Научная статья на тему 'Определение экономической эффективности применения гибридных автомобилей в городском общественном пассажирском транспорте'

Определение экономической эффективности применения гибридных автомобилей в городском общественном пассажирском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / ГИБРИДНЫЕ АВТОМОБИЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ОКУПАЕМОСТЬ / URBAN PASSENGER TRANSPORT / HYBRID CARS / ECONOMIC EFFICIENCY / ENVIRONMENTAL SAFETY / THE INVESTMENT PAYBACK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомутов Андрей Александрович, Шабалин Денис Викторович, Петунин Павел Владимирович

Статья посвящена изучению проблем применения гибридных транспортных средств предприятиями городского общественного пассажирского транспорта. Произведена оценка показателей экономической эффективности проекта использования гибридных автомобилей. Разработаны критерии и параметры оценки эффективности гибридных автомобилей, связанные с защитой окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хомутов Андрей Александрович, Шабалин Денис Викторович, Петунин Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of economic efficiency of application of hybrid cars in urban public passenger transport

The article is devoted to the study of the problems of application of hybrid vehicles by enterprises in urban public passenger transport. The estimation of economic efficiency indicators of the project the use of hybrid cars. There are developed criteria and parameters for evaluating the efficiency of hybrid cars, connected with environmental protection.

Текст научной работы на тему «Определение экономической эффективности применения гибридных автомобилей в городском общественном пассажирском транспорте»

ское кредитование. — 2007. — № 5. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Соколинская, Н. Э. Оценка и анализ кредитного риска банка [ Электронный ресурс] // Внутренний контроль в кредитной организации. — 2010. — № 1. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

МОРОЗОВА Наталья Александровна, аспирантка кафедры «Банковское дело» Новосибирского государ-

ственного университета экономики и управления «НИНХ», начальник отдела кредитования Омского филиала ОАО АКБ «Связь-Банк».

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.10.2014 г. © Н. А. Морозова

УДК 330.331.5

А. А. ХОМУТОВ Д. В. ШАБАЛИН П. В. ПЕТУНИН

Омский автобронетанковый инженерный институт

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГИБРИДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ГОРОДСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

Статья посвящена изучению проблем применения гибридных транспортных средств предприятиями городского общественного пассажирского транспорта. Произведена оценка показателей экономической эффективности проекта использования гибридных автомобилей. Разработаны критерии и параметры оценки эффективности гибридных автомобилей, связанные с защитой окружающей среды.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, гибридные автомобили, экономическая эффективность, экологическая безопасность, инвестиции, окупаемость.

Городской общественный пассажирский транспорт (ГПТ) является одним из основных элементов городского хозяйства и обеспечивает транспортную взаимосвязь всех частей города. Система городского общественного пассажирского транспорта имеет важное социальное значение для населения и выступает как важнейшая часть городской инфраструктуры. В результате ряда исследований установлено, что в городах с населением свыше 500 тысяч человек каждый житель затрачивает на передвижение к месту работы более одного часа [1].

В условиях сложившегося хозяйственного механизма обновление подвижного состава ГПТ весьма проблематично, что ведет к неизбежному старению эксплуатируемого парка и, следовательно, к увеличению затрат на поддержание автобусов в работоспособном состоянии, ухудшению всех технико-экономических показателей. Все это указывает на необходимость поиска перспективных направлений совершенствования транспортных средств в ГПТ.

Городские автобусные перевозки производятся в общем потоке транспортных средств, с частыми разгонами, замедлениями и остановками. При этом двигатели автобусов более 60 % времени работают на неустановившихся режимах, характеризующихся высоким расходом топлива и большим выбросам вредных веществ. Поэтому решение вопросов повышения экономических и экологических качеств автобусов в направлении совершенствования силовых установок является актуальным [1, 2]. Ведущие

производители автотранспортных средств приняли концепцию создания экологически чистого автомобиля, и на первой стадии предусматривается создание гибридных автомобилей. В гибридном автомобиле (ГА) обеспечивается работа ДВС на режимах его наибольшей эффективности, вне зависимости от режима движения автомобиля.

Инвестиционная привлекательность создания гибридных автобусов сдерживается высокими начальными затратами в жизненном цикле гибридного автомобиля. Для продвижения проекта ГА нужны экономические методы оценки затратного и возвратного механизма финансовых вложений. Создание опытных образцов гибридных автобусов носит преимущественно поисковый инициативный характер. Создавать индустриальную базу на данном этапе технически сложно и экономически не исследовано. Стоимость созданной продукции может быть оценена по фактическим затратам (издержкам).

Капитальные вложения реализации проекта определены в соответствии с технологическими принципами проектирования гибридной установки. Они включают традиционные затраты на проведение строительно-монтажных работ, закупку компонентов ГА и технологического оборудования, установку и его наладку. Структура и содержание статей затратного механизма не вызывают сомнения [3, 4].

