УДК 903.2(571.63)
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО НАСЕЛЕНИЯ КРАСКИНСКОГО ГОРОДИЩА
Е.В. Асташенкова
Анализ предметов бохайского декоративного искусства с точки зрения техники и технологии их производства, декора и формы, места обнаружения на памятнике и/или археологическом объекте, определение функционального назначения данных изделий позволяют составить представление об эстетических предпочтениях средневекового населения, о господствующей идеологии в обществе, о традиционных культах и верованиях, об уровне развития определённых производств, о характере и основных направлениях экономических, социальных и политических связей, о социально-политических процессах, происходящих в государстве на разных этапах развития и т.д. Предметы искусства могут выступать как самостоятельными источниками информации, так и существенно дополнять и уточнять данные, полученные в процессе исследования археологических объектов и других категорий изделий. За уже более чем 30-летнюю историю археологического изучения Краскинского городища собрана внушительная коллекция артефактов и предметы искусства составляют значительную её часть. При этом есть категории изделий, насчитывающие несколько десятков экземпляров, а есть
единичные предметы, как уникальные в своём роде, так и имеющие близкие аналогии на других бохайских памятниках. В данной работе мы выделили основные группы предметов декоративного искусства Краскинского городища по функциональному признаку — это предметы архитектурно-декоративного искусства, элементы поясной гарнитуры, украшения, предметы быта, миниатюрная скульптура неясного назначения. Их анализ подтверждает статус Краскинско-го городища как окружного центра столичной области. Эти изделия демонстрируют существование в культуре населения данного средневекового города двух компонентов — элитарного и массового — и позволяют проследить эволюцию городской культуры. Архитектурно-декоративные элементы являются важным источником информации для выявлению внутренней периодизации городища, определения этапов изменения его статуса, иллюстрируют процессы постепенного усиления централизации государственной власти.
Ключевые слова: государство Бохай, Краскинское городище, декоративно-прикладное искусство, архитектурная керамика, украшения, наременная гарнитура, буддийская скульптура.
Краскинское городище находится на юге Хасанского района Приморского края в 2 км к юго-западу от пос. Краскино, на правобережье р. Цу-кановка, близ берега бухты Экспедиции. Бухта расположена в западной части залива Посьета Японского моря (рис. 1). Площадь городища составляет около 12,6 га. В бохайское время городище являлось центром окру-
АСТАШЕНКОВА Елена Валентиновна — ASTASHENKOVA Elena Valentinovna —
кандидат исторических наук, научный сотрудник PhD, researcher at Early Mediaeval Archaeology сектора раннесредневековой археологии, Институт Department, Institute of History, Archaeology, истории, археологии и этнографии народов and Ethnology of Peoples of the Far East,
Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток, Россия. FEB RAS, Vladivostok, Russia.
E-mail: [email protected]
Рис. 1. Карта расположения посёлка Краскино и Краскинского городища
га Яньчжоу, входившего в столичную область Восточной столицы (Города средневековых империй 2018:82). За годы археологических исследований на памятнике собрана представительная коллекция предметов декоративно-прикладного искусства. Их изучение позволяет существенно расширить знания о мировоззрении средневекового населения и их эстетических потребностях. Анализ предметов декоративно-прикладного искусства иллюстрирует традиционные взгляды населения и их изменение под влиянием новой государственной идеологии, в роли которой выступал буддизм. Несмотря на каноничность буддийского искусства, оно тоже не оставалось неизменным, что нашло отражение в бохайской буддийской иконографии. Кроме того, предметы декоративно-прикладного искусства отражают виды и уровень развития ремесла, быт разных категорий населения, их социальный и имущественный статус, характер внешних и внутренних обменных процессов. Материалы Краскинского городища дают возможность составить представление не только о декоративно-прикладном искусстве населения этого средневекового города, но и в целом о культуре государства Бохай.
Количество обнаруженных к настоящему времени предметов декоративного искусства Краскинского городища позволяет выделить несколько групп по функциональному признаку — это предметы архитектурно-декоративного искусства, элементы поясной гарнитуры, украшения, предметы быта и миниатюрная скульптура.
П РЕДМЕТЫ АРХИТЕКТУРНО-ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Эта группа охватывает керамические и каменные элементы внешнего и внутреннего убранства различных сооружений - т.н. архитектурную керамику (украшения крыши в виде лотосовидного навершия, чивэев, концевых дисков кровельной черепицы и плоской орнаментированной черепицы, облицовочные кирпичи с растительным орнаментом и плитки с зооморфными и антропоморфными барельефами, фрагменты антропоморфных и зооморфных скульптур) (рис. 2, 7). К этой же группе мы относим миниатюрную бронзовую буддийскую пластику (рис. 3, 8: 1-3). Несмотря на то, что статуэтки Будд, бодхисатв и других буддийских божеств являются предметами изобразительного искусства, всё же они имели прикладной характер и, обладая образным содержанием и символическим значением, составляли неразрывное конструктивное целое с храмовой архитектурой.
Все изделия данной группы сосредоточены в северо-западной части городища и связаны со зданиями, относящимися к буддийскому храмовому комплексу.
