Научная статья на тему 'Туристический поток фактор конкурентоспособности региона'

Туристический поток фактор конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1819
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ars Administrandi
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / ГОСТИНИЧНЫЕ УСЛУГИ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИЗМА / РЕГИОН / ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нездойминов С. Г.

В статье рассматриваются современные проблемы повышения конкурентоспособности туристического региона. Представлена динамика туристического потока в регионе, раскрыты актуальные проблемы управления развитием туризма и гостеприимства в Одесском регионе. Проведен анализ развития рынка гостиничных услуг в Украине и России. Обращено внимание на возрастающую роль туризма в повышении конкурентоспособности туристических регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристический поток фактор конкурентоспособности региона»

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 351:338.48 С.Г. НЕЗДОЙМИНОВ, к.экон.н., доцент кафедры экономики и управления

туризмом

Одесский национальный экономический университет, Украина, г. Одесса, ул. Преображенская, 8 Электронный адрес: [email protected]

туристический поток -

фактор конкурентоспособности региона

Туризм как отрасль хозяйства является фундаментальной основой национальной экономики многих развитых стран мира и развивающихся государств. Согласно данным ВТО, его вклад в мировую экономику оценивается в 10,9% мирового ВВП. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств налоговых поступлений до 302 млрд дол. США. В целом, по прогнозам, доходы от туристической деятельности до 2020 г. возрастут в 4,4 раза. Туристические регионы должны будут привлекать туристов за счет продуманной маркетинговой политики, конкурентных цен, грамотного и разнообразного продуктового портфеля и формировать свои инвестиционные приоритеты с учетом новых потребностей туристов. В этих условиях проблемы конкурентоспособности туристических регионов все больше интересуют специалистов и все чаще становятся объектами научных исследований.

Целью данной статьи является анализ влияния туристического потока на конкурентоспособность туристического региона и выявление причин, сдерживающих развитие его конкурентного потенциала.

Как известно, Одесская область является одним из ведущих туристско-рекреационных регионов Украины, что обусловлено особенностью

В статье рассматриваются современные проблемы повышения конкурентоспособности туристического региона. Представлена динамика туристического потока в регионе, раскрыты актуальные проблемы управления развитием туризма и гостеприимства в Одесском регионе. Проведен анализ развития рынка гостиничных услуг в Украине и России. Обращено внимание на возрастающую роль туризма в повышении конкурентоспособности туристических регионов.

Ключевые слова: туризм; туристический поток; гостиничные услуги; управление развитием туризма; регион; Одесская область

78 © Нездойминов С.Г., 2014

экономико-географического расположения области, благоприятными природно-климатическими условиями, наличием различных природно-лечебных ресурсов и песчаных морских пляжей. Своеобразие туристического комплекса области определено многочисленными достопримечательностями с известными историко-культурными объектами. Туристическая инфраструктура области насчитывает 1070 объектов туристического, санаторно-курортного и рекреационного назначения, в том числе 296 гостиниц и аналогичных средств размещения; в регионе работает более 300 туроператоров и турагентств, которые создают и реализуют туристический продукт. Туристическая инфраструктура области позволяет одновременно разместить свыше 104,0 тыс. туристов и отдыхающих на протяжении всего года [4]. Если летом туристов привлекает отдых на морском побережье, то в зимний период регион позиционирует себя как центр делового туризма, поскольку с каждым годом увеличивается количество современных гостиничных комплексов с инфраструктурой и оборудованием для проведения деловых туров, конференций и семинаров. Однако, несмотря на все эти преимущества, Одесская область имеет ряд нерешенных проблем, которые препятствуют развитию международного туризма. Анализ данных региональной статистики позволяет выявить динамику и тенденции развития туристической сферы, которые являются исходной базой для конкурентной стратегии региона. Обращает на себя внимание снижение общего количества иностранных туристов, которых обслужили туроператоры и турагентства на основании туристических программ их пребывания в Одесской области в 2012 г. Это свидетельствует о том, что иностранные туристы предпочитают самостоятельные поездки, не прибегая к услугам туроператоров. В то же время положительной тенденцией за анализируемый период является рост рынка экскурсионных услуг (табл. 1). Среди причин снижения туристических потоков специалисты туристического бизнеса и представители органов власти выделяют: нестабильную экономическую ситуацию в стране; недостаточное привлечение инвестиций в туристическую инфраструктуру региона; отсутствие экологической сертификации туристического продукта [3]; отсутствие стратегии развития предпринимательства в сфере туризма и рекреации; слабое позиционирование региона на международном туристическом рынке; нерациональное использование природных ресурсов; отсутствие системы управления качеством услуг в большинстве гостиниц. Обратим внимание на то, что контроль качества предоставляемых услуг предприятиями гостиничного хозяйства в Украине раннее проводился на основании обязательной сертификации услуг этих предприятий, однако Министерство экономического развития и торговли Украины приказом от 30 июля 2012 г. № 876 ее отменило. Вместе с тем в постановлении Кабинета Министров Украины от 5 сентября 2012 г. № 830 определено, что категории отелям и другим объектам, предназначенным для предоставления услуг по размещению, устанавливаются по результатам добровольной сертификации их услуг на соответствие требованиям определенной категории.

