Научная статья на тему 'Деловая игра в сегменте практикума по подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации'

Деловая игра в сегменте практикума по подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОГРАММА ЖУРНАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ / ROLE-PLAYING GAME / INTERACTIVE FORMS OF EDUCATION / PROBLEM-COMPETENCE-BASED METHOD / PROFESSIOGRAM JOURNALIST / EDUCATIONAL PROCESS / PROFESSIONALLY FOCUS EDUCATION / ACTIVE AND IMITATION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Автаева Н. О.

Прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий приводит к снижению эффективности традиционных образовательных методик. В обозначенных условиях особое значение приобретают активные методики обучения, среди которых эффективностью отличается имитирующая профессиональную деятельность деловая игра. Деловая игра в сегменте практикума подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации вырабатывает навыки общения и командной работы, инициативность, профессиональную этику, адаптируемость к проблемным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAYING GAME IN THE PRACTICAL EDUCATION OF MASS MEDIA SPECIALISTS

Progress in the sphere of informational communicative technologies is the way to reduce the effectiveness of traditional educational methods. Role-playing game that simulates professional work is effective active methods of education. Role-playing game in the practical education of mass media specialists forms ability to communicate and team work, creativity, professional ethics, adaptability to problematic situations.

Текст научной работы на тему «Деловая игра в сегменте практикума по подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 407-410 407

ЖУРНАЛИСТИКА

УДК 070 (075.8)

ДЕЛОВАЯ ИГРА В СЕГМЕНТЕ ПРАКТИКУМА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

© 2014 г. Н. О. Автаева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

zhur-unn@yandex.ru

Пиступкса и редакцкю 19.05.2014

Прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий приводит к снижению эффективности традиционных образовательных методик. В обозначенных условиях особое значение приобретают активные методики обучения, среди которых эффективностью отличается имитирующая профессиональную деятельность деловая игра. Деловая игра в сегменте практикума подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации вырабатывает навыки общения и командной работы, инициативность, профессиональную этику, адаптируемость к проблемным ситуациям.

Ксючеиые ссииа: деловая игра, диалоговые формы обучения, проблемно-компетентностный подход, профессиограмма журналиста, образовательный процесс, профессионально ориентированное образование, активные методики, имитационные методики.

Практическая направленность является обязательной составляющей тематических планов образовательных дисциплин, ориентированных на студентов, которые специализируются в сфере массовой коммуникации. Для того чтобы современное образование можно было назвать профессионально ориентированным, необходимо активное внедрение креативных методик обучения, при использовании которых акцентируется внимание на практической стороне передаваемых знаний, умений, навыков. В настоящее время распространены такие диалоговые формы обучения, как тренинги, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, кейсы. Они дают студентам возможность применять получаемые теоретические знания в искусственно моделируемой профессиональной практике, значительно активизируют учебный процесс.

Обозначенные диалоговые формы обучения принято относить к активным методикам, то есть к «совокупности педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности» [1]. Применение активных форм обучения в подготовке специалистов в сфере массовой коммуни-

кации обусловлено рядом причин: во-первых, это позволяет успешно внедрять проблемно-компетентностный подход в образовательный процесс, во-вторых, студенты приобретают необходимые коммуникативные навыки, наконец, это позволяет применять комплекс теоретических знаний в конкретной практической ситуации. Ориентация на активное обучение - один из ключевых компонентов проблемно-компе-тентностного подхода в высших учебных заведениях. «В контексте Болонского процесса рассматривается компетентностный подход к образованию. В документах «Стратегия модернизации образования» и «Концепции модернизации российского образования на период с 2010 года» цель образования прямо соотносится с формированием ключевых компетенций» [2, с. 27].

На сегодняшний день существует несколько классификаций методов активного обучения, например, широко известны труды А.М. Ма-тюшкина, М.И. Махмутова, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернер [3]. В качестве основных параметров классификации можно указать: способ организации игрового взаимодействия, место и целевое назначение, характер деятельности, степень активизации слушателей и многие другие. Наиболее известна классификация активных методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно данно-

408

Н.О. Автаева

му подходу можно выделить имитационные и неимитационные методы: первые базируются на подражании профессиональной деятельности, вторые включают в себя стажировку на рабочем месте, проблемную лекцию, квалификационную работу и т.д.

