Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ: «КРЕАТИВНОСТЬ – КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ»'

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ: «КРЕАТИВНОСТЬ – КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деловая игра / креативность / педагогический образовательный процесс / профессиональная компетентность / профессиональный уровень. / business game / creativity / pedagogical educational process / professional competence / professional level.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князева Светлана Николаевна

в статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, обновление содержания образования, кадровое развитие. И одним из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования является повышение компетентности, профессионализма и креативности педагогов. В статье даётся пример взаимодействия педагогического коллектива в процессе деловой игры, что, безусловно, повысит творческий потенциал каждого педагога и поможет раскрыться всем участникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME FOR TEACHERS WITH TRAINING ELEMENTS ON THE TOPIC: "CREATIVITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A MODERN DOE TEACHER"

the article analyzes the process of pedagogical educational activities of a preschool institution, updating the content of education, personnel development. And one of the most important conditions for improving the quality of preschool education is increasing the competence, professionalism and creativity of teachers. The article gives an example of the interaction of the teaching staff in the process of a business game, which, of course, will increase the creative potential of each teacher and help all participants to open up.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ: «КРЕАТИВНОСТЬ – КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ»»

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА НА ТЕМУ: «КРЕАТИВНОСТЬ - КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ»

Князева С.Н.

Князева Светлана Николаевна - старший воспитатель первой квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 54, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, обновление содержания образования, кадровое развитие. И одним из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования является повышение компетентности, профессионализма и креативности педагогов. В статье даётся пример взаимодействия педагогического коллектива в процессе деловой игры, что, безусловно, повысит творческий потенциал каждого педагога и поможет раскрыться всем участникам. Ключевые слова: деловая игра, креативность, педагогический образовательный процесс, профессиональная компетентность, профессиональный уровень.

BUSINESS GAME FOR TEACHERS WITH TRAINING ELEMENTS ON THE TOPIC: "CREATIVITY AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE

OF A MODERN DOE TEACHER" Knyazeva S.N.

Knyazeva Svetlana Nikolaevna - Senior educator of the first qualification category, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN № 54, NIZHNY NOVGOROD

Abstract: the article analyzes the process ofpedagogical educational activities of a preschool institution, updating the content of education, personnel development. And one of the most important conditions for improving the quality of preschool education is increasing the competence, professionalism and creativity of teachers. The article gives an example of the interaction of the teaching staff in the process of a business game, which, of course, will increase the creative potential of each teacher and help all participants to open up.

Keywords: business game, creativity, pedagogical educational process, professional competence, professional level.

УДК 37.013.2

Любое обновление педагогического процесса образовательного учреждения требует не только реконструкции содержания образования, но и определенного прогресса в кадровом отношении. Эти линии развиваются параллельно. Неразвивающийся, инфантильный педагог не может, лишь применяя новые программы, технологии, воспитать творческую, созидательную личность. Именно поэтому повышение компетентности, профессионализма воспитателей - одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. И достичь этого можно не только применяя формы индивидуальной работы с педагогами, но и правильно организовав педагогические мероприятия с использованием интересных интерактивных форм.

Вашему вниманию предлагается мероприятие для педагогов ДОУ в нетрадиционной форме с использованием элементов тренинга. Данная форма работы позволяет активизировать педагогов в деятельности, вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

План проведения

Вступительное слово.

Организационный момент- упражнение «Приветствие».

Задание 1 - Запиши качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.

Задание 2- Упражнение «Объявление».

Задание 3 - ТРИЗ - технология.

Задание 4 - «Музыканты» и «Статуи».

Задание 5 - «Изобретатели».

Задание 6 - Упражнение «Мечтай и действуй»

Рефлексия - Упражнение «Я в тебе уверен».

Заключительное слово ведущего.

Сценарий деловой игры

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.

Задачи:

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Ход деловой игры:

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги!

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование или музыка. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей. «Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человеческого существа, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить, креативность свойственна всем индивидам...» (Донсон, 1997 г.) [2].

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности [1].

