УДК 336.5 ББК 65.9(2) 262
Давлатов Искандар Хасанович,
кандидат экономических наук, советник Председателя Национального банка Таджикистана (Таджикистан, Душанбе)
Davlatov Iskandar Hasanovich,
candidate of economy sciences, councillor of the National Bank Chairman of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe)
Е-MAIL: idavlatov@mail.ru
Ключевые слова: иностранный капитал, национальный капитал, банковский сектор, финансовый кризис, риск.
В статье рассматриваются вопросы проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан. Проанализирована деятельность банков с участием иностранного капитала по сравнению с банками национального капитала. Отмечены положительные и отрицательные стороны проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан. Рекомендованы меры по устранению факторов, препятствующих проникновению иностранного капитала в страну: осуществление лицензирования иностранных банков путем всестороннего анализа структуры собственности, деловой репутации и финансового состояния акционеров, оценка стратегического и операционного плана банка; жесткий надзор не только над филиалами иностранных и дочерних банков, но и над их материнским банком на консолидированной основе; сбалансирование целей иностранных банков и банковского сектора Таджикистана для развития экономики нашей страны; сочетание становления национальной банковской системы с возможностями привлечения иностранного капитала.
Key words: foreign capital, national capital, banking sector, financial crisis, risk
The article dwells on the issues in regard to penetration of foreign capital into the banking sector of Tajikistan Republic. The author analyzed the activity of banks with a participation of foreign capital in comparison with those of a national one. He noted both negative and positive sides of the penetration of a foreign capital into the banking sector of Tajikistan Republic. A number of arrangements in reference to elimination of factors, barring a penetration of foreign capital into the country are recommended, they are the following ones: implementation of foreign banks licensing by means of comprehensive analysis of the structures of property; business reputation and financial state of shareholders; assessment of strategic and operational plan of the bank; rigid surveillance not only over the branches of foreign and filial banks, but over their maternal bank on ^nsolidated basis either, balancing the aims of foreign banks and
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ABOUT THE CONSEQUENCES OF FOREIGN CAPITAL PENETRATION INTO THE BANKING SECTOR OF TAJIKISTAN REPUBLIC
- 89 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
the banking sector of Tajikistan for a development of our country's economy; combination of national banking system with potentialities of attracting foreign capital.
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетие проникновение иностранного капитала в банковский сектор Таджикистана стало ключевым фактором развития конкуренции между кредитными организациями за улучшение качества банковских услуг за счет внедрения новых финансовых продуктов, повышения эффективности проводимых банковских операций, доступа к финансовым ресурсам, усиления защиты клиентов, а также обеспечения доступа новых банковских технологий и расширения новых участников банковского рынка.
Однако, несмотря на эти положительные стороны, последствия участия иностранного капитала как фактора развития банковского сектора, не смогли в полной мере способствовать повышению культуры корпоративного управления в системообразующих банках и в достаточной мере снизить стоимость банковских услуг, в частности процентных ставок по кредитам. Это связано с политическим характером некоторых иностранных банков при получении прибыли как основного мотива в условиях слабой работы отечественных банков в связи с их недокапитализированностью и недостаточностью ликвидных средств. С этой точки зрения, последствия проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан имеют определенное значение.
1. СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В соответствии со статьей 23 Закона Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности», размер квоты1 участия иностранного капитала в банковской системе Республики Таджикистан до 2006 года устанавливался Правительством Республики Таджикистан. Этот показатель, с согласия Национального банка Таджикистана, в 1999-2000 гг. был установлен в размере 35%, в 2001-2002 гг. - до 40 %, в 2002-2006 гг. - до 50%. В целях содействия привлечению иностранных инвестиций в республику, в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 28 декабря 2005 года «О внесении изменений в Закон Республики Таджикистан “О банках и банковской деятельности”», был отменен размер (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе страны. С тех пор открытость банковского сектора Таджикистана обеспечила иностранным поставщикам высокий уровень доступа на рынок банковских услуг.
Неотъемлемой частью банковской системы республики стали банки с участием иностранного капитала. По состоянию на 1 января 2015 года, на территории Республики Таджикистан функционируют 17 банков, из них 4 местных банка и 13 банков с участием иностранного капитала, в числе последних 6 банков со 100% - участием, 1 - от 50 до 100%, которым принадлежит ключевая роль в принятии решений в банке, 1 - от 20 до 50%, 2 - от 10 до 20 и 3 - до 10% капитала. Динамика изменения количества банков с участием иностранного капитала приведена на рисунке 1.
