Научная статья на тему 'Акмеологический подход к процессу изучения проявлений преступности и личностных деформаций в местах лишения свободы у несовершеннолетних осужденных'

Акмеологический подход к процессу изучения проявлений преступности и личностных деформаций в местах лишения свободы у несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ДЕВИАЦИЯ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА / ЮРИДИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федоров А. Ф.

Актуальность проблемы изучения проявлений преступности и личностных деформаций в местах лишения свободы у несовершеннолетних осужденных очевидна. Большой интерес представляет оценка отклоняющегося поведения по уровням и критериям, которой в статье уделяется особое внимание. Профилактику отклоняющегося поведения предлагается начинать с профилактики субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федоров А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологический подход к процессу изучения проявлений преступности и личностных деформаций в местах лишения свободы у несовершеннолетних осужденных»

Акмеологический подход к процессу изучения проявлений преступности и личностных деформаций в местах лишения свободы у несовершеннолетних осужденных

А.Ф. ФЕДОРОВ - старший психолог Межрегиональной психологической лаборатории УФСИН России по Владимирской области, кандидат психологических наук

Актуальность проблемы изучения проявлений преступности и личностных деформаций в местах лишения свободы у несовершеннолетних осужденных очевидна. Большой интерес представляет оценка отклоняющегося поведения по уровням и критериям, которой в статье уделяется особое внимание. Профилактику отклоняющегося поведения предлагается начинать с профилактики субкультуры.

Ключевые слова: акмеологический подход; криминальная субкультура; девиация; преступность; преступные сообщества; юридическая акмеология; самоорганизация осужденных; профилактика; несовершеннолетние осужденные.

The acmeological approach to the process of studying of criminality and personality deformation in the places of imprisonment manifested by convicted minors

A.F. FEDOROV - senior psychologist Interregional psychological laboratory FPS Russia’s Vladimir region, candidate of Psychological Sciences

The topicality of the problem of the process of studying of criminality and personality deformation in the places of imprisonment manifested by convicted minors is obvious. Of particular interest in this article is the level-and-criteria-based estimation of deviant behavior. The prevention of deviat behaviour is suggested to be started with subcultural prevention.

Key words: acmeological approach; criminal subculture; deviation; criminality; criminal associations; jural acmeology; convicts self-organization; prevention; convicted minors.

Российская действительность до недавнего времени характеризовалась отсутствием должного внимания к молодежи и формированием деструктивной для становящейся личности катастрофической социально-педагогической ситуации. В сложившихся обстоятельствах особую актуальность приобретает принцип сотрудничества с людьми, занимающимися юридическим трудом и воспитанием подрастающего поколения.

Формирование нравственных основ молодого человека является одной из задач юридической акмеологии. Приоритетными направлениями действия в области воспитания молодежи должны быть нравственное, семейно-бытовое и физическое. Формированию гражданственности и патриотизму юридическая акмеология уделяет большое внимание, воспитывая настоящего гражданина России, но решение социальных проблем молодежи часто за-

висит от преодоления экономических проблем общества.

Делинквентное поведение как одна из противоправных форм поведения относится к числу малоопределенных в понятийном отношении и малоизученных в содержательном плане. До сих пор ведущие специалисты в области акмеологии отводят ему незаслуженно мало внимания. Видное место в исследовательском пространстве занимают проблемы наркомании, агрессивности. Вместе с тем возрастающие масштабы детской и подростковой преступности, в том числе и рецидивной, свидетельствуют об актуальности, приоритетности и практической значимости разработок именно в этой сфере.

Несмотря на многообразие интереса к проявлениям девиантного поведения, его весьма сложно определить. Это связано с тем, что девиантность является относительной характеристикой и устанавливается в соответствии со стандартами, которые сами по себе неопределенны и часто вызывают разногласия. Такие стандарты связаны в первую очередь с социальными ожиданиями окружающих, а ожидания могут быть неясными, меняющимися во времени, различными у различных групп людей или прямо противоположными в одной и той же группе, но при изменившихся обстоятельствах. Ярким примером девиации может служить убийство человека. В любом обществе такой проступок осуждается, считается из ряда вон выходящим и оформляется юридически. Но на войне убийство вознаграждается.

