Научная статья на тему 'Подготовка руководителей промышленных предприятий в аспекте экономической безопасности региона'

Подготовка руководителей промышленных предприятий в аспекте экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кораблева Анна Александровна

В статье рассмотрены проблемы, негативно влияющие на качество обучения руководителей среднего и высшего звена для промышленных предпринимательских структур, и как следствие – на экономическую безопасность региона. Предложены пути повышения качества образования с помощью моделирования бизнес-процессов предприятия и вовлечения студентов в деловую игру, основанную на продвижении студентов по виртуальной карьерной лестнице до должности директора компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка руководителей промышленных предприятий в аспекте экономической безопасности региона»

11. Гончаров, С. 3. Креативность совершенства в воспитании духовности личности / С. 3. Гончаров // Вестник УМО по проф.- пед. обр. - 2004. - № 1. - С. 79 - 82.

12. Калачевский, Б. А. Менеджмент образования в приоритетах качества /Б. А. Калачевский, Т. Б. Дороболюк, А. В. Носов. - Омск: Изд. СибАДИ, 2004. - 247 с.

13. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. - Укатерин-бург: Наука. Ур. отд.-ние, 1998. - 312 с.

14. Загвязинский, В. И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе / В. И. Загвязинский // Образование и наука: Известия УНОЦ РАО. - 1999. - № 1. - С. 32-40.

15. Осипова, И. В. Проблемы понимания сущности творчества в деятельности педагога профессионального обучения / И. В.Осипова, Ю. В. Осколков // Вестник УМО проф.- пед. обр. - 2004 - № 1 (35). - С. 66 - 78.

16. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М.: Педагогика.

- 1981. - 120 с.

17. Мошкова, И. Н. Психология производственного обучения: Метод. пособие / И. Н. Мошкова, С. Л. Малов. - М.: Высшая школа. - 1990. - 207 с.

18. Головченко, О. П. Актуализация физической культуры личности студента / О. П. Головченко. - Мат. Всероссийской конф. «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития», 23.03.2007 г. - Челябинск: УрГУФК, ЧГ НОЦ УрО РАО, 2007. - С. 71 - 75.

19. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека. Уч-к для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.

20. Аршавский, И. А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей

дошкольного и школьного возраста / И.А. Аршавский. - М.: Физиология человека, 1991. - Т. 17, № 5.

- с. 5 - 16.

21. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 206 с

22. Езерский, В. В. Принцип адекватного воздействия как методологическое обращение принципа адекватной конструкции организма //Вопросы биомеханики физических упражнений / В. В. Езерский. - Омск: ОГИФК, 1983. - С. 12 - 21.

23. Никитина, Е. Ю. Теоретико-

методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: Монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.

24.Трунин, В. В. Повышение образованности студентов по здоровому образу жизни и оздоровительной физической культуре / В. В. Трунин [и др.] // Физическая культура как вид культуры: межвуз. сб. научн. тр. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - С. 66 - 71.

MODELING OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS TECHNICAL AND HUMANITARIAN INSTITUTIONS

O. P. Golovchenko

Logical sequence is the formation of specific health student contingent methods of physical culture.

Головченко Олег Петрович - кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», E - mail: petrovich37@mail.ru

УДК: 378.4 + 338.012

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

А. А. Кораблева

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, негативно влияющие на качество обучения руководителей среднего и высшего звена для промышленных предпринимательских структур, и как следствие - на экономическую безопасность региона. Предложены пути повышения качества образования с помощью моделирования бизнес-процессов предприятия и вовлечения студентов в деловую игру, основанную на продвижении студентов по виртуальной карьерной лестнице до должности директора компании.

Ключевые слова: высшее образование, промышленность, бизнес-процессы, деловая игра, экономическая безопасность региона.

