Научная статья на тему 'Делинквентная культура в современной России'

Делинквентная культура в современной России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
868
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Семиусов А. А.

Статья посвящена философскому рассмотрению делинквентной культуры как социального явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of deliquental culture in term of philosophy.

Текст научной работы на тему «Делинквентная культура в современной России»

уровень образования, престижную работу. Большинство получают рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества. Сегодня рабочая специальность часто отождествляется с неполной рабочей неделей, простаиванием предприятий. Многие выпускники-сироты прошли через ликвидацию предприятий, потеряли социальные гарантии трудящихся. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологическая (адекватное воспитание, поддержка родственников). Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан [3, с.77].

Проблемы сироты с ОВЗ не решаются до 23 лет, как это предусмотрено законом, но эти проблемы не решаются даже в старости, даже тогда когда у человека появляется ряд льгот помимо сиротства. Это говорит скорее о том, что сироты сохраняют инфантилизм, не могут отстаивать свои права, но и о том, что государство, в лице чиновников, избирательно относится к своим гражданам, определял, кому можно отказать, кого обмануть, кем можно пренебречь.

Литературы

1. Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник Санкт-Петербургского университета.- 1996. - сер.6.-Вып.-№6.- с.59-68.

2. Владимирова Л. Дети и общество //Грани общества.- 1999.- август.- с. 8-9.

3. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. - 2001. - №4.- с.70-77.

4. Нестерова О. Сирота до востребования уд. - 2005.- 23 сент.с.1,2

5. Сорокин П. Системы социологии. Том. 2. Социальная аналитика. Часть 2. Учение о строении сложных социальных агрегатов. - Сыктывкар: Коминвест. - 1992. -189с.

ДЕЛИНКВЕНТНАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Семиусов А.А., аспирант Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия

Статья посвящена философскому рассмотрению делинквентной культуры как социального явления.

The article is devoted to the analysis of deliquental culture in term of philosophy.

В современном российском обществе, претерпевающем коренные радикальные преобразования, осуществляющем переход к рыночной экономике и демократическим нормам и традициям жизни, появляются возможности большей свободы индивида, в том числе проявлений отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Это имеет для общества как положительное, так и отрицательное значение. Отклонения от общепринятых норм могут быть одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Но есть и такие социальные отклонения, которые представляют угрозу стабильности общества. Отклонения от общепринятых норм, вызывающие неодобрение общественного мнения, называют девиантными. Девиантные отклонения связаны с нарушением неформальных норм. К ним можно отнести такие, как пьянство и алкоголизм,

наркомания, проституция, самоубийство, пристрастие к азартным играм, правонарушения и пр.

Отклонения от общепринятых формальных норм, не одобряемые законом, называют делинквентными. Девиантность - это более широкая категория, чем делин-квентность, т.е. девиантность включает в себя делинквентность. Девиантность означает любое отклонение от норм, не одобряемое общественным мнением, а делинквентность - такие нарушения норм, которые связаны с нарушением закона. В настоящее время в стране наблюдается распространение делинквентного (отклоняющегося, противоправного) поведения и делинквентной культуры (криминальные татуировки, язык фени, блатной шансон и др.).

Делинквентная культура - это неформальные нормы, правила, образцы поведения и деятельности, которые являются выражением идей, мнений, оценок и суждений, находящихся в противоречии с правовой культурой, одобряющих противоправные действия или снисходительно принимающие их как некую неизбежность, данность жизни.

Делинквентная культура по своему содержанию является контркультурой, то есть той культурой, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Эта культура ориентирует человека на признание, приемлемость противоправного поведения гражданина, романтизирует образ жизни человека, ведущего преступный образ жизни.

По мнению ряда исследователей (В. М. Анисимковой [1], Антоняна Ю. М. [2], Б. Г. Юдина [3] и др.), с которыми мы согласны, делинквентные проявления существуют в форме криминальной, преступной, уголовной, тюремной, мафиозной, наркотической, стинхэд, коррупционной субкультур. Эти субкультуры составляют единую, целостную - делинквентную культуру.