Первое, что обращает на себя внимание — схожесть архитектурного оформления Краскинского храмового комплекса с дворцово-храмовы-ми ансамблями бохайских столиц. Свидетельством этому могут являться фрагменты горельефа Будды и остатков композиции «тысяча Будд», стиль и иконография которых аналогичны керамическим украшениям городища Балянчэн, декоры облицовочных кирпичей Краскинского городища и Верхней столицы Бохая (Вэй Цуньчэн 2008: 66, 140). Найденные при раскопках храмового комплекса керамические плиты с остатками рельефных зооморфных изображений, фрагмент головы дракона и обломки чивэя, фрагменты лотосовидного навершия крыши и его украшения, свидетельствуют о том, что здания были украшены в той же манере, что и в Дунц-
зинчене и в целом соответствовали архитектурному стилю древних Китая и Кореи (Бохай шанцзинчэн 2009). Вероятно, выполняя функции окружного центра, город старался соответствовать высокому статусу, и администрация его ориентировалась в оформлении храмов и общественных зданий на бохайские столицы. Но при этом есть изделия, выполняющие функцию архитектурных элементов, обладающие местным художественным колоритом. Речь идёт о миниатюрных керамических скульптурах в виде головы дракона и двух соединённых между собой животных (лев и обезьяна) (рис. 8: 4; 10: 1). Очевидно, фигурка дракона украшала навес над колодцем, в пределах котлована которого и была найдена, а фигурка двух животных была частью декора крыши черепичной камеры, в заполнении которой обнаружена. Аналогичные ей миниатюрные скульптуры первоначально выполняли функцию креплений для черепицы, а позже стали самостоятельными произведениями искусства, сохраняя благопожела-тельную символику.
В буддийской бронзовой пластике соблюдена регламентированная система изображений буддийских персонажей и их атрибутов, и представляет она типично махаянский изобразительный комплекс (Асташенкова 2013). Распространение буддизма как официальной доктрины было об-
Рис. 2. Предметы архитектурно-декоративного искусства из глины
65
условлено интересами государственной политики. Бохайские мастера следовали уже сформировавшейся на территории соседних государств иконографии. Так, исследователи отмечают влияние когурёской, суйской и танской художественных традиций (Шавкунов 1996, Инь Шумэй 2007, Сун Юйбинь 2010, 2014, Асташенкова 2011, 2012, 2013). Но даже в каноническом искусстве находят отражение местная история, художественные традиции, обычаи, что приводит к формированию собственного стиля (Чжань Цзюнь 1994: 64-66). Каждое изображение, найденное на Краскин-ском городище, является отдельным предметом искусства и обладает индивидуальными характеристиками. Это может быть следствием как художественных навыков и эстетических представлений мастера, так и разным оформлением отдельных построек, которые, в свою очередь, могли быть разновременными.
Наш анализ распределения бронзовых изделий на территории городища показал, что большая часть предметов декоративно-прикладного искусства выполненных из позолоченной бронзы сосредоточена в пределах или вблизи храмового комплекса (Гельман и др. 2017). Это отражает довольно высокий статус буддизма в социально-политической жизни насе-
Рис. 3. Буддийская скульптура и пластика из бронзы (1-3, 5-10) и камня (4)
66
ления городища. Политической элите общества необходима была идеологическая поддержка своей легитимности. Но отсутствие находок буддийской скульптуры и пластики в жилых кварталах городища свидетельствует также и о том, что процесс вовлечения населения в сферу влияния официальной религиозной доктрины ещё не приобрёл всеобъемлющего характера.
Исследование архитектурно-декоративных элементов позволяет уточнить внутреннюю хронологию памятника. Ранее уже были предприняты попытки на основе анализа декора дисков и места их локализации на различных объектах в северо-западной части памятника составить хроноло-
Рис. 4. Предметы декоративно-прикладного искусства из камня, стекла и бронзы: 1, 3-5 — каменные бусины; 2 — стеклянная бусина; 6-12, 14, 15, 18-20 — бронзовые элементы наборного пояса
гическую схему порядка их появления на городище (Асташенкова, Болдин 2004). Раскопки жилых кварталов, исследования дороги в районе стены храмового комплекса в 2015-2018 гг. и исследования его самого дали новый материал, позволяющий уточнить предложенную схему. Она была представлена в нашем совместном с Е.И. Гельман докладе на сессии археологов Дальнего Востока 2019 г.* Установлено, что на уровне 5-го строительного горизонта, а на городище к настоящему моменту их выявлено как минимум 6 (Города средневековых империй 2018: 92), зафиксированы наиболее ранние типы декоров дисков (II, VI) Краскинского городища, которые затем встречаются практически во всех строительных горизонтах вплоть до самых верхних (рис. 7: 6, 8). На этом же уровне обнаружен фрагмента чивэя. Он находился на 30-40 см ниже опорных камней, лежа-
Рис. 5. Предметы декоративно-прикладного искусства из глины и камня: 1, 2 — концевые диски кровельной черепицы; 3-5, 7 — керамические изделия с отверстиями; 6 — каменная крышка шкатулки; 8 — фрагмент керамической скульптуры
* Материалы доклада готовятся к печати.