Таблица 1

Туристический поток в Одесском регионе за 2010-2012 гг. (тыс. чел.) [7]

Годы Количество туристов, обслуженных субъектами туристической деятельности Украине Из общего количества туристов: Количество экскурсантов

иностранные туристы туристы-граждане Украины, которые выезжали за границу внутренние туристы

2010 103 526 34 910 37 628 30 988 84 214

2011 76 066 17 136 32 321 26 609 108 892

2012 65 129 9 807 36 726 18 596 137 912

На сегодняшний день в Украине действуют два государственных стандарта на услуги размещения - ДСТУ4269 2003 «Услуги туристические. Классификация гостиниц» и ДСТУ 4268:2003 «Услуги туристические. Средства размещения». Подчеркнем, средства размещения должны располагаться в безопасной зоне. В Украине насчитывается более 260 гостиниц, которые прошли сертификацию на звездную категорию. Многие специалисты туристической сферы отмечают, что изменения в законодательстве продиктованы стремлением правительства привлечь малый бизнес в гостиничную сферу. Так, динамика развития гостиничной сферы в Одесском регионе свидетельствует о росте объемов инвестиций в индустрию гостеприимства и росте количества мест размещения в предприятиях малого бизнеса за год почти в 6 раз (табл. 2) [7]. По состоянию на 1 января 2014 г. в Одесском регионе зарегистрировано 36 гостиниц, позиционирующих себя обладателями различного количества «звезд». Однако процедуру их присвоения прошли всего 18. Так, 4 гостиницы сертифицированы на категорию - пять «звезд» и 8 - на четыре. В районных центрах региона категорию три «звезды» подтвердили гостиницы «Эллада» в городе Южном, «Эдем» и «Рута» в поселке Затока Белгород-Днестровского района, категорию две «звезды» - гостиница «Моряк» в городе Ильичевск. Из общего количества баз отдыха, санаториев (115 учреждений) только 41 получили сертификат соответствия на свои услуги [2].

Таблица 2

Коллективные средства размещения в Одесском регионе

Число коллективных средств размещения (КСР), ед. Количество мест, ед. Количество размещенных лиц, чел.

в том числе в том числе в том числе

Годы физ. физ. физ.

всего юрид. лица лица - пред-прини-матели всего юрид. лица лица - пред-прини-матели всего юрид. лица лица - пред-прини-матели

2011 497 275 222 17494 14486 3008 481433 400114 81319

2012 623 306 317 61090 43702 17388 545661 411443 134218

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости активизации дальнейшей работы предприятий гостеприимства по сертификации соответствия своих услуг требованиям национальных стандартов. Таким образом, можно выделить еще одну проблему, связанную с повышением конкурентоспособности туристической отрасли в Одесском регионе, - отсутствие уверенности туристов в качестве предоставляемых туристических и гостиничных услуг. Следует признать, что перенесение на наши реалии европейских норм о добровольной сертификации услуг гостиничных предприятий оказалось преждевременным и не принесло ожидаемых положительных результатов.

В то же время, как показывает опыт регионов России, существуют возможности привлечения в туристический сектор крупных инвестиций. Краснодарский край - удачный пример такого рода, которому «повезло» выиграть право принимать на своей территории всемирную Олимпиаду. Притянув к себе поток федеральных и частных инвестиций, регион уже вряд ли откажется от дальнейшего развития своей инвестиционной привлекательности. В остальных субъектах РФ Южного федерального округа (далее - ЮФО) и Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО) дела обстоят не так благополучно.

Для того чтобы связать регионы какой-то общей инвестиционной темой, была разработана программа развития туристско-рекреационного комплекса посредством создания межрегиональной туристско-рекреационной системы, основанной на стратегии формирования т.н. полюсов развития сферы туристских услуг Северо-Кавказского макрорегиона. Но возникла другая проблема регионов, входящих в СКФО, - успешное развитие туристско-рекреационного комплекса предполагает стабильность и безопасность, которая пока не может быть полностью обеспечена в этом регионе. Кроме того, в условиях обострения мирового финансово-экономического кризиса есть сомнения по поводу возможностей привлечения крупномасштабных частных инвестиций в туристическую инфраструктуру СКФО и увеличения потока туристов. Таким образом, благополучный инвестиционный климат в ЮФО и СКФО сконцентрирован в районе Краснодарского края и связан далеко не с туризмом и аграрно-промышленным комплексом, а со строительством спортивных объектов и социальной инфраструктуры.

