Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ И ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ'

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ И ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСКУССИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / МОТИВИРОВАННОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянов Андрей Юрьевич

В данной статье рассмотрены основные особенности проведения деловых на уроках права. Отмечено, что данный метод в своей основе включает в себя интерактивные и дискуссионные компоненты. Представлены основные задачи организации деловой игры. Выделены основные отличия игровых технологий от других методов. Показаны основные педагогические возможности деловой игры. Перечислены основные виды деловых игр по праву. Раскрыты содержательные аспекты деловых игр в образовательной практике учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS AN INTERACTIVE AND DEBATABLE METHOD OF TEACHING LAW

This article discusses the main features of conducting business in law lessons. It is noted that this method basically includes interactive and discussion components. The main tasks of organizing a business game are presented. The main differences between gaming technologies and other methods are highlighted. The main pedagogical possibilities of the business game are shown. The main types of business games in law are listed. The content aspects of business games in the educational practice of teachers are revealed.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ И ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_8_21 УДК-001.8

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ И ДИСКУССИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ1

BUSINESS GAME AS AN INTERACTIVE AND A DEBATABLE METHOD OF TEACHING LAW

КУПРИЯНОВ Андрей Юрьевич,

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Студенческая, 11А. Е-mail: kupriandr@yandex.ru;

KUPRIYANOV Andrey,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Law and Philosophy FSBEI HE "Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evsevyev". 430007, Republic of Mordovia, Saransk, Studentskaya str., 11A. E-mail: kupriandr@yandex.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассмотрены основные особенности проведения деловых на уроках права. Отмечено, что данный метод в своей основе включает в себя интерактивные и дискуссионные компоненты. Представлены основные задачи организации деловой игры. Выделены основные отличия игровых технологий от других методов. Показаны основные педагогические возможности деловой игры. Перечислены основные виды деловых игр по праву. Раскрыты содержательные аспекты деловых игр в образовательной практике учителей.

Abstract: This article discusses the main features of conducting business in law lessons. It is noted that this method basically includes interactive and discussion components. The main tasks of organizing a business game are presented. The main differences between gaming technologies and other methods are highlighted. The main pedagogical possibilities of the business game are shown. The main types of business games in law are listed. The content aspects of business games in the educational practice of teachers are revealed.

Ключевые слова: метод, интерактивное обучение, дискуссия, деловая игра, мотивированность, деятельностный подход, креативное мышление, правовое обучение

Keywords: method, interactive learning, discussion, business game, motivation, activity approach, creative thinking, legal training.

Для цитирования: Куприянов А.Ю. Деловая игра как интерактивный и дискуссионный метод обучения праву // Право и государство: теория и практика. 2022. № 8(212). С. 21-24. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_21.

For citation: Kupriyanov A. Yu. Business game as an interactive and a debatable method of teaching law // Law and state: theory and practice. 2022. No. 8(212). pp. 21-24. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_8_21.

Статья поступила в редакцию: 01.06.2022

Современный этап развития образования требует использования инновационных методов обучения. Данная необходимость связана с потребностью общества в воспитании и обучении граждан с развитым критическим мышлением, умеющих высказывать свое мнение аудитории, аргументировать его, вести дискуссию, дебаты.

«Перед каждым учителям стоит вопрос, как же сделать так, чтобы вызвать интерес учащихся на уроке, вовлечь всех в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного? Как с помощью предмета «право» развить личность ученика, его творческое мышление, научить делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения?» [3, с. 8].

Особое место в правовом обучении приобретает использование дискуссионных и интерактивных методов. Необходимо отметить, что именно в деловой игре мы наиболее полно видим реализацию данных методов.

