Бобоев Гуломжон Гапуржонович,
к.э.н., доцент кафедры экономической теории Института экономики и торговли ТГУК
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
Развитие предпринимательства является одним из основных направлений экономической политики каждого государства, формирование которой на современном этапе осуществляется и в Таджикистане.
В своем апрельском Послании 2012 года Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отмечает, что «развитие предпринимательства и всестороннее содействие его деятельности является одной из первостепенных задач Правительства страны, ибо малое и среднее предпринимательство, особенно производственное предпринимательство, является одним из важных факторов повышения уровня и качества жизни народа страны и надёжной основой обеспечения стабильного развития национальной экономики и решения социально-экономических проблем» [1,6].
Экономическая ситуация Таджикистана со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния. В период трансформационных преобразований развитие малого бизнеса способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, росту производства товаров и услуг и насыщению ими рынка, сокращению числа безработных, решению важных социальных проблем в регионах. Малый бизнес является одной из перспектив нашего развития, активным источником создания среднего класса - основного гаранта демократического, экономически процветающего, социальноблагополучного общества.
Однако малому бизнесу в Таджикистане приходится сталкиваться с серьезными трудностями, возникающими в ходе сложного комплекса институциональных преобразований, т.е. в стране существует несколько институциональных проблем, тормозящих развитие малого предпринимательства.
Развитию предпринимательства как важнейшей характеристике развития национальной экономики посвящено большое количество фундаментальных исследований. Проблема институционального аспекта рыночной трансформации интенсивно обсуждается как в кругу зарубежных, так и отечественных экономистов.
Институциональные проблемы рыночной трансформации и их влияние на предпринимательство довольно интенсивно обсуждаются постсоветскими экономистами. В работах экономистов Таджикистана только начинают формироваться основные направления и подходы институционального направления, отражающие
специфические проблемы, возникающие в трансформационный период.
В то же время некоторые аспекты институционального развития остаются недостаточно изученными и дискуссионными. Это объясняется не только многообразием подходов к исследуемой проблеме, но и динамизмом и незавершенностью процесса рыночной трансформации, что определяет значительный потенциал для дальнейшего изучения и теоретического осмысления. Прежде всего это касается таких институциональных проблем, как низкая спецификация прав собственности, недостаточная развитость информационной системы, регулирование неформальных правил поведения, высокий уровень теневой экономики, недостаточная эффективность экономической политики, высокий уровень коррупции, которые во многом выступают условиями, сдерживающими развитие предпринимательства в нашей стране.
Целью данной статьи является анализ институциональных аспектов и проблем, а также их влияние на развитие предпринимательства в Республике Таджикистан.
Анализируя экономику Республики Таджикистан, можно прийти к выводу, что развитие предпринимательства играет очень важную роль в пополнении бюджета государства, увеличении числа рабочих мест и при этом обеспечивает занятость населения, так как многие представители трудоспособного населения нашей страны работают в других странах.
В настоящий момент в Республике Таджикистан фактически отсутствуют учреждения, где предприниматель с бизнес инициативами может получить надежную и всестороннюю информацию относительно начала бизнеса. Многие предприятия до сих пор не уверены в своих правах, а также слабо информированы относительно таможенного регулирования, процедуры сделки при экспорте и импорте.
Серьезная проблема для среднего и мелкого бизнеса и вообще для экономического развития Таджикистана состоит в том, что бизнес рассматривается главным образом как фискальный объект. И как результат - высокий уровень коррупции. Бюрократия довольно дорого обходится нашему обществу: проблема в том, что малый бизнес, который так необходим для экономического роста, не может развиваться, пока в стране слишком велики издержки координации (тран-сакционные). Издержки предприятий на получение административных разрешений в Таджикистане очень велики.
Эти явления приводят к возрастанию теневой экономики, которая оказывает отрицательное воздействие на экономический рост, так как отвлекает на себя ресурсы, которые могли бы быть использованы в официальной экономике. Увеличение неформальной деятельности оказывает вредоносное воздействие на официальную экономику потому, что государство недополучает налоги и, соответственно, имеет меньше возможностей для предоставления населению общественных благ [2,20]. В нынешних условиях развитие национальной экономики страны напрямую зависит от уровня и качества работы частного сектора, и особым фактором для развития этой сферы является устранение административных препятствий.