Региональные исследования показывают, что около половины всего дохода от организации комплексного туристического обслуживания в 2011 г. приходилось на Санкт-Петербург, больше трети - Москву. Значительный вклад в организацию комплексного туристического обслуживания внесли предприятия туризма Хабаровского края - 4,1%, Нижегородской и Свердловской областей - 1,5% и 1,2% соответственно. Специалисты отмечают, что самым дорогим видом проживания в России является санаторно-курортное. С 2006 года цены на проживание во всех типах КСР увеличились почти в два раза. На услуги гостиниц в городах России цены в среднем поднялись на 96% [6]. По мнению профессора Е.Г. Анимицы, за последние 20 лет уровень урбанизации городов напрямую влияет на пространственную концентрацию учреждений и организацией сервисной экономики, что, в свою очередь, обостряет внутреннюю конкуренцию [1].

Исследования в Одесском регионе показали, что органы власти прилагают определенные усилия, направляя денежные средства в развитие конкурентоспособной туристической отрасли. Так, решением Одесского горсовета была утверждена программа развития туризма в городе Одессе на 2013-2015 гг. В результате реализации мероприятий программы в городе уже открыты 4 филиала КП «Туристический информационный центр Одессы»; внедрен инновационный «зеленый» проект, который предусматривает проведение на разных языках обзорных экскурсий на экологических электрокарах по исторической части города. С целью продвижения бренда города как на внутреннем, так и международном туристических рынках в 2013 г. были разработаны макеты наружной рекламы г. Одессы для размещения на ситилайтах и билбордах с использованием туристического логотипа города [5]. Данные маркетинговые мероприятия направлены на популяризацию Одесской области на туристическом рынке, улучшение туристической инфраструктуры и, соответственно, увеличение туристических потов в регион.

Приведем некоторые статистические данные. Наибольшее количество туристов посещает административный центр области - г. Одессу. Город обладает необходимой туристической инфраструктурой, которой, к сожалению, нет в других городах Одесского региона (таких как Ильичевск, Белгород-Днестровский, Вилково, Измаил). В 2013 году более 1 млн туристов посетили Одессу, из них 38% - туристы из Европы, 30% - из стран СНГ, 11% - из США и 7% - из Азии. В 2013 году количество заходов иностранных круизных лайнеров в Одесский порт, в сравнении с 2012 г., увеличилось на 21% - до 146 заходов. Таким образом, если туристический поток в целом по региону снижался, то туристский поток в Одессу на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой. Основные перспективы дальнейшего увеличения потока туристов, на наш взгляд, связаны с необходимостью повышения конкурентоспособности туристско-рекреационных территорий нового типа анимации (Аркадия, Лузановка, Вилково, Украинская Дельта Дуная), реконструкцией Одесского аэропорта, экологизациией инфраструктуры гостиничных и туристических предприятий региона. По оценке Всемирного совета путешествий и туризма, в 2012 г. прямой вклад сферы туризма в ВВП Украины составил 28,8 млрд грн, или 2,2% ВВП. Государственный бюджет получил 38,4 млн грн туристского сбора, что на 38,3% больше, чем в 2011 г., а также 11,85 млрд грн от предоставления услуг украинскими туроператорами. Кроме того, согласно данным Госагентства по туризму Украины. отели и санаторно-курортные учреждения принесли бюджету 1,5 млрд грн доходов [3].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность Одесского региона растет, об этом свидетельствуют как повышение качества инфраструктуры, динамика туристического потока, так и интенсивное продвижение региона, в особенности города Одессы. Таким образом, конкурентоспособность туристического региона - это его способность формировать конкурентоспособный региональный туристический продукт, отвечающий требованиям и потребителей, и его производителей, используя присущие ему конкурентные преимущества, а также способность удерживать высокий конкурентный статус на туристическом рынке в течение длительного периода, используя собственный конкурентный потенциал.

Список литературы

1. Анимица Е.Г. Крупнейшие города России в контексте глобальных урбанизационных процессов [Электронный ресурс] // Ars Administrandi (Искусство управления). 2013. № 1. С. 82-96. URL: http://ars-administrandi. com/journal/ArsAdministrandi2013_1.pdf (дата обращения: 20.04.2014).

2. Гостиничные услуги должны быть качественными [Электронный ресурс]. URL: http://sm.od.ua/post/653/2014 (дата обращения: 20.04.2014).

3. Нездойминов С.Г. Региональные проблемы развития международного туризма [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования: электрон. науч.-практ. журн. 2013. № 4. С. 313-321. URL: http://pnojournal.wordpress.com/ (дата обращения: 22.03.2014).

4. Одесская область: офиц. турист. сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.touregion.odessa.gov.ua/ (дата обращения: 22.03.2014).

5. Программа развития туризма в г. Одессе на 2013 - 2015 годы [Электронный ресурс]: утв. решением Одес. гор. совета от 21 дек. 2012 г. № 2451-VI. URL: http://omr.gov.ua/ru/acts/council/46798/ (дата обращения: 21.03.2014).

6. Российский и мировой рынок туризма [Электронный ресурс]. URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949984717106.shtml (дата обращения: 24.05.2014).

7. Туристический поток / Главное управление статистики в Одесском регионе [Электронный ресурс]. URL: http://www.od.ukrstat.gov.ua/ (дата обращения: 24.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.