Научная статья на тему 'Тенденции и перспективы реализации институциональных реформ в аспекте повышения конкурентоспособности экономики'

Тенденции и перспективы реализации институциональных реформ в аспекте повышения конкурентоспособности экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНСТИТУТЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / COMPETITIVENESS / INSTITUTIONS AND INSTITUTIONAL REFORMS / ECONOMIC ENTITIES / INFRASTRUCTURE AND THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каримова Муаззама Исматуллоевна

В данной статье рассматривается повышение конкурентоспособности национальной экономики с точки зрения реализации институциональных реформ. Приведены дефиниции «институциональные реформы», «преобразования» и определено, что институциональная среда является важной предпосылкой в повышения конкурентоспособности национальной экономики. Обозначены приоритетные направления проведения институциональных реформ специфическими условиями для экономики Таджикистана. Определено, что конкуренцию институциональным реформам могут составить развитие инфраструктуры, человеческого капитала, макроэкономическая стабилизация, а также либерализация, приватизация и внешнеторговая либерализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the competitiveness of the national economy in terms of institutional reforms. Presents the definition of «institutional reforms», «changes» and determined that the institutional environment is an important prerequisite to improve the competitiveness of the national economy. Are designated priority areas of institutional reform for the specific conditions of the Tajik economy. It was determined that the competition institutional reforms can make the development of infrastructure, human capital, macroeconomic stabilization and liberalization, privatization, and liberalization of foreign trade.

Текст научной работы на тему «Тенденции и перспективы реализации институциональных реформ в аспекте повышения конкурентоспособности экономики»

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ РЕФОРМ В АСПЕКТЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В данной статье рассматривается повышение конкурентоспособности национальной экономики с точки зрения реализации институциональных реформ. Приведены дефиниции «институциональные реформы», «преобразования» и определено, что институциональная среда является важной предпосылкой в повышения конкурентоспособности национальной экономики. Обозначены приоритетные направления проведения институциональных реформ специфическими условиями для экономики Таджикистана. Определено, что конкуренцию институциональным реформам могут составить развитие инфраструктуры, человеческого капитала, макроэкономическая стабилизация, а также либерализация, приватизация и внешнеторговая либерализация.

Ключевые слова: конкурентоспособность, институты и институциональные реформы, субъекты хозяйствования, инфраструктура, национальная экономика.

Muazzama Karimova TRENDS AND PROSPECTS

OF IMPLEMENTATION OF INSTITUTIONAL REFORMS IN THE CONTEXT OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF THE ECONOMY

Annotation. This article examines the competitiveness of the national economy in terms of institutional reforms. Presents the definition of «institutional reforms», «changes» and determined that the institutional environment is an important prerequisite to improve the competitiveness of the national economy. Are designated priority areas of institutional reform for the specific conditions of the Tajik economy. It was determined that the competition institutional reforms can make the development of infrastructure, human capital, macroeconomic stabilization and liberalization, privatization, and liberalization of foreign trade. Keywords: competitiveness, institutions and institutional reforms, economic entities, infrastructure and the national economy.

B последнее время в научной среде очень часто аргументируются и решаются экономические проблемы с точки зрения институционального подхода. Вопросы повышения конкурентоспособности экономики в немалой степени зависят от функционирующих в экономике институтов, норм поведения субъектов хозяйствования и населения в целом. С точки зрения институциональной теории, богатство государства, населения, хозяйствующих субъектов зависит не только от наличия тех или иных ресурсов, а в большей степени от правил, с помощью которых могут быть использованы эти ресурсы. От эффективности функционирования созданных в экономике институтов создаются условия максимизации стоимости, облегчая условия обмена между субъектами хозяйствования и минимизируя трансакционные издержки [8].

Институциональная среда, создавая благоприятные условия экономическим агентам, играет ключевую роль в развитии рыночных отношений, улучшении среды ведения бизнеса. В конечном итоге, целостность и полнота формирования институциональной среды способствует повышению конкурентоспособности национальной экономики. В этой связи совершенствование институциональной среды осуществляется путем проведения институциональных реформ.