1 Квота рассчитывалась как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах банков с участием иностранного капитала, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу банков, зарегистрированных на территории Республики Таджикистан.
- 90 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
Рис. 1. Динамика количества банков, функционирующих на территории Республики
Таджикистан в 2008-2014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Как видно из приведенных на рисунке 1 данных, до 2008 года характерным для банковского сектора республики было увеличение иностранного капитала в уставном капитале банков в форме частичного участия. В последующие годы заметен рост количества банков со 100 % участием иностранного капитала.
Следовательно, в зависимости от полноты участия иностранного капитала в уставном капитале банков и его воздействия на развитие банковского сектора страны, проникновение иностранного капитала в национальную банковскую систему можно разделить на два этапа.
1. Этап первичного проникновения иностранного капитала (1992-2004 гг.). На этом этапе появление нерезидентов на банковском пространстве Таджикистана происходило в виде частичного участия в уставном капитале большинства отечественных банков либо филиалов иностранных банков со 100 % участием иностранного капитала. На данном этапе впервые в истории банковской системы Таджикистана в г.Душанбе открываются филиалы: АКБ "Авиабанк" г. Москвы (1992 г.), «Тиджорат» ИРИ (1995 г.). Также на этом этапе были выданы лицензии на осуществление банковских операций Совместному Инвестиционному Центрально-азиатскому Банку (1994 г.), ЗАО «Ист-Кредит Банк» (1997 г.), Совместному Таджикско-Бахрейнскому «Инвестбанку» (2003 г.).
В связи с невыполнением требований о минимальном размере общего капитала и неудовлетворительным финансовым положением, а также с убыточностью деятельности, в 1998 году, были отозваны лицензии на осуществление банковских операций у филиала АКБ "Авиабанк," в 2004 году - у Совместного Инвестиционного Центральноазиатского Банка и ЗАО «Ист-Кредит Банк», а затем и у ЗАО «СТБ-Инвестбанк» в 2006 году.
2. Этап проникновения иностранного капитала в форме 100 % участия в уставном капитале (с 2004 года - по настоящее время). Этот этап связан с умеренным созданием банков со 100 % участием иностранного капитала, с обеспечением благоприятных условий инвестирования в экономику и улучшением макроэкономической обстановки в республике. В частности, начали функционировать: ЗАО «Первый микрофинансовый банк» (2004
- 91 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
г.), ЗАО «Казкоммерцбанк Таджикистана» (2008 г.), ЗАО «Акссесбанк Таджикистана» (2010 г.), ЗАО Инвестиционный банк «Конт» (2011г.), ЗАО «Дочерний банк Национального банка Пакистана в Таджикистане» (2012 г.).
Мотивация иностранных банков, приходящих на рынок развивающихся стран, заслуживает особого внимания. Мировой опыт показал, что на иностранный рынок приходят преимущественно крупные банки, и это объясняется рядом причин. Во-первых, у крупных международных банков, занимающих существенную долю рынка в стране происхождения, присутствует мотив диверсификации рисков через расширение своей деятельности в различных странах. Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов, что именно транснациональные корпорации являются клиентами крупных банков [2 ].
Необходимо учесть, что, безусловно, побудительным мотивом для проникновения иностранного капитала в как во всем мире, так и в Таджикистане, является получение прибыли на новом рынке. Стратегия иностранных банков в этом случае ориентируется на перспективы развития экономики, рост ВВП, инфляцию, капитализацию местных компаний. Дополнительным фактором в этом случае является конкурентная среда на местном рынке. Заинтересованность иностранных банков будет тем выше, чем менее развита и эффективна местная банковская система.
Однако практика проникновения иностранного капитала в Таджикистан указывает на её отличительные особенности. Это прежде всего связано с тем, что, в отличие от других стран с формирующимися рынками, в нашу страну приходят не первоклассные крупные мировые банки, а относительно новые банки. Это объясняется рядом причин: во-первых, крупные мировые банки в основном следуют за своими крупными клиентами и принимают решения для открытия филиалов или дочерней организации; во-вторых, открываются филиалы иностранных банков, имеющих партнерские отношения с субъектами нашей экономики; в-третьих, имеют значение культурные и исторические связи; в-четвертых, масштабы кредитной доли и высокой процентной ставки по кредитам, что характерно для малых открытых экономик.
