Научная статья на тему 'Уголовно-правовая политика в сфере экономической преступности (некоторые аспекты)'

Уголовно-правовая политика в сфере экономической преступности (некоторые аспекты) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1973
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / РOLICY / CRIMINAL AND LEGAL POLICY / LEGISLATION / LIBERALIZATION OF LAW / CRIME / ECONOMIC CRIMINALITY / CRIMINAL RESPONSIBILITY / CRIMINAL PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яковлева Ольга Алексеевна

Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовно-правовая политика является одной из составляющих правовой политики государства, определяющей основные направления развития уголовного законодательства. Соотнося экономическую и уголовно-правовую политику современной России, необходимо отметить весомую корректировку последней в сфере экономики. Наказания за совершение экономических преступлений должны сочетать карательный и воспитательный элементы, учитывать положения принципов гуманизма и экономии уголовной репрессии. Ряд фактов обусловливает либерализацию уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности: ослабление или сокращение санкций в статьях Особенной части УК РФ; дополнение альтернативным лишению свободы видом основного наказания; повышение крупного и особо крупного размера ущерба, наличие которого является основанием для привлечения к уголовной ответственности за совершение отдельных видов преступлений; декриминализация признаков составов преступлений и в целом уголовно-правовых норм; введение общих и специальных условий освобождения от уголовной ответственности. Наряду с позитивными моментами законодатель должен учитывать некоторые несовершенства вводимых изменений и дополнений в нормы закона; необходимость конструктивного пересмотра и целесообразности применения ряда уже давно действующих составов преступлений в сфере экономической преступности. В целом государственная политика в сфере экономической преступности отражает значимые социальные ценности, объективные закономерности существования и протекания общественных отношений и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF ECONOMIC CRIMINALITY (SOME ASPECTS)

The policy expresses government's functions on the management of a particular sphere of social life. Criminal and legal policy is one of the constituents of state legal policy, determining the main directions of criminal legislation development. When correlating the economic and criminal and legal policy of modern Russia, it is necessary to mention significant ajustment in the latter economic sphere. Punishments for committing econimic crimes must combine penal and pedagogic elements, must consider the principles of humanism and criminal reprisal economy. The range of factors determine the liberalization of criminal and legal policy in the sphere economic criminality: weakening or reducing the sanctions in articles of the Special part of the Criminal Code of the Russian Federation; adding the alternative kinds of main punishment along with imprisonment; increase of large and extra large size of damage, the presence of which is the basis for criminal responsibility for certain types of crimes; decriminalization of constituent elements of offences and criminal and legal norms in general; introduction of general and special conditions of release from criminal responsibility. Along with the positive aspects, legislator should take into account some imperfections of introduced amendments and additions to the rules of law; the necessity of constructive review and feasibility of applying a number of already existing crime components in the sphere of economic criminality. In general, the state policy in the sphere of economic criminality reflects significant social values, objective laws of existence and course of social relations and processes.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая политика в сфере экономической преступности (некоторые аспекты)»

© Яковлева О.А., 2014

®

УДК 343.9 ББК 67.518.1

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ (НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ)

Яковлева Ольга Алексеевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Волгоградского государственного университета [email protected], [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Уголовно-правовая политика является одной из составляющих правовой политики государства, определяющей основные направления развития уголовного законодательства. Соотнося экономическую и уголовно-правовую политику современной России, необходимо отметить весомую корректировку последней в сфере экономики. Наказания за совершение экономических преступлений должны сочетать карательный и воспитательный элементы, учитывать положения принципов гуманизма и экономии уголовной репрессии. Ряд фактов обусловливает либерализацию уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности: ослабление или сокращение санкций в статьях Особенной части УК РФ; дополнение альтернативным лишению свободы видом основного наказания; повышение крупного и особо крупного размера ущерба, наличие которого является основанием для привлечения к уголовной ответственности за совершение отдельных видов преступлений; декриминализация признаков составов преступлений и в целом уголовно-правовых норм; введение общих и специальных условий освобождения от уголовной ответственности.

Наряду с позитивными моментами законодатель должен учитывать некоторые несовершенства вводимых изменений и дополнений в нормы закона; необходимость конструктивного пересмотра и целесообразности применения ряда уже давно действующих составов преступлений в сфере экономической преступности.

