Научная статья на тему 'Деловой климат как фактор повышения конкурентоспособности на макроуровне в республике Таджикистан'

Деловой климат как фактор повышения конкурентоспособности на макроуровне в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ДОКЛАД «ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА» / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / COMPETITIVENESS / BUSINESS CLIMATE / MODERNIZATION OF ECONOMY / NATIONAL ECONOMY / NET INVESTITURES / REPORT «BUSINESS RUNNINGS» / TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова М.И.

Исследуется проблема конкурентоспособности в экономике Республики Таджикистан. Дано определение делового климата и институциональной среды, которая способствует повышению конкурентоспособности страны на макроуровне. Определена иерархия конкурентоспособности в национальном хозяйстве, позволяющая выявить концепцию конкурентоспособности. Выявлено, что национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. Уделено внимание вопросу улучшения деловой среды, которая может служить важным катализатором в модернизации экономики Таджикистана. Отмечено, что эффективное решение споров экономического характера имеет большое значение для предприятий. Подчёркнута роль экономических судов в защите прав хозяйствующих субъектов, так как справедливое решение экономических споров повышает их доверие к власти и общественным институтам. Проанализированы и названы важные факторы, сдерживающие деловую активность в республике, предложен путь решения проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business Climate as a Factor of Elevation of Competitiveness on Macro-Level in Tajikistan Republic

Researching the problems related to competitiveness in economy of Tajikistan Republic the author determines the notions of business climate and institutional environment which promote an elevation of competitiveness of the countries on macro-level. She determines a hierarchy of competitiveness in national economy affording to elicit the concept of competitiveness. It is ascertained that national economy is a bearer of competition on macro-level. The author pays attention to the issue dealing with an improvement of business environment which may serve as the main catalizator in modernization of Tajikistan economy. It is marked that effective solution of issues related to economic character is of great importance for enterprises. The author stresses the role of economic courts in regard to the advocacy of rights of economy subjects as a fair solution of economic controversies elevates their confidence into authoritative and social institutes. Major factors constraining business activeness in the republic have been analyzed thus proposing the ways of a solution of the problems being canvassed as well.

Текст научной работы на тему «Деловой климат как фактор повышения конкурентоспособности на макроуровне в республике Таджикистан»

УДК 330 ББК 65. 132

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МАКРОУРОВНЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН BUSINESS CLIMATE AS A FACTOR OF ELEVATION OF COMPETITIVENESS ON MACRO-LEVEL IN TAJIKISTAN

REPUBLIC

Каримова Муаззамахон Исматуллоевна,

старший преподаватель кафедры банковского дела ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Karimova Muazzamahon Ismatulloevna,

senior lecturer of the department of banking under TSULBP (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: muazzamakhon@inbox.ru

Ключевые слова: конкурентоспособность, деловой климат, модернизация экономики, национальная экономика, чистые инвестиции, доклад «Ведение бизнеса», налогообложение.

Исследуется проблема конкурентоспособности в экономике Республики Таджикистан. Дано определение делового климата и институциональной среды, которая способствует повышению конкурентоспособности страны на макроуровне. Определена иерархия конкурентоспособности в национальном хозяйстве, позволяющая выявить концепцию конкурентоспособности. Выявлено, что национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. Уделено внимание вопросу улучшения деловой среды, которая может служить важным катализатором в модернизации экономики Таджикистана. Отмечено, что эффективное решение споров экономического характера имеет большое значение для предприятий. Подчёркнута роль экономических судов в защите прав хозяйствующих субъектов, так как справедливое решение экономических споров повышает их доверие к власти и общественным институтам. Проанализированы и названы важные факторы, сдерживающие деловую активность в республике, предложен путь решения проблем.

Key words: competitiveness, business climate, modernization of economy, national economy, net investitures, report «Business Runnings», taxation

Researching the problems related to competitiveness in economy of Tajikistan Republic the author determines the notions of business climate and institutional environment which promote an elevation of competitiveness of the countries on macro-level. She determines a hierarchy of competitiveness in national economy affording to elicit the concept of competitiveness. It is ascertained that national economy is a bearer of competition on macro-level. The author pays attention to the issue dealing with an improvement of business environment which may serve as the main catalizator in modernization of Tajikistan economy. It is marked that effective solution of issues related to economic character is of great importance for enterprises. The author stresses the role of economic courts in regard to the advocacy of rights of economy subjects as a

fair solution of economic controversies elevates their confidence into authoritative and social institutes. Major factors constraining business activeness in the republic have been analyzed thus proposing the ways of a solution of the problems being canvassed as well.