1. Меры, принятые для привлечения иностранного капитала в Республику
Таджикистан
Привлечение инвестиций, как национальных, так и иностранных, в экономику Республики Таджикистан является приоритетным направлением развития финансового сектора страны. В этой связи большое значение имеет принятие Правительством Республики Таджикистан конкретных мер по улучшению инвестиционного климата и развитию частного сектора, особенно в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, водоснабжения, туризма, здравоохранения и образования.
Инвестиционный климат страны во многом обусловливается наличием политических и экономических факторов. Особое значение имеет политическая стабильность, а также развитость законодательной базы, сильная макроэкономическая и денежно-кредитная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной систем.
К числу принятых Правительством Республики Таджикистан мер в сфере улучшения инвестиционного климата и роста привлечения инвестиций, следует отнести внедрение системы «единого окна» для регистрации бизнеса, которая распространяется как на внутренних, так и на иностранных заявителей, а также уменьшает бюрократию и практически сокращает время, необходимое для открытия бизнеса в кратчайшие сроки.
- 92 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
Другими мерами политики в этой области стали: снижение количества проверок хозяйствующих субъектов, защита инвесторов, регистрация собственности, сокращение количества разрешений и упрощение процедур и процессов импорта и экспорта.
В программе среднесрочного развития банковского сектора Республики Таджикистан указано: «Режим допуска иностранного капитала и привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор будет в большей мере ориентирован на развитие рыночных отношений, повышение финансовых показателей страны и конкуренцию в банковском секто-ре»[3]. С этой точки зрения целесообразно эффективно использовать возможности, связанные с вступлением в ВТО, для увеличения иностранных инвестиций в банковском секторе.
Для проведения единой государственной политики по вопросам улучшения бизнессреды и инвестиционного климата, привлечения инвестиций в целях дальнейшего социально-экономического развития Республики Таджикистан и обеспечения эффективного взаимодействия государственных органов в данной сфере, а также для создания максимально благоприятного инвестиционного климата для инвесторов, в 2008 году при Президенте Республики Таджикистан сформирован Консультативный совет по улучшению инвестиционного климата, в состав которого входят представители как государственных структур, так и бизнес - ассоциации, в том числе Национальный банк Таджикистана.
Совет уполномочен вести повседневный мониторинг ситуаций в экономике для оперативной выработки мер по решению проблемных вопросов, связанных с привлечением инвестиций в страну. На 14-м заседании Консультативного совета по улучшению инвестиционного климата в ноябре 2014 года, в целях совершенствования инвестиционной инфраструктуры и разработки механизма привлечения инвестиций в регионы республики, Президент Республики Таджикистан предложил создать советы по улучшению инвестиционного климата во всех городах и районах [3]. Учитывая то, что около 70 % населения проживает в сельской местности, данное предложение будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионах.
На наш взгляд, для более активного привлечения инвестиций и раскрытия инвестиционного потенциала регионов было бы целесообразно принять меры по созданию маркетинговых и информационных центров, а также способствовать развитию инфраструктурных институтов, призванных аккумулировать финансовые ресурсы потенциальных инвесторов и стимулировать новые формы мобилизации денежных ресурсов населения и хозяйствующих субъектов.
Особую роль в улучшении инвестиционной инфраструктуры играют финансовые институты. Очевидно, что банковский сектор считается локомотивом развития экономики в республике и призван формировать инвестиционную и кредитную политику с учетом потребностей реального сектора экономики в кредитных и инвестиционных вложениях. Банковскую структуру в регионах представляют филиалы системообразующих банков и, в последнее время, -микрофинансовые организации. Однако нередко участие банковских институтов в развитии регионов Республики Таджикистан ограничено из-за отсутствия финансовых ресурсов и наличия проблем в головных офисах системообразующих банков. Причиной такой ситуации является недокапитализация крупных банков в связи с введением рискованной кредитной и централизованной депозитно-кредитной политики в головных офисах, а также с отсутствием должного внимания к развитию филиальных сетей в регионах. В результате основная финансовая нагрузка в последние годы в регионах ложится на небольшие банки и микрофинансовые организации.