Введение

Промышленность - важнейшая отрасль народного хозяйства, которая оказывает решающее воздействие на уровень развития производительных сил общества. Она обеспечивает все другие отрасли орудиями труда и новыми материалами, служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Обрабатывающие производства традиционно являются «точкой роста» экономики Омской области. Наибольшее значение для региона имеет отрасль нефтехимии, аэрокосмическое направление, машиностроение и приборостроение, агропромышленный комплекс. Исходя из имеющейся структуры экономики Омской области, становится наглядной актуальность задачи обеспечения экономической безопасности региона через повышение эффективности указанных отраслей.

Под экономической безопасностью региона Т. В. Ускова и И. А. Кондаков предлагают понимать совокупность условий и факторов, характеризующих [1, с. 39]:

1) стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики региона;

2) способность региональных органов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты интересов хозяйствующих субъектов, поддержания социальноэкономической стабильности территориального сообщества;

3) степень независимости и интеграции экономики региона с экономикой страны.

Очевидно, что ключевым фактором в этом процессе являются знания, умения и навыки работников предприятий и организаций. Подготовка высококвалифицированного управленческого персонала в сфере промышленности является задачей, не теряющей своей актуальности на протяжении многих десятилетий.

В настоящее время к высшему образованию предъявляется множество вполне обоснованных претензий, и различные исследователи активно предлагают пути решения этих проблем [2, 3]. Основная из них заключается в том, что выпускники вузов зачастую не только не обладают практическими навыками, но не в состоянии самостоятельно и грамотно применить теоретический материал по свой специальности [4, с. 8]. Преодолению этой проблемы и посвящена данная статья. Предлагаемый подход можно считать альтернативным существующему подходу к обучению студентов.

Новый подход к подготовке руководителей предприятий

Как отмечают В. А. Трайнев, С. С. Мкртчан и А. Я. Савельев, качество образования с большим трудом поддаётся количественным измерениям и в основном подразумевает его соответствие государственным стандартам, аттестационным и аккредитационным требованиям [5, с. 106]. Экономист-менеджер должен уметь выполнять следующие задачи [6, с. 59].

1) Организационно-управленческие:

- разрабатывать организационно-

управленческие структуры предприятия, положения о подразделениях, должностные инструкции;

- проектировать трудовые процессы и рассчитывать нормы труда;

- составлять оперативно-

производственный план, организовывать оперативный контроль за ходом производства;

- разрабатывать прогрессивные плановые технико-экономические нормативы материальных и трудовых затрат и др.

2) Проектно-экономические:

- разрабатывать бизнес-планы конкретных проектов (создание и реорганизация предприятия, освоение производства новой продукции или видов деятельности, технического перевооружения или реконструкции отдельных производств);

- определять доходы и расходы предприятия;

- разрабатывать цены на продукцию предприятия и т.д.

3) Финансово-экономические:

- разрабатывать финансовый план производства и прогнозы поступления денежных средств;

- осуществлять финансовый анализ;

- контролировать управление оборотными средствами и др.

4) Аналитические:

- проводить анализ финансовохозяйственной деятельности предприятия различных организационно-правовых форм;

- проводить диагностику производственноэкономического потенциала предприятия и т.д.

5) Предпринимательские:

- создавать предприятие и организовывать его деятельность;

- определять конкурентоспособность предприятия;

- разрабатывать программы его развития и т.д.

На этом перечень не заканчивается, но он позволяет сориентироваться в направлении

исследования. Грамотное выполнение указанных задач возможно только при понимании их сути и последствий, к которым они приводят. Для этого недостаточно знать исключительно технологию разработки организационной структуры, технико-экономических нормативов, финансового плана производства и проч.

Профессионал взращивается постепенно. Чтобы изучить деятельность предприятия и достигнуть в этом вопросе высокого уровня понимания, сотрудник должен осуществить

как можно больше горизонтальных перемещений по организационной структуре компании, а не подниматься стремительно вверх по карьерной лестнице (рис. 1). Так он будет понимать практически все области деятельности и проблемы компании на примере собственного опыта и четко представлять, каким именно образом осуществляются взаимосвязи между элементами предприятия и как функционирует вся система в целом. Описанная технология продвижения сотрудника используется в Японии.

