Супрунова Евгения Александровна,
к.э.н., доцент, доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18
р.т.8(3812) 69-29-80
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ»
Уровень заинтересованности в развитии бухгалтерского управленческого учета в России очень высок. При этом работодатели отдают предпочтения специалистам, имеющим международную квалификацию. Молодые специалисты по управленческому учету не конкурентоспособны на российском рынке. В статье рассматривается значение и роль дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» при подготовке студентов экономических специальностей, организация самостоятельной работы студентов и мнение студентов относительно их уровня знаний в рамках данной дисциплины.
Ключевые слова: бухгалтерский управленческий учета, самостоятельная работа
студентов.
В настоящее время дисциплину «Бухгалтерский управленческий учет» изучают студенты экономических специальностей, а также бухгалтеры, аудиторы и финансовые директоры при аттестации в ИПБ России [2]. При этом существует озабоченность по поводу содержания программы обучения и уровня преподавателей. Российские стандарты профессиональной подготовки пока не рассматриваются как адекватные стандартам признанных международных квалификаций. Большинство компаний предоставляют возможность обучения персоналу экономических и финансовых служб. Некоторые компании выделяют средства на получение сотрудниками квалификации АССА и СРА или принимают на работу сотрудников с международной квалификацией, такой как MBA, OMA, ACCA и CPA. Многие студенты очной формы обучения не могут позволить себе получение данных квалификаций по многим причинам, поэтому их знания, учения и навыки формируются только в рамках программы курса конкретного учебного заведения.
Дисциплина «Бухгалтерский управленческий учет» входит в федеральный компонент цикла дисциплин специализации и является обязательной для изучения студентами четвертого курса специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Омского института (филиала) РГТЭУ [1].
Целью изучения дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области отражения и использования управленческой информации. В ходе достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• изучить основные положения и назначение бухгалтерского управленческого учета, его предмет и объекты;
• ознакомиться с составляющими управленческого учета;
• знать терминологию и концепции классификации затрат;
• ознакомиться с порядком формирования затрат по центрам ответственности;
• знать цели и концепции системы подготовки смет, терминологию бюджетирования;
• уметь осуществлять выбор и проектирование системы учета и контроля затрат в организации и другие.
В среднем количество часов отведенных на изучение дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» студентами экономических специальностей очной формы обучения 40 часов лекций, 32 часа отведено на практические и семинарские занятия. Следовательно, на самостоятельную работу студента отводится 88 часов.
При формировании лекционного курса дисциплины предпочтение отдается тем учебным источникам, которые рекомендованы Министерством образования РФ и имеют соответствующий специальности гриф УМО, периодические издания «Управленческий учет», «Менеджмент в России и за рубежом», которые входят в перечень ВАК [3,4]. В условиях бурного развития информационных технологий, студентам также рекомендуется использовать различного рода
интернет-ресурсы. В частности, официальный сайт комитета по управленческому учету при Министерстве экономического развития и торговли РФ [5].
На практических занятиях дополнительно раскрываются современные подходы к решению практических задач управленческого учета. Расчетные задачи связаны с учетом производственных затрат, бюджетированием и контролем, принятием управленческих решений.
В связи с общеуниверситетской политикой снижения числа аудиторных занятий (лекций, семинаров и практик) и увеличения количества времени отведенного на самостоятельную работу студентов, возникла острая необходимость изменения системы преподавания и данной дисциплины. Форма контроля знаний по предмету в виде одного экзамена или зачета становится недостаточной и требуется разработка и введение новой системы стимуляции и проверки самостоятельной работы студентов. По дисциплине предлагается перечень самостоятельной работы, имеющих определенной вес в бально-рейтинговой системе, из которого студенты выбирают тот или иной вид для выполнения, исходя из своих познавательных и творческих способностей.
Одной из важных форм самостоятельной работы по бухгалтерскому управленческому учету является подготовка и защита курсовой работы. В ней должны быть освещены уровень мышления студента, его умения творчески применять полученные знания, формулировать свою позицию по спорным проблемам.
Выбрав по желанию тему курсовой работы, студент, в соответствии с методическими рекомендациями, подбирает самостоятельно необходимые источники литературы, прежде всего периодические издания и интернет-ресурсы, и составляет предварительный вариант плана работы. После проработки собранных материалов и консультаций с руководителем формируется окончательный вариант плана курсовой. Согласно методическим рекомендациям, курсовая работа должна состоять из введения, основной части и заключения.
Защита курсовой работы проводится при наличии положительного заключения руководителя на открытом уроке с использованием презентации Power Point. Успешная защита курсовой работы является условием допуска студента к экзамену.
В рамках дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» применяется бальнорейтинговая система оценки индивидуальной работы студентов. Текущий контроль осуществляется в течение семестра и представляет собой оценку знаний, полученных на лекционных и практических занятиях и в ходе самостоятельного изучения студентами учебного материала. Формы текущего контроля представлены в таблице 1. Результаты текущего контроля преподаватель выставляет в ведомости, которую ведет в течение семестра. Преподаватель регулярно выставляет в ведомость текущего контроля количество баллов, полученных студентом при выполнении плановых учебных заданий, предусмотренных при изучении учебной дисциплины. Промежуточная аттестация осуществляется по итогам изучения студентом учебной дисциплины в семестре. Используется следующая примерная шкала соответствия между оценками, выставляемыми по многобалльной системе, и оценками по пятибалльной системе: «отлично» - 76-100 баллов; «хорошо» - 66-75 баллов; «удовлетворительно» - 50-65 баллов.
Таблица 1 - Организация текущего контроля по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»________________________________________________________________________________________
Вид обучения Номер контрольной точки (КТ) Форма и методы контроля Сроки проведения (номер недели) Максимальный балл по КТ Всего баллов по виду обучени я
1 2 3 4 5 6
Лекции Т-1 - Т-8 Проверка посещаемости 1-18 0,5 за лекцию 10,0
Практическ ие занятия (семинары) П1-П16 Проверка посещаемости 1-16 0,25 за практику =4 36,0
П-4, П-8, П-12, П-16 Написание контрольной работы 5,9,13,17 5,0 за контрольную работу = 20
П-1-П-3, П-5-П-7, П-9-П-11, П-13-П-15 Работа с вопросами для самоконтроля Работа с тестами Решение задач 1-4, 6-8, 10-12, 14-16 1,0 за работу на практическом занятии = 12
Самостояте льная работа С-1а Написание аннотации на книгу, сайт 1 1,0 за одно из выполненных заданий
С-1б Написание определения «Управленческий учет» 1
С-1в Рассмотрение признаков классификации затрат и их видов 3
С-1г Рассмотрение понятия «управленческие решения», предлагаемые различными авторами, их классификацию и этапы принятия 17
С-1д Написание определения понятия «Центр ответственности» и их типов 9
Вид обучения Номер контрольной точки (КТ) Форма и методы контроля Сроки проведения (номер недели) Максимальный балл по КТ Всего баллов по виду обучени я
1 2 3 4 5 6
С-2 Исследование признаков сравнения финансового и управленческого учета, предлагаемые в специальной литературе. 1 2,0
С-3 Написание служебной записки руководителю организации с обоснованием необходимости создания на предприятии отдела управленческого учета. 1-3 3,0 30,0
С-4 Решение практической задачи 6 4,0
С-5 Изучение методов учета затрат и калькулировании себестоимости 12-13 4,0
С-6 Кейс-стади 1-17 4,0
С-7 Составление кроссворда по пройденным темам 1-17 4,0
С-8 Создание лекции-визуализации. 1-17 4,0
С-9а Составление терминологического словаря по дисциплине 1-17 4,0 за одно из выполненных заданий
С-9б Составление библиографического справочника (словаря) 1-17
С-10 Научно-исследовательская работа студента: 3 этапа 11 5,0 за каждый этап (не входит в общую сумму баллов) = 15
Курсовая работа К-1 Написание курсовой работы и ее защита 16,0 22,0
Всего баллов 100
Обозначения, используемые в таблице:
— КТ - контрольная точка;
— Т - контроль по теоретической части дисциплины;
— П - контроль по результатам практических занятий;
— С - контроль самостоятельной работы (подготовки) студентов;
— К - контроль по курсовой работе.