щих в основании городской стены, которую стали возводить с уровня 4-го строительного горизонта (Гельман 2018). Это свидетельствует о том, что на территории Краскинского городища здания, крыша которых украшалась керамическими декоративными элементами, существовали ещё до появления крепостной стены. Возможно, здесь располагался одиночный храм, для дисков которого использовали ограниченное количество декоров, бывших, тем не менее, уникальными. Примером могут служить архитектурные украшения Копытинского, Абрикосовского, Корсаковского и Борисовского храмов. При этом исследования жилого квартала на этом же уровне (5-го строительного горизонта) показывают, что в этот период на городище велась активная хозяйственно-ремесленная деятельность (Города средневековых империй 2018:93).
Э.В. Шавкунов, изучая декоры бохайских дисков, выделял орнаментальные мотивы, характерные для культуры Когурё (Шавкунов 1996). Среди них рельефные многоугольники, обрамляющие центральную полусферу и фигуры в виде стебля травы с отходящими в обе стороны листоч-
б
Рис. 6. Предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы: 1— зеркало; 2 — фигурка верблюда; 3, 5, 6 — навершия шпилек; 4 — наконечник ремня
ками. Эти элементы есть на выделенных нами ранних типах декоров дисков Краскинского городища.
На уровне 4-го строительного горизонта во время существования вала городища (или в период его возведения) появляется сразу четыре типа декора (IV, V, VII, VIII), что может свидетельствовать о повышении статуса городища (рис. 5: 2; 7: 3, 5, 7). А начиная со 2-го строительного горизонта,
Рис. 7. Предметы архитектурно-декоративного искусства из глины (1, 3-9)
и камня (2)
находим диски с самыми поздними типами декоров (I, III) (рис. 5: 1; 7: 4, 9). Примечательно, что они появляются тогда, когда территория храмового комплекса выделяется в отдельную зону — археологические исследования дороги показали, что уже минимум с 3-го строительного горизонта между жилым кварталом и храмовым комплексом существовала преграда, которая не позволяла проходить дороге в прежнем направлении (Гельман 2018). И лишь на этом уровне (2-го строительного горизонта) появляются диски, декор которых находит аналогии среди орнаментов дисков столичных городов Бохая. Это указывает на усиление централизации государственной власти, более активное и широкое распространение иконографических канонов в архитектуре.
ЭЛЕМЕНТЫ ПОЯСНОЙ ГАРНИТУРЫ К настоящему времени на Краскинском городище собрана представительная коллекция этих изделий (более 130 экз.), которая включает такие
Рис. 8. Предметы декоративно-прикладного искусства из глины и бронзы: 1-3 — миниатюрная бронзовая пластика; 4 — керамическая зооморфная фигурка; 5 — фрагмент керамической скульптуры; 6 — керамическое изделие с отверстием
типы артефактов как наконечники ремня, пряжки, накладки, обоймицы, распределитель ремня (Асташенкова 2012) (рис. 4: 6-12, 14, 15, 18-20; 6: 4; 11: 1, 2; 12: 4, 5). Они отличаются по форме, материалу, виду креплений, декору и т.п. Эти изделия использовали в качестве элементов наборных поясов или украшения сбруи. Они выполняли как утилитарную, так и зна-ково-символическую функции, играя роль социальных и имущественных маркеров. На Краскинском городище обнаружены следующие виды элементов наременной гарнитуры: бронзовые, бронзовые позолоченные, бронзовые с отдельными деталями, выполненными из железа, железные и одно каменное. Данные изделия встречаются в разных объектах (храмовый комплекс, жилища и хозяйственные постройки, мусорные ямы, дороги) и в разных строительных горизонтах, начиная с шестого, где их
Рис. 9. Предметы декоративно-прикладного искусства из глины, стекла, камня и бронзы: 17, 10 — украшения; 8, 9, 11-13 — элементы поясной гарнитуры
количество незначительно, но далее постепенно увеличивается к верхним строительным горизонтам. Важной характеристикой элементов наборного пояса является декор. Он может свидетельствовать об определённых художественных традициях населения, которые обусловлены и их эстетическими вкусами, и мировоззренческими установками, и технико-технологическими возможностями региона (Горбунова и др. 2009). Несмотря на то, что декорированных изделий немного (14 экз.), можно выделить два основных орнаментальных мотива — геометрический и растительный. Растительный представлен тремя видами рельефного орнамента — в образе цветочной розетки, в форме симметрично расположенных относительно воображаемой оси изогнутых стеблей, а также стилизованными изображениями растений и цветов, заполняющих всю лицевую поверхность изделия (рис. 4: 1 2, 19; 9: 11; 11: 1, 2; 12: 5). Цветочную розетку можно рассматривать как цветок лотоса и трактовать с точки зрения буддийской символики (рис. 4: 19; 12: 5). Накладка с этим изображением найдена в верхнем строительном горизонте и пока является уникальной как для Краскинского городища, так и в целом для бохайского искусства. Можно предположить, что к верхним строительным горизонтам буддийская символика выходит за пределы храмового комплекса и постепенно распространяется в жилых кварталах.
