». И далее: «В областном реестре инвестиционных проектов 60 позиций стоимостью свыше 300 млн рублей и 130 — до 300 млн рублей. Общий объем уже реализованных и реализуемых проектов (подчеркну: не планируемых к реализации, а уже запущенных) — 1 трлн 122 млрд рублей, 23 тыс. рабочих мест» [4].
По данным Тюменьстата в 2012 году порядка 36,2 % туристов прибыли в регион с деловой целью.
В основном это связано с возросшей инвестиционной привлекательностью региона, а также его ролью одного из ведущих нефтегазовых центров России (рис. 1) [5].
Инфраструктура делового туризма региона быстро развивается. По данным статистики, в 2012 году инфраструктура туристской отрасли включала 133 коллективных средства размещения (далее КСР), в том числе 99 гостиниц и аналогичных средств размещения и 34 специализированных места размещения (санаторно-курортные организации, туристские базы и т.д.). Увеличение числа КСР по сравнению с 2011 годом составило 8,1 %. Гостиничный комплекс Тюмени насчитывает около 65 гостиниц и аналогичных средств размещения. Основная часть гостиниц, расположенных в г. Тюмени, — это мини-гостиницы (до 30 мест). На территории г. Тобольска действуют 10 гостиниц общей вместимостью более 800 мест.
Оценка на категорийность была проведена в шести гостиницах области:
5* — гостиница «Славянская»;
4* — отели «Тюмень», «Евразия», «Ремезов»;
3* — гостиницы «Восток» и «Георгиевская».
Для увеличения пропускной способности аэропорта «Рощино» в 2012 году начат масштабный проект по реконструкции аэровокзала и прилегающей площади. Сейчас аэропорт пропускает 250 человек в час, после реконструкции эта цифра вырастет до 800. В среднем за день проходит 4,5 тыс. пассажиров. 38 % вылетают по международным линиям и многие из них с деловыми целями. «Рощино» является аэро-
25000
20000
15000
10000
5000
900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
■ Торгово-развлекател ьны е центры, кв.м
Торгово-офисные центры, кв.м
■ Выставочные залы, кв.м
2008
2009
2010
2011
2012
Рис. 2. Динамика ввода объектов туризма в эксплуатацию, м2 (по данным статистического сборника [5])
■Гостиницы, мест ■Кемпинги, мест ■Туристические базы, мест ■Театры, мест
2008
2009
2010
2011
2012
Рис. 3. Динамика ввода объектов туризма в эксплуатацию, количество мест (по данным статистического сборника [5])
портом международного класса, допущен к приему 23 типов воздушных судов, в том числе Боинг-737/ 757; ЛТЯ-42, ЛТЯ-72; А-319/320 и друтих.
В Тюменской области находится 1802 объекта культурного наследия, в их числе: 73 — федерального значения (в т. ч. 21 объект археологии), 470 — регионального значения (в т. ч. 36 объектов археологии), 1259 — выявленных объектов культурного наследия, 6 музеев, 4 театра, 648 учреждений культуры и досуга, сотни археологических памятников (рис. 2).
Динамика строительства объектов туризма неоднозначна. По официальным статистическим данным, тенденция увеличения инфраструктуры объектов туризма за последние пять лет складывается следующим образом (рис. 3).
Тюменская область остро испытывает недостаток выставочных площадей. В настоящее время в областном центре действует один выставочный комплекс «Тюменская ярмарка». В год данный комплекс проводит около 40 выставок. По инициативе департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, подготовлен инвестиционный проект строительства Экспо-центра, общая площадь Экспоцентра может составить 50 000 — 70 000 м2, общая площадь участка — 15 — 30 га.
По вышеприведенным данным видно, что инфраструктура туристской отрасли развивается, но показатели ввода новых объектов туризма остаются нестабильными, хотя наблюдается очевидный рост по некоторым показателям (средства размещения, торгово-развлекательные комплексы).
Инвестиционный климат Тюменской области сегодня достаточно благоприятен. На основе проведенного исследования, деловой туризм является одним из основных видов туризма в Тюменской области, в свою очередь, прекрасно сочетающийся с другими. Деловая программа любой делегации предполагает знакомство с регионом, его богатым историко-культурным наследием. В культурно-развлекательную программу делегаций включаются экскурсии по г. Тюмень, в Абалакский острог, г. Тобольск, г. Ялуторовск, посещение минеральных источников [6]. Наблюдается стремление к сочетанию эффективной работы и разнообразного отдыха.
