Супрунова Евгения Александровна,
к.э.н., доцент, доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18
р.т.8(3812) 69-29-80
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В ОМСКЕ» КАК ЗНАЧИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Современная реальность такова, что деловые игры стали необходимой составляющей в преподавании дисциплин экономических специальностей. В рамках данной статьи освещен вопрос применения Деловой игры «Организация бизнеса в Омске» при подготовке студентов экономических специальностей и эмпирическое их применения в бизнесе, а также освещено мнение студентов об эффективности игры в становлении их будущей профессии.
Ключевые слова: деловая игра, регистрация предприятия, организация бухгалтерского учета.
Многие начинающие предприниматели малого и среднего бизнеса, прежде чем открыть свое дело, пытаются все просчитать в игровом пространстве, т.е. игра становится для них тренировочной площадкой для реализации своих бизнес-планов и формой повышения профессионализма. Но стоит отметить, что как правило, на подобных бизнес-тренингах рассматриваются только особенности регистрации предприятия и управления ими. При этом организация бухгалтерского дела остается для предпринимателей «темным пятном». Между тем, в соответствии со ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ именно руководитель несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций [1].
В связи с этим, при изучении дисциплины «Бухгалтерское дело» студентами четвертого курса специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» активной формой
самостоятельной работы выступает проведение деловой игры «Организация бизнеса в Омске». Деловая игра относится к проблемно-исследовательской технологии с применением современных информационных технологий.
Цель деловой игры состоит в обобщении и систематизации полученных знаний о регистрации предприятия, организации бухгалтерского учета, информационно-аналитических возможностях бухгалтерской отчетности и развитию умения принимать решения при возникновении экономической ситуации на практике.
Задачи деловой игры:
• воспитательная: развитие познавательного интереса, памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации;
• учебная: углубление, обобщение и систематизация знаний по регистрации предприятия, организации бухгалтерского учета;
• познавательная: совершенствование навыков работы и повышение интереса к своей будущей профессии.
Подготовка и проведение деловой игры «Организация бизнеса в Омске» складывается из четырех этапов. Блок-схема выполнения этапов и их алгоритм представлены на рис. 1.
1 этап:
Регистраци
я
предприяти
Алгоритм выполнения:
- Выберете организационно-правовую форму создаваемого предприятия. Обоснуйте выбранную форму?
- Выясните, какие учредительные документы необходимо составлять. Подготовьте пакет учредительных документов. Состав зависит от выбранной формы хозяйствования.
-Представьте пакет документов в регистрирующий орган, оплатите государственную пошлину.
- Откройте накопительный счет в коммерческом банке для формирования уставного капитала.
- После государственной регистрации получите документы: Свидетельство о государственной регистрации, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц
- Изготовьте печати, зарегистрируйте в реестре
- Выясните, какие документы необходимы для открытия расчетного счета в банке. Откройте расчетный счет в банке.
- Разработайте схему организационной структуры предприятия.
Защита проекта 1 этапа
2 этап: Бухгалтерия
Алгоритм выполнения:
- Определите способ организации бухгалтерского учета на предприятии.
- Исходя из выбранного варианта бухгалтерского учета, разработайте организационную структуру бухгалтерской службы.
- Разработайте Положение о бухгалтерии.
- Составьте должностные инструкции на работников бухгалтерии.
- Изучите рынок бухгалтерских программ. Выберите бухгалтерскую программу для ведения бухгалтерского учета, наиболее подходящую для вашего предприятия.
Защита проекта 2 этапа
Алгоритм выполнения:
- Исходя из специфики вашей организации, разработайте проект Положения об учетной политики.
Рис. 1 - Блок-схема проведения Деловой игры «Организация бизнеса в Омске»
Защита проектов проводится поэтапно на практических занятиях. После каждого этапа определяются и оцениваются решения, принятые в ходе игры. На разборе дается оценка результатам этапа проведенной игры, оценивается степень выполнения поставленной целей и задач. Сопоставляются результаты параллельно работающих команд. Выделяются и анализируются имевшиеся в игре ошибки, недостатки и упущения в действиях играющих.
После окончания деловой игры проводится ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к каким результатам они привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение.
По результатам проведения деловой игры «Организация бизнеса в Омске» студенты проходят анкетирование, целью которого является определение: на сколько оправданы их ожидания от игры. В анкетировании участвовали студенты четвертого курса очной формы обучения по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обучающиеся в 20102011 учебном году.
Реально ли практически создать в г. Омске, проекты которых мы сегодня усушали? Оправдались ли ваши ожидания от игры?
Налажено ли было взаимодействие?
чувствовался ли энтузиазм участников? Ориентирована ли на имеющиеся у участников знания?
Приспособлена то игра для данной аудитории?
Полезна ли игра? Соответствует то она реальным условиям действительности?
Интересна то игра?
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 2 - Результаты анкетирования студентов, %
Таким образом, можно сделать вывод, что все студенты отметили, что деловая игра является интересной и полезной. При этом 44% опрашиваемых затруднились в ответе на вопрос: чувствовался ли энтузиазм студентов? Это указывает на отсутствие мотивации у большинства студентов.
Деловая игра «Организация бизнеса в Омске» предоставляет уникальную возможность комплексного изучения основных дисциплин, связанных с регистрацией предприятия, организацией и ведением бухгалтерского учета, формированием бухгалтерской отчетности и анализом финансового состояния предприятия. Применение деловых игр в преподавании экономических дисциплин позволяет развить творческий подход к обучению, что положительно влияет на качество подготовки специалистов высшей квалификации торгово-экономического профиля.
Литература
1. Закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 [Электронный ресурс]// ИКЬ: http://www.consultant.ru/popular/buch/53 1.Ыш1#р94 (Дата обращения 17.04.2011)