Научная статья на тему 'Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (социологический аспект)'

Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТ / ДЕТСКИЙ ДОМ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / A DELINQUENT / AN ORPHAN ASYLUM / A BOARDING SCHOOL / ADAPTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Таланов Сергей Львович

В статье изучаются бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, которые были привлечены к уголовной ответственности за совершение краж. Предлагаются мероприятия, направленные на их адаптацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Delinquent Behaviour among Former Inmates of Orphan Asylums and Boarding Schools

In this article the author examines former inmates of orphan asylums and boarding schools who were made criminally responsi­ble for theft. The events directed to their adaptation are offered.

Текст научной работы на тему «Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (социологический аспект)»

УДК 316.48

С. Л. Таланов

Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов

(социологический аспект)

В статье изучаются бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов, которые были привлечены к уголовной ответственности за совершение краж. Предлагаются мероприятия, направленные на их адаптацию.

Ключевые слова: делинквент, детский дом, школа-интернат, адаптация, социализация.

S. L. Talanov

Delinquent Behaviour among Former Inmates of Orphan Asylums and Boarding Schools

In this article the author examines former inmates of orphan asylums and boarding schools who were made criminally responsible for theft. The events directed to their adaptation are offered.

Key words: a delinquent, an orphan asylum, a boarding school, adaptation, socialization.

В настоящее время все большее число исследователей склоняются к мысли, что детские дома и школы-интернаты не справляются со своими основными функциями. Их бывшие воспитанники, как правило, не социализированы, значительная часть из них привлекается к уголовной и административной ответственности. Кроме того, около 9-10 % бывших воспитанников детских домов заканчивают свою жизнь самоубийством.

Мы предприняли попытку составить социологический портрет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, поскольку, выявление их потребностей, мотивов, интересов и ценностей способствовало бы исправлению сложившейся ситуации. Ясно, что только патронажные семьи не способны решить проблему адаптации бывших воспитанников детских домов. Необходимо предложить что-то новое, более эффективное. Для решения данной задачи мы провели ряд социологических исследований.

Эмпирическая база исследования

Разностороннему исследованию подлежали следующие объекты:

- совершеннолетние судимые за совершение краж в 2005-2010 гг. (бывшие воспитанники детских домов Ярославской области п=1348);

- совершеннолетние судимые за совершение краж в 2005-2010 гг. (бывшие учащиеся школ-интернатов Ярославской области п=2367).

Изучались, только бывшие воспитанники школ-интернатов

1) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) для «трудных» подростков.

Были изучены уголовные дела, по которым проходили бывшие воспитанники детских домов и школ-интернатов. Из 3281 уголовных дел было отобрано 344, возбужденных по статье 158 «Кража» в период с 2005 по 2010 г. Анализировались и материалы об отказе в возбуждении уголовного дела: из 2367 материалов для исследования было отобрано 732 за период с 2005 по 2010 г.

- позиционные эксперты, в качестве которых выступили сотрудники правоохранительных органов (п=112 в 2008-2009 гг.) [1];

- воспитатели детских домов (п=124).

Кроме того, эмпирическую базу составили результаты вторичного анализа исследований общественного мнения (Фонд «Общественное мнение», «Левада-Центр» и т. д.).

Методика

Основные исследования были проведены в 2009-2010 гг.

В исследовании использовались следующие методы: опрос (индивидуальное прямое анкетирование правонарушителей), наблюдение, внешний и внутренний анализ документов, серия глубинных интервью.

© Таланов С. Л., 2011

Опросы судимых проходили в

- Федеральном бюджетном учреждении Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области;

- УВД Ярославской области;

- УВД г. Рыбинска.

По закону условно осужденные должны регулярно отмечаться в инспекции. Те из них, кто работает или учится, отмечаются раз в месяц. Те, кто не работает и не учится, соответственно, должны отмечаться каждый понедельник. Анкетирование проводилось по понедельникам. Респонденты могли отказаться от опроса. Опрос специально проводился только среди осужденных условно, чтобы избежать давления на респондентов со стороны Администраций колоний и тюрьмы.

Опрашивали бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, которые на момент опроса имели судимость и достигли возраста от 18 до 35 лет.

Количественный анализ данных выполнен с помощью специального пакета программ SPSS 11.0 (Statistical Package for Social Sciences). Графическое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов Microsoft Excel 2007 и Microsoft Word 2007.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими методами, адекватными целям, задачам, объекту и предмету социологического исследования.

