Научная статья на тему 'Эффективность уголовно-правовой политики в отношении налоговых преступлений'

Эффективность уголовно-правовой политики в отношении налоговых преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / PENAL POLICY / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TAX CRIMES / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / TAX EVASION / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР / EFFECTIVENESS OF PENAL MEASURES / СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME PERPETRATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарбатович Денис Александрович

В статье обосновывается положение о том, что ослабление уголовно-правовой политики в отношении налоговых преступлений в первую очередь защищает интересы потенциальных субъектов данных преступлений: крупных промышленников, предпринимателей, бизнесменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of penal policy towards tax crimes

The article substantiates the statement that the weakening of the penal policy towards tax crimes, first of all, protects interests of potential perpetrators of such crimes industrialists, entrepreneurs and businessmen.

Текст научной работы на тему «Эффективность уголовно-правовой политики в отношении налоговых преступлений»

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

УДК 343

Эффективность уголовно-правовых мер в противодействии преступности в сфере экономической деятельности определяет, насколько существование и сама реализация уголовно-правовых норм способна обеспечить задачи, стоящие перед Уголовным кодексом Российской Федерации.

Способны ли уголовно-правовые нормы охранять указанные общественные отношения,

Д. А. ГАРБАТОВИЧ

а также предупреждать совершение соответствующих преступных посягательств.

С 2006 г. общее количество выявленных преступлений экономической направленности стабильно уменьшается. Так, если в 2006 г. было выявлено 489,2 тыс. преступлений, то в 2011 г. было уже выявлено 202,5 тыс. соответствующих преступлений (см. Таблица 1.).

Количество выявленных правоохранительными органами Таблица № 1

преступлений экономической направленности

Год Количество преступлений Материальный ущерб от указанных преступлений по окоченным уголовным делам

2003 376,8 тыс.1 75,2 млрд. руб.

2004 402,4 тыс.2 275,4 млрд. руб.

2005 437,7 тыс.3 1399,6 млрд. руб.

2006 489,6 тыс.4 127,6 млрд. руб.

2007 459,2 тыс.5 223,8 млрд. руб.

2008 448,8 тыс.6 142,5 млрд. руб.

2009 428,8 тыс.7 1075,7 млрд. руб.

2010 276 тыс. 176 млрд. руб.

2011 202,5 тыс. 160,71 млрд. руб.

Несмотря на положительную динамику уменьшения количественного показателя объема экономической преступности, материальный ущерб от указанных преступлений по оконченным уголовным делам по сравнению с 2008 г. в 2009 г. вырос на 450 процентов. Так, если в 2008 г. материальный ущерб от указанных преступлений составил 142,5 млрд. рублей, то в 2009 г. - уже 1075,7 млрд. рублей. Начиная с 2010 года материальный ущерб от указанных преступлений стал резко уменьшаться, в 2010 году материальный ущерб составил 176 млрд рублей, в 201 1-160,7 млрд. рублей.

В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается именно рост количества выявленных преступлений в сфере экономической деятельности. Если в 2008 г. было выявлено 80743 преступлений, то в 2009 г. - уже 8291 1 преступлений в сфере экономической деятельности. С 2010 года количество выявленных преступлений в сфере экономической деятельности стало значительно уменьшаться; в 2010 году было выявлено 571 62 преступления, в 2011 году уже 40496 преступлений (см. таблицу 2).

1 http://www.mvd

2 http://www.mvd

3 http://www.mvd

4 http://www.mvd

5 http://www.mvd

6 http://www.mvd

7 http://www.mvd

гиД^/2177^

ги/А^/3157.pdf

ги/^/4001^

гиД11е5/5Сх6Ш04КЕ2РАя7^

гиД^/и281 KzbmtHplrXo.pdf

ru/files/PUeh34ZSL9gjacp.pdf

ги/А^/АаиТ0сРху1пЬд2Ж^

Преступления в сфере Таблица № 2

экономической деятельности

Количество преступлений, совершенных Год Количество выявленных преступлений в крупном или особо крупном размере,

либо причинивших крупный ущерб

2008 80743

2009 82 911 24 111

2010 57 162 11 487

2011 40 496 6 359

В 2008 году материальный ущерб от налоговых преступлений, выявленных ОВД по расследованию налоговых преступлений, составил 71,57 млрд рублей8, в то время как с 2006 года по в 2008 год в среднем от этих преступлений возмещенный ущерб состав-

ляет примерно 50,45 млрд рублей в год. С 2009 года материальный ущерб от налоговых преступлений, выявленный ОВД, также стал уменьшаться, в 2009 году данный ущерб составил 49,3 млрд рублей, в 2011 году 37,59 млрд рублей (см. таблицу 3).

Количество экономических преступлений,

выявленных ОВД по расследованию налоговых преступлений

Таблица № 3

Год Кол-во преступлений Материальный ущерб Возмещенный ущерб

2004 17,6 тыс.9 79,8 млрд. руб. 10,6 млрд. руб.

2005 22,8 тыс.10 711,5 млрд. руб. 515,4 млрд. руб.

2006 25,6 тыс.11 56,9 млрд. руб. 47,3 млрд. руб.

2007 26,8 тыс.12 96,9 млрд. руб. 54,5 млрд. руб.

2008 27,7 тыс.13 71,57 млрд. руб. 49,55 млрд. руб.