В целом государственная политика в сфере экономической преступности отражает значимые социальные ценности, объективные закономерности существования и протекания общественных отношений и процессов.

Ключевые слова: политика, уголовно-правовая политика, законодательство, либерализация закона, преступления, экономическая преступность, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Политика выражает функции государства по руководству той или иной сферой общественной жизни. Она отражает принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставят перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. Цели этой политики в общей форме закреплены в Конституции [2, с. 7].

Термин «юридическая политика» или «правовая политика» находится в ряду таких смежных понятий, как «экономическая», «социальная», «демографическая», «финансовая», «научная политика» и т. д. Все они характеризуют основные направления деятельности государства в той или иной сфере общественной жизни. Следовательно, юридическая по-

литика должна включать в себя те принципы и основные направления, которые государство реализует при создании и применении норм, институтов и отраслей права, в деятельности юридических учреждений, в формировании и развитии правосознания граждан [1, с. 11-12].

Уголовно-правовая политика является одной из составляющих правовой политики государства, определяет основные направления развития уголовного законодательства. В то же время существует обратная связь. Нельзя отрицать тот факт, что уголовное законодательство оказывает значительное влияние на уголовно-правовую политику, проводимую в стране. Уголовное законодательство является одной из форм реализации уголовно-правовой политики и представляет собой своеобразный критерий, с помощью которого можно оценить эффективность этой сферы государственной деятельности и выработать наиболее оптимальные формы, методы и направления уголовно-правового воздействия на преступность [3, с. 106-107].

Соотнося экономическую и уголовно-правовую политику современной России, необходимо отметить весомую корректировку последней в сфере экономики. Предшествующие десятилетия уголовно-правовая политика была настроена на пресечение и криминализацию общественно-опасных деяний, совершаемых в период реформирования политического и социально-экономического уклада общества. В последнее время произошел поворот в сторону законопослушности граждан в определенной сфере деятельности. Наказания за совершение экономических преступлений должны быть неотвратимыми, но соразмерными совершенному деянию и сочетать карательный и воспитательный элементы, учитывать положения принципов гуманизма и экономии уголовной репрессии. Иными словами - цели уголовного наказания должны быть достигнуты с наименьшими моральными и материальными затратами.

Гуманизация уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности обусловлена рядом фактов:

- повышением крупного и особо крупного размера ущерба, наличие которого является основанием для привлечения к уголовной ответственности за совершение отдельных

видов преступлений. Так, в примечании ст. 169 УК РФ отмечено, что крупным размером признается сумма, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным -шесть миллионов рублей [3, с. 74]. В ранее действующем законодательстве крупный размер составлял - превышение двухсот пятидесяти тысяч рублей, особо крупный - один миллион рублей;

- в примечании к ст. 198 УК РФ крупным размером уклонения физического лица от уплаты налогов теперь признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей (ранее сто тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей (ранее триста тысяч рублей); особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей (ранее - пятьсот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей (ранее - один миллион пятьсот тысяч рублей);

- идентичные изменения коснулись ст. 199; 199.1 УК РФ. Крупный размер составляет сумма налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей (ранее - пятьсот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей (ранее - один миллион пятьсот тысяч рублей), а особо крупный размер - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей (ранее - два миллиона пятьсот тысяч рублей), при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 % подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей (ранее - семь миллионов пятьсот тысяч рублей);

- ослаблением или сокращением санкций в статьях Особенной части УК РФ. На-

пример, санкция ст. 174.1 УК РФ за совершение данного преступления организованной группой предусматривала безальтернативный основной вид наказания - лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. Более поздними законодательными актами были внесены изменения, касающиеся сроков лишения свободы - до семи лет без минимального предела. Кроме того, санкция данной нормы дополнена альтернативным лишению свободы видом основного наказания - принудительными работами на срок до пяти лет [4, с. 8];

- декриминализацией признаков составов преступлений и в целом уголовно-правовых норм. Так, Федеральным законом от