Основные выводы

Чтобы представить современный социальный портрет бывших воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, важно выяснить ценностные ориентации, то есть определить, ка-

кие ценности материального и духовного характера выбирали и выбирают для себя данные лица в качестве приоритетных, а какие оказываются второстепенными. Знание ориентаций их предпочтений в отношении выбора важных и значимых жизненных ценностей позволяет понять, на достижение каких задач и удовлетворение каких потребностей направлены их внутренние установки.

Из 100 % судимых бывших воспитанников детских домов 82 % совершили свое первое преступление в 18 лет, 13 % - в 19 лет, 3 % - в 20 лет, 2 % - в 21 год.

Из 100 % судимых бывших учащихся школ-интернатов 67 % совершили свое первое преступление в 18 лет, 17 % - в 19 лет, 11 % - в 20 лет, 4 % - в 21 год, 1 % - в 22 года.

В конце анкеты в «паспортичке» был задан вопрос: «В каком детском доме или школе-интернате вы воспитывались или учились?» Для получения репрезентативной информации нами были сделаны запросы в данные учреждения. Статистические данные оказались не утешительными. Так, по данным, предоставленным детскими домами, оказалось, что у них неоднократно имели место случаи:

- побегов;

- постановки на учет в милицию;

- привлечения к административной ответственности;

- привлечения к уголовной ответственности.

На формирование личности оказывает влияние много каналов социализации. Чтобы выяснить, какие именно каналы социализации оказали решающее воздействие на формирование бывших воспитанников, мы попытались узнать как можно больше об их жизни в детском доме (Табл. 1 и 2).

Таблица 1

Ответы респондентов на вопрос «Что самое памятное было в твоей жизни в детском доме?»*

Ответы респондентов По результатам опроса судимых (n=1348)

Мужчины (n=1170) Женщины (n=178)

Мой первый день в детском доме 67 83

Мой последний день в детском доме 98 94

То, что я сбегал из детского дома 67 54

Как у нас проходили праздники 43 79

Новый год 68 74

День рождения детского дома 54 82

Как вкусно кормили, как красиво одевали 81 46

Выходные дни 73 68

Мои учителя 43 89

Мои друзья 85 93

*Респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (социологический аспект)

Таблица 2

Ответы респондентов на вопрос «Что самое памятное было в твоей жизни _в школе-интернате?»* (% от числа опрошенных)_

Ответы респондентов По результатам опроса судимых (п=2367)

Мужчины (п=1981) Женщины (п=386)

Мой первый день в школе-интернате 43 37

Мой последний день в школе-интернате 87 89

То, что я сбегал из школы-интерната 32 12

Как у нас проходили праздники 30 82

Когда приезжали родные 98 99

Как вкусно кормили 76 38

Выходные дни 90 94

Мои учителя 23 73

Мои друзья 56 76

*Респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Из представленных выше таблиц можно сделать вывод, что жизнь в детском доме принципиально отличалась от жизни в школе-интернате, и это естественно, так как у названных учреждений разное предназначение. Настораживает, что в школе-интернате достаточно часто наблюдались такие негативные явления, как побеги.

Схемы поведения, усвоенные воспитанниками в детских домах, не могут способствовать укреплению целостности личности подростков и адекватному восприятию себя и других людей. Для лиц из подобных учреждений осложнены такие значимые для личности процессы, как адаптация к

быстро изменяющимся социальным условиям, умение принимать на себя ответственность, делать правильный выбор.

Возможно, что все вышеперечисленное связано с процессом их воспитания в детском доме, с теми ценностями, образцами поведения, эмоционально окрашенными контактами, которые они каждодневно наблюдали в стенах своих учебных заведений.

Опрос показал, что к значительной части респондентов, когда они были в подростковом возрасте, их воспитатели неоднократно применяли наказания (Табл. 3 и 4).