Рис. 1. Оптимальный карьерный и профессиональный рост сотрудника

Высшее образование отчасти дает общее представление о работе функциональных подразделений и набор инструментария, которыми они пользуются. Однако в результате такого обучения представление о работе предприятия у студентов является приближённым и крайне дискретным. Для формирования целостного знания необходима детальная информация о том, как осуществляется взаимодействие между подразделениями предприятия на уровне конкретных данных, документов, алгоритмов и регламентов.

Процесс обучения должен как можно точнее моделировать работу сотрудника компании и его поступательный карьерный рост с соответствующим изменением его функциональных обязанностей. Студент должен «вырасти» от уровня исполнителя до менеджера среднего звена, и далее - до уровня директора. Такое обучение можно охарактеризовать термином «деловая игра», при этом в нашем случае данная форма обучения должна превалировать над лекционными занятиями, особенно на первых курсах. Оптимизм в этом отношении подтверждается мнением ряда исследователей о существен-

ном повышении качества обучения при использовании игровых технологий [5, с. 88].

Чтобы сформировать ориентировочный перечень должностей, который должен «пройти» обучающийся, можно ориентироваться на типичную организационную структуру промышленного предприятия. Представление о компании с точки зрения организационной структуры более привычно для отечественных специалистов. Однако организационная структура вторична по отношению к бизнес-системе, поэтому другим вариантом решения указанной задачи будет ориентация на типичные бизнес-процессы предприятия. Именно второй вариант позволяет выйти на упорядоченное виденье деятельности компании как целостного механизма, понимание логики его материальных и информационных потоков. Однако создание укрупнённой бизнес-модели предприятия с учётом поставленной цели является крайне сложной задачей. Для упрощения её решения автор предлагает использовать в большей степени метод индукции. Хотя отправной точкой должна служить все-таки общая, весьма укрупнённая модель, на основании которой следует разработать подробные локальные бизнес-модели подразделе-

ний. В последующем их можно объединить в единую бизнес-модель предприятия по принципу индукции.

Обязательно повторение пройденного материала на новом уровне понимания. Студент, «проработавший» в определённых отделах предприятия на первых курсах в качестве исполнителя, должен снова вернуться в эти «подразделения», но уже в роли старшего специалиста, затем - в качестве руководите-

ля, начальника отдела (рис. 2). Последние курсы обучения предполагают «работу» в должности заместителей директора и директора предприятия. На последнем этапе студенты должны освоить технологию трансформации деятельности предприятия, т.е. проектный подход, что порой является не менее сложным процессом, чем создание предприятия с нуля.

Бизнес-модель предприятия

Этап обучения

Уровень знаний

Дисциплины

<

Исполнитель. Выполнение

г 1 курс теКущей работы подразделения Изучение типичных проблем.

2 курс Начальник бюро Анализ работы подразделения.

3 курс

4 курс

5 курс

Начальник отдела Планирование деятельности подразделения.

Зам. директора Анализ, планирование и организация деятельности направления

Директор Управление деятельностью предприятия и проектами. Оптимизация и реинжи ни ри нг бизнес-процессов. Создание нового предприятия

Рис. 2. Принцип обучения на основе бизнес-модели предприятия

Например, на уровне исполнителя в качестве кладовщика студент должен освоить процесс:

- приёмки материалов и комплектующих на склад;

- выставления претензий поставщику;

- приёмки остатков материалов на склад (из цеха);

- приёмки готовой продукции на склад;

- выдачи материалов и комплектующих в производство;

- выдачи готовых конструкций со склада готовой продукции;

- учёт движения материалов и комплектующих.

При этом студенту необходимо освоить заполнение соответствующих документов, регламентирующих положений, работу с информационными системами по складскому учету. Также следует обратить внимание на возможные существенные ошибки и проблемы, которые могут возникнуть при ведении учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ), например, возникновение «двойников» ТМЦ. При этом, по мнению автора, важно использовать приёмы деловой игры - студенты должны не только теоретически изучить биз-

нес-процессы, но и в режиме деловой игры взаимодействовать друг с другом в рамках своего и иных «подразделений»: получать, заполнять и передавать документацию, размещать ТМЦ на «складе», вести учет ТМЦ в специализированных программах.