- 93 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
Вместе с тем продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, ужесточение конкуренции на мировых и региональных инвестиционных рынках требуют принятия дополнительных мер по созданию более благоприятного инвестиционного климата в стране, стимулированию привлечения иностранных инвестиций в приоритетные направления экономики.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в банковский сектор Республики Таджикистан требует безотлагательного устранения факторов, отрицательно влияющих на деятельность кредитных организаций. Необходимо рассмотреть проблемы, имеющиеся в сфере налогообложения кредитных организаций в связи с применением нового Налогового кодекса, несмотря на сокращение количества налогов и упрощение налоговой отчетности и процедуры оплаты. Прежде всего это касается налогообложения на прибыль банков, так как значительная часть фактически понесенных расходов не включается в зачет для расчета налога, вследствие чего эффективная ставка для расчета налога на прибыль банков повышается в 2-3 раза по сравнению с 25 % ставкой налога для кредитных организаций. Предусмотренные в статье 115 Налогового кодекса ограничения на вычеты в отношении безнадежных (сомнительных) долгов будут сдерживать кредитование реального сектора экономики из-за того, что накопленные резервы в отношении безнадежных (сомнительных) долгов не могут превышать 10 процентов от дохода, полученного за отчетный период.
2. Анализ банков с участием иностранного капитала. Плюсы и минусы их
деятельности
Анализ деятельности банков, функционирующих в Республике Таджикистан, и их адекватная оценка в зависимости от степени участия иностранного капитала в совокупном капитале банков страны, позволяет выявить имеющиеся у них позитивные и негативные стороны. В целях проведения анализа и выявления отличительных черт банков, они разделены на 3 группы: банки с участием национального капитала, банки с участием иностранного капитала и банки со 100% участием иностранного капитала. К первой группе относятся 4 банка с национальным капиталом, во вторую группу вошли 7 банков с участием иностранного капитала, в том числе один из них включает существенную долю нерезидента, и третья группа - 6 банков со 100 % участием иностранного капитала. Принадлежность банков к той или иной группе зависела от источника происхождения капитала - конечных бенефициаров.
Для раскрытия особенностей и роли проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан, основное внимание будет сфокусировано на банках со 100 % участием иностранного капитала, так как корпоративное управление и риск-менеджмент в этих банках в корне отличается от группы банков с участием иностранного капитала, не имеющих существенной доли нерезидентов в капитале банков, что мешает им в принятии адекватных управленческих решений.
Удельный вес актива банков с участием иностранного капитала в банковском секторе на начало 2015 года составляет 80,0%, в том числе банков со 100 % участием иностранного капитала - 9,5%, банков, находящихся под существенным влиянием нерезидентов Республики Таджикистан - 1%, и банков, находящихся под существенным влиянием резидентов Республики Таджикистан - 69,5%. Таким образом, с учетом доли активов отечественных банков (20,0%), основная часть активов банковского сектора республики
- 94 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
(89,5%) находится под существенным влиянием резидентов Республики Таджикистан. Существенная доля активов банков с участием иностранного капитала в общей сумме активов банковского сектора обусловлена участием несущественной доли нерезидентов в уставном капитале системообразующих банков, которые были созданы на базе филиалов бывших специализированных банков, функционировавших еще в Советском Союзе.
Для определения влияния иностранного капитала на результаты деятельности банковского сектора Республики Таджикистан целесообразно рассмотреть динамику изменения части иностранного капитала в уставном капитале банков (рис.2).
Рис. 2 Доля иностранного капитала в уставном капитале банков Республики Таджикистан за
2008-2014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Приведенные на рисунке 2 данные показывают, что за анализируемый период 2008 -2014 гг. в республике по мере создания банков со 100 % иностранным капиталом и притока иностранного капитала в другие банки наблюдается рост доли иностранного капитала в уставном капитале банков. На основе приведенных данных видно, что в период 2011 - 2014 гг. снизилась доля иностранного капитала соответственно на 3,6 % и 5,9 %. В течение 2011 года приток иностранного капитала в абсолютном выражении увеличился на 57,6 сомони, а общий уставной капитал сложился в сумме 278 млн. сомони. Превышение темпов роста общего уставного капитала над темпами роста иностранной части капитала привело к снижению доли иностранного капитала в общем уставном капитале банков на 3,6%. В 2014 году трансформация крупной микрофинансовой организации республики со 100 % национальным капиталом в банк, а также списание рискованной части кредитного портфеля ЗАО ИБ «Конт» за счет капитала акционеров оказали негативное влияние и вызвали снижение доли иностранного капитала на 5,9 %.
Известно, что основная часть деятельность банков республики направлена на кредитование населения и юридических лиц различного типа. С этой точки зрения особое значение имеет структура кредитного портфеля группы банков, отраженных на нижеследующих рисунках.