Делинквентная культура, воздействуя на сознание особенного молодого поколения, служит средой, способствующей совершению преступлений. Чтобы эффективно искоренять из общества проявления этой культуры, надо её изучать. Данное обстоятельство существенно актуализирует необходимость всестороннего, научного и философского изучения этого социального явления.

В последние десятилетия появился большой пласт работ, где делинквентная культура рассматривается социологами (В. В. Лунёв [4], В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко [5] и др.), юристами (Ю. К. Александров [6], Д. А. Ли, Е. А. Антонян и др.), психологами (В. Ф. Пирожков [7] и др.), историками (А. А. Сидоров [8], Е. Рожаева [9], А. Л. Болковский [10], С. Ю. Порохов, Т. Г. Галаншина и др.), а также журналистами, которые излагают хотя и не научную, но информацию на происходящие в делинквентной культуре явления (М. Латышева, К. Набутов, А. Д. Тарасов, Н. С. Модестов, С. Романов, А. Тарабрин и др.)

Значительную роль в изучении данной культуры играют эмпирические труды, тех, кто так или иначе является или являлся носителем делинквентной культуры: Ф. Крестовый [8]; А. В. Кудин [9]; В. Дёмочка [10] и др.

Представители наук изучают отдельные стороны делинквентной культуры и особенности её проявления в деятельности людей. Психологи выясняют мотивы принятия личностью делинквентной культуры, юристы выявляют содержание и смысл криминальных татуировок, выражений жаргона, социологи особенно интересуются проявлениями делинквентности таких современных социальных групп, как подростки и молодёжь, педагоги разрабатывают методы и способы перевоспитания представителей молодёжи, являющихся носителями делинквентной культуры.

Очень важным, поэтому в изучении делинквентной культуры является социально-философский аспект её рассмотрения, который позволит дать целостное пред-

ставление о делинквентной культуре как социальном явлении, проследить социальные факторы, определяющие содержание делинквентной культуры, социальные условия, способствующие её распространению в обществе, функции и социальные последствия.

Литература

1. Анисимков В. М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. - СПб. : Юридический центр, 2003. - С. 8.

2. Антонян Ю. М. Тюремная субкультура и нейтрализация её негативных проявлений // Государство и право. - 1996. - № 10. - С. 72-79.

3. Юдин Б. Г. Субкультура закрытых коллективов как объект научного исследования: методологические замечания // Философские науки. - №6. - 2008. - С. 5-11.

4. Лунёв В. В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социологические исследования. - 1996. №7. - С. 95.

5. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 480 с.

6. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. - Онлайн Библиио-тека http://www.koob.ru. (дата обращения: 01.02.2010).

7. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодёжи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994. - http://www.litru.ru/?book=89475&description=1. (дата обращения 26.11.2009).

8. Сидоров А. А. Жиганы, уркаганы, блатари. Подлинная история воровского братства. 1917-1940 гг. / А. А. Сидоров. - М. : Эксмо, 2005. - 384 с.

9. Рожаева Е. Бутырка. - М. : Эксмо. - 2008. - 352 с.

10. Болковский А. Л. Екатеринбурский централ. - М. : Эксмо. - 2008. - 320 с.

11. Крестовый Ф. Как выжить в зоне. Советы бывалого арестанта. - М. : АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009

12. Кудин А. В. Как выжить в тюрьме. - СПб. : Амфора, 2005. - 318 с.

13. Дёмочка В. Строгий режим. - М. : АСТ : Зебра Е. - 2008

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Скалабан И.А., канд. истор. наук, доцент Новосибирский государственный технический университет г. Новосибирск, Россия

Статья поднимает проблему изучения феномена общественного участия, предлагает интерпретацию данных терминов в контексте социально-конструктивистского подхода.

The article raises the problem of studying the phenomenon of public and social participation, offers an interpretation of these terms in the context of socio-constructivist approach.

В современном обществе уровень и качественные характеристики участия характеризуют степень интеграции и взаимодействия в социуме. По мнению многих исследователей, сегодня в мире наблюдается «социальная революция участия», вызванная резким возрастанием социальной активности образованного населения, за счет широкого распространения интернет сетей. Они обеспечивают легкость создания новых сообществ, высказывания и продвижения собственного мнения. Но, нарастающая 216

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.