УДК 73(2) У 336 М.И. Каримова

© Каримова М.И., 2017

В литературе встречаются понятия «институциональные реформы» и «институциональные преобразования». Институциональные реформы - это совокупность мер, направленных на обеспечение становления выверенного хозяйственного порядка сочетающего защиту либеральных ценностей в хозяйствовании (свободы предпринимательства и конкуренции) с эффективным государственным и корпоративным регулированием экономики [11]. По мнению российского ученого Чапцева Р.П., «ключевая роль государства в экономике представляет собой предоставление экономической свобо -ды и ее защиты» [11, с. 202].

Интересным представляется мнение российского ученого - автора многочисленных работ по функционированию институтов и институциональным реформам д.э.н. В.М. Полтеровича, который отмечает, что институциональная реформа представляет собой последовательность преобразований, которая призвана «соединять» начальную систему институтов с «финальным», т.е. желаемым. Эти «финальные» институты призваны облегчить обмен между сторонами хозяйственного процесса, минимизируя трансакционные издержки и способствовать максимизации стоимости [3]. В глоссарии экономических терминов Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития отмечено, что институциональные реформы предполагают изменения таких базовых общественно-экономических институтов законов, как отношения собственности, налоговая система, банковская система, системы судопроизводства, административных институтов и т.д. [5]. В данном аспекте можно определить, что институциональные реформы направлены на улучшение функционирования таких институтов связанные с отношением собственности, налоговой и банковской систем, и судопроизводства.

Термин «институциональные преобразования» практически является синонимом термина «институциональные реформы». Институциональные преобразования направлены на изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Институциональные преобразования призваны формировать новые механизмы взаимодействия по таким схемам: государство -субъекты хозяйствования, государство - регионы, государство - население. Институциональные преобразования способствуют совершенствованию социальной инфраструктуры и культурного потен -циала страны [2].

Всесторонний анализ экономической литературы, научных статей показывает, что институциональная среда очень сильно влияет на развитие экономики. Необходимо отметить, что взгляды ученых о влиянии институциональной среды на развитие экономики, повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики достаточно сильно разнятся (см. табл. 1), однако по нашему мнению эти теоретические взгляды имеют право на существование.

Таблица 1

Влияние институциональной среды в повышении конкурентоспособность страны

№ Теоретический анализ проблем Авторы

1 - способствует активному взаимодействию между организациями - развивает чувство общности коллективных целей - стимулирует предпринимательский дух - посредством развития доверительных отношений консолидирует субъекты бизнеса в сферах промышленности, услуги М.В. Савельева

2 - снижение трансакционных издержек - снижение рисков исполнения контрактов - налаженное функционирование институтов Р. Коуз, О. Уильямсон, А. Алчиан, Б. Клейн, Г. Демсец

Окончание таблицы 1

№ Теоретический анализ проблем Авторы

3 - получение выигрыши от четкой специализации прав собственности - применимость концепции отношенческих контрактов - снижение расходов на исполнение контрактов за счет реализации отношенческих контрактов Р. Коуз, А. Алчиан, Э. Фурботн, Р. Рихтера

4 - улучшение процессов заключения и исполнения контрактов за счет эффективного функционирования институтов, налаженных механизмов методов принуждения М. Дженсен, В. Меклинг, Дж. Стиг-лиц, Б. Клейн, Д. Крепе, Дж. Ком-монс, С. Гроссман, О. Харт

5 - качество решения возникающих споров - информационно-методическое обеспечение деятельности - формирование стимулов и санкций для стимулирования или ограничения O.A. Степанова, Л.А. Алтынникова, Е.И. Минакова, И.В. Кузнецова