Уровень этих барьеров оценивает рейтинг Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса». Применяемая им методология оценивает простоту процедур открытия бизнеса, лицензирования, найма и увольнения работников, регистрации имущества,
получения кредитов, защиты инвесторов, налогообложения, импортно-экспортных операций, исполнения контрактов и закрытия бизнеса.
В 2013 году в рейтинге участвовали 185 стран мира. Среди этих стран в общем рейтинге Таджикистан занял 141 место. Место каждой страны оценивается по 10 основным показателям (критериям), характеризующим легкость ведения бизнеса, начиная от стадии его регистрации до полной ликвидации (диаграмма 1) [3,5].
Диаграмма 1.
Рейтинг Таджикистана по показателю легкости ведения бизнеса в 2013 г.
180 180 175 184 181
l-.llll.-l.
с! ГО ш О
СО Ш
ш ¥
Г) й
Согласно отчету Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса» - 2013, Таджикистан успешно конкурирует с ведущими экономиками мира, как минимум, по двум направлениям: по показателю «Исполнение контрактов» Таджикистан занимает 43-е место и по показателю «Защита инвесторов» - 25-е место в мире.
В таблице 1 структуризованы основные трудности, процедуры, временные и финансовые затраты, связанные с бизнесом в Республике Таджикистан. Как видно из таблицы 1, по индикатору «Создание предприятий» в общем, по рейтингу легкости ведения бизнеса в 2013 году Таджикистан занимает 77-е место. На регистрацию и создание нового бизнеса таджикским предпринимателям требуется пройти 5 процедур за 24 дня, при этом бизнесмен тратит 27,1% дохода. Раздел «Получение разрешения на строительство» отслеживает процедуры, временные и финансовые затраты, которые необходимы для строительства склада, включая получение необходимых лицензий и разрешений, выполнение необходимых уведомлений и инспекций, а также подключение к коммунальным сетям. Таджикистан по индикатору «Получение разрешения на строительство» в 2013 году занимал 180-е место среди 185 стран. Для того, чтобы получить разрешение на строительство, в Таджикистане нужно пройти 24 процедуры за 228 дней.
Раздел «Регистрация собственности» рассматривает легкость получения компанией права собственности. В таблице 1 перечислены действия, количество времени и финансовых затрат, необходимых для регистрации собственности, т.е для регистрации собственности необходимо пройти 6 процедур за 37 дней, и при этом расходы на регистрацию составляют 4,3% от стоимости собственности.
В разделе «Получение кредитов» указаны степень доступности кредитной информации и юридические права заимодавцев и заемщиков. Индекс юридических прав представляет собой шкалу с делениями от 0 до 10, где высокие деления указывают на то, что данные законы лучше разработаны с точки зрения получения доступа к кредиту. Индекс кредитной информации определяет диапазон, доступность и объем кредитной информации, доступной в государственных реестрах или в частных бюро. Индекс оценивается по шкале от 0 до 6, где чем выше цифра, тем больше кредитной информации находится в государственном реестре или в частном бюро. Таджикистан по индикатору получения кредитов в 2012 и 2013 гг занимал 180-е место из 185 стран.
Таблица 1.
Основные трудности, процедуры, временные и финансовые затраты, связанные с
бизнесом в Республике Таджикистан [4,2]
Индикаторы 2012 2013
Регистрация предприятий Рейтинг 70 77
Процедуры (количество) 5 5
Срок (дни) 24 24
Стоимость (% дохода на душу населения) 33,3 27,1
Минимальный оплаченный уставной капитал (% валового дохода на душу населения) 0 0
Получение разрешения на строительство Рейтинг 179 180
Процедуры (количество) 24 24
Срок (дни) 228 228
Стоимость (% от величины среднедушевого дохода) 787 638
Подключение к системе электроснабжения Рейтинг 181 180
Процедуры (количество) 9 9
Срок (дни) 183 193
Стоимость (% от величины среднедушевого дохода) 1297,9 1140,6
Регистрация собственности Рейтинг 82 90
Процедуры (количество) 6 6
Срок (дни) 37 37
Стоимость (% от стоимости собственности) 4,3 5,3
Кредитование Рейтинг 180 180
Индекс юридических прав (0-10) 2 2
Индекс кредитной информации (0-6) 0 0
Количество человек, находящихся на учете в государственном реестре (% взрослого населения) 0,0 0.0
Количество человек, находящихся на учете в частных бюро (% взрослого населения) 0,0 0.0
Защита инвесторов Рейтинг 66 25
Индекс открытости (0-10) 8 8
Индекс ответственности директора (0-10) 3 6
Индекс возможности подачи иска акционерами (0-10) 6 6