Решение институциональных вопросов является ключевым явлением при создании благоприятной деловой среды для развития бизнес-деятельности, в связи с чем оно становится залоговым фактором укрепления конкурентоспособности в странах с переходной экономикой. Мировая практика доказала, что улучшение институциональной среды и делового климата непосредственно способствует повышению конкурентоспособности страны на более высоком техническом и технологическом уровне. Кроме того, важно отметить, что улучшение делового климата, совершенствование институциональной среды в Таджикистане, который все еще испытывает сложности переходной экономики, может способствовать преодолению технологической отсталости национальной экономики. В этой связи мы считаем, что улучшение деловой среды может служить важным катализатором модернизации экономики нашей страны.

С этих позиций, на текущем этапе развития улучшение делового климата в Республике Таджикистан может иметь большое значение по двум причинам:

• улучшение делового климата способствует формированию положительных трендов в инвестиционном климате республики, которая испытывает острый дефицит инвестиционных инъекций в экономику;

• деловой климат является важнейшим фактором формирования и совершенствования конкурентной среды в экономике.

Улучшение качества делового климата позволит решить проблемы экономики РТ, связанные с низким уровнем конкурентоспособности продукции таджикского производства и высокими темпами инфляции, снизить чрезмерную зависимость от конъюнктуры внешних рынков, уменьшить зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов [7]. Очевидно, что улучшение делового климата может способствовать развитию малого и среднего бизнеса в Таджикистане и играть ключевую роль в снижении уровня бедности, повышении благосостояния населения. Согласно официальным данным, уровень бедности в республике составляет 31%, однако, на наш взгляд, из-за мирового экономического кризиса, рецессии в российской экономике, а также из-за снижения цен на нефть и применяемых санкций, уровень бедности в нашей стране несколько повысился.

В Республике Таджикистан одним из основных препятствий в деле повышения конкурентоспособности предприятий является переизношенность основного капитала, что снижает конкурентные преимущества выпускаемой продукции по таким важным параметрам, как цена и качество. Анализ статистических данных в масштабе национальной экономики Таджикистана позволил нам выявить тенденцию «старения» основного капитала. (см. таблицу 1)

С 2000 до 2006 гг. наблюдалась отрицательная динамика чистых инвестиций в экономику республики. Это явление свидетельствует о переизношенности основного капитала в республике. Положительная динамика чистых инвестиций началась только после 2006 года. При сопоставлении объема валовых инвестиций и потребления основного капитала (амортизации) видно, что удельный вес чистых инвестиций в валовых инвестициях колеблется от 11 до 19%. В 2008 и 2009 годах удельный вес чистых

инвестиций превысил 60% от валовых инвестиций, тем самым сигнализируя о повышении инвестиционной привлекательности и улучшении деловой среды в республике, несмотря на серьёзные последствия мирового экономического кризиса.

Таблица 1. Динамика валовых инвестиций, потребления основного капитала и _чистых инвестиций в Таджикистане (млн. сомони)

Годы Валовые инвестиции Потребление основного капитала Чистые инвестиции

2000 168,2 192,2 -24

2001 249,2 315,6 -66,4

2002 316,7 524,9 -208,2

2003 475,6 581,3 -105,7

2004 752,6 1104,7 -352,1

2005 839,4 1578,6 -739,2

2006 1490,5 1207,8 282,7

2007 3154,1 1117,1 2037

2008 4693,9 1675 3018,9

2009 5125,1 1573,5 3551,6

2010 5891,6 4590,8 1300,8

2011 8783,6 6136,9 2647,6

2012 8414,2 6549,3 1864,9

2013 10024,7 8828,9 1195,8

2014 10820,1 9218,2 1601,9

Источник: Основные показатели системы национальных счетов 2000-2007.- Душанбе,

2008. - С.19; Национальные счета Республики Таджикистан. - Душанбе, 2015. - С.19, 21.

Однако начиная с 2011 года наблюдается снижение размера чистых инвестиций и в абсолютном, и в относительном размере. Это явление мы воспринимаем как «плохой» сигнал, который требует скорейшего улучшения деловой среды и инвестиционного климата.

