Научная статья на тему 'Институциональные изменения как условие повышения конкурентоспособности экономики'

Институциональные изменения как условие повышения конкурентоспособности экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
423
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / INSTITUTIONAL CHANGES / COMPETITIVENESS / NATIONAL ECONOMY / INEFFECTIVE INSTITUTIONS / GOVERNMENT / ECONOMIC POLICY / POTENTIAL / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирильчук Ольга Валериевна

В статье рассмотрена сущность институциональных изменений, обосновывается их необходимость для повышения конкурентоспособности экономики. Отмечается, что экономика Украины имеет высокий конкурентоспособный потенциал, но нерационально его использует. Установлена роль государства как основного субъекта, способного проводить институциональные изменения. Охарактеризованы этапы институциональных изменений в Украине. Определено, что низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики вызван существованием неэффективных институтов. Предлагаются перспективные приоритеты институциональных изменений для повышения конкурентоспособности экономики Украины, определены основные задачи экономической политики государства в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional changes as a condition of economic competitiveness reinforcement

The article considers the essence of institutional changes, their necessity to improve the economy’s competitiveness. It is noted that Ukraine''s economy has a high competitive potential, but the country uses it irrationally. The role of the government as the main subject, which can make institutional changes, is substantiated. The stages of institutional changes in Ukraine are described. It is stated, that inefficient institutions is a cause of the low level of the national economy’s competitiveness. The author considers the promising priorities of institutional changes aimed at the reinforcement of the competitiveness of Ukraine''s economy. The main objectives of the economic policy of the state in this process are defined.

Текст научной работы на тему «Институциональные изменения как условие повышения конкурентоспособности экономики»

УДК 330.341.2 Кирильчук Ольга Валериевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, макро- и микроэкономики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Kyrylchuk Olha Valerievna

PhD in Economics, Assistant Professor, Economic Theory, Macro-and Microeconomics Department, Taras Shevchenko National University of Kyiv

INSTITUTIONAL CHANGES AS A CONDITION OF ECONOMIC COMPETITIVENESS REINFORCEMENT

Аннотация:

В статье рассмотрена сущность институциональных изменений, обосновывается их необходимость для повышения конкурентоспособности экономики. Отмечается, что экономика Украины имеет высокий конкурентоспособный потенциал, но нерационально его использует. Установлена роль государства как основного субъекта, способного проводить институциональные изменения. Охарактеризованы этапы институциональных изменений в Украине. Определено, что низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики вызван существованием неэффективных институтов. Предлагаются перспективные приоритеты институциональных изменений для повышения конкурентоспособности экономики Украины, определены основные задачи экономической политики государства в этом процессе.

Ключевые слова:

институциональные изменения, конкурентоспособность, национальная экономика, неэффективные институты, государство, экономическая политика, потенциал, трансакционные издержки.

Summary:

The article considers the essence of institutional changes, their necessity to improve the economy's competitiveness. It is noted that Ukraine's economy has a high competitive potential, but the country uses it irrationally. The role of the government as the main subject, which can make institutional changes, is substantiated. The stages of institutional changes in Ukraine are described. It is stated, that inefficient institutions is a cause of the low level of the national economy's competitiveness. The author considers the promising priorities of institutional changes aimed at the reinforcement of the competitiveness of Ukraine's economy. The main objectives of the economic policy of the state in this process are defined.

Keywords:

institutional changes, competitiveness, national economy, ineffective institutions, government, economic policy, potential, transaction costs.

Глобализация общественно-экономических отношений требует от субъектов хозяйствования соответствия современным приоритетам развития мирового сообщества и формирования таких экономических задач, решение которых повлияло бы на преодоление кризисных явлений.

Важной задачей для государства является повышение конкурентоспособности национальной экономики, что предполагает реализацию страной своих конкурентных преимуществ; формирование экономических отношений, способных обеспечить стабильный экономический рост; повышение эффективности национального производства; адаптацию к изменениям мировой конъюнктуры рынка. На Украине существуют свои конкурентные преимущества, хороший природный потенциал, высококвалифицированные кадры, однако используются они нерационально. Активизация государственной политики в странах-лидерах по уровню конкурентоспособности в мире (Швейцарии, Японии, США и других) способствовала усилению их конкурентных возможностей и выгодных сторон. Значимыми условиями таких процессов являются проведение институциональных изменений и адаптация новых институтов к современным требованиям экономики.

В научной экономической литературе теоретическим проблемам развития институциональных изменений посвящены работы западных ученых - Р. Коуза, Д. Норта, Дж. Гэлбрейта; украинских ученых - В. Базилевича, Т. Гайдая, В. Гейца, В. Осецкого; российских ученых - В. Вольчика, А. Олейника, Р. Нуреева, А. Шаститко и других ученых-экономистов. Определено, что эффективная институциональная среда характеризуется непротиворечивостью старых и новых институтов. Внутренние факторы изменений могут иметь объективный характер, обусловленный состоянием природной среды, развитием материально-технической базы, особенностями человеческого восприятия окружающей реальности.

Институциональные изменения - это непрерывный процесс количественно-качественных и сущностных преобразований и формирования присущих рыночной экономической системе социальных и экономических институтов. Такая трансформация охватывает систему изменений в

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 8)

экономической, политической, правовой, социальной и духовной компонентах общественной системы. Конечной целью изменений каждого из них является формирование макроэкономической среды, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей каждого индивида и преодоление противоречий между ними [1, с. 32], а также повышение конкурентоспособности существующей экономической системы.