Деловой туризм является основой развития не только туризма, но и территории в целом. С каждым годом ведущие операторы расширяют список предложений, связанных с организацией делового туризма в регионе, так как сейчас здесь реализуются крупные проекты, связанные с конгрессным туризмом. Одним из основных препятствий для развития
0
полномасштабного туризма остается отдаленность региона от европейской части России: необходимость использования авиатранспорта приводит к существенному удорожанию корпоративной поездки [7].
Кроме того, одной из проблем развития делового туризма является то, что в недостаточной мере используются имеющиеся на территории Тюменской области санаторно-курортные комплексы. Решением данной проблемы может стать организация корпоративных и конгрессных мероприятий на базе загородных санаторно-курортных комплексов. Данные специализированные средства размещения способны предоставить комплекс услуг по реализации целей делового туризма и продвижения собственных интересов, включая лечебно-оздоровительные программы. На территории Тюменской области функционируют более десятка санаториев. Практически все здравницы оборудованы необходимыми средствами для полноценного обслуживания конференций, деловых встреч, конгрессов, событийных мероприятий [8].
В настоящее время основным сегментом рынка индустрии гостеприимства становится туристское путешествие с деловыми целями. Сюда относятся поездки с целью проведения переговоров, конференции, семинары, участие в выставках и ярмарках. Для их обозначения специалисты используют понятие MICE: M — Meetings (деловые встречи), I — Incentives (Инсентив, поощрительные поездки), C — Соп-gresses (конгрессы, конфернеции), E — Events (событийные мероприятия, выставки) [9].
Таким образом, проведя анализ рынка делового туризма в регионе, можно определить приоритеты его развития. В ходе исследования выявлено, что для индустрии гостеприимства Тюменской области необходимо:
1. Развивать инфраструктуру в соответствии с параметрами «цена — качество предоставляемых услуг».
2. Формировать социально-экономические условия привлекательности региона.
3. Совершенствовать имидж деловой и туристской дестинации.
Все это позволит создать конкурентные преимущества Тюменской области для развития делового туризма. Деловой туризм в условиях кризиса внутреннего туризма должен стать фактором, который будет способствовать развитию экономического потенциала Тюменской области.
Библиографический список
1. Мошняга, Е. В. Глоссарий туристских терминов : Словарь англо-русских и русско-английских соответствий / Е. В. Мошняга. — М. : Советский спорт, 2008. — 456 с.
2. Александрова, А. Ю. Международный туризм / А. Ю. Александрова. - М. : КноРус, 2013. - 460 с.
3. Российская Федерация. Законы. Распоряжение Правительства №1903-рп от 01.10.2013 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.tyumen-region.ru/tourism/gos_ programma (дата обращения: 18.02.2014).
4. Российская Федерация. Законы : Послание губернатора Тюменской области В. В. Якушева областной думе «О положении дел в Тюменской области» 2013 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://clck.ru/96WCd (дата обращения: 18.02.2014).
5. Туризм в Тюменской области (2008-2012) : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. — Тюмень : Тюменьстат, 2013. — 207 с.
6. Рыбалова, Т. В. Смысловое пространство культуры ханты и манси / Т. В. Рыбалова // Академический вестник. — 2013. — № 4. — С. 31—36.
7. Третьякова, О. В. Культурное пространство региона / О. В. Третьякова // Академический вестник. — 2007. — № 2. — С. 32 — 35.
8. Созонова, Е. Ю. Развитие санаторно-курортного комплекса Тюменской области / Е. Ю. Созонова // Наука ЮУрГУ : материалы 65-й науч. конф. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2013. — С. 123 — 126.
9. Самостроенко, Г. М. Теоретико-методические основы развития индустрии встреч в России / Г. М. Самостроенко, О. Г. Чимитдоржиева // Актуальные вопросы экономических наук. — 2008. — № 4. — Ч. 3. — С. 238 — 242.
РЫБАЛОВА Татьяна Валерьевна, кандидат культурологии, доцент кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства Тюменского государственного университета (ТГУ).
ТРЕТЬЯКОВА Оксана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры маркетинга и регионоведения Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права. СОЗОНОВА Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства ТГУ.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.07.2014 г. © Т. В. Рыбалова, О. В. Третьякова, Е. Ю. Созонова
Книжная полка
Веснин, В. Р. Основы менеджмента : учеб. / В. Р. Веснин. 978-5-392-13177-8.
М. : Проспект, 2014. - 306 c. - ISBN
В учебнике в доступной форме изложены основные вопросы учебного курса по менеджменту. Рассмотрены основные положения теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера. Также в книге отражены проблемы организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений, разрешения конфликтов, а также общения и ведения деловых переговоров. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления.