Научная статья на тему 'Использование программных продуктов в преподавании специальных экономических дисциплин'

Использование программных продуктов в преподавании специальных экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахорина М. В.

Одним из основных критериев определения качества экономического образования является хороший уровень компьютерной подготовки. В настоящее время большое внимание уделяется применению информационных технологий в экономике и управлении. Перед учебными заведениями стоит задача подготовки специалиста, владеющего практическими навыками работы в современной информационной среде и умеющего использовать эти навыки в профессиональной деятельности. Поэтому при подготовке специалистов значительную часть учебного времени занимает изучение специализированных программных средств и дисциплин. Информационные системы бухгалтерского учета относятся к одной из важнейших дисциплин для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о современных информационных системах и подготовка их к пониманию проблем, возникающих при использовании концепции автоматизированной обработки учетной информации на предприятиях и в организациях. При правильной организации учебного процесса данной дисциплины у студентов формируются устойчивые навыки работы с программными продуктами автоматизации бухгалтерского учета. Важнейшим результатом изучения данного курса является также повышение профессиональной грамотности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование программных продуктов в преподавании специальных экономических дисциплин»

З (231)- 2009

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

м. в. ВАХОРИНА, заместитель заведующего кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Институт экономики и управления», г. Тула

Процесс становления в России рыночной экономики накладывает новые требования на те знания и навыки, которыми должен овладеть выпускник высшего учебного заведения. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, студенту необходимо обладать не только знаниями по своей специальности, но и ключевыми бизнес-навыками, коммуникативными способностями, стратегическим мышлением. На сегодняшний день уже нет предприятий, у которых не автоматизированы учетный процесс и все управление в целом, поэтому будущие специалисты должны в совершенстве применять полученные знания на практике, а не овладевать ими, придя на работу. Для свободной ориентации в информационных потоках квалифицированный специалист должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств.

Информационные технологии (ИТ) прочно вошли во все сферы общественной жизни, оказывая существенное влияние на развитие образовательной системы. Они являются важным условием для постоянного усовершенствования качества обучения в высших учебных заведениях.

Основная цель работы в этом направлении — эффективное использование современных информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образования и развития подходящей

и эффективно используемой инфраструктуры. Особое место в системе ИТ занимают программные продукты при изучении экономических дисциплин, включая бухгалтерские дисциплины.

Внедрение ИТ способствует расширению доступности образования и социального равноправия (дистанционное образование и предоставление возможности участия в международных научнопрактических конференциях, конкурсах и т.п.), а также повышению адаптации выпускников.

Необходимо отметить, что информационные технологии использовались в образовании всегда, так как сам процесс обучения является информационным — от обучающего информация (знания) передаются обучаемому. Но только с введением в образовательный процесс компьютерной техники и коммуникационного оборудования термин «информационные технологии» приобрел свое истинное содержание.

Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества, как о ресурсе, определяющем уровень развития государства. Информация становится перспективным направлением развития практически любой страны, она должна обеспечить переход общества от индустриального типа развития к информационному этапу.

Одним из основных критериев определения качества экономического образования является хороший уровень компьютерной подготовки. В настоящее

время большое внимание уделяется применению ИТ в экономике и управлении. Перед учебными заведениями стоит задача подготовки специалиста, владеющего практическими навыками работы в современной информационной среде и умеющего использовать эти навыки в профессиональной деятельности. Поэтому при подготовке специалистов значительную часть учебного времени занимает изучение специализированных программных средств и дисциплин.

Информационные системы бухгалтерского учета относятся к одной из важнейших дисциплин для специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о современных информационных системах и подготовка их к пониманию проблем, возникающих при использовании концепции автоматизированной обработки учетной информации на предприятиях и в организациях. При правильной организации учебного процесса данной дисциплины у студентов формируются устойчивые навыки работы с программными продуктами автоматизации бухгалтерского учета. Важнейшим результатом изучения данного курсаявляется также повышение профессиональной грамотности студентов.

Изучение дисциплины «Информационные системы бухгалтерского учета» осуществляется путем решения студентами сквозной задачи, представляющей собой поэтапное выполнение определенных учетных процедур, используя представленные данные. Сквозная задача является основным элементом процесса изучения данной дисциплины, благодаря которой происходит формирование первоначальных знаний об информационной системе бухгалтерского учета. Важной составляющей данной дисциплины является контроль знаний студентов, который позволяет оценить текущее качество обучения и степень достижения поставленных целей обучения. Важным ориентиром для получения знаний являются требования к уровню подготовки выпускника по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Выпускник, получающий квалификацию «бухгалтер», должен:

■ быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

■ знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности бухгалтера;

■ использовать программное обеспечение для ведения бухгалтерской отчетности.

В настоящее время на рынке компьютерных программ предлагается большое разнообразие программных продуктов, среди которых наиболее распространенной и доступной является программа

3 (231) - 2009

«1С: Бухгалтерия». Это универсальная бухгалтерская программа, разработанная фирмой «1С». Автоматизация учетного процесса не только обеспечивает ряд общеизвестных преимуществ, но частично изменяет саму методику преподавания дисциплины «Бухгалтерский учет». Поэтому значение программы в практико-ориентированном преподавании специальных экономических дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и других трудно переоценить.

При работе с программой «1С: Бухгалтерия» на практических занятиях будущие специалисты вводят проводки в журналах операций вручную или автоматически. Параллельно система позволяет печатать первичные документы, получать различные ведомости, формировать произвольные отчеты. Студенты имеют возможность изменять план счетов, систему проводок, формы первичныхдокументов, формы отчетности.

