Научная статья на тему 'Деловая игра как средство организации познавательной деятельности студентов в вузе'

Деловая игра как средство организации познавательной деятельности студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2615
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОУТВЕРЖДЕНИЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНОСТЬ / РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ROLE PLAY / SIMULATION / CREATIVE PROCESS / ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY / SELF-ASSERTION / COMPETITION / ROLE-PLAYING INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берг Н.А., Дегтярева Н.А.

В статье рассматривается значение имитационных технологий в обучении студентов вуза. Исследована роль одного из активных методов имитационного моделирования деловой игры. Показана эффективность применения деловых игр, когда через моделирование разнообразных условий профессиональной деятельности происходит активизация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS A MEANS OF ORGANIZING THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

The article discusses the importance of simulation technologies in training students of the University. Investigated the role of one of the active methods of simulation business game. The efficiency of the use of business games, when through the simulation of various conditions of professional activity, there is activation of educational-cognitive activity of students in the process of mastering the material when active is not only a teacher, but active and students.

Текст научной работы на тему «Деловая игра как средство организации познавательной деятельности студентов в вузе»

УДК 378

Берг H.A., Дегтярева H.A.

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается значение имитационных технологий в обучении студентов вуза. Исследована роль одного из активных методов имитационного моделирования - деловой игры. Показана эффективность применения деловых игр, когда через моделирование разнообразных условий профессиональной деятельности происходит активизация учебно-познавательной деятельности студентов в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.

Ключевые слова: деловая игра, имитационное моделирование, творческий процесс, активизация познавательной деятельности, самоутверждение, соревновательность, ролевое взаимодействие.

Berg N.A., Degtyareva N.A.

BUSINESS GAME AS A MEANS OF ORGANIZING THE COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Annotation. The article discusses the importance of simulation technologies in training students of the University. Investigated the role of one of the active methods of simulation - business game. The efficiency ofthe use ofbusiness games, when through the simulation of various conditions of professional activity, there is activation of educational-cognitive activity of students in the process of mastering the material when active is not only a teacher, but active and students.

Keywords. Role play, simulation, creative process, activation of cognitive activity, self-assertion, competition, role-playing interaction.

В системе высшего образования познавательная деятельность занимает ведущее место. Основными способами активизации учебно-познавательной деятельности студентов ЯВЛЯЮТСЯ методы активного обучения, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и студенты.

Организаторская деятельность преподавателя рассматривается как система взаимосвязанных действий, направленных на объединение групп студентов для достижения общей цели При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами учитываются индивидуальные особенности учебной

группы и каждого студента в отдельности. Благодаря этой деятельности обучающиеся включаются в различные виды деятельности.

Для повышения познавательной активности студентов преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности [1].

Одним из наиболее эффективных методов активного обучения для реализации задач подготовки специалистов, методов организации познавательной деятельности студентов является использование в учебном процессе вуза деловой игры [9].

Деловая игра - метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий

решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда обучающиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессиональные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения [4]

Деловая игра является средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения

Характерной чертой имитационного (игрового) моделирования является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [2].

До проведения деловой игры в учебном процессе рекомендуется начинать с имитационных упражнений [3]. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель - предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности. После имитационных упражнений можно переходить к деловым играм. Цель данной игры - сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

Для подготовки деловой игры могут использоваться все дидактические методы

обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Также следует соблюсти методические требования:

1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом;

2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям,

3) создание атмосферы поиска и непринужденности,

4) тщательная подготовка учебно-мето-дической документации,

5) четко сформулированные задачи условия и правила игры,

6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы,

7) наличие необходимого оборудования.

Перед преподавателем стоит задача организации такого обучения, которое обеспечивает естественный перевод студента с одного ведущего типа деятельности (учебной) на другой (профессиональной) с соответствующей трансформацией предмета, мотивов, целей, средств, способов и результатов деятельности.

Учебная деловая игра является одним из вариантов, подходящих для решения этой задачи. Деловая игра сохраняет основные преимущества «абстрактного способа» обучения (понятийный характер знаний, сжатый масштаб времени овладения профессией и др.) и в то же время свободна от наиболее серьезных его недостатков, поскольку разрешает противоречия между учебной и будущей профессиональной деятельностью С помощью игровых форм обучения (метод анализа конкретных производственных ситуаций, разыгрывания ролей и др.) можно обеспечить воспитание не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых «должностных» качеств его личности - способностей к управленческой деятельности, принятию коллективных реше-

ний, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения [7].