07.04.2010 № 60-ФЗ в ст. 171 УК РФ декри-минализован ряд признаков, касающихся процедуры регистрации и осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения, и признана утратившей силу ст. 173 УК РФ [5, п. 2, 4]. Исключение данного состава из УК РФ обусловлено нечеткостью ее законодательной конструкции и тем, что предусмотренные нормой деяния охватываются другими составами преступлений, содержащихся в гл. 21 и гл. 22 Уголовного кодекса РФ;

- введением общих и специальных условий освобождения от уголовной ответственности: Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ п. 17 УК РФ дополнен ст. 76.1, в которой предусмотрены условия освобождения от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности [6, п. 17]. Более ранними законодательными актами были введены в уголовное законодательство специальные условия освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в примечаниях ст. 198, 199 УК РФ (Федеральный закон от 29.12.2009 № 383-ФЗ [7, ст. 2]).

Безусловно, либерализация уголовного законодательства в рассматриваемой нами сфере интересов свидетельствует о политико-экономическом подходе государства в социальном развитии общества. Но нельзя не отметить и некоторую небезупречность законодателя относительно вводимых изменений и дополнений в нормы закона: например, постоянные изменения с 2007 г. понятий крупно-

го и особо крупного размеров в примечании к ст. 194 УК РФ (понятие особо крупного размера менялось от полутора миллионов до тридцати шести миллионов рублей, дифференцировалось для физических и юридических лиц, в настоящий момент особо крупный размер для целей ст. 194 УК РФ составляет три миллиона рублей); думается, что необходимо усовершенствовать законодательную технику условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198-199 УК РФ (соотнести и разграничить признаки ч. 1 ст. 76.1 УК РФ и ч. 2 примечаний к ст. 198-199 УК РФ); учитывая статистику правоприменительной деятельности, оценить целесообразность введения ст. 185.1-185.5 УК РФ.

На наш взгляд, требует конструктивного пересмотра и целесообразности применения ряда уже давно действующих составов преступлений в сфере экономической преступности. Думается, что ст. 169 УК РФ «не удобна в практическом применении» тем, что содержит большое количество оценочных признаков (например, «иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя...»), которые широко трактуются в правоприменительной практике и, кроме того, дублируют признаки ст. 285 и 286 УК РФ. Требуется более детальный подход к разграничению признаков ст. 163 и 179 УК РФ [например, как разграничивать «...другие действия имущественного характера» (ст. 163 УК РФ) с действиями, направленными на «...совершение сделки...» (ст. 179 УК РФ)].

Учитывая позитивные тенденции уголовно-правовой политики в сфере экономической преступности, выраженные в либерализации уголовного законодательства, реализации принципа экономии уголовной репрессии и стремления к усовершенствованию законодательных конструкций уголовно-правовых норм, необходимо констатировать то, что государственная политика в сфере экономической преступности отражает значимые социальные ценности, объективные закономерности существования и протекания общественных отношений и процессов, обусловленных наличными возможностями и условиями ее существования.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Кудрявцев, В. Н. Криминализация как способ осуществления уголовной политики. Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация) / В. Н. Кудрявцев. - М. : Норма, 1982. - 144 с.

2. Лозовский, Л. Ш. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. -М. : Инфра-М, 2004. - 128 с.

3. Рожнов, А. П. Роль доктрины в механизме воздействия уголовного права на общественную жизнь / А. П. Рожнов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2009. - №> 11. - С. 105-113.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. на 1 апр. 2013 г. - М. : Эксмо, 2013. - 192 с.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» от 28 июня 2013 г. N° 134-ФЗ. -C. 8. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:www. consultant.ru/document/cons.doc-LAW-148268. - Загл. с экрана.

6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 апреля 2010 г. N° 60-ФЗ : (в ред. от

06.12.2011 № 405-ФЗ). - П. 2, 4. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ : (в ред. от 28.12.2013 № 431-ФЗ). - П. 17. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: Consultant.ru document/ cons_doc_LAW_156591. - Загл. с экрана.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ. - Ст. 2. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://femidarf.ru/base/12172028/index.htm. -Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Kudryavtsev V.N. Kriminalizatsiya kak sposob osushchestvleniya ugolovnoy politiki. Osnovaniya ugolovno-pravovogo zapreta (kriminalizatsiya i dekriminalizatsiya) [The Criminalization as the Way of Implementing the Criminal Policy. The Grounds for Criminal and Legal Ban (Criminalization and Decriminalization)]. Moscow, Norma Publ., 1982. 144 p.