Растительный декор на двух наконечниках ремня очень близок по стилистике и иконографии к киданьским, что позволяет высказать предположение об их не местном происхождении (рис. 4: 12; 9: 11; 11: 2). Для последних характерна композиция из многочисленных переплетающихся стеблей и побегов растений, заполняющая всё орнаментальное поле. Оба наконечника обнаружены в пределах храмового комплекса в верхних строительных горизонтах.
Среди геометрических орнаментов есть рельефные и плоскостные. Прямоугольная накладка с фигурной прорезью и плоским орнаментом
в виде мелких окружностей обнаружена в жилище верхнего строительного горизонта (рис. 4: 7; 9: 9). А.Л. Ивли-ев, проанализировав изделия с аналогичным декором, считает, что он был распространён в период с VIII по X вв. (Ивлиев 2014). Такой же элемент орнамента присутствует на бронзовом позолоченном перстне, найденном на Крас-кинском городище (рис. 12: 3).
Рельефный геометрический орнамент представлен на трёх накладках и одном наконечнике ремня (рис. 6: 4; 12: 4).
о
2 ст
Рис. 10. Фрагменты миниатюрной керамической скульптуры
Накладки обнаружены в качестве подъёмного материала на городище, но поскольку по стилю декора они очень близки к бронзовым браслетам (рис. 4: 16; 9: 10), широко распространённым в бохайской культуре, мы можем датировать их бохайским временем.
В 2019 г. при исследовании вала городища в районе восточных ворот найдена ещё одна накладка с рельефным орнаментом. Она имеет полуовальную форму и фигурную прорезь. Сохранность декора осложняет его интерпретацию.
Анализ химического состава сплава, из которого отлиты бронзовые предметы (большая часть образцов представляла элементы наременной гарнитуры без декора), и технико-технологических процессов показали, что изделия вполне могли быть произведены на городище (Гельман и др. 2017).
У КРАШЕНИЯ
Эта категория включает в себя такие виды украшений как шпильки, браслеты, подвески, кольца, бусы (рис.4: 1-5, 13, 16, 17; 9: 1-7, 10, 14; 12: 1-3). Остановимся лишь на наиболее представительных группах.
3 0 2 ст
1 I_I
Рис. 11. Бронзовые изделия: 1 — поясная накладка; 2 — наконечник ремня; 3 — зеркало
Шпильки. Проанализировав навершия бронзовых шпилек, обнаруженных на бохайских памятниках, исследователи выделили три типа (Ив-лиев и др. 2001: 150-154; Гельман, Асташенкова 2018). Два из них представлены в материалах Краскинского городища (рис. 6: 3, 5, 6; 12: 1, 2). Найдены они в верхних строительных горизонтах городища и преимущественно в пределах или вблизи храмовой зоны. Их аналогии встречены в материалах столичных центров и могильников Бохая, исследованных на территории КНР. Учитывая объекты, на которых обнаружены шпильки, их безусловную художественную и материальную (некоторые были позолочены) ценность, мы можем относить их к категории статусных изделий.
Бусины. Всего на городище найдено около 30 бусин (рис. 4: 1-5; 9: 1-6). Они появляются в материалах, начиная с 4-го строительного горизонта на разных объектах. Для их изготовления ремесленники использовали глину, камень (сердолик [оранжево-красная разновидность халцедона], горный хрусталь), стекло. По форме значительно преобладают шаровидные, несколькими экземплярами представлены цилиндрические и биконические. Каменные сердоликовые бусины являются изделиями местного производства. Во время раскопок на городище были найдены обломки халцедона. Вероятно, имелся и определённый стандарт в их производстве: диаметр шаровидных не превышает 0,7-0,9 см при диаметре внутреннего отверстия 0,2 см. Такого единообразия не отмечено для бусин, изготовленных из других материалов. В целом же сердоликовые бусины являются типичным украшением для культуры Бохая.
3 4 I-1-1 5 а_1 ст
Рис. 12. Бронзовые изделия: 1, 2 — навершия шпилек; 2 — перстень; 4, 5 — поясные накладки)
На Краскинском городище обнаружено пока лишь три стеклянные бусины. Центров производства стекла на бохайских памятниках не выявлено, поэтому каждая такая находка является важным вкладом в изучение вопроса внешних торговых связей Бохая (Гельман, Асташенкова 2018). Анализ техники и технологии производства одной стеклянной бусины, обнаруженной на Краскинском городище, позволил установить, что происходит она из мастерских Ближнего Востока (рис. 4: 2; 9: 4). Аналогичная бусина обнаружена на территории могильника Хунцзуньюйчан (Нинъань хунцзуньюйчан 2009).
Изделия с отверстиями. Особую категорию представляют изделия с отверстиями (рис. 5: 3-5, 7; 8: 6). Они встречаются практически на каждом бохайском памятнике, как в Приморье, так и на территории СевероВосточного Китая (Liudingshan and Bohaizhen Aristocratic Cemetery 1997: 97). На Краскинском городище представлены практически все их разновидности. Здесь целые изделия и их фрагменты найдены при раскопках разных объектов (храмового комплекса, жилищ, дорог, ворот) и в разных строительных горизонтах. Цвет их либо красновато-коричневый, либо чёрный, либо светло-серый, часто фиксируются следы копоти или нагара. Изделия различаются по размеру, форме, количеству и расположению отверстий, декору. На Восточных воротах обнаружены фрагменты самого миниатюрного из известных на сегодняшний день изделий. Из четырёх артефактов, имеющих форму административных или культовых построек, два найдены на Краскинском городище. Первое представляет собой фрагментированную миниатюрную модель здания с черепичной крышей, украшенной чивэем, и с изображением антропоморфной фигуры на одной из боковых граней (рис. 5: 7). Второе, вероятно, является моделью девятиярусной ступы — одного из характерных элементов буддийской архитектуры (рис. 5: 4).