Как показывает практика, проблема данного обучения состоит в том, что не каждый учитель сможет применить данные методы, по причине отсутствия системы организации данной работы. Можно выделить некоторые правила проведения интерактивного занятия и дискуссии. Первое правило, это постараться задействовать максимальное количество учеников, желательно всех. Второе правило, психолого-педагогическая подготовка учащихся, предоставить возможности для самореализации. Третье правило, помещение подготавливается с возможностями свободного передвижения по классу (с учётом варианта проведения занятия). Четвертое правило требует твёрдого закрепления правил интерактива. Пятое правило, это деление класса на определённые группы. Данное деление желательно осуществлять добровольно. Применения технологии интерактивного обучения позволяет добиться положительных результатов обучения, в т.ч. мотивированность, выработка умений работы в группах. Здесь ученик полноценно чувствует себя участников учебного процесса.

Среди вариантов интерактивного занятия необходимо выделить учебную дискуссию, как один из способов обсуждения актуальных и спорных вопросов современной действительности. В правовом обучение достаточно много таких вопросов, поэтому применяется дискуссия достаточно часто. Существует несколько условий проведения дискуссии:

- подготовленность учащихся к дискуссии, информированность, свободное владение информацией;

- поведение учащихся, не допускать высказывания, затрагивающие личность оппонента;

1 Статья написана в рамках сетевого гранта «Особенности использования дискуссионных методов и дебатов в правовом образовании» с Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» (руководитель - А. Ю. Куприянов).

- установление регламента выступления учащихся;

- в дискуссии должны участвовать все учащиеся;

- обучение учащихся правильно вести дискуссию.

Что касается правил дискуссии, то они должны быть установлены заранее, чтобы предотвратить бессмысленные выкрикивания учащихся.

Как и любой другой метод, дискуссия имеет свои этапы:

1 этап - это подготовка как учителя, так и учащихся к дискуссии. То есть выбирается тема, ставятся цели и формируется содержание учебного материала. Темы выбираются те, которые имеют проблемный характер и содержать противоречивые точки зрения. Тема разбивается на вопросы, которые сообщают учащимся.

2 этап - проведение дискуссии. Учитель объявляет тему. Объявляя тему дискуссии, учитель может записать тему и важнейшие ее аспекты на доске. Рекомендуется записывать тему в виде вопроса или утверждения, которые подразумевают множество ответов. Озвучивается регламент дискуссии, правила.

Далее начинается само обсуждение вопроса или проблемы, участники обмениваются мнениями. Цель - собрать как можно больше ответов, мнений, предложений.

Учитель выступает в роли ведущего и следит за соблюдением регламента и правил, не допускает отклонения от темы, следит за тем, чтобы дискуссия не переросла в конфликт.

3 этап - это подведение итогов. На данном этапе принимается групповое решение. Совместно оценивается эффективность дискуссии и были ли достигнуты цели дискуссии [5, с. 48].

Так же, чтобы дискуссия была интересной, она должна быть актуальна. Дискуссия способствует развитию личности учащегося, в ней, как бы обобщаются ранее полученные знания и умения.

Правильно подготовленная, выстроенная и правильно проведенная дискуссия, дает плодотворные результаты. Объединяются ранее полученные и вновь приобретенные умения и навыки, формируется гражданская позиция учащихся, толерантность, а также умение высказывать свою позицию.

К интерактивным и дискуссионным методам обучения праву относятся игровые технологии. Среди достоинств игры является то, позволяет научиться работать в группе, совместно готовить, выдвигать, предлагать и принимать решения, учитывая мнение каждого участника игры; научиться правильно ориентироваться в различных смоделированных ситуациях, сконцентрировать свое внимание на основных аспектах выявленной проблемы.

Деловая игра - это форма активного обучения, направленная на моделирование профессиональной ситуации максимально близкой к реальности, которая позволяет решать новые актуальные вопросы, профессиональные проблемы и задачи, максимально воссоздавая и моделируя реальный процесс профессионального взаимодействия. Развивает креативное, творческое мышление, для анализа конкретных, специфических для определенной деятельности ситуаций. Деловая игра ориентирована на моделирование различных экономических, политических, педагогических ситуаций, а также так же подвергать их анализу.

Деловая игра - это не просто имитационный метод активного обучения, а еще и в первую очередь коллективный метод. В процессе игры все решения принимаются коллективно, общее мнение формируется также при защите мнения собственной группы. Деловая игра включает в себя целый комплекс методов обучения.

