Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВЕРКА / НАЛОГ / НЕДОИМКА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ ДЕЛО / VERIFICATION / TAX / ARREARS / INVESTIGATOR / CRIME / INVESTIGATION / CRIMINAL CASE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рамазанов Т.Б., Раджабкадиева М.Г.

В статье рассматриваются законодательные новеллы, введённые в УПК РФ в связи с изменением порядка проверки сообщения о налоговых преступлениях для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. За короткое время стало очевидным, что для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении не требуется специальный повод - представление налогового органа, а достаточно сообщения, полученного из любых источников. Вместе с тем, в соответствии с УПК РФ (ч. 7 ст. 144) следователь, получив сообщение о налоговом преступлении, вступает в контакт с вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учёте налогоплательщик в целях установления предварительных расчётов суммы недоимки по налогам и сборам. Однако следователь остаётся самостоятельным в решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Квалификация налогового преступления зависит от суммы ущерба, причинённого налоговым преступлением. По новому закону (№ 308-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ» от 22 октября 2014 года) следователь по результатам проверки информации о налоговом преступлении вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и провести предварительное расследование. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела допускается лишь в отношении конкретного лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF CHECKING THE REPORT ON TAX CRIMES

The article deals with legislative novels introduced in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in connection with the change in the procedure for verifying the report on tax crimes to resolve the issue of initiating a criminal case. In a short time, it became obvious that a special occasion was not required to initiate a criminal case on a tax crime - the submission of a tax authority, but a message received from any source is sufficient. However, in accordance with the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (part 7, article 141), the investigator, after receiving a tax crime report, comes into contact with a higher tax authority in relation to the tax authority in which the taxpayer is registered in tax accounting in order to establish preliminary calculations amount of arrears in taxes and fees. However, the investigator remains independent in deciding whether to initiate criminal proceedings. The qualification of a tax crime depends on the amount of damage caused by a tax crime. Under the new law (No. 308-FZ "On Amending the Criminal Procedural Code of the Russian Federation" of October 22, 2014), the investigator has the right to independently initiate a criminal investigation and conduct a preliminary investigation based on the results of checking information on a tax crime. In the absence of grounds for initiating a criminal case, the investigator shall issue a resolution refusing to initiate criminal proceedings. Refusal to initiate a criminal case is allowed only for a particular person.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ»

УДК 347.238.5

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Рамазанов Т.Б., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, ramazanov1945@mail.ru

Раджабкадиева М.Г., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, madina.radzhabkadieva@mail. ru

В статье рассматриваются законодательные новеллы, введённые в УПК РФ в связи с изменением порядка проверки сообщения о налоговых преступлениях для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. За короткое время стало очевидным, что для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении не требуется специальный повод - представление налогового органа, а достаточно сообщения, полученного из любых источников.

Вместе с тем, в соответствии с УПК РФ (ч. 7 ст. 144) следователь, получив сообщение о налоговом преступлении, вступает в контакт с вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учёте налогоплательщик в целях установления предварительных расчётов суммы недоимки по налогам и сборам. Однако следователь остаётся самостоятельным в решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Квалификация налогового преступления зависит от суммы ущерба, причинённого налоговым преступлением.

По новому закону (№ 308-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ» от 22 октября 2014 года) следователь по результатам проверки информации о налоговом преступлении вправе самостоятельно возбудить уголовное дело и провести предварительное расследование. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела допускается лишь в отношении конкретного лица.

Ключевые слова: проверка, налог, недоимка, следователь, преступление, расследование, уголовное дело.

DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-126-130 UDC 347.238.5

SOME PECULIARITIES OF CHECKING THE REPORT ON TAX CRIMES

Ramazanov T.B., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, ramazanov1945@mail.ru Radzhabkadieva M.G., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, madi-na.radzhabkadieva@mail.ru

The article deals with legislative novels introduced in the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in connection with the change in the procedure for verifying the report on tax crimes to resolve the issue of initiating a criminal case. In a short time, it became obvious that a special occasion was not required to initiate a criminal case on a tax crime - the submission of a tax authority, but a message received from any source is sufficient.