Задача состоит в том, чтобы обеспечить психолого-педагогические условия, приемы и способы полноценного включения студентов в познавательную деятельность, протекающую в специфической форме игровой учебной деятельности. Речь идет не только об имитационном, но и о психолого-педа-гогическом моделировании в обучении целостной профессиональной деятельности, о достижении целей обучения и воспитания через приобщение студентов к этой деятельности. Трудность заключается в том, что преподаватель должен выступать в игре и как инженер (специалист по профессии), и как педагог.

В числе игровых форм обучения наибольшее признание и распространение получили такие формы, как анализ конкретных производственных ситуаций или ситуационных задач, разыгрывание ролей, деловые игры, инцидент, анализ входящей почты и др. Их общим характерным признаком является то, что учебные цели достигаются в совместной деятельности участников, организуемой преподавателем как диалогическое общение. Последнее создает возможности для обмена точками зрения, постановки вопросов, согласования или размежевания позиций, участия в общей дискуссии. Личностное взаимодействие с партнерами по общению опосредует взаимодействие с познаваемым содержанием обучения, представленным в имитационной модели. Иначе говоря, активное «сближение» с предметом познания обусловлено или, точнее, опосредовано активностью диалогического общения, обсуждения, выработки коллективного решения [2]

Психологически очень важно и то, что побуждение к активности исходит либо от ситуации, либо от партнера по игре, но не от преподавателя, который в хорошо сделанной игре не вмешивается в ее ход, он выполняет лишь роль арбитра. Чем меньше преподаватель вмешивается в процесс игры, тем больше в ней признаков самоор-

ганизации и саморегуляции и тем выше обучающая ценность игры.

Педагогическая суть деловой игры - активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности. Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностиро-вать свои возможности в одиночку, а также в совместной деятельности с другими участниками. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными. В процессе подготовки и проведения деловой игры каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться входе общения [5].

Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры

Игра является инструментом коллективного анализа модели, требующим совместных усилий участников и обмена информации на соответствующем языке имитации. Предметным содержанием игры является имитация в обучении конкретных условий и динамики производства, а также действий и отношений занятых в нем людей, ИНЫМИ словами, воссоздание или моделирование двух реальностей - процессов производства и структуры профессиональной деятельности специалистов.

Деловая учебная игра служит «инструментом» развития теоретического и практического мышления специалиста - способностей к анализу сложных условий производства, постановке и решению новых для студента профессиональных задач. Это дости-

гается организацией взаимодействия участников игры с познаваемым содержанием профессиональной деятельности, заданной в игре конструктивно в виде системы проблемных заданий или конкретных производственных ситуаций

Отличие деловой учебной игры от традиционных методов обучения, ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций [8].

Деловая игра служит прежде всего «инструментом» развития теоретического и практического мышления специалиста: способностей анализировать сложные условия производства, ставить и решать субъективно новые для студента профессиональные задачи Это достигается организацией взаимодействия участников игры с познаваемым содержанием профессиональной деятельности, заданной в игре конструктивно в виде системы проблемных заданий или конкретных производственных ситуаций. Процесс игры осуществляется как совместная деятельность участников в ходе постановки ими профессионально важных целей и их достижения посредством подготовки и принятия совместных решений Участие в принятии совместных решений предполагает, естественно, предшествующую индивидуальную работу, в которой приобретаются личные знания. Игровая учебная деятельность имеет характер ролевого взаимодействия, развертываемого в соответствии с предписанными, а в некоторых случаях и принимаемыми в ходе самой игры правилами и нормами. Выполнение этих правил, подчинение нормам профессионально-предметных и социальных действий - необходимые условия развертывания полноценной игры, формирования предметно и социально-компетентного специалиста

Положительное в применении деловой игры: высокая мотивация, эмоциональная

насыщенность процесса обучения, формирование знаний и умений, закрепление знаний при обсуждении игры.

Для получения представления об использовании деловой игры в образовательном процессе было проведено статистическое исследование методом анкетирования, опрошены 80 студентов 2 курса факультета. Были выявлены педагогические условия организации познавательной деятельности студентов на основе деловой игры.

Анкета включала в себя пять вопросов открытого типа и преследовала ряд целей:

1) выяснить отношение студентов к учебной деятельности,

2) выявить причины, по которым обучение представляет ценность для студентов,

3) определить степень использования игровых форм обучения;

4-5) выяснить мнение студентов о деловых играх и их желание участвовать в такой форме организации учебного процесса.