Индекс защиты интересов инвесторов (0-10) 5,7 6,7
Налогообложение Рейтинг 170 175
Выплаты (количество) 69 69
Время (часы) 224 224
Налог на прибыль (% прибыли) 0 0
Налог и выплаты на зарплату (% прибыли) 28.5
Другие налоги (% прибыли) 56
Общая налоговая ставка (% прибыли) 84,5 84.5
Международная торговля Рейтинг 184 184
Документы для экспорта (количество) 11 11
Время на экспорт (в днях) 71 71
Стоимость экспорта (Ш$ за контейнер) 3850 8450
Документы на импорт (количество) 11 11
Время на импорт (в днях) 65 72
Стоимость импорта (Ш$ за контейнер) 4550 9800
Обеспечение исполнения контрактов Рейтинг 43 43
Процедуры (количество) 35 35
Срок (дни) 430 430
Судебные издержки (% от стоимости иска) 25,5 25.5
Разрешение неплатежеспособности Рейтинг 71 79
Коэффициенты взыскания (центы на доллар) 38,2 36
Время (в годах) 1,7 1,7
Стоимость (% от величины среднедушевого дохода) 9 9
Показатели защиты инвесторов, приведенные в таблице 1, охватывают 3 аспекта степени защищенности интересов инвестора: прозрачность сделок (сфера индекса открытости), склонность к использованию положения в корыстных целях (сфера индекса ответственности директора), возможность для акционеров преследовать чиновников и директоров в судебном порядке за должностные проступки (индекс легкости подачи исков акционерами) и индекс степени защищенности интересов инвестора. Индексы измеряются по шкале от 0 до 10, при этом высокие значения обозначают большую степень открытости, большую ответственность директоров, больше влияния со стороны акционеров на совершаемые сделки и лучшую защиту интересов инвесторов. По этому индикатору в 2013 году Таджикистан улучшил свою позицию по отношению к прошедшему году, т.е. среди 185 стран занял 25 место.
Раздел «Оплата налогов» предоставляет информацию о налогах, которые должна оплатить или удержать в определенном году компания среднего размера. Также учитывается административное бремя, связанное с уплатой налогов. В целом ежегодно отечественные бизнесмены оплачивают до 69 налоговых выплат.
По критерию международной торговли Таджикистан занимает предпоследное место (184). Для осуществления экспорта таджикскому бизнесмену потребуется 11 документов и 71 день. Если в 2012 году стоимость экспорта за один контейнер составила 3850 дол., то в 2013г. эта сумма выросла в 2,2 раза и составила 8450 дол. Для импорта - 11 документов и 72 дня. В 2012 году стоимость импорта за один контейнер составила 4550 дол., а в 2013г. эта сумма выросла в 2,2 раза и составила 9800дол.
Индикатор «Обеспечение исполнения контрактов» оценивает эффективность принудительных мер по соблюдению условий контрактов путем рассмотрения эволюции платежных споров и исследования времени, затрат и процедур, вовлеченных в процесс с момента подачи иска в суд до осуществления платежа. По этому индикатору в 2013 году Таджикистан занимал 43 место.
Раздел «Разрешение неплатежеспособности» рассматривает временные и финансовые затраты, связанные с процедурами банкротства, и предоставляет меры измерения пробелов в законах о банкротстве. Также указан коэффициент взыскания дол-
га, выраженный в центах на доллар, полученный с неплатежеспособной фирмы. Выход с рынка до сих пор является проблематичным для многих предприятий и их кредиторов. По данным отчета Всемирного банка, для ликвидации предприятия в Таджикистане требуется 1,7 года, а расходы примерно равны 9% от величины среднедушевого дохода, что составляет примерно 36 дол. Данные проекта Всемирного банка по исследованию предприятий подтверждают, что коррупция все еще остается одним из главных препятствий для частного предпринимательства в Таджикистане. Коррупция разъедает экономику, делает ее трудноуправляемой и ослабляет инновационные процессы. Сегодня в мире нет такой страны, где бы коррупция не существовала совсем, но есть страны, где она распространена в минимальной степени. Коррупция выступает препятствием для иностранных инвесторов при создании новых производственных мощностей и рабочих мест и передаче технологии, что не способствует должному развитию частного бизнеса и предпринимательства. Эксперты международной неправительственной организации по противодействию коррупции «Transparency International» зафиксировали резкое ухудшение положения дел в Таджикистане в связи с коррупцией. В последнем ежегодном отчете наша страна показала самый худший за последние восемь лет результат по этому показателю.