В последние годы преподаватели кафедры «Экономика и бухгалтерский учет» ведут научные кружки студентов. В ходе регулярных занятий в кружке студенты готовят статьи и выступления на конкурс научных работ по проблемам управленческого учета, проводимого в марте каждого учебного года. Тематика выступлений достаточно широка и определяется кругом проблем, выносимых на обсуждение на традиционные Международные студенческие научнопрактические конференции, которые проводятся в апреле на базе Омского института (филиала) РГТЭУ. Материалы студенческих секций публикуются в сборнике статей. Выступления студентов вызывает интерес молодежной аудитории, и нередко завершаются дискуссией.
По результатам изучения дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» студенты проходят анкетирование, целью которого является определение уровня знаний студентов с точки зрения их понимания. В анкетировании участвовали студенты четвертого курса очной формы обучения по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», обучающиеся в 20092010 и 2010-2011 учебных годах.
По оценкам уровня знаний по бухгалтерскому управленческому учету студентов, опрашиваемых после изучения одноименной дисциплины, можно сказать, что они оценивают его как «средний» и «хороший» (см. рис. 1).
Рис. 1 - Настоящий уровень знаний по бухгалтерскому управленческому учету, студентов.
Говоря об уровне знания студентов по различным видам управленческого учета, можно отметить, что в оценках студентов, обучающихся в 2009-2010 учебном году, данный параметр находится в зависимости от темы курсовой работы: студенты имеют выше знания по управлению затратами и учету затрат (48%) и в меньшей степени осведомлены об оценке инвестиций по объекту (2%) и управлением финансовыми потоками (2%) (см. рис.2). Данная ситуация наблюдалась и в исследовании 2010-2011 учебного года.
Рис. 2 - Уровень знаний по видам управленческого учета, студентов четвертого курса 2009-2010 учебного
года, %.
Более половины студентов хотели бы повысить свой уровень знаний по управленческому учету в будущем. В большинстве случаев упор делается на желание достичь «хорошего» и «отличного» уровня знаний. При этом наиболее предпочитаемый способ повышения квалификации по управленческому учету студенты выделяют высшие учебные заведения (см. рис.3). Выбор способов обучения в 2010-2011 учебном году полностью повторяет ситуацию 20092010 учебного года.
Рис. 3 - Предпочитаемые способы повышения квалификации по бухгалтерскому управленческому учету, %
Многолетний опыт преподавания дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» в Омском институте (филиале) РГТЭУ свидетельствует о том, что, во-первых, роль самостоятельной работы студентов в освоении курса должны быть усилена, поскольку развивает в студентах самоорганизацию, нацеленность на результат. К тому же творческий подход к обучению влияет на качество подготовки специалистов высшей квалификации торгово-экономического профиля. Во-вторых, необходимо внедрение новых информационных технологий при подготовке специалистов по данному профилю. Многие 1Т-компании предлагают льготные условия для учебных заведений по приобретению их программных продуктов и обучению преподавателей. К наиболее перспективным относятся: «1С: Управляющий», «Инталев: Навигатор» и другие.
Литература
1. Бухгалтерский управленческий учет: Доп. к учебно-методическому комплексу./ Авт. и сост.: Е. А. Супрунова - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - 9с.
2. Официальный сайт Института профессиональный бухгалтеров и аудиторов России http://www.ipbr.org
3. Официальный сайт журнала «Управленческий учет» http://www.upruchet.ru
4. Официальный сайт журнала «Менеджмент в России и за рубежом» http://www.mevriz.ru
5. Официальный сайт экспертно-консультационного совета по вопросам
управленческого учета при Министерстве экономического развития и торговли РФ http://cma.org.ru/