Институциональные изменения, обеспечивающие развитие на основе здоровой конкуренции, являются основой преодоления существенных деформаций, присущих обществу в условиях трансформации. В современных условиях функция основного трансформационного субъекта возлагается на государство, которое должно проводить планомерную политику и воплощать «идею создания надежного механизма социального контроля со стороны общества, который был бы в состоянии обеспечить стабильность экономики и ее управляемое развитие» [2, с. 797].

Особый характер институциональные изменения приобрели в конце ХХ в. Они стали основным содержанием реформ, которые проводились в разных странах. Интенсивность этих реформ, их размах и последствия приобрели высокую значимость, а скорость изменений и их масштаб стали лимитирующими параметрами институциональных изменений, то есть изменения превратились в инструменты правительственной политики [3, с. 76].

По мнению Д. Норта, «постоянное взаимодействие институтов и организаций в условиях экономической конкуренции заставляет организации инвестировать в знания. Характер и направленность полученных знаний определяют восприятие возможностей и выбор, который будет влиять на постепенное изменение существующих институтов ... Институциональные изменения зависят "от предыдущей траектории развития"» [4, с. 104] и индивидуальных особенностей экономических субъектов, их ментальности и умственных способностей.

Как показывает реальная практика, именно субъективные решения участников институционального процесса приводят к выбору, который не является лучшим, в результате чего возрастают и трансакционные издержки. Источником институциональных инвестиций в экономически развитых странах являются будущие прибыли организаций, полученные от повышения качества институциональной системы.

В процессе осуществления институциональных изменений экономики целесообразно выделить два этапа. Основные задачи первого этапа (90-е гг. ХХ в.) определим как завершение приватизации в реальном секторе экономики, создание рынка ценных бумаг, введение частной собственности на землю, осуществление демонополизации промышленности, правовое обеспечение действия свободной конкуренции, либерализацию внешнеэкономической деятельности. Второй этап институциональных изменений (конец 90-х гг. ХХ в. - начало ХХ1 в.) связан с растущим пониманием фундаментальной роли политических, культурно-идеологических и ментальных факторов. Поскольку институциональные изменения инициируются группами субъектов, имеющими собственные интересы, то созданные институты ориентированы на обслуживание узких интересов в противовес государственным. Такая ситуация не позволяет реализовать экономические преимущества страны.

Низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики вызван существованием неэффективных институтов, а именно: несогласованностью терминологии в действующих законодательных актах, что приводит к различной трактовке законов и норм; усложнением процедуры создания субъектов хозяйственной деятельности, что противоречит законодательству Украины относительно стимулирования экономической конкуренции; низким уровнем развития элементов рыночной инфраструктуры; отсутствием спроса на научные разработки и изобретения; постоянными изменениями и прекращением действия отдельных статей законодательных актов; отсутствием законодательно определенной системы управления государственными целевыми программами; несоблюдением действующего законодательства; слабой дееспособностью судебной системы Украины при нарушении прав экономических субъектов; недостаточной защитой системы прав интеллектуальной собственности; обременительной налоговой системой [5, с. 51-52].

В результате оценки потенциала отечественных технологий и особенностей мировых тенденций хозяйствования нами определены приоритеты повышения конкурентоспособности экономики Украины: сохранение и развитие природных и производственных ресурсов страны, поиск нетрадиционных источников; создание высококачественных, термостойких и высокопрочных материалов на основе нанотехнологий; разработка и внедрение новых биотехнологий; развитие ракетных и авиакосмических технологий; глубокие и качественные преобразования в энергетическом секторе экономики.

Основными задачами политики государства в ходе проведения институциональных изменений являются: оценка потребности государства в основных видах продукции и имеющихся ресурсов для их удовлетворения (финансовых, научно-технологических, материальных, кадровых)

с учетом возможностей отдельных отраслей и регионов; мониторинг действующего законодательства, регулирующего конкурентные отношения во всех отраслях экономики, его формирование и усовершенствование с учетом реалий хозяйственной деятельности; обеспечение государственного финансирования развития приоритетных отраслей на государственном и региональном уровнях; усиление взаимодействия и координации существующих органов управления инновационным процессом и субъектов предпринимательской деятельности.

Таким образом, в результате исследования приходим к выводу, что в условиях экономической нестабильности и усиления кризисных явлений важным условием становления и развития конкурентоспособной экономики является проведение институциональных изменений. На данном этапе эти процессы очень противоречивы вследствие несовершенного законодательства, игнорирования необходимости макроэкономических изменений, растущего уровня коррупции, сопротивляемости проведению реформ. Решение означенных проблем будет сопутствовать повышению благосостояния населения и уровня конкурентоспособности страны, который соответствует высоким стандартам достойной жизни.

Ссылки:

1. Катигробова О.В. 1нституцмы змлни як основа подолання суперечностей Ыновацмного розвитку // 1нвестицп: практика та досвщ. 2013. № 13. С. 32-35.

2. Базилевич В.Д. Философия экономики. История : монография. Киев ; М., 2011. 927 с.

3. Жаворонков В.А. Определение сущности институциональных изменений для проведения модернизации экономической системы государства // Белорусский экономический журнал. 2014. № 2. С. 74-85.

4. Норт Д. 1нституцп, Ыституцмна змЫа та функцюнування економки. К^в, 2000. 198 с.

5. Гармашова О.П. lнституцiйно-правовi умови Ыновацмного забезпечення конкурентоспроможност нацюнально'Т еко-номки // Экономика Крыма. 2012. № 3 (40). С. 49-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.