Научная статья на тему 'Деловая игра в системе интерактивного обучения: компетентностный подход'

Деловая игра в системе интерактивного обучения: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1473
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / РОЛЕВАЯ ИГРА / ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобелева Екатерина Ивановна

Анализируется деловая игра как интерактивная технология и форма познавательной деятельности. Представлен сценарий деловой имитационной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деловая игра в системе интерактивного обучения: компетентностный подход»

УДК 316.77

Е.И. Скобелева

ДЕЛОВАЯ ИГРА В СИСТЕМЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

Анализируется деловая игра как интерактивная технология и форма познавательной деятельности. Представлен сценарий деловой имитационной игры.

Ключевые слова: деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, коллективная работа студентов, мотивация, интерактивные педагогические практики, коммуникативные технологии.

Деловая игра - это форма интерактивного обучения, позволяющая сформировать ключевые и профессиональные компетенции студента, то есть способность реализовывать полученные знания в практической деятельности в различных социальных сферах и социально - экономических условиях.

Цель использования деловых игр - в развитии самостоятельного мышления и вовлечении в процесс решения задач в условиях максимального приближения к реальным проблемным ситуациям. Использование подобной личностно ориентированной развивающей технологии позволит развить мышление студента, раскрыть индивидуальные творческие способности, сформировать мотивацию к активному усвоению необходимого материала и, одновременно сформировать практические навыки анализа и конструирования индивидуальной и коллективной деятельности для накопления практического опыта. В процессе деловой игры формируются и развиваются такие качества как познавательная и творческая активность личности, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, происходит обучение эффективным способам получения и анализа информации.

Использование деловой игры предусматривает моделирование профессиональных и жизненных ситуаций, решение проблем путем организации совместной деятельности преподавателя и студентов. Студент становится полноправным субъектом взаимодействия, строит собственную траекторию действий для достижения целей занятия.

Совместная деятельность студентов предполагает обмен знаниями, идеями, мнениями, опытом. Создается среда образовательного общения, которой свойственны открытость, равные условия для самореализации, обратная связь, возможность критически оценивать процесс и результаты совместной деятельности.

Деловая игра как специальная форма познавательной деятельности позволяет'.

1) активизировать мотивацию к изучению учебной дисциплины;

2) сформировать и развить коммуникативные и профессиональные навыки студента;

3) развить навыки получения, анализа и интерпретации информации;.

4) увеличить долю самостоятельной работы студента в общем объеме образовательного процесса.

5) повысить эффективность усвоения теоретического материала;

6) развить теоретическое и практическое мышление в профессиональной сфере;

7) сформировать навыки практического применения полученных в процессе обучения знаний;

8) использовать опыт междисциплинарного подхода к формированию ключевых профессиональных компетенций.

В процессе проведения деловой игры необходимо придерживаться следующих требований:

• обязательное сотрудничество преподавателя и студентов в достижении поставленной цели;

• активное участие всех без исключения студентов в деловой игре;

• максимальная ориентация целевой, содержательной и функциональной детерминанты деловой игры на формирование профессиональной компетентности студентов.

Деловая игра предполагает организацию как коллективной, так и индивидуальной

работы студентов. Работа в команде позволяет не только активизировать всех студентов в

учебной группе, но и решить следующие задачи:

• повысить интерес участников игры к учебному процессу;

• определить индивидуальные и коллективные способности студентов;

• выявить и устранить психологические и иные барьеры на пути сотрудничества;

• дать возможность студентам проявить коллективное творчество и тем самым способствовать преодолению эгоистических установок;

• приобрести навыки решения проблемы в условиях, приближенных к реальной ситуации (изменчивой, непредсказуемой), которая позволит выявить такие поведенческие черты участника игры, которые не проявляются при других формах обучения;

• апробировать различный характер коммуникаций участников игры.

Индивидуальная деятельность участников деловой игры предполагает:

• выявление скрытых для внешнего наблюдения качеств человека, необходимых ему в дальнейшей трудовой деятельности: относительно устойчивых личностных свойств, умений, навыков, образцов поведения;

• развитие самонаблюдения, самоконтроля, повышение точности самооценки;

• самостоятельное конструирование ситуации, определение своей роли в игре, цели и стратегии собственных действий;

• оптимизацию собственной модели поведения в отношениях с преподавателем и студентами;

• повышение уверенности в себе при практических действиях;

• получение возможности освоения новых образцов поведения, исправления ошибок, корректировки собственных действий;

• формирование и развитие аналитических способностей, умения критически мыслить, делать обоснованные выводы и т.д.;

• развитие и совершенствование навыков планирования и прогнозирования.