Необходимо отметить, что всплеск интересов к институциональному подходу решения экономических проблем появился после того как в нескольких работах А. Шлейфера с соавторами было показано, что на экономическое развитие национальной экономики сильно влияют коррупция и государственные институты [13]. В монографии, написанной под руководством профессора Е.Г. Ясина, на основе анализа ряда зарубежных источников отмечается, что институциональные условия играют определяющую роль для долгосрочного развития национальной экономики [4]. Кроме влияния на экономическое развитие в целом, институциональная среда может повлиять на уровень развития отельных рынков или внешнеэкономическую специализацию. На развитие определенных рынков, например финансового, сильно влияют институты защиты контрактов. Следует отметить, что институты защиты контрактов предполагают наличие развитой правовой системы, которая позволяет осуществлять защиту контрактов не самими экономическими агентами, а государством. Развитость институтов защиты контрактов позволяет субъектам хозяйствования, достичь экономию от масштаба за счет экономии на трансакционных издержках [4]. Обычно в развитых странах правовая система (законодательные органы, само законодательство, адвокаты, судьи), законы подаются однозначной трактовке, основная масса правовых норм отвечает требованиям эффективности. Судьи в этих странах, в отличие от менее развитых стран независимы, и судопроизводство осуществляется без преследования каким-то личным интересам. Правовая система большинства стран с переходной экономикой достаточно слаба и неопределенна, трактовка законодательных актов может осуществляться неоднозначно. Поведение агентов юридической системы характеризуется неопределенностью из-за коррупции, подверженности личным связям. Наличие этих явлений вызывает определенные дополнительные трансакционные издержки для ведения бизнеса. Институты защиты прав собственности влияют на долгосрочное развитие.

Таким образом, можно сделать вывод, что институциональная среда представляет собой важную предпосылку в повышении конкурентоспособности национальной экономики. Возникает вопрос: по каким направлениям следует проводить институциональные реформы в условиях Таджикистана?

Первое направление - это реформы в системе институтов государственного управления. В условиях переходной экономики роль государства в проведении реформ, регулировании социально-экономических процессов возрастает. Возникает парадоксальное явление: в условиях переходной экономики локомотивом реформ становится государственный аппарат, что должно увеличивать его вмешательство в экономику. А с другой стороны, законы развития рыночной экономики требуют формирования конкурентной среды в экономике, что должно также сопровождаться снижением уровня государственного участия. В условиях Таджикистана институциональные преобразования в

сфере институтов государственного управления должны быть направлены на повышение транспарентности и ответственности функционирования государственных органов власти. Наличие коррупционных явлений в судебных, правоохранительных органах и в других государственных органах власти ставит под сомнение обеспечение верховенство законов, обеспечения установленных прав и свобод субъектов. В этих условиях возрастают трансакционные издержки предпринимательских структур для обеспечения своих прав, в первую очередь прав на частную собственность. По данным международного агентства TransparencylnternationalB в Таджикистане коррупции больше всего подвержены судебные органы, силовые ведомства и некоторые другие правительственные структуры, деятельность которых общество считает непрозрачной и закрытой. В 2016 г. Таджикистан в индексе Transparencylnternational занял 136 место, набрав 26 баллов [15]. По словам регионального координатора программ Transparencylnternational в странах Европы и Центральной Азии С. Савицкой, страна, набравшая в оценке уровня восприятия коррупции меньше 30 баллов, рассматривается как страна, где коррупция носит глубокий систематический характер. «В Таджикистане большие проблемы в судебной системе и правоохранительных органах. За ними следуют государственные органы, деятельность которых некачественная, непрозрачная, они закрыты», - отмечает С. Савицкая в интервью радио «Озоди» [14]. Экономист и директор Центра свободного рынка Таджикистана К. Бондаренко считает, что для эффективной борьбы с коррупцией в республике важное значение имеет повышение компетентности правительственных структур и надзорных органов [14].