Задачами организации деловой игры на уроках права являются:

1. Способствовать развитию у обучающихся стремлению изучать материал.

2. Помогать обучающимся развивать кругозор.

3. Развивать творческое и креативное мышление.

4. Способствовать применению полученных знаний, умений и навыков на уроке, применять их на практике, накапливать опыт.

5. Воспитывать в старшекласснике нравственную культуру, взгляды и социальные убеждения.

6. Способствовать стремлению старшеклассников к саморазвитию.

Сущность деловой игры и главные отличия от других, традиционных методов обучения заключаются в следующем:

1. Модель максимально приближена к реальной профессиональной деятельности, что позволяет более эффективно находить пути решения поставленных задач.

2. В результате деловой игры происходит не традиционное запоминание и изучение информации, а используется деятельностный подход к изучению того или иного вопроса.

Игровое обучение отличается от других учебных методов следующими особенностями:

- наличие групп школьников, которые противостоят друг другу и имеют разные точки зрения в игре;

- динамизм и непрерывное изменение ситуации под влиянием решения, которые принимают обучающиеся;

- личное участие подростков в анализе-исследовании вероятных последствий принимаемых решений на управляемый ими процесс

Организационно-развивающие игры представляют собой сложную совокупность интеллектуальных и социальных взаимодействий как

внутри рабочей группы, так и между участниками различных групп. Такие игровые процессы и конфликты зависят от различных социально-эконо-

мических факторов, психологических явлений, влияние которых необходимо учитывать для того, чтобы успешно управлять ходом игры.

Педагогическими возможностями деловой игры являются следующие:

1. Позволяет экспериментировать, пробовать различные модели, стратегии, разные пути решения проблемы, для максимально эффективного продолжения деятельности.

2. Позволяет значительно сократить время для накопление необходимого, профессионального опыта.

3. Позволяет формировать полное представление о профессиональной деятельности.

4. Знания усваиваются опытным путем, накапливается социальный опыт, профессиональный, позволяет разбирать различные ошибки деятельности до реального участия в ситуации.

5. Служит накоплению управленческого опыта, максимально приближенного к реальности. Более интенсивно побуждает участников к поставленной цели.

6. Элементы риска, при условии недостаточного количества информации, позволяют обучающимся накапливать опыт без ущерба для реального производства. Такой опыт позволяет с минимальными потерями принимать максимально эффективные решения.

7. Организация деловой игры позволяет участникам развивать соответствующие культурные нормы, которые имеют важное и основополагающее значение для передачи и ассимиляции обучающимися необходимого опыта, необходимыми знаниями и навыками.

8. Подросток принимает участие в организации и проектировании игры, что развивает его организационные навыки.

9. В процессе игры обучающемуся, чтобы действительно получить новые навыки и качества, которые ему нужны в дальнейшем в его жизни, необходимо поставить себя в ситуацию, которая правдоподобно и полностью имитирует определенную действительность.

10. В условиях игрового моделирования обучающийся может выполнять некоторые самостоятельные действия, но они не станут приобретенным знанием до тех пор, пока обучающиеся не построят связь между ними. Пока они не проанализируют последовательные действия, пока они не найдут ответ на вопрос: что я сделал, почему я это сделал? Почему это, а не иначе?

11. Еще одним, немаловажным значением деловых игр является научное исследование, игра выступает как важнейший научный инструмент.

Таким образом, необходимо составить понятную для обучающихся схему о том, что мы делаем в игре, учитывая возможные подобные ситуации и исход, возможность использовать полученный опыт в реальной жизни. Очень важно донести это до учеников, объяснить, что все что мы делаем пригодится им в будущем в реальной жизни. Важно также отметить, что ученик, имитирует свою собственную деятельность, является объектом собственного воздействия, начинает сознательно изменять, улучшать или перестраивать возможные варианты своей будущей деятельности

В этом смысле мы связываем достижение цели развития учащихся в игре с процессом их саморазвития и самоизменения, которое они впитывают. Таким образом, при построении структурно-логической схемы проведения развивающих игр необходимо:

1) определить цели и этапы, границы деятельности;

2) структурировать деятельность;

3) определить объект деятельности;

4) использовать самоанализ;

5) учитывать творческую составляющую.