Ежегодно обновляемый «Индекс восприятия коррупции» (ИВК) в государственном секторе разных стран мира организация «Transparency International» составляет по результатам опросов экспертов и представителей деловых кругов. В зависимости от полученных оценок страны ранжируются по шкале от 1 до 10 баллов. Причем один - это самый высокий уровень восприятия коррупции, а 10 -наименьший. Между тем, согласно отчету «Transparency International», Таджикистан по уровню коррупции в 2012 году занимал 157-е место (2,2 балла) из 174 стран [5,2].
Необходимо отметить, что в настоящее время борьба с коррупцией является приоритетной задачей правительства Таджикистана.
Для Республики Таджикистан, на наш взгляд, необходим институциональный подход к реформам, которые бы стимулировали развитие предпринимательства в стране. Что это означает? Прежде, чем всерьез говорить о стратегии роста предпринимательства в Таджикистане, необходимо решить вопрос о формировании для него базовых условий. Это предполагает создание в Таджикистане отвечающих требованиям современного развитого хозяйства рыночных и общественных институтов и формирование минимально необходимого доверия к ним. Без выполнения этого условия в стране не может сформироваться необходимый социальный и политический фундамент, который только и может обеспечить устойчивое долгосрочное развитие экономики и общества.
В первую очередь это относится к необходимости создания системы современных государственных и общественных институтов, которые бы, с одной стороны, защищали законные интересы общества и каждого его члена в отдельности, а с другой, - регулировали бы экономическую активность в обществе, направляя её в сторону эффективного производительного использования имеющихся ресурсов.
Можно сделать следующий вывод. Макроэкономические и чисто экономические меры, конечно же, важны, но они не будут действовать, пока не начато решение фундаментальных институциональных проблем. Для того чтобы ликвидировать
институциональные проблемы, препятствующие развитию предпринимательства, и добиться значительного прогресса в стране, нужно создать в короткие сроки «институциональный каркас» рыночной экономики, то есть те институты, которые гарантируют стабильность, дальновидность, прозрачность рыночных правил и процедур, минимизирующих влияние теневых и криминальных факторов. В первый очередь это касается соответствующей институциональной среды для становления и развития предпринимательства, основой которого являются, в первую очередь, частная собственность и надлежащее оформление прав собственности, что позволяет превращать активы в источник капитала. Это является главным критерием эффективности институциональных возможностей экономического роста и рыночных принципов развития экономики.
Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 20.04.2012. Национальное информационное агентство Таджикистана. www. khovar.tj (12.09.2013)
2. Олимов Джафар. Теневая экономика в Таджикистане. Программа развития ООН. -Душанбе, 2007.- С.45.
3. Доклад Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий». 10-е издание. www.worldbank.org, www.doingbusiness.org. (дата обращение: 12.12.2013)
4. Доклад Всемирного банка «Рейтинг экономик стран Европы и Центральной Азии, 2013». www.doingbusiness.org/rankings. (дата обращения: 12.12.2013)
5. Газета нового Таджикистана «Asia-plus». -№92 (799). 06.12.2012. С.А/2.
Г.Г. Бобоев
Институциональные аспекты развития предпринимательства в Республике
Таджикистан
Ключевые слова: предпринимательство, легкость ведения бизнеса, экономический рост, институциональные проблемы, частная собственность, трансакционные издержки
В данной статье рассмотрены институциональные проблемы, препятствующие развитию предпринимательства в переходной экономике Таджикистана: высокий уровень теневой экономики и трансакционных издержек, низкая спецификация прав собственности, недостаточная развитость информационной системы, а также высокий уровень коррупции и бюрократизации административного управления. Проанализированы основные трудности, процедуры, временные и финансовые затраты, связанные с бизнесом в Республике Таджикистан.
G.G. Boboyev
Institutional Aspects of Entrepreneurship Development in RT
Key words: entrepreneurship, easiness of business running, economy growth, institutional problems, private property, transaction costs
The article dwells on the institutional problems hindering the development of entrepreneurship in the period of transitive economy in Tajikistan: high level of shadowy economy and inadequate development of informational system; in addition, there are a high level of corruption and bureaucratization of administering. Major difficulties, procedures, time and finance expenditures associated with business in the Republic of Tajikistan have been analyzed.