Предметом рассмотрения данной статьи являются имитационные методики, которые, в свою очередь, подразделяются на игровые и неигровые. Во всем многообразии игровых методик мы подробно остановимся на деловой игре и ее роли в процессе подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации.

Деловая игра - форма и метод обучения, в котором моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Она предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов [4].

Преимуществом деловой игры является возможность создания предметного и социального содержания последующей профессиональной деятельности, имитации коммуникативных связей и контекстного окружения, характерных для специалиста данной сферы. Посредством деловой игры реализуется принцип воспроизводства профессиональной деятельности, основанный на опыте работы в коллективе и владении современными информационными и коммуникационными технологиями.

Специалисты отмечают, что процесс разработки деловой игры должен опираться на пять психолого-педагогических принципов, которые способствуют повышению эффективности обозначенной игровой методики:

• принцип имитационного моделирования ситуации;

• принцип проблемности содержания игры и ее развертывания;

• принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности;

• принцип диалогического общения;

• принцип двуплановости игровой учебной деятельности [5].

Деловая игра в сегменте практикума по подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации на кафедре журналистики филологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского применяется широко, это справедливо, и как для дисциплин базового цикла, таких как «Политология», «Социология», «Психология», «За-

рубежная литература», так и для дисциплин цикла профессионального. Остановимся подробнее на курсе «Введение в специальность» (журналистика), чтобы на конкретном примере доказать целесообразность применения методики деловой игры.

«Введение в специальность» (журналистика) - это дисциплина общепрофессионального цикла, целью которой является знакомство с сущностью и спецификой журналистики как социо-номической профессии. Студенты в процессе освоения курса должны получить знания о про-фессиограмме журналиста, специфике работы журналиста и редакционного коллектива, иметь представление о штатном расписании, правовых и этических основах профессиональной деятельности. Наряду с этим понимать специфику социальной и профессиональной роли журналиста, ориентироваться в основных понятиях курса, приобрести начальные навыки творческой работы.

Наряду с лекционным компонентом большое внимание при разработке и внедрении данного курса уделялось практикуму, кроме творческих заданий, презентаций, кейсов в учебном процессе активно применяется деловая игра.

Например, в рамках темы «Профессиональная деятельность журналиста» студентам предлагается деловая игра «Журналист и методы сбора информации». Целью данной игры является закрепление знаний о коммуникативных, физических и аналитических методах сбора информации, студенты-первокурсники в искусственно смоделированной ситуации имеют возможность применить на практике комплекс методов, которые широко используются в каждодневной профессиональной деятельности специалиста в сфере массовой коммуникации. Данная деловая игра иллюстрирует эффективность командной работы, поскольку быстрее справляются с заданием те группы, которые ориентированы на работу в коллективе.

Наиболее зрелищной, а потому и запоминающейся является деловая игра, посвященная изучению темы «Журнализм в мире профессий». Студенты предстают в образах педагога, священнослужителя, историка, юриста, оратора, писателя и в творческой форме доказывают, что общего и в чем различие между их профессией и профессией журналиста. Данная деловая игра позволяет заменить лекцию преподавателя на самостоятельную разработку студентами обозначенной темы. Такая форма получения информации представляется более эффективной, поскольку остается не только в памяти студентов, но и на средствах видеофиксации - участ-

Деловая игра в сегменте практикума по подготовке специалистов в сфере массовой коммуникации 409

ники деловой игры стараются снять весь процесс на видеокамеру, чтобы выложить впоследствии ролики в социальные сети или интернет.

Интересной и весьма познавательной можно считать игру «Создание гипотетической модели печатного СМИ», эта игра может как предварять лекцию по теме «Типологические характеристики печатных СМИ», так и завершать ее. Данная деловая игра позволяет студентам приобрести навыки анализа современного медиа-рынка, поскольку разрабатываемая учащимися модель печатного СМИ должна вписываться в структуру издательского рынка, быть интересной потенциальной аудитории, а также быть экономически эффективной. Цель подобного практикума - систематизация и закрепление теоретических знаний, приобретение аналитических навыков и развитие креативных способностей.

Освоение темы «Профессиональная этика журналиста» проходит в рамках деловой игры «За чертой», она представляет собой синтез деловой игры и круглого стола. Первоначально студентам предлагается игровая ситуация, однако самыми важными моментами в данном практикуме являются последующее обсуждение и анализ действий участников деловой игры.