However, in accordance with the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (part 7, article 141), the investigator, after receiving a tax crime report, comes into contact with a higher tax authority in relation to the tax authority in which the taxpayer is registered in tax accounting in order to establish preliminary calculations amount of arrears in taxes and fees. However, the investigator remains independent in deciding whether to initiate criminal proceedings.

The qualification of a tax crime depends on the amount of damage caused by a tax crime.

Under the new law (No. 308-FZ "On Amending the Criminal Procedural Code of the Russian Federation" of October 22, 2014), the investigator has the right to independently initiate a criminal investigation and conduct a preliminary investigation based on the results of checking information on a tax crime. In the absence of grounds for initiating a criminal case, the investigator shall issue a resolution refusing to initiate criminal proceedings. Refusal to initiate a criminal case is allowed only for a particular person.

Key words: verification, tax, arrears, investigator, a crime, investigation, criminal case. DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-126-130

В период с 7 декабря 2011 года по 22 октября 2014 года в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ) в части 1 статьи 140 был предусмотрен специальный повод для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях. Таким поводом могли служить только материалы, направленные налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По сути за три неполных года была раскрыта очевидная ошибочность законодателя во введении указанного порядка возбуждения уголовного дела. Выявление преступлений не является компетенцией налоговых органов. Они не относятся к числу органов дознания, не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий. К тому же срок выявления преступлений в налоговой сфере с момента их совершения сокращён до трёх лет, так как в соответствии с пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Изменения, внесённые Федеральным законом № 308 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 308), позволяют возбуждать уголовные дела, проводить следственные действия и привлекать к уголовной ответственности лиц за преступления до десятилетней давности; расширяют перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела; расширяют перечень государственных органов, способных оказать влияние на возбуждение уголовных дел.

В связи с внесёнными изменениями поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям фактически может быть сообщение о преступлении от любого лица. При этом можно предположить, что будет создано два принципиально разных алгоритма поведения недобросовестного налогоплательщика [1]. Так, если недоимка будет выявлена органами Федеральной налоговой службы (далее - ФНС), то это влечёт за собой дополнительные возможности налогоплательщику для защиты своих прав в суде и надлежащей ликвидации недоимки. Важным обстоятельством является то, что в этой ситуации экономическая деятельность конкретного физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя (далее -ИП) или юридического лица может продолжаться. В том случае, когда информация о налоговых преступлениях выявляется следователями Следственного Комитета РФ (далее - СК РФ), решение о возбуждении уголовного дела будет приниматься в обязательном порядке. А после возбуждения уголовного дела следователь, имея право на осуществление обысков, выемок, допросов, а также приме-

нения различного рода мер пресечения, таких как подписка о невыезде, домашний арест и прочее, фактически прекращает функционирование организации или деятельности ИП, что отрицательно повлияет на экономические процессы и экономический климат страны, крайне важном для привлечения иностранных инвесторов и развития экономики [2, с. 22].

В соответствии с частью 7 статьи 144 УПК РФ при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ, следователь, при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, в течение трех суток с момента поступления данного сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик, копию такого сообщения с приложенными соответствующими документами и предварительным расчетом предполагаемой суммы недоимки по налогам и сборам. Однако, согласно Закону № 308, ответ налогового органа ни к чему не обязывает, мнение налогового органа о сути обвинения не имеет принципиального значения [3, с.104].

