Научная статья на тему 'ПОПРАВКИ О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ПОПРАВКИ О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
декриминализация / условия для создания благоприятного делового климата / налоговые преступления / крупный и особо крупный размер / пороговые суммы / в пределах трех финансовых лет подряд / наказание за неуплату налогов / уклонение от уплаты налогов / сборов и иных обязательных платежей / доля недоимки в общей сумме исчисленных и уплаченных налогов / порядок определения недоимки / фиксированная сумма. / Decriminalization / conditions for creating a favorable business climate / tax crimes / large and especially large size / threshold amounts / within three financial years in a row / punishment for non-payment of taxes / evasion of taxes / fees and other mandatory payments / share of arrears in the total amount of calculated and paid taxes / the procedure for determining the arrears / a fixed amount.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиалиев Раким Камалетдинович

Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ изменены примечания, определяющие крупный и особо крупный размер, установление которого необходимо для квалификации деяния как преступного. Согласно внесенным изменениям законодатель отказался от расчета относительных величин (долей в процентах) при определении крупного и особо крупного размера, сохранив твердые (фиксированные) пороговые суммы, превышение которых возможно только в пределах трех финансовых лет подряд. Автор констатирует, что налоговые преступления на меньшие суммы (или с меньшей долей неуплаты), чем предусмотрено крупным размером, перестанут подпадать под сферу действия уголовного законодательства. Наказание за неуплату налогов в размерах, которые ныне считаются особо крупными, смягчится, поскольку эти размеры станут просто крупными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMENDMENTS ON DECRIMINALIZATION OF TAX CRIMES

Federal Law № 73-FZ of 01.04.2020 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 28.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation», in Articles 198, 199, 199.1, 199.3 and 199.4 of the Criminal Code of the Russian Federation, the notes defining large and especially large size, the establishment of which is necessary to qualify the act as criminal. According to the amendments made, the legislator refused to calculate relative values (percentages) when determining large and especially large amounts, keeping firm (fixed) threshold amounts, the excess of which is possible only within three financial years in a row. Accordingly, tax crimes for smaller amounts (or with a smaller share of non-payment) than those provided for by a large amount will no longer fall under the scope of criminal law. The punishment for non-payment of taxes in amounts that are now considered particularly large will be softened, since these amounts will simply become large.

Текст научной работы на тему «ПОПРАВКИ О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10863 ГАДЖИАЛИЕВ Раким Камалетдинович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университет в г. Дербенте

e-mail: [email protected]

ПОПРАВКИ О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация. Федеральным законом от 01.04.2020 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», в ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ изменены примечания, определяющие крупный и особо крупный размер, установление которого необходимо для квалификации деяния как преступного. Согласно внесенным изменениям законодатель отказался от расчета относительных величин (долей в процентах) при определении крупного и особо крупного размера, сохранив твердые (фиксированные) пороговые суммы, превышение которых возможно только в пределах трех финансовых лет подряд. Автор констатирует, что налоговые преступления на меньшие суммы (или с меньшей долей неуплаты), чем предусмотрено крупным размером, перестанут подпадать под сферу действия уголовного законодательства. Наказание за неуплату налогов в размерах, которые ныне считаются особо крупными, смягчится, поскольку эти размеры станут просто крупными.

Ключевые слова: декриминализация, условия для создания благоприятного делового климата, налоговые преступления, крупный и особо крупный размер, пороговые суммы, в пределах трех финансовых лет подряд, наказание за неуплату налогов, уклонение от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, доля недоимки в общей сумме исчисленных и уплаченных налогов, порядок определения недоимки, фиксированная сумма.

GADZHIALIEV Rakim Kamaletdinovich,

candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Legal and Humanitarian Disciplines

branch of the Dagestan State University in Derbent

AMENDMENTS ON DECRIMINALIZATION OF TAX CRIMES

Annotation. Federal Law № 73-FZ of 01.04.2020 «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 28.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation», in Articles 198, 199, 199.1, 199.3 and 199.4 of the Criminal Code of the Russian Federation, the notes defining large and especially large size, the establishment of which is necessary to qualify the act as criminal. According to the amendments made, the legislator refused to calculate relative values (percentages) when determining large and especially large amounts, keeping firm (fixed) threshold amounts, the excess of which is possible only within three financial years in a row. Accordingly, tax crimes for smaller amounts (or with a smaller share of non-payment) than those provided for by a large amount will no longer fall under the scope of criminal law. The punishment for non-payment of taxes in amounts that are now considered particularly large will be softened, since these amounts will simply become large.

Key words: Decriminalization, conditions for creating a favorable business climate, tax crimes, large and especially large size, threshold amounts, within three financial years in a row, punishment for non-payment of taxes, evasion of taxes, fees and other mandatory payments, share of arrears in the total amount of calculated and paid taxes, the procedure for determining the arrears, a fixed amount.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 1 апреля 2020 года был подписан Федеральный закон № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный

кодекс Российской Федерации и ст.281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Поправки, призваны формировать условия для создания благоприятного делового климата

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

в стране и сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности.