При подготовке к деловой игре необходимо продумать:

• насколько уровень теоретической подготовки группы соответствует способности достичь цели и реализовать содержание деловой игры;

• возможность активизировать индивидуальную и групповую мотивацию студентов в группе;

• соответствие временных рамок занятия возможности полностью реализовать игровой процесс;

• возможность использования междисциплинарного подхода к планированию и реализации содержания игры.

Этапы проведения деловой игры.

1. Подробный инструктаж преподавателя о проведении игры:

• изложение проблемной ситуации;

• доведение до сведения группы целей и задач игры;

• организация студентов в команды и определение их задач;

• распределение ролей внутри групп и уточнение роли каждого участника игры;

• объяснение этапов проведения игры;

• определение формы контроля деятельности участников.

2. Подготовка студентов к деловой игре предусматривает:

• повторение содержания теоретического курса по данной теме;

• чтение дополнительной литературы по данной теме;

• предварительное ознакомление со сценарием проведения деловой игры, продумывание стратегии собственных действий и определение своей роли в игровой ситуации.

• при необходимости производится поиск дополнительной информации, которая будет использована при решении поставленной в игре задачи.

3. Проведение деловой игры (обсуждение и реализация целей и задач команды и лично каждого участника, принятие решений, оформление результата и т.д.).

4. Публичная защита полученных результатов.

5. Определение победителей игры.

6. Анализ процесса проведения деловой игры и полученных результатов преподавателем и студентами.

В учебном процессе применяют различные модификации деловых игр. Имитационные игры. В процессе деловой игры имитируется какое- либо событие, деятельность какой-либо организации, либо ее подразделения, конкретная деятельность сотрудников. В сценарии деловой имитационной игры описывается сюжет события, объекты, процессы и условия, в которых осуществляется деятельность.

Пример. Деловая имитационная игра для студентов, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» по дисциплине «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью».

Учебная дисциплина «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» ставит своей целью подготовить студентов - будущих специалистов - к эффективной реализации полученных теоретических знаний на практике - в работе отдела по связям с общественностью в организации. Это предполагает не только освоение теоретического материала, но и формирование навыков практической деятельности при подготовке РЯ- материалов, организации РЯ- мероприятий, проведению исследовательской и аналитической работы.

Цель деловой игры — вовлечение студентов в процесс решения задач с целью реализации полученных знаний и навыков в смоделированной, максимально приближенной к реальной, проблемной ситуации в рамках формирования ключевых профессиональных компетенций.

Успешное достижение поставленной цели требует решения таких задач как:

• овладение практическими навыками применения знаний, полученных в рамках изучения смежных дисциплин («Антикризисные связи с общественностью», «Организация и проведение кампаний в рекламе и связях с общественностью», «Современная пресс-служба», «Качественные методы исследования в рекламе и связях с общественностью», «Основы теории коммуникации», «Имидж коммерческой организации», «Основы интегрированных коммуникаций» и т.д.);

• организация планирования деятельности отдела рекламы и связей с общественностью фирмы в специально смоделированных условиях;

• реализация навыков проведения исследовательско-аналитической работы в рамках работы отдела рекламы и СО;

• использование навыков написания текстов: пресс-релизов, статей и т.д.;

• проектирование формирования внешнего и внутреннего коммуникативного пространства фирмы.

Сценарий деловой имитационной игры.

1. Преподаватель проводит подробный инструктаж о правилах проведения, целях и задачах деловой игры.

2. Группе дается задание смоделировать проблемную ситуацию для фирмы, в которой функционирует отдел по рекламе и связям с общественностью, с учетом основных параметров и условий, заданных преподавателем.

3. В соответствии с разработанной и одобренной преподавателем моделью проблемной ситуации, группа распределяет роли между студентами, в число которых обязательно входят:

• работники отдела рекламы и связей с общественностью фирмы: руководитель, пресс -секретарь, исследователи - аналитики, спичрайтер, специалист по внутрикорпоративному РЯ;

• журналисты СМИ;

• потребители;

• представители общественности.

4. Каждая команда участников игры анализирует проблемную ситуацию с точки зрения той роли, которую выбрала.

5. В соответствии с поставленными в ходе анализа проблемной ситуации задачами каждая команда студентов разрабатывает свой план деятельности, который корректируется и реализуется в ходе совместных действий участников игры. Игра проводится непрерывно на протяжении нескольких занятий.