2. Lozovskiy L.Sh., Rayzberg B.A. Konstitu-tsiya Rossiyskoy Federatsii s kommentariyami dlya izucheniya i ponimaniya [The Constitution of the Russian Federation with Comments for Studying and Understanding]. Moscow, Infra-M Publ., 2004. 128 p.

3. Rozhnov A.P. Rol doktriny v mekhanizme vozdeystviya ugolovnogo prava na obshchest-vennuyu zhizn [The Role of a Doctrine in the Mechanism of Criminal Law Influence on Public Life]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5, Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 2009, no. 11, pp. 105-113.

4. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Tekst s izm. i dop. na 1 aprelya 2013 g. [The Criminal Code of the Russian Federation: with amend. and add. of April 1, 2013]. Moscow, Eksmo Publ., 2013. 192 p.

5. Federalnyy zakon “O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti protivodeystviya nezakonnym finansovym operatsiyam” 28.06.2013 № 134-FZ [The Federal Law “On Introducing Amendments into Separate Legislative Acts of the Russian Federation in the Part on Actions Against Illegal Financial Operations” of June 28, 2013 no. 134-FZ]. P. 8. Available at: http:www.consultant.ru/document/ cons.doc-LAW-148268/.

6. Federalnyy zakon “O vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii” 07.04.2010 № 60-FZ. P. 2, 4 [The Federal Law “On Making Amendments in Certain Legislative Acts of the Russian Federation” of April 7, 2010 no. 60-FL. P. 2, 4]. Red. ot 6 dekabrya 2011 g. no. 405-FZ. Assess from reference legal system “KonsultantPlyus”.

7. Federalnyy zakon “O vnesenii izmeneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii i otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii”

07.12.2011 № 420-FZ. P. 17 [The Federal Law “On Making Amendments in the Criminal Code of the Russian Federation and Separate Legislative Acts of the Russian Federation” of December 7, 2011 no. 420-FL. P. 17]. Red. ot 28 dekabrya 2013 g. no. 431-FZ. Available at: Consultant.rudocument/cons_doc_ LAW_156591.

8. Federalnyy zakon “O vnesenii izmeneniy v chast pervuyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii” 29.12.2009 № 383-FZ. St. 2 [The Federal Law “On Making Amendments in the First Part of the Tax Code of the Russian Federation and Separate Legislative Acts of the Russian Federation” ofDecember 29, 2009 no. 383-FL. Art. 2]. Available at: http://femidarf.ru/base/12172028/ index.htm.

CRIMINAL AND LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF ECONOMIC CRIMINALITY (SOME ASPECTS)

Yakovleva Olga Alekseevna

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor,

Department of Criminal Law, Volgograd State University [email protected], [email protected]

Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The policy expresses governments functions on the management of a particular sphere of social life. Criminal and legal policy is one of the constituents of state legal policy, determining the main directions of criminal legislation development. When correlating the economic and criminal and legal policy of modern Russia, it is necessary to mention significant ajustment in the latter economic sphere. Punishments for committing econimic crimes must combine penal and pedagogic elements, must consider the principles of humanism and criminal reprisal economy. The range of factors determine the liberalization of criminal and legal policy in the sphere economic criminality: weakening or reducing the sanctions in articles of the Special part of the Criminal Code of the Russian Federation; adding the alternative kinds of main punishment along with imprisonment; increase of large and extra large size of damage, the presence of which is the basis for criminal responsibility for certain types of crimes; decriminalization of constituent elements of offences and criminal and legal norms in general; introduction of general and special conditions of release from criminal responsibility.

Along with the positive aspects, legislator should take into account some imperfections of introduced amendments and additions to the rules of law; the necessity of constructive review and feasibility of applying a number of already existing crime components in the sphere of economic criminality.

In general, the state policy in the sphere of economic criminality reflects significant social values, objective laws of existence and course of social relations and processes.

Key words: policy, criminal and legal policy, legislation, liberalization of law, crime, economic criminality, criminal responsibility, criminal punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.