По итогам рассмотрения этих материалов (сообщения с приложением соответствующих документов и расчётом суммы недоимки), направленных следователем в порядке, установленном частью 7 статьи 144 УПК РФ, налоговая инспекция в соответствии с частью 8 статьи 144 УПК РФ в течение 15 суток с момента получения таких материалов направляет следующие сведения:

- заключение о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах и о правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки, если указанные в материалах обстоятельства были предметом налоговой проверки, по результатам которой имеется вступившее в законную силу решение налоговой инспекции, а также информация об обжаловании или приостановлении данного решения;

- информацию о проведении налоговой проверки или проверки правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов в отношении данного налогоплательщика, по результатам которых решение не принято или не вступило в законную силу;

- информацию об отсутствии данных о нарушении законодательства о налогах и сборах, если обстоятельства, указанные в материалах о преступлении, не являлись предметом исследования налоговой проверки.

Но даже если ответ налоговой инспекции на запрос следственного органа будет содержать информацию о том, что у данной организации или ИП не выявлено никаких правонарушений в ходе проведения налоговой проверки, это не обязывает правоохранительных органов отказать в возбужде-

нии уголовного дела. Какой бы из вариантов ответа не поступил от ФНС, следователь самостоятельно принимает решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела [4].

В части 9 статьи 144 УПК РФ установлен предельный срок, в течение

которого следователь, получив заключение налогового органа, по результатам рассмотрения данного заключения, должен принять соответствующее процессуальное решение. Данный срок составляет 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении. За этот период должностное лицо имеет право производить ряд мероприятий, направленных на определение степени вины обвиняемого:

- получать объяснения;

- назначать судебную экспертизу;

- изымать необходимую документацию;

- требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;

- поручать соответствующим органам проводить оперативно-розыскные работы.

Полученные в результате расследования данные и являются основанием для расчёта размера недоимки.

Нужно отметить и то, что лицо, обвиняемое в неуплате налогов и сборов, не всегда уведомляется о проведении расследования. Это означает, что, пока налоговые органы готовят ответ, следователь имеет право прийти к налогоплательщику, будь то физическое лицо или организация, или направить оперативных сотрудников для изъятия необходимых документов и обратиться к специалистам для получения заключения эксперта. Здесь необходимо указать на то, что правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим проводить налоговые экспертизы [5].

Основаниями для начала досудебного процесса по любым видам преступлений служат пункты, указанные в части 1 статьи 144 УПК РФ. По налоговым преступлениям, в отличие от других видов преступлений, основанием для начала расследования, помимо пунктов части 1 статьи 144 УПК РФ, могут стать также документы, направленные из налоговой или оперативно-розыскной службы. Соответствующие органы обязаны реагировать на любые заявления о правонарушении. Даже, если у организации или физических лиц нет проблем с уплатой налогов, следователи обязаны провести тщательную налоговую проверку. Инспекция федеральной налоговой службы, как указывалось выше, обязана направлять следователям материалы, если выявлены нарушения одновременно по двум обстоятельствам:

- недоимка по налогам и сборам не погашена в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования;

- сумма недоимки подпадает под статью

УК РФ.

Для квалификации суммы недоимки как преступления необходим крупный или особо крупный размер ущерба. Для предпринимателей и организаций предусмотрены различные суммы, определяющие крупный и особо крупный размер ущерба, причинённого неуплатой налогов и сборов в бюджет государства.

Вместе с тем, понятие крупного и особо крупного размера различно для рассматриваемых статей УК РФ по налоговым преступлениям.

Для физических лиц, в том числе и индивидуальных предпринимателей, крупным размером неуплаты признаётся: сумма налогов и сборов, не уплаченных физическим лицом, в том числе ИП, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд больше 900000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов больше 10% суммы подлежащих уплате налогов и сборов; либо признаётся сумма, превышающая 2700000 рублей, независимо от иных факторов, указанных выше. А особо крупным размеров для физических лиц считается сумма неуплаченных налогов, которая составляет: за период в пределах трех последовательных финансовых лет более 4500000 рублей при условии, что данная сумма на 20% больше суммы налогов и сборов, подлежащих к уплате за указанный период; или же сумма, превышающая 13000000 рублей, вне зависимости от упомянутых выше факторов.