В Федеральном Законе № 73-ФЗ от 01.04.2020г., который вступил в силу с 12.04.2020г. есть несколько важных и принципиальных положений. Скорректирован крупный и особо крупный размер неуплаченных (неисчисленных, неу-держанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей [1].

С нашей точки зрения, самыми главными поправками в УК РФ стали поправки в примечания ст. 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ:

• 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»;

• 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»;

• 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

• 199.3 УК РФ «Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд»;

• 199.4 УК РФ «Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд» [2]. Так, с 12.04.2020г. изменен порядок определения недоимки в «уголовно-правовом размере», т.е. когда размер недоплаты в бюджет или во внебюджетные фонды имел уголовно-правовые последствия и давал основания ставить вопрос о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье налогового преступления.

Если ранее, наряду с фиксированными суммами недоимки должна была учитываться еще и доля уплаченных налогов, то сейчас в УК РФ исключены положения, ставящие размер уклонения в зависимость от доли недоимки в общей сумме исчисленных и уплаченных налогов. После того, как поправки из Федерального закона № 73-ФЗ вступили в силу, нижний предел крупного и особо крупного размера устанавливается только в виде фиксированных сумм, а период определения недоимки не изменились [4].

Для наглядности сделаем сравнительный анализ в табличной форме нижний предел крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов, иных обязательных платежей в целях возбуждения уголовного дела по соответствующей статье налогового преступления.

Таблица.

Ст. УК РФ Было (до 12.04.2020) Стало (с 12.04.2020)

198 Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Изменения порога привлечения к уголовной ответственности за неуплаченных налогов, иных обязательных платежей после принятия Федерального закона от 01.04.2020 № 73-ФЗ (было-стало)

199 и 199.1

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

199.3

Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером -сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, либо превышающая девять миллионов рублей.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тридцать миллионов рублей.

199.4

Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, составляющую за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 6 миллионов рублей, а особо крупным - сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм, либо превышающая 30 миллионов рублей.

Крупным размером в настоящей статье признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тридцать миллионов рублей.

Вывод: В первую очередь, новые поправки опасны для руководителей крупного бизнеса России, так как любая «мелкая» по меркам большой

организации недоимка автоматически создает риски уголовного преследования его руководителей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Многие юристы-практики не согласны с изменениями правил определения крупного и особо крупного размера недоимки по налоговым преступлениям. Нужно наоборот отказаться от абсолютных сумм, чтобы учитывать масштаб бизнеса и его вклад в бюджет. Ошибку на 15-45 млн. руб. у крупных компаний всегда можно найти, а это дает формальный повод для возбуждения уголовного дела. А небольшие компании могут уклоняться безнаказанно. В противном случае будут созданы дополнительные условия для дробления бизнеса, создания все новых юридических лиц [3].

По мнению некоторых юристов, нововведение не приведет к сокращению рисков для бизнеса, особенно крупного. Так как в крупных компаниях ошибки с уплатой налогов на суммы в 15-45 млн. руб. встречаются довольно часто, то инициировать из-за них уголовное преследование без учета масштабов бизнеса несправедливо. Кроме того, такие нововведения могут наоборот увеличить давление на крупный бизнес, поскольку ресурсы правоохранительных органов, освободившиеся от расследования уклонений в меньших размерах (а таких сейчас большинство), могут быть переориентированы именно на крупный бизнес [3].

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_349050 (дата обращения: 12.07.2020).

[2] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) [Электронный

ресурс] -Режим доступа: https://legalacts.ru/ kodeks/UK-RF/?yclid=2160877582795431178 (дата обращения: 12.07.2020).

[3] Бизнес хотят наказывать по-новому за налоговые преступления [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://news.rambler.ru/ other/43424614-biznes-hotyat-nakazyvat-po-novomu-za-nalogovye-prestupleniya (дата обращения: 12.07.2020).

[4] Принят закон о новых размерах недоимок по налоговым преступлениям. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.klerk.ru/ blogs/bryzgalin/498147/ (дата обращения: 12.07.2020).

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 01.04.2020 № 73-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'yu 28.1 Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_349050 (data obrashcheniya: 12.07.2020).

[2] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 07.04.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.04.2020) [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://legalacts.ru/kodeks/ UK-RF/?yclid=2160877582795431178 (data obrashcheniya: 12.07.2020).

[3] Biznes hotyat nakazyvat' po-novomu za nalogovye prestupleniya [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://news.rambler.ru/oth-er/43424614-biznes-hotyat-nakazyvat-po-no-vomu-za-nalogovye-prestupleniya (data obrash-cheniya: 12.07.2020).

[4] Prinyat zakon o novyh razmerah nedoimok po nalogovym prestupleniyam. [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: https://www.klerk.ru/blogs/bryzga-lin/498147/ (data obrashcheniya: 12.07.2020).

\

4

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-1лЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.