Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
860
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ДОСТОИНСТВА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА УРОКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зонова Светлана Алексеевна, Гриб Анастасия Анатольевна

В статье рассматриваются методические вопросы использования деловых игр в образовательном процессе. Выделены цели, задачи, достоинства, этапы подготовки и проведения деловой игры.The article deals with the methodological issues of using business games in the educational process. The goals, objectives, advantages, stages of preparation and conduct of a business game are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 37

Педагогические науки

Зонова Светлана Алексеевна, ст. преподаватель каф. теории и методики обучения математике и ИКТ в образовании, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск, Россия Гриб Анастасия Анатольевна, студентка 4 курса, Институт математики и информационных технологий, ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный

университет», г. Петрозаводск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА УРОКАХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: в статье рассматриваются методические вопросы использования деловых игр в образовательном процессе. Выделены цели, задачи, достоинства, этапы подготовки и проведения деловой игры.

Ключевые слова: деловая игра, достоинства деловой игры, активный метод обучения, организация деловой игры на уроке.

Annotation: the article deals with the methodological issues of using business games in the educational process. The goals, objectives, advantages, stages of preparation and conduct of a business game are highlighted.

Keywords: business game, advantages of business game, active teaching method, organization of business game in the lesson.

Введение

Одной из важнейших задач современного образования является формирование активной познавательной деятельности обучающихся. Применение только традиционных методов обучения не может решить эту задачу. Необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения. К таким можно отнести деловую игру, которая позволяет

обучающему погрузиться в реальную жизненную ситуацию некоторой профессиональной деятельности.

Результаты исследования

А.А. Вербицкий дает следующее определение деловой игры: «Деловая игра (ДИ) - это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда» [5]. Таким образом, моделируется профессиональная обстановка, в которой обучающиеся одновременно решают учебные и профессиональные задачи.

Выделим достоинства деловых игр как активного метода обучения [2; 3]:

• рассмотрение конкретной проблемы в условиях значительного сокращения времени (сжатие процесса);

• освоение обучающимися навыков выявления, анализа и решения конкретных профессиональных проблем;

• переход от организации деятельности обучающихся педагогом к самоорганизации деятельности обучающимися;

• работа групповым методом при подготовке и принятии управленческих решений;

• актуализация творческого потенциала личности, формирование таких личностных качеств, как дисциплинированность, ответственность, чувство долга;

• развитие взаимопонимания между участниками деловой игры.

Таким образом, можно определить цели использования деловой игры на

различных уроках [3; 4]:

• формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;

• развитие волевых и лидерских качеств у ученика;

• формирование целостного понимания не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

• передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;

• обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

• воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом

Использование деловой игры позволяет решить следующие задачи:

Образовательные:

• обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденному материалу;

• формирование определенных знаний на основе внедрения каждого ученика в реальный процесс решения определенной проблемы;

• в игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, навыки учащихся.

Развивающие:

• развитие логического мышления;

• усиление мыслительной деятельности учащихся;

• приобретение нужных навыков в сложившейся ситуации, умение быстро решить проблему с наибольшим успехом;

• развитие эмоциональных чувств и качеств учащихся, посредством воспроизведения какой-либо жизненной ситуации в профессиональной деятельности;

• формирование активной творчески мыслящей личности.

Воспитательные:

• воспитание в процессе игры деловой активности и качеств личности, активизация внимания;

• формирование устойчивых интересов к профессии и деятельности посредством смоделированной ситуации;

• воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.

Деловая игра является дидактической игрой, поэтому для нее можно рассматривать структурную схему, предлагаемую Чернилевским Д. В (рис. 1).

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Цель игры Сценарий игры

Конспект ролей и функций игроков Прдает пгру

Правша [[[]]]>[ Содержание противоречий или конфликта

Способ генерирования ссйитий в игре

Система оз^нипаиия Графическая модель и последовательность ролевого взаимодействия участников шры

Характер двуплановОйш

Методическое обеспечение игры

1

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Модель Предмет^ Профессиональной деятельности Модель Процесса Профессиональной деятельности

1

Объект имитации

Рис. 1. Структурная схема дидактической игры Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.