Изделия с отверстиями бывают с орнаментом и без. На городище представлены и те, и другие. Можно выделить геометрический и антропоморфный декор. В ряде случаев изображения на гранях имеют своею целью придать вещи антропоморфный вид (рис. 5: 5). Форма некоторых изделий имеет сходство с головой совы из-за небольших «ушек». О связи образов человека и птицы, которая прослеживается на примере данных артефактов, исследователи писали ранее (Шавкунов 1989, Liudingshan and Bohaizhen Aristocratic Cemetery 1997: 97). В настоящее время однозначного ответа о назначении данного вида изделий пока нет. На городище эти артефакты встречаются на разных объектах и в разных горизонтах, что свидетельствует в пользу их повсеместного применения. Это был обычный предмет обихода. Следы нагара на многих изделиях говорят о том, что их использование было связано с огнем. Наравне с утилитарным значением данные предметы несли и символическую нагрузку. На примере изделий с отверстиями можно видеть, как государственная идеология влияла на традиционные взгляды населения. Привычные и широко распространённые в хозяйственной жизни вещи приобретали иную форму и декор, приспосабливаясь к новой религиозной доктрине. Но в то же время продолжалась реализация и отправление привычных для населения ритуалов, во время которых использовали изделия с отверстиями. Об этом свидетельствуют находки этих изделий в тех же строительных горизонтах, что и «кубиков» в виде построек, в том числе и на территории храмового комплекса.
Предметы быта
Зеркала. На Краскинском городище обнаружены фрагменты бронзовых зеркал и одно целое изделие. Для культуры Бохая это довольно редкие артефакты. На сегодняшний день, кроме Краскино, они найдены в целом и фрагментированном виде на городище Горбатка (Приморский край, Михайловский район) и в погребениях могильников Хуньцзуньюйчэн и Лунхай. Несмотря на то, что большая часть зеркал, обнаруженных на бо-хайских памятниках, вероятнее всего имеет танское происхождение, тем не менее ремесленники Бохая могли отливать свои. Целое зеркало, найденное при исследовании Краскинского городища, украшено уникальным растительно-геометрическим орнаментом, который не находит аналогий ни на одном из известных зеркал, изготовленных китайскими мастерами (рис. 6: 1; 11: 3). Семантический анализ декора и исследование технико-технологического процесса изготовления зеркала позволили высказать предположение о его местном изготовлении (Гельман и др. 2015: 15-16). Это тем более вероятно в силу того, что следы бронзолитейного производства обнаружены на бохайских памятниках Приморья, в том числе на Краскинском городище (Гельман, Кодзима 2013: 51-52). Находка данного артефакта на городище и сравнение его с другими целыми и фрагментиро-ванными изделиями позволили дать предварительную характеристику бо-хайских зеркал. Они имеют преимущественно квадратную форму, тонкие, с невысоким бортиком и миниатюрной центральной петлей-держателем.
Фрагмент сосуда. Уникальной является крышка миниатюрного сосуда (или шкатулки) в виде искусно вырезанной уточки из обгоревшего камня кварцевой породы чёрно-серого цвета, фрагменты которой обнаружены на Краскинском городище в пределах храмовой зоны в верхнем строительном горизонте (рис. 5: 6). Ближайшей аналогией данному изделию является каменная шкатулка в виде уточки, выставленная в экспозиции музея на Лоянской рабочей станции Института археологии Академии общественных наук. Найдена она во время раскопок танских могил в Янь-шаньсинъюань близ Лояна и датируется исследователями позднетанским временем*. Стилистическое и иконографическое сходство двух этих изделий позволяет высказать предположение о привозном характере кра-скинской шкатулки.
МИНИАТЮРНАЯ СКУЛЬПТУРА
К этой категории мы отнесли изделия, назначение которых не совсем очевидно и которые пока не имеют аналогов на других бохайских памятниках.
Керамические изделия. При исследовании дорожного полотна близ храмовой зоны на уровне 4-го строительного горизонта дороги обнаружен фрагмент миниатюрной керамической скульптуры в виде плоского сапожка (Гельман 2018). Изделие уплощенное, его высота 4,6 см, ширина «голенища» 2,2x2,7 см, толщина 1x1,1 см (рис. 10: 2). «Голенище» сапожка со стороны носка слегка расширяется от нижней части к верхней, утолщается и плавно закругляется. Подошва имеет вид ивового листа с заострённым носком. Аналогичных изделий на Краскинском городище ранее обнаружено не было. При раскопках одного из жилищ найдено миниатюрное
* Автор выражает благодарность А. Л. Ивлиеву, за предоставленную информацию.