Основа бизнес-процесса приёмки материалов на склад представлена на рис. 3 [7]. На нём не отражены регламентирующие положения, например, по бухгалтерскому учёту, на основании которых осуществляется данный бизнес-процесс и используются конкретные формы документов.

В качестве менеджера по закупкам или сбыту, в роли руководителя отдела снабжения студент может освоить процесс управления закупкой производственных материалов.

Одновременно на предприятии решаются различные задачи, которые укрупнено можно представить следующим перечнем:

- обеспечение жизнеспособности текущего производства и бизнес-системы в целом;

- подготовка и ввод новых видов продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оптимизация текущей деятельности предприятия.

Руководитель

отдела

снабжения

Кладовщик

склада

Кладовщик

склада

Кладовщик

склада

Кладовщик

склада

Кладовщик

склада

Кладовщик склада Грузчик отдела снабжения

Кладовщик

склада

Кладовщик

склада

Кладовщик

склада

С

Приёмка материалов на склад

Сообщение о поставках Передача сопроводительной документации на партию материалов для обеспечения производства кладовщику

Подготовка мест хранения материалов на складе

Приемка материалов, необходимых для обеспечения производства на склад (по количеству)

Количество материалов не соответствует указанному в сопроводительной документации

Количество материалов соответствует указанному в сопроводительной документации

Оформление приходных документов на принятые материалы

Выписка сопроводительных бирок или ярлыков, установка маяков и маркировок на закупленные материалы

Маркировочні

документы

Маркировка партии закупленных материалов сопроводительными бирками, ярлыками, установка маяков и маркировочных табличек

Занесение партии материалов в карточки складского учёта в информационную систему

С Записи по /' складскому учёту ( в программе \

Снятие копий с сопроводительной документацией на закупленную и принятую на склад партию материалов и передача её в бухгалтерию

С

Выдача материалов для обеспечения производства со склада

D

Рис. 3. Бизнес-процесс «Приёмка материалов на склад»

Первая задача является самой простой, кроме того, именно текущую деятельность можно описать с помощью бизнес-процессов, что предлагается использовать на первых годах обучения для отработки деятельности исполнителей. На старших курсах, когда студенты будут изучать работу менеджеров высшего звена, больший упор предлагается делать на изучение инструментария анализа, планирования, технологии управления людьми, производственными процессами и т.д. Следует подчеркнуть, что это станет возможным только после того, как студент будет ориентироваться в бизнес-процессах предприятия, будет понимать взаимосвязи между подразделениями на уровне конкретных данных и алгоритмов.

Чтобы данная система соответствовала имеющимся реалиям, предлагается использовать утверждённые Министерством образования и науки требования к выпускникам вузов. Но при этом необходимо распределить требуемые результаты (знания, умения) по соответствующим уровням и годам обучения.

Итак, бизнес-модель предприятия должна стать основной всего процесса обучения. Создать такую модель на высококвалифицированном уровне в состоянии, пожалуй, только IT-компании, специализирующиеся на внедрении ERP и MES-систем. ERP-системы (Enterprise Recourse Planning) означают планирование ресурсов предприятия. В них

включается все, что необходимо для получения ресурсов, изготовления продукции, её транспортировки и расчетов по заказам клиентов. Эти системы ориентированы на работу с финансовой информацией, обеспечивают управление ресурсами в масштабе предприятия в целом, долгосрочное планирование и стратегическое управление в масштабе года, квартала, месяца. Функцию оперативного управления берут на себя MES-системы (Manufacturing Execution Systems - производственные исполнительные системы), которые используют технологические данные. Для выбора IT-компании с целью сотрудничества в этом направлении необходимо ориентироваться на её специализацию в конкретной отрасли и опыт работы.

Особое значение в процессе обучения имеет погружение в соответствующую деловую, производственную атмосферу. Так, вместо привычной нумерации кабинетов, автор предлагает использовать названия подразделений предприятия: конструкторский отдел, планово-диспетчерский отдел (ПДО), планово-экономический отдел (ПЭО), финансовый отдел и проч. При оформлении аудиторий, коридоров могут использоваться изображения цехов и производственных процессов.