Второе направление - формирование формальных и неформальных институтов, которые способствуют созданию благоприятной деловой среды в Таджикистане. В данном аспекте огромное значение имеет совершенствование институциональной среды в 2-х взаимосвязанных между собой элементах: предпринимательской среды и инвестиционного климата. Необходимо отметить, что качество институтов, функционирующих в экономике, часто оцениваются посредством оценки международных организаций, таких как Всемирный банк, Европейский банк развития и реконструкции, рейтинговыми агентствами (например, StandardandPoor's, Moody's и т.д.) [12]. Центральным вопросом создания благоприятной среды для совершенствования предпринимательской и инвестиционной среды является защита частной собственности. В данном аспекте необходимо совершенствовать механизмы правовой защиты частной собственности от неправового присвоения. В странах с переходной экономикой, где достаточно слаба и зависима судебная система, всегда существует риск присвоения собственности агентами, которые имеют высокую политическую власть. Многочисленные жалобы как иностранных, так и местных предпринимателей республики о рейдерском захвате имущества, предприятий свидетельствует о том, что в Республике все еще требует совершенства инсти-тут защиты частной собственности. По мнению профессора X. Умарова, для эффективного решения проблем рейдерства в условиях Таджикистана необходимо принять отдельный закон о рейдерстве [9]. Нами предлагается создать государственную службу охраны собственности субъектов хозяйствова-ния в республике, к главным задачам которой следует отнести: эффективную защиту частной собственности, противодействие незаконным рейдерским захватам, способствование защите коммерческой, финансово-кредитной и производственно-технологической тайны предпринимательских структур, оказание юридических и иных услуг.

Для всех стран с переходной экономикой, в том числе и для Таджикистана, институциональной неполнотой в сфере формирования благоприятной среды является отсутствие четкого механизма рыночной селекции в виде ликвидации обанкротившихся предприятий. Несовершенство данного закона затрудняет вопросы снижения неплатежей, в том числе налоговых, создает проблемы ликвидации задолженностей перед кредиторами, в частности с кредитными учреждениями. А самое главное -неразвитость данного института мешает формированию нормальной конкурентной среды, что является важным фактором развития рыночной экономики. В условиях переходной экономики институт

банкротства должно функционировать как эффективный механизм способствующий оздоровлению управления и финансов предприятий. Главная задача института банкротства - это способствование выводу низкоэффективных субъектов хозяйствования с рынка и возврата долгов кредиторам. По критерию решения проблем несостоятельности (банкротства) предприятий и других субъектов хозяйствования Таджикистан занимает 147 место в 2016 г. Данный показатель свидетельствует о том, что механизм рыночной селекции несостоятельных предприятий в Республике Таджикистан неэффективен [12].

Анализируя соотношение действующих индивидуальных предпринимателей с зарегистрированными, необходимо отметить, что около 62 % из числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей являются действующими, а 38 % из них - ликвидированы.Если проанализировать структуру ликвидированных субъектов хозяйствования по состоянию за 2015 г., то из 135452 ликвидированных субъектов 132301 или 97,7 % составляют индивидуальные предприниматели [6]. Такой высокий удельный вес ликвидированных индивидуальных предпринимателей объясняется, прежде всего, высокой подверженности рискам малого бизнеса, неспособности эффективно вести коммерческую деятельность, высокими административными барьерами, неэффективностью механизма решения проблем, связанных с неплатежами и т.д.

Важно отметить, что совершенствование правовых норм регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий или субъектов хозяйствования имеет положительные аспекты, как на макро-, так и на микроуровне. Макроуровень: за счет ликвидации неэффективных производств снижается уровень рисков ведения бизнеса в экономике, обеспечивается перераспределение промышленных активов в пользу эффективных субъектов бизнеса, снижается проблемы неплатежей в экономике, что представляется актуальным в условиях переходной экономики Таджикистана, и самое главное путем «очистки» неэффективных субъектов развивается конкурентная среда. Микроуровень: обеспечивается эффективная защита прав кредиторов, повышается финансовая дисциплина, способствует повышению качества корпоративного управления, осуществляется перераспределение активов в пользу эффективных владельцев, способствует внедрению рациональных систем управления и т.д.

Для привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций важное значение имеет предоставление государственных гарантий, наличие системы защиты иностранных инвестиций от незаконных посягательств. В данном аспекте нужны государственные гарантии по следующим направлениям: гарантии, которые обеспечивают неприкосновенность имущества иностранного инвестора; гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора воспользоваться результатами предпринимательской деятельности; гарантии в отношении порядка рассмотрения споров возникающих в процессе хозяйственной деятельности и обеспечения их объективности.