Для организаций крупным размером неуплаты налогов считается: сумма невыплат, составляющая в течение трех финансовых лет подряд больше 2000000 рублей, если эта сумма больше 10% суммы неуплаченных налогов и сборов за данный период; либо сумма, превышающая 6000000 рублей. Особо крупным размером невыплат налогов юридическими лицами является сумма невыплат, которая за три последовательных финансовых года составила более 10 000 000 рублей, если эта сумма больше 20% суммы невыплаченных налогов и сборов за данный период, либо сумма невыплат превышает 30000000 рублей [6, с. 238].

Механизм возбуждения уголовных дел, предусмотренный Законом № 308, не распространяется на налоговые преступления, совершенные до вступления в силу данного Закона, то есть до 22 октября 2014 года [7]. Согласно части 1 статьи 146 УПК РФ при наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ, орган дознания, руководитель следственного органа, следователь в пределах своих компетенций, возбуждают уголовное дело, о чем выносится постановление. В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:

1) дата, время и место вынесения постановления;

2) фамилия, имя, отчество и должность лица, которым вынесено постановление;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая запись. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

При этом уголовное дело о налоговых преступлениях может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Таким образом, следователь по результатам проверки информации о налоговых преступлениях вправе самостоятельно возбуждать уголовные дела по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1 УК РФ, без каких-либо материалов из налогового органа. При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела допускается лишь в отношении конкретного лица [8, с. 57].

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего ложное сообщение о преступлении. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного СМИ, необходимо обязательно опубликовать. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет

его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и ставит в известность заявителя [9, с. 97-101].

Уголовные дела по налоговым преступлениям возбуждаются только после проверки всех имеющихся данных и точного расчёта суммы недоимки. Если расчёт неуплаченной суммы по налогам и сборам рассчитывается без предварительной проверки, это может привести к закрытию дела по причине отсутствия состава преступления.

Что касается возмещения ущерба до начала судебного разбирательства, можно отметить, что в том случае, если человек впервые привлекается за неуплату налогов, у него есть возможность избежать уголовной ответственности. Для этого необходимо оплатить в полном объёме размер недоимки, пени и штрафа до назначения первого судебного заседания. Определяется размер ущерба в соответствии с Налоговым кодексом РФ, при этом учитываются пени и штрафы.

Но, желая возместить ущерб в досудебном порядке и избежать возбуждения уголовного дела по неуплате налогов, налогоплательщик может столкнуться с некоторыми трудностями: затягивание процесса определения точной суммы ущерба, из-за чего он может просто не успеть оплатить его до начала судебных заседаний; если налоговой инспекцией не была проведена соответствующая проверка, они не смогут предоставить точный расчёт штрафов и пени, что также делает погашение полной суммы причинённого ущерба до начала суда невозможным.

Важно отметить, что к уголовной ответственности обычно привлекают руководителя организации, если налогоплательщиком является юридическое лицо. Также по данному виду преступлений к уголовной ответственности может привлекаться главный бухгалтер, что только усугубит ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрено более суровое наказание -до 6 лет лишения свободы.

Подводя итоги, можно сказать, что под проверку налоговой инспекции или следственного органа может попасть любая организация или физическое лицо, в том числе и ИП, поскольку сообщения о совершении налоговых преступлений принимаются не только от любых граждан, и не столько исходя из налоговых проверок. Но, для того чтобы уголовное дело по данному виду преступлений было возбуждено, сумма неуплаты налогов должна быть внушительной, то есть подпадающей под статью УК РФ. Если же сумма неуплаты незначительная, обвиняемому могут присудить уплату суммы недоимки по налогам, а также начисление пеней, рассчитанных с учётом количества дней просрочки платежа [10].

Литература

1. Никитенко С. Изменён механизм возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям // Российская газета. 2015. № 981. URL: https://rg.ru/2015/01/20/dela.html (дата обращения: 23.04.2018).