77
скульптурное изображение головы лошади (рис. 5: 8; 8: 5). Можно предположить, что она выполняла функцию детской игрушки.
Изделия из бронзы. Уникальное изделие найдено при исследовании верхнего строительного горизонта в северо-восточной части городища — бронзовая миниатюрная фигурка двугорбого верблюда (рис. 6: 2). Эта находка в совокупности с костью верблюда, обнаруженной при исследовании этого же городища может свидетельствовать о том, что в окружной центр (Яньчжоу) заходили караваны животных, среди которых были и верблюды, гружённые товаром, который впоследствии отправляли отсюда морским путем (Города средневековых империй 2018: 130-131).
Выводы
В данной работе представлен далеко не весь, а лишь наиболее яркий и представительный материал по декоративно-прикладному искусству населения Краскинского городища. Его анализ позволяет реконструировать особенности мировоззрения разных слоёв общества, выяснить как развивалась культура городских жителей в процессе изменения политического и экономического статуса города, высказать предположения о разных аспектах жизнедеятельности населения Краскинского городища.
Предметы искусства демонстрируют выделение в культуре населения Краскинского городища двух компонентов — элитарного и массового. Первый развивался под сильным влиянием буддийской идеологии, а в декоративно-прикладном искусстве выражался в наличии статусных и социально значимых изделий. Народный компонент отражал традиционные представления бохайского населения, его эстетические вкусы, сохраняя мохэский пласт.
Предметы искусства позволяют проследить эволюцию городской культуры обитателей города. Технико-технологический, стилистический, иконографический анализы изделий декоративно-прикладного искусства вносят существенную лепту в освещение производственной деятельности населения, иллюстрируют широкие торговые связи города и отражают его положение как города-порта, расположенного на перекрёстке сухопутных и морских путей.
Некоторые архитектурно-декоративные элементы являются важным источником по выявлению внутренней периодизации городища. Они дают информацию о постепенном изменении статуса города, об эволюции художественных традиций под влиянием усилившейся централизации государства, ведущей к распространению единого архитектурного регламента.
В целом же материалы Краскинского городища позволяют говорить об искусстве Бохая как едином цельном феномене, поскольку найденные здесь предметы типичны для бохайской культуры. В то же время, уникальные вещи, обнаруженные на городище, свидетельствуют о самобытных чертах этого регионального центра и о его высоком значении для социально-экономического и политического развития этого региона в период средневековья.
Литература
Асташенкова Е.В. 2012. Наременная гар- Бохай. Токио: Университет Аояма. 9-17. нитура Краскинского городища. Ма- Асташенкова Е.В. 2013. Изображения Будд, териалы международной научной кон- Бодхисатв и буддийских божеств в ис-ференции. IX исследования государства кусстве Бохая. Гуманитарные исследо-
вания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. №5, 76-82. Асташенкова Е.В., Болдин В.И. 2004. Декор концевых дисков Краскинского городища. Россия и АТР. № 1, 122-129. Нинъань хунцзуньюйчан: ицзюцзюэр — иц-зюцзюу няньду бохай муди каогу фацзюэ баогао (Хунцзуньюйчан в Нинъани: отчет об археологических раскопках бо-хайского могильника в 1992-1995 годах). 2009. Пекин: изд-во «Вэньу». Щ&Ш : 1992~1995ЩШШШШШ"Щ^
Ш. -^М : 2009.
Ш 1-543 ;Т№Ш 544-621+212 Ш№о Бохай шанцзинчэн: ицзюцзюба - эрцяньци няньду каогу фацзюэ дяоча баогао (Городище Верхней столицы Бохая: отчёт об археологических раскопках и исследованиях в 1998-2007 годах). 2009. Пекин: изд-во «Вэньу». ШШ^МШ-
к^щхт^^щ^тт. -^М : я
т&т±, 2009.±®Ш 1-571 ;Т№ Ш 573-666Ш + 412 Ш;№> Вэй Цуньчэн. 2008. Бохай каогу (Археология Бохая). Пекин: Вэньу чубаньшэ. Гельман Е.И. Археологические раскопки на Краскинском городище в Хасанском районе Приморского края в 2018 году. Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф. 1, оп. 2, д. 884. Гельман Е.И., Асташенкова Е.В. 2018. Городская культура в государстве Бохай. Сибирские исторические исследования. № 2, 24-46. Гельман Е.И., Асташенкова Е.В., Бурав-лев И.Ю. 2017. Бронзолитейное производство в Бохае (по данным археологических исследований Краскинского городища). Мультидисциплинарные методы исследования в археологии. Вып.3. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН. 141-179 Гельман Е.И., Асташенкова Е.В., Буравлев И.Ю., Бойко А.А. 2015. Бронзовое зеркало из Краскинского городища. Мультидисциплинарные исследования в археологии. Вып. 2. Городища и поселения. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН. 9-16. Гельман Е.И., Кодзима Ё. 2013. Бронзоли-тейное производство бохайцев в долине р. Илистой. Вестник Томского государственного университета. Сер. История, №2, 22-25.