Деловая среда должна создавать благоприятные условия для ведения бизнеса. Важно отметить, что реальный экономический рост происходит на микроуровне, сопровождаемый увеличением выпуска продукции, ростом численности занятых на предприятиях, в компаниях. Нам представляется, что макроэкономические усилия окажутся неэффективными, если государство не сможет создать комфортные условия для ведения бизнеса [4, с.53].

В условиях усиления глобализации и интернационализации производства, последствием которых становится возможным свободное перемещение ресурсов, капитала и технологий, усиливается борьба за конкурентные юрисдикции, то есть страны будут бороться за привлечение иностранных инвестиций, предлагая различные льготные механизмы. Таким образом, необходимо отметить, что улучшение делового климата связано с инвестициями.

Обычно оценкой качества делового климата занимаются международные рейтинговые агентства. При поддержке Всемирного банка ежегодно начиная с 2003 года публикуется

доклад «Ведение бизнеса». Данный доклад рассматривает качество делового климата в 189 странах на основе анализа 10 индикаторов [7]. Среди них:

♦ создание новых предприятий;

♦ получение разрешительных документов на строительство;

♦ подключение к системе электроснабжения;

♦ юридическая регистрация собственности;

♦ получение кредитов;

♦ защита инвесторов;

♦ международная торговля;

♦ обеспечение исполнения контрактов;

♦ налогообложение;

♦ процедура банкротства (разрешение неплатежеспособности).

Согласно докладу «Ведение бизнеса» [6], на основе анализа определенных параметров приведены индикаторы и параметры подсчета простоты ведения бизнеса, приведенные в таблице 2.

Таблица 2. Индикаторы доклада «Ведение бизнеса»

Индикатор Параметры Описание типовой ситуации

Создание предприятий Количество процедур, необходимых для регистрации предприятий Определяется общее количество процедур, а также их стоимость и сроки проведения, которые необходимо пройти предпринимателям для регистрации общества с ограниченной ответ-

Стоимость процедур

Затрачиваемое время

Размер уставного капитала

ственностью (или аналогичного по типу предприятия) от подачи документов и до начала деятельности

Получение разрешения на строительство Количество процедур, прохождение которых необходимо для получения разрешения на строительство Оценивается количество процедур, а также их стоимость и сроки проведения, которые пройдёт предприятие, желающее построить небольшой склад (1300 кв. м)

Срок (в днях), то есть средняя продолжительность получения

Стоимость

Подключение к системе электроснабжения Количество процедур Оценивается количество процедур, а также их стоимость и сроки проведения, которые пройдёт предприятие, желающее подключить

Срок (в днях)

Стоимость

построенный склад (см. индикатор «Получение разрешения на строи-тельство») к системе электроснабжения.

Регистрация собственности Количество процедур Оценивается количество процедур со стоимостью и сроком их прохождения, которые необходимо осуществить предприятию после приобретения коммерческой недвижи-мости для регистрации права собственности

Срок (в днях)

Стоимость

Получение кредитов Индекс юридических прав Кредитными бюро оценивается уровень охвата юридических и физических лиц, а также залогового имущества. То есть проверяются факторы, упрощающие общий доступ бизнеса к кредитам. Индексы, посредством которых можно ответить «Положительно» (1 балл) или «Отрицательно» (0 баллов).

Индекс кредитной информации

Количество человек, находящихся на учете в государственном реестре (% взрослого населения)

Количество человек, находящихся на учете в частных бюро (% взрослого населения)

Защита инвесторов Индекс открытости Формируется степень защиты акционеров от незаконных операций управляющих организаций акционерных компаний. Индексы равны итоговым баллам за позитивные ответы на надлежащие задачи. Одно соглашение равняется 1 баллу.

Индекс ответственности директора

Индекс возможности подачи иска акционерами

Индекс защиты интересов инвесторов

Налогообложение Количество налоговых выплат Формируется качество налогового администрирования и, кроме того, объём налогового бремени в стандартной компании (часть налоговых выплат списывается из-за неуплаты вовремя)

Время

Налог на прибыль (% прибыли)

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

Другие налоги (% прибыли)

Общая налоговая ставка (% прибыли)

Международная торговля Количество документов для экспорта Оцениваются различные расходы (кратковременные, денежные), какие понесёт компания при вывозе либо ввозе продукции. В том числе период подготовки требуемых документов. В стандартных условиях рассматривается импорт либо экспорт 20-футового контейнера с коммерческим грузом.