На занятиях со студентами предлагается использовать обучающие фильмы. Например, при изучении логистики, складского хозяйства, студенты должны просмотреть обучающие

фильмы о деятельности соответствующих подразделений. Это необходимо для повышения наглядности воспринимаемого материала. Для создания обучающих фильмов возникнет необходимость сотрудничества вуза с конкретными предприятиями, т.к. эта работа подразумевает интервьюирование специалистов, руководителей, демонстрацию деятельности персонала предприятия в цехах.

Заключение

Итак, качество обучения будущих руководителей промышленных предприятий влияет на экономическую безопасность региона. Для Омской области этот вопрос имеет большое значение, учитывая особенности структуры её экономики.

В данной статье был предложен принцип подготовки руководителей промышленных предприятий в вузах. Он заключается в изучении типовых бизнес-процессов компании и продвижении студента по виртуальной карьерной лестнице в режиме деловой игры. С большой долей уверенности можно утверждать, что такой подход позволит студентам получить гораздо более реальное представление о деятельности предприятия, чем по используемым в настоящее время программам обучения, формирующим дискретные знания об управлении хозяйствующим субъектом. При этом на первых курсах предлагается в основном ориентироваться на бизнес-процессы, т.к. они описывают текущую деятельность компании, поддержание которой является задачей исполнительского уровня. На старших курсах следует уделять больше внимания методикам анализа, планирования, трансформации действующей системы, что соответствует уровню менеджеров высшего звена.

Для реализации представленной идеи можно ориентироваться на шаблоны бизнес-процессов, размещённые в свободном доступе. Однако для повышения качества обучения по предложенной методике, необходимо сотрудничество вузов с 1Т-компаниями и отраслевыми предприятиями, что позволит применять в обучении модели реальных действующих бизнес-структур и видео материалы, готовить персонал для конкретных предприятий, и открывает новые пути взаимодействия между высшими учебными заведениями и субъектами хозяйствования.

Библиографический список

1. Ускова Т. В., Кондаков И. А. Угрозы экономической безопасности региона и пути их преодоления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №2 (14). - С. 37-50

2. Иванова И. В. Развитие профессиональных качеств специалистов посредством форм организации учебной деятельности // Вестник СибАДИ. -2012. - Выпуск 5 (27). - С. 164-168

3. Цупикова Е. В. Особенности организации дидактического материала в целях развития логического мышления и памяти студентов в процессе работы с текстовой информацией // Вестник СибАДИ. - 2012. - Выпуск 4 (26). - С. 161-164

4. Современный рынок труда и система образования: проблемы взаимодействия: Монография. -Пермь: Пермский государственный университет, Прикамский социальный институт, 2008. - 208 с.

5. Трайнев В. А., Мкртчан С. С., Савельев А. Я. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс. Обобщение отечественной и зарубежной практики. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 392 с.

6. Ёлкин С. Е., Калинина Н. М., Чижак В. П. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов: Монография. - Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 257 с.

7. Шаблоны бизнес-процессов // FOX Manager. Управление бизнес-процессами: [сайт]. - URL: http://www.fox-

manager.com.ua/processes/Logistics/logistics2.png (дата обращения 15.01.2013)

THE EDUCATION OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES MANAGERS TO IMPROVE THE ECONOMIC SECURITY OF THE REGION

A. A. Korableva

The article deals with the problems which negatively affect the quality of training middle and senior managers for the industrial business structures, and as a consequence - to the economic security of the region. The ways to improve the quality of education by modeling business processes and the involvement of students in a business game are suggested. It is based on student’s advancement to the company director post by virtual career ladder.

Кораблева Анна Александровна - к.э.н., научный сотрудник Федерального государственного бюджетное учреждение науки Омский научный центра Сибирского отделения Российской академии наук. Основное направление научных исследований: разработка подходов и механизмов повышения экономической безопасности Омской области. Общее количество публикаций: 33.E-mail: anna412@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.