В процессе игры студенты осуществляют как индивидуальную работу в рамках выбранной роли, так и коллективную деятельность в команде (РЯ-отдел). По мере решения тактических задач в процессе разрешения проблемной ситуации, студенты оформляют свои разработки и знакомят соответствующие команды и всю группу со своими решениями. В процессе игры могут возникнуть нестандартные ситуации (поскольку игра проходит в режиме реального времени), которые потребуют от студентов использования знаний, умений, навыков, полученных как при изучении данного теоретического курса, так и в ходе предшествующего обучения, проявления инициативности, ответственности при принятии решений, применения индивидуальных творческих способностей.

6. При логическом завершении процесса решения проблемной задачи, группа включается в обсуждение и анализ достигнутых результатов. Например, итоговый результат деятельности отдела по рекламе и связям с общественностью, который предполагает наличие календарного плана работы с указанием конкретных мероприятий и обоснованием значимости их проведения, выносится на всеобщее обсуждение. В случае высказывания критических замечаний, которые ставят под сомнение обоснованность применения данного плана действий отделом по рекламе и СО, группа предлагает собственные варианты действий для решения проблемы. Для выработки комплекса решений проблемы используется метод «мозгового штурма».

7. Преподаватель подводит итог и отмечает работу каждого студента в группе.

Ролевые игры. В ролевой игре происходит формирование умений и навыков выстраивания поведения, в связи с выбранной ролью, отрабатывается технология принятия тактически выгодных и стратегически верных решений. Для проведения игры разрабатывается модель ситуации, проблемной по содержанию, предполагающей поиск компромиссных решений. В проектировании модели проблемной ситуации принимают непосредственное участие студенты. Между студентами распределяются роли с конкретным содержанием, но предполагающие наличие свободы при принятии решений. Студенты, не получившие роли, наблюдают за ходом игры и участвуют в ее заключительном анализе.

Пример. Деловая ролевая игра для студентов, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» по дисциплине «Основы менеджмента».

Учебная дисциплина «Основы менеджмента» имеет непосредственную практическую направленность. Она ставит своей целью подготовить студентов - будущих специалистов - к эффективному управлению сотрудниками организации. Это предполагает не только освое-

ние теоретического материала, но и формирование навыков практического руководства людьми, стремления к адекватной оценке профессиональных, социальных, личностных качеств работников и самого себя, приобретения опыта практической деятельности, приближенного к конкретным ситуациям, нахождения оптимальных способов решения организационных задач.

Деловая игра. Скажи «Нет».

Цели деловой игры.

1.Разработка принципов и методов мотивации и стимулирования персонала.

2. Выработка у рядового сотрудника организации навыков защиты своих прав в профессиональной сфере.

Успешное достижение поставленной цели требует решения таких задач как:

• закрепление на практике полученных теоретических знаний о комплексе должностных обязанностей в сфере профессиональной деятельности;

• умение сотрудника отстаивать свои права перед руководством организации;

• способность руководителя организации правильно оценить и использовать в профессиональной сфере личностные и профессиональные качества работника;

• умение руководителя организации правильно разработать стратегию, принципы и методы стимулирования работника с целью решения неординарных, незапланированных задач.

Сценарий ролевой игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Группа разбивается на команды по два человека каждая. В команде распределяются роли: руководитель функционального подразделения, в котором работает сотрудник; сотрудник организации.

2. Команда разрабатывает легенду о занимаемой сотрудником должности, должностных обязанностях сотрудника.

3. Участники команды изолируются друг от друга для разработки индивидуальных творческих заданий:

• студент, играющий роль руководителя, определяет задачу, которая не входит в круг должностных обязанностей сотрудника, но которую необходимо решить в срочном порядке. Для разрешения данной задачи руководитель разрабатывает стратегию, принципы и методы стимулирования работника. Целью руководителя является привлечение сотрудника организации к выполнению важной организационной задачи.

• целью сотрудника организации в данной игровой ситуации является обоснованный и аргументированный отказ от выполнения работы, не входящей в сферу его должностных обязанностей.

4. Команда разыгрывает ситуацию в течение ограниченного регламентом времени -10 минут. Во время диалога участники команды получают возможность проявить коммуникативные способности, творческое мышление, применить технологии убеждения и т.д.

5. После завершения диалога, группа привлекается к обсуждению проблемной ситуации и анализу тактики поведения членов команды.

6. Преподаватель подводит итог игровой ситуации, оценивая работу каждого участника в соответствии с достижением намеченной цели.

Деловая игра: Коммуникации в управлении.

Цель деловой игры: Продемонстрировать эффективность коммуникации при передаче управленческого решения от руководителя к подчиненному.