Третье направление - эффективный переход от плановой к рыночной экономике требует создания новых институциональных структур, формирования новых финансовых институтов, разработки усовершенствованных механизмов финансирования инновационной деятельности. Создание эффективно функционирующих институциональных структур является важным направлением повышения конкурентоспособности национальной экономики. Однако справедливости ради важно отметить, что простое принятие законодательных актов по созданию тех или иных структур и организаций, т.е. формирование формальных институтов может не дать ожидаемые результаты. Например, Закон РТ «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 22 ноября № 364 был принят еще в 1996 г. [5], однако даже более 20 лет спустя развитие фондовой биржи и вообще рынка ценных бумаг в Таджикистане оставляет желать лучшего. На наш взгляд, для развития этого формального института необходимо создать условия развития неформальных институтов. Главными задачами развития неформальных институтов в данном аспекте, мы считаем: повышение доверия населения,

предпринимательских кругов к органам государственной власти; повышение предпринимательского духа населения в целом; развитие уровня корпоративного менеджмента; способствовать развитию социального капитала населения и предпринимателей в целом. Существует теоретический спор между учеными, которые рекомендуют не преувеличивать роль институтов в экономическом развитии [7]. В краткосрочном плане, конкуренцию институциональным реформам могут составить развитие инфраструктуры, человеческого капитала, макроэкономическая стабилизация, а также либерализация, приватизация и внешнеторговая либерализация, которая активно пропагандировалась Вашингтонским консенсусом.

Библиографический список

1. Глоссарий экономических терминов. ВАВТ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.vavt.ru/glossecon/ (дата обращения : 03.02.2017).

2. Калугина, В. Институциональные преобразования, определяющие развитие инновационного комплекса региона / В. Калугина // Вопросы регулирования экономики. - 2013. - Т. 4. - № 3. - С. 73.

3. Полтерович, В. М. Институциональные реформы и гражданская культура / В. М. Полтерович // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - № 2-2.

4. Российская промышленность на этапе роста : факторы конкурентоспособности фирм / Под ред. К. Р. Гончар, Б. В. Кузнецова. - М. : Вершина, 2008. - С. 384-385.

5. Сборник законов и других нормативно правовых актов РТ (на тадж. яз.) // Душанбе, 2012. - 400 с.

6. Статистический ежегодник Республики Таджикистан // Душанбе, 2015. - С. 194.

7. Сухарев, О. С. Экономический рост, институты и технологии / О. С. Сухарев. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 464 с.

8. Тамбовцев, В. Л. Институциональные изменения в российской экономике / В. Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 1999. - № 4. - С. 44.

9. Умаров, X. У. Стране нужен отдельный закон против рейдерства / X. У. Умаров // Центральная Азия. -2012. - № 43(135). - С. 2.

10. Урунов, А. А. О теории и практике формирования и развития общего и единого экономического пространства России со странами СНГ / А. А. Урунов // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 8. - С. 165-171.

11. Чапцов, Р. П. Россия на пути к рынку - экономика, государство, безопасность и качество / Р. П. Чапцов. -М. : РАЕН, 2001. - С. 202.

12. Doing business 2016 // The World Bank Group flagship report. - 13th ed. - Economy profile Tajikistan. - P. 9.

13. Shliefer, A. Corruption / A. Shliefer, R. Vishny // The Quarterly Journal of Economics, MIT Press. - 1993. - Vol. 108. - № 3. - Pp. 599-617.

14. Transparency International: Коррупция в Таджикистане носит систематический характер [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://nm.tj/society/37174-transparency-international-korrupciya-v-tadzhikistane-nosit-sistematicheskiy-harakter.html/ (дата обращения : 03.02.2017).

15. US Department of State, 2016 Country Reports on Human Rights Practices [Electronic resource]. - Mode of access : http://www.state.goV/j/drl/rls/hrrpt/2016/sca/154487.htm (accessed date : 03.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.