Границы деятельности определяют цель, задачи, формы и средства действия. Структурирование деятельность состоит от его схематизации. Объективация собственной деятельности предполагает формирование практических умений в той или иной области. Самоанализ позволяет сделать выводы для применения полученного опыта в реальной жизни. Творческая составляющая несет конечную функциональную нагрузку в процессе обучения.

Поэтому, использование деловой игры в процессе обучения, предполагает соблюдение следующих правил:

- формулировать конечную цель;

- определить роли участников и провести предварительный инструктаж;

- определить лидера группы;

- после игры важно провести анализ и сделать выводы, которые касаются цели, поставленной перед игрой.

На современном этапе существует огромное количество видов деловых игр. Это могут быть учебные, исследовательские, аттестационные, управленческие и другие игры.

Учебные могут подразделяться:

1. По длительности проведения (то есть ограниченные по времени и неограниченные, а также могут быть проходящие в определенное

время).

2. По результату деятельности (с определенными правилами, с заранее уже известным результатом, свободные, открытые деловые игры, без правильного варианта ответа, без определенных правил.В таких играх проявляется творческое начало обучающихся, они сами создают правила и работают над поиском решений для поставленных задач).

3. По оценке деятельности, (балльная оценка или отсутствует).

4. По цели (поисковые, направленные на поиск путей решения проблемы; обучающие, на получение новых знаний и закрепления уже

изученного материала; констатирующие, направленные на демонстрацию отточенных знаний, соревнования).

5. По методам проведения:

- ролевые игры. Участники игры распределяют между собой определенные социальные роли, выполняют соответствующие задания в соответствии с конечной целью;

- групповые виды дискуссии. Участники получают различные задания, индивидуальные. И в виде дискуссий должны отстаивать свои мнения. Где существуют определенные правила, которые способствуют развитию групповой формы взаимодействия;

- организационный деловые игры. Игры организационного характера, где нет определенных правил игры, нет правильных вариантов ответа. Они направлены на эффективное решение междисциплинарных вопросов и проблем.

- иммитационные. Участники таких игр могут накопить определенный профессиональный опыт, получить представление о разных видах деятельности, восстановить максимально реальную ситуацию и углубиться в определенную проблему до возникновения ее в реальной жизни;

- инновационные. Позволяют сформировать креативное, творческое мышление у участников взаимодействия. Дают возможность по-другому посмотреть на проблему и предложить инновационные, необычные пути решения;

- по виду коммуникационного взаимодействия. Использование письменной, а может быть устной речи, формальной /не формальной, групповой, вербальной / невербальной .

Реализацию требований ФГОС на уроках права возможно осуществлять путем включения к практику интерактивных методов обучения. Среди которых, особое место занимает игра. Когда дети играют, они забывают о бальной системе и оценке своих знаний. Они чувствуют себя свободными и раскрепощенными, а учитель продолжает выполнять контрольные и оценочные функции игры.

На уроках права обучающиеся получают развитие и накапливают знания, навыки и опыт и в других сферах общественной жизни. Во время игры ребенок бессознательно овладевает учебным материалом. Активные методы повышают индивидуальную ответственность и уровень знаний каждого обучающегося.

Современная методика обучению праву ориентирована на сочетание разных методов, форм и средств обучения, что позволяет решить задачи учебно-воспитательных программ, учитывая основные задачи обучения - получения и закрепления знаний, умений и развития навыков.

На современном уроке обучающиеся находятся в центре всего взаимодействия с учителем, в центре образовательной программы. Теперь только от него зависит интеллектуальное развитие и уровень успеваемости, от его желания и умения выстраивать свою программу саморазвития. Приоритеты в образовании качественно изменились. Сегодня его главная цель - развитие творческой личности школьника.