Имитационная модель — это прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

Проведение деловой игры требует достаточно долгой и тщательной подготовки. Важно понимать, что не для любой темы можно и нужно использовать данный метод. Емельянова Т.В. [2] выделяет основные этапы и решаемые на них задачи:

Этап подготовки включает в себя: • Разработка игры:

разработка сценария; план деловой игры; общее описание игры; содержание инструктажа; подготовка материального обеспечения. Ввод в игру:

постановка проблемы, целей; условия, инструктаж; регламент, правила; распределение ролей; формирование групп; консультации. Далее идет этап проведения игры, в который входят:

• Групповая работа под заданием:

• работа с источниками;

• тренинг;

• мозговой штурм;

• Межгрупповая дискуссия:

• выступление групп;

• защита результатов;

• правила дискуссии;

• работа экспертов.

Завершающим является этап анализа и обобщения, включающий в себя:

• Вывод из игры;

• Анализ, рефлексия;

• Оценка, самооценка работы;

• Выводы и обобщения;

• Рекомендации.

Приведем пример разработанного сценария деловой игры на тему «Обработка информации в электронных таблицах» для учащихся 11 класса (урок информатики, УМК Босовой Л.Л.).

Сценарий

Имитационной моделью в данной игре является ситуация, когда начальник строительной компании, в роли которого выступает учитель, просит работников (учеников) разных отделов, подготовить отчеты за прошедшую неделю. Ученики распределяются на группы по отделам.

Проблемная ситуация заключается в том, что некоторые формулы, функции ученикам не известны и им нужно их найти, узнать, как они используются, наглядно продемонстрировать их применение, а потом объяснить, по возможности заменить на другие, более простые. Справку можно получить либо с помощью встроенной библиотеки редактора электронных таблиц или можно воспользоваться интернет-источниками.

Правила, инструктаж:

Ведущий (учитель) распределяет всех участников на несколько групп, каждой группе выдаются задания, после выполнения группы должны будут представить отчеты о проделанной работе начальнику с подробным объяснением.

Распределение учеников по группам:

• отдел продаж;

• отдел закупок;

• финансовый отдел;

• отдел кадров;

• отдел транспортной логистики.

Группам дается индивидуальное задание, участники каждой группы распределяют задание внутри своего отделом самостоятельно. На выполнение заданий отделам выделяется 30 минут, далее на представление выполненной работы предоставляется 5 минут.

Для отдела продаж определено задание заполнить журнал расстояний и отчета о транспортных расходах по перевозкам, журнал кредитной карты. Для отдела закупок аналогичные задания.

Финансовый отдел должен заполнить журнал кредитной карты и журнал расхода бензина от курьерских перевозок.

Отделу кадров нужно будет составить график отпусков работников и заполнить сведения о работе сотрудников (табель).

Для отдела транспортной логистики необходимо заполнить журнал расстояний и отчет о расходах, а также журнал расхода на бензин от курьерских доставок.

В каждой из ЭТ нужно выполнить следующие задания:

• заполнить соответствующие поля данными;

• изучить все формулы, которые применяются в таблице;

• заменить все формулы по возможности на более простые;

• сохранить таблицу и уметь представить по ней устный отчет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выступление групп будет проходить у интерактивной доски, на экран

должны быть выведены таблицы, которые каждый отдел сделал, по этим таблицам должен быть предоставлен полный устный отчет. После представления отчетов начальник (учитель) будет задавать вопросы для каждой группы, например:

• какой формат имеет ячейка;

• объясните механизм работы формулы;

• объясните назначение используемой функции;

• можно ли воспользоваться другой функцией (формулой) и др.

В конце игры учитель подводит итоги, объявляет результаты. Оцениваться каждая группа будет исходя из проделанной работы, представления отчета, умения объяснить формулы и ответить на вопросы.

Таким образом, деловая игра - это активный метод обучения, который требует не только определенных знаний, умений и профессионализма от

преподавателя, но и готовности к участию в игре от самих обучающихся, их компетентных действий.

Библиографический список:

1. Борлукова М.Н. Деловая игра как один из видов игровых технологий. [Электронный ресурс] / М.Н. Борлукова, Н.В. Гроголь. Режим доступа. https://urok.1sept.ru/articles/510870. 18.04.2020.

2. Емельянова Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учебно-методическое пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. - Тольятти: Издательство ТГУ, 2015. Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/handle/123456789/6227. Дата обращения 10.07.2021.

3. Макаренко И.В. Деловая игра как метод активного обучения. Материалы IX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы бизнес-образования», 8-9 апреля 2010 г., Минск.

4. Морозова И.В. Деловая игра на уроке информатики. [Электронный ресурс] И.В. Морозова. Режим доступа. https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2015/12/23/delovaya-igra-na-uroke-informatiki-morozova-i-v. 26.05.2021.

5. Хрестоматия по педагогической психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.