Горбунова Т.Г., Тишкин А.А., Хаврин С.В. 2009. Средневековые украшения конского снаряжения на Алтае: морфологический анализ, технология изготовления, состав сплавов. Барнаул: Азбука.
Города средневековых империй Дальнего Востока. 2018. М.: «Издательство Восточной литературы».
Ивлиев А.Л. 2014. Эпиграфические материалы Бохая и бохайского времени из Приморья. Россия и АТР. №4, 207-217.
Ивлиев А.Л., Болдин В.И., Никитин Ю.Г. 2001. Бохайские бронзовые шпильки. Произведения искусства и другие древности из памятников Тихоокеанского региона — от Китая до Гондураса. Владивосток: Дальнаука, 149-155.
Инь Шумэй. 2007. Бронзовая статуя Будды из Шанцзиня — бохайской Верхней столицы (г. Нинань). Northern Cultural Relics. № 2.
Сун Юйбинь. 2010. Анализ культурных факторов декора концевых дисков бо-хайской черепицы. Бохай: история и археология (в ознаменование 30-летия с начала археологических раскопок на Краскинском городище). Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 88-93.
Сун Юйбинь. 2014. Поиск истоков происхождения орнамента «перевернутое сердце» на бохайских концевых дисках. Средневековые древности Приморья. Вып. 3. Владивосток: Дальнаука, 329-344.
Чжань Цзюнь. 1994. Особенности развития культуры Бохая. Медиевистские исследования на Дальнем Востоке России. Владивосток: Дальнаука, 57-68.
Шавкунов Э.В. 1989. Каменное навершие с личиной-черепом из-под с. Кишиневка. Новые материалы по средневековой археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток: ДВО АН СССР, 113-120.
Шавкунов Э.В. 1996. Декор бохайской кровельной черепицы и его классификация. Археологи Северной Пацифики. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 127-144.
Liudingshan and bohaizhen aristocratic cemetery and capital site of the Bohai state, Tang dynasty. The Institute of Archaeology Chinese Academy of Social Sciences. 1997. Beijing: The Encyclopedia of China Pub-lishihg House.
APPLIED ARTS IN KRASKINSKOYE WALLED TOWN E.V. Astashenkova
Examining finds of Bohai applied art objects in view of technique and technologies, décor and shape, locus and/or archaeological environment, functionality, etc., we can better understand aesthetic preferences among mediaeval populations, prevailing social ideologies, traditions, cults, and beliefs, the developmental stage of manufacturing facilities, the patterns and vectors of economic, social or political variables, socio-political structuring at various stages of state development, and so on. Objects of art can be informative sources per se, as well as complement and clarify data already known from other sources. More than 30 years of research on Kraskinskoye fortified town site produced a sizeable collection of artifacts significant part of which constitute the objects of artistic value. Noteworthy, there are sets of items counting up dozens of samples assigned to a particular group by certain common features, and at the same time, isolated objects occur, some of them unique, others appearing similar to ones previously found on another Bohai sites. For the sake of this publication, we chose functionality as a signature feature for categorizing objects of decorative art as follows: architectural elements, belt accessories, decorations, adornments, housewares, miniature figurines of uncertain attribution. Analyzed in their entirety, these finds seem to be attesting to the Kraskinskoye site as a district center within the capital area. This collection of goods suggests the coexistence of two components within the medieval urban culture — elite and common — and permits to understand an evolution of urban culture as a whole. The architectural features are specifically important for temporal sequencing of the site occupation, defining its administrative status and substantiating our understanding of gradual strengthening of centralized power.
Keywords: Bohai state, Kraskinskoye walled town, applied arts, architectural ceramics, adornments, belt accessories, Buddhist figurines.
Refer ences
Astashenkova E.V. 2012. Naremennaya gar- Bohaj shanczinchen: iczyuczyuba — ercyan'ci
nitura Kraskinskogo gorodishha. [Belt ac- nyan'du kaogu faczyue dyaocha baogao
cessories from Kraskinskoye walled town]. [The site of the Bohai's Upper Capital City:
Materialy ' mezhdunarodnoj nauchnoj kon- report on archaeological excavations and
ferencii. IX issledovaniya gosudarstva Bo- explorations in 1998-2007]. 2009. Pekin:
haj. Tokio: Universitet Aoyama. 9-17. izd-vo «Ven'u».
Astashenkova E.V. 2013. Izobrazheniya Budd, Vej Cun'chen. 2008. Bohaj kaogu [Archaeol-
Bodxisatv i buddijskix bozhestv v iskusstve ogy of Bohai]. Pekin: Ven'u chuban'she.