Таблица 3

Ответы респондентов на вопрос «Какие наказания к вам применяли в детском доме?»*

Ответы респондентов По результатам опроса судимых (п=1348)

Мужчины (п=1170) Женщины (п=178)

«Домашний арест» (не разрешали смотреть телевизор, не отпускали на прогулку, не разрешали общаться с друзьями и т. д.) 89 94

Физическое насилие 78 21

Уборка территории, мойка посуды 80 86

Не давали десерта 75 84

Раздевали до гола и ставили в комнату к девочкам (к мальчикам) на час или два 47 31

Не брали с собой на экскурсию и т. д. 84 52

*Респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Таблица 4

Ответы респондентов на вопрос «Какие наказания к вам применяли в школе-интернате?»*

Ответы респондентов По результатам опроса судимых (п=2367)

Мужчины (п=1981) Женщины (п=386)

Психологическое насилие 89 92

Физическое насилие (били) 77 42

Экономическое насилие (лишали «карманных» денег) 76 89

«Домашний арест» (не разрешали смотреть телевизор, не отпускали на прогулку, не разрешали общаться с друзьями и т. д.) 65 44

Уборка территории, мойка посуды 37 72

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не давали десерта 32 24

Ответы респондентов По результатам опроса судимых (п=2367)

Мужчины (п=1981) Женщины (п=386)

Не брали с собой на экскурсию и т. д. 38 42

Сексуальное насилие (покушение на половую неприкосновенность) - 8

*Респонденты могли указать несколько вариантов ответов.

Наши исследования демонстрируют, что в 73 случаях из 100 причиной первого преступления воспитанника являлась ненормальная, «тяжелая» обстановка в детском доме. Более 79 % респондентов отметили, что наказания к ним применялись необоснованно, 61 % указали, что наказания применялись периодически (1-2 раза в неделю).

Лишь 12 % юношей и 32 % девушек считали свои отношения с воспитателями нормальными.

Исследование показало, что подростки обращались за советом чаще к педагогам мужчинам (62 % девушек и 78 % юношей), а не к педагогам женщинам (33 % и 19 % соответственно).

Часть воспитателей не только не проявляли тревоги по поводу проблем, стоящих перед их несовершеннолетними воспитанниками, но нередко сами являлись инициаторами побега детей из детского дома, что способствовало росту беспризорности. Побеги подростков нередко были связаны с различными формами насилия и жестокого обращения со стороны взрослых. По нашим данным, в Ярославской области ежегодно из детских домов убегают около 60-70 подростков.

Целесообразно при трудоустройстве в детские дома и школы-интернаты ввести проверку не только в нарко- и психдиспансере, но и проверку на полиграфе (детекторе лжи). Это позволит исключить из повседневной практики такие примеры недопустимого поведения персонала, как экономическое, физическое, психологическое, сексуальное насилие.

Опрос экспертов показывает, что профилактическая работа в детских домах и школах-интернатах по предотвращению повторных правонарушений среди подростков ведется неэффективно. Кроме того, не обеспечивается должного взаимодействия различных ведомств в работе с «трудными» подростками.

Безусловно, необходимо менять существующую модель «воспитания» в детских домах и школах-интернатах. На наш взгляд, повышению эффективности детских домов и школ-интернатов в процессе воспитания «трудных» подростков будет способствовать решение проблемы ее дифференциации. Для этого необходимо:

1) создать материальные предпосылки для привлечения к педагогической деятельности мужчин (повышение зарплаты учителям и т. д.);

2) проводить кадровую политику в данных учебных заведениях таким образом, чтобы изменить существующую диспропорцию полов в педагогических коллективах.

Для более эффективной работы по адаптации бывших воспитанников детских домов необходимо:

- выделять ежегодно около 300 временных рабочих мест для бывших воспитанников детских домов;

- создавать специальные психологические службы на территории Ярославской области для оказания помощи в социальной адаптации выпускникам детских домов;

- организовать телефон доверия для данной категории лиц (юридическую и психологическую помощь).

Помощь также должна быть оказана детским домам и школам-интернатам. Наблюдается очень низкий уровень материальной базы данных учреждений. Большинство из них не имеют необходимого оснащения для занятия с подростками, в последние годы не выделяются материальные средства для приобретения новой мебели и инвентаря, годами не проводится текущий ремонт, не у всех есть выход в Интернет и т. д.

Необходимо принятие дополнительных мер для совершенствования сферы культурного развития воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов: обеспечение финансовой и организационной поддержки, укрепление материальной базы, совершенствование форм организации, укрепление кадрового потенциала, принятие целенаправленных и систематических усилий по выработке у подростков соответствующих интересов, ценностных ориентации и потребностей.

Библиографический список

1. Таланов, С. Л. Преступность в среде несовершеннолетних: структура, тенденции, профилактика: экспертная оценка [Текст] / С. Л. Таланов // Вестник поволжской академии государственной службы. -2010. - № 2 (23). - С. 134-141.

Делинквентное поведение бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов (социологический аспект)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.