Общеизвестно, что делинквентное поведение обусловлено совокупностью внешних условий и внутренних причин. Конечно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее можно выделить некоторые общие тенденции в формировании делинквентного поведения. Большинство авторов сходятся в том, что делинквентному поведению сопутствуют как макрофакторы (социальные условия жизнедеятельности), так и микро-социальные факторы (деструктивное воздействие семьи и ближнего социального окружения), а также индивидуально-психологические и индивидные особенности.

В.Л. Васильев пишет, что социальные факторы играют определенную роль в происхождении противоправного поведения. К ним относятся, прежде всего, многоуровневые общественные процессы, например слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий

уровень жизни. По мнению Р. Мертона, некоторые люди не могут отказаться от делинквентного поведения, потому что в нынешнем обществе потребления подавляющее большинство любой ценой стремится к доходу, потреблению и успеху1. Людям, так или иначе «отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно достичь желанных целей легальным путем, поэтому они вынуждены действовать криминальным образом. Такие люди допускают растраты, обманывают, воруют или грабят, в общем, добывают себе все то, что не могут получить законно.

Исследование соответствующего поведения у несовершеннолетних в условиях лишения свободы позволяет под новым углом взглянуть на проблему профилактики дет-ско-подростковой делинквентности и ресоциализации несовершеннолетних осужденных.

Учитывая масштабы корыстной и насильственной преступности несовершеннолетних (в том числе и рецидивной), нельзя не признать актуальность и приоритетность изучения именно этого малоисследованного уровня противоправного поведения в контексте как социально-психологического генезиса, так и практико ориентированной профилактики. Специфика работы заключается в комплексном анализе концептуальных подходов к исследованию делинквентного поведения и доминирующих личностных деформаций у несовершеннолетних в условиях лишения свободы и разработке валидных профилактических психотехнологий.

Отклоняющееся поведение предполагает наличие трех составляющих: человека, которому свойственно такое поведение; нормы в формализованном (записанном) или неформализованном (обычай, ожидания общества) виде; органа, группы, личности, которые оценивают действие и придают ему статус девиации, а также налагают какие-то санкции. Особый интерес представляет оценка отклоняющегося поведения по уровням и критериям, соответствующим этим уровням.

Первый уровень (первичный) характеризуется следующими показателями. В неустойчивых ценностных ориентациях приоритетами являются друзья, семья, здоровье, ум, профессия, любовь, творчество. Отвергаются воровство, агрессия, вредные привычки. Одновременно у подростка происходит нарушение положительных связей (самопознание, самовыражение, самоутверждение, самозащищенность). Он иногда не выполняет предписанные ему правила,

наблюдаются нарушения элементарных запретов на курение, употребление алкоголя, наркотиков, обнаруживается стремление вступить в конфликтную ситуацию.

Второй уровень (зона риска) характеризуется деформацией ценностных ориентаций: подросток обращает внимание на красивую одежду, внешность, фирменные вещи и отвергает дисциплину, послушание, семейные нормы. Количество социальных связей уменьшается, возникают контакты с отрицательными неформальными группами. Эпизодически не выполняется до половины критериев социального поведения, появляются вредные привычки, воровство, посягательство на честь, уход от организованной деятельности. Велика вероятность асоциального поведения, для чего достаточно лишь небольшого толчка.

Третий уровень (асоциальный) характеризуется серьезным смещением ценностей: приоритетами становятся одежда, фирменные вещи, деньги, развлечения. Значимость таких понятий, как труд, семья, школа, как правило, отвергается. Количество социальных связей еще более уменьшается, но одновременно увеличивается количество конфликтных контактов. Образуются устойчивые асоциальные связи, возникают фрустрации пассивного (лень) и активного (агрессия) типа. Постоянно не выполняются основные критерии нормативного поведения.