Bohaya. [Representations of Buddha, bo- Gel'man E.I. Arheologicheskie raskopki na
dhisattvas and Buddhist deities in the Kraskinskom gorodishche v Hasanskom
Bohai art]. Gumanitarny'e issledovaniya rajone Primorskogo kraya v 2018 godu.
v Vostochnoj Sibiri i na DaVnem Vostoke. [Archaeological excavations on Kraskins-
№5, 76-82. koye walled town in the Khasan district of
Astashenkova E.V., Boldin V.I. 2004. Dekor Primorski Krai in 2018]. Arhiv IIAE DVO
koncevy'x diskov Kraskinskogo gorod- RAN. F. 1, op.2, d. 884.
ishha. [Decorations on the edge disks from Gel'man E.I., Astashenkova E.V. 2018. Gorod-
Kraskinskoye walled town]. Rossiya i ATR. skaya kul'tura v gosudarstve Bohaj. [Urban
№ 1, 122-129. culture in the Bohai state]. Sibirskie is-
Nin'an hunczun'yujchan: iczyuczyuer — ic- toricheskie issledovaniya. №2, 24-46.
zyuczyuu nyan'du bohaj mudi kaogu fac- Gel'man E.I., Astashenkova E.V., Buravlev I.
zyue baogao [Ning rainbow trout farm: Yu. 2017. Bronzolitejnoe proizvodstvo v
report on archaeological excavations on Bohae (po dannym arheologicheskih is-
the Bohai cemetery in 1992-1995). 2009. sledovanij Kraskinskogo gorodishcha).
Pekin: izd-vo «Ven'u», 2009. [Bronze-casting industry in Bohai (by ar-
chaeological data from Kraskinskoye walled town site)]. Mul'tidisciplinarnye metody issledovaniya v arheologii. Vyp.3. Vladivostok: IIAE DVO RAN. 141-179
Gelman E.I., Astashenkova E.V., Burav-lev I.Yu., Bojko A.A. 2015. Bronzovoe zerkalo iz Kraskinskogo gorodishcha. [Bronze mirror from Kraskinskoye walled town site]. Mul'tidisciplinartnye issledovaniya v arheologii. Vyp. 2. Gorodishcha i posele-niya. Vladivostok: IIAE DVO RAN. 9-16.
Gel'man E.I., Kodzima Yo. 2013. Bronzolite-jnoe proizvodstvo bohajcev v doline r. Il-istoj. [The Bohai's bronze-casting production in the valley of riverIlistaya]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Istoriya, №2, 22-25.
Gorbunova T.G., Tishkin A.A., Havrin S.V. 2009. Srednevekovye ukrasheniya konskogo snaryazheniya na Altae: morfologicheskij analiz, tekhnologiya izgotovleniya, sostav splavov. [Mediaeval horse harness embellishments from Altai: morphological analysis, production technology, alloy compositions]. Barnaul: Azbuka.
Goroda srednevekovyh imperij Dal'nego Vos-toka. [Towns in mediaeval empires of the Far East]. 2018. M.: «Izdatel'stvo Vostoch-noj literatury».
Ivliev A.L. 2014. Epigraficheskie materialy Bohaya i bohajskogo vremeni iz Primor'ya. [Epigrahic materials associated with Bohai and its time found in Primorye]. Rossiya i ATR. №4, 207-217.
Ivliev A.L., Boldin V.I., Nikitin Yu.G. 2001. Bohajskie bronzovye shpil'ki. [Bohai-made bronze replicas]. Proizvedeniya iskusstva i drugie drevnosti iz pamyatnikov Tiho-okeanskogo regiona — ot Kitaya do Gondu-rasa. Vladivostok: Dal'nauka, 149-155.
In' Shumej. Bronzovaya statuya Buddy iz Shanczinya — bohajskoj Verhnej stolicy
(g. Ninan'). [Bronze Buddha statue from Shanjin, the Bohai's Upper Capital (Ning'-an city)]. Northern Cultural Relics, № 2, 2007.
Sun Yujbin. 2010. Analiz kul'turnyh faktorov dekora koncevyh diskov bohajskoj che-repicy. [Analysis of cultural aspects of decoration on end disks of Bohai tiles]. Bo-haj: istoriya i arheologiya (v oznamenovanie 30-letiya s nachala arheologicheskih raskop-ok na Kraskinskom gorodishche). Vladivostok: IIAE DVO RAN, 88-93.
Sun Yujbin'. 2014. Poisk istokov proiskhozh-deniya ornamenta «perevernutoe serdce» na bohajskih koncevyh diskah. [Searching for the origins of the "upside down heart" decor on the Bohai's end-disk tiles]. Srednevekovye drevnosti Primor'ya. Vyp. 3. Vladivostok: Dal'nauka, 329-344.
Chzhan' Czyun'. 1994. Osobennosti razvitiya kul'tury Bohaya. [Peculiarities in the development of the Bohai culture]. Medievistskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke Rossii. Vladivostok: Dal'nauka, 57-68.
Shavkunov E.V. 1989. Kamennoe navershie s lichinoj-cherepom iz-pod s. Kishinevka. [Stone head with skull image from the vicinity of Kishinevka village]. Novye materialy po srednevekovoj arheologii Dal'nego Vostoka SSSR. Vladivostok: DVO AN SSSR, 113-120.
Shavkunov E.V. 1996. Dekor bohajskoj kro-vel'noj cherepicy i ego klassifikaciya. [Decor on the Bohai roof tiles and its categorization]. Arheologi Severnoj Pacifiki. Vladivostok: IIAE DVO RAN, 127-144.
Liudingshan and bohaizhen aristocratic cemetery and capital site of the Bohai state, Tang dynasty. The Institute of Archaeology Chinese Academy of Social Sciences. 1997. Beijing: The Encyclopedia of China Pub-lishihg House.