Научная статья на тему 'Налоговые преступления физических и юридических лиц (криминологический аспект)'

Налоговые преступления физических и юридических лиц (криминологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГИ / КРИМИНОЛОГИЯ / CRIME / CRIMINAL LEGISLATION / TAXES / CRIMINOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Любовь Александровна

Статья посвящена криминологическим аспектам налоговых преступлений. Автор анализирует проблемы, возникающие в области нормотворчества и уголовного законодательства в России, требующие оценки и осмысления с точки эффективности уголовного преследования за налоговые преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CRIMES OF INDIVIDUALS AND LEGAL ENTITIES (CRIMINOLOGICAL ASPECT)

The article focuses on criminological aspects of tax crimes. The author analyses the problems arising in the area of norm-setting and the criminal legislation in Russia that require evaluation and reflection on the effectiveness of criminal prosecution for tax crimes.

Текст научной работы на тему «Налоговые преступления физических и юридических лиц (криминологический аспект)»

НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

(КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент РГГУ, РФ, г. Великий Новгород

E-mail: [email protected]

TAX CRIMES OF INDIVIDUALS AND LEGAL ENTITIES (CRIMINOLOGICAL ASPECT)

Lybove Andreeva

candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian

University, Russia Veliky Novgorod

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена криминологическим аспектам налоговых преступлений. Автор анализирует проблемы, возникающие в области нормотворчества и уголовного законодательства в России, требующие оценки и осмысления с точки эффективности уголовного преследования за налоговые преступления.

ABSTRACT

The article focuses on criminological aspects of tax crimes. The author analyses the problems arising in the area of norm-setting and the criminal legislation in Russia that require evaluation and reflection on the effectiveness of criminal prosecution for tax crimes.

Ключевые слова: преступление; уголовное законодательство; налоги; криминология.

Keywords: crime; criminal legislation; taxes; criminology.

Основными квалифицирующими признаками налоговых преступлений являются крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, а также обязательное наличие личного интереса соответствующего должностного лица налогового агента.

Согласно статьям 198—199.2 УК РФ квалифицирующими признаками налоговых преступлений являются:

уклонение от уплаты налога и (или) сбора, неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, совершенное в крупном размере;

уклонение от уплаты налога и (или) сбора, неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, совершенное в особо крупном размере.

Квалифицирующими признаками согласно ч. 2 ст. 199 УК РФ являются преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору.

С 1 января 2010 г. вступили в силу поправки, внесенные в часть первую НК РФ, а также УК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Они смягчили условия привлечения лиц к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах.

Крупным размером в статье 198 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

Крупным размером в статье 199, а также в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов

рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере, установлена ст. 199.1 УК РФ.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, могут быть признаны налоговыми агентами по перечислению НДФЛ и НДС.

Неисполнение предпринимателем в личных интересах обязанности налогового агента, в т. ч. неперечисление им сумм налогов в крупном или особо крупном размере, является преступлением. Здесь следует обратить внимание на квалифицирующий признак данного преступления — личный интерес налогового агента.

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

Неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует. Это относится и к совершению деяний в крупном или особо крупном размере. Следовательно, установление процедуры самоначисления налогов во многом будет предопределять личную незаинтересованность налогового агента, а соответственно и отсутствие причин привлечения к уголовной ответственности.

Однако, если действия налогового агента, не перечислившего налог в бюджет, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием

денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

На основании ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ст. 199.1 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести, срок исковой давности по ним составляет два года.

Преступление считается оконченным:

• для ст. ст. 198 и 199 УК РФ — после истечения срока уплаты налога;

• для ст. 199.1 УК РФ — в момент неперечисления налоговым агентом средств в соответствующий бюджет.

После этого момента даже при последующей уплате налога преступление считается оконченным, и освобождение от уголовной ответственности в дальнейшем будет возможным лишь в связи с деятельным раскаянием либо истечением сроков давности [1].

Статья 199.2 УК РФ устанавливает ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание по налогам. Статьями 198 и 199 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов, выражающееся в непредставлении налоговой декларации в налоговый орган или в указании в ней заведомо ложных сведений.

Однако, имеют место ситуации, когда налогоплательщик своевременно и правильно представляет налоговую и иную обязательную к представлению отчетность, но умышленно не производит перечисления в соответствующий бюджет в установленные сроки путем сокрытия денежных средств или имущества (увод денежных средств с расчетного счета, использование при расчетах счетов других организаций и т. д.). По сути, ст. 199.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность уже за фактическую неуплату налогов [3].

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном

законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем в настоящее время предусмотрено, что лицо, впервые совершившее преступление (уклонение от уплаты налогов), освобождается от уголовной ответственности, если недоимка (пени, штрафы) им будет полностью уплачена в бюджет.

В УПК РФ внесена ст. 28.1, определяющая порядок прекращения уголовного преследования, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах. Данная норма предусматривает дополнительное основание прекращения уголовного преследования: если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (т. е. недоимка, пени и штрафы уплачены полностью).

В соответствии со ст. 15 УК РФ в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные

деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Следовательно, к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица можно привлечь в течение двух лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 198 УК РФ, и в течение шести лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 198 УК РФ, после совершения преступления. К уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов с организации можно привлечь в течение двух лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, и в течение десяти лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ, после совершения преступления.

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), можно привлечь в течение двух лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199.1 УК РФ, и в течение десяти лет при совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199.1 УК РФ, после совершения преступления.

За сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном

законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам (ст. 199.2 УК РФ), можно привлечь к ответственности в течение шести лет после совершения преступления [2].

Таким образом, развитие уголовно-правовых наказаний за налоговые преступления в отношении физических лиц требует оценки общественной опасности деятельности и юридических лиц, как коллективных субъектов, участвующих в процессе уплаты налогов.

Список литературы:

1. Акимова Е. Офшорные инструменты //»Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2011, № 5.

2. Горшкова Л.Л. Уголовная ответственность за налоговые преступления // «Бухгалтер и закон», 2010, № 7.

3. Карсетская Е.В. Практическое пособие для индивидуального предпринимателя" // «Налоговый вестник», 2010, № 5.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 1.03.2014).

5. Уголовный кодекс Российской федерации от 13.06.1996 № 63-ФЭ// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 1.03.2014).

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 1.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.