При анализе ответов на первый вопрос анкеты о том, интересно ли учиться и почему, выяснилось, что 84% студентов учатся с интересом, у 10% опрошенных интереса к учебе нет, а у 6% отношение к учебе равнодушное.

Наиболее значимыми причинами, по которым интересно учиться названы следующие:

- получение новой информации, новых знаний-54%,

- для 36% опрошенных важно общение с друзьями и новыми людьми;

-12% ответивших свой интерес в обучении связывают с получением специальности;

-13% респондентов привлекает сам процесс учения;

- по 4% участников опроса отметили, что интерес вызван участием в студенческой жизни и расширением кругозора.

Таким образом, большинству студентов учиться интересно, и приобретение знаний - наиболее значимая причина этого инте-

peca. Также профессиональная нацеленность студентов свидетельствует об осознанности выбора будущей деятельности.

Среди причин, по которым учиться в вузе неинтересно, были названы следующие:

- 40% отметили неудовлетворительное качество преподавания - это и плохо оборудованные лаборатории, и большое, на их взгляд, количество ненужных предметов, и неквалифицированные преподаватели;

-для 50% снижение интереса связано с большими трудностями в процессе обучения, сложностью материала и большой загруженностью, особенно во время сессии,

- у 10% нет желания учиться, что объясняется неправильным выбором специальности или возможностью получить отсрочку от службы в армии.

На вопрос: «Какие занятия вам нравятся и почему?» - были получены такие данные:

• 76% ответивших считают самой лучшей формой занятий лабораторные занятия;

13% предпочитают лекции;

11 % отметили семинарские занятия.

В лабораторных работах студентов привлекает возможность самостоятельного исследования, проведения опыта, наблюдение и влияние на изучаемый процесс, приобретение практических навыков (57%). 11% ответивших считают, что лабораторные занятия дают возможность приобрести новые знания, для 8% важна связь лабораторного практикума с будущей специальностью.

Лекции нравятся студентам по следующим причинам:

- получение новых знаний в большом объеме-35%,

- более легкое и прочное усвоение материала при объяснении преподавателем - 19%,

- возможность ничего не делать и не готовиться к занятиям - 18%.

На семинарских занятиях студенты имеют возможность высказать свое мнение (31%), получить новые знания (17%), для

17% важно общение с товарищами по группе и с преподавателем, а 7% считают, что семинары учат думать.

Полученные данные говорят о том, что основным мотивом в учебной деятельности студентов является познавательный, подчиненный профессиональной подготовке

Ответы на третий вопрос анкеты дали представление о степени использования преподавателями на своих занятиях игровых ситуаций. 16% участников опроса вспомнили, что когда-либо за время обучения в университете участвовали в учебных играх, 77% ответивших не имеют опыта участия в таких занятиях, а 7% затруднились ответить на этот вопрос.

Данные опроса позволяют считать, что в вузе игровые формы обучения, в т.ч. деловые игры, используются преподавателями крайне редко

Оценивать такую форму работы оказалось очень трудно. 70% ответивших затруднились выразить свое отношение, для 28% такая форма занятий интересна и нравится, а 2% участников опроса не нравится.

При анализе причин, по которым игровые формы занятий нравятся, первое место занимает интерес - 21%, затем более легкое усвоение материала - 13% и развитие интеллекта- 15%.

Некоторые ответившие указали на неуместность игр в учебном процессе: «В игры пусть играют в детском саду, а мы уже не дети».

Однако 88% отвечавших на пятый вопрос анкеты, касающийся возможности использования обучающих игр в учебном процессе, хотят, чтобы преподаватели проводили такие занятия, и считают, что это будет очень интересно - 70% и позволит лучше усваивать учебный материал -10%. 3% ответивших ограничивают использование игровых занятий определенными условиями - на семинаре, практическом занятии, но не лекции. 9% респондентов не хотят участвовать в игровых занятиях вообще

Полученные результаты свидетельствуют о готовности и желании студентов к нетрадиционным и активным методам работы.

Исследование подтвердило, что игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [10].

Деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Познавательная эффективность осуществляется в процессе игры путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере. Воспитательная эффективность заключается в том, что в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, их взаимосвязь при решении общих задач, коллективное обсуждение вопросов, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к другим участникам игры. Развивающая эффективность осуществляется в процессе игры, при развитии логического мышления, способности к поиску ответов на поставленные вопросы, развитии речи, речевого этикета, умения общаться в процессе дискуссии [11].

