ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В.Г. Рыкун, студент
Научный руководитель: Е.Г. Васильева, канд. юрид. наук, доцент
Российский государственный университет правосудия, Северо-Кавказский филиал
(Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-5-40-43
Аннотация. В данной статье рассматривается декриминализация налоговых преступлений, вследствие вступления в силу Федеральных законов от 09.03.2022 № 49, 51. Также приведен правовой анализ указанных Федеральных законов. В статье описаны правовые основания для привлечения к уголовной ответственности по статьям 198 и 199 УК РФ с учетом нововведений в уголовное законодательство в сфере налоговых преступлений.
Ключевые слова: декриминализация налоговых преступлений, отчетный период, налоговая проверка, крупный и особо крупный размер, диспозиция и санкция ст. 198 и 199 УК РФ.
С вступлением в силу Федерального закона № 51 от 09.03.2022 «О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» был повышен порог для привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений. С учетом указанных изменений тема декриминализации налоговых преступлений стала актуальной и обсуждаемой, поскольку ставится вопрос о квалификации налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 и ст. 199 УК РФ в рамках принятого ФЗ [1]. В результате принятия перечисленных законов произошла декриминализация налоговых преступлений, изменились санкции и диспозиции ст. 198, ст. 199 УК РФ, более подробно изложены вопросы правоприменения правовых норм.
Данные изменения Президент РФ Путин В.В. прокомментировал на пленарном заседании XXV Петербургского международного экономического форума следующим образом: «Изменения, касающиеся уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений необходимы, они связаны в первую очередь чтобы сократить и свести к минимуму разного рода злоупотребления и лазейки для давления на предпринимателей» [2].
Ранее указанные изменения действовали до декабря 2011 года в отношении налоговых преступлений действовал об-
щий порядок возбуждения уголовных дел. В целях совершенствования уголовного судопроизводства Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ статья 140 УПК РФ была дополнена частью 1.1, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ, могли служить только материалы, направленные налоговыми органами [3].
Данный порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям просуществовал недолго. Федеральным законом от 22.10.2014 № 308-ФЗ часть 1.1. статьи 140 УПК РФ была признана утратившей силу [4]. Из пояснительной записки, приложенной к проекту указанного федерального закона, следовало, что такой порядок стал одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений и создавал непосредственно препятствия для использования в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий [5].
С 07.04.2020 года в части 2 ст. 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих
уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.
Так изменения, касающиеся уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений не оканчиваются, поскольку вступает в силу новый Федеральный закон от 09.03.2022 №51 «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [6]. Изменения, указанные в настоящем Федеральном законе устанавливают, что уголовные дела по налоговым преступлениям будут возбуждаться на основании материалов налоговых органов, а именно в соответствие со ст. ст. 89 и 100 НК РФ [7], налоговые органы по результатам налоговой проверки обязаны в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке должны составить акт в установленной форме. Согласно акту налоговой проверки возбуждается уголовное дело по фактам нарушения налогового законодательства, что влечет непосредственно уголовную ответственность, предусмотренную
ст. 198, ст. 199 УК РФ [8].
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что новый порядок для привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям заключается в следующем: налоговой орган на основании статьи 101 НК РФ принимает решение по результатам налоговой проверки; в соответствие со статьями 69, 70 НК РФ налогоплательщику направляется требование об уплате налога; согласно статье 32 НК РФ если требование об уплате налога В установленный срок не исполняется, то предусмотрено еще 10 рабочих дней для направления материалов в правоохранительные органы.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 198, ст. 199 УК РФ имеет значение размер недоимки и статус налогоплательщика: организация или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). По данному моменту согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» в пункте 11 закреплено, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, определяемый согласно примечаниям к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.
По смыслу закона ответственность за преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ либо статьей 199 УК РФ, может наступить при наличии к тому соответствующих оснований за определенный налоговый период, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов, сборов, страховых взносов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты, установленные законодательством о налогах и сборах [9]. С учетом толкования указанного постановления следует сделать вывод, что уголовная ответственность за налоговые преступления наступает при наличии следующих оснований: уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствие с диспозицией и санкцией ст. 198 и 199 УК РФ, с учетом использования способов уклонения от уплаты налогов и сборов, страховых взносов в упомянутых статьях; должен учитываться размер причиненного вреда и трех летний финансовый период ( может быть менее 3 лет, налоговая проверка про-
ведена за период не превышающий трех лет).
В действующей редакции статьи 198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей, следовательно увеличился порог ответственности, ранее крупным размером считалось девятисот тысяч рублей при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей, в результате указанных нововведений изменилась диспозиция и санкция статьи 198 и 199 УК РФ, вследствие чего значительное
будет попадать под уголовную ответственность, предусмотренную вышеуказанными статьями.
С 1 января 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [10], который безусловно отразится на вопросы квалификации налоговых преступлений по статьям 198 и 199 УК РФ. Считаем обоснованным и целесообразным привести уголовное законодательство в полное соответствие с налоговым законодательством в указанной части.
Подводя итог всему вышесказанному, резюмируем, что изменения с 09.03.2022 года в уголовном законодательстве по налоговым преступлениям «вышли на новый уровень», это означает, что «наработать» крупный и особо крупный ущерб станет сложнее. Следовательно, указанные изменения будут способствовать к сокращению разного рода злоупотреблений в сфере налоговых преступлений. Считаем, что проведенной в статье анализ в УК РФ привели к улучшению делового климата (особенно в условиях сегодняшних событий) и минимизируют риски необоснованного уголовного преследования бизнеса.
количество налоговых правонарушений не
Библиографический список
1. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 09.03.2022 N 51-ФЗ // СЗ РФ. - 2022.
- №11. - Ст. 1601.
2. Официальный сайт Петербургского международного экономического форума. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://forumspb.com/news/news/itogi-raboty-jubilejnogo-xxv-peterburgskogo-mezhdunarodnogo-ekonomicheskogo-foruma/.
3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2011. -№50. - Ст. 7349.
4. Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 43. -Ст. 5792.
5. Пояснительная записка к проекту федерального закона N 927133-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» // СЗ РФ. - 2015. - №54. - Ст. 5803.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 140 и 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 09.03.2022 N 51-ФЗ // СЗ РФ. - 2022.
- №11. - Ст. 1601.
7. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ [с учетом поправок] // СЗ РФ. - 1998. - № 31. -Ст. 3824.
8. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» // Российская газета. - 2019. - №276.
10. Федеральный Закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ (Вступает в силу с 01.01.2023) // СЗ РФ 2022. №29 (часть II). Ст. 5230.
DECRIMINALIZATION OF TAX CRIMES
V.G. Rykun, Student
Supervisor: E.G. Vasilyeva, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Russian State University of Justice, North Caucasus Branch (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discusses the decriminalization of tax crimes, as a result of the entry into force of Federal Laws No. 49, 51 dated 09.03.2022. The legal analysis of these Federal laws is also given. The article describes the legal grounds for bringing to criminal responsibility under Articles 198 and 199 of the Criminal Code of the Russian Federation, taking into account innovations in criminal legislation in the field of tax crimes.
Keywords: decriminalization of tax crimes, reporting period, tax audit, large and especially large size, disposition and sanction of Articles 198 and 199 of the Criminal Code of the Russian Federation.