2009 22,1 тыс. 49,3 млрд. руб.

2010 14,3 тыс. 44,3 млрд. руб.

2011

8,8 тыс.

37,59 млрд. руб.

Итак, с 2009 года наблюдается существенное уменьшение количества выявленных преступлений экономической направленности, количества преступлений в сфере экономической деятельности, а также уменьшение материального ущерба от налоговых преступлений, выявленных органами внутренних дел.

Можно ли объяснить положительную тенденцию количественных показателей преступлений в сфере экономической деятельности именно эффективностью соответствующей уголовно-правовой политики?

В связи с этим сомнительными с точки зрения их реальной эффективности представляются последние изменения Уголовного кодекса Российской Федерации относительно таких составов преступлений, как уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица и организации (ст. 198, 199 УК РФ).

Речь идет о декриминализации данных преступных деяний относительно их размеров.

В предыдущей редакции ст. 198 УК РФ уклонением от уплаты налогов и (или) сборов

8 http://www.mvd.ru/stats/10000148/10000230/6166/

9 http://www.mvd.ru/files/3157.pdf

10 Ь|Нр: //^ш т^. ru/f iles/4001. pdf

11 http://www.mvd.ru/files/sCx6RIO4KE2PAqZ.pdf

12 http://www.mvd.ru/files/u281KzbmtHplrXo.pdf

13 http://www.mvd.ru/files/PUeh34ZSL9gjacp.pdf

с физического лица в крупном размере признавалась сумма налогов и (или) сборов, составляющая в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при усло вии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

В новой редакции УК РФ уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица в крупном размере признается сумма налогов или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1 0 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, в особо крупном размере признается сумма налогов или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов либо превышающая девять миллионов рублей (ст. 198 УК РФ).

В предыдущей редакции ст. 199 УК РФ уклонением от уплаты налогов и (или) сборов с организации в крупном размере признавалась сумма налогов и (или) составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов рублей.

В действующей редакции статьи 199 УК РФ уклонением от уплаты налогов и (или)

сборов с организации в крупном размере признается сумма налогов или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, в особо крупном размере - сумма налогов или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Не думаю, что подобные изменения в УК РФ связаны именно с утратой общественной опасности таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица,организации в крупных и особо крупных размеров предыдущей редакции УК РФ.

Считается, что такой состав преступления, как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ), является общим составом преступления по отношению к таким преступным деяниям, как уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей (ст. 194, 198, 199 УК РФ) [2, с. 224].

Общим у таких составов преступлений, как причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей, налогов или сборов (ст. 194, 198, 199 УК РФ) является способ обогащения, когда виновный неправомерно удержает у себя определенное имущество, которое должно было поступить в собственность или владение потерпевшего и тем самым пополнить его имущественный фонд [1, с. 726].

При совершении данных преступлений имущественную выгоду преступник извлекает путем не передачи должного, а завладением чужим имуществом. Например, в результате обмана или злоупотребления доверием виновный уклоняется от уплаты различных платежей, предусмотренных соответствующим законодательством [3, с. 462].

«Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту

сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства» [4, с. 55].

При причинении имущественного ущерба, при уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов физическое лицо, юридического лицо, государство не получает того, что по закону потерпевший получил бы при надлежащем исполнении своих обязанностей соответствующими должниками. В данном случае этот имущественный ущерб называется упущенной выгодой.

Странным представляется тот факт, что причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверия признается преступлением при причиненении ущерба в размере более 250 тыс. рублей (ч. 1 ст. 165 УК РФ). То причинение имущественного ущерба в виде упущенной выгоды посредством уклонения от налогов и (или) сборов признается преступлением при причинении физическим лицом имущественного ущерба свыше шестисот тысяч рублей, а юридическим лицом - свыше двух миллионов рублей.

Рассматриваемые изменения в первую очередь защищают интересы крупных промышленников, предпринимателей, собственников различных бизнес-структур, то есть интересы тех лиц, кто потенциально

способен стать субъектом рассматриваемых составов преступлений, так как теперь современные формулировки крупных и особо крупных размеров неуплаченных налогов и (или) сборов максимально снижают вероятность привлечения их к соответствующей уголовной ответственности.

Если же имущественный вред посредством обмана или злоупотребления доверием причиняется их бизнесу, то уже реально к уголовной ответственности в соответствии со ст. 165 УК РФ привлекаются практически обыденные мошенники.

Более того, полагаю, что именно новые формулировки примечаний к ст. 198, 199 УК РФ не ориентированы на реальное снижение таких действий, как уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Просто исходя из новых формулировок уголовного закона, немалая часть анализируемых деяний не подвергается статистическому учету в качестве преступных посягательств в связи с недостижением необходимого крупного размера. Соответственно в статистическом учете с 2010 года формально представленный размер материального ущерба от преступлений в сфере экономической деятельности является сниженным, что вряд ли соответствует фактическому состоянию преступности в сфере экономической деятельности.

1. Бойцов А. И. Преступления против собственности. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2002.

2. Волженкин Б. В. Экономические преступления. - СПб. : Юридический центр Пресс, 1999.

3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 3. Учебник для вузов / под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Коми-сарова. - М. : ИКД Зерцало-М, 2002.

4. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 4. Учебник для вузов / под ред. Г. Н. Борзенкова, В. С. Коми-сарова. - М. : ИКД Зерцало-М, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.