Время на экспорт (в днях)

Стоимость экспорта

Количество документов для импорта

Время на импорт (в днях)

Стоимость экспорта

Обеспечение исполнения контрактов Срок (дни) Предопределяется число операций, время и расходы компании за судебное взимание задолженности с бесчестного клиента-юридического лица, который категорически отказался оплачивать поставленный груз, мотивируя отказ тем, что товар низкокачественный (со временем экспертиза подтверждает: продукт высококачественный)

Размер судебных издержек

Количество процедур

Разрешение неплатежеспособности (процедура банкротства) Время (в годах) Оценивается порядок действий предприятия (сроки, стоимость, уровень возврата кредитных средств), столкнувшегося с необходимостью проведения процедуры банкротства.

Стоимость

Коэффициент взыскания (взымается один цент за каждый доллар невозвращенного кредита)

Источник: https://ru. wikipedia. org/wiki/Доклад_«Ведение_бизнеса»

Анализ агрегированного показателя «Ведение бизнеса» за 2014 и 2015 годы позволил выявить положительные сдвиги в плане улучшения условий ведения бизнеса в Республике Таджикистан. Так, если по данному агрегированному показателю за 2014 год Таджикистан занимал 138 место, то в 2015 году, вследствие проведенных реформ и нововведений, республика поднялась на 6 позиций и занимает 132 место среди 189 стран [6, с.6].

Исследуя вопросы, касающиеся создания предприятий, можно констатировать, что Таджикистан, согласно докладу «Ведение бизнеса- 2015», по индикатору «создание предприятий» занимает 57 место среди 189 анализируемых стран. Для сравнения с некоторыми странами СНГ можно проанализировать нижеприведенную таблицу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3. Межстрановая сравнительная характеристика по критерию _упрощенности создания предприятия за 2015 год

№ Наименование страны Место

1 Республика Беларусь 12

2 Республика Казахстан 21

3 Республика Молдова 26

4 Украина 30

5 Кыргызская Республика 35

6 Российская Федерация 41

7 Республика Таджикистан 57

Источник: Doing business 2016 // The World bank Group flagship report - 13' ed. -Economy

profile Tajikistan -P.18

Уместно отметить, что благодаря проводимым реформам стал возможен упрооенный режим создания предприятий в Таджикистане, что значительно улучшило позиции нашей страны в мировом масштабе. К этим реформам следует отнести:

S отмену требования о проведении правовой экспертизы предоставленных учредительных и иных документов для регистрации и представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию, подтверждающего документа о формировании уставного капитала предприятия до проведения государственной регистрации юридического лица;

S уменьшение срока регистрации предприятий с иностранным капиталом до 5 дней;

S уменьшение общего количества разрешительных документов с 650 до 86 после принятия Закона Республики Таджикистан «О разрешительной системе» от 2 августа 2011 года № 751;

S установление минимального размера уставного капитала для обществ с ограниченной ответственностью в размере 500 сомони и разрешение на внесение в уставной капитал средств в течение одного года (Закон РТ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 572 от 19 марта 2002 г). Данное положение позволило предпринимателям открыть банковский счет, получить печать и вести предпринимательскую деятельность до уплаты взносов в уставной капитал;

S внедрение принципа «единого окна» для регистрации индивидуальных предприятий и юридических лиц, что позволяет значительно снизить бюрократические барьеры при регистрации предприятий.

Важно отметить, что благодаря проведенным реформам правительства РТ в области регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, согласно докладу «Ведение бизнеса - 2016», стало возможным осуществлять регистрацию субъектов любой организационно-правовой формы в рамках 4-х процедур, продолжительностью в среднем 11 дней. Расходы на регистрацию субъектов хозяйствования составляют 20,5% от средней заработной платы [6].

Большое значение для предприятий имеет эффективное решение споров экономического характера, и здесь особую роль играют экономические суды, защищающие права хозяйствующих субъектов. Определено, что в случае эффективного и

справедливого решения экономических споров у них повышается доверие к власти и общественным институтам.