Модель определения показателей экономической эффективности проекта ГА включает капитальные вложения, годовой пробег автомобиля, трудоемкость

и себестоимость работ, удельные затраты и себестоимость работ с удельным расходом. Срок окупаемости капитальных затрат по существующим методикам не может быть результативным. Эффективность проекта необходимо учитывать на национальном и глобальном уровне.

Для предприятий, располагающих научным потенциалом при отсутствии материально-технической базы для создания опытных образцов и промышленных партий, удобна лизинговая форма или система льготного кредитования. Суммарные инвестиционные затраты проекта гибридного автомобиля представлены зависимостью [4]:

С =(К +АК )+(С +АС )

эз \ о су) \ э эсу) г

(1)

где Ко и • Ку — основные и дополнительные капитальные вложения;

С и •С — основные и дополнительные эксплуата-

э эсу ^ -1

ционные расходы, связанные со снижением ущерба, наносимого окружающей среде.

Дополнительные капитальные вложения (• Ксу) и эксплуатационные расходы (• Сэсу) по абсолютной величине могут быть выше для получения народнохозяйственного и экологического эффекта. Величина минимальных приведенных затрат, учитывающих текущие затраты в сфере эксплуатации транспорта, и капитальные затраты на создание эффективных транспортных коммуникаций, представлена выражением [3]

С„.

<СШз + Ен х ^),

(2)

где Спз — приведенные затраты;

Сшз — текущие эксплуатационные затраты;

Ен — нормативный коэффициент эффективности

капиталовложений;

Кз — капитальные затраты на создание ГА.

Экономическая эффективность перевода ГПТ на ГА позволяет оценить затраты на приобретение компонентов ГА, суммарные эксплуатационные затраты; экономию и затраты на топливо; срок окупаемости всех затрат от внедрения ГА; срок окупаемости затрат на переоборудование; суммарные затраты на переоборудование базовых моделей.

Экономический анализ ГА включает основное его преимущество, связанное с экологической безопасностью. Продвижение проекта ГА включает финансовые затраты на приобретение новых автомобилей, дополнительных вложений на приспособление предприятия, увеличение затрат на ТО и ТР, инвестиции на организацию зарядной станции. Экологические фонды располагают достаточными ресурсами для решения проблемы ГА.

Возвратный механизм вложенных средств базируется на снижении расхода топлива и снижении текущих издержек при эксплуатации ГА. Окупаемость проекта по этим статьям займет многие годы. Получение кредитных средств на приобретение ГА в условиях низкой рентабельности проекта и кредитоспособности предприятия также проблематично.

Решение проблемы — задача национального престижа. Решение проблемы за счет бюджетных средств недостаточно. Улучшение качества среды носит общечеловеческий характер. В центральной части мегаполисов продолжительность жизни сокращается до 10 лет. Частный бизнес при аргументированной подобной ситуации будет заинтересован в нормализации экологической ситуации. Экологический аудит вложенных средств является надеж-

ным инструментом целевого расходования финансовых средств. Потребитель на индивидуальном уровне не заинтересован в приобретении ГА, существенно превышающего стоимость базового автомобиля. Государство берет на себя часть финансовых затрат в виде компенсации и предоставлении владельцу ряда дополнительных льгот. Возвратный механизм включает возврат средств путем компенсации затрат со стороны государственных органов. Превышение цены ГА не должно превышать 25% цены базовой модификации [4, 5].

Инвестиционная привлекательность в создание ГА при существующих методах оценки эффективности для бизнеса не представляет практического интереса.

Привлеченные бюджетные средства для ГА обеспечивают перевод на экономически чистое топливо. Развитие проекта ГА требует поддержки со стороны муниципальных властей.

В систему поддержки второго этапа проекта, созданного парка ГА, должны быть включены расходы по обеспечению заказами на выполнение транспортных услуг. Городские власти должны способствовать повышению объема транспортной работы и коэффициента использования парка ГА. Важным этапом является предоставление льгот по налогам и налоговым платежам на период реализации проекта ГСУ.

Одной из форм инвестирования проекта ГСУ на данном этапе может быть система лизинга предприятий с государственной собственностью. Это позволит решить важную задачу национальной экономики путем использования технологии, машин и оборудования без значительных капитальных затрат. Лизинговая форма позволит решить вопросы налогообложения на государственном и муниципальном уровне.

Выводы.

Отечественные технологии автомобилестроения заметно отстают от традиционных западных технологий. Повторение западных технологий не имеет перспективы, а совершенствование традиционных технологий не приносит заметных успехов.

Применение гибридных автомобилей позволяет принципиально решить экологические и энергетические проблемы современных транспортных систем.