Наиболее сложными для восприятия, как показывает практика, являются темы, связанные с изучением законодательства в сфере средств массовой информации. Студенты слабо мотивированы на изучение данной темы, поэтому деловая игра может помочь в закреплении тех знаний, которые они получили на лекции и в процессе самостоятельного знакомства с законом РФ «О СМИ». В процессе деловой игры группам учащихся предлагается зарегистрировать собственное СМИ, опубликовать опровержение непроверенной, но напечатанной информации, перерегистрировать СМИ, поучаствовать в процедуре запроса информации и т.д. Приведенный пример деловой игры позволяет систематизировать знания, полученные сразу по нескольким лекционным блокам. Необходимо отметить, что в ситуации экзамена студенты отвечают на вопросы по законодательству, апеллируя примерами проведенной деловой игры, что доказывает эффективность закрепления теоретических знаний процессом применения активных методик.

Развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к значительному

снижению внимания студентов к традиционным лекциям, поскольку они твердо убеждены, что любую информацию можно получить в сети Интернет. Развитие и внедрение активных методик обучения представляется в связи с этим весьма перспективным и оправданным направлением деятельности педагогов высших учебных заведений. Деловая игра в сегменте активных методов обучения показала себя как весьма эффективный практикум: она вырабатывает навыки общения и командной работы, мотивированность и инициативность, профессиональную этику, гибкость и адаптируемость к проблемным ситуациям.

Акцент в образовательном процессе должен быть сделан на изучение теоретических постулатов и формирование практических методик и технологий профессиональной деятельности. Выпускник, который в будущем будет реализо-вывать свой потенциал в сфере массовых коммуникаций, должен быть готов применять полученные знания, умения и навыки на практике, а также стремиться к дальнейшему самообразованию. В этом направлении необходимо сформулировать ключевые задачи в области подготовки специалистов в сфере массовой коммуникации и применять те активные формы обучения, которые будут стимулировать студентов погружаться в образовательный процесс.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. СПб.: ВИ-ТУ, 1998.

2. Макарова Л.С., Ручина Л.И. Журналистское образование в ННГУ им. Н.И. Лобачевского: актуальные аспекты и тенденции развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 4. С. 27.

3. Матюшкин A.M. Актуальные вопросы проблемного обучения // Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990; Махмутов М.И. Методы проблемного обучения // Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. / Под ред. С.Я. Баты-шева. М.: АПО, 1999; Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974; Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991.

4. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

5. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

410

H.O. Aemaeea

ROLE-PLAYING GAME IN THE PRACTICAL EDUCATION OF MASS MEDIA SPECIALISTS

N.O. Avtaeva

Progress in the sphere of informational communicative technologies is the way to reduce the effectiveness of traditional educational methods. Role-playing game that simulates professional work is effective active methods of education. Role-playing game in the practical education of mass media specialists forms ability to communicate and team work, creativity, professional ethics, adaptability to problematic situations.

Keywords: role-playing game, interactive forms of education, problem-competence-based method, professiogram journalist, educational process, professionally focus education, active and imitation methods.

References

1. Kruglikov V.N. Aktivnoe obuchenie v tehnicheskom vuze: teorija, tehnologija, praktika. SPb.: VITU, 1998.

2. Makarova L.S., Ruchina L.I. Zhurnalistskoe obrazovanie v NNGU im. N.I. Lobachevskogo: aktual'nye aspekty i tendencii razvitija // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2008. № 4. S. 27.

3. Matjushkin A.M. Aktual'nye voprosy pro-blemnogo obuchenija // Vvedenie v obshhuju did-

aktiku. M.: Vysshaja shkola, 1990; Mahmutov M.I. Metody problemnogo obuchenija // Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija v 3-h t. / Pod red. S.Ja. Batysheva. M.: APO, 1999; Lerner I.Ja. Prob-lemnoe obuchenie. M.: Znanie, 1974; Kudrjavcev T.V. Problemnoe obuchenie: istoki, sushhnost', perspektivy. M.: Znanie, 1991.

4. Abramova G.S., Stepanovich V.A. Delovye ig-ry: teorija i organizacija. Ekaterinburg: Delovaja kniga, 1999.

5. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: Uchebnoe posobie / Pod red. M. V. Bulanova-Toporkova. Rostov n/D: Feniks, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.