Анализ наиболее острых проблем, сдерживающих возможности экономического роста, позволяет определить несколько важных факторов, сдерживающих деловую активность в республике. К этим негативным факторам следует отнести:

• существующие барьеры для входа в высокорентабельные отрасли;

• недостаточные темпы реструктуризации старых компаний, которые получают государственную поддержку в разных формах;

• слабое развитие инструментов государственно-частного партнерства.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сделать следующие выводы:

• «концепция конкурентоспособности применяется к огромному количеству объектов (не только принадлежащих к экономической системе, но и стране, региону, отрасли, фирме, рынкам, населению и т.д.);

• сущность понятия «конкурентоспособность» проявляется через такие его детерминанты, как: лидерство, превосходство, преобладание, преимущество;

• национальная экономика выступает носителем конкуренции на макроуровне. К носителям конкурентоспособности на микроуровне относят: организации (любых форм собственности), персонал, технологии, инновации, средства производства. К носителям мезоконкурентности относят регионы и отрасли» [3, с. 39];

• «универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится» [5, с. 135]. «Наиболее общее определение конкурентоспособности можно изложить следующим образом: конкурентоспособность — способность субъекта конкуренции в определенной сфере деятельности совершать конкурентные действия сравнительно лучше конкурирующих субъектов» [5, с. 135]. При определении понятия «конкурентоспособность» большое значение имеет наличие конкурентного контекста;

• во многих определениях национальной конкурентоспособности акцент делается на способность страны экспортировать ту или иную продукцию, то есть на международную торговлю. Думается, что такой акцент заведомо занижает оценку конкурентоспособности стран с крупным внутренним рынком и относительно низким объемом экспорта и завышает позиции небольших экономик с высокой долей экспорта и иностранного капитала;

• «успехи на международном рынке товаров и услуг зависят от справедливости мировой торговой системы и установленных правил игры» [2, с. 11]. «Международная торговля так сильно зависит от влияния некоторых государств, торговых барьеров, инструментов протекционизма и субсидирования, что можно говорить об отсутствии принципов справедливости в получении выгод от международной торговли» [2, а 11];

• экспорт и уровень жизни большинства населения далеко не всегда связаны положительно. Шансы сильной корреляция этих двух показателей в большей части могут быть повышены вследствие аллокативного эффекта публичных финансов, что представляется достаточно трудным процессом, особенно в странах с переходной экономикой, куда входит и Республика Таджикистан.

Список использованной литературы:

1. Национальные счета Республики Таджикистан - Душанбе: Ирфон, 2015. - С.19.

2. Рахимов А.М. Проблемы повышения конкурентоспособности экономики Республики Таджикистан. - Худжанд: Ношир, 2004 - 94 с.

3. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм / Под ред. К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецова; Гос. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Вершина, 2008. - 141 с.

4. Стратегия - 2020: новая модель - новая социальная политика: Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. - Книга 1/Под ред. В.А. Мау, И.Я. Кузьминова. -М. : Издательский дом «Дело», 2013.-186 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Уровни и объекты конкурентоспособности // Современная конкуренция. - 2009.- № 4 (16).- С. 135-138.

6. Doing Business 2016 // The World bank Group flagship report - the 13th ed. -Economy profile Tajikistan -886 pp.

7. World Bank Annual Report. [электронный ресурс]. URL:http://www.worldbank.org (дата обращения: 11.05.2016)

Reference Literature:

1. National Accounts of the Republic of Tajikistan - Dushanbe: 2015 -p.19.

2. Rakhimov A.M. Problems of Increasing the Competitiveness of the Economy of the Republic of Tajikistan - Khujand, 2004 -94 pp.

3. Russian Iindustry is at the Stage of Growth: Factors of Competitiveness of Firms // under the editorship of K.R.Gonchar and B.V.Kuznetsov; State University - Higher School of Economics.-M. : Summit, 2008 - 141pp.

4. Strategy- 2020: a New Model - a New Social Policy: The final report on the results of expert work on topical issues of socio-economic strategy of Russia for the period up to 2020.-Book 1 /Ed. by V.A. Mau, I.Y. Kuzminova.M.: Publishing House "Business", 2013, -186 pp.

5. Fatkhutdinov R.A. Standards and Objects of Competitiveness // Modern competition. 2009.№ 4 (16). -pp. 135-138.

6. Doing Business 2016 // The World bank Group flagship report - the 13th ed. -Economy Profile of Tajikistan. -886 pp.

7. World Bank Annual Report [electronic resource]. URL:http://www. worldbank.org (date of addressing: 11.05.16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.