Четвертый уровень (делинквентный, некриминальный) характеризуется тем, что во главу угла ставятся физическая сила, внешность, деньги, развлечения. Отвергаются дружба, честь, любовь. Социальная сеть становится бедной. Не выполняется большинство критериев нормативного поведения.

В условиях быстроизменяющегося общества наблюдается резкий всплеск делинквентного противоправного поведения в детской и молодежной среде. Во-первых, во всех обществах понятия «старший» и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное значение, обозначая некоторое неравенство или по меньшей мере асимметрию прав и обязанностей. Во-вторых, противоречия между постоянно растущими потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к молодежи особенно острый характер в силу несовпадения между повы-

шенным энергетическим потенциалом молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, скромным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом. В-третьих, в отношении молодых существует проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении, поскольку молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении, а неудовлетворенная потребность такого рода вызывает попытки реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) как форме пассивного протеста.

Помимо общих причин девиантного поведения в молодежной среде можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений. Главная опасность изоляции подростка заключается в том, что он очень рано, в период, когда у него начинают складываться те или иные стереотипы, взгляды, мнения, ценностные ориентации, приходит к убеждению, что та или иная формальная деятельность не является для него оптимальной сферой приложения способностей, местом положительного самоутверждения.

Ю.А. Клейберг, В.Ф. Пирожков и Е.В. Зма-новская приходят к правильному выводу: для подростков с противоправным поведением характерно преобладание личной и лично-престижной направленности - это способ их самоутверждения, самозащиты, способ выжить и не сломаться в столь трудных для них условиях2. Исследователям противоправного поведения интересно знание того, какая конкретно психологическая особенность и в каких условиях может вызвать формирование преступного поведения. Для этого надо представлять среду, в которой происходит социализация подростка, поскольку последняя, как известно, выражается в формировании мотивационной сферы. Причинами возникновения делинквентного поведения несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы, служат законы, правила, нормы и традиции уголовного мира в виде криминальной субкультуры. Можно утверждать, что субкультура навязывает осужденным определенный

нормопорядок как в психическом, так и физиологическом отношениях. Возможности реализации актуальных потребностей личности оказываются также ограниченными, поскольку членство в группах и принятие субкультурных ценностей выступают в роли категорического императива, обязывающего вести себя должным образом.

Попадая в места лишения свободы, подавляющая часть впервые осужденных активно ищет пути к созданию облегчающих выживание социальных взаимодействий. Они стремятся, прежде всего, к установлению открытых межличностных отношений с людьми, близкими по судьбе, ценностным ориентациям и потребностям. С психологической точки зрения асоциальная субкультура представляет стабильную сеть непосредственного взаимодействия осужденных. Она объективирована в неформальных стандартах поведения, внутри- и межгруп-повых отношениях, неписаной нормативноценностной системе. Данное образование развивается в рамках пенитенциарных организаций и составляет их скрытую, неформальную структуру. В общем виде это не имеющая правового статуса самоорганиза-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бартол К. Психология криминального поведения. СПб., 2004. С. 64.

2 См.: Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М., 2001.

ция осужденных, возникающая в результате удовлетворения разнообразных потребностей личности в сфере психологических отношений или для достижения иных значимых целей в период отбывания наказания.

Исходя из современного состояния изученности делинквентности в теоретическом и практическом отношении можно сделать следующие выводы: проблема исследования делинквентности является многоуровневой; наряду с устоявшимися положениями она включает достаточно широкий круг вопросов, которые настоятельно требуют разрешения. Специфичность ее проявляется в сложности методологического, организационно-методического и эмпирического рассмотрения. Большим препятствием на пути исследователя становится необходимость крайне тщательной разработки экспериментальной процедуры, подбора методов исследования, так как психодиагностический аппарат изучения делинквентности довольно однообразен. Исходным предметом в юридической акмеологии может выступать акмеологический подход к процессу изучения проявлений делинквентности у несовершеннолетних осужденных.

1 Sm.: Bartol K. Psihologija kriminal'nogo povedenija. SPb., 2004. S. 64.

2 Sm.: Pirozhkov V.F. Kriminal'naja psihologija. M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.