Полностью возможности программы раскрываются при ведении аналитического учета в денежном и натуральном выражении. Учитывая, что программа «1С: Бухгалтерия» содержит режим для формирования отчетов произвольного вида, набор отчетов для налоговой инспекции (бухгалтерский баланс, приложения, налоговые декларации по налогам), студенты имеют возможность самостоятельно изменить форму отчета и формулы расчета его показателей, что весьма важно для формирования профессиональных навыков.

Программа «1С: Бухгалтерия» очень удобна для решения сквозных задач по учебной дисциплине «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету», так как освобождает студентов от многочисленных арифметических расчетов, тем самым позволяя экономить время и больше внимания уделять решению профессиональных задач. После решения сквозной задачи студенты, опираясь на знания, полученные по дисциплинам «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» и другие специальные дисциплины, получают индивидуальные задания и с помощью программы «1С: Бухгалтерия 8.0» прослеживают еще раз весь учетный процесс от ввода первичного документа до получения бухгалтерской (финансовой) отчетности. Студенты заочного отделения разрабатывают практические задания самостоятельно, для этого могут взять данные из хозяйственной деятельности действующих предприятий. Это вызывает особый интерес, так как подчас они решают свои производственные учетные проблемы.

Использование информационных технологий в экономике получает все более широкое распространение. Одним из наиболее перспективных направлений в преподавании дисциплин экономического профиля

3 (231)- 2009

может являться создание «виртуального предприятия». Основная идея заключается в разработке единого взаимосвязанного комплекса профессиональных задач, который будет использоваться в учебном процессе по экономическим дисциплинам на основе информационных технологий. Такой системный подход позволяет значительно повысить готовность студента к восприятию и усвоению новых знаний на базе интегрированного обучения. Организовать обучение приданной системе целесообразно в форме деловой игры. Деловая игра позволяет имитировать реальную деятельность бухгалтерии предприятия и является сравнительно простым способом получения недостающего опыта. Обучающиеся как бы становятся в центр производственной ситуации, появляется возможность одновременно вовлечь в учебный процесс всех студентов. Игровая обстановка способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания студентов на учебном материале. В процессе игры легко контролировать качество полученных знаний, навыков и степень их усвоения. Студентам предлагаются следующие условия деловой игры: после регистрации «виртуального предприятия» необходимо распланировать всю работу бухгалтерии от главного бухгалтера до кассира. В ходе выполнения работы студенты делятся на подгруппы, каждая подгруппа условно представляет отдел бухгалтерии с определенными функциями и обязанностями. Как и нареальном предприятии, студенты знакомятся с должностными инструкциями (индивидуальные задания для каждого) и выполняют свой участок работы. Основной акцент в деловой игре делается на самостоятельную работу студентов. Задача преподавателя (в игре — это главный бухгалтер) — показать, подсказать, проконсультировать, обратить внимание студентов на наиболее существенные отличия автоматизированной формы ■ ведения учета с применением новых программных продуктов от ручной формы.

Возможности применения программных про- ■ дуктов в учебном процессе намного расширились. Можно не только обучать с помощью бухгалтерских программ, деловых электронных игр, но и проводить электронное тестирование для текущего и итогового контроля, контроля остаточных знаний, а также проводить электронные экзамены, главной целью которых является повышение объективности аттестации студентов и качества оценки полученных ими теоретических и практических навыков в ходе изучаемых курсов. Развитие сети информационных технологий и компьютерныхтелекоммуникаций оказывает огромное влияние наразвитие и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Применение ДОТ позволяет осваивать основные и дополнительные образовательные, в том числе профессиональные программы не только

*

в стенах учебного заведения, но и за его пределами: по месту жительства, в командировке, на рабочем месте. При такой форме могут осваивать программы студенты отдаленных районов, участвовать в видеоконференциях, слушать видеолекции, в режиме оп-Нпе-видео-конференции могут обсудить с преподавателем любые интересующие вопросы, а также сдавать экзамены, зачеты, защищать курсовые, контрольные, выпускные квалификационные работы. Дистанционное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным ведением учебного процесса: оно не регламентировано временем и пространством, предоставляет возможность свободы выбора самого характера и изучения материала, позволяет варьировать свою подготовку по времени суток, последовательности его изучения и т.д.

Опыт работы свидетельствует о том, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс, включая программу «1С: Бухгалтерия», дает следующие результаты:

■ позволяет применять разнообразные методы обучения, в том числе метод программированного обучения;

■ обеспечивает высокую мотивацию студентов в процессе обучения, особенно основных специальных экономических дисциплин;

■ делает обучение деятельным, самостоятельным;

■ вырабатывает навыки и умения работы с электронными источниками информации;

■ использовать формы дистанционных образовательных технологий;

■ позволяет за учебное занятие изучить большой объем материала;

■ предоставляет дополнительные возможности выполнения будущими специалистами аналитических отчетов, документации; повышает качество подготовки специалистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

позволяет совершенствовать методику преподавания специальных экономическихдисциплин.

Список литературы

1. Аручиди Н.А., Веретенникова Е.Г., Нелъзи-наО. /".Компьютер в работе бухгалтера // Издательство ИКЦ «МарТ», 2004.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» // Министерство образования и науки РФ, 2007.

3. ГартвичА. В. 1С: Бухгалтерия 8 какналадони. М. : ООО «1С-Паблишинг», 2008.

4. ПъянковаЛМ. Использование компьютерных технологий в изучении дисциплины «Бухгалтерский учет», 2007.

* *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.