Успешное достижение поставленной цели требует решения таких задач как:

• развитие умения передавать подчиненным распоряжение так, чтобы не происходило искажение информации;

• организация обратной связи между сотрудниками в процессе передачи распоряжения от руководителя к подчиненным;

• мотивация сотрудников к наиболее успешному выполнению поручения руководителя;

• овладение практическими навыками общения с коллегами и подчиненными в процессе выполнения управленческой задачи;

• выработка рекомендаций по повышению эффективности коммуникации в организации.

Сценарий ролевой игры.

1. Группа делится на команды по 7-8 человек в каждой. Формируется группа экспертов, количество которых должно соответствовать числу команд.

2. Каждая подгруппа выбирает руководителя и разбивается по номерам, определяя тем самым исполнителя распоряжения руководителя.

3. В отдельной зоне аудитории размещается стол и три стула для руководителя, подчиненного и эксперта.

4. Выбранный подгруппой руководитель, эксперт и преподаватель разрабатывают проект распоряжения, которое должно передаваться по цепочке без искажений. Передача распоряжения руководителя невозможна без правильного понимания смысла информации.

5. Передача информации происходит от руководителя ко второму номеру, затем к третьему и т.д. При передаче информации не разрешается пользоваться какими-либо записями и «выносить» информацию за стены импровизированного кабинета. Последний участник команды должен выполнить распоряжение руководителя.

6. Эксперты фиксируют все нарушения и персональные ошибки участников деловой игры, оставаясь при этом молчаливыми свидетелями.

7. При проведении игры учитывается фактор времени, но главным критерием оценки деятельности команд является отсутствие искажений при передаче информации.

8. После того как последний участник игры выполнит задание руководителя, проводится обсуждение процесса игры в команде в присутствии эксперта. Руководитель вправе наказать с его точки зрения виновного в искажении информации «сотрудника» штрафными очками (три штрафных очка).

9. Затем в обсуждение ситуации вступает эксперт, который проводит тщательный анализ процесса передачи информации и также вправе наказать виновного штрафными очками (три штрафных очка). В случае если руководитель наказал невиновных сотрудников, он получает в наказание штрафные очки от эксперта.

10. После подведения итогов ролевой ситуации и объявления победителей каждая команда должна выработать рекомендации по повышению эффективности коммуникаций в организации.

Презентации с использованием современных мультимедийных средств - это форма интерактивного обучения, позволяющая сформировать ключевые профессиональные компетенции студента, посредством реализации полученных знаний и навыков в процессе наглядной демонстрации сообщения.

Данный метод представляет собой эффективный способ донесения информации, позволяющий использовать одновременно текст, компьютерную анимацию, графику, видео, музыку, звуковой ряд, гипертекстовые ссылки. Презентация имеет сюжет, структуру, сценарий, способствующие эффективному восприятию информации. Отличительной чертой презентации является ее интерактивность, то есть возможность организации взаимодействия с аудиторией через элементы управления.

Цели проведения мультимедийной презентации.

1. Наглядное донесение информации, имеющей сложную структуру и требующей активного усвоения.

2. Вовлечение студентов в процесс активного обсуждения, как содержания сообщения, так и форм подачи информации.

3. Проявление коммуникативного компонента презентационной деятельности, который предполагает умение устанавливать деловые отношения с группой во время презентации и активизировать внимание аудитории в процессе демонстрации материала.

4. Данная форма организации коммуникаций в группе, посредством презентации необходимого для изучения материала, позволяет продемонстрировать профессиональную и творческую активность, раскрыть индивидуальные творческие способности студентов, смоделировать профессиональные и жизненные ситуации, сформировать практические навыки анализа, упорядочивания и структурирования информации.

В процессе обучения можно использовать несколько модификаций мультимедийных презентаций.

1. Презентация для самостоятельного изучения студентами определенной темы. Оформляется гиперссылками. Она имеет разветвленную структуру, содержит одновременно графику, анимацию, текст и аудиосопровождение.

2. Презентация в форме видеодемонстрации, содержит текст и аудиодорожку. Применяется для демонстрации фактологического материала в начале практического занятия, проводимого в интерактивной форме.

3. Презентация, проводимая для демонстрации использования профессиональных навыков и умений в практической деятельности. Служит для наглядной визуализации слов организатора презентации.