Основываясь на опыте применения деловых игр в учебном процессе, в ходе исследования был выделен ряд педагогических условий, которые, на наш взгляд, позволяют использовать деловую игру как средство организации познавательной деятельности:

- усложнение учебно-познавательной деятельности студентов, максимальное приближение содержания обучения к новейшим производственным разработкам;

- развитие интереса к учебно-познава-тельной деятельности,

- установление субъект-субъектных от-

ношений в совместной деятельности преподавателя и студента.

При усложнении учебно-познавательной деятельности студентов с привлечением творческих начал, осуществлении широкой дифференциации ииндивидуализа-ции обучения, происходит изменение содержания компонентов деятельности, характера ее связей, при этом структура деятельности изменяется, возникает новая система, изменяется психологическая организация личности.

Мы считаем, что условие усложнения учебно-познавательной деятельности студентов позволяет разрешать существующее противоречие между возросшими требованиями к качеству подготовки специалистов и необходимостью уверенно ориентироваться в возросшем потоке информации.

Следующее важное педагогическое условие организации познавательной деятельности - это развитие интереса Задача преподавателя состоит не только в поддержании, но и в развитии интереса. Познавательный интерес раздвигает границы познания, открывает все новые и новые возможности роста интеллектуального и профессионального уровня будущего специалиста.

Результаты исследовательской работы наглядно показали, что в ходе участия в деловой игре интерес к изучаемому предмету значительно возрос, что дало возможность более эффективно организовать познавательную деятельность.

Следующее условие - установление субъект-субъектных отношений в совместной деятельности преподавателя и студента. Преподаватель должен не принуждать студентов к деятельности, а побуждать к ней, создавать такие дидактические и психологические условия, в которых студент начнет испытывать потребность в учебной активности. Назначение деятельности преподавателя -способствовать тому, чтобы студент сознательно и целенаправленно совершал учебные действия, руководствовался ценными мотивами, осуществлял са-

морегуляцию, самоорганизацию, самонастраивание на деятельность. Слияние деятельности преподавателя и студентов, выполнение намеченной цели с высоким результатом обеспечивают совершенствование учебного процесса.

Успехи в познавательной деятельности студентов в значительной степени зависят от характера взаимоотношений преподавателя и студентов. Положительный результат будет только в том случае, если эти взаимоотношения будут носить субъект -субъектный характер. При таком характере отношений создается благоприятная эмоциональная атмосфера на занятии, каждый студент переживает ситуацию успеха, т.е. имеет возможность проявить себя, достичь уровня знаний и умений, адекватных уровню притязаний личности. Это способствует внутренней раскрепощенности, свободе, формированию эмоционально-личностно-го отношения к учебно-познавательнойде-ятельности.

Выделенные нами педагогические условия в полной мере способствуют осуществлению главных функций деловой игры как метода активного обучения, обучающей, мотивирующей, воспитывающей

Деловая игра является мощным фактором организации познавательной деятельности студентов, служит толчком для раскрытия творческих возможностей и способностей.

Результаты исследовательской работы являются свидетельством того, что возможности деловой игры как средства организации познавательной деятельности студентов далеко не исчерпаны. Подчеркивая достоинства этого метода, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционные методы обучения. Успех в решении задачи организации познавательной деятельности студентов заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Корлюгова Ю Н., Ларионов М Л. Деловые игры по экономике: Пособие для учителя М. : ВИТА, 1998

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Красовский Ю.Д Мир деловой игры (опыт обучения хозяйственных руководителей). М.: Экономика, 1989. 185 с.

3. Лабскер Л.Г., Бабешко Л.О. Игровые методы в управлении экономикой и бизнесом. М : Дело, 2001. 464 с.

4. Платов В Я Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: Профиздат, 1991.

5. Смирнов Т М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр М.: ИМХО, 2004 92 с.

6 Трайнев В. А. Деловые игры в учебном процессе. Методология разработки и практика проведения. М.: Дашков и Ко, 2005. 360 с.

7 Трайнев В. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии. М.: Владос, 2005. 303 с.

8. Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. M : Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. 166 с.

9. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий //М.: Высшая школа, 1991 207 с.

10. Якупова Я Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса /Якупова, Я Р.//Высшееобразование сегодня. 2007. №10. С. 45-48.

11 Мухина С. А., Соловьева А. А.Современные инновационные технологии обучения. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 360 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

БЕРГ Наталья Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института ФГЪОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), г Челябинск.

E-mail: berg@rus-fiins.ru

ДЕГТЯРЕВА Нина Адамовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и права ФГЪОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитар-но-педагогический университет», г. Челябинск.

E-mail: degtyareva_na56@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.