Сегодня в раках деловой игры с элементами тренинга я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым повысить свой профессиональный уровень.

Организационный момент: (Столы и стулья расставлены по кругу)

Упражнение «Приветствие». Я попрошу всех встать и поприветствовать соседа слева любым приятным словом («Я рада встрече с Вами»; «здравствуйте, коллега» и т.п.), при этом положить руку на плечо соседа.

Задание № 1. Я предлагаю Вам присесть за столы, и, передавая по кругу лист бумаги, зафиксировать на ваш взгляд те качества личности, которые характеризуют ее творчество/креативность.

Пример слов, которые будут написаны:

Осознанность - восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

Оригинальность - гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

Независимость - уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

Энергичность - поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

Артистичность - выразительность, эстетические интересы.

Заинтересованность - широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

Чувство юмора - игривость.

Тяга к сложности - интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность - восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

Интуитивность - проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий [2].

(Совместный анализ качеств и дополнение).

Задание № 2. Для того, чтобы вас знали и ценили ваши профессиональные качества, вы должны уметь себя презентовать.

Упражнение «Объявление». На полу разложены таблички с 5 образовательными областями, Вам нужно встать около той области, в которой Вы больше всего разбираетесь, затем выбрать направление в этой области (педагоги распределяются по карточкам). Теперь возьмите в руки карточку с направлением и перевёрнутый лист рядом (на нём написано «Знаток»). Я попрошу кратко презентовать свой талант, рассказать, чем конкретно, какими знаниями вы сможете поделиться с коллегами в данном направлении.

Обобщение упражнения - Посмотрите, как много знатоков в нашем детском саду! Теперь любой из вас сможет обратиться к знатокам по любым направлениям, ходите к друг другу в гости за советом.

Задание командам № 3. Сейчас я предлагаю вам разделиться на две команды и проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, давайте постараемся ее воспроизвести (технология ТРИЗ-технология решения изобретательских задач).

1. «Свойства - антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: «низкий-высокий». Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.

2. Сейчас вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Левой команде предлагается система «лес», правой команде «река» («Лес» - волк, грибник, деревья, кусты, тропа; «Река» - берег, рыба, рыбак, вода, тина).

Задание командам № 4. Я предлагаю вам превратиться в музыкантов. У двух человек из команды в руках по музыкальному инструменту, остальные напевают мелодию (без слов). Задача противоположной команды отгадать ее и задать другой.

А теперь вам надо превратиться в статуи. Каждая команда по очереди выступает. Задача другой команды отгадать, что или кого изображает статуя.

Задание командам № 5. Следующее задание «Изобретатели» - Вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования левой команде - бумажного стаканчика, правой команде - картонной коробки. (обобщение задания - я надеюсь, прозвучавшие варианты появятся в Ваших группах). Задание № 6. Упражнение «Мечтай и действуй».

Участникам раздаются шаблоны яблока на ленточке. Я попрошу Вас представить яблоко, как символ вашей мечты. Напишите, пожалуйста, в сердцевине яблока свою мечту, а по контуру яблока - действия, которые необходимо совершить к достижению этой мечты.

Давайте повесим наши яблочки на яблоньку, а сами будем стремиться к реализации своей мечты. Рефлексия: Упражнение «Я в тебе уверен». Вам нужно подумать и сказать соседу справа фразу, каждый раз начиная фразу следующими словами: «Я уверена, что ты/Вы...» Например: «Я уверена, что ты поможешь мне, если мне будет нужно», передавая слово друг другу.

Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Дж. Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников [5]. Спасибо, коллеги, за совместный опыт работы!

Список литературы /References

1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие» М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Большой психологический словарь/онлайн. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/ (дата обращения:08.11.2021).

3. Круглова Ю.Г. «Креативная педагогика. Методология, теория, практика». Изд. БИНОМ, 2012.

4. Микляева Н.В. «Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей» Изд. «Айрис пресс». М., 2008.

5. МорозовА.В., ЧернилевскийД.В. «Креативная педагогика и психология». М.: Академический проект, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.