В мировой практике автомобилестроения широко ведутся работы по созданию эффективных гибридных автомобилей. Крупнейшие автомобильные компании мира ведут разработку электромобилей. Применение подобного электропривода позволяет принципиально решить экологические и энергетические проблемы современных транспортных систем.

В результате выполненного комплекса исследований разработаны критерии и параметры оценки эффективности гибридных автомобилей, связанные с защитой окружающей среды. ГА позволяют существенно снизить содержание парникового газа СО2 по сравнению с известными энергетическими установками на автомобильном транспорте.

Библиографический список

1. Васильев, И. П. Методика оценки ущерба, наносимого отработавшими газами ДВС при использовании в качестве топлива метана / И. П. Васильев // Двигатель внутреннего сгорания. - 2009. - № 2. - С. 94-96.

2. Ерохов, В. И. Оценка экологической безопасности современных автотранспортных средств / В. И. Ерохов //

Транспорт на альтернативных топливах. — 2009. — № 1. — С. 66-70.

3. Карунин, А. Л. Экспериментальный многоцелевой гибридный автомобиль / А. Л. Карунин // Автомобильная промышленность. — 2006. — № 7. — С. 6-10.

4. Теоретические основы проектирования автомобилей нового поколения, работающих на химических топливных элементах : отчет о НИР МГТУ «МАМИ» / А. Л. Карунин,

B. И. Ерохов — М., 2007. — 69 с.

5. Шабалин, Д. В. Метод повышения приемистости комбинированного дизеля с использованием инерционных накопителей энергии / Д. В. Шабалин, Е. С. Терещенко, С. В. Рос-лов // Омский научный вестник. — 2014. — № 2 (130). —

C. 136 — 139.

ХОМУТОВ Андрей Александрович, преподаватель кафедры эксплуатации.

Адрес для переписки: [email protected] ШАБАЛИН Денис Викторович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры двигателей.

Адрес для переписки: [email protected] ПЕТУНИН Павел Владимирович, преподаватель кафедры эксплуатации.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.07.2014 г. © А. А. Хомутов, Д. В. Шабалин, П. В. Петунин

УДК 316 354 351/354 Т. В. РЫБАЛОВА

О. В. ТРЕТЬЯКОВА Е. Ю. СОЗОНОВА

Тюменский государственный университет

Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права

ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье дана оценка современного состояния делового туризма в Тюменской области. Актуальность темы обусловлена интенсивно увеличивающимся туристическим потоком в регион с деловыми целями. Деловой туризм расценивается как фактор развития территории. Дана характеристика современной инфраструктуры делового туризма. Обозначены основные проблемы развития делового туризма в регионе и предложены некоторые пути их решения.

Ключевые слова: деловой туризм, транспортная инфраструктура, туристская дистинация.

В августе 2014 года Тюменская область отметила свое 70-летие. 14 августа 1944 года дата образования Тюменской области с центром в городе Тюмени, в состав области тогда вошли Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. С открытием месторождений нефти и газа в 60-х годах прошлого века область становится главной нефтегазовой, энергетической базой страны. Для освоения крупных природных богатств края из разных регионов приезжают сотни тысяч человек. Население области увеличилось в десятки раз. Сегодня область является крупнейшей кладовой природных запасов нефти и газа как в стране, так и в мире. Все это становится объективными предпосылками того, что Тюменская область является одной из перспективных дистинаций для делового туризма. Согласно определению Е. В. Мошняга, под туристской дистинацией понимается «управляемая социально-экономическая территориальная система, обладающая туристско-рекреационным потенциалом, представляющим конкурентоспособную потребительскую ценность и устойчиво привлекающая туристские потоки» [1].

Становление рыночной экономики в России активизирует процесс формирования качественно нового уровня деловых отношений и социального партнерства в сфере профессионального, малого, сред-

него и крупного бизнеса. Регулирование социального и экономического взаимодействия в системе рыночных отношений осуществляется посредством технологий деловой культуры, которые в большей мере реализуются в сфере делового туризма, занимающего приоритетные позиции на мировом и российском рынке туристских услуг.

Актуальность представленной темы обусловлена интенсивно увеличивающимся туристическим потоком в Тюменскую область с деловыми целями. Деловой туризм (Business Travel) — наиболее быстро развивающееся направление современного туризма. В современном понимании деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Типичный турист, путешествующий со служебными целями, — это мужчина среднего возраста, с высшим образованием, квалифицированный специалист или руководящий работник [2]. Деловой туризм оказывает содействие экономическому росту региона, созданию рабочих мест, увеличению валового регионального продукта.

В соответствии с государственной программой Тюменской области «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма» на 2014 — 2016 годы, утвержденной распоряжением Прави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.