Игра - это всегда ряд определенных учебных заданий. На урокеправа в игре обучающиеся попадают в определенную ситуацию, которая позволяет им критически мыслить, оценивать свои знания, умения, нарабатывать навыки и опыт. Обучающиеся сами учатся выстраивать свои знания в систему и делать выводы, находить пути решения проблем, благодаря непосредственно своему участию в игровой ситуации.

На современном этапе актуализировалась проблема применения игровых методов обучения. Появилась необходимость усовершенствовать методы педагогико-психологического воздействия на еще только формирующуюся личность ребенка, подростка, с целью развития его самостоятельности, его творческих и коммуникативных способностей. Игра позволяет сделать урок права более интересным, повысить качество обучения, уровень успеваемости. Помогает развить визуальное восприятие знаний, сделать более доступным обучение и повысить активность детей на уроке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной целью деловой игры на уроке права является развитие творческой натуры, индивидуальности старшеклассника, осознание им уникальности своей личности, самого себя. В игре, свобода вариантов выбора развитий, свобода участия, в условиях равных для всех участников, дает огромный толчок к саморазвитию, познанию себя, окружающих, современного мира, различных ситуаций и своих возможностей. Происходит переориентация школьника с обезличенного общественного развития, на личное, социально важное .

Подбирать игры для проведения уроков необходимо так, чтобы они развивали интеллектуальное мышление ребенка, создавали проблемную ситуацию, творческую, требующую размышления, выбора подходящих, наиболее эффективных вариантов решений задач.

Библиогра фия:

1. Арутюнов, Ю.С. Деловая игра / Ю.С. Арутюнов, И. В. Борисов, А. А. Вербицкий // Методика конструирования деловой игры. - М.: Мысль, 1988. - 258 с.

2. Белоусова, А. С. Интерактивные методы правового обучения / А. С. Белоусова // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2017. - № 4. - С. 88-90.

3. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н.Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2017. - № 6. С. 111-114.

4. Ивонина, А. И. Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании / А. И. Ивонина // Право в школе. - 2016. - № 4. - С. 8-9.

5. Камчатнов, Г. А. Деловая игра - интеграция (история -обществознание) «Историческое собеседование» [Электронный ресурс] / Г. А. Камчатнов // Молодой ученый. - 2020. - № 37 (327). - С. 121-123.

6. Морозова, Н. Н. Дискуссионные методы в правовом образовании учащихся / Н. Н. Морозова // Право в школе. - 2010. - № 1. - С. 47-51.

7. Мачехина О.Н. Технология образовательного процесса - ресурс развития школы / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. - 2013. - № 1. С. 5-7.

8. Шишминцева, А. П. Интерактивные технологии в процессе обучения в школе / А. П. Шишминцева, Ю. Н. Суртаева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 8. - С. 97-98.

References:

1. Arutyunov, Yu. S. Business game / Yu. S. Arutyunov, I. V. Borisov, A. A. Verbitsky // The methodology of designing a business game. - M.: Mysl, 1988. - 258 p

2. Belousova, A. S. Interactive methods of legal education / A. S. Belousova // News of the Volgograd State Technical University. - 2017. - No. 4. - pp. 88-90.

3. Vislobokov, N. Yu. Technologies of organization of interactive learning process / N. Yu. Vislobokov // Informatics and education. - 2017. - No. 6. - pp. 111-114.

4. Ivonina, A. I. Interactive methods in civil law education / A. I. Ivonina // Law at school. - 2016. - No. 4. - pp. 8-9.

5. Kamchatnov, G. A. Business game - integration (history -social studies) "Historical interview' [Electronic resource] / G. A. Kamchatnov // Young scientist. - 2020. -№ 37 (327). - P. 121-123.

6. Morozova, N. N. Discussion methods in legal education of students / N. N. Morozova // Law at school. - 2010. - No. 1. - pp. 47-51.

7. Machekhina, O.N. Technology of the educational process - a resource for school development / O.N. Machekhina // Teaching history at school. - 2013. - No.1. S. 5-7.

8. Shishmintseva, A. P. Interactive technologies in the process of learning at school / A. P. Shishmintseva, Yu. N. Surtayeva // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. - 2012. - No. 8. - pp. 97-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.