- 95 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
Рис. 3. Структура кредитного портфеля банков с отечественным капиталом за 2014 г.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Рис. 4. Структура кредитного портфеля банков с участием иностранного капитала за 2014 г.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Рис. 5. Структура кредитного портфеля банков со 100% участием иностранного капитала за
2014 г.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
- 96 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
Отличительная особенность банков со 100 % участием иностранного капитала заключается в активном кредитовании предпринимателей (малых и средних предприятий) и юридических лиц. При этом следует отметить, что некоторые из этой группы банков не занимаются активным кредитованием реального сектора экономики республики, к их числу относятся филиал банка «Тиджорат» ИРИ, а также ЗАО «Казкоммерцбанк Таджикистан» и ЗАО «Дочерний банк Национального банка Пакистана в Таджикистане».
Активность банков со 100% участием капитала в кредитовании МСП распространется на индивидуальных предпринимателей без образования юридических лиц, в основном работающих на патентной основе, и связана с соответствующим качеством кредитного портфеля, который характеризуется показателем удельного веса классифицируемых ссуд в кредитном портфеле банка. Классифицируемые ссуды в экономической литературе часто называются неработающие ссуды (Non Performances Loan), которые в нашей практике включают в себя не только безнадежные ссуды, но, и другие группы кредитного портфеля, за исключением группы стандартных ссуд, не имеющих проблем в погашении основного долга и процентов по ним в срок до 30 дней. Качество кредитного портфеля группы банков отражены на рис. 6.
Рис. 6 Качество кредитного портфеля группы банков Республики Таджикистан
за 2010-2014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Таким образом, данные, приведенные на рисунке 6, показывают, что качество кредитного портфеля банков со 100 % участием иностранного капитала за последние два года улучшилось, и уровень классифицируемых ссуд составил всего 6%, что на 21,2 процентных пункта ниже среднего значения банковского сектора. Качество кредитного портфеля банков с национальным капиталом в динамике составляет ниже 15%, что тоже ниже среднеотраслевого значения за 2014 г. на 14,9 процентных пункта.
- 97 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
Анализ качества кредитного портфеля банков свидетельствует о повышении кредитного риска банков с участием иностранного капитала, находящихся под существенным влиянием резидентов Республики Таджикистан. Положение усугубляется введением рискованной кредитной политики в системообразующих банках Республики Таджикистан, которые кредитуют государственные и коммерческие предприятия. Риск концентрации в системообразующих банках очень велик, при удельном весе кредитного портфеля банковского сектора 60%, удельный вес неработающих ссуд по этим банкам составляет 90%.
Следует отметить, что качество кредитного портфеля в банках со 100 % участием иностранного капитала, как и в микрофинансовых организациях, постепенно улучшается, что позитивно влияет на их финансовые результаты. Это вызвано повышенным вниманием этих кредитных организаций к кредитованию МСП, при котором очень тщательно анализируется кредитоспособность предприятия (розничные сети, магазины, рестораны, аптеки и т.д.), имеющего ясную и прозрачную структуру.
Качество кредитного портфеля банков непосредственно влияет на показатели финансовых результатов банков, соблюдение пруденциальных нормативов, установленных НБТ для банков, где, в случае ухудшения их качества, банки вынуждены создавать фонд покрытия возможных потерь по ссудам, что приведет к увеличению расходов банка и, соответственно, к уменьшению прибыли и капитала банка, вследствие чего снижается коэффициент достаточности капитала.
Влияние факторов на показатели эффективности деятельности банков отражены на (рис. 7-10).
Рис. 7. Соотношение регулятивного капитала и активов группы банков Республики
Таджикистан за 2010-2014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
- 98 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
Рис. 8. Соотношение кредитов и депозитов группы банков Республики Таджикистан за 20102014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Рис. 9. Удельный все депозитов в обязательствах группы банков Республики Таджикистан за
2010-2014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Приведенные на рисунках 7-10 данные показывают, что банки со 100 % участием иностранного капитала продемонстрировали высокие показатели эффективности по сравнению с другими группами банков. На эффективность работы этих банков оказал положительное влияние высокий уровень достаточности капитала, несмотря на постепенное снижение данного показателя в динамике вследствие повышения процентной маржи. При этом необходимо отметить, что выполнение функции финансового посредничества в иностранных банках находится в худшем состоянии из-за обилия дешевых
- 99 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
финансовых ресурсов материнского банка или международных финансовых организаций. Этим объясняется более высокий уровень кредитов над депозитами и низкий уровень депозитов банков со 100 % участием иностранного капитала в общей сумме обязательств.