2. Смирнов Г.К. Налоговые преступления: пределы либерализации. М.: ООО «Актион кадры и право», 2013. №1. C. 22-37.

3. Огурлиева А.А., КарагишиевЮ.Г. Налоговые преступления: проблемы законодательного регулирования // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 1. С. 104-107.

4. Табакова Н.А. Проблемы выявления и возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2014. № 5. URL: http://online-science.ru/m/products/law_sciense/gid1409/pg0/ (дата обращения: 23.04.2018).

5. Курченко В.Н. Применение ст. 28.1 УПК РФ: заключение эксперта как альтернатива решению налогового органа // Уголовный процесс. 2011. № 2.

6. Соловьев И.Н. Налоговые преступления. Специфика выявления и расследования. М.: Проспект, 2012. 346 с.

7. Иванов Ю. Новый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Комплексный анализ // Vegas Lex - 2016. URL: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/79590/ (дата обращения: 23.04.2018).

8. Безлепкин Б.Т. Настольная книга следователя и дознавателя. М.: Проспект, 2009. 288 с.

9. Александров А. Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (ст. 28.1 УПК) // Уголовное право. 2010. № 2. С. 97-101.

10. Артамонова Е.А., Конюков В.Г. Надлежащий повод для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях: проблемы теории и практики // Налоги. 2012. № 3. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=795 (дата обращения: 23.04.2018).

References

1. Nikitenko S. Izmenyon mekhanizm vozbuzhdeniya ugolovnyh del po nalogovym prestupleniyam // Rossijskaya gazeta. 2015. № 981. URL: https://rg.ru/2015/01/20/dela.html (data obrashcheniya: 23.04.2018).

2. Smirnov G.K. Nalogovye prestupleniya: predely liberalizacii. M.: OOO «Aktion kadry i pravo», 2013. №1. C. 22-37.

3. Ogurlieva A.A., Karagishiev Yu.G. Nalogovye prestupleniya: problemy zakonodatel'nogo reguliro-vaniya // YUridicheskij vestnik DGU. 2014. № 1. S. 104-107.

4. Tabakova N.A. Problemy vyyavleniya i vozbuzhdeniya ugolovnyh del o nalogovyh prestupleniyah // Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki 2014. № 5. URL: http://online-science.ru/m/products/law_sciense/gid1409/pg0/ (data obrashcheniya: 23.04.2018).

5. Kurchenko V.N. Primenenie st. 28.1 UPK RF: zaklyuchenie ehksperta kak al'ternativa resheniyu nal-ogovogo organa // Ugolovnyj process. 2011. № 2.

6. Solov'ev I.N. Nalogovye prestupleniya. Specifika vyyavleniya i rassledovaniya. M.: Prospekt, 2012.

346 s.

7. Ivanov Yu. Novyj poryadok vozbuzhdeniya ugolovnyh del po nalogovym prestupleniyam. Kom-pleksnyj analiz // Vegas Lex - 2016. URL: https://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/79590/ (data obrashcheniya: 23.04.2018).

8. Bezlepkin B.T. Nastol'naya kniga sledovatelya i doznavatelya. M.: Prospekt, 2009. 288 s.

9. Aleksandrov A. Prekrashchenie ugolovnogo presledovaniya po delam, svyazannym s narusheniem zakonodatel'stva o nalogah i sborah (st. 28.1 UPK) // Ugolovnoe pravo. 2010. № 2. S. 97-101.

10. Artamonova E.A., Konyukov V.G. Nadlezhashchij povod dlya vozbuzhdeniya ugolovnyh del o nalogovyh prestupleniyah: problemy teorii i praktiki // Nalogi. 2012. № 3. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=795 (data obrashcheniya: 23.04.2018).

Поступила в редакцию 7 мая 2018 г.

Received 7 May, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.