Презентация с использованием современных мультимедийных средств как специальная форма интерактивного обучения позволяет:

1) активизировать мотивацию к изучению учебной дисциплины;

2) продемонстрировать умение работать с информацией: получать, структурировать, анализировать, интерпретировать;

3) оптимизировать процесс самостоятельной внеаудиторной работы студента;

4) повысить эффективность усвоения теоретического материала;

5) сформировать навыки практического применения полученных в процессе обучения знаний;

6) использовать опыт междисциплинарного подхода к формированию ключевых профессиональных компетенций.

В процессе проведения презентации необходимо придерживаться следующих требований:

• активное участие студентов в обсуждении результатов презентации;

• максимальная ориентация целевой, содержательной и функциональной детерминанты презентации на формирование профессиональной компетентности студентов.

Для эффективного проведения мультимедийной презентации студент должен знать:

• теоретический материал курса;

• правила организации и проведения презентации;

• методические приемы организации мультимедийной презентации.

Студент должен уметь:

• творчески применять полученные в процессе изучения теоретического курса знания в практической деятельности;

• правильно подобрать, структурировать и презентовать информацию;

• осуществлять социально-психологическое управление процессами коммуникации во время презентации.

Этапы проведения презентации.

1. Предварительное ознакомление студентов с темами мультимедийных презентаций.

2. Изложение правил организации презентационного процесса.

3. Ознакомление студентов с принципами оценки презентационной деятельности.

4. Подготовка студентов к деловой игре предусматривает:

• повторение содержания теоретического курса по данной теме;

• чтение дополнительной литературы по данной теме;

• поиск дополнительной информации, которая будет использована в мультимедийной презентации.

5. Проведение презентации.

6. Анализ содержания, формы организации мультимедийной презентации преподавателем и студентами.

Пример. Презентация студентов, обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» по дисциплине «Коммуникативные технологии в экскурсоведении».

Учебная дисциплина «Коммуникативные технологии в экскурсоведении» ставит своей целью подготовить студентов - будущих специалистов - к эффективной реализации полученных теоретических знаний на практике - к организации коммуникативного пространства в процессе разработки методики и техники проведения экскурсии. Это предполагает не только освоение теоретического материала, но и формирование навыков самостоятельного конструирования ситуации, определения цели и задач экскурсии, составления программы и разработки маршрута экскурсии, организации и обеспечения условий экскурсионного обслуживания.

Сценарий практического занятия.

1. Группа студентов для выполнения задания преподавателя добровольно распределяется по командам, состоящим из 2-3 человек.

2. Студентам предлагается примерная классификация экскурсий, в соответствии с которой можно определить тему экскурсии (Приложение 1).

3. Каждая команда определяет тему, цели и задачи экскурсии, подбирает и изучает материал для будущей экскурсии, отбирает экскурсионные объекты.

4. В команде происходит распределение ролей, с целью более эффективной организации процесса создания мультимедийной презентации. Роли распределяются в соответствии с задачами, которые нужно решить команде:

• создание программы и разработка маршрута экскурсии;

• подготовка текста экскурсии, аудиодорожки, анимации и т.д.;

• составление проверочных тестов для студентов группы.

5. Проводится презентация с использованием современных мультимедийных средств в форме видеоэкскурсии по заданной теме.

6. Команда студентов - экскурсоводов организует процесс обсуждения материала, представленного в ходе презентации, отвечает на вопросы группы.

7. Проверяется усвоение материала студентами учебной группы с помощью тестов.

8. Студенты учебной группы, в свою очередь, оценивают студентов, подготовивших экскурсию, по заранее заданным в таблице критериям по 5 - балльной шкале (Приложение 2).

9. Преподаватель выставляет оценку группе студентов - экскурсоводов.

10. Отдельно фиксируется рейтинг команды, выставленный в соответствии с мнением студентов учебной группы.

11. Преподаватель подводит итог, отмечает недостатки и достоинства проведенной презентации.

Примерная классификация видеоэкскурсий

1. Обзорные экскурсии (обзорная экскурсия по городу, музею, заводу, по садово-парковому комплексу и т.д.)

2. Тематические экскурсии:

• исторические экскурсии (историко-краеведческая, историко-биографическая, археологическая, этнографическая и т.д.);

• искусствоведческие экскурсии (историко-музыкальная, историко-театральная, по местам творчества деятелей культуры, в картинные галереи, музеи, по дому - музею писателя, художника, политического деятеля);

• литературные экскурсии (литературно-биографические, литературно-художественные, историко-литературные и т.д.)

• архитектурно-градостроительные экскурсии.

Тарасов, В.К. Персонал - технология, отбор и подготовка менеджеров [Текст]. - Л. Машиностроение. Ленинград. отделение, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.