Рис. 10. Процентная маржа группы банков Республики Таджикистан за 2010-2014 гг.
Источник: Составлено автором по данным Национального банка Таджикистана [4].
Тем не менее, проникновение иностранного капитала в кредитные организации, особенно в микрофинансовые организации, привело к повышению конкурентоспособности банковского сектора страны, это свидетельствует о постепенном снижении удельного веса концентрации активов в системообразующих банках и рентабельности банков, а также диверсификации кредитного портфеля банков и расширении доступности финансовых ресурсов. Дальнейшая конкуренция в банковском секторе должна еще больше способствовать снижению стоимости оказываемых ими финансовых услуг, в частности процентных ставок по кредитам.
Банковская конкуренция, несмотря на снижение процентов по привлекаемым срочным депозитам в 2014 году на 4-6 процентных пунктов, не оказала существенного влияния на снижение процентных ставок по кредитам. Сложившаяся ситуация отражает прагматичную картину причин, не способствовавших снижению процентной ставки по кредитам, и отсутствие корреляции со стоимостью депозитных ресурсов. На наш взгляд, это связано со все еще остающимся низким, с точки зрения конкуренции с иностранными банками, уровнем капитализации банков, отсутствием рынка капитала в стране, низким уровнем качества кредитного портфеля банков и трансмиссионного механизма воздействия денежно-кредитной политики, а также большим спросом реального сектора экономики на кредитные ресурсы.
Исходя из анализа деятельности банков, различных балансовых отчетов и вытекающих из них финансовых показателей банков с национальным капиталом и со 100% участием иностранного капитала, их показатели можно отразить в виде табл.1.
Таблица 1. Различие балансовых отчетов и финансовых показателей банков
Показатели Банки с национальным капиталом Банки со 100% участием иностранного капитала
1. Кредиты/Общие активы Высокий Низкий
- 100 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
2. Кредиты/Депозиты Высокий Низкий
3. Ликвидные активы Высокий Низкий
4. Достаточность капитала Высокий Низкий
5.Удельный вес классифицируемых ссуд Низкий Высокий
6. Показатели рентабельности Высокий Низкий
7. Доступ к ноу-хау, корпоративному управлению и управлению рисками Высокий Низкий
8. Обучение сотрудников и повышение квалификации Высокий Низкий
Источник: Составлено автором по результатам анализа группы банков
Теоретическое изучение вопросов влияния проникновения иностранного капитала в национальную банковскую систему показало повышение конкурентоспособности и эффективность управления в банковском секторе. Однако результаты нашего исследования показали отличие некоторых банков со 100% участием иностранного капитала, таких как ЗАО «Первый микрофинансовый банк», ЗАО «Акссесбанк Таджикистан» и банков, не доминированных на участие иностранного капитала (ОАО «Банк Эсхата»), в отношении изменения поведения прикредитовании МСП, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и физических лиц. Эти банки в основном являются провайдерами в кредитовании МСП, поэтому их финансовые показатели являются наиболее благополучными по сравнению с другими банками.
К положительным сторонам проникновения иностранного капитала в банковский сектор относятся нижеследующие:
- аккумулирование дешевых инвестиционных ресурсов и высокое качество обслуживания клиентов;
- привлечение дополнительного капитала для увеличения объемов финансовых услуг и продуктов, доступных для широкой массы населения;
- внедрение новых технологий и методов управления, которые позволяют улучшить банковскую среду и набор банковских навыков;
- повышение общего профиля банковской отрасли и финансовых рынков, что улучшает поступление прямых иностранных инвестиций и обеспечивает условия для новых потенциальных инвесторов;
- возрастание конкуренции в банковском секторе;
- внедрение новых видов банковских продуктов и услуг;
- повышение эффективности операций;
- улучшение профиля обслуживания клиентов;
- усиление защиты прав потребителей и повышение финансовой грамотности;
- снижение общей стоимости кредита для местных предприятий;
- улучшение функционирования денежного рынка;
- внедрение международных стандартов банковской деятельности;
- повышение эффективности осуществления международных стандартов бухгалтерского учета;
- внедрение благоразумной стратегии управления банковским бизнесом и рисками;
- совершенствование и стандартизация норм банковского сектора;
- постоянное внимание к повышению квалификации персонала;
- привлечение новых участников финансового рынка;
- 101 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
- создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Следует отметить, что вышеперечисленные меры способствуют развитию банковского
сектора и обеспечивают стабильность финансового рынка, что впоследствии повысит общий рейтинг страны в мире.
Однако, на наш взгляд, спорной является возможность предоставления более дешевых кредитов за счет привлекаемых международных финансовых рынков. Несмотря на все возможные преимущества иностранных банков перед отечественными банками, зачастую они предлагают свои услуги по высоким ценам. Это обусловлено неразвитостью инфраструктуры иностранных банков (отсутствием достаточного количества филиалов и других структурных подразделений), наличием существующей ниши на банковском рынке и неспособностью отечественных банков конкурировать с ними в соответствующих сегментах рынка.
Несмотря на это, необходимо обратить внимание на вызовы, связанные с проникновением иностранного капитала в банковский сектор, к числу которых относятся:
- усиление зависимости национальной банковской системы от иностранного капитала, угрожающей экономической, политической и финансовой безопасности страны;
- репатриация капитала, негативно влияющая на состояние платежного баланса принимающей страны;
- высокая текучесть кадров в банках с национальным капиталом из-за стремления квалифицированных кадров перейти на работу в иностранные банки;
- низкий уровень привлечения депозитов физических и юридических лиц на внутреннем рынке;
- иностранные банки могут также повысить системный риск в стране, привнося последствия экономического стресса своих стран;
- регулирующий орган банковского надзора может столкнуться со сложностью контроля над новыми технологическими и финансовыми операциям иностранных банков;
- увеличение числа иностранных банков может уменьшить источники финансирования местных банков, поскольку иностранные банки откроют все больше своих филиалов или дочерних банков в нашей стране, что впоследствии может негативно повлиять на источники денежных ресурсов местных банков;
- риск появления в стране банков с ненадежной репутацией, целью которых будет получение прибыли от спекулятивных операций или отмывание «грязных» денег.
Вместе с тем, анализ показал, что проникновение капитала в некоторые системообразующие банки не оказало позитивного влияния на финансовые показатели из- за существующих недостатков корпоративного управления и риск-менеджмента.
Кроме того, мировой финансовый кризис еще раз показал, что ассоциированный риск присущ банкам с участием иностранного капитала, и их влияние на развитие финансового сектора и финансовой стабильности зависит от страны происхождения. Например, в силу негативного влияния мирового финансового кризиса на банковскую систему Казахстана и возникновение риска ликвидности дочернего банка «Казкоммерцбанк» Казахстана в Республике Таджикистан, он стал пассивно вести себя в области кредитования реального сектора экономики, так как объем кредитов в большей степени зависит от макроэкономического шока и ситуации в самом Казахстане.
Основные проблемы привлечения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан заключаются в отсутствии странового рейтинга, рейтинга коммер-
- 102 -
Davlatov I. H. About the Consequences of Foreign Capital Penetration into the Banking Sector of Tajikistan Republic
ческих банков, сложностях механизма налогообложения, отсутствии транспарентности банковского сектора, особенно в раскрытии конечных бенефициаров, низком уровне ВВП на душу населения, недостаточной эффективности работы Бюро кредитных историй и других. С целью устранения факторов, препятствующих проникновению иностранного капитала в страну, необходимо принять срочные меры по:
1. снижению кредитного риска банков, в частности путем создания специального фонда гарантирования кредитов и независимой оценки качества кредитного портфеля и процедур кредитования с последующей выработкой управленческих рекомендаций. Очень важна оценка системы риск-менеджмента и выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
2. разработке кризисного плана непредвиденных обстоятельств для системообразующих банков в связи с ухудшением ситуации в России и кризисом в Украине;
3. рекапитализации крупных банков и улучшению системы управления ликвидностью и качеством активов;
4. разработке механизма раскрытия информации и повышения эффективности системы кредитной отчетности;
5. совершенствованию приемлемой бизнес-модели и корпоративному управлению банками;
6. развитию финансирования в национальной валюте и созданию местных рынков капитала;
7. страхованию иностранного капитала от политических и финансовых рисков.
Таким образом, рассмотрение вопросов проникновения иностранного капитала в
банковский сектор Республики Таджикистан дает основание утверждать, что иностранный капитал имеет как положительное, так отрицательное влияние на его развитие. Так, для предотвращения отрицательного влияния на банковский сектор необходимым является: во-первых, осуществление лицензирования иностранных банков путем глубокого и всестороннего анализа структуры собственности, деловой репутации и финансового состояния акционеров, оценки стратегического и операционного плана банка; во-вторых, ведение жесткого надзора в соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору, и не только над филиалами иностранных и дочерних банков, но и над их материнским банком на консолидированной основе; в-третьих, сбалансирование целей иностранных банков и банковского сектора Таджикистана с точки зрения развития экономики нашей страны; в-четвертых, сочетание задачи становления национальной банковской системы с возможностями привлечения иностранного капитала.
Список использованной литературы:
1. Концепция государственной политики привлечения и защиты инвестиций Республики Таджикистан, утвержденная Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 29.12.2012.
2. Мировой опыт участия иностранного капитала в развитии национальных банковских систем. [Электронный ресурс]: URL: http://www.globfin.m/articles/ banks/rffc.htm (дата обращения: 24.02.2015)
3. Рахимов Ш.М. Банковский сектор Таджикистана в свете присоединения к ВТО. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.ictsd.org/bridges-news/ (дата обращения: 20.02.2015)
- 103 -
Давлатов И.Х. О последствиях проникновения иностранного капитала в банковский сектор Республики Таджикистан
4. Сайт Национального банка Таджикистана [Электронныйресурс]: URL: http: //www.nbt.tj (дата обращения: 17.02.2015)
5. [Электронный ресурс]: http://www.khovar.tj/rus/president/43325-uchastie-e-rahmona-na-
zasedanii-konsultativnogo-soveta-po-uluchsheniyu-investidonnogo-klimata.html (дата
обращения: 19.02.2015)
6. Фахри Муршудли. Банковская система Азербайджана: Вызовы и перспективы
глобализации [Электронный ресурс]: http://www.ca-c.org/c-g/2008/journal _rus/c-g-
2/08.shtml (дата обращения: 24.02.2015)
7. Хамаганова Л.Д. Проникновение иностранного капитала в российский банковский сектор. [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/proniknovenie-inostrannogo-kapitala-v-rossiyskiy-bankovskiy-sektor (дата обращения: 24.02.2015)
8. Хандруев А.А., Чумаченко А.А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора //Банковское дело, №11.2010. -С.6-7.
9. The effects of foreign bank participation on the Turkish banking system and crisis.
[Электронный ресурс]: http://www.jwsr.org/wp-content/uploads/2013/02/ degirmen-
abstract.pdf (дата обращения: (17.02.2015)
Reference Literature:
1. Conception of State Policy in Regard to Attraction and Securities of TR Investitures Validated by the Enactment of TR Government from 29.12.2012.
2. World Experiment of Participation of Foreign Capital in a Development of National Banking System. (electronic resource): http: // www.globfin.ru/articles/banks/rffc.htm / (date of addressing: 24.02.2015)
3. Rakhimov Sh.M. Banking Sector of Tajikistan in the Light of Joining WTO (electronic resource): URL: http: // www.ictsd.org/bridges-news/ (date of addressing: 22.02.2015)
4. Website of the National Bank of Tajikistan (electronic resource): URL: http: // www.nbt.tj (date of addressing: 17.02.2015).
5. (Electronic resource): http: // www.khovar.tj/rus/president/43325-uvhastie-e-rahmona-na-
zasedanii-konsultativngo-soveta-po-uluchsheniyu-investicionnogo-klimaata.html / (date of addressing: 19.02.2015)
6. Fahkri Murshudli. The Banking System of Azerbaijan: Challenges and Perspectives of Globalization (electronic resource): URL: http: www.ca-c.org/c-g/2008/jounaj_rus/c-g-2/08.shtml
7. Khamaganova L.D. Foreign Capital Penetration into the Russian Banking Sector. (electronic resource): http: //cyberleninka.ru/article/n/ proniknovenie-inostrannogo-kapitala-v-rossiyskiy-bankovskiy-sektor (date of addressing: 24.02.2015)
8. Khandruyev A.A., Chumachenko A.A. Competitive Environment and Modernization of the Structure of the Russian Banking Sector. / Journal of Banking Business № 11. 2010. -pp. 6-7.
9. The Effects of Foreign Bank Participation in the Turkish Banking System and Crisis (electronic resource): http://www.jwsr.org/wpcontent /uploads/2013/02/degirmen-abstract.pdf